Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №83770

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

гражданское право

Объем работы107
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
267
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
§ 1. Понятие, задачи, цели, и принципы лицензирования предпринимательской деятельности 6
§ 2. Виды предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию. 10 § 3. Правовое регулирование отношений, возникающих при лицензировании предпринимательской деятельности 16
§ 4. Юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности. 23 Глава II. ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ПРОЦЕСС И КОНТРОЛЬ 33
§ 1. Понятие и срок действия лицензии 33
§ 2. Субъекты лицензирования, их права и обязанности 40
§ 3. Организация и осуществление лицензирования 46
§ 4. Лицензионный контроль 52
Глава III. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 59
§ 1. Лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции 59
§ 2. Лицензирование фармацевтической и медицинской деятельности 62
§ 3. Лицензирование страховой деятельности и деятельности кредитных
организаций 70
Заключение 78
Список использованной литературы 83

Лицензирование, являясь формой государственного регулирования предпринимательской деятельности, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования её осуществления.
Тема данной работы является достаточно актуальной, поскольку значительное число видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. Соответственно, ее осуществление без лицензии, в тех случаях когда этого требует законодательство, является противоправным и наказуемым деянием. Анализ судебной практики показал, что за 2015 год количество дел, рассмотренных арбитражными судами, по спорам о привлечении к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и лицензии увеличилось в пять раз. Также в современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема контроля государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов, поэтому данный вопрос был рассмотрен настоящей работе.
Помимо общих вопросов в области лицензирования, актуальным представлялось рассмотреть лицензирование отдельных видов
предпринимательской деятельности. Так, по данным информационного портала Банки.ру за 2016 год была отозвана лицензия у 41 банка. В связи с этим в работе рассмотрены отношения по лицензированию деятельности кредитных организаций.
Объектом данной работы являются отношения по лицензированию предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормы гражданского, гражданского процессуального, административного, уголовного законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие в процессе лицензирования предпринимательской деятельности, а также судебная практика и специальная литература, относящиеся к теме исследования.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления о лицензировании предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: дать общую характеристику лицензирования предпринимательской деятельности, для этого определить понятие, задачи, цели и принципы лицензирования предпринимательской деятельности; исследовать виды
предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию;
рассмотреть правовое регулирование отношений, возникающих при
лицензировании предпринимательской деятельности; раскрыть вопросы
юридической ответственности и выявить правовые последствия нарушений в сфере лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности; определить понятие и срок действия лицензии; рассмотреть круг субъектов отношений по лицензированию, их права и обязанности; исследовать организацию и осуществление лицензирования и лицензионного контроля.
Структура работы соответствует цели и поставленным задачам. Она состоит из введения трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются общие положения лицензирования предпринимательской деятельности.
В отдельных параграфах рассмотрены понятие, задачи, цели, и принципы лицензирования предпринимательской деятельности и те её виды, которые подлежат лицензированию. Уделено внимание правовому регулированию данных отношений и проблемам применения юридической ответственности за нарушения отдельных требований в сфере лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
Вторая глава посвящена лицензионному процессу и контролю.
В отдельных параграфах рассмотрены понятие и срок действия лицензии, круг субъектов лицензирования, их права и обязанности., уделено внимание организации и осуществлению лицензирования, а также вопросам лицензионного контроля.
В третьей главе данной работы рассматривается лицензирование отдельных видов деятельности таким как производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, фармацевтической и медицинской деятельности, а также лицензированию страховой деятельности и деятельности кредитных организаций.
В заключении сделаны выводы по всей работе.
Основу для выполнения работы составили законы и подзаконные акты Российской Федерации.
В ходе выполнения данной работы были использованы труды таких видных цивилистов, как имя отчество фамилия А.А. Багандов, Н.А. Баринов, А.Н. Борисов, И.В. Данилова, Н.В. Ласкина, О.В. Степаненко, Лопашенко Н.А. и других известных ученых-правоведов, специальная литература, материалы, опубликованные на страницах юридических изданий и периодической печати, а также анализируются материалы практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда РФ и ФАС различных округов РФ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучая вопросы лицензирования предпринимательской деятельности, перед нами была поставлена цель формирования комплексного представления о данном круге отношений.
Анализ принципов лицензирования показал, что они тесно взаимосвязаны между собой, и в совокупности образуют систему отражающую сущность правовой природы института лицензирования как федеральной законодательной меры обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина его здоровья, прав и законных интересов неограниченного круга лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны окружающей среды.
Было установлено, что в ФЗ О лицензировании исчерпывающим образом определен перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию, а также тех видов деятельности, лицензирование которых производится в соответствии с иными нормативными документами. Это обстоятельство, на наш взгляд, вносит предельную ясность в данные отношения и позволяет предпринимателям еще на стадии создании бизнеса обеспечить правовую основу его осуществления. Кроме того, явно наметилась тенденция к сокращению видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию.
Рассматривая вопросы правового регулирования отношений, возникающих при лицензировании предпринимательской деятельности, пришли к выводу, что в РФ сложилась обширная законодательная база, состоящая из множества федеральных законов, а также подзаконных актов. Издаваемых Правительством РФ. Она продолжает формироваться о чем свидетельствуют изученные нами изменения внесенные в базовые акты данной сферы правового регулирования в последние годы.
Мы пришли к выводу, что юридическая ответственность в сфере лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности является действенным инструментом защиты прав субъектов вовлеченных в отношения по лицензированию, а также граждан РФ, потребителей услуг и в целом является необходимым элементом механизма обеспечения защиты прав и интересов отдельных граждан и общества в целом. Кроме того нами была выявлена связь данного института с обеспечением экологической, санитарной безопасности страны.
Было установлено, что условием законной деятельности хозяйствующих субъектов является обязательное получение лицензии в случаях, предусмотренных законом, а также необходимо строго соблюдать правила лицензирования. За неисполнение данной обязанности к нарушителям может быть применен тот или иной вид юридической ответственности.
По итогам проведенного исследования приходим к выводу, что понятие лицензия, как и понятие лицензирование, были сформулированы на уровне закона, что вносит предельную ясность в сферу этих отношений. Лицензия действует бессрочно. Однако законодатель четко сформулировал перечень оснований её приостановления и аннулирования.
Было установлено, что в ФЗ О лицензировании четко определен круг субъектов отношений по лицензированию. Однако порядок получения лицензии и круг прав и обязанностей субъектов был урегулирован специальными подзаконными нормативными актами уровня федерации и субъектов федерации, в которых в основном отражена процессуальная сторона этих отношений.
Сравнив объем правоспособности лицензиата и соискателя лицензии, приходим к выводу, что он заметно шире объема правомочий последнего, а моментом изменения их правового статуса является момент выдачи лицензии, устанавливающей для лицензиата дополнительные требования и условия, необходимые для выполнения при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Таким образом, правоспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме возникает после наделения его правомочиями лицензиата. При этом следует отметить, что общая правоспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в связи с предоставлением лицензии не становится специальной. В этом случае юридическое лицо или индивидуальный предприниматель узаконивает в установленном порядке уже имеющуюся у него правоспособность и получает государственное подтверждение своего права на осуществление лицензируемого вида деятельности.
Рассмотрев организацию и осуществление лицензирования, приходим к выводу, что они достаточно подробно урегулированы на уровне закона О лицензировании и получили развитие на уровне подзаконных актов, в том числе отраслевого характера, где есть возможность больше внимания уделить процессуальной стороне и специфике отраслевых отношений.
Установлено, что лицензионный контроль в России - специфический институт публичного управления (административной деятельности). Осуществляется системой контрольно-разрешительных органов в сфере предпринимательства, которая прошла серьезный путь становления и развития, функциональной регламентации. Исчерпывающий круг полномочий контролирующих и правоохранительных органов ограничен нормами специализированного (отраслевого) законодательства. Компетенцией по контролю (надзору), предупреждению и пресечению административных правонарушений, выявлению и раскрытию преступлений в лицензионной сфере наделено значительное число государственных органов. Необходимо отметить, что вопрос об определении объема полномочий органов контроля (надзора) в сфере лицензирования предпринимательской деятельности был и остается проблемным, вызывающим споры в правоприменительной практике. Учитывая множественность контролирующих (надзорных) органов, одной из их основных задач, решение которой во многом определяет успех деятельности по укреплению правопорядка в сфере лицензирования, является обеспечение взаимодействия, согласования усилий, предпринимаемых в рамках компетенции каждого из них. В связи этим актуальным представляется вопрос обеспечения согласованного функционирования названных систем координации на территориях субъектов Российской Федерации, исключения дублирования уполномоченных на осуществление координационных функций органов (должностных лиц).
Было установлено, что лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется на уровне законов и подзаконных актов всех уровней, что обеспечивает предельно ясную детализацию всех этапов лицензирования и обеспечивает необходимой информацией заинтересованных в получении лицензии субъектов. Алкогольная продукция относится к числу ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав, поскольку ее производство и оборот возможны только при наличии у юридического лица соответствующей лицензии.
Следует отметить, что законодательные акты в сфере лицензирования фармацевтической и медицинской деятельности являются важными и нужными документами в современной России, ориентированной на модернизацию системы здравоохранения. Обширная система нормативных актов уровня законов и подзаконных актов федерального уровня направлена на обеспечение максимально эффективной реализации прав граждан в сфере здравоохранения. Совершенствование правовой основы медицинского лицензирования является гарантией обеспечения прав медицинских учреждений и лиц, осуществляющих частную медицинскую практику.
Было установлено, что законодатель достаточно много внимания уделяет лицензированию страховой деятельности и деятельности кредитных организаций, так как они, во-первых, затрагивают имущественные интересы неограниченного круга субъектов, а во-вторых, в силу своей специфики способны оказывать решающее влияние на экономические процессы в стране в целом. Указанные обстоятельства являются вполне закономерной предпосылкой для установления в отношении этих организаций более строгих требований в целях обеспечения общественной безопасности по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности.
На наш взгляд, пока говорить о полной замене лицензирования альтернативными способами регулирования преждевременно, так как внедренные в экономическую сферу сравнительно недавно институт саморегулирования, аккредитация и страхование ответственности еще достаточно не утвердились на российском рынке.



I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.: [в ред. от 21.07.2014 г.] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О Правительстве Российской Федерации: федер. конституционный закон
от 17 декабря 1997 № 2-ФКЗ: [в ред. от 14.12.2015 г.] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос": федер. закон от 13 июля 2015 г. № 216-ФЗ // Рос. газета. - 2015. - 15 июля.
4. О свободном порте Владивосток: федер. закон от 13 июля 2015 г. № 212- ФЗ // Рос. газета. - 2015. - 15 июля.
5. О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 29 июня 2015 г. № 160-ФЗ // Рос. газета. - 2015. - 03 июля.
6. О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: федер. закон от 08 марта 2015 г. № 22 -ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 10. - Ст. 1392.
7. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08 марта 2015 г. № 21-ФЗ: [в ред. от 05.04.2016 г.] // Рос. газета. -. 2015. - 11 марта.
8. О внесении изменений в Федер. закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ: [в ред. от 29.12.2015 г.] // Рос. газета. - 2014. - 31 декабря.
9. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ: [в ред. от 13.07.2015 г.] // Рос. газета. - 2014. - 17 октября.
10. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: федер. закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ: [в ред. от 29.06.2015 г.] // Рос. газета. - 2014. - 30 июля.
11. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федер. закон от 29 января 2014 г. № 473-ФЗ: [в ред. от 13.07.2015 г.] // Рос. газета. - 2014. - 31 декабря.
12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 02 июля 2013 г. № 185-ФЗ: [в ред. от 22.12.2014 г.] // Рос. газета. - 2013. - 10 июля.
13. О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: федер. закон от 04 марта 2013 г. № 22 -ФЗ // Рос. газета. - 2013. - 06 марта.
14. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: [в ред. от 30.12.2015 г.] // Рос. газета. - 2012. - 31 декабря.
15. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна: федер. закон от 28 июля 2012 г. № 133-ФЗ: [в ред. от 24.11.2014 г.] // Рос. газета. - 2012. - 30 июля.
16. Об организованных торгах: федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ: [в ред. от 30.12.2015 г.] // Рос. газета. - 2011. - 26 ноября.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ