ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ - СУДЕБНЫЙ ОРГАН КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ 6
§1.1 История развития института судебного кoнcтитуциoннoгo кoнтpoля в Российской Федеpaции 6
§ 1.2 Место Конституционного Суда Российской Федерации в механизме государственной власти...14
§1.3 Правовое регулирование статуса Конституционного Суда Российской Федерации 18
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
§ 2.1 Состав, порядок формирования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации 24
§ 2.2 Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации 29
§ 2.3 Юридическая сила решений Конституционного Суда Российской Федерации 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
CПИCOК ИCПOЛЬЗOВAННЫХ ИCТOЧНИКOВ И ЛИТЕPAТУPЫ
Актуальность темы исследования. Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим cудебную власть посредством конституционного cудoпpoизвoдcтвa.
Появление Конституционного Суда РФ как органа судебного контроля вызвало немало исследований, дискуссий. Так, его изучение, который, в свою очередь, непосредственно связан с правовым фундаментом - Конституцией Российской Федерации, затрагивающего все сферы жизнедеятельности страны - социально-экономическую, политическую, государственно-правовую и духовную, остаётся и по сей день aктуaльным. Сейчас Россия проходит сложный, но важный этап развития. Меняются социально-экономический, политический и другие важные курсы страны. Соответственно, подобные изменения ведут и к переменам в правовом сознании, правовой культуре населения в целом, а также, во взаимоотношениях с другими развитыми странами. Так, являясь гарантом политической стабильности, правовой защищённости народа, Конституционный Суд РФ на фоне подобных кардинальных реформ является одним из основных самых значимых показателей в становлении Российской Федерации в качестве правового государства.
Учитывая тот факт, что Конституционный суд РФ появился относительно недавно, нельзя не сказать и о значимости и весомости его решений. Решения Конституционного Суда РФ - новый источник российского права, посредством которых Конституционный Суд осуществляет правокорректирующую функцию относительно нормотворчества органов публичной власти, направленную на правовую защиту Конституции России, обеспечение ее непосредственного действия и эффективной реализации.
В связи с этим не только познавательное, но и существенное практическое значение имеет изучение решений Конституционного Суда РФ, его правовых позиций как в вузах будущими юристами, так и практикующими.
Такое изучение призвано служить более глубокому пониманию содержания принципов и норм Конституции России, которые действуют в единстве с их истолкованием Конституционным Судом РФ, более эффективному формированию конституционного правопонимания, принципов, норм, институтов различных отраслей права, недогматического правового мышления, приобретению навыков использования решений Конституционного Суда РФ в будущей практической работе в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, прокуратуре, адвокатуре и др.
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.
В реформирующейся Российской Федерации проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного контроля и надзора. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым его воплощением.
Итак, цель данной дипломной работы - изучить конституционно-правовой статус судебного органа - Конституционного Суда Российской Федерации.
Данная цель достигается решением следующих задач:
- изучить историю развития института судебного конституционного контроля в Российской Федерации;
-проанализировать место Конституционного Суда PФ в механизме государственной власти;
-изучить правовое регулирование статуса Конституционного Суда PФ; -рассмотреть состав, порядок формирования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации;
-изучить компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации; -проанализировать юридическую силу решений Конституционного Суда Российской Федерации;
-изучить гарантии деятельности судей Конституционного Суда Российской.
Степень разработанности темы: среди известных учёных, которые занимались данными проблемами, можно отметить следующих: C.A. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, А.М. Барнашов, И.С. Бастен, А.А. Белкин, С.В. Боботов, Н.А. Богданова, С.Н. Братусь, Т.А. Васильева, А.Б. Венгеров, С.И. Вильнянский, Н.В. Витрук, Н.Н. Вопленко, Г.А. Гаджиев, А.Г. Гатауллин, С.Г. Голубицкая, Ж.В. Григорова, И.В. Дамбаева, В.Д. Зорькин, В.Н. Карташов, Д.А. Керимов, Е.В. Колесников, В.А. Кряжков, О.Е. Кутафин, В.В. Лазарев, Л.В. Лазарев, В.О. Лучин, М.А. Митюков, Т.Г. Морщакова, П.Е. Недбайло, С.Э. Несмеянова, Ж.И. Овсепян, А.С. Пиголкин, А.Л. Питерская, О.В. Романова, Ю.Д. Рудкин, Б.А. Страшун, В.Г. Стрекозов, Е.Б. Султанов, О.И. Тиунов, Б.Н. Топорнин, В.А. Туманов, В.Т. Филиппов, Т.Я. Хабриева, А.Ф. Черданцев, В.Е. Чиркин.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, основной чacти (содержит в себе две главы), заключения и списка использованных источников и литературы.
1. Учреждение Конституционного Суда Российской Федерации стало одним из ключевых показателей становления России в качестве правового государства.
Делая вывод об истории развития института судебного конституционного контроля в Российской Федерации, учреждение Конституционного Суда РФ стало одним из ключевых показателей становления Российского государства в качестве правового государства. Несмотря на то, что начиналось с Комитета конституционного надзора в СССР, в настоящий момент Конституционный Суд РФ — орган судебного контроля, относящийся к судебной ветви государственной власти, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции России.
Правовое регулирование статуса Конституционного Суда РФ осуществляется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» принятой 24 июня 1994 году.
Согласно Конституции России и названному Закону, Конституционный Суд РФ обладает широкими полномочиями, реализация которых призвана обеспечивать в стране режим конституционной законности, от уровня которой зависит действенность защиты граждан, государства и общества в целом.
Кoнcтитуциoнный суд РФ (в oтличие OTвсех пpoчих cудoв) впpaве oтменить неконституционный закон или иное правовое положение.
Также, стоить отметить, что многие исследователи задаются вопросом о проблеме понимания понятий конституционный контроль и конституционный надзор. Одни считают, что они тождественны, так как они объединены одной целью, другие их разделяют. Существует и такое мнение, что оба понятия являются составными элементами правовой охраны Конституции России, соблюдения конституционной законности в стране. Так, несмотря на существующие отличия их, речь должна идти о едином правовом институте.
2. Конституционное судопроизводство имеет ряд особенностей.
Во-первых, согласно Федеральному конституционному закону «Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов..
В Конституционном Суде РФ очень ограничены возможности выбора тактики отстаивания интересов. Публичность, яркость выступления не оказывают здесь такого влияния, как в обычных судах. Необходимо уметь моделировать ситуацию и находить решение, строго обоснованное законом.
Во-вторых, конституционное судопроизводство, в отличие от других видов юридических процессов, достаточно скоротечен. То есть всего одна инстанция. Решения Конституционного Суда РФ окончательны и не подлежат обжалованию и опротестованию.
В-третьих, защита конституционных прав и свобод в конституционном судопроизводстве реализуется не только через отстаивания прав конкретного человека и гражданина, а в форме защиты прав и свобод всех лиц, по отношению к которым может быть применен оспариваемый правовой акт, т.е. защищаются публичные интересы.
3. Как известно, решения судов должны быть законными, справедливыми и обоснованными. Только при соблюдении этих принципов будет оправданно существование презумпции их истинности, которая должна означать, что вступившее в силу решение Конституционного Суда РФ считается истинным до тех пор, пока оно не отменено этим же Судом в порядке, установленном Федеральным конституционным законом. Возможность в правовом государстве пересмотра решений должна исето место. Только в этом случае стадии конституционного судопроизводства обретут системность и логическую целостность.
Опираясь на выводы, были сделаны следующие предложения:
1. Предлагаем дополнить Закон «О Конституционном Суде Российской
Федерации» статьей, под названием «Пересмотр решения Конституционного Суда РФ» следующего содержания:
Решение Конституционного Суда PФ пересматривается по инициативе самого Суда на заседании большинством голосов судей.
Основаниями пересмотра являются:
1) вновь открывшиеся обстоятельства, которые не были известны на момент принятия постановления или заключения, при условии, что они существенно влияют на вынесенное Судом решение;
2) изменение норм Конституции Российской Федерации или
законодательного акта, послуживших основанием для принятия пересматриваемого решения;
3) существенные процессуальные нарушения, допущенные Судом при вынесении пересматриваемого решения и установленные с соблюдением требований конституционного судопроизводства".
2. Существует также потребность в дополнении Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» праве такой нормой: "В заседании Конституционного Суда РФ участвуют Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции ГФ и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации". (Подобная норма имелась в Законе 1991 года.)
4. Правильное и своевременное применение судами общей юрисдикции
решений Конституционного Суда РФ, его правовых позиций способствует обновлению и конституционализации действующего законодательства от дефектных норм, а также, конституционализации всей судебной практики (общей и арбитражной). Судьи, разрешая конкретные дела, вынуждены восполнять пробелы и разрешать противоречия действующего законодательства, создавая при этом новое судебное право. Важнейшим источником в этом процессе являются решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ.
5. Право толкования законов и обобщения судебных казусов стало важнейшей прерогативой судебной власти, способствующей повышению ее роли в развитии и совершенствовании права. Учет законодателем при разработке новых законов судебной практики, в том числе формируемой решениями Конституционного Суда РФ, позволяет говорить о прочном становлении судебной власти в нашей стране.
6. Судебное право опережает в своем развитии законодательный процесс. Оно более подвижно и поэтому оперативней учитывает изменяющуюся правовую действительность. Судьям при рассмотрении конкретных дел зачастую приходится разрешать возникающие в правовой действительности казусы, которые законодатель не всегда успевает урегулировать. В связи с пробелом в праве у судьи зачастую не оказывается под рукой необходимого закона. Отказать же в правосудии он не может и обязан разрешить спор, основываясь на общих принципах права. При этом судья не "изобретает" общих принципов права, а лишь выводит их из правовой системы, из определенных совокупностей отраслевых норм. Так, решения Конституционного Суда и здесь играют решающую роль.
Таким образом, на фоне кардинальных изменений почти во всех сферах жизнедеятельности страны, появление такого судебного органа как Конституционный Суд РФ РФ, а также, успешная его деятельность, эффективная реализация полномочий не только на бумаге, но и на практике, показывает стабильность данного органа, что в свою очередь влечёт к становлению настоящего гражданского общества, повышению правового сознания и правовой культуры населения страны, в целом, которое ведёт к становлению России в качестве правового государства. Данный факт даёт свой вес и на международной арене и является одной из составляющих воспитания здоровой нации.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// «Собрание
законодательства Российской Федерации» от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398
2. Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (ред. от 15.02.2016г) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 6 ст. 550 .
3. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от
31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 9 ст. 1011
4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О
судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. 5 февраля 2014 г.) // «Собрание законодательства Российской Федерации» от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1
5. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О
Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп. 14 декабря 2015 г) // «Собрание законодательства Российской Федерации» от 25 июля 1994 г. № 13 ст. 1447
6. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской
Федерации» (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) // «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1792
7. Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 30.12.2015) "О вынужденных
переселенцах" // "Российская газета" от 20 марта 1993 г., N 54
8. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. N 42 ст. 5005
9. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре
Российской Федерации"(в ред. от 28.11.2015) // Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
10. Указ Президента РФ от 20 марта 1996 г. № 401 «О дополнительных мерах по обеспечению деятельности судов в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25.07. 2014 г. N 529) // «Собрание законодательства Российской Федерации», 25 марта 1996 г., № 13, - С. 1306.
11. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации (принят
решением Конституционного Суда РФ от 1 марта 1995 г. N 2-1/6) (в редакции от 24 января 2011 г.) (с изменениями и дополнениями от
02.07.2015)//Опубликован не был.
2. Учебная литература
12. Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы - М. Инс-т права и публ. политики, 2005.
13Авакьян C.A.. Конституционное право POCCHH:учебный курс. — В 2 т. Т. 2, Учебное пособие / С.А.Авакьян; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.-912 с.
14. Баглай М.Н. Конституционное право Российской Федерации:
Учебник/М.В.Баглай - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 768 с.
15. Ведерникова O.I I., Ершов В.В., Судебная система Poc^^ М., 2007.
16. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. Учебное пособие/Н.В.Витрук; Российская академия правосудия.- 4-е изд., перераб. и доп. - М., Норма: НИЦ ИНФА-М, 2012 - 592 с.
17. Витpук Н.В. Кoнcтитуциoннoе право Российской Федерации:Учебник / Российская академия правосудия; Под общ.ред. Н.В.Витрука.-М.: Норма:ИНФРА-М,2010.- 656 с.
18. Гатауллин А.Г. Pегиoнaльнoе кoнcтитуциoннoе пpaвocудие: современное состояние и проблемы / А.Г. Гатауллин. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2011. - 312 с.
19.Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Конституционный Суд РФ Российской Федерации ; Под ред.проф. В.Д. Зорькина.- 2-е изд., пересмотр.-М.:Норма:ИНФА-М, 2011.-1008 с.
20.Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции Росстйской Федерации / Под ред. проф. В.Д.Зорькина - 3 -е изд.,пересмотр. - М.: Норма:НИЦ ИНФА- М, 2013. - 1040 с.
21. Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и организации: учебник / Под ред. В.А. Козбаненко. - М.: Статус, 2006.
22. Козлов А.Е. Конституционное право: учебник / Отв. ред. А.Е. Козлов. - М.: Издательство «Юрист», 2004.
23. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. - ОАО «Издательский дом «Городец»; «Формула права», 2003.
24. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции
Российской Федерации // Отв. ред. В.В.Лазарев - М., «Экспо», 2003.
25. Мазуров AH. Комментарий к Федеральному Конституционному Закону «O Конституционном Суде Poccийcкoй Федерации» - М., «ЮрИНФОРМ», 2007
26. Петрухин И.Л. Судебная власть Ин-т гос.и пр. PAH - М.: Проспект: ТК Велби , 2003.
27. Подзоров С.А. Судоустройство: судебная власть, адвокатура, нотариат, прокуратура - М., 2006.
28.Чиркин В.Е. Конституционное право Poc^a Практикум. - 2-е изд.,
перераб. И доп. - М.: Юристъ, 2004.
3. Специальная литература
29. Боброва В. Развитие законодательства о конституционных (уставных) судах // «Poccийcкaя юстиция». 2002. N 1
30. Бондарь Н.С. Конституционное пpaвocудие как фактор модернизации российской гocудapcтвеннocти // «Журнал российского пpaвa». 2005. № 11
31. Брежнев О.В. Проблемы законодательного обеспечения исполнения
решений конституционных (уставных) cудoв cубъектoв Российской Федерации // «Законодательств». 2006. N 4
32. Витушкин В.А. Oпpеделения как вид pешений Конституционного Оуда Российской Федерации // «Журнал российского права». № 3. март 2005 г.
33. Гаджиев Г. Рыночная экономика в решениях Конституционного Суда РФ// «Российская юстиция». 2001. N 10
34. Ершов Е. О правовом статусе Конституционного Суда Российской Федерации // «Российская юстиция». 2004. № 2
35. Жуйков В. Конституционный Суд РФ выполняет историческую роль // «Российская юстиция». 2001. N 10
36. Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // «Журнал российского права». 2004. № 12
37. Кажлаев C.A. О нормотворчестве Конституционного Суда Российской Федерации // « Журнал российского права». 2004. № 9
38. Лушников В. Институт разъяснения решения Конституционного Суда // «эж-ЮРИСТ». № 17. апрель 2005 г.
39. Лушников В. Ocoбеннocти конституционного судопроизводства // «Эж- ЮРИСТ». 2004. № 49
40. Лыгин Н.Я., Ткачев В.Н. К вопросу о реализации конституционной законности в правоприменительной практике судов и органов государственной власти, // «Законодательство».2006. N 7, 8
41. Полин A.A. Конституционный процесс: проблемы и категории // «Журнал российского права». 2004. № 1
42. Тиунов O. Решения Конституционного Суда РФ и международное право // «Poccийcкaя юстиция». 2001. N 10
43.Чепурнова Н. Решения Конституционного Суда РФ как образец юридической гармонии // «Российская юстиция». № 10. октябрь 2001 г.
4. Судебная практика
44. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»// «Российская газета» от 6 апреля 2015 г. № 71.
45. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 7-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» // «Российская газета», от 23.03.2016 г. № 60
46. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 г. № 1-П «По
делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»// "Собрание законодательства РФ", N 4, 25.01.2016, ст. 551
47. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.02.2015 N 1-П "По делу о проверке конституционности части 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции" в связи с жалобой гражданина П.Ф. Юхименко" // "Российская газета" от 18 февраля 2015 г. N 33
48. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.11.2002 N 15-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого пункта 6 статьи 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" в связи с жалобой гражданина М.А. Мкртычана" // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 48 ст. 4829
49. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» // "Российская газета", N 82-83, 27.04.2000
50. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П «По
делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127
Конституции Российской Федерации» // "Российская газета", N 121, 30.06.1998
51. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.1995 N 16-П "По делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утвержденного Постановлением Калининградской областной Думы от 8 июля 1994 года" // "Российская газета", N 246, 27.12.1995
52. Определение Кoнcтитуциoннoгo Cудa РФ OT19 aпpеля 2001 г. N 65-О "По ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан"// "Собрание законодательства РФ", N 20, 14.05.2001, ст. 2059