Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБОРОТОСПОСОБНОСТЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КАК ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Работа №83775

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

земельное право

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
342
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБОРОТА
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ 7
§ 1. Земельный участок как объект гражданского оборота и земельных отношений 7
§ 2. Понятие и содержание оборота земельных участков 15
Глава II. ОГРАНИЧЕНИЯ ОБОРОТОСПОСОБНОСТИ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ 21
§ 1. Земельные участки, изъятые из оборота 21
§ 2. Земельные участки, ограниченные в обороте 26
§ 3. Оборот земель сельскохозяйственного назначения 34
Глава III. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СДЕЛОК С
ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ 40
§ 1. Купля - продажа земельных участков 40
§ 2. Аренда земельных участков 46
§ 3. Иные сделки с земельными участками 54
Заключение 63
Список использованной литературы

Конституцией Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности .
Как известно, исторически в России право частной собственности на землю существовало не всегда и закрепление в Конституции РФ права частной собственности на землю отразило в значительной степени оценку перспектив экономического развития страны, где праву частной собственности отводится роль одного из главных факторов, стимулирующих рост производительных сил. Однако Конституция РФ не делает юридических различий между формами собственности, в частности, указывается, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом все формы собственности.
Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что земельный участок - это недвижимость особого рода вследствие своего естественного происхождения и нахождения в естественной экологической системе, что обуславливает необходимость учитывать данные факторы при правовом регулировании отношении по поводу этого объекта, в частности искать гармоничное сочетание частноправовых и публично-правовых элементов.
В настоящее время ученых все больше интересуют проблемы, связанные с объектами обязательственных прав, в том числе земельных участков, которые могут быть предметом тех или иных сделок (купли- продажи, аренды, ипотеки и других), а также вопросы изучение оборота земельных участков и рынка земли. Это связано с тем, что на практике все чаще возникают проблемы в сфере оборота земельных участков, которые порождают споры, разрешаемые в судебном порядке. Так, данные статистики Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации по рассмотрению споров, связанных с применением законодательства о земле показывают, что Арбитражные суды округов в 2015 г. рассмотрели 7846 дел, Арбитражные суды субъектов Российской Федерации - 53 069 дел, а Суды общей юрисдикции рассмотрели около 95 000 дел, в сфере рассмотрения споров, связанных с землепользованием .
Специфика земли как объекта гражданских прав и земельных отношений, ее органическая взаимосвязь с иными компонентами природной среды обусловливают тесную связь земельного законодательства с рядом «смежных» отраслей российского законодательства - лесного, водного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды, об особо охраняемых территориях, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и т.д.
Объектом данного исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере оборота земельных участков, как объектов гражданских прав.
Предметом исследования выступают нормы земельного, гражданского, лесного, водного и иных отраслей права Российской Федерации, регулирующие земельные отношения в сфере оборота земельных участок, а также судебная практика и специальная литература, относящиеся к теме исследования.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления об обороте земельных участков как объектов гражданских прав, а так же сущности и правовой природе данного института.
Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
1) рассмотреть понятие земельного участка, его роль как объекта гражданских прав и объекта земельных отношений;
2) раскрыть понятие оборота земельных участков, а так же его содержание;
3) определить сущность земельных участков, изъятых из оборота;
4) раскрыть понятие земельных участков, ограниченных в обороте;
5) выявить особенности оборота земельных участков
сельскохозяйственного назначения;
6) рассмотреть особенности купли-продажи земельных участков;
7) раскрытие понятие и специфику аренды земельных участков;
8) рассмотреть иные сделки с земельными участками, такие как ипотека, мена, рента и т.п.
Для достижения поставленной цели исследования, мы использовали следующие методы: анализ, синтез, дедукция, сравнение, системный подход, обобщение.
Нормативно-правовой базой в исследовании нашей темы послужило множество источников, начиная с Конституции Российской Федерации, как с основного закона нашего государства, переходя к актам отраслевого и межотраслевого значения.
Структура работы соответствует цели и поставленным задачам. Она состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются вопросы понятия земельного участка, его роль как объекта гражданских прав и объекта земельных отношений, понятие оборота земельных участков, а так же его содержание.
Во второй главе более полно раскрывается сущность земельных участков, изъятых из оборота и земельных участков, ограниченных в обороте, а так же особенности оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Третья глава данной работы посвящена рассмотрению особенностей купли-продажи, аренды земельных участков, а так же иных сделок с земельными участками, такими как ипотека, мена, рента и т.п.
В заключении сделаны выводы по всей работе.
В ходе выполнения данной работы были использованы труды таких видных цивилистов, как Е.А. Галиновская, А.П. Анисимов, О.И. Крассов, Н.И. Матузов, а так же других известных ученых-правоведов, специальная литература, материалы, опубликованные на страницах юридических изданий и периодической печати, кроме того, анализируются материалы практики Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а так же судов субъектов Российской Федерации и местных городских судов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках нашей квалификационной (дипломной) работы «Оборотоспособность земельных участков как объектов гражданских прав» мы рассмотрели ряд вопросов, определили их особенности, сделали ряд выводов и подкрепили их судебной практикой.
Рассматривая земельный участок как объект земельных правоотношений, мы пришли к выводу, что земельный участок является одним из основных элементов земельных правоотношений. Являя собой и объект земельных правоотношений и объект гражданского оборота, земельный участок представляет собой недвижимую вещь, часть земной поверхности и обладает характеристиками, позволяющими определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Вопрос о том, может ли земля участвовать в гражданском обороте, в настоящее время перешел из теоретической области в практическую. При этом следует иметь в виду, что земля как товар - это объект купли-продажи, удовлетворяющий различные реальные или потенциальные потребности, и имеющий определенные характеристики.
Кроме того, на был было рассмотрено понятие оборота земельных участков, а также соотношение его с понятием оборотоспособности земельных участков, и пришли к выводу, что понятия «оборот» и «оборотоспособность» в отношении земельных участков достаточно схожи, так как если оборотоспособность мы определяем как возможность земельных участков свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте, то понятие оборота естественным образом можно определить уже как непосредственный переход земельных участков от одного лица к другому с учетом ограничения оборотоспособности и земельного законодательства в целом.
Мы рассмотрели понятие земель, изъятых из оборота, а так же нормативную основу закрепления изъятых из оборота земельных участков.
Так, изъятие из оборота определено как утвержденные законом условия, при которых участки не могут быть объектом сделок.
Было установлено, что наиболее полный и исчерпывающий перечень земель, изъятых из оборота дан в ч.4 ст. 27 Земельного кодекса РФ, включающий в себя четырнадцать пунктов, занятых находящимися в федеральной собственности объектами.
Наряду с землями, изъятыми из оборота, были рассмотрены основания для ограничения оборота земельных участков, под ними понимаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретение которых в собственность граждан и юридических лиц возможно только на основании особого разрешения публичных властей или в особом порядке. Ограничение земель так же предусмотрено ст. 27 Земельного кодекса РФ. Конкретизирующие данные положения нормы в отношении отдельных категорий земель могут содержать Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, иные федеральные законы, а так же Постановления Правительства РФ. Перечень земель, ограниченных в обороте, перечисленный Земельным кодексом РФ, исчерпывающий и закрытый.
Земельные участки, ограниченные в обороте, в отличии от изъятых из оборота земельных участков, которые находятся строго лишь в собственности государства, все же могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам, однако лишь на основании соответствующего акта публичных органов власти и при соблюдении правил эксплуатации земельного участка, установленных для конкретной категории земель.
Так же мы рассмотрели особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения, которые, наряду с Земельным кодексом РФ, предусмотрены Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Мы постарались раскрыть все аспекты, определяющие отличия данной категории земель. Так, например, приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами, а при совершении определенных действий с земельными участками, будет реализована схема двухступенчатой продажи. Кроме того, имеется и исключение из правил, согласно которому, установлен ограниченный круг субъектов, которые могут иметь земельный участок или земельную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, который включает и публичные образования.
Рассматривая отдельные сделки с земельными участками, например договор купли-продажи, установили что ему так же присущ ряд особенностей. Так, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях и ограничениях в отношении использования земельного участка, а в случае предоставления заведомо ложной информации покупатель может требовать уменьшения покупной цены либо расторжения договора и возмещения причиненных ему убытков.
Важно так же подчеркнуть, что земельные участки могут свободно быть объектами в договорах купли-продажи при условии, что их оборотоспособность не ограничена федеральным законом и они не изъяты из оборота.
В рамках рассмотрения договора аренды земельного участка мы установили, что он является одной из наиболее распространенных и эффективных форм использования земли и представляет собой
предоставление земельного участка во временное пользование за определенную плату на основе соответствующего договора. Аренда земли обладает признаками срочности, платности и возвратности, а сам земельный участок, передаваемый в аренду должен быть индивидуализирован, т.е. должны быть четко определены его местоположение, целевое назначение, границы, кадастровый номер и другие признаки, позволяющие его установить и идентифицировать.
Далее мы обратились к иным сделкам с земельными участками, таким как ипотека (залог) недвижимого имущества, договоры мены, дарения и ренты, а так же договор доверительного управления имуществом. Кроме того, в рамках данного вопроса, нами рассмотрены особенности наследования земельных участков, в том числе наследование земель на праве пожизненного наследуемого владения, которые влекут за собой ряд проблем, не урегулированных действующим законодательством.
Таким образом, в ходе исследования, мы достигли всех поставленных задач, раскрыв вопросы, на наш взгляд, достаточно в полном объеме, опираясь на нормативную базу и обширную судебную практику.



I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: [в ред. от 21.07.2014 г.] // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Лесной кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 04 декабря
2006 г. № 200-ФЗ: [в ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2006. - №50. - Ст.5278.
3. Водный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ: [в ред. от 28.11.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №23. - Ст.2381.
4. Земельный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 25
октября 2001 г. № 136-ФЗ: [в ред. от 30.12.2015] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2001. - №44. - Ст. 4147.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: [в ред. от 29.06.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №5. - Ст. 410
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ : [в ред. от 31.01.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст.3301.
7. О государственном кадастре недвижимости : федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ : [в ред. от 30.12.2015] // Рос. газета. - 2007. - 1 августа.
8. О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ : [в ред. от 29.02.2016] // Рос. Газета. - 2005. - 12 января.
9. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ [в ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №30. - Ст.3018.
10.Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ : [в ред. от 09.03.2016] // Рос. газета. - 2002. - 29 июня.
11. Об ипотеке (залоге недвижимости): федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ: [в ред. от 21.07.2014 г.] // Рос. газета. - 1998. - 22 июля.
12. О безопасности гидротехнических сооружений: федеральный закон от 21 июля 1997 № 117-ФЗ : [ред. от 13.07.2015] // Рос. газета. - 1997. - 29 июля.
13. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ : [в ред. от 29.12.2015] // Российская газета. - 1997. - 30 июля.
14.О государственной охране : федеральный закон от 27 мая 1996 № 57-ФЗ : [в ред. от 12.03.2014] // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1996. - №22. - Ст.2594.
15. О Федеральной службе безопасности : федеральный закон от 03 апреля 1995 г. № 40-ФЗ : [в ред. от 30.12.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №15. - Ст. 1269.
16. Об использовании атомной энергии : федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ : [в ред. от 02.07.2013]. // Рос. газета. - 1995. - 28 ноября.
17. Об особо охраняемых природных территориях : федеральный закон от 14 марта 1995 № 33-ФЗ : [в ред. от 13.07.2015] // Рос. Газета. - 1995. - 22 марта.
18.О закрытом административно-территориальном образовании : Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 : [в ред. от
13.07.2015] // Рос. газета. - 1992. - 26 августа.
19.0 недрах : закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 : [в ред. от 13.07.2015] // Рос. газета. -1995. - 15 марта.
20.Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками: Указ Президента РФ от 09 января 2011 г. № 26 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №2. - Ст.268.
21. Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации : Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. № 1487 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1992 г. - № 23. - Ст. 1961
22. Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов : постановление Правительства РФ от 26 марта 2015 № 279 // Собрание законодательства Российской Федерации. - №14. - 2015. - Ст. 2124
23.Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов: постановление Правительства РФ от 06 сентября 2012 № 884 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №37. - Ст. 5004.
24.Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582: [в ред. от 30.10.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 30. - Ст. 3821.
25. Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации: Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. № 315 // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2008. - №18. - Ст. 2053.
26.0 порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков : постановление Правительства РФ от 07 февраля 2008 № 52 // Рос. газета. - 2008. - 12 февраля.
27. 0 порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог: постановление Правительства РФ от 12 октября 2006 г. № 611: [в ред. от 04.04.2011] // Рос. газета. - 2006. - 20 октября.
28.06 утверждении Положения о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 06 октября г. 1994 № 1143 // Рос. газета. - 1994. - 15 октября.
29.0 передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме: письмо Минэкономразвития РФ от 16 октября 2009 г. № Д23-3410 // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. - № 12. - 2009.
30.0 применении законодательства Российской Федерации, регулирующего земельные отношения : Письмо Федеральной антимонопольной службы России от 11 января 2016 № ИА/90/16 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
31.0 рассмотрении обращения О рассмотрении обращения : Письмо Росреестра от 29 октября 2015 г. № 20-исх/15529-МС/15 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
32.0 проведении территориальными органами Росреестра правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов : Письмо Росреестра от 28 августа 2013 № 14 -исх/07892- ГЕ/13 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
33.0 кадастровом учете земельных участков, предоставленных в аренду до одного года: Письмо Роснедвижимости от 16 июля 2008 № ВК/3095 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
Нормативно-правовые акты Республики Татарстан
1. Конституция Республики Татарстан от 06 ноября 1992 г.: [в ред. от 30.03.2010 г.] // Республика Татарстан. - 2002. - 30 апреля.
2. Земельный кодекс Республики Татарстан от 10 июля 1998 г. № 1736 : [в ред. от 07.10.2015] // Республика Татарстан. - 1998. - 15 августа.
3. 0б утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, продажа которых осуществляется без проведения торгов: постановление Кабинета Министров РТ от 11 июня 2015 г. № 432 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2015. - №47-48. - Ст.1619.
4. 0 продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации : постановление Кабинета Министров РТ от 03 октября 2012 № 827 : [ред. от 10.03.2015] // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2012. - №75. - Ст. 2474.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ