Введение 3
1. Понятия социальной рекламы, её виды и влияние социальной
рекламы на формирование здорового образа жизни 7
1.1 Понятия и функции социальной рекламы 7
1.2 Становление и развитие социальной рекламы в России 20
1.3 Социальная реклама и её влияние на массы 23
2. Анализ и оценка ТВ рекламы влияющая на формирование здорового
образа жизни (на примере Российской социальной рекламы) 33
2.1 Здоровый образ жизни как объект рекламы 33
2.2 Общая характеристика ЗОЖ и её проявление в социальной
рекламе 37
2.3 Проявление темы здорового образа жизни в социальной рекламе
на примере Первого канала и ТНТ 41
Заключение 48
Список использованной литературы
На данный момент реклама является частью нашей современной жизни и не только тех, кто смотрит телевизор или пользуется сетью интернет, но и уже тех, кто просто выходит на улицу. В современном обществе реклама повсюду: на уличных щитах, в телефоне, на транспортных билетах, в лифте и конечно же на телевидении.
Социальная реклама появилась у нас в стране в 1994-95 годах. Реклама представляет из себя информацию, распространённую любым способом, в любой форме и с использованием любых возможных средств, рассчитанная на определенный круг лиц.
Актуальность работы заключается в том, на сегодняшний день стало уже не модным курить, пить, увлекаться наркотиками. Люди устали жить в таком обществе. Сейчас актуален спорт, правильное питание, увлечение своим любимым хобби, то есть сейчас стало модным следить за своим здоровьем. И социальная реклама помогает этим обществу, она настраивает на положительный лад, мотивирует следить за собой, показывает что будет если «сойти с дистанции», именно поэтому, целью социальной рекламы является улучшение социального настроения в обществе, обращение внимание на важные темы, или наоборот - предостережение людей от определенных действий.
Социальная реклама выполняет следующие функции:
• Пропагандирует здоровый образ жизни: например, курить не модно , модно заниматься спортом, бегать по утрам, делать зарядку и правильно питаться.
• предостерегает;
• Социальная реклама заставляет задуматься, остановиться и убедить не делать того, что вредно для здоровья.
Показывает к чему может привести губительный образ жизни (курение, алкоголь, наркотики и тд.)
Таким образом, социальная реклама очень актуальна для разрешения таких социальных проблем или явлений. как: охрана своего здоровья, криминальная ситуация в стране, материнство, проблема брошенных детей, больных, экологическая проблема. Так как задача социальной рекламы состоит в том, чтобы повлиять на отношение к какой-либо проблеме.
В завершении следует отметить, что роль социальной рекламы в воспитании позитивного мышления в жизни общества, пропаганде здорового образа жизни, формировании менталитета следующего поколения важна и бесспорна. Социальная реклама относится к разряду «хорошей рекламы», а «хорошей рекламы» должно быть много.
Степень разработанности темы: На сегодняшний день роль здорового образа жизни была рассмотрена как зарубежными авторами, так и отечественными:
- с позиций экономического (маркетингового) подхода (Т. Амблер, П. Дойль, Ф. Котлер, Дж.Р. Росситер, И.С. Березин, С.В. Веселов, и др.)
- исходя из представления о рекламе как об особом виде информации (У.Ф. Аренс, К.Л. Бове, А. Дейян, В.Л. Музыкант, и др.)
- в рамках теории массовых коммуникаций (Л.М. Землянова, М.М. Ф.И. Шарков, Н.В. Штернлиб и др.),
- на базе культурологического подхода (Г.С. Кнабе, В.В. Ученова и др.)
Цель исследования: влияние социальной рекламы на телезрителя, в основе которой лежит тема здорового образа жизни.
Задачи:
-определить понятие социальной рекламы
-выявить влияние социальной рекламы на телезрителей
-изучить характеристики здорового образа жизни в целом
-проанализировать проявление темы ЗОЖ в социальной рекламе на телевидении.
Объектом исследования является - социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни
Предмет исследования- социальная реклама на телевидении
Научная новизна исследования: заключается в выявлении влияние социальной рекламы на телевидении на телезрителей, а т.ж частота появления данной рекламы на тв.
Методологическая база исследования: составляет системный подход к изучению проблемы, комплексный экономический анализ. Так же при написании выпускной квалификационной работы я опиралась на литературу «Социально-коммуникативная природа рекламы» автор Штернлиб Н.В, «Массовая коммуникация и общество» автор Назаров М.М., «Реклама и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике» автор Музыкант В.Л. В исследовании применяются описательный и сопоставительный методы. Для разработки теоретической часты был применен описательный метод. Общенаучный метод использовался при анализе литературы.
Описательный метод использовался для рассмотрения каналов, выбранных для изучения в практической части работы.
Эмпирическая база: Российская социальная реклама на телевидении.
Гипотеза исследования: Социальная реклама оказывает большое воздействие на сознание человека. Она внедряет в него новые знания, с помощью которых можно усовершенствовать себя в отдельности, а также сделать лучше свою жизнь.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы. В первой главе я изучила понятие социальной рекламе, его функции на современном телевидении, влияние на массы, а так же рассмотрела историю создания. Во второй главе я сделала анализ социальной рекламы на телевидении, так же рассмотрела проявление темы здорового образа жизни в рекламе и провела собственные исследования в виде опроса.
В качестве заключения к проделанной работе, логично будет обобщить все вышеизложенное в виде обобщающих тезисов.
В данной выпускной квалификационной работе мы попытались подробнее изучить понятие и сущность социальной рекламы, рассмотрели каких видов она бывает. Выделили два самых основных её вида - это шокирующая и идеализирующая, выяснили что шокирующая реклама -это способ скорее напугать, чем образумить, поэтому в ходе создания каких-либо роликов о здоровом образе жизни нужно опираться на золотую середину ,не обещать людям идеальное здоровье и тело через неделю здорового образа жизни и не стоит «затравлять» зрителей страшными кадрами и картинками -это «два берега» в создании рекламы о ЗОЖ, о которых нельзя ударяться и следует быть предельно внимательным.
На данный момент много внимания уделяется месту и роли социальной рекламы. Необходимо решать социальные проблемы и обращать на них внимание аудитории и социальная реклама помогает в решении этого вопроса. Но к сожалению, сам феномен социальной рекламы ещё полностью не изучен. Во всём мире социальная реклама носит название «некоммерческая реклама» и только в России называют её социальной рекламой. Социальная реклама - это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение государством или органами исполнительной власти определенных социальных целей.
Социальная реклама использует тот же набор инструментов, что и коммерческая: телевизионные ролики, печатная, уличная, транспортная реклама и т.д. Основное отличие социальной рекламы от коммерческой заключается в цели.
Социальная реклама в долгосрочной перспективе экономически выгодна государству, поскольку устранение многих социальных проблем ведет к благосостоянию государства (например, здоровье нации, поступление в полной мере налогов в бюджет и т.д.). Родоначальниками социальной рекламы считаются США и Великобритания, а наработанный опыт наиболее показателен и успешно используется в других странах. Государство - важнейший участник рынка социальной рекламы за рубежом. Функционирование и развитие социальной рекламы в России осуществлялось в основном в русле общемировых тенденций. Роль и значение социальной рекламы в России все больше осознается не только на государственном уровне, но и представителями российского бизнеса, профессионального рекламного сообщества. Дизайнеры, как наиболее передовая часть рекламистов, в силу социально-ответственной ориентированности своей профессии, давно осознали важность и творческую привлекательность социальной рекламы.
Одна из задач социальной рекламы - повысить доверие общества к рекламе и помочь решить социально важные проблемы. Социальная реклама - не дешёвая процедура. Но смотря на подобную рекламу, люди начинают ей доверять, ведь она не требует денег, то есть, не требует покупки какого -либо товара, не агитирует купить ту или иную машину, не просит вложить деньги в тот или иной банк или взять кредит. Люди видят что она помогает им мыслить правильно, рассказывает о правильном питании, здоровом образе жизни, о детях, нуждающихся в помощи, показывает что может случиться от пагубного влияния сигарет, алкоголя и наркотиков, что немаловажно. Ведь эти проблемы актуальны и сейчас, не смотря на то, что мы говорили выше о том, что здоровый образ жизни - сейчас вошёл в моду. Это совсем не означает что пагубные привычки на сто процентов ушли из нашей жизни. Так же, эти губительные привычки свойственны чаще подросткам, которым интересно попробовать сигареты, узнать действие алкоголя. Но как бы это печально не звучало, ведь они «набираются этого добра» у взрослых людей, с которыми живут рядом: родители, родственники. Возможно, что ребёнок просто попал в плохую компанию, где ему навязали и научили. Одно дело в этом вопросе - это попробовать, а уже совсем другое-отучиться от этого, ведь это всё вызывает привыкание, входит в привычку. Именно поэтому взрослые уже с самого детства должны рассказывать своим детям к чему и к какой жизни могут привести подобные привычки и тем более, они должны, в первую очередь, на своём примере показывать детям как именно нужно жить чтобы радоваться жизни и быть счастливым и только в этом случае наша страна сможет поднять уровень здоровья нашего населения, ведь одна социальная реклама просто не в состоянии «вытянуть» общество и привить им здоровый образ жизни. Человек сам решает как он хочет провести эту жизнь: постоянно в болезни, в поиске денег алкоголь, сигареты и тд. Или же, прочувствовав все прелести всего окружающего, радуясь жизни, правильно питаясь.
Подростки воспринимают социальную рекламу несколько иначе, чем взрослые люди, это связано с восприятием мира на данном этапе. Взрослые люди смотрят на подобную рекламу более позитивно, а молодёжь более депрессивно, но это связано с самоотношением человека к себе, учитывая что в подростковом возрасте дети более восприимчивы и такая реклама имеет большее влияние на них или же в некоторых случаях оставляет совсем равнодушными, так как в этом возрасте, дети склонны слушать больше своих друзей чем лекции родных о том, как курить вредно и пить нельзя. Но проблема тут так же появляется и в другом, ведь кто-то может потом расстаться с пагубной привычкой, а у кого-то она становится реальной частью жизни и многие понимают что это вредно и ведёт к гибели организма, но сделать с этим что -то уже сложно или же тут проблема встаёт в другом, у многих так же не хватает просто силы воли чтобы «завязать», возможно, не хватает мотивации и именно в таком случае может помочь социальная реклама, грубо говоря «додавить» и убедить человека что ни к чему хорошему это не приведёт. Но, добавлю ко всему вышесказанному- главное желание человека-это основа всех начал в его жизни. Реклама поможет только в том случае, если ты сам этого желаешь.
Проделав свою работу и проведя исследования, я пришла к выводу что во-первых больше на социальную рекламу обращают внимание женщины, нежели мужчины и эмоций она у них вызывает больше (возможно, это связано с тем что женщины более эмоциональны), так же пришла к такому выводу, что больший процент опрошенных в городе Казань, считает что социальной рекламы именно о вреде курения должно быть больше.
В настоящее время, к сожалению, трансляция социальной рекламы на телевидении ничтожно мала и единственное что заставляет «пробудиться» действительно важной рекламе о здоровой жизни - это, как было сказано уже выше «день борьбы». Данные моего исследования, честно говоря, не порадовали, ведь социальная реклама действительно способна привлечь внимание телезрителя и натолкнуть на мысль о здоровой жизни, но процент людей, которые когда-либо видели хорошую, качественную или вообще любую социальную рекламу о ЗОЖ ничтожно мал. Ведь люди знают что такое сама по себе социальная реклама, 95 % опрошенных дали абсолютно правильный ответ на вопрос «что такое социальная реклама». Так же лишь 5 % опрошенных видели её по телевизору, а 32 % на улице, это очень печально, ведь большинство людей смотрят телевизор, даже если нет, у многих он «на фоне» во время готовки или даже на работе. С помощью телевидения можно столько полезного донести до зрителей, тем более 80 % ответили что социальная реклама может помочь в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Такое же количество людей считает, что её должно быть больше.
Следует сделать вывод что население нашего города готовы прислушиваться и хотят, чтобы им напоминали о том, что может случиться, если «пойти не по тому пути», но к сожалению наше телевидение заботиться лишь о продвижении своей продукции, о продаже и пиаре.
Хотя социальная реклама любого характера может привлечь внимание и донести до зрителя социально важную проблему, но только при том условии что выполнена она будет правильно: не навязчиво, корректно и доступно. Сделана креативно, интересно, ярко и одно из самых главных условий - она не должна быть идеализированной, как мы уже писали выше. И самое главное условие в действенности социальной рекламы - это желание общества идти на встречную На встречу к здоровому образу жизни, к правильному питанию, занятию спортом и отказа от губительных привычек, таких как курение, алкоголь и тд. Только человек в состоянии «вытащить» себя и начать хорошую и счастливую жизнь, а социальная реклама призвана лишь помогать и мотивировать ещё больше и напоминать о той жизни, которой не стоит жить. Но выбор всегда стоит только за нами.
1. Аполлонов А.О., Страунинг Э.Л. Реклама на транспортных средствах и с их использованием в свете нового Закона «О рекламе» // Транспортное право, 2006-138стр
2. Аронсон О.«О социальной рекламе» // "Индекс/Досье на цензуру" и "Неволя" - 1998. -67с
3. Балашова А., Вайнер В., «Социальная реклама - когда прибыль больше, чем деньги!»"Деньги и Благотворительность".2002.-143с
4. Бове К. Л., Издательство: Довгань, 2001 г., 704 стр
5. Гурьянова О.А Реклама. Продаем красиво. Готовый тренинг:— Москва, Речь, 2008 г.- 112 с.
б.Минбалеев А.В.Правовое регулирование рекламной
деятельности:— Санкт-Петербург, Юриспруденция, 2010 г.- 224 с.
7. Мамонова Е.А.Правовое регулирование рекламы:— Москва, ,2009 г.- 220 с.
8. Николайшвили Г.«Краткая история социальной рекламы» - М.: Аспект Пресс, 2008-175с.
9.Овчинникова С. «Российский и зарубежный опыт развития социальной рекламы»-201с
10. Основы рекламы / под ред. Л.М. Дмитриевой. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 350 с
11.Овчинникова С. «Российский и зарубежный опыт развития социальной рекламы»-79с
12. Правовое регулирование рекламы: Е. А. Свиридова — Санкт- Петербург, Юнити-Дана, Закон и право, 2009 г.- 192 с.
13. Свиридова Е.А. Правовое регулирование рекламы:— Санкт- Петербург, Юнити-Дана, Закон и право, 2009 г.- 192 с.
14. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. / А. П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2007. - 518 с.
15. Пименов, П.А. Основы рекламы / П.А. Пименов. - М.:
Гардарики, 2006. - 399 с.
16. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникаций. - М,: Центр, 1998.-225с
17. Ромат, Е.В. Реклама. / Е.В. Ромат. - СПб. : Питер, 2003. - 556 с.
18. Рождественская Д. «Социальная реклама как средство политического РЯ»-220с
19. Ромат Е.А. «Реклама» — Санкт-Петербург, Питер, 2007 г.- 208 с.
20. Рекламная коммуникация: Е. В. Медведева — Санкт-Петербург, ЛКИ, 2008 г.- 280 с.
21. Соловьев, Б.А. Маркетинг: Учебник. / Б. А. Соловьев. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 340с.
22. Сулягин, Ю.А. Реклама. Учебное пособие. / Ю. А. Сулягин, В. В. Петров - М., 2006. - 532 с.
23. Статкевич Е.А. Речевые стратегии и тактики современной радиорекламы//Е.А. Статкевич Омский научный вестник. — 2011. — № 95. — С. 212-215.
24. Сулягин, Ю.А. Реклама. Учебное пособие. / Ю. А. Сулягин, В. В. Петров - М., 2006. - 532 с.
25. Свит Ю.П. Правовое регулирование отношений по размещению наружной рекламы // Законы России: опыт, анализ, практика. - М.: Изд. Дом "Буквовед", 2009, № 10. - С. 18-27
26. Степанов А.Г. Законодательство о рекламе // Право и экономика, 2005, 132стр
27. Таифильев Д. Магазин как аттракцион для покупателя // Рекламные идеи - YES! - 1998. - № 3. - С. 34-37.
28. Уэллс, У. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс, Д. Бернет, С. Мориарти. - СПб, 1999. - 270 с
29Хромов Л. Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. - Петрозаводск: Фолиум, 1994.-187с.
30. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М.: Олма - Пресс, 2003 - 448с.
31. Ценев В. Психология рекламы. Реклама, НЛП и 25-й кадр:— Санкт-Петербург, Речь, 2007 г.- 224 с.
32. Шекова Е.Л. «Социальная реклама: основные понятия» // «Маркетинг в России и за рубежом». 2003 -Москва ,145 стр.
33. Щепилова Г.Г. Критерии классификации радиорекламы/Г.Г. Щепилова //Медиаскоп. — 2010. — № 1.- С. 2-20.
34. Юлдашева О.У. Промышленный маркетинг - теория и практика. Уч. пособие. М., 2004. 55
35. Юшков С. В. Русская правда. Происхождение, источники, ее значение. М.изд-во, 1950.120стр.
Интернет источники
1. Электронные словари и энциклопедии. «Академик» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/. Дата обращения: 14.03.16
2. Интернет портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.socreklama .ru . Дата обращения: 15.02.16
3. Информационно аналитический портал «Социальная реклама»[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.socreklama.ru. Дата обращения: 12.03.15
4. Интернет издание [Электронный ресурс]. Режим доступа:nsportal.ruhttp://nsportal.ru/ . Дата обращения: 12.04.16
5. Информационный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marketingway.ru/. Дата обращения: 16.02.16
6. Интернет энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/. Дата обращения: 21.05.16
7. Интернет портал «База докладов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xreferat.com/ . Дата обращения: 13.04.16
8. Интернет портал [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://otherreferats.allbest.ru/ . Дата обращения: 12.05.16
9. Информационный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/. Дата обращения: 5.05.16
10. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ozhegov.org/. Дата обращения: 12.02.16
11. Библиотека сети [Электронный ресурс].Режим доступа:https://4brain.ru/.Дата обращения: 23.05.16
12. Образовательный портал РЕФ.Рф [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://referatwork.ru/ .Дата обращения: 25.05.16
13. Электронная библиотека студента Библиофонд [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://bibliofond.ru/.Дата обращения: 10.05.16
14. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://dlib.rsl.ru/ .Дата обращения: 20.04.16
15. Национальный цифровой ресурс [Электронный ресурс].Режим доступа: http://rucont.ru/. Дата обращения: 2.03.2016
16. Интернет портал Студопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studopedia.ru/. Дата обращения: 17.03.2016
17.Электронная библиотека Руконд [Электронный ресурс] .Режим доступа: http://rucont.ru/. Дата обращения: 17.03.2016
18.Научная электронная библиотека Library.ru[Электронный ресурс] .
Режим доступа : http://elibrary.ru/. Дата обращения:14.02.2016
19..Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.or g/ Социальная реклама. Дата обращения:21.05.16