Введение 4
1. Правовая природа муниципальной службы 8
1.1. Понятие и признаки муниципальной службы 8
1.2. Принципы муниципальной службы 24
1.3. Региональные программы развития муниципальной службы 36
2. Правовое положение муниципального служащего 49
2.1. Должность муниципальной службы, особенности ее прохождения . ...49
2.2. Права и обязанности муниципального служащего 61
2.3. Гарантии для муниципального служащего 67
Заключение 74
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной
практики и специальной литературы
Актуальность темы «Муниципальная служба» обусловлена тем, что осуществляемая в стране широкомасштабная работа по реформированию одной из важнейших основ конституционного строя России, какой по праву является местное самоуправление, выдвинула ряд актуальных и непростых задач, связанных с преобразованием как в целом функционирования местного самоуправления, так и укрепления в его системе кадрового потенциала и кадровой политики, поскольку повышение эффективности работы органов местного самоуправления находится в прямой зависимости от того, в каком состоянии находится правовое регулирование отношений в сфере муниципальной службы. В результате проводимых реформ местного самоуправления, служба в муниципальных органах приобрела качественно новое содержание.
Возросшее за последнее десятилетие значение местного самоуправления в обеспечении интересов населения диктует потребность в квалифицированных муниципальных служащих.
Муниципальное право, регулирующее институт муниципальной службы, является довольно молодой отраслью права. При этом оно играет важную роль в правовой системе, так как, являясь инструментом регулирования общественных отношений, обеспечивает присущими ему средствами решение задач, стоящих перед обществом и государством. В условиях, когда общественные движения в стране не имеют еще должного авторитета и влияния в широких слоях населения, муниципальные правовые институты стали основной силой, определяющей направление и характер проводимых реформ. Вместе с тем, в их деятельности отчетливо проявляются не только позитивные, но и негативные элементы, когда фактически и по существу элементы старой административной практики управления общественным развитием не только сохраняются, но и воспроизводятся на новой социальной и политической основе.
Длительное время поступление граждан на муниципальную службу, карьерное продвижение, а также оценка профессионализма и деловых качеств муниципальных служащих в большей степени зависели от личного отношения к ним руководителя муниципального органа, нежели от их профессионального уровня и деловых качеств. Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие в результате реформирования муниципальной службы, направления кадровой работы не получили достаточной законодательной регламентации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований и зачастую носят формальный характер. Не проведены в жизнь такие принципы, на которых базируется институт муниципальной службы в России, как принцип равного доступа граждан к муниципальной службе, принцип компетентности и профессионализма кадров, принцип стабильности муниципальной службы.
Негативно влияют и низкий уровень правосознания, слабая подготовленность управленческих кадров. Многие муниципальные служащие оказались слабо подготовленными для работы в современных условиях, так как их знания, умения и навыки сформировались в иной общественной среде, требовавшей иных общекультурных, профессиональных и личностных качеств. Утвердившийся ранее стереотип поведения и профессиональной деятельности во многом является сдерживающим фактором.
Образовавшийся дефицит компетентных кадров выдвинул на первый план проблему создания корпуса муниципальных служащих, обладающих современными научными знаниями, умениями и навыками и профессионально подготовленных к осуществлению целей и функций как государства, так и местных муниципальных сообществ в своей практической деятельности.
В современных условиях реформирования системы местного самоуправления в России значительно возрастает роль муниципального служащего, повышаются требования к его профессиональному образованию, профессиональным навыкам и умениям, творческому отношению к порученному делу. Это, в свою очередь, находит отражение в вопросах организации муниципальной службы, приема, прохождения, организации аттестации и конкурса, в осуществлении прав и обязанностей муниципальными служащими.
К сожалению, в юридической науке муниципальной службе, по сравнению с государственной службой, уделяется второстепенное значение. Главной причиной такого распределения является то, что муниципальное право, правовым институтом которого является муниципальная служба, является одной из новейших отраслей российского права. Поэтому муниципальная служба в той же мере, что и другие категории муниципального права нуждаются в самостоятельном комплексном исследовании.
Сложность темы и ее недостаточная разработанность предопределяют необходимость осуществления комплексного исследования системы и процесса реализации муниципального права, прежде всего, через такой основной механизм, как институт муниципальной службы и его соответствующее кадровое обеспечение.
Объектом исследования являются муниципальные правоотношения, возникающие в процессе функционирования муниципальной службы.
Предметом исследования выступает правовой институт муниципальной службы как управленческий механизм реализации конституционного права граждан Российской Федерации на местное самоуправление исходя из специфики правового регулирования муниципальной службы в субъектах Российской Федерации.
Цель работы - анализ муниципальной службы.
Задачи работы:
1. Раскрыть правовую природу муниципальной службы.
2. Рассмотреть правовое положение муниципального служащего.
Структуру работы составляют введение, две главы, заключение и список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы.
Нормативную базу работы составили нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан.
Различные аспекты правового регулирования муниципально-служебных отношений рассматриваются в работах Г.В. Атаманчука, Г.В. Барабашева, А.В. Володина, А.Г. Гладышева, И.Р. Гиммаева, В.А. Гневко, В.В. Еремяна, Л.А. Калиниченко, Н.В. Колесникова, С.А. Казакова, В.А. Кобзаренко, Е.В. Мирониченко, И.И. Овчинникова, С.В. Михневой, В.И. Фадеева, С.Ю. Фабричного, А.А. Наквасиной, О.Л. Савранской, Н.В. Степанова, С.Е. Чаннова, Е.С. Шугриной.
Однако, пока недостаточны комплексные исследования проблем поступления, прохождения и прекращения муниципальной службы на основе системного анализа законодательства о муниципальной службе, в том числе, проблемы формирования кадрового состава муниципальной службы, повышения эффективности службы граждан в органах местного самоуправления, защиты прав муниципальных служащих при прохождении муниципальной службы и при проведении различных мероприятий, направленных на повышение уровня профессионализма и компетентности муниципальных служащих.
Теоретической базой данной работы послужили труды таких представителей науки муниципального и иных отраслей права, как С.А. Авакьян, Л.В. Андриченко, С.Н. Братановский, Д.О. Ежевский, Е.А. Ершова, Е.Ю. Киреева, А.Ю. Кирьянов, О.А. Кожевников, М.Н. Малышева, А.Н. Миронов, С.В. Михнева, В.В. Онохова, Е.С. Шугрина и др.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие основные выводы.
Муниципальная служба - это профессиональная деятельность соответствующего лица, осуществляется на постоянной основе, предполагает занятие одной из должностей муниципальной службы, замещается лишь на основании договора (контракта).
В большинстве субъектов Федерации создана собственная правовая база деятельности органов местного самоуправления. Наряду с конституциями и уставами регионов она объединяет законы об организации местного самоуправления и о муниципальной службе. Муниципальную службу регламентируют также уставы местного самоуправления, определяющие структуру, порядок формирования органов местного самоуправления, их компетенцию и т.п.
В Республике Татарстан развитию местного самоуправления традиционно уделяется самое пристальное внимание. Сформировано законодательство о муниципальной службе, решены организационные вопросы, разработаны должностные регламенты муниципальных служащих, подбор персонала осуществляется на конкурсной основе, налажено информационное взаимодействие всех уровней власти через систему электронного правительства.
Основными принципами муниципальной службы являются приоритет прав и свобод человека и гражданина; равный доступ граждан к муниципальной службе и равные условия ее прохождения; профессионализм и компетентность муниципальных служащих; стабильность муниципальной службы; доступность информации о деятельности муниципальных служащих; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; единство основных требований к муниципальной службе; правовая и социальная защищенность муниципальных служащих; ответственность муниципальных служащих при исполнении своих должностных обязанностей; внепартийность муниципальной службы.
Должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления, которая образуется в соответствии с уставом муниципального образования и находится в прямой связи с кругом обязанностей по исполнению полномочий органа местного самоуправления. Правовой статус муниципальных служащих составляют их права, обязанности, гарантии, а также ответственность, которые предусмотрены как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов РФ и муниципальных образований. Основной проблемой в предоставлении гарантий муниципальным служащим является отсутствие необходимой материальной базы для их реализации.
Подводя итог вышесказанному, стоит заметить, что, несмотря на серьезные изменения законодательства о муниципальной службе, остаются нерешенными отдельные проблемы, решение которых поднимет не только престиж муниципальной службы и муниципального служащего, но также привлечет на муниципальную службу квалифицированных специалистов:
1. Законодательство субъектов РФ в области регулирования муниципальной службы, в основном, дублирует положения законодательства РФ, не внося существенных изменений в соответствии с особенностями конкретного региона. Субъекты РФ при разработке законодательства, непосредственно относящегося к организационной стороне муниципальной службы (численность, структура, оплата труда и т.д.), должны учитывать исторические и местные традиции региона.
2. Субъекты РФ могут в форме закона утверждать реестры должностей муниципальной службы. Однако, как представляется, такой реестр должен давать муниципальным образованиям возможность в определенных пределах вводить должности, в нем отсутствующие. В реестре более важны не перечни конкретных должностей, а принципы разделения последних на отдельные категории, виды.
3. Квалификационные требования к муниципальным служащим устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, определяемых законом субъекта Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Получается, что в каждом субъекте Федерации могут быть установлены свои типовые квалификационные требования для муниципальных должностей муниципальной службы. Результатом таких установлений может стать невозможность для муниципального служащего равнозначного перехода или поступления на муниципальную должность, например в случае его переезда из одного субъекта Федерации в другой.
Таким образом, могут быть нарушены такие принципы муниципальной службы, как принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком РФ, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения, принцип единства основных требований к муниципальной службе, принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих. Для того, чтобы избежать таких негативных последствий, было бы правильно обеспечить в федеральном законодательстве о муниципальной службе единый подход к определению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в РФ.
4. В настоящее время не решены должным образом вопросы, решение которых поможет улучшить положение дел в области муниципальной службы или поднять ее на более высокий уровень:
- не обеспечена должная оплата труда и набор необходимых социальных льгот, стимулирующих высокопрофессиональный управленческий труд и гарантирующих престижность положения муниципального служащего;
- отсутствуют методики оценки труда и продвижения по служебной лестнице в соответствии с общественно значимыми результатами. Данное право даже не закреплено в ст. 11 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», где перечисляются основные права муниципального служащего;
- необходимо обязательно дифференцировать статус муниципального служащего в зависимости от уровня образования, наличия ученой степени и ученого звания, стремления повышать образовательный уровень, а также желания передавать его другим служащим.
5. Проведенный анализ позволяет отметить недостаточный опыт разработки региональных программ развития муниципальной службы. Многие из них дублируют положения федеральных законов и законов субъектов РФ. На это определенное влияние оказывает отсутствие методических рекомендаций по их разработке, что приводит к принятию только программ по подготовке и переподготовке муниципальных служащих.
В целях обеспечения единого подхода субъектов Российской Федерации к разработке региональных целевых программ развития муниципальной службы возникает необходимость подготовки специальных методических рекомендаций по их разработке. При этом должны быть учтены приоритетные направления развития муниципальной службы. Методика должна включать в себя требования, предъявляемые к структуре программы, содержанию каждого раздела программы, расчет различных показателей, определяющих основные ее параметры, систему управления ходом ее реализации, мониторинг выполнения программных мероприятий.
При разработке программ развития муниципальной службы должны учитываться следующие базовые положения:
- муниципальная служба связана с местным самоуправлением, поэтому она оказывает существенное воздействие на развитие гражданского общества, в силу чего должна быть открытой и прозрачной для населения муниципального образования;
- муниципальная служба может развиваться в полной мере при условии ее постоянного совершенствования и развития местного самоуправления;
- программы развития муниципальной службы должны разрабатываться с учетом предписаний Федерального закона о муниципальной службе и региональных законов о муниципальной службе, достижений, полученных в ходе реализации предыдущих программ, а также программ развития муниципальной службы других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с учетом зарубежного опыта муниципального управления;
- программы должны обеспечивать достижение оптимального эффекта в развитии муниципальной службы;
- мероприятия, предусмотренные в программе, должны быть реально выполнимыми с учетом лимита денежных средств, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации.
6. В целях устранения проблем финансового характера, которые препятствуют подготовке и формированию кадрового резерва муниципальной службы, основная роль в финансировании мероприятий по подготовке кадрового резерва муниципальной службы с учетом того, что большинство муниципальных образований в стране являются дотационными, должна принадлежать органам государственной власти субъектов Федерации. Представляется, что именно они должны обеспечить реализацию принципа взаимосвязи государственной и муниципальной службы в части обеспечения единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, предусмотренных п. 3 ст. 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
1. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.1966 // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.
2. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. - 1993. - № 237.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ
[официальный текст принят Гос. Думой 21 декабря 2001 года: по состоянию на 30 декабря 2015 года] // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ
[официальный текст принят Гос. Думой 17 июля 1998 года: по состоянию на 15 февраля 2016 года] // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» [официальный текст принят Гос. Думой 16 сентября 2003 года: по состоянию на 3 февраля 2015 года] // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
6. Федеральный закон от 2.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [официальный текст принят Гос. Думой 7 февраля 2007 года: по состоянию на 15 февраля 2016 года] // СЗ РФ. - 2007. - № 10. - Ст. 1152.
7. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» [официальный текст принят Гос. Думой 7 июля 2004 года: по состоянию на 30 декабря 2016 года] // СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
8. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [официальный текст принят Гос. Думой 25 апреля 2004 года: по состоянию на 13 июля 2015 года] // СЗ РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
9. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [официальный текст принят Гос. Думой 30 ноября 2001 года: по состоянию на 28 декабря 2013 года] // СЗ РФ. - 2001. - № 52 (1
ч.). - Ст. 4920.
10. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [официальный текст принят Гос. Думой 2 июля 1998 года: по состоянию на 29 декабря 2015 года] // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3803.
11. Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования» // СЗ РФ. - 2009. - № 21. - Ст. 2546.(утратил силу)
12. Конституция Республики Татарстан: от 6 ноября 1992 г. (ред. от 22.11.2010) // Республика Татарстан. - 2002. - № 87-88.
13. Закон Республики Татарстан от 28.07.2004 г. № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» (в ред. от 03.03.2016) // Республика Татарстан. - 3.08.2004. - № 155-156.
14. Кодекс Республики Татарстан о муниципальной службе от 25.06.2013 N 50-
ЗРТ (принят ГС РТ 30.05.2013) // Ведомости Государственного Совета
Татарстана, 2013, N 6 (II часть), ст. 863.
15. Закон Республики Татарстан от 26.12.2008 г. № 135-ЗРТ (ред. от
24.09.2011) «О соотношении должностей муниципальной службы в Республике Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан» // Республика Татарстан. - 2009. - № 1.
16. О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Татарстан:
закон Республики Татарстан от 22.11.2008 г. № 114-ЗРТ (ред. от 24.09.2011) // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2008. - № 10.
17. Программа развития государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан на 2010-2013 годы. Утв. Указом Президента Республики Татарстан от 23.08.2010 г. № УП- 552 (ред. от 30.07.2010) // Информационно-правовой портал «Гарант».
18. Устав муниципального образования «Город Набережные Челны Республики Татарстан» от 8.12.2005 г. №6/5 (ред. от 27.12.2010) // Челнинские известия. - 2005. - № 249-250. - 30 декабря.
19. Положение о муниципальной службе в городе Набережные Челны от
18.04.2008 г. № 31/13 (ред. от 9.04.2009) // Челнинские известия. - 2008. - №
16. - С. 3.
20. Программа развития муниципальной службы муниципального образования город Набережные Челны на 2011-2013 годы. Утв. Постановлением Мэра г. Набережные Челны от 31.12.2010 г. № 586 // Челнинские известия. - 2011. - №
2. - С. 4.
21. О Городской целевой программе государственной поддержки и развития
местного самоуправления в городе Москве на 2008-2010 гг.: Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 г. № 1028-ПП // Вестник Мэра и
Правительства Москвы. - 2007. - № 70.
22. Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ: постановление Правительства Омской области от 12.02.2007 г. № 19-п // СПС «КонсультантПлюс».
23. Об утверждении Ведомственной целевой программы «Развитие муниципальной службы в Омской области на 2007-2010 годы»: приказ начальника Главного организационно-кадрового управления Омской области от 3.10.2007 г. № 6 // СПС «КонсультантПлюс».
II. Материалы судебной практики
1. Определение Верховного Суда РФ от 27.08.2008 г. № 1-Г08-58 // СПС
«КонсультантПлюс».
III. Специальная литература
1. Авакьян, С.А. Муниципальное право России: учебник / С.А. Авакьян. - М.: Проспект, 2009. - 544 с.
2. Андриченко, Л.В. Муниципальная служба в Российской Федерации / Л.В. Андриченко // Журнал российского права. - 2008. - № 7. - С. 22-24.
3. Бахрах, Д.Н. Административное право России/ Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. / Д.Н. Бахрах. - М.: Эксмо, 2006. - 528 с.
4. Борзунова, О.А., Краснов, Ю.К. Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» (постатейный) / О.А. Борзунова, Ю.К. Краснов. - М.: Юстицинформ, 2007. - 248 с.
5. Братановский, С.Н. Специальные вопросы поступления на муниципальную службу / С.Н. Братановский // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2011. - № 1. - С. 6-8.
6. Глушко, Е.К. Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации // Публично-правовые исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 2 / Е.К. Глушко. - М.: АНО «Центр публично-правовых исследований», 2007. - С. 375-394.
7. Гражданское право: В 4 т. Том 1. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 736 с.
8. Ежевский, Д.О. Правовые основы прохождения муниципальной службы в Российской Федерации / Д.О. Ежевский // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 3. - С. 57-73.
9. Ершова, Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России / Е.А. Ершова. - М.: Статут, 2008. - 668 с.
10. Игнатюк, Н.А., Павлушкин, А.В. Муниципальное право: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин. - М.: Юстицинформ, 2009. - 328 с. - ISBN 978-5-7205-0978-1.
11. Казаченкова, О.В. Актуальные вопросы урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе / О.В. Казаченкова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 2. - С. 3-7.
12. Киреева, Е.Ю. Кадровый резерв муниципальной службы / Е.Ю. Киреева // Журнал российского права. - 2009. - № 2. - С. 12-15.
13. Кирьянов, А.Ю. Муниципальная служба в Российской Федерации. Сущность и понятие конфликта интересов / А.Ю. Кирьянов // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2011. - № 1. - С. 8-11.
14. Кожевников, О.А. О реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ / О.А. Кожевников // Российский юридический журнал. - 2010. - № 1. - С. 56-60.
15. Козбаненко, В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное / В.А. Козбаненко // Государство и право. - 2003. - № 1. - С. 32-36.
16. Кокотов, А.Н., Саломаткин, А.С. Муниципальное право России: учебник / А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин. - М.: Юристъ, 2005. - 383 с.
17. Кудашкин, А.В., Козлов, Т.Л. Порядок регулирования конфликта интересов нуждается в совершенствовании / А.В. Кудашкин, Т.Л. Кудашкин // Российская юстиция. - 2010. - № 10. - С. 45-50.
18. Малышева, М.Н. Правовая природа муниципальной службы и правовое положение муниципального служащего в Российской Федерации / М.Н. Малышева // Административное и муниципальное право. - 2011. - № 5. - С. 48-52.
19. Миронов, А.Н. Некоторые проблемы муниципальной службы в Российской Федерации / А.Н. Миронов // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2009. - № 1. - С. 19-22.
20. Миронов, В.П. Местное самоуправление как форма публичной власти / В.П. Миронов // Чиновник. - 2010. - № 507 (51). - С. 12-14.
21. Михнева, С.В. Правовой статус муниципального служащего в России (Нижневолжский регион) / С.В. Михнева // Дис. ... канд. юрид. наук. -
Волгоград, 2003. - 223 c.
22. Мокрый, В.С. Развитие федерального законодательства о муниципальной службе / В.С. Мокрый // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 2. - С. 40-44.
23. Онохова, В.В. Региональные программы развития муниципальной службы / В.В. Онохова // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 8. - С. 65-70.
24. Пресняков, М.В., Чаннов, С.Е. Принцип доступности информации о государственной службе: реальность или фикция? / М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2008. - № 3. - С. 42-46.
25. Тарджуманян, А.Б. Проблемы взаимосвязи государственной и муниципальной службы в странах СНГ / А.Б. Тарджуманян // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2010. - № 4. - С. 25-27.
26. Чаннов, С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / под ред. В.В. Володина. - М.: Ось-89, 2009. - 220 с.
27. Чепурнова, Н.М. Муниципальное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие / Н.М. Чепурнова. - М.: Евразийский открытый институт, 2007. - 295 с.
28. Шугрина, Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. / Е.С. Шугрина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 672 с.
29. Шугрина, Е.С. Судебная защита местного самоуправления / Е.С. Шугрина. - М.: Норма, Инфра-М, 2010. - 336 с.