Введение 3
Глава 1. Основы организаций прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 7
§1.1 Предмет, задачи и цели прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 7
§1.2 Планирование и организация прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 20
§1.3 Полномочия прокурора и меры прокурорского реагирования по делам за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 29
Глава 2. Основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 41
§2.1 Прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних 41
§2.2 Прокурорский надзор за исполнением жилищных прав несовершеннолетних 53
§2.3 Прокурорский надзор за исполнением законов о профилактике безнадзорности и социального сиротства 64
Заключение 79
Список использованной литературы
Актуальность темы нашего исследования. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи из внутригосударственной проблемы превратилась в мировую, глобальную. Организацией Объединенных Наций это было осознано еще в середине 1950-х гг., когда была принята Декларация прав ребенка в 1959 году. С тех пор требования мирового сообщества к состоянию защиты прав и законных интересов детей ужесточились.
Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 года, расширена правовая регламентация деятельности по защите детей, обозначены основные ее направления, сформулированы минимальные правовые стандарты. Российская Федерация хотя и ратифицировала Конвенцию в 1990 году, однако не в полной мере включила ее в национальное законодательство.
Одной из значительных проблем, в решении которых заинтересованы Президент Российской Федерации, власти всех уровней и общество, является демографическая безопасность государства. В рамках национальных проектов и программ государство принимает меры к материальному обеспечению семьи и детей первых лет жизни. Безусловно, это очень важно, но не менее важно защитить в ребенка в течение всего периода несовершеннолетия. В стране для этого создана минимально достаточная правовая база и система органов, осуществляющих контроль за исполнением правовых норм, связанных с охраной прав и законных интересов несовершеннолетних.
В развитие темы улучшения качества жизни детей, Президент Российской Федерации неоднократно в средствах массовой информации акцентировал внимание на необходимости формирования у детей здорового образа жизни, развития творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, поиска и поддержки талантливых детей. Значительная роль в решении поставленных задач отводится органам прокуратуры. В связи с совершенствованием структуры органов прокуратуры и государственного
управления в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве, в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, усиления профилактической направленности Генеральный прокурор Российской Федерации издал приказ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об
организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», определивший основные направления деятельности прокуратуры в данной области.
Между тем материалы прокурорских проверок показывают, что нарушения норм в сфере соблюдения законодательства о несовершеннолетних носят массовый характер. В связи с этим необходимо повышение эффективности работы контролирующих и надзорных органов, в том числе органов прокуратуры.
В последнее десятилетие противоправное поведение
несовершеннолетних приобрело широкомасштабный характер.
Трансформация общественного устройства в Российской Федерации разрушила основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшила положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, привела к резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое воспитание и образование. Следует отметить, что на подростков приходится десятая часть уголовных преступлений. В структуре их преступности преобладают тяжкие и особо тяжкие преступления.
Безнадзорность и беспризорность детей - одна из самых тревожных характеристик современного российского общества. Причинами этого явления являются падение жизненного уровня населения, ухудшение психологического здоровья взрослого населения, дистанцирование школы от детей с трудной судьбой, разрушение традиционной системы воспитания, криминализация общества. Продолжается рост числа родителей, не исполняющих свои обязанности. В целях защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних в стране создана система органов различной ведомственной принадлежности. В нее входят: органы опеки и
попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные по правам ребенка. Прокуратура занимает в настоящее время чрезвычайно важное, если не главенствующее положение в системе этих органов. Она независима по своему статусу, вневедомственна, в отличие от контролирующих органов осуществляет постоянное наблюдение (надзор) за состоянием исполнения законодательства, которое не только регламентирует права несовершеннолетних, но и устанавливает механизмы реализации этих прав, контроля за их соблюдением. Прокуратура осуществляет правозащитную функцию в отношении как неопределенного круга несовершеннолетних, так и детей, у которых законные представители отсутствуют либо не выполняют возложенные на них обязанности по воспитанию.
Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи представляет собой самостоятельное, специфическое направление деятельности органов прокуратуры, относится к надзору за исполнением законов в межотраслевых сферах и призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних. Все вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность темы дипломного исследования.
Целью дипломной работы является изучение основ организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи
В соответствии с целью работы были сформулированы основные задачи исследования:
1. Изучить нормативно-правовую базу в сфере общих вопросов прокурорского надзора и в частности за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
2. Раскрыть особенности прокурорского надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
3. Рассмотреть механизм осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних.
4. Проанализировать специфику основных направлений прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних.
Нормативную базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты, подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие процесс осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
Научная новизна исследования определяется комплексным характером исследования проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи, а также обобщением научного материала в данной сфере.
Практическая значимость работы. Содержащиеся в работе положения могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, в учебном процессе образовательных учреждений, проведении занятий в системе профессиональной подготовки, а также при разработке учебно¬методических материалов.
В основе понимания прав ребенка лежит признание ребенка личностью, обладающей таким же достоинством, как и взрослый. Отличие заключается в том, что взрослый может сам отстаивать интересы и защищать свои права, в то время как ребенок вынужден ждать или обращаться за помощью к тем, кто готов и должен гарантировать соблюдение его прав.
Защита прав ребенка призвана стать концептуальным моментом в современной ситуации российского детства. В деле защиты прав и свобод несовершеннолетних и в системе правоохранительных органов Российской Федерации органы прокуратуры исторически играют важную роль, реализуя функцию надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних в целях обеспечения законности и правопорядка в обществе, защиты их прав и свобод от преступных и иных посягательств. Данная функция является одной из главных функции органов прокуратуры Российской Федерации и осуществляется в рамках общего надзора.
Полномочия прокурора включают как его права, так и его обязанности. Указанная взаимосвязь полномочий обусловлена тем, что при выявлении нарушений закона прокурор обязан реализовать свои права и устранить выявленные нарушения. А деятельность прокуроров характеризуется совокупностью полномочий, позволяющих эффективно выполнять обязанности по выявлению и устранению нарушений закона.
Полномочия прокурора принято рассматривать применительно к целям надзорной деятельности - предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона. Так, в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре определено, что предметом надзора за исполнением законов являются: «соблюдение Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте». То есть в этой статье Закона закреплено положение о том, что надзор за исполнением законов осуществляется только за определенным кругом органов и должностных лиц. Этот перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Сложившаяся ситуация требует от прокуроров принятия действенных мер прокурорского реагирования и повышения их эффективности, что в конечном счете должно приводить к реальному устранению выявленных нарушений. Однако в настоящее время удовлетворяется лишь каждое второе представление прокурора, нередки случаи отказа в возбуждении уголовных дел по материалам.
Одной из причин сложившейся ситуации является то, что продолжают иметь место случаи рассмотрения представлений без участия представителей прокуратуры, а при отклонении заявленных требований прокурорами дальнейших мер не принимается.
Кроме того, рассредоточение направлений надзора по делам несовершеннолетних по различным структурным подразделениям Генеральной прокуратуры РФ без сохранения необходимой в таких случаях специализации прокурорских работников неизбежно снижает его эффективность, что негативно сказывается на уровне защищенности государством прав и законных интересов детей.
Впоследствии функции отдела, существовавшего как самостоятельное подразделение, ограничили надзором за исполнением законов о профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и «защите их прав, а также законов, регламентирующих следствие и дознание по делам несовершеннолетних. Остальные, не менее важные направления надзорной деятельности (поддержание обвинения по делам несовершеннолетних, надзор за законностью судебных приговоров, надзор за разрешением споров в отношении прав несовершеннолетних по гражданским делам, надзор за исполнением судебных приговоров) были возложены на иные подразделения прокуратуры.
Представляется крайне необходимым сосредоточить в одном подразделении Генеральной прокуратуры РФ все направления прокурорского надзора по делам несовершеннолетних. Это обусловлено, с одной стороны, спецификой защиты прав данной социально-возрастной группы населения, требующей системного, комплексного подхода, с другой - особенностями правового статуса ребенка.
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Г енеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)//Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ)//Российская газета, № 7, 21.01.2009
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188- ФЗ // Российская газета, № 1, 12.01.2005
4. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета,№ 256,
31.12.2001
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197- //Российская газета, № 256, 31.12.2001
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 223-ФЗ //Российская газета, № 17, 27.01.1996.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
8. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и
попечительстве»//Российская газета, № 94, 30.04.2008
9. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»//Российская газета, № 121, 30.06.1999
10. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»//Российская газета, № 147, 05.08.1998
11. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//Российская газета, № 248, 27.12.1996.
12. Федеральный Закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»//Российская газета, № 39, 18.02.1992.
13. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»// Российская газета, № 84, 06.05.1996.
14. Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»//Бюллетень нормативных актов, № 1, 1992.
15. Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 № 272 «О
Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»//Российская газета, № 97, 11.05.2006.
16. Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст. 843; Там же. 1982. № 49.
17. Приказ Г енпрокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»//Законность, № 2, 2008
18. Указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7 (с изм. от 16.10.2000) «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»//Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ, том 1, М., 2004.
II. Учебники, монографии и статьи журналов.
1. Васильев В.Л., Джендиери А.С., Рохлин В.И. Расследование преступлений несовершеннолетних. Л.,1980г. - с. 399.
2. Винокуров, А.Ю. Борьба с экстремизмом средствами прокурорского надзора // Законность, №11,2002г. - с. 277.
3. Винокуров, А.Ю. Конституционные требования по закреплению полномочий прокурора и фактическая их реализация. В сб. «Научные труды аспирантов и докторантов. Вып. 5». М.: МГУ, 2005г. - с. 347.
4. Винокуров А.Ю. К вопросу о классификации источников, закрепляющих полномочия прокурора. В сб. научных статей «Актуальные вопросы российского права. Вып.7». - М.: МГУ, 2008г. - с. 297.
5. Винокуров А.Ю.О необходимости закрепления подобного права требования. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов // Законность, 2006. - № 4. - с. 308.
6. Винокуров А.Ю. Полномочия прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельностью // Представительная власть XXI век. № 2, 3. 2008г. - с. 379.
7. Воеводина Т.Г. Проблемы прокурорского надзора за
исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи // Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних: Материалы «круглого стола». - М.: Акад. Ген.
прокуратуры РФ, 2010г. - с. 379.
8. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». - Система ГАРАНТ, 2010г. - с. 70.
9. Герасимова, С.И. Настольная книга прокурора / С.И. Герасимова. - М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, Изд-во «Щит- М», 2002г. - с. 341.
10. Гришаев С.П. Новое в законодательстве об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданин и право. 2010. №3. - с. 325.
11. Дворянский A.M., Минина СП., Рохлин В.И., Сопраньков Г.А. Надзор районного (городского) прокурора за соблюдением законности при расследовании преступлений. СПб.1994г. - с. 367.
12. Егоров Ю.В., Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1) «О прокуратуре Российской Федерации»// ИПС «Гарант». - с. 98.
13. Забрянский Г.И. Проблема трудовой занятости
несовершеннолетних и криминогенная напряженность в обществе (политико¬правовой и криминологический аспекты) //Проблемы трудовой занятости несовершеннолетних и криминогенная напряженность в обществе. М., 1995г. - с. 386.
14. Карачева Ж.А. Проблемы правового регулирования жилищных прав несовершеннолетних // Вестник Юридической клиники: материалы круглого стола «Молодежная политика государства в условиях формирования гражданского общества и правового государства». - Волгоград: ПринТерра, 2009г. - с. 238.
15. Колоколов Н. Генпрокурор восполняет пробелы//ЭЖ-ЮРИС, № 12, март 2008г. - с. 98.
16. Косова Н.Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Проблемы применения современного законодательства в практике // Правовая защита: Проблемы применения современного законодательства в практике. Межкафедральный сборник научных статей. - Екатеринбург: Изд-во Урал.юрид. ин-та МВД России, 2004, Вып. 2. - с. 312.
17. Криминологическая характеристика личности
несовершеннолетнего, совершившего преступление // Курс советской криминологии. М., 1986. Т.2. - с. 432.
18. Крюкова Н.И., Ермаков В.Д. Несовершеннолетние преступники. М., 1999г. - с. 353.
19. Проблемы правового сопровождения выпускников детских
домов//Вестник С-Пб университета МВД России, №2,2009г. - с. 230.
20. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб.пособие. 2-е изд. М., 2001г. - с. 317.
21. Минина СП. Закон и несовершеннолетние граждане России. СПб., 1996г. - с. 321.
22. Минина С.П. Охрана прав несовершеннолетних по законодательству Российской Федерации. СПб. 1994г. - с. 287.
23. Мустаханов Р. Защита жилищных прав несовершеннолетних: реальная или мнимая? // Законность. - М., 2000, № 10. - с. 270.
24. Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 2. - с. 298.
25. Ображиев К.В., Пристанская О.В., Разумовская П.Е. Экономическая эксплуатация несовершеннолетних и наихудшие формы детского труда (проблемы прокурорского надзора и уголовной ответственности) // Вестник Академии Г енеральной прокуратуры Российской Федерации. Научно-практический журнал. - М., 2008г. - с. 340.
26. Особенности национальной безработицы. Всемирный банк вгляделся в российский рынок труда // Российская газета 18 ноября 2005.
27. Порохов Ю. Чтобы не было «уличных детей»/Санкт- Петербургские ведомости, от 13 октября.1998г. - с. 77.
28. Пристанская О.В., Яковлева Н.Г. Законодательное обеспечение основных гарантий прав ребенка в условиях формирования государственного устройства в России // Вестник Бурятского университета. Серия 12: Юриспруденция. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят.ун-та, 2005, Вып. 1. - с. 280.
29. Пристанская О.В., Яковлева Н.Г. Проблемы организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних // Вестник Академии Генеральной прокуатуры Российской Федерации. Научно-практический журнал. - М., 2007, № 2. - с.129.
30. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних // Н. П. Дудин, Т. А. Васильева, О.Б.Качанова, Н. Я. Ларина, О. В. Пристанская, О.В.Сальникова, Е. Б. Серова, А. Е. Скачкова, Н.В.Шаврова] ; рук.авт. кол. Н. П. Дудин. - СПб. : Санкт-Петербургский юридический институт (филил) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2009г. - с. 310.
31. Проблемы социально-криминологической и правовой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях. Материалы научно-практической конференции / Отв. за вып.: Габдрахманов Ф.В. - Йошкар-Ола: Прокуратура Республики Марий Эл, 2003г. - с. 245.
32. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: учебно-методическое пособие для ст. помощников, помощников прокуроров район. звена, осуществляющих надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи / Под ред.: Михальчук А.Е. - Саратов: ГОУ ВПО «Саратов.гос. академия права», 2011г. - с. 267.
33. Прокурорский надзор: учебник / под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. - 9-е изд. - М.: «ИД Юрайт», 2010г. - с. 311.
34. Прокурорский надзор: учебник / под ред. проф. А.Я. Сухарева. - 2-е изд. -М.: Изд-во НОРМА, 2008г. - с. 277.
35. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Практическое пособие / Сост.: Смотрова Л.Н., Шацков П.А. - Саратов: Изд. центр Наука, 2007г. - с. 260.
36. Ростовская Т.К., Ростовская И.В. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних/Вопросы ювенальной юстиции, 2011, № 3. С.187.
37. Сурков В.П. Роль органов опеки и попечительства в охране жилищных прав несовершеннолетних граждан // Актуальные проблемы частноправового регулирования. Материалы Всероссийской IV научной конференции молодых ученых (г. Самара, 23 - 24 апреля 2004 г.). - Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2004г. - с. 189.
38. Фаршатов И. Охрана жилищных прав несовершеннолетних // Российская юстиция. - М.: Юрид. лит., 1999, № 8. - с. 259.
39. Федулов А.Ф. Прокурорский надзор.//3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2009г. - с. 355.
40. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Изд-во «Альта-Принт», 2009г. - с.370.
41. Эрделевский А.М. Право ребенка на выражение мнения.
Цивилист.№3, 2004г. - с. 259.
42. Яковлева Н.Г. Правовое обеспечение трудовой занятости несовершеннолетних // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Научно-практический журнал. - М., 2008, № 2. - с. 78.