Конституционные гарантии основных прав и свобод
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы конституционных гарантий
основных прав и свобод
§ 1.1. Понятие прав и свобод человека и гражданина 6
§ 1.2. Конституционные гарантии как разновидность юридических
гарантий прав и свобод человека и гражданина 14
§ 1.3. Классификация конституционных гарантий прав и свобод
человека и гражданина 23
Глава 2. Содержание общих конституционных гapaнтий основных прав и свобод
§ 2.1. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина 30
§ 2.2. Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина 39
§ 2.3. Международная защита прав и свобод человека и гражданина...48
§ 2.4. Институт Уполномоченного по правам человека 59
Заключение 67
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Теоретические основы конституционных гарантий
основных прав и свобод
§ 1.1. Понятие прав и свобод человека и гражданина 6
§ 1.2. Конституционные гарантии как разновидность юридических
гарантий прав и свобод человека и гражданина 14
§ 1.3. Классификация конституционных гарантий прав и свобод
человека и гражданина 23
Глава 2. Содержание общих конституционных гapaнтий основных прав и свобод
§ 2.1. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина 30
§ 2.2. Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина 39
§ 2.3. Международная защита прав и свобод человека и гражданина...48
§ 2.4. Институт Уполномоченного по правам человека 59
Заключение 67
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы обусловлена теоретической и практической значимостью исследования сущности вопросов, связанных с необходимостью уяснения порядка и особенностей обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционный императив статьи 2 Основного закона Российской Федерации о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» выступает методологически исходным при исследовании всего комплекса проблем, связанных с реализацией конституционных гарантий прав человека в российском обществе. При том, что в понятие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина ученые и политики в России и за рубежом вкладывают неодинаковый смысл, конструкция признания, закрепления, соблюдения, охраны и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина со стороны государства признается всеми без исключения как одно из важнейших условий, цивилизованного развития общества.
Проблема прав и свобод человека, конституционных гарантий их обеспечения и защиты особо актуальными становятся в период нестабильной политической и социально-экономической обстановки в стране, когда от государства требуются решительные меры от государства, направленные на обеспечение выполнения главной их обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Приоритет прав и свобод человека и гражданина в сфере государственно-правовых отношений обусловлен их особой значимостью, заключающейся в том, что они: определяют сферу и меру свободы личности, ее автономию, самоопределение и учет интересов государства и общества, упорядочивают и координируют порядок взаимодействия, взаимоотношений, обеспечивают стабильность, устойчивое развитие общества, жизнедеятельность.
В силу выше изложенного автор предпринял попытку исследования механизма реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Целью работы является исследование конституционных основ гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, выявление существующих проблем в защите прав и свобод человека и гражданина.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- определить сущность основных прав и свобод человека и гражданина;
- выявить систему юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина;
- определить место конституционных гарантий в системе юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина;
- дать классификацию конституционных гарантий;
- проанализировать содержание общих конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина;
- сформулировать конкретные предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Объектом исследования является комплекс урегулированных правом общественных отношений, возникающих в процессе реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в современной России.
Предметом исследования является теоретическое осмысление норм конституционного права и практики их применения, формирующих основы механизма реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Методологическую основу дипломной работы составили общенаучные (описание, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, обобщение, классификация) и частно-научные (историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, системно-структурный и формально-юридический) методы исследования.
Их применение в сочетании с новейшими достижениями юридической, философской, политологической и социологической мысли позволили выявить и проанализировать содержание, сущность и особенности реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Проблема прав и свобод человека, конституционных гарантий их обеспечения и защиты особо актуальными становятся в период нестабильной политической и социально-экономической обстановки в стране, когда от государства требуются решительные меры от государства, направленные на обеспечение выполнения главной их обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Приоритет прав и свобод человека и гражданина в сфере государственно-правовых отношений обусловлен их особой значимостью, заключающейся в том, что они: определяют сферу и меру свободы личности, ее автономию, самоопределение и учет интересов государства и общества, упорядочивают и координируют порядок взаимодействия, взаимоотношений, обеспечивают стабильность, устойчивое развитие общества, жизнедеятельность.
В силу выше изложенного автор предпринял попытку исследования механизма реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Целью работы является исследование конституционных основ гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, выявление существующих проблем в защите прав и свобод человека и гражданина.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- определить сущность основных прав и свобод человека и гражданина;
- выявить систему юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина;
- определить место конституционных гарантий в системе юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина;
- дать классификацию конституционных гарантий;
- проанализировать содержание общих конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина;
- сформулировать конкретные предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Объектом исследования является комплекс урегулированных правом общественных отношений, возникающих в процессе реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в современной России.
Предметом исследования является теоретическое осмысление норм конституционного права и практики их применения, формирующих основы механизма реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Методологическую основу дипломной работы составили общенаучные (описание, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, обобщение, классификация) и частно-научные (историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, системно-структурный и формально-юридический) методы исследования.
Их применение в сочетании с новейшими достижениями юридической, философской, политологической и социологической мысли позволили выявить и проанализировать содержание, сущность и особенности реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Под основными правами и свободами следует понимать закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, и пользоваться предоставленными ему социальными благами.
Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства, стремится к обеспечению всех гарантированных Основным законом государства прав и свобод. Конституция Российской Федерации также возлагает на гocyдapcтвo, его органы и должностных лиц обязанность уважать, защищать и гарантировать неотъемлемые права личности без различия национальности, языка, религии, пола, политических убеждений, общественного положения и т.д. Этим гocyдapcтвeннaя власть признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу демократического развития общества, на КОТОРУЮ она не может покушаться.
Главнейшая практическая ценность прав и свобод личности состоит в их реальности, в том, что государство тем самым берет на себя обязательство создавать все условия и возможности для реального осуществления их на практике. Иными словами, правам и свободам личности корреспондирует соответствующие обязанности государства. Государство, таким образом, предоставляет и средства для их охраны, а в случае необходимости и для их защиты.
Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина составляют особую группу юридических гарантий, так как именно они являются связующим звеном между общими и юридическими (специальными) гарантиями, содержащимися в отраслевом законодательстве.
Под конституционными гарантиями следует понимать совокупность специальных юридических средств обеспечения реализации, охраны и защиты субъективных прав, закрепленных в Конституции РФ, международно-правовых актах, федеральных конституционных и федеральных законах, конституциях и уставах субъектов РФ.
Для рассматриваемых гарантий характерно: 1) они содержаться в нормах всех источников конституционного права, а не только в Конституции РФ и конституциях республик, входящих в состав РФ; 2) высшая юридическая сила; 3) необходимость (обязательность) их конкретизации в текущем отраслевом законодательстве; 4) в основном выражены в нормах- принципах.
Критериями, положенными в основу классификации гарантий могут быть их сфера действия, субъект осуществления, способ юридического оформления и т.д. Нами предложена следующая классификация конституционных гарантий:
• в зависимости от сферы действия: политические, социально-экономические, идеологические;
• в зависимости от территории, на которую распространяются конституционные гарантии: федеральные, региональные, муниципальные;
• в зависимости от субъекта гарантирования: гарантии, реализуемые индивидуальными субъектами и гарантии, осуществляемые коллективными субъектами;
• в зависимости от того, на какие права и свободы распространяются гарантии, последние можно подразделять на общие, гарантии судопроизводства и специальные гарантии;
• в зависимости от специфики правовой нормы, в которой содержится конституционная гарантия: гарантии-принципы и гарантии-правомочия;
• в зависимости от субъекта, чьи активные действия необходимы для реализация гарантии: гарантии, требующие активных действий со стороны государственных органов и соответствующих должностных лиц, и гарантии, требующие активные действия со стороны граждан.
Особо следует подчеркнуть, что к какой бы видовой группе та или иная гарантия не относилась она вceгдa взaимoдeйcтвyeт c дpyгoй, нaxoдящeйcя в иной видовой группе. В этой связи было бы не совсем верно противопоставлять одни гарантии другим, преувеличивать либо умалять роль и значение одних перед другими.
Обеспечение права на судебную защиту возможно лишь при создании надлежащих структур и законодательном закреплении соответствующих процедур и механизмов, с помощью которых человек сможет добиться защиты нарушенных прав и интересов. На современном этапе развития России судебный порядок восстановления нарушенных прав является наиболее совершенным из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности.
Вместе с тем, создание специализированных судов в системе судов общей юрисдикции, к примеру, пенитенциарных судов, позволило бы повысить качество выносимых судебных решений по делам, связанных с исполнением уголовного наказания, которые, как вытекает из анализа докладов Уполномоченного по правам человека, являются одной из самых проблемных сфер.
Среди административно-правовых форм защиты прав человека и гражданина можно выделить следующие:
• законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти;
• административный (внесудебный) порядок административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;
• специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента России за законностью и целесообразностью действий и актов Правительства страны, федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти субъектов Федерации; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения ТРУДОВЫХ, жилищных и иных прав человека;
• ПРОКУРОРСКИЙ надзор за соблюдением законов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти cyбъeктoв Федерации и органами местного caмoyпpaвлeния.
Открытый и явный отказ на уровне высшего суда исполнять решение Европейского Суда по правам человека ставит под сомнение эффективность международной правовой защиты прав и свобод человека. В этой связи возникает вопрос о необходимости Российской Федерации оставаться в Совете Европы, поскольку теряется смысл обязанности государств, ратифицировавших Конвенцию, гарантировать каждому защиту признанных ею прав, прежде всего, в собственном внутреннем правопорядке и по отношению к органам национальной судебной системы.
Для повышения эффективности защиты прав и свобод граждан России целесообразны следующие изменения законодательства, касающиеся института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: 1) расширить круг субъектов, на которые Уполномоченный по правам человека принимает жалобы, к примеру, наряду с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными служащими предусмотреть организации, выполняющие функции публичного характера (нотариат, управляющие компании, СРО); 2) наделить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации правом законодательной инициативы по вопросам, связанным с обеспечением реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, посредством внесения соответствующих поправок в часть 1 статьи 104 Конституции; 3) за Уполномоченным по правам человека закрепить право на обращение в Конституционный суд с запросом
о несоответствии нормативного правового акта высших органов государственной власти Основному закону; 4) наделить Уполномоченного правом принимать по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции, не ограничивая его при этом конкретными обстоятельствами (такими, как наличие информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, особое общественное значение или необходимость защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты); 5) создать систему специализированных уполномоченных по правам человека, в частности, уполномоченного по правам подозреваемых, обвиняемых и осужденных, уполномоченного по социальным правам.
Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства, стремится к обеспечению всех гарантированных Основным законом государства прав и свобод. Конституция Российской Федерации также возлагает на гocyдapcтвo, его органы и должностных лиц обязанность уважать, защищать и гарантировать неотъемлемые права личности без различия национальности, языка, религии, пола, политических убеждений, общественного положения и т.д. Этим гocyдapcтвeннaя власть признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу демократического развития общества, на КОТОРУЮ она не может покушаться.
Главнейшая практическая ценность прав и свобод личности состоит в их реальности, в том, что государство тем самым берет на себя обязательство создавать все условия и возможности для реального осуществления их на практике. Иными словами, правам и свободам личности корреспондирует соответствующие обязанности государства. Государство, таким образом, предоставляет и средства для их охраны, а в случае необходимости и для их защиты.
Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина составляют особую группу юридических гарантий, так как именно они являются связующим звеном между общими и юридическими (специальными) гарантиями, содержащимися в отраслевом законодательстве.
Под конституционными гарантиями следует понимать совокупность специальных юридических средств обеспечения реализации, охраны и защиты субъективных прав, закрепленных в Конституции РФ, международно-правовых актах, федеральных конституционных и федеральных законах, конституциях и уставах субъектов РФ.
Для рассматриваемых гарантий характерно: 1) они содержаться в нормах всех источников конституционного права, а не только в Конституции РФ и конституциях республик, входящих в состав РФ; 2) высшая юридическая сила; 3) необходимость (обязательность) их конкретизации в текущем отраслевом законодательстве; 4) в основном выражены в нормах- принципах.
Критериями, положенными в основу классификации гарантий могут быть их сфера действия, субъект осуществления, способ юридического оформления и т.д. Нами предложена следующая классификация конституционных гарантий:
• в зависимости от сферы действия: политические, социально-экономические, идеологические;
• в зависимости от территории, на которую распространяются конституционные гарантии: федеральные, региональные, муниципальные;
• в зависимости от субъекта гарантирования: гарантии, реализуемые индивидуальными субъектами и гарантии, осуществляемые коллективными субъектами;
• в зависимости от того, на какие права и свободы распространяются гарантии, последние можно подразделять на общие, гарантии судопроизводства и специальные гарантии;
• в зависимости от специфики правовой нормы, в которой содержится конституционная гарантия: гарантии-принципы и гарантии-правомочия;
• в зависимости от субъекта, чьи активные действия необходимы для реализация гарантии: гарантии, требующие активных действий со стороны государственных органов и соответствующих должностных лиц, и гарантии, требующие активные действия со стороны граждан.
Особо следует подчеркнуть, что к какой бы видовой группе та или иная гарантия не относилась она вceгдa взaимoдeйcтвyeт c дpyгoй, нaxoдящeйcя в иной видовой группе. В этой связи было бы не совсем верно противопоставлять одни гарантии другим, преувеличивать либо умалять роль и значение одних перед другими.
Обеспечение права на судебную защиту возможно лишь при создании надлежащих структур и законодательном закреплении соответствующих процедур и механизмов, с помощью которых человек сможет добиться защиты нарушенных прав и интересов. На современном этапе развития России судебный порядок восстановления нарушенных прав является наиболее совершенным из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности.
Вместе с тем, создание специализированных судов в системе судов общей юрисдикции, к примеру, пенитенциарных судов, позволило бы повысить качество выносимых судебных решений по делам, связанных с исполнением уголовного наказания, которые, как вытекает из анализа докладов Уполномоченного по правам человека, являются одной из самых проблемных сфер.
Среди административно-правовых форм защиты прав человека и гражданина можно выделить следующие:
• законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти;
• административный (внесудебный) порядок административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;
• специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента России за законностью и целесообразностью действий и актов Правительства страны, федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти субъектов Федерации; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения ТРУДОВЫХ, жилищных и иных прав человека;
• ПРОКУРОРСКИЙ надзор за соблюдением законов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти cyбъeктoв Федерации и органами местного caмoyпpaвлeния.
Открытый и явный отказ на уровне высшего суда исполнять решение Европейского Суда по правам человека ставит под сомнение эффективность международной правовой защиты прав и свобод человека. В этой связи возникает вопрос о необходимости Российской Федерации оставаться в Совете Европы, поскольку теряется смысл обязанности государств, ратифицировавших Конвенцию, гарантировать каждому защиту признанных ею прав, прежде всего, в собственном внутреннем правопорядке и по отношению к органам национальной судебной системы.
Для повышения эффективности защиты прав и свобод граждан России целесообразны следующие изменения законодательства, касающиеся института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: 1) расширить круг субъектов, на которые Уполномоченный по правам человека принимает жалобы, к примеру, наряду с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными служащими предусмотреть организации, выполняющие функции публичного характера (нотариат, управляющие компании, СРО); 2) наделить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации правом законодательной инициативы по вопросам, связанным с обеспечением реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, посредством внесения соответствующих поправок в часть 1 статьи 104 Конституции; 3) за Уполномоченным по правам человека закрепить право на обращение в Конституционный суд с запросом
о несоответствии нормативного правового акта высших органов государственной власти Основному закону; 4) наделить Уполномоченного правом принимать по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции, не ограничивая его при этом конкретными обстоятельствами (такими, как наличие информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, особое общественное значение или необходимость защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты); 5) создать систему специализированных уполномоченных по правам человека, в частности, уполномоченного по правам подозреваемых, обвиняемых и осужденных, уполномоченного по социальным правам.
Подобные работы
- Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Конституционные гарантии экономических прав и свобод граждан в Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Особенности реализации конституционного права на свободу слова и информации в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Обеспечение и реализация права на свободу слова и информации в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Конституционно-правовая защита прав и свобод граждан Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Конституционные гарантии защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий (бездействий) субъектов правоохранительной системы Российской Федерации
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004



