Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №83774

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

земельное право

Объем работы89
Год сдачи2016
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 8
§ 1. Понятие и признаки юридической ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель 8
§ 2. Понятие и состав земельного правонарушения 11
Глава II. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА
ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ 15
§ 1. Дисциплинарная и материальная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель 15
§ 2. Административная ответственность за земельные правонарушения 23
§ 3. Уголовная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель 34
§ 4. Возмещение вреда, причиненного земельным правонарушением 39
§ 5. Земельно-правовая (специальная) ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель 455
Глава III. ОРГАНЫ, ПРИМЕНЯЮЩИЕ ЮРИДИЧЕСКУЮ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 566
§ 1. Органы специальной компетенции, применяющие меры юридической ответственности за земельные правонарушения 566
§ 2. Судебные органы и их роль в применении мер юридической
ответственности 622
§ 3. Полномочия негосударственных о органов земельного контроля в
отношениях по применению юридической ответственности 677
Заключение 700
Список использованной литературы

Земля - это особый природный объект, её необходимо охранять, так как это важнейшая составная часть природы. Как природный ресурс земля используется в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, она является основой осуществления любой хозяйственной деятельности. Поэтому регулирование использования и охраны земель должно осуществляться на законодательном уровне.
По сравнению с иными природными ресурсами, земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений. Нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований отрицательно сказываются на использовании и охране земель.
Правонарушения в области охраны и использования земли определяются теми последствиями, которые имеют место в подобных случаях, - причиняется вред здоровью человека, гибнет флора и фауна, из хозяйственного оборота выбывают пашни и пастбища, что неизбежно отражается на благосостоянии населения.
Важнейшим элементом обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей, арендаторов является применение правовых средств воздействия направленных на устранение нарушения земельного законодательства и прекращение его дальнейшего развития, восстановление нарушенного права и привлечение виновных к ответственности. Основная цель заключается в оценке правового обеспечения рационального использования и охраны земель.
Процесс обсуждения и принятия Федеральным Собранием России Земельного кодекса Российской Федерации длился почти семь лет. Первый проект кодекса был внесен Правительством в Государственную Думу в июне 1994 г., окончательный же вариант Земельного кодекса был принят ею лишь 28 сентября 2001 г. , одобрен Советом Федерации 10 октября и подписан Президентом 25 октября 2001 г. Однако его принятие не привело к решению всех проблем. За период его существования было принято 97 федеральных законов о внесении в него и ряд других актов изменений и дополнений.
Если говорить о подходе законодателя к вопросам ответственности, то в Земельном кодексе РФ (далее - ЗК РФ) предусмотрены такие виды ответственности за земельные правонарушения, как административная и уголовная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность. А также предусмотрена возможность изъятия земельных участков, так называемая, земельно-правовая (специальная) ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель.
В сфере данных правоотношений идут постоянные изменения в системе органов, применяющих ответственность за земельные правонарушения. Поэтому актуальным представлялось особое внимание уделить рассмотрению действующей системы органов, уполномоченных применять юридическую ответственность и их полномочиям. В систему органов специальной компетенции сегодня входят: Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Однако ответственность могут применять и суды общей юрисдикции, арбитражный суд. А в рассмотрении споров задействован и третейский суд. Своеобразные функции по охране окружающей среды у Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России), весьма существенный вклад в дело охраны окружающей среды вносят органы прокуратуры. Их деятельность в сфере охраны окружающей среды и земельных ресурсов также заслуживает внимания, анализ законодательства по данным вопросам дан в работе.
Как закреплено в Конституции РФ - земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории1. Исследование института ответственности за земельные правонарушения является актуальным и имеет большое практическое значение.
Объектом исследования выступают общественные отношения по применению ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель по законодательству Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормы земельного, трудового, гражданского, административного, уголовного, экологического и иных отраслей права Российской Федерации, регулирующие отношения по применению ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель по законодательству Российской Федерации, а также судебная практика, специальная литература и относящиеся к теме исследования.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления об отношениях по применению ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель по законодательству Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: дать общую характеристику юридической ответственности за земельные правонарушения, для этого исследовать понятие и признаки юридической ответственности за земельные правонарушения, раскрыть его состав. Исследовать основные виды юридической ответственности за земельные правонарушения, такие как дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность, а также гражданско-правовая и специальная земельно-правовая ответственность, путем изучения действующего законодательства, устанавливающего ответственность за земельные правонарушения. А также рассмотреть систему органов уполномоченных применять юридическую
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.: [в ред. от 21.07.2014 г.] / Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
ответственность за земельные правонарушения и задачи, стоящие перед ними.
Структура работы соответствует цели и поставленным задачам. Она состоит из введения трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются общие положения о юридической ответственности за земельные правонарушения.
Во второй главе в отдельных параграфах раскрываются различные виды юридической ответственности, которые применимы за совершение земельного правонарушения.
Третья глава данной работы посвящена раскрытию действующей системы органов, применяющих меры юридической ответственности за совершенное земельное правонарушение.
В заключении сделаны выводы по всей работе.
Основу для выполнения работы составили законы и подзаконные акты Российской Федерации и Республики Татарстан.
В ходе выполнения данной работы были использованы труды таких видных цивилистов, как доктор юридических наук, профессор О.И. Крассов, доктор юридических наук, профессор Б.В. Ерофеев, кандидат исторических наук С.В. Лобачев и других известных ученых - правоведов, специальная литература, материалы, опубликованные на страницах юридических изданий и периодической печати. А также анализируются нормативные правовые акты и материалы Пленума Верховного Суда РФ.
Для обозначения процессов вредного воздействия на земли в земельном и экологическом законодательстве, употребляются следующие термины: загрязнение, захламление, засоление, заболачивание, подтопление, опустынивание, иссушение, переуплотнение, эрозия почвы, порча, уничтожение плодородного слоя почвы, заражение почвы возбудителями бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний.
Все эти процессы приводят к деградации земель, дальнейшее использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог исследования проблем применения мер ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель по законодательству Российской Федерации, хотелось бы подчеркнуть актуальность этой проблемы на сегодня. Это обусловлено тем, что земля - особый природный объект и её необходимо охранять как важнейшую составную часть природы. Как природный ресурс земля используется в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, она является основой осуществления любой хозяйственной деятельности. Поэтому регулирование использования и охраны земель должно осуществляться на законодательном уровне.
В работе было исследовано законодательство, устанавливающее ответственность за земельные правонарушения, изучены такие базовые источники, как: Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и др. акты РФ и РТ.
Нами были рассмотрены различные подходы к определению понятия юридической ответственности за земельные правонарушения. Итогом стало формулирования определения с учетом всех имеющихся позиций по данному вопросу. Так под юридической ответственностью за земельные правонарушения понимается - правовой институт, представляющий совокупность разрешенных и поддерживаемых государством материальных и процессуальных норм принудительного и неблагоприятного воздействия на лиц, которые совершили виновное противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный в РФ земельный правопорядок и оказывающее неблагоприятное воздействие на земельные ресурсы, а также причиняющее вред законным интересам субъектам земельных отношений.
Было указано, что состав земельного правонарушения включает в себя четыре основных элемента: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона. Все они были рассмотрены на конкретных примерах, с учётом требований предъявляемых законодательством.
В работе были исследованы основные виды юридической ответственности за земельные правонарушения, такие как дисциплинарная и материальная ответственность, административная, уголовная и земельно-правовая ответственность.
Было установлено, что в отличие от дисциплинарной ответственности, которая наступает за нарушение трудовой дисциплины, административная ответственность наступает за совершение административного проступка, предусмотренного КоАП РФ и законов субъектов РФ, в частности КоАП РТ. Связь между ними выражается в том, что дисциплинарная ответственность возникает, если в результате ненадлежащего выполнения работниками своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность и применяется она к должностным лицам и работникам организации, виновным в совершении земельных правонарушений.
При определении вида ответственности за определённые земельные правонарушения, было актуально рассмотреть вопрос об отграничении административной ответственности от уголовной. Нами были выявлены критерии отграничения данных видов ответственности, такие как размер причиненного ущерба, тяжесть наступивших последствий, общественная опасность содеянного и, иногда, форма вины.
Проблемы разграничения данных видов ответственности возникают и возникали ранее, особенно, при рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства. Необходимо отличать экологические преступления от экологических проступков, то есть виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность.
В ряде Постановлений Пленума Верховного Суда РФ, посвященных практике применения судами законодательства об ответственности, в том числе за земельные правонарушения были даны разъяснения по данному вопросу, что позитивно сказалось на правоприменении. Было отмечено, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.
Было установлено, что общественная опасность преступления состоит в нарушении экономических интересов государства, а также равенства граждан как участников правового оборота земельных участков. Преступление в сфере регистрации и заключения противозаконных сделок с землей могут привести к возможному выведению земли из сельскохозяйственного оборота, незаконной концентрации земли в одних руках, превращению ее в объект неправомерной спекуляции в экономическом смысле этого понятия, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков.
Установление в законе и применение на практике уголовной ответственности способствует их предупреждению, когда иные - более мягкие меры воздействия: дисциплинарные, материальные, административные - оказываются недостаточными, нерезультативными.
Гражданско-правовой вид ответственности за земельные правонарушения является дополнительной возможностью упорядочения земельных отношений и мотивирует правообладателей к соблюдению установленных земельным законодательством требований.



I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993г.: [в ред. от 21.07.2014 г.] / Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08 марта 2015 г. № 21-ФЗ: [в ред. от 05.04.2016 г.] // Рос. газета. - № 49. - 2015. - 11 марта.
3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля [надзора] и муниципального контроля: федер. закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ: [в ред. от 09.03.2016] // Рос. газета. - 2008. - 30 декабря.
4. О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ: [в ред. от 15.02.2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 10. - Ст. 1152.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ: [в ред. от 07.02.2011 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31. - Ст. 3452.
6. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации: федер. закон от 09 мая 2005 г. № 45-ФЗ: [в ред. от 29.12.2012 г.] // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2005. - № 19. - Ст. 1752.
7. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ: [в ред. от 30.12.2015 г.] // Рос. газета.- 2004. - 31 июля.
8. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 8 декабря 2003 г. / Рос. газета. - 2003. - 18 декабря.
9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ: [в ред. от 30.12.2015 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
10. О третейских судах в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля
2002 г. № 102-ФЗ: [в ред. от 21.11.2011 г.] // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3019.
11. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ: [в ред. от 15.02.2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
12. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 января 2002 г. № 7- ФЗ: [в ред. от 29.12.2015] // Рос. газета. - 2002. - 12 января.
13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197- ФЗ: [в ред. от 30.12.2015 г.] / Рос. газета. - 2001. - 31 декабря.
14. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: [в ред. от 30.12.2015 г.] / Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1. - Ст. 1.
15. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: [в ред. от 30.03.2016 г.] // Рос. газета. - 2001. - 22 декабря.
16. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 № 136- ФЗ [в ред. от 30.12.2015 г.] // Рос. газета. - 2006. - 30 октября.
17. О мировых судьях в Российской Федерации: федер. закон от 17 декабря
1998 г. № 188-ФЗ: [в ред. от 21.07.2014 г.] // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1998. - № 5. - Ст. 6270.
18. Об отходах производства и потребления: федер. закон от 24 июня 1998 № 89-ФЗ: [в ред. от 29.12.2015 г.] // Рос. газета. - 1998. - 30 июня.
19. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: федер. закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ: [в ред. от 28.12.2013 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 29. - Ст. 3399.
20. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: [в ред. от 30.03.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
21. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января
1996 г. № 14-ФЗ: [в ред. от 29.06.2015 г.] // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
22. Об общественных объединениях: федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82- ФЗ: [в ред. от 31.01.2016 г.] // Рос. газета. - 1995. - 25 мая.
23. Гражданский кодекс Российской Федерации [часть первая] от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: [в ред. от 31.01.2016 г.] // Рос. газета. - 1994. - 8 декабря.
24. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636: [в ред. от 05.04.2016] // Рос. газета. - 2012. - 22 мая.
25. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01 марта 2011 г. № 248: [в ред. от 05.04.2016 г.] // Рос. газета. - 2011. - 2 марта.
26. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 12 мая 2008 № 724: [в ред. от 04.04.2016] // Рос. газета. - 2008. - 13 мая.
27. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Рос. Федерации от 9 марта 2004 г. № 314: [в ред. от 22.06.2010 г.] // Рос. газета. - 2004. - 12 марта.
28. О приведении земельного законодательства российской федерации в
соответствие с Конституцией Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24 декабря 1993г. № 2287. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -
1993. - № 52 - Ст. 5085.
29. Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре: Постановление Правительства РФ от 02 июня 2015 г. № 1: [в ред. от 12.03.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 2. - 2015. - Ст. 514.
30. Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1515// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - N 1 (часть II). - Ст. 298.
31. Об утверждении Правил принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), при его ненадлежащем использовании: Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2013 г. № 821 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №38. - Ст. 4832
32. О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии: Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457: [в ред. от 29.12.2015 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 25. - Ст. 3052.
33. О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 372: [в ред. от 25.12.2015 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 31. - ст. 3262.
34. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400: [в ред. от 25.12.2015 г.] // Рос. газета. - 2004. - 11 августа.
35. Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327: [в ред. от 13.02.2016] // Рос. газета. - 2004. - 15 июля.
36. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановление
Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 : [в ред. от 23.07.2015] // Рос. газета. - 2004. - 08 июля.
37. Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц: Постановление Правительства РФ от 07 мая 2003 г. № 262 : [в ред. от 31.03.2015] // Рос. газета. - 2003. - 17 мая.
38. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора: Приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. № 486 // Официальный интернет-портал правовой информации http:ZZwww.pravo.gov.ru, (дата обращения 25.11.2015 г.).
39. Об утверждении формы предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации: Приказ Минэкономразвития России от 26 декабря 2014 г. № 851 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2015. - №24. - 15 июня.
40. О привлечении к административной ответственности: Письмо
Росприроднадзора от 28 августа 2015 г. № ВС-06-01-32/15425 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ