Введение 3
Глава I. Татарская политическая мысль в эпоху становления советской власти.1920е. - 1970е. годы 7
1.1 Татарская политическая мысль в период становления советской власти.
Проекты создания татарской государственности 7
1.2 Поиск национального самоопределения татарского народа в годы ВОВ и
послевоенный период 12
Глава II. Развитие татарской политической мысли в эпоху позднего СССР и суверенизация 27
2.1 Причины и предпосылки развития движения за суверенизацию Р.Т 27
2.2 Этапы суверенизации Татарстана (Конец 1980 гг. начало 1990 гг.) 34
Глава III. Возможности применения методов формирования критического мышления учащихся в рамках изучения татарской политической мысли 1920е.- 1990е. гг 46
3.1 Современные методы формирования критического мышления учащихся..46
3.2 Примеры применения методов формирования критического мышления на
уроках Истории Татарстана в школе 55
Заключение 63
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Современный этап модернизации российского общества вызывает повышенный интерес научной общественности к тем или иным периодам и проблемам исторического развития народов России, которые ранее трактовались, исходя из идеологической конъюнктуры времени, и связан с процессом усиления значения этнического фактора в развитии современного общества.
Многие проблемы, которые поднимали татарские общественно-политические деятели в конце XIX - начале XX вв. идентичны современным этнополитическим тенденциям развития татарского общества. Поэтому обращение к наследию татарской общественно-политической мысли рубежа XIX - XX веков вполне закономерно, тем более, что отдельного комплексного исследования, посвященного данной проблеме, до настоящего времени нет. Изучение концепций и моделей политического развития татарского общества конца XIX - начала XX вв. весьма актуально и в контексте современного этнополитического развития России.
В истории татарского народа были взлеты и падения, периоды мирной жизни и кровавых, жестоких войн. Они активно участвовали в международных делах на протяжении многих столетий. Предки современных татар создали несколько могущественных государств, внесли весомый вклад в общеистори¬ческий процесс. Однако их истинное величие состояло в том, что они не ушли в небытие, подобно многим ныне исчезнувшим этносам. И это несмотря на превратности судьбы, на то, что древние татары жили по соседству с воинственными и могущественными племенами. Они сформировались и сохранили себя как этносоциальную общность, нашли в себе силы для самоутверждения, непрерывности своей культурно-исторической традиции.
Таким образом, татарский народ прошел большой и сложный путь многовекового развития. История Татарстана - это неотъемлемая составная часть российской истории, всей мировой истории.
Интерес к истории Татарстана в последние годы растет. Причем не только в среде татарского населения, но и во всем российском обществе. Происходит понимание того, что история России - это история населяющих ее народов. Изживается глубоко укоренившееся представление о нерусских народах как носителях черт отсталости, как объектах «цивилизаторской» деятельности русских правительств. За каждым народом, каким бы он ни был по численности, наконец-то должно быть признано право на свою историю.
Потом по порядку идет степень изученности темы, характеристика источников, и уже после них все остальное
Степень изученности темы. Изучению татарской политической мысли посвящено не значительное количество работ. В научных, политологических и художественно-публицистических трудах с разных позиций и на основе различных источников описывались общие тенденции политики СССР и Тараской АССР, их обобщенные показатели, дебатировались вопросы о месте лагерной экономики в развитии советской политико-экономической системы, освещались другие проблемы. В советское время тема исследовалась в рамках изучения истории Гражданской войны, ВОВ, послевоенный период.
С начала 90-х годов стали появляться труды, в которых освещаются политические, идеологические, социально-экономические аспекты жизни советского государства в период сталинизма. Здесь мы можем назвать работы С. А. Кропочева, В. А. Куманева, И. В. Павловой, О. В. Хлевнюка и др. о репрессивной политике и складывании административного аппарата в 30-е годы.
Обзор литературы и источников свидетельствует о наличии достаточно обширной источниковедческой базы, позволяющей реконструировать концепции и модели, лежащие в основе анализа татарского общественно-политического движения конца XIX - начала XX веков. Так в работе были использованы труды следующих авторов: Атласов Х.М. «История Сибири. Сююмбике. Казанское ханство. (Исторические сочинения)» [1], Ахмеров Г.Н. «Избранные труды. История Булгарии. История Казани. Этнические группы и традиции татар» [2], Губайдуллин Г.С. «Открывая страницы истории (Татихи сахифэлэр ачылганда). Избранные труды» [6], Хамидуллина Б.Л. «Из глубины столетий. Научно-популярное издание» [11], Насыри Каюм «Избранные произведения» [17] и многие другие.
Объект исследования - общественное развитие Татарстана во второй половине XIX начало XX вв.
Предмет исследования - татарская политическая мысль в XIX- начало XX вв.
Хронологические рамки исследования охватывают период XIX века- начало XX вв. Это связано с тем, что в это время татарская общественная мысль находилась на стадии бурного подъема.
Целью исследования является анализ эволюции татарской общественно-политической мысли в XIX веке, включенного в единое российское политическое общество и весь комплекс проблем, связанных с процессом формирования татар как политической нации.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- рассмотреть татарскую политическую мысль в период становления советской власти;
- исследовать проекты создания татарской государственности;
- рассмотреть развитие татарской политической мысли в эпоху позднего СССР и суверенизация;
- выявить причины и предпосылки развития движения за суверенизацию Р.Т.;
- изучить этапы суверенизации Татарстана в конце 1980 гг. начало 1990 гг.;
- провести анализ возможности применения методов формирования критического мышления учащихся в рамках изучения татарской политической мысли 1920е.- 1990е. гг.
Научная новизна работы состоит в том, что данная тема впервые изучается на основе представленной литературы и источников.
Методологической основой исследования стал принцип историзма, который предполагает всестороннее изучение предмета исследования, препятствует механическому переносу современных этнополитических приоритетов в прошлое, и принцип исторической объективности, заключающийся в попытке преодоления крайностей в оценке содержания общественно-политического наследия татарской элиты рубежа XIX - XX вв.
В исследовании также использовался метод сравнительно-исторического анализа, основанный на проблемно-хронологическом и историко¬антропологическом подходах, что способствовало изучению комплексной проблемы в контексте становления и эволюции татарского общественно¬политического движения исследуемого периода.
Практическая значимость. Материалы исследования, его положения и выводы могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории России, татарского народа, при разработке соответствующих учебных курсов.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Образование Татарской АССР явилось в истории нашей страны одной из ярких страниц непосредственно практического претворения в жизнь ленинской национальной политики. Политической и юридической основой создания национальной государственности татарского народа, как и всех народов нашей страны, стали провозглашённые Советским правительством равенство и суверенность всех народов России, право народов на свободное самоопределение, добровольное их объединение в едином многонациональном государстве, отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Национально-государственная автономия гарантировала татарскому народу достижение высоких успехов во всех областях жизни республики благодаря последовательному воплощению в жизнь принципа диалектического единства интернациональных и национальных интересов в Советском социалистическом государстве.
В истории изучения татарской общественно-политической мысли конца XIX - начала XX вв. можно выделить несколько периодов.
Первый период: дореволюционный.
Второй период: 1920-е годы - стал новым этапом в исследовании татарской общественно-политической мысли. В литературе этого десятилетия формируется два направления: первое - либеральное, второе - леворадикальное.
Третий период включает в себя 1930-1950-е годы. Это период влияния социологизированных штампов, идеологии сталинизма на историческую науку.
Период перестройки ознаменовался не только попытками обновить систему социалистической экономики. Были осуществлены основательные политические преобразования, которые вызвали активные процессы гражданского, духовного раскрепощения.
Широкая политическая реформа началась позже экономических преобразований. Ей предшествовала массовая смена и омоложение кадров в высшем руководстве страны. Кадровые изменения не обошли стороной и Татарскую республику. В 1989 г. первым секретарем Татарского обкома КПСС стал М.Ш. Шаймиев. Состав обкома КПСС пополнился молодыми интеллектуалами, приобретшими известность своей активной гражданской позицией в годы перестройки и не имевшими номенклатурного прошлого.
22 марта 1920 года В. И. Ленин принял в Кремле Б. X. Мансурова, С. Г. Саид-Галиева и других для обсуждения с ними вопроса об образовании Татарской республики.
Она была провозглашена постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 27 мая 1920 года и образована 25 июня 1920 года как Автономная Татарская Советская Социалистическая Республика (А.Т.С.С.Р., Татреспублика) (тат. Avtonomiole Tatarstan Sovet Sotsialstik Respublikasb (A.T.S.S.R., Tatarstan)).
Чрезвычайный XI съезд Советов Татарской автономии 25 июня 1937 года утвердил конституцию республики, согласно которой порядок слов в её названии был изменён, преобразовавшись в Татарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.
В 1922 (при образовании СССР), в 1936 и 1977 (при принятиях Конституции СССР) и в 1952-1953 рассматривалось, но не было принято предложение о преобразовании ТАССР в союзную республику.
Во время «парада суверенитетов» в Советском Союзе 30 августа 1990 года Верховный Совет ТАССР принял декларацию о государственном суверенитете Татарии, преобразовав её в Татарскую Советскую Социалистическую Республику - Республику Татарстан. 24 мая 1991 года Съезд народных депутатов РСФСР утвердил данное название, внеся поправку в ст. 71 конституции РСФСР 1978 года. C 16 мая 1992 года - Республика Татарстан.
Согласно п. 2 декрета ВЦИК «Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике» от 27 мая 1920 года, аппарат государственной власти АТССР складывался из местных Советов депутатов, Центрального Исполнительского Комитета и Совета Народных Комиссаров АТССР. До их создания ВЦИКом был сформирован Временный революционный комитет АТССР.
25 июня 1920 года Казанский губисполком полностью передал властные полномочия Временному ревкому. 11 июля тот принял обращение ко всем трудящимся края о создании автономии, и к 11 сентября детализировал её границы. Главной задачей ВРК стала подготовка Учредительного съезда Советов Татреспублики. На I-ом Учредительном съезде Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов АТССР, прошедшем 26-27 сентября 1920 года, был избран Президиум Татарского Центрального Исполнительного Комитета (ТатЦИКа) и сформировано первое правительство - СНК Татреспублики.
Изучение политической мысли Татарстана в те годы является в настоящее время актуальным и очень увлекательным, так как мы живем именно в Респулике Татарстан. Каждый гражданин Республики Татарстан должен знать историю развития политической мысли, и прививать интерес к ее изучению необходимо начинать со школы.
Каждый учитель знает, как трудно научить детей истории Татарстана. Главной задачей, которую должен решить учитель на уроках истории Татарстана, было и остается развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов, жанров. Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать, опираться на интуицию, строить ассоциативные связи.
Технология развития критического мышления через изучение истории Татарстана тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения.
Педагогическая деятельность учителя направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.
Педагогические задачи, стоящие перед учителем:
- помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития;
- вызвать их мотивацию;
- научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.
В основе методической системы заложены элементы технологии критического мышления. Мы убеждены, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.
1. Атласов Х. М. История Сибири. Сююмбике. Казанское ханство. (Исторические сочинения). (Себер тарихы. Суен-бике. Казан ханлыгы (Тарихи эсэрлэр) ) / Под. ред., сост., примечания, справки и вступит. слово С. Х. Алишева. -Казань: Татар. кн. изд-во, 1992. -448с.
2. Ахмеров Г. Н. Избранные труды. История Булгарии. История Казани. Этнические группы и традиции татар / Сост., вступит. ст. и коммент. д. и. н., проф. Р. Г. Хайрутдинова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1998. - 240 с.
3. Батталов (Таймас) Г. А. Казанские тюрки. История казанских татар. (Казан торкилэре. Тарихи язмалар.) / Ред. Л. Хамидуллин. Перевод с турецкого А. Рахимовой. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1996. - 192 с.
4. Валиди (Туган) Ахмед-Заки. Краткая история тюрко-татар. (Кыскача торек-татар тарихы ) / Сост., автор послесловия, транскрипции текста и библиографич. справочника Р. У. Амирханов. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1992. - 181 с.
5. Гришин Я. Я. Казань и Казанский край глазами польских ссыльных (ХУ11-Х1Х в.). - Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. - 95 с.
6. Губайдуллин Г. С. Открывая страницы истории (Татихи сахифэлэр ачылганда). Избранные труды / Сост., комментарии и текст С. Х. Алишева, И. А. Гилязов. Редкол.: Я.. Г. Абдуллин, Д. И. Гильманов. - Казань: Татар. кн. изд- во, 1989. - 334 с.
7. Загоскин Н. П. Очерки города Казани и казанской жизни в 40-х годах Х1Х века / Издание подготовили Н. В. Фигнер и В. И. Шишкин. - Казань: Изд- во Казан. ун-та, 2003. - 164 с.
8. Знаменитые люди о Казани и Казанском крае / Сост., авторы биографий и комментариев А. В. Гарзавина, И. А. Новицкая. Под ред. М. А. Усманова. - Изд-е 2-е, испр., доп. - Казань: Жиен, 2005. - 424 с.
9. Знаменитые люди о Казани и Казанском крае / сост., коммент., авторы биографий А. В. Гарзавина, И. А. Новицкая. - Изд-е 2-ое, исп., доп. - Казань: Джиен, 2005. - 424 с.
10. Знаменский П. В. Казанские татары. - Казань, 1910.
11. Из глубины столетий. Научно-популярное издание / Сост., вступит. Ст. и коммент. Б. Л. Хамидуллина. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2000 . - 271 с.
12. Ишбулдин Борис ал-Бакри. История татар (Татарлар тарихы). - Казань: Раннур, 2003. - 160 с.
13. Казань в легендах. Казан турында легендалар / Авторы-составители Салим и Асия Гилязутдиновы. - Казань: Матбугат Йоры, 2003. - 96 с.
14. Карл Фукс о Казани, Казанском крае. Труды, документы, воспоминания, исследования. Научно-биографический сборник / Сост.: М. А. Усманов, А. В. Гарзавина, И. А. Новицкая. - Казань: Жиен, 2005. - 480 с.
15. Фукс К. Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Краткая история города Казани / Редкол.: Валиев Р. И., Каримуллин А. Г., Сиразиев Р. Р., Усманов М. А. Репринтное издание. - Казань: Фонд ТЯК, 1991. - 210 с.
16. Марджани Шигабутдин. Извлечение вестей о состоянии Казани и Булгара (Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар). Часть 1 / Ред. Валиулла хазрат Ягъкуб. Перевод со статотатарского Адыгамова Р. К. - Казань: Фэн, 2005. - 255 с.
17. Материалы и документы по истории Татарии. - М. -Л. - ОГИЗ - 1937. - 504 с.
18. Насыри Каюм. Избранные произведения / Сост. С. Х. Алишев, М. В. Гайнутдинов, Х. Ш. Махмутов. Перевод с татар языка. - Казань: Татар. кн. изд- во, 1977. - 256 с.
19. Путешествие Ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама / Древний текст сост. и пересказал Султан Шамси. - М.: МИФИ-Сервис, 1992. - 96 с.
20. Фахреддинов Р.С. Булгарские и казанские тюрки (Болгар вэ Казан торкилэре) / Сост. и перевод А. Н. Хайруллин. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1993. - 287 с.
21. Фахретдин Р.С. Казанские ханы (Казан ханнары) / Сост., примечания и коммент., транскрипция Р. У. Амирханова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1995. - 189 с.
Литература:
22. Абдуллин М.И. Татарская АССР: реальность и буржуазные мифы / М.И. Абдуллин, С.Г. Батыев.- Казань: Татар, 1977. - 199 с.
23. Абдуллин Я.Г. Буржуазно-демократическое движение рубежа XIX-XX веков и его идеологическое выражение - джадидизм // Общественная и философская мысль в Татарии начала XX века: Сб. ст. - М.: Наука, 1990. - 197 с.
24. Абдуллин Я.Г. Джадидизм, его социальная природа и эволюция // Из истории татарской общественной мысли: Сб.ст. - Казань, 1998.
25. Абдуллин Я.Г. Новое мышление и некоторые проблемы истории татарской общественной мысли XIX - начала XX веков // Методологические проблемы изучения истории татарской общественной мысли на материале народов РСФСР: Сб.ст. - Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КНЦ АН СССР, 1990.
26. Абдуллин Я.Г. Буржуазно-демократическое движение XIX - ХХ веков и его идеологическое выражение - джадидизм // Общественная и философская мысль в Татарии начала XX века. - М., 1990.
27. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль // Социальная природа и основные проблемы. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. - 319 с.
28. Абдуллин М.И., Батыев С.Г. Татарская АССР: реальность и буржуазные мифы. - Казань, 1977.
29. Алишев С.Х. Татары Среднего Поволжья в Пугачевском восстании. - Казань, 1973.
30. Амирханов Р.У. Татарский народ и Татарстан в начале ХХ века: исторические зарисовки. - Казань, 2005.
31. Батыев С.Г. Татарский джадидизм и его эволюция // История СССР- №4. - 1964.
32. Бартольд В.В. Сочинения. - Т.2. - Ч.1. - М., 1963. - С.137.
33. Беннигсен А. Мусульмане в СССР. - Париж, 1983.
34. Гайнуллин М.Х., Насыров К. и просветительское движение среди татар. - Казань, 1955.
35. Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991. - 320 с.
36. Геллнер Э. Условия свободы. - М., 1995.
37. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья Казань: Татгосиздат, 1941. - 260 с.
38. Ерохина О.В. Губернаторство России: история и современность:
Монография / Финансовый университет при Правительстве РФ. - М.:
Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 160 с.
39. Закиев М.З. Татар халкы теленен барлыкка килуе. - Казан, 1977.
40. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар. - Казань, 2000.
41. Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. - Казань, 1997. - с.7.
42. Исхаков Д.М. Об основных этапах становления татарской нации (историко-социологический очерк) //Панорама-Форум, 1997, №1. - с.103-107;
43. Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним. - Казань, 1988.
44. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья И Южного Урала.
Этногенетический взгляд на историю. - М., 1992.
45. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, 15 мая 2008 г. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. - 464 с.