Введение 3
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА
§1. Условия рассмотрения дела в порядке особого производства 7
§2. Порядок рассмотрения дела в особом производстве 12
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОСОБОГО
ПРОИЗВОДСТВА ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ДЕЛ
§1. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение 16
§2. Дела об усыновлении (удочерении) ребенка 22
§3. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или
умершим 28
§4. Дела об ограничении или лишении дееспособности 32
§5. Дела об эмансипации 38
§6. Дела о признании вещи бесхозяйной 41
§7. Дела вызывного производства 46
§8. Дела о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния 52
§9. Дела, связанные с совершением нотариальных действий 56
§10. Дела о восстановлении утраченного судебного производства 60
Заключение 66
Библиографический список
Особое производство относится к упрощенному производству по защите нарушенного или оспоренного права, где нет материально-правового требования одного лица к другому.
Истоки данного вида судебного производства можно найти еще в римском праве, которое именовалось как бесспорное судопроизводство. Что касается российских реалий, взглянув на предыдущий Гражданско- процессуальный кодекс РСФСР 1964 г. (далее - ГПК РСФСР), можно сделать вывод, что гражданско-процессуальное законодательство не претерпело кардинальных изменений со времен Советского Союза. Но, несмотря на относительную стабильность всего содержания и порядка осуществления особого производства уже более пяти десятков лет, принимая во внимание факт становления на сегодняшний день гражданского общества и правового государства, пробелы в законодательстве имеют место быть. Законодатель, зная о несовершенстве сего, не перестает вводить изменения в гражданско-процессуальное законодательство: непосредственно в
Гражданский процессуальный кодекс РФ 2002 г. (далее ГПК РФ) уже за первые десять лет его функционирования было принято более сорока федеральных законов, которыми в Кодекс вносились изменения или 3 дополнения.
Теме особого производства в юридической литературе также уделено достаточно много внимания со стороны таких ученых правоведов, как Аргунов В.В., Комаров В.В., Штефан М.Й., Треушников М.К. и др., то есть она не отличается новизной.
Тем не менее, наша тема является актуальной, поскольку обуславливается повседневностью ее практической реализации в судебной деятельности. Кроме того, в течение последних лет процессуальное законодательство претерпевает значительные изменения, к чему сподвигло присоединение Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации к Верховному Суду Российской Федерации. Тем самым, можно говорить, что законодатель стирает границы с гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством, дополняя пробелы одного кодекса, аналогичными нормами с другого. Это касается и нашей темы, то есть непосредственно особого производства, которое есть в ГПК РФ, но в Арбитражном процессуальном кодексе РФ (далее АПК РФ) оно несколько размыто и не имеет отдельного посвященного этой теме подраздела.
Следует так же отметить наличие Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации , разрабатываемую именно в наши дни, которая как раз направлена на объединение гражданского процессуального с арбитражным процессуальным законодательством. Хотя изначально ее целью являлось объединение и административного судопроизводство вместе с первыми двумя, как мы знаем, последнее уже вылилось в отдельный Кодекс административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), куда в ушедшем году перекочевала глава из особого производства ГПК РФ - о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке. В связи с чем, у нас возникает некоторое недоумение, поскольку на ряду с введением изменений в вышеназванные кодексы (ГПК РФ и АПК РФ) законодатель параллельно занимается разработкой вышеупомянутой концепции.
По вопросу объединения процессуального законодательство в единый кодекс, правоведы не относятся однозначно: кто-то пишет о том, что это давняя «мечта», а кто-то выступает противником объединения двух кодексов, в связи с тем, что разделение было осуществлено еще задолго до нынешней российской действительности и не на пустом месте, что тоже не маловажно. В любом случае, этот процесс уже запущен, то есть дело лишь во времени.
Таким образом, все вышеизложенное дает нам пищу для размышления, и тем самым, вопросы регулирования и осуществления процесса по отдельным категориям дел особого производства остается, как мы считаем, актуальным и по сей день.
Предметом исследования работы выступают нормы как процессуального, так и материального права, в частности гражданского процессуального и гражданского права, а также иные нормы федерального законодательства Российской Федерации, регулирующие осуществление правосудия в рамках особого производства в гражданском процессе.
Целью работы является формирование комплексного представления особого производства в гражданском процессе, как специального вида гражданского судопроизводства. Кроме того, выявление особенностей и спорных моментов при разрешении отдельных категорий дел особого производства.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. выявить условия рассмотрения дел в порядке особого производства;
2. раскрыть порядок рассмотрения дел в особом производстве;
3. охарактеризовать каждую категорию дел особого производства, закрепленных таковыми в действующем ГПК РФ.
В проделанной работе были использованы такие методы исследования, как анализ нормативно-правовой базы, историческое и сравнительное правоведение и некоторые другие.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам. Она состоит из введения, двух глав, разбитых на два и десять параграфов, соответственно, заключения и библиографического списка.
Во введении мы отметили актуальность, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Первая глава посвящена общим положениям, при разрешении дел в порядке особого производства, то есть условиям и порядку рассмотрения.
Во второй главе проанализированы непосредственно отдельные категории дел особого производства, где в каждом параграфе рассматриваются особенности отдельного вида.
В заключении сделаны итоги, выводы по всей проделанной работе.
Основу для выполнения работы составили федеральные законы, постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Президиума Верховного Суда РФ и иные нормативные правовые акты РФ. Кроме федерального законодательства мы обращались и к местной судебной практике.
К тому же в ходе выполнения данной работы были использованы труды цивилистов-практиков, в числе которых Аргунов В.В., Викут М.А., Треушников М.К. и других известных ученых-правоведов, специальная литература, материалы, опубликованные на страницах юридических изданий и периодической печати.
Из вышеизложенного и проведенной работы по изучению правовой природы дел особого производства можно сделать следующие заключения.
Особое производство - это специальный, самостоятельный вид гражданского судопроизводства, регулируемый ГПК РФ наравне с исковым и приказным производством, но имеющий ряд отличительных особенностей. Среди них следует отметить три главных условия, при наличии которых лицо имеет право обратиться в суд. Это отсутствие спора о праве; установление факта, от которого зависит возникновение, изменение и прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций; отсутствие возможности у заявителя подтвердить необходимое обстоятельство в ином, во внесудебном порядке. Кроме того, по общему правилу, заявление подается по месту жительства заявителя, то есть лица, чье право подлежит охране, в районный (городской) суд.
К делам особого производства относятся: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; дела об усыновлении (удочерении) ребенка; дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим; дела об ограничении или лишении дееспособности гражданина и ограничение или лишение несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своими доходами; дела об эмансипации; дела о признании вещи бесхозяйной и признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; дела вызывного производства; дела о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния; дела, связанные с совершением нотариальных действий или об отказе в их совершении; дела о восстановлении утраченного судебного производства.
Во II главе мы охарактеризовали каждую из вышеперечисленных категорий дел особого производства, приводя наглядные примеры из судебной практики. Кроме того, отметили, что перечень, указанный в ч. 2 ст. 264 ГПК не является исчерпывающим, следовательно, в особом производстве могут рассматриваться и другие дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. К тому же, каждая категория дел, рассматриваемая в особом производстве, кроме общих трех условий имеет ряд особенностей, которые были отмечены в соответствующих параграфах.
В заключении следует отметить, что очень важно правильное понимание норм института гражданского процессуального права, регламентирующих порядок особого производства. Не смотря на кажущуюся простоту, дела данной категории вызывают сложности уже на этапе подачи заявления в суд. Данные сложности, возникают начиная с определения круга заинтересованных лиц, которые должны быть привлечены к участию в деле - законодателем вообще не регламентируется это понятие, заканчивая пакетом документов, прямо указанных в законе, отсутствие которых вынуждает судей оставлять заявления без движения. Понимание норм позволит правильно подходить к вопросу разрешения дел как правоприменителями, так и заинтересованными лицами, что в свою очередь обеспечит оперативность рассмотрения дел в особом порядке.
Таким образом, выполнив задачи, поставленные перед нами во введении нашей работы, мы пришли к выводу, что достигли цель, поставленную в нем же. Сформировали комплексное представление особого производства в гражданском процессе, как специального вида гражданского судопроизводства, выявили особенности и спорные моменты, как в законодательстве, так и в самой практике при разрешении дел, осуществляемых в особом производстве.
1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы
1 .Конвенция ООН: одобрена Г енеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990 г. // Сборник международных договоров СССР. - 1993. - XLVI.
2. Конституция Российской Федерации принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.: [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7- ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2014. - №31. - Ст. 4398.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
от 08 марта 2015 г. № 21-ФЗ [в ред. от 15.02.2016] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 10. - Ст. 1391.
4. Арбитражный процессуальный кодекс: федер. закон от 24 июля 2002 №95-ФЗ: [в ред. от 30.12.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №30. - Ст. 3012.
5. Гражданский процессуальный кодекс: федер. закон от 14 ноября 2002 №138-ФЗ: [в ред. от 06.04.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №46. - Ст. 4532.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): федер. закон от 26 ноября 2001 № 146-ФЗ: [в ред. от 09.03.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ: [в ред. от 09.03.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
8. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ: [в ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ: [в ред. от 31.01.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301
10.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: федеральный закон от 08 марта 2015 г. № 23-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 10. - Ст. 1393.
11. О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации: федер. закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53. (ч. I) - Ст. - 7597.
12.Об исполнительном производстве: федер. закон от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ: [в ред. от 09.03.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 41. - Ст. 4849.
13.О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 16 апреля 2001 г. № 44 -ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 17. - Ст. 1543.
14.О воинской службе и воинской обязанности: федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. 1998. - № 13. - Ст. -1475.
15.О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: федер. закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ: [в ред. от 29.12.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3594.
16.Об актах гражданского состояния: федер. закон от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ: [в ред. от 28.11.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 47. - Ст. 5340.
17.Об оружии: федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 51. - Ст. 5681.
18.Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом: постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 № 432: [в ред. от 25.12.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 23. - Ст. 2721.
19.О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием: постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 15. - Ст. 1434.
20.О6 утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил поставки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства: постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 № 275 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 15. - Ст. 1590.
21.Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния: постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 №1274 // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1998. - №45.