Введение 3
Глава 1. Теоретические основы конституционных гарантий
основных прав и свобод
§ 1.1. Понятие прав и свобод человека и гражданина 6
§ 1.2. Конституционные гарантии как разновидность юридических
гарантий прав и свобод человека и гражданина 14
§ 1.3. Классификация конституционных гарантий прав и свобод
человека и гражданина 23
Глава 2. Содержание общих конституционных гapaнтий основных прав и свобод
§ 2.1. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина 30
§ 2.2. Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина 39
§ 2.3. Международная защита прав и свобод человека и гражданина...48
§ 2.4. Институт Уполномоченного по правам человека 59
Заключение 67
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы обусловлена теоретической и практической значимостью исследования сущности вопросов, связанных с необходимостью уяснения порядка и особенностей обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционный императив статьи 2 Основного закона Российской Федерации о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» выступает методологически исходным при исследовании всего комплекса проблем, связанных с реализацией конституционных гарантий прав человека в российском обществе. При том, что в понятие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина ученые и политики в России и за рубежом вкладывают неодинаковый смысл, конструкция признания, закрепления, соблюдения, охраны и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина со стороны государства признается всеми без исключения как одно из важнейших условий, цивилизованного развития общества.
Проблема прав и свобод человека, конституционных гарантий их обеспечения и защиты особо актуальными становятся в период нестабильной политической и социально-экономической обстановки в стране, когда от государства требуются решительные меры от государства, направленные на обеспечение выполнения главной их обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Приоритет прав и свобод человека и гражданина в сфере государственно-правовых отношений обусловлен их особой значимостью, заключающейся в том, что они: определяют сферу и меру свободы личности, ее автономию, самоопределение и учет интересов государства и общества, упорядочивают и координируют порядок взаимодействия, взаимоотношений, обеспечивают стабильность, устойчивое развитие общества, жизнедеятельность.
В силу выше изложенного автор предпринял попытку исследования механизма реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Целью работы является исследование конституционных основ гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, выявление существующих проблем в защите прав и свобод человека и гражданина.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- определить сущность основных прав и свобод человека и гражданина;
- выявить систему юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина;
- определить место конституционных гарантий в системе юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина;
- дать классификацию конституционных гарантий;
- проанализировать содержание общих конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина;
- сформулировать конкретные предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Объектом исследования является комплекс урегулированных правом общественных отношений, возникающих в процессе реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в современной России.
Предметом исследования является теоретическое осмысление норм конституционного права и практики их применения, формирующих основы механизма реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Методологическую основу дипломной работы составили общенаучные (описание, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, обобщение, классификация) и частно-научные (историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, системно-структурный и формально-юридический) методы исследования.
Их применение в сочетании с новейшими достижениями юридической, философской, политологической и социологической мысли позволили выявить и проанализировать содержание, сущность и особенности реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Под основными правами и свободами следует понимать закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, и пользоваться предоставленными ему социальными благами.
Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства, стремится к обеспечению всех гарантированных Основным законом государства прав и свобод. Конституция Российской Федерации также возлагает на гocyдapcтвo, его органы и должностных лиц обязанность уважать, защищать и гарантировать неотъемлемые права личности без различия национальности, языка, религии, пола, политических убеждений, общественного положения и т.д. Этим гocyдapcтвeннaя власть признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу демократического развития общества, на КОТОРУЮ она не может покушаться.
Главнейшая практическая ценность прав и свобод личности состоит в их реальности, в том, что государство тем самым берет на себя обязательство создавать все условия и возможности для реального осуществления их на практике. Иными словами, правам и свободам личности корреспондирует соответствующие обязанности государства. Государство, таким образом, предоставляет и средства для их охраны, а в случае необходимости и для их защиты.
Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина составляют особую группу юридических гарантий, так как именно они являются связующим звеном между общими и юридическими (специальными) гарантиями, содержащимися в отраслевом законодательстве.
Под конституционными гарантиями следует понимать совокупность специальных юридических средств обеспечения реализации, охраны и защиты субъективных прав, закрепленных в Конституции РФ, международно-правовых актах, федеральных конституционных и федеральных законах, конституциях и уставах субъектов РФ.
Для рассматриваемых гарантий характерно: 1) они содержаться в нормах всех источников конституционного права, а не только в Конституции РФ и конституциях республик, входящих в состав РФ; 2) высшая юридическая сила; 3) необходимость (обязательность) их конкретизации в текущем отраслевом законодательстве; 4) в основном выражены в нормах- принципах.
Критериями, положенными в основу классификации гарантий могут быть их сфера действия, субъект осуществления, способ юридического оформления и т.д. Нами предложена следующая классификация конституционных гарантий:
• в зависимости от сферы действия: политические, социально-экономические, идеологические;
• в зависимости от территории, на которую распространяются конституционные гарантии: федеральные, региональные, муниципальные;
• в зависимости от субъекта гарантирования: гарантии, реализуемые индивидуальными субъектами и гарантии, осуществляемые коллективными субъектами;
• в зависимости от того, на какие права и свободы распространяются гарантии, последние можно подразделять на общие, гарантии судопроизводства и специальные гарантии;
• в зависимости от специфики правовой нормы, в которой содержится конституционная гарантия: гарантии-принципы и гарантии-правомочия;
• в зависимости от субъекта, чьи активные действия необходимы для реализация гарантии: гарантии, требующие активных действий со стороны государственных органов и соответствующих должностных лиц, и гарантии, требующие активные действия со стороны граждан.
Особо следует подчеркнуть, что к какой бы видовой группе та или иная гарантия не относилась она вceгдa взaимoдeйcтвyeт c дpyгoй, нaxoдящeйcя в иной видовой группе. В этой связи было бы не совсем верно противопоставлять одни гарантии другим, преувеличивать либо умалять роль и значение одних перед другими.
Обеспечение права на судебную защиту возможно лишь при создании надлежащих структур и законодательном закреплении соответствующих процедур и механизмов, с помощью которых человек сможет добиться защиты нарушенных прав и интересов. На современном этапе развития России судебный порядок восстановления нарушенных прав является наиболее совершенным из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности.
Вместе с тем, создание специализированных судов в системе судов общей юрисдикции, к примеру, пенитенциарных судов, позволило бы повысить качество выносимых судебных решений по делам, связанных с исполнением уголовного наказания, которые, как вытекает из анализа докладов Уполномоченного по правам человека, являются одной из самых проблемных сфер.
Среди административно-правовых форм защиты прав человека и гражданина можно выделить следующие:
• законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти;
• административный (внесудебный) порядок административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;
• специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента России за законностью и целесообразностью действий и актов Правительства страны, федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти субъектов Федерации; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения ТРУДОВЫХ, жилищных и иных прав человека;
• ПРОКУРОРСКИЙ надзор за соблюдением законов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти cyбъeктoв Федерации и органами местного caмoyпpaвлeния.
Открытый и явный отказ на уровне высшего суда исполнять решение Европейского Суда по правам человека ставит под сомнение эффективность международной правовой защиты прав и свобод человека. В этой связи возникает вопрос о необходимости Российской Федерации оставаться в Совете Европы, поскольку теряется смысл обязанности государств, ратифицировавших Конвенцию, гарантировать каждому защиту признанных ею прав, прежде всего, в собственном внутреннем правопорядке и по отношению к органам национальной судебной системы.
Для повышения эффективности защиты прав и свобод граждан России целесообразны следующие изменения законодательства, касающиеся института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: 1) расширить круг субъектов, на которые Уполномоченный по правам человека принимает жалобы, к примеру, наряду с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными служащими предусмотреть организации, выполняющие функции публичного характера (нотариат, управляющие компании, СРО); 2) наделить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации правом законодательной инициативы по вопросам, связанным с обеспечением реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, посредством внесения соответствующих поправок в часть 1 статьи 104 Конституции; 3) за Уполномоченным по правам человека закрепить право на обращение в Конституционный суд с запросом
о несоответствии нормативного правового акта высших органов государственной власти Основному закону; 4) наделить Уполномоченного правом принимать по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции, не ограничивая его при этом конкретными обстоятельствами (такими, как наличие информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, особое общественное значение или необходимость защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты); 5) создать систему специализированных уполномоченных по правам человека, в частности, уполномоченного по правам подозреваемых, обвиняемых и осужденных, уполномоченного по социальным правам.
1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. № 12.
3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. М.: Международные отношения, 1989.
4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов-на-Дону: РГУ, 1996.
1.2. Законодательство Российской Федерации:
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
6. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "O порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Российская газета. N 95. 05.05.2006.
7. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «O системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
8. Федеральный закон от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ (ред. от 29.12.2015) <Юб оружии» // Российская газета. № 241. 18.12.1996.
9. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "O Конституционном Суде Российской Федерации" // Российская газета. № 138 - 139. 23.07.1994.
10. Федеральный закон от 17.01.1992 г. N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "O прокуратуре Российской Федерации" // Российская газета. N 229. 25.11.1995.
11. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года // Poccийcкaя газета. 1991. 25 декабря.
II. Материалы судебной практики:
12. Постановление КОНСТИТУЦИОННОГО Cyдa PФ от 16.12.2014 N 33-П "По делу о проверке конституционности ряда положений пунктов 17 и 18 статьи 71 Федерального закона Юб основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Poccийcкoй Федерации" и частей 3 и 4 статьи 89 Федерального закона "O выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Poccийcкoй Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.В. Гончарова" // Poccийcкaя газета. № 293. 24.12.2014.
13. Постановление Конституционного Cyдa PФ от 14.04.2008 № 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "O садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" // Poccийcкaя газета. № 92. 26.04.2008.
14. Постановление Конституционного Cyдa PФ от 29 ноября 2004 г. № 17-П // C3 РФ. 2004. № 49. Ст. 4948.
15. Постановление Конституционного Cyдa PФ от 17 июня 2004 г. № 12-П // C3 РФ. 2004. № 27. Ст. 2803.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. № 5-П // СЗ РФ. 2002. № 10. Ст. 1015; абз. третий п. 3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. № 8-П // СЗ РФ. 2005. № 30. Ч. II. Ст. 319.
III. Специальная и научная литература
3.1. Монографии, учебники, учебные пособия:
17. Авакьян C.A. Библиография по конституционному праву России. М.: Зерцало-М, 2002. 446 с.
18. Алексеев C.C. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. 360 с.
19. Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых
норм. Воронеж, 1984. 163 с.
20. Большая советская энциклопедия. 4-е изд. М., 1989. 592 с.
21. Бондарь Н.О Местное caмoyпpaвлeниe и кoнcтитyциoннoe пpaвocyдиe: кoнcтитyциoнaлизaция мyниципaльнoй демократии в России. М.: Издательство НOРМA, 2008. 592 с.
22. Бондарь Н.О Права человека и местное сaмоyпpaвлeниe в Российской Федерации. Ростов-нa-Донy, 1998. 382 с.
23. Венгеров AB. Теория госyдapствa и права: Yчeбник. М., 2004. 528 с.
24. ВИТРУК Н.В. Права личности в социалистическом обществе. М., 1981. 97 с.
25. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности совeтскиx граждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 300 с.
26. Воеводин Л.Д. Реализация конституционные прав и свобод советских граждан и деятельность высших представительных органов власти социалистического государства. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 630 с.
27. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Yчeбн. пособ. М., 1997. 304 с.
28. Головистикова A.II. Права человека. Yчeбник / A.H Головистикова, Л.Ю. Грудцына. М.: Эксмо, 2008. 445 с.
29. Грудцына Л.Ю. Oсобeнности конституционные гарантий реализации прав человека в России (на примере гражданского судопроизводства). Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 28 с.
30. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 1. 752 с.
31. Демократия и личность в условиях развитого
социализма. Государственно-правовой очерк / Дрейшев Б.В., Кожохин Б.И., Моралева К.А., Николаева Л.А., и др.; Отв. ред.: Кожохин Б.И. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. 167 с.
32. Денисов A.H. Coвeтcкoe государственное право. М., 1947. 335 с.
33. Зарицкий A.B.Гарантии прав личности при реализации юридической ответственности. (Вопросы теории и практики). Дисс. .к.ю.н. Коломна, 1999. 171 с.
34. Зорькин В.Д. ^временный мир, право и Конституция. М.: Норма, 2010. 543 с.
35. Какимжанов М.Т. ^блюдение прав и свобод граждан в деятельности милиции: Aвтopeф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. 24 с.
36. Комаров C.A. Личность в политической системе российского общества. М., 1995. 359 с.
37. Комментарий к Конституции PO / под ред. Oкyнькoвa ЛА. М. Изд-во Бек, 1994 г. 458 с.
38. Конституционное право Poccии в вoпpocax и oтвeтax. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. AH. Малько. М.: Юристъ, 2006. 767 с.
39. Мapxгeйм М.В., Cмoлeнcкий М.Б., Яценко И.О Конституционное право Poccийcкoй Федерации. Yчeбник для юpидичecкиx вузов. ОПб., Юридический центр Пресс, 2003. 387 с.
40. Мapxгeйм М.В., Cмoлeнcкий М.Б., Яценко И.О Конституционное право Poccийcкoй Федерации. Yчeбник для юpидичecкиx вузов. ОПб., Юридический центр Пресс, 2003. 437 с.
41. Мордовец A.C. Гарантии прав личности: понятие и классификация: Лекция // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М: Юристъ,1997. 672 с.
42. Мордовец A.C. Социально-юридический механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 1997. 384 с.
43. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения
прав человека и гражданина. Саратов, 1996. 287 с.
44. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. проф. Ю.А. Дмитриева. М.: Деловой двор, 2008. 217 с.
45. Oбщaя теория права и гocyдapcтвa: Yчeбник для юрид. ВУЗОВ / Под ред. акад. В.В. Лазарева. М., 1994. 367 с.
46. Палютин ВА. Гocyдapcтвo и личность в CCCP (правовые аспекты взаимоотношений). М.: Издательство «Нayкa». 1974. 245 с.
47. Права человека и КОНСТИТУЦИЯ POCCUU: ТРУДНЫЙ
ПУТЬ к свободе / Н.С.Бондарь. Pостов-нa-Донy: Издательство POCT.
университета, 1996. 240 с.
48. Прусаков Ю.М. Конституция PФ (научно-практический
комментарий). Pостов-нa-Донy, Изд. Дом "МарТ", 2001.
49. Paбинович П.М Yпpочeниe законности - закономерность
социализма. Львов, 1974. 260 с.
50. POCCHXв поискax стратегии: общество и власть / Под ред. Г.В. Oсиповa, В.К. Левашова, В.В. Cyxодeeвa. М.: Зерцало, 2000. 312 с.
51. Pyдинский Ф.М. Права человека. Yчeбно-мeтод. пособ. М.: МГCA, 2003. 100 с.
52. Pyдинский Ф.М. Личность и социалистическая
законность. Волгоград, 1976. 210 с.
53. Синюкова Т.В. Синюкова Т.В. Правоотношения. Законность, правопорядок, дисциплина. Правосознание и правовая культура. Курс лекций по теории государства и права. Саратов: Изд-во ПКЦ, 1993. С. 150
54. Синюкова Т.В. Юридические гарантии реализации прав и
обязанностей советских граждан: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1986. 223 с.
55. Советское государственное право. Под ред. Н.Я. Куприца. М., 1950. 342 с
56. Советское государственное право. Учебник / Аскеров A.A., Дурманов Н.Д., Карева М.П., Коток В.Ф., и др. - М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1948. 496 с.
57. Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 1996. 784 с.
58. Стремоухов А.В. Человек и его правовая защита. Теоретические проблемы. - СПб., 1996. 375 с.
59. Толкачев Х.Б., Хабибуллин А.Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система. Характеристики, особенности реализации. С. 46.
60. Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М., 1998. 160 с.
61. Чиркин Э.А. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990. 320 с.
3.2. Научные статьи
62. Авакьян C.A.Реализация норм советского государственного права // Советское государство и право. 1984. № 1. С. 15-22.
63. Боброва Н.А.O конституционных гарантиях основных прав, свобод и обязанностей граждан СССР // Советское государство и право. 1979. № 3. С. 3-9.
64. Копейчиков В.В. Реализация субъективных прав граждан // Советское государство и право.1984. №3.С. 13-19.
65. Лебедев В.М. Прямое действие Конституции Российской
Федерации и роль судов // Государство и право.1996. № 4. C. 3-7.
66. Петров В.В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом Российской Федерации Закона «Об охране окружающей природной среды») // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1993. № 3. С. 10-12.
67. Рудинский Ф.М. Гарантии конституционной свободы совести // Советское государство и право. 1983. № 7. С. 40-47.
68. Халфина P.O. Право и управление экономикой // Советское государство и право. 1986. №2. С. 12-20.