ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЁЖИ
|
Введение 3
Глава 1. Основы организаций прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 7
§1.1 Предмет, задачи и цели прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 7
§1.2 Планирование и организация прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 20
§1.3 Полномочия прокурора и меры прокурорского реагирования по делам за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 29
Глава 2. Основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 41
§2.1 Прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних 41
§2.2 Прокурорский надзор за исполнением жилищных прав несовершеннолетних 53
§2.3 Прокурорский надзор за исполнением законов о профилактике безнадзорности и социального сиротства 64
Заключение 79
Список использованной литературы
Глава 1. Основы организаций прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 7
§1.1 Предмет, задачи и цели прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 7
§1.2 Планирование и организация прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 20
§1.3 Полномочия прокурора и меры прокурорского реагирования по делам за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 29
Глава 2. Основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 41
§2.1 Прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних 41
§2.2 Прокурорский надзор за исполнением жилищных прав несовершеннолетних 53
§2.3 Прокурорский надзор за исполнением законов о профилактике безнадзорности и социального сиротства 64
Заключение 79
Список использованной литературы
Актуальность темы нашего исследования. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи из внутригосударственной проблемы превратилась в мировую, глобальную. Организацией Объединенных Наций это было осознано еще в середине 1950-х гг., когда была принята Декларация прав ребенка в 1959 году. С тех пор требования мирового сообщества к состоянию защиты прав и законных интересов детей ужесточились.
Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 года, расширена правовая регламентация деятельности по защите детей, обозначены основные ее направления, сформулированы минимальные правовые стандарты. Российская Федерация хотя и ратифицировала Конвенцию в 1990 году, однако не в полной мере включила ее в национальное законодательство.
Одной из значительных проблем, в решении которых заинтересованы Президент Российской Федерации, власти всех уровней и общество, является демографическая безопасность государства. В рамках национальных проектов и программ государство принимает меры к материальному обеспечению семьи и детей первых лет жизни. Безусловно, это очень важно, но не менее важно защитить в ребенка в течение всего периода несовершеннолетия. В стране для этого создана минимально достаточная правовая база и система органов, осуществляющих контроль за исполнением правовых норм, связанных с охраной прав и законных интересов несовершеннолетних.
В развитие темы улучшения качества жизни детей, Президент Российской Федерации неоднократно в средствах массовой информации акцентировал внимание на необходимости формирования у детей здорового образа жизни, развития творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, поиска и поддержки талантливых детей. Значительная роль в решении поставленных задач отводится органам прокуратуры. В связи с совершенствованием структуры органов прокуратуры и государственного
управления в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве, в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, усиления профилактической направленности Генеральный прокурор Российской Федерации издал приказ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об
организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», определивший основные направления деятельности прокуратуры в данной области.
Между тем материалы прокурорских проверок показывают, что нарушения норм в сфере соблюдения законодательства о несовершеннолетних носят массовый характер. В связи с этим необходимо повышение эффективности работы контролирующих и надзорных органов, в том числе органов прокуратуры.
В последнее десятилетие противоправное поведение
несовершеннолетних приобрело широкомасштабный характер.
Трансформация общественного устройства в Российской Федерации разрушила основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшила положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, привела к резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое воспитание и образование. Следует отметить, что на подростков приходится десятая часть уголовных преступлений. В структуре их преступности преобладают тяжкие и особо тяжкие преступления.
Безнадзорность и беспризорность детей - одна из самых тревожных характеристик современного российского общества. Причинами этого явления являются падение жизненного уровня населения, ухудшение психологического здоровья взрослого населения, дистанцирование школы от детей с трудной судьбой, разрушение традиционной системы воспитания, криминализация общества. Продолжается рост числа родителей, не исполняющих свои обязанности. В целях защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних в стране создана система органов различной ведомственной принадлежности. В нее входят: органы опеки и
попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные по правам ребенка. Прокуратура занимает в настоящее время чрезвычайно важное, если не главенствующее положение в системе этих органов. Она независима по своему статусу, вневедомственна, в отличие от контролирующих органов осуществляет постоянное наблюдение (надзор) за состоянием исполнения законодательства, которое не только регламентирует права несовершеннолетних, но и устанавливает механизмы реализации этих прав, контроля за их соблюдением. Прокуратура осуществляет правозащитную функцию в отношении как неопределенного круга несовершеннолетних, так и детей, у которых законные представители отсутствуют либо не выполняют возложенные на них обязанности по воспитанию.
Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи представляет собой самостоятельное, специфическое направление деятельности органов прокуратуры, относится к надзору за исполнением законов в межотраслевых сферах и призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних. Все вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность темы дипломного исследования.
Целью дипломной работы является изучение основ организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи
В соответствии с целью работы были сформулированы основные задачи исследования:
1. Изучить нормативно-правовую базу в сфере общих вопросов прокурорского надзора и в частности за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
2. Раскрыть особенности прокурорского надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
3. Рассмотреть механизм осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних.
4. Проанализировать специфику основных направлений прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних.
Нормативную базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты, подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие процесс осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
Научная новизна исследования определяется комплексным характером исследования проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи, а также обобщением научного материала в данной сфере.
Практическая значимость работы. Содержащиеся в работе положения могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, в учебном процессе образовательных учреждений, проведении занятий в системе профессиональной подготовки, а также при разработке учебно¬методических материалов.
Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 года, расширена правовая регламентация деятельности по защите детей, обозначены основные ее направления, сформулированы минимальные правовые стандарты. Российская Федерация хотя и ратифицировала Конвенцию в 1990 году, однако не в полной мере включила ее в национальное законодательство.
Одной из значительных проблем, в решении которых заинтересованы Президент Российской Федерации, власти всех уровней и общество, является демографическая безопасность государства. В рамках национальных проектов и программ государство принимает меры к материальному обеспечению семьи и детей первых лет жизни. Безусловно, это очень важно, но не менее важно защитить в ребенка в течение всего периода несовершеннолетия. В стране для этого создана минимально достаточная правовая база и система органов, осуществляющих контроль за исполнением правовых норм, связанных с охраной прав и законных интересов несовершеннолетних.
В развитие темы улучшения качества жизни детей, Президент Российской Федерации неоднократно в средствах массовой информации акцентировал внимание на необходимости формирования у детей здорового образа жизни, развития творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, поиска и поддержки талантливых детей. Значительная роль в решении поставленных задач отводится органам прокуратуры. В связи с совершенствованием структуры органов прокуратуры и государственного
управления в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве, в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, усиления профилактической направленности Генеральный прокурор Российской Федерации издал приказ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об
организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», определивший основные направления деятельности прокуратуры в данной области.
Между тем материалы прокурорских проверок показывают, что нарушения норм в сфере соблюдения законодательства о несовершеннолетних носят массовый характер. В связи с этим необходимо повышение эффективности работы контролирующих и надзорных органов, в том числе органов прокуратуры.
В последнее десятилетие противоправное поведение
несовершеннолетних приобрело широкомасштабный характер.
Трансформация общественного устройства в Российской Федерации разрушила основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшила положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, привела к резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое воспитание и образование. Следует отметить, что на подростков приходится десятая часть уголовных преступлений. В структуре их преступности преобладают тяжкие и особо тяжкие преступления.
Безнадзорность и беспризорность детей - одна из самых тревожных характеристик современного российского общества. Причинами этого явления являются падение жизненного уровня населения, ухудшение психологического здоровья взрослого населения, дистанцирование школы от детей с трудной судьбой, разрушение традиционной системы воспитания, криминализация общества. Продолжается рост числа родителей, не исполняющих свои обязанности. В целях защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних в стране создана система органов различной ведомственной принадлежности. В нее входят: органы опеки и
попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные по правам ребенка. Прокуратура занимает в настоящее время чрезвычайно важное, если не главенствующее положение в системе этих органов. Она независима по своему статусу, вневедомственна, в отличие от контролирующих органов осуществляет постоянное наблюдение (надзор) за состоянием исполнения законодательства, которое не только регламентирует права несовершеннолетних, но и устанавливает механизмы реализации этих прав, контроля за их соблюдением. Прокуратура осуществляет правозащитную функцию в отношении как неопределенного круга несовершеннолетних, так и детей, у которых законные представители отсутствуют либо не выполняют возложенные на них обязанности по воспитанию.
Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи представляет собой самостоятельное, специфическое направление деятельности органов прокуратуры, относится к надзору за исполнением законов в межотраслевых сферах и призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних. Все вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность темы дипломного исследования.
Целью дипломной работы является изучение основ организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи
В соответствии с целью работы были сформулированы основные задачи исследования:
1. Изучить нормативно-правовую базу в сфере общих вопросов прокурорского надзора и в частности за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
2. Раскрыть особенности прокурорского надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
3. Рассмотреть механизм осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних.
4. Проанализировать специфику основных направлений прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних.
Нормативную базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты, подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие процесс осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
Научная новизна исследования определяется комплексным характером исследования проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи, а также обобщением научного материала в данной сфере.
Практическая значимость работы. Содержащиеся в работе положения могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, в учебном процессе образовательных учреждений, проведении занятий в системе профессиональной подготовки, а также при разработке учебно¬методических материалов.
В основе понимания прав ребенка лежит признание ребенка личностью, обладающей таким же достоинством, как и взрослый. Отличие заключается в том, что взрослый может сам отстаивать интересы и защищать свои права, в то время как ребенок вынужден ждать или обращаться за помощью к тем, кто готов и должен гарантировать соблюдение его прав.
Защита прав ребенка призвана стать концептуальным моментом в современной ситуации российского детства. В деле защиты прав и свобод несовершеннолетних и в системе правоохранительных органов Российской Федерации органы прокуратуры исторически играют важную роль, реализуя функцию надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних в целях обеспечения законности и правопорядка в обществе, защиты их прав и свобод от преступных и иных посягательств. Данная функция является одной из главных функции органов прокуратуры Российской Федерации и осуществляется в рамках общего надзора.
Полномочия прокурора включают как его права, так и его обязанности. Указанная взаимосвязь полномочий обусловлена тем, что при выявлении нарушений закона прокурор обязан реализовать свои права и устранить выявленные нарушения. А деятельность прокуроров характеризуется совокупностью полномочий, позволяющих эффективно выполнять обязанности по выявлению и устранению нарушений закона.
Полномочия прокурора принято рассматривать применительно к целям надзорной деятельности - предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона. Так, в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре определено, что предметом надзора за исполнением законов являются: «соблюдение Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте». То есть в этой статье Закона закреплено положение о том, что надзор за исполнением законов осуществляется только за определенным кругом органов и должностных лиц. Этот перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Сложившаяся ситуация требует от прокуроров принятия действенных мер прокурорского реагирования и повышения их эффективности, что в конечном счете должно приводить к реальному устранению выявленных нарушений. Однако в настоящее время удовлетворяется лишь каждое второе представление прокурора, нередки случаи отказа в возбуждении уголовных дел по материалам.
Одной из причин сложившейся ситуации является то, что продолжают иметь место случаи рассмотрения представлений без участия представителей прокуратуры, а при отклонении заявленных требований прокурорами дальнейших мер не принимается.
Кроме того, рассредоточение направлений надзора по делам несовершеннолетних по различным структурным подразделениям Генеральной прокуратуры РФ без сохранения необходимой в таких случаях специализации прокурорских работников неизбежно снижает его эффективность, что негативно сказывается на уровне защищенности государством прав и законных интересов детей.
Впоследствии функции отдела, существовавшего как самостоятельное подразделение, ограничили надзором за исполнением законов о профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и «защите их прав, а также законов, регламентирующих следствие и дознание по делам несовершеннолетних. Остальные, не менее важные направления надзорной деятельности (поддержание обвинения по делам несовершеннолетних, надзор за законностью судебных приговоров, надзор за разрешением споров в отношении прав несовершеннолетних по гражданским делам, надзор за исполнением судебных приговоров) были возложены на иные подразделения прокуратуры.
Представляется крайне необходимым сосредоточить в одном подразделении Генеральной прокуратуры РФ все направления прокурорского надзора по делам несовершеннолетних. Это обусловлено, с одной стороны, спецификой защиты прав данной социально-возрастной группы населения, требующей системного, комплексного подхода, с другой - особенностями правового статуса ребенка.
Защита прав ребенка призвана стать концептуальным моментом в современной ситуации российского детства. В деле защиты прав и свобод несовершеннолетних и в системе правоохранительных органов Российской Федерации органы прокуратуры исторически играют важную роль, реализуя функцию надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних в целях обеспечения законности и правопорядка в обществе, защиты их прав и свобод от преступных и иных посягательств. Данная функция является одной из главных функции органов прокуратуры Российской Федерации и осуществляется в рамках общего надзора.
Полномочия прокурора включают как его права, так и его обязанности. Указанная взаимосвязь полномочий обусловлена тем, что при выявлении нарушений закона прокурор обязан реализовать свои права и устранить выявленные нарушения. А деятельность прокуроров характеризуется совокупностью полномочий, позволяющих эффективно выполнять обязанности по выявлению и устранению нарушений закона.
Полномочия прокурора принято рассматривать применительно к целям надзорной деятельности - предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона. Так, в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре определено, что предметом надзора за исполнением законов являются: «соблюдение Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте». То есть в этой статье Закона закреплено положение о том, что надзор за исполнением законов осуществляется только за определенным кругом органов и должностных лиц. Этот перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Сложившаяся ситуация требует от прокуроров принятия действенных мер прокурорского реагирования и повышения их эффективности, что в конечном счете должно приводить к реальному устранению выявленных нарушений. Однако в настоящее время удовлетворяется лишь каждое второе представление прокурора, нередки случаи отказа в возбуждении уголовных дел по материалам.
Одной из причин сложившейся ситуации является то, что продолжают иметь место случаи рассмотрения представлений без участия представителей прокуратуры, а при отклонении заявленных требований прокурорами дальнейших мер не принимается.
Кроме того, рассредоточение направлений надзора по делам несовершеннолетних по различным структурным подразделениям Генеральной прокуратуры РФ без сохранения необходимой в таких случаях специализации прокурорских работников неизбежно снижает его эффективность, что негативно сказывается на уровне защищенности государством прав и законных интересов детей.
Впоследствии функции отдела, существовавшего как самостоятельное подразделение, ограничили надзором за исполнением законов о профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и «защите их прав, а также законов, регламентирующих следствие и дознание по делам несовершеннолетних. Остальные, не менее важные направления надзорной деятельности (поддержание обвинения по делам несовершеннолетних, надзор за законностью судебных приговоров, надзор за разрешением споров в отношении прав несовершеннолетних по гражданским делам, надзор за исполнением судебных приговоров) были возложены на иные подразделения прокуратуры.
Представляется крайне необходимым сосредоточить в одном подразделении Генеральной прокуратуры РФ все направления прокурорского надзора по делам несовершеннолетних. Это обусловлено, с одной стороны, спецификой защиты прав данной социально-возрастной группы населения, требующей системного, комплексного подхода, с другой - особенностями правового статуса ребенка.
Подобные работы
- Конституционно-правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Деятельность прокурора по борьбе с безнадзорностью и
правонарушениями несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Роль прокурора в защите прав несовершеннолетних (Университет Управления "ТИСБИ")
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2 р. Год сдачи: 2023 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА И
РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Особенности производства по делам несовершеннолетних
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017



