Введение 3
Глава I. Становление парламентаризма в дооктябрьской России 9
Глава II. Система представительных органов власти в советский период.. ..24
Глава III. Возрождение российского парламентаризма в постсоветский
период 41
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 65
Эволюция парламентаризма в России - сложный и длительный, а так же противоречивый процесс, один из этапов которого приходится на конец XX века. Революционные кризисы XIX - XX вв. были связаны с кризисами систем ценностей, которые представлялись традиционными, несокрушимыми и приводили к смене всего государственного строя, политической системы, а так же обновлению общественного сознания.
Парламентаризм - это политическая система, в которой суверенная воля народа может найти свое олицетворение в высшем представительном органе, который избирается на основе всеобщего и тайного голосования. Проходит это в условиях многопартийности и разделения ветвей властей, органа, осуществляющего законодательную деятельность и контроль за исполнительной властью и гарантирует защиту интересов, как большинства, так и меньшинства граждан.
Понятия «парламент» и «парламентаризм» тесно связаны друг с другом, они взаимно обуславливают друг друга, однако при этом не являются равными по значению. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним. Без Парламента не возможно существование парламентаризма, т.к. именно Парламент является его основой.
Определяющей чертой парламентаризма, его юридическим выражением является право контроля Парламентом деятельности правительства.
Формально эпоху возникновения и становления парламентаризма можно отнести к периоду существования цензового избирательного права, когда только мужчины обладали правом политически активных граждан. И только в ХХ веке, уже после второй мировой войны, происходит эволюция парламентаризма, в сторону расширения социальной базы, ценза избирательного права и увеличения части коммунистических и рабочих партий.
История парламента содержит в себе многовековую историю. Первым парламентом, созданным в мире, по праву считается Британский парламент, организованный в 1265 году. Однако в настоящее время парламенты мира не имеют практически ничего общего с подобными государственными учреждениями, выполняющими представительные функции, времен феодализма. Именно поэтому исследователи отмечают, что эпоха становления парламента начинается с XVI-XVII веков, с эпохи буржуазных революций.
Основоположником распространения практики организации парламентов по всему миру можно считать Великую французскую революцию 1789 года, а так же период Войны за независимость США, происходившей в конце XVIII в. и продолжавшейся вплоть до Первой мировой войны 1914-1918 гг. Первые парламенты в XIX в. так же тяготели к принципу ценза, т.е. в парламент могли избираться только представители буржуазного класса. Это означает, что целью первых парламентов являлось не построение представительной формы демократии, а лишь ограничение власти монарха для защиты интересов буржуазии.
В настоящее время парламенты занимают главенствующее положение в системе государственного строя многих стран мира. Столь широкому распространению способствовало становление парламентаризма.
Парламентаризм - это система государственного руководства обществом, обладающая своими особенностями. При этом привилегированное положение занимает именно парламент, наделенный правом верховной законодательной власти в совокупности всех высших органов государственной власти. Как и любой другой орган государственной власти парламент наделен рядом важных функций и полномочий. В сфере политики в круг компетенции парламента входят формирование правительства, а в некоторых странах и избрание президента.
На протяжении многих веков с момента своего зарождения Россия, начиная с Киевской Руси, медленно, но верно двигалась в направлении действующего представительного и законодательного института власти.
Так, исторические практики совместного обсуждения и решения, принятия народного участия в судьбе родного отечества, создания института демократии, уходят своими корнями в далекое прошлое. Практики решения наиболее важных вопросов хозяйственной и политической жизни посредством общего схода или собрания прослеживаются еще в период древней Руси. Тогда вече и выступало в контексте именно такой практики. Вече - орган государственного управления и самоуправления, упоминающийся в Белгородских летописях еще в 997 году. Данные летописи свидетельствуют о том, что подобные органы самоуправления действовали во многих городах, таких как: Новгород, Ростов, Суздаль, Киев, Галицкий, Звенигород и во многих других. Вече обладало своими собственными атрибутами: вечевым колоколом и специальной вечевой трибуной, располагавшейся над городской площадью. Так же существовал определенный регламент проведения и организации сбора. Некоторые исследователи полагают, что такие сходки так же тщательно документировались. Решения здесь принимались по принципу большинства голосов присутствующих. Постепенно сфера интересов и компетентности вече принимала все более и более четкие формы. Наряду с судебными и спорными вопросами частного характера все чаще обсуждались дела, касающиеся всего общества в целом, включая вопросы мира и войны, вопросы объединения с соседствующими государствами и т.д. Таким образом, можно полагать, что вече, по сути, явилось прообразом существующего ныне парламента.
Основой для становления парламентаризма в России была революция 1905 года. Парламентаризм - форма представительной демократии, которая зиждется на таких принципах как: выборность, право сменяемости, представление и защита прав народного меньшинства, двойная ответственность парламентариев, гласность, народное представительство. Парламентаризм в контексте системы власти предусматривает наличие парламента, который является представительным органом и выполняет законодательные и контролирующие функции. Здесь основой является принцип разделения власти государства на три ветви: исполнительную, судебную и законодательную.
Каждая из этих ветвей представляет собой самостоятельную систему, независящую от других осуществляющую собственные конституциональные полномочия. При парламентаризме именно парламентом образуется правительство. Исследователи полагают, что в качестве первичных предпосылок для зарождения парламентаризма в России стали события, происходившие еще во времена существования Киевской Руси и Московского государства.
В дальнейшем, согласно С.В. Обухову , несмотря на упрочнение статуса самодержавия, все чаще российскому обществу приходили идеи о необходимости организации таких органов государственной власти, которое смогли бы в некоторой мере ограничивать власть монарха, олицетворяя тем самым глас всего народа. Революция 9 января 1905 года в значительной мере ускорила движение страны к конституциональному строю. Отправной точкой в становлении парламентаризма в России стал Манифест, подписанный 17 октября 1905 года Николаем II. Его по праву можно считать прародителем современной конституции, где впервые предоставлялись политические и гражданские свободы, а так же положение о создании и созыве Г осударственной Думы, которая была призвана выполнять представительные и законодательные функции.
Цель работы - выявить особенности становления и развития парламентаризма в России, определении тенденций изменения его в различные исторические периоды.
Задачи, которые необходимо решить в ходе написания работы:
1. Рассмотреть особенности становления парламентаризма в дооктябрьской России;
2. Определить систему представительных органов власти в советский период;
3. Проанализировать этапы возрождения Российского парламентаризма в постсоветский период.
Хронологические рамки исследования - ХХ век - начало XXI века, краткое освещение становления парламентаризма в более ранние эпохи, для того, чтобы показать историческое развитие парламентаризма в России.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют современные методы познания социально-политических явлений, в том числе, системный, исторический, структурно-функциональный. В качестве наиболее значимых и обладающих существенным аналитическим и прогностическим потенциалом для осмысления процессов эволюции российского парламентаризма в работе используются: междисциплинарный методологический инструментарий, прежде всего, историко¬
политологический и историко-правовой анализ.
В итоге необходимо отметить, что этап полноценного становления парламентаризма в России берет свое начало в первом десятилетии ХХ века. Предпосылками для его становления и дальнейшего развития являлось, во- первых, издание и подписание 17 октября 1905 года Николаем II Манифеста - своеобразной декларации о намерениях самодержавной власти, где содержались основные положения по совершенствованию государственного порядка, а так же регламентировалось формирование Государственной Думы, которая позиционировалась здесь как основа законодательной ветви власти. Во-вторых, 23 апреля 1906 года был принят свод Основных законов Российской империи. В своде содержались положения, согласно которым царь «осуществляет законодательную власть в единении с Г осударственным Советом и Государственной Думой».
Так же было указано, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора». Государственный Совет был организован императором в качестве противопоставления, противовеса Государственной Думе. Таким образом, любой законопроект обсуждался сначала Государственной Думой, затем Государственным Советом, а только потом уже поступал на подпись самодержавцу.
Характеризуя организацию Государственной Думы и Государственного Совета России в модели Манифеста I7 октября 1905 года и Указов Николая II от 20 февраля 1906 года многие специалисты высказывают мнение, что они являлись как бы палатами Двухпалатного парламента, что Манифест и Указы 20 февраля 1906 года «превратили Государственный Совет, по существу, во вторую палату российского парламента. Хотя с абсолютной категоричностью говорить об этом нельзя, поскольку официально это были два самостоятельных государственных органа. Таким образом, можно сделать вывод, что Государственный Совет уже на тот момент обладал признаками «верхнего парламента», т.к. был наделен следующими полномочиями: законы, принятые Государственной Думой, вступали в силу только в том случае, если их одобрял Государственный Совет; государственный Совет обладал правом «вето» в отношении законопроектов, принятых Думой, не нуждаясь в подтверждении императором; именно председатель Государственного Совета преподносил императору на утверждение императору принятые законопроекты.
Однако ошибочно полагать, что развитие парламентаризма в России в советское время было прервано полностью. Та или иная форма народного представительства может ускорить или затормозить общественное развитие, но не в состоянии отменить его объективных законов. Избрание и периодическое обновление Советов, построенных и действующих на базе единых принципов, способствовало укоренению идеи прямого народного представительства, укреплению государства, восстановлению и сохранению государственного единства в многонациональной стране. Депутаты, сколь бы высокий пост они ни занимали, были обязаны регулярно отчитываться перед избирателями, отвечать на их ходатайства и просьбы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей депутат мог быть отозван, и такие случаи имели место.
Давая в целом оценку Конституции РСФСР 1918 г. и учитывая сложившиеся в то время реалии, следует отметить, что конструкция советской власти того периода была далека от какого -
либо намека на парламентаризм. О разделении властей и о судебной власти в Конституции не упоминалось. В системе организации советской власти можно увидеть лишь отдельные элементы парламентаризма, а именно — наличие высших представительных органов власти, наделенных правом принимать законы, но в отличие от классических парламентских республик, где парламенты главным образом законодательствуют, Советы были полновластными и единовластными органы народного представительства и принимающими и исполняющими законы.
Политическая эволюция советской формы народного
представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988 - 90-х гг. была учреждена «двухэтажная» парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР, прошедшего в 1989 году, и Съезда народных депутатов РСФСР, прошедшего в 1990 году, проходили, хотя и не без некоторых архаичных ограничений, но вполне демократично, на альтернативной основе, и стали важным шагом в развитии системы народного представительства. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 года, провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства» и принял новую редакцию ст. 6 Конституции РСФСР, устранив из нее упоминание о руководящей роли коммунистической партии.
После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 года, шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 года закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти. Итак, с декабря 1991 года Россия вновь вступила на путь усиленного, полноценного развития парламентаризма. В результате того, что произошел распад союзного центра России, от первых политических лиц государства требовалось срочное определение целей и направлений внешней и внутренней политики государства, так же следовало рассмотреть вопросы политического и социально-экономического выбора, а так же определить дальнейшее государственное устройство страны.
Следующим этапом в возрождении парламентаризма стало принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году. Согласно проведенному в этот период референдуму 58,7 % голосов было отдано в пользу президентского проекта конституции. Только здесь стала четко прослеживаться тенденция к представительной демократии.
В новой Конституции были приняты положения о таких базовых правах человека и гражданина, как: свобода печати, свобода слова, свобода собраний и т. д. Здесь был регламентирован принцип разделения власти на законодательную, судебную и исполнительную ветку в соответствии с демократическими принципами. Полномочия Президента так же были значительно расширены. Президент здесь являлся своего рода гарантом соблюдения Конституции, определять направления внешней политики, формировать правительство, принимал указы и решения по наиболее жизненно важным вопросам и проблемам в жизни страны, а так же имел право назначать досрочные выборы и распускать парламент.
Двухпалатный парламент - Федеральное собрание, состоящее из верхней палаты - Совета Федерации (входят главы субъектов Федерации) и нижней палаты - Государственной Думы (члены которой избирались гражданами, имеющими право голоса) - представлял собой законодательную ветвь власти. Судебная власть, согласно новой Конституции, принадлежала конституциональному суду. Он выполняет полномочия по контролю за соблюдением Конституции, а так же регламентирует верное толкование положений Конституции. Так, этап становления парламентаризма получил возможность для нового периода развития. Современный российский парламент благодаря утверждению законодательной базы, закладывает новый демократический фундамент для правовых, экономических, политических и социальных преобразований, в ходе чего достигается трансформация общественных отношений в ключе представительной демократии, а, значит, и парламентаризма.
С распадом СССР Россия вновь пошла по пути развития представительной демократии, а, значит, и парламентаризма. Законодательную власть здесь уже представлял двухпалатный парламент, именуемый Федеральным Собранием. И на сегодняшний день, Федеральное Собрание представляет собой законодательную ветвь власти в России.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) (ред. от 14.03.2016)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. От 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016)
3. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 05.04. 2016)
4. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 02.05.2015)
5. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 03.05.2016)
6. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г.№ 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 14.12.2015)
7. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах
Президента Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015)
8. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 15.02.2014)
9. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле» (ред. от 09.03.2016)
10. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» (ред. от 30.12.2015)
11. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ред. от 27.10.2015)
12. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека» (ред. от 31.01.2016)
13. Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 07.05.2013)
Специальная литература
14. Авакьян С. А. Федеральное Собрание—парламент России. М., 1999. - 258 с.
15. Барашков Г.М. Парламенты мира: Учебно-метод. пособие / Г.М. Барашков М: Норма,. 2010. - С. 200 - 207
16. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: в 2 т. Т. 1 / И.Н. Барциц. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 464 с.
17. Булаков О. Н. Бикамеральная структура парламента (практика
и проблемы законотворчества) // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 9. - С. 115 - 119
18. Власть и демократия. Зарубежные ученые о политической науке / Под ред. Е.М. Сафроновой. - М., 2012. - С. 34-38.
19. Волкова Е. Судьбы второй палаты парламента в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 6. - С. 26 - 31
20. Выстропова А.В. Парламентское право России: Учебное пособие / А.В. Выстропова. - Волгоград: ВолГУ, 2007. -155 с.
21. Гессен В. М. Теория правового государства // Политический строй современных государств. Т. 1. М., 1905. - 352 с.
22. Головков А. Российский политический театр: без массовки нет солистов // Известия. - 2011. - № 4. - С. 19-21.
23.Зибарев Г. В. Эволюция парламентаризма в России: теоретико¬
правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2006.
24. Игнатьев Н. П. Институционализация диалога власти и гражданского общества в современной России: проблемы, перспективы // Ученые записки Казан, ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2009. - Т. 151. - кн. 1.- С. 131-141
25. История парламентаризма в России / С. А. Титов. — М.,
2015. — 112 с.
26. Карпов А. В. Современное состояние и тенденции развития
парламентаризма в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 4. - С. 10-14.
27. Каширина Т.В. История государства и права зарубежных стран / Т.В. Ка- ширина, А.В. Митин, В.Э. Кемниц. - М.: МИЭМП, 2011. - С. 190¬246.
28. Керимов А. Д. Понимание парламентаризма и перспективы его
развития в России // Гражданин и право. 2012. № 7/8. - С. 44 - 49.
29. Колюшин Е. И. Пути реформирования Совета Федерации
Федерального Собрания РФ // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 4. - С. 11 - 14.
30. Крючков В.Н. Отечественная история. Краткий курс: учебное пособие для студентов вузов, М.: ИТК "Дашков и К", 2012. - 539 с.
31. Кузнецов И.Н. Отечественная история Учебник. 3-е изд., испр. и доп., М.: ИТК "Дашков и К", 2013. - 467 с.
32. Кулинченко А. В. О современных формах взаимодействия
гражданского общества и государства (к вопросу о развитии новых
форм институционализации общественного диалога в современной России) // Вез темы. - 2007. -№ 1(3). - С. 90-98
33. Лысенко В. Н. Парламентаризм и формирование политического
истеблишмента в России // Полис. - 1994. - № 6. - С. 134-141
34. Мальцан А. Л. Современный парламентаризм: кризис или обновление идеи? // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 9. - С. 22 - 25
35.Обухов С.П. Российский парламентаризм между признанием и отторжени- ем / С.П. Обухов. - М.: ИПЦ «Маска», 2012. - 593 с.
36. Парламентское право России: учеб. пособие / Под ред. И. М.
Степанова, Т. Я. Хабриевой. М., 1999. - 238 с.
37. Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. Т. Я.
Хабриевой. М., 2003. - 258 с.
38. Поцелуев С. П. Политические парадиалоги: моногр. - Ростов н/Д: Изд- во ЮФУ, 2010. - 392 с.
39. Реформирование России: мифы и реальность / Под ред. П.Н. Ильиных.
- М., 2011. - С. 100-109.
40. Романов Р. М. Российский парламентаризм: генезис и организационное становление // Полис. - 2002. - № 5. - С. 123-133
41. Российские парламентарии начала ХХ века: новые политики в новом политическом пространстве. - Пермь, 2006. - 368 с.
42. Румянцева В. Г., Гуляева Е. А. Парламентаризм: проблемы научного осмысления понятия и практика институционального воплощения // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 12. - С. 64
- 68
43. Рыбкин И. П. Становление и развитие парламентаризма в России: автореф. дне.... д-ра полит, наук. М., 1995. - 195 с.
44. Семин В.П. Отечественная история, М.: Гаудеамус, 2012. - 312 с.
45. Стращун Б.А.. Рыжов В.А. Законодательная власть: Парламент / В.А. Ры- жов, Б.А. Стращун. - СПб.: «Знание», 2010. - С. 56-78.
46. Усанов В. Е. Парламентаризм в России: конституционно-правовые
основы становления и деятельности: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2006.
47. Фархутдинов И. З. Парламентаризм на службе народов // Право и политика. 2010. N 9. - С. 81 - 86
48. Хабриева Т. Я. Понятие и место парламентского права России в системе права // Журнал российского права. 2012. № 9. - С. 29 - 33
49. Шаблинский И. Г. Некоторые аспекты формирования конституционной модели разделения властей в России // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. -1996. - № 3(16); 1996. - № 4 (17). - С. 2-9
50. Шевелев В.А. История Отечества: учебное пособие для студентов ВУЗов. Изд. 3-е испр. и доп., М.: Феникс, 2011. - 368 с.
51. Юдин Ю.А. Парламентаризм в современном государстве / Ю.А. Юдина. - М.: «Знание», 2010. - С. 55-57.