Введение 3
Глава 1. Понятие и классификация принципов государственного управления 7
Глава 2. Сущность политико-юридических принципов 28
Глава 3. Организационные принципы государственного управления 42
Заключение 58
Список использованной литературы 62
В последние годы в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Не обошли они стороной и сферу управления. Проблемы государственного управления всегда находились в центре внимания юридической науки. Это обусловлено тем, что государственное управление - это большая сфера общественных отношений, касающихся исполнительной деятельности государства. Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления . Эффективная
государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения.
В современном мире заметны тенденции нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. В результате этого в ряде стран возникла необходимость проведения административных реформ. Их опыт показывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества и, что важно, открытости власти для диалога с ними. В то же время поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям.
Для выполнения своей основной функции - защиты прав и свобод граждан - правовое государство должно иметь систему механизмов, институтов, процедур, гарантирующих субъективные права на основе объективного, правового порядка государственной деятельности. Эти механизмы, институты, процедуры не являются неизменными, они находятся в динамике, совершенствуются, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни общества.
Проблемы государственного управления освещались в трудах ученых- юристов XIX - начала XX в., широко рассматривались в советской юридической литературе, исследуются и в настоящее время. Получили свое отражение вопросы государственного управления в работах зарубежных юристов. Общие проблемы государственного управления в достаточной степени исследованы юридической наукой.
Проблема определения и детализации принципов государственного управления не является в науке новой. Большой объем научной литературы посвящен доказательству того, что государственное управление не может сколько-нибудь эффективно функционировать и стать жизнеспособной без четко сформулированных политико-юридических и организационных принципов. Они нуждаются друг в друге и дополняют друг друга. Однако их взаимосвязь может носить самый различный характер, особенности которого определяются множеством факторов. Именно поэтому особенно интересным представляется попытка проследить, как в условиях радикальных социально-экономических и общественно-политических преобразований меняется их система .
Принципы государственного управления указывают на его основополагающие черты, сущностные характеристики. Они позволяют определить основания, содержание и значение самого государственного управления, а также юридические характеристики данного вида государственной деятельности.
Так, одной из проблем является тот факт, что на сегодняшний день происходит расширение судебной практики применения конституционных норм в единстве с общими принципами права, не закрепленными в Конституции . Несмотря на отсутствие формального признака их прямого
конституционного закрепления, данные принципы считаются
конституционными, что обосновывается косвенным путем: суды обнаруживают их присутствие путем толкования смысла определенных конституционных положений. К таковым все чаще суды относят принципы справедливости, правовой определенности, пропорциональности (соразмерности,
сбалансированности), разумности, субсидиарности и др.
Не все закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления сегодня познаны и описаны посредством принципов. Поэтому необходима активная исследовательская работа над актуализацией научного понимания принципов.
Процесс выявления и обоснования принципов государственного управления должен отвечать следующим требованиям: отражать наиболее существенные, объективно-необходимые закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления; характеризовать устойчивые закономерности, отношения и взаимосвязи в государственном управлении; охватывать преимущественно такие закономерности, отношения и взаимосвязи, которые присущи государственному управлению как целостному социальному явлению; отражать специфику государственного управления, его отличие от других видов управления.
Объектом исследования являются принципы государственного управления.
Предметом исследования является содержание политико-юридических и организационных принципов государственного управления.
Целью данной работы является комплексная характеристика принципов государственного управления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие принципов государственного управления.
2. Проанализировать классификацию принципов государственного управления.
3. Охарактеризовать политико-юридические принципы
государственного управления.
4. Определить организационные принципы государственного управления.
Методологическую основу дипломной работы, помимо всеобщих и общенаучных эмпирических методов, составят следующие частно-научные методы: системно-структурный, формально-логический и сравнительный
методы.
Перед современным государственным управлением стоит множество целей и задач. Необходимо достигнуть оптимального соответствия между государством и гражданами, государственными и общественными структурами, между государственно-правовой действительностью и реалиями сложной, многообразной жизни. Требуется социализация государственного управления, в результате чего оно сблизится и сольется с обществом, станет частью по- настоящему демократического государства.
Научная обоснованность государственного управления будет зависеть как от уровня развития научного знания, так и от готовности впитывать эти знания государственным управлением.
Важную роль играет гуманизация государственного управления, поиск различных связей людей между собой, людей с природой и т.д. при внимательном учете философских, педагогических, социологических знаний.
Государственное управление - универсальный процесс в любом государстве, который подлежит правовому регулированию. Однако нюансы такого регулирования могут существенно различаться в зависимости от страны. В современный период большинство государств подвергается существенному реформированию, и практически одновременно проводятся административные реформы.
Термин «государственное управление» имеет практический организационно-юридический смысл. Государственное управление - это форма осуществления исполнительной власти, т.е. деятельность по осуществлению исполнительной власти (также ее можно назвать исполнительно¬распорядительной деятельностью). Государственное управление - это государственная деятельность, обеспечивающая надежную и слаженную работу государственного механизма. Необходимыми атрибутами государственного управления являются нормотворчество, реализация властных полномочий и мер государственного принуждения, регулирование и т.д.
Принципы государственного управления указывают на его основополагающие черты, сущностные характеристики. Они позволяют определить основания, содержание и значение самого государственного управления, а также юридические характеристики данного вида государственной деятельности.
Принципы государственного управления представляют собой объективные закономерности и отношения, вытекающие из экономической и социально-политической природы, содержания, организационной структуры государственного управления, выраженные в виде определенных научных положений, закрепленных в большинстве своем правом и применяемых в теоретической и практической деятельности людей по управлению.
В соответствии с рассмотренными требованиями систему принципов государственного управления можно выразить в следующем виде: социально¬правовые (общие) принципы, сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития; организационные принципы, отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления (главным образом системы его органов) и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-управляющих воздействий .
К общим принципам относятся исходные положения, имеющие общесоциальный характер. Они реализуются независимо от статуса субъекта государственно-управленческой деятельности. Такими принципами являются:
1. Законность, т.е. строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми субъектами и объектами государственного управления действующих на территории России правовых предписаний.
2. Объективность. Содержанием принципа является изучение имевших место закономерностей общественного развития и на их основе научное определение путей и способов дальнейшего совершенствования процесса государственного управления. Этот принцип противопоставляется субъективизму и волюнтаризму.
3. Конкретность, т.е. осуществление государственного управления применительно к конкретным жизненным обс тоятельствам с учетом разнообразных форм проявления действий объективных законов общественного развития на основе достоверной информации о истинном состоянии объекта управления.
4. Эффективность, т.е. стремление к достижению целей государственного управления с применением минимальных затрат сил, средств и времени.
5. Сочетание централизации и децентрализации имеет особое значение в государствах с федеративным устройством. Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственного управления и органами власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе Конституции (статьи 71 и 72), Федеративного договора и иных актов о разграничении компетенции между указанными субъектами.
Организационные принципы определяют систему государственного управления, компетенцию и порядок взаимодействия ее звеньев: отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную власть; территориальный принцип, лежащий в основе формирования аппарата государственной (в большей степени исполнительной) власти в соответствии с административно-территориальным делением страны; линейный принцип. При его осуществлении каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления; функциональный принцип обуславливает развитие межотраслевых связей; принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов Российской Федерации, региональных органов исполнительной власти.
Выделяют также внутриорганизационные принципы.
Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом и работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности.
Ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы тесно связана с принципом рационального распределения полномочий.
Сочетание единоначалия и коллегиальности выражается в решении важнейших вопросов государственного управления коллегиальными органами. Вопросы текущего (оперативного) характера решаются единолично компетентным должностным лицом. Это обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителя, повышает его персональную ответственность.
Важной проблемой административного права является проведение реформ государственного управления. Это обусловлено тем, что такие реформы связаны с изменением административного законодательства, касающегося деятельности исполнительных органов государства, их системы и структуры, компетенции, аппарата, форм и методов деятельности. Изучение опыта административных реформ в России чрезвычайно важно и для учета их положительных и отрицательных сторон в современном реформировании органов исполнительной власти.
Таким образом, необходимо построение социально эффективной системы государственного управления, в котором важную роль сыграет начало, основанное на объективном знании, способное удерживать субъективное начало и эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Российская газета. - 1993. - 25 дек.
2. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации : федер. конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ: [в ред. от 15.09.2015] // Российская газета. -1997. - №43-44.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [в ред. от 15.01.2016] // Российская газета. - 2001. - № 256.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №
197-ФЗ [в ред. от 01.01.2016] // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2002. № 1 (ч. 1). - Ст.3.
5. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 26 (часть I). - Ст. 3378.
6. О структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 [в ред. от 05.04.2016 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 22. - Ст. 2754.
7. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 [в ред. от 04.04.2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. -№ 20. - Ст. 2290.
8. О мониторинге правоприменения в Российской Федерации: утвержден Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 21. - Ст. 2930.
9. О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2000 г. № 592 // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 34. - Ст. 3473.
10. Об утверждении Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации: утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г.№ 694 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №35. - Ст. 5081.
11. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. № 2227-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №1. - ст. 216.
12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения»: утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 307 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №18 (часть I). - ст. 2153.
13. О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (вместе с «Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации»): федер. договор от 31 марта 1992 г. // Федеративный договор: Документы. Комментарий. - М., 1994.
14. Конституция Республики Татарстан от 06 ноября 1992 г. [в ред. от 30.03.2010] // Республика Татарстан. - 2002. - 30 апр.
Специальная литература
1. Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2 т. Т. 2 : учеб. курс / С. А. Авакьян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2014. - 778 с.
2. Авдеенкова М.П. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. / М.П. Авдеенкова., Ю.А. Дмитриев. - М.: Зерцало, 2013. - 877 с.
3. Абдулаев М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев. - М.: Магистр-Пресс, 2011. - 478 с.
4. Административное право: Учебник для вузов. / Бахрах Д.Н. - М.: Бек, 2012. - 355 с.
5. Административное право: Учебник для вузов / Ю. Н. Старилов. - М.: Норма, 2010. - 678 с.
6. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие / Е.К. Волчинская, Н.А. Игнатюк, Н.М. Казанцев и др.; под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2011. - 345 с.
7. Административно-правовое регулирование совместного ведения России и ее субъектов: понятие и предмет / Аникин С.Б. - М.: Норма-М, 2014. - 322 с.
8. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации : учебник для вузов / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, юрид. фак ; под ред. А. П. Алехина .— 3-е изд., испр. и доп . - М. : Зерцало-М, 2011 . - 456 с.
9. Бабурин С.Н. Теория государства: правовые и геополитические проблемы / С.Н. Бабурин. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 321 с.
10. Баранник Т.В. К вопросу о становлении публичной службы Российской Федерации. / Т.В. Баранник // Юридический мир. - 2014. - № 1. -
С. 17 - 23.
11. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект / И.Н. Барциц. - М.: НОРМА, 2008. - 350 с.
12. Бахрах Д.Н. Вопросы законности в государственном управлении / Д.Н. Бахрах // Правоведение. - 1992. - №3. - С. 8 - 13.
13. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник / Д. Н. Бахрах, В. Г. Татарян. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2015. - 650 с.
14. Бобылева К.Н. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации / К.Н. Бобылева // Административное право и процесс. - 2016. - № 2. - С. 81 - 89.
15. Валеев Д.М. О роли органов государственной власти в механизме финансовой деятельности государства / Д.М. Валеева // Финансовое право. - 2014. -№12. - С. 23 - 29.
16. Васильев Ф.П., Майдыков А.А. Регламентирование правовой и организационной деятельности Минюста России / Ф.П. Васильев., А.А. Майдыков // Юридический мир. - 2011. - №5. - С. 56 - 67.
17. Вишняков В.Г. Административная реформа: 15 лет поисков концепции / В.Г. Вишняков // Законодательство и экономика. - 2015. - № 7. - С. 47 - 49.
18. Волкова Л.П. Административно-правовой аспект разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления / Л.П. Волкова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 9. - С. 43.
19. Гончаров В.В. Становление федерализма как принципа формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации / В.В. Гончаров // История государства и права. - 2015. - № 11. - С. 7 - 18.
20. Давыдов К.В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории: монография / под ред. Ю.Н. Старилова. - М.: NOTA BENE, 2010. - 150 с.
21. Дарбинян А.А. Понятие правовых актов органов государственного управления / А.А. Дарбинян // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - №6. - С. 43 - 49.
22. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. - М.: Юстицинформ, 2013. - 158 с.
23. Коренев А.П. Административное право России. / А.П. Коренев. - М.: Норма, 2011. - 560 с.
24. Крылова Е.Г.Состояние и проблемы развития административного законодательства в сфере исполнительной власти по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг/ Е.Г. Крылова // Юрист. - 2014. - №6.
- С. 11 - 18.
25. Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: научно-практическое пособие / М.А. Лапина. - Изд-во Института проблем риска, 2015. - 238 с.
26. Луковская Д.И. Понятие прав человека. Праводееспособность. Многообразие подходов. Проблема универсальности прав человека / Д.И. Луковская // История государства и права. - 2015. - №12. - С. 9 - 11.
27. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2011. - 512 с.
28. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник / А.В. Мелехин.
- М.: Маркет ДС, 2013. - 640 с.
29. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки / С.Е. Нарышкин, Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. - 2014. - № 11. - С. 3 - 13.
30. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) / Л.А. Окуньков // Журнал российского права. - 2015.
- № 2. - С. 10 - 14.
31. Павлов С.Ю. Субъекты Российской Федерации в свете теории признаков государства / С.Ю. Павлов // История государства и права. - 2016. - №4. - С. 14 - 17.
32. Попов Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Ю.И. Мигачева., С.В. Тихомирова. - М.: Зерцало, 2014. - 300 с.
33. Пономаренко Е.В. Современная наука теории права: цель, принципы, задачи и функции / Е.В. Пономаренко // Современное право. - 2015. - №9. - С. 9 - 12.
34. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое
регулирование служебных отношений: теория и практика / Под ред. Г.Н. Комковой. - М.: Научная книга, 2008. - 257 с.
35. Силаев А.А. Проблемы организации исполнительной власти в Российской Федерации и федеративных государствах Европы / А.А. Силаев // Административное и муниципальное право. - 2014. - №5. - С. 56 - 65.
36. Смагина И.А. Гарантии как элемент административно-правового статуса государственного и муниципального служащего: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2002. - 26 с.
37. Станских С.Н. Федеральные органы государственной власти с особым статусом в системе разделения властей / С.Н. Станских // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 1. - С. 8 - 12.
38. Старилов Ю.Н. Профессиональное «чиновничество» и служебное право в России: была ли реформа государственной службы и основательны ли сомнения в существовании служебного права? / Ю.Н. Старилов // Административное право и процесс. - 2015. - №7. - С. 7 - 13.
39. Субанова Н.В. Разрешительные полномочия органов
исполнительной власти в Российской Федерации: монография. - М.:
Юриспруденция, 2012. - 234 с.
40. Талапина Э.В. Государственное управление: проблемы и
перспективы правового регулирования / Э.В. Талапина // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2016. -N 3. - С. 4 - 11.
41. Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс: полный курс / Ю. А. Тихомиров. - 2-е изд. перераб. и доп. - М. : Изд-во Тихомирова М. Ю., 2015 . - 434 с.
42. Тихомирова Л.А. Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды: Научно-практическое исследование. - М.: Инфра-М, 2014. - 218 с.
43. Тхабисимова Л.А. О некоторых аспектах развития судебного федерализма и региональной политики в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - №6. - С. 51 - 58.
44. Федотова Ю.Г. Правовые принципы ограничения прав и свобод человека и гражданина в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства / Ю.Г. Федотова // Современное право. - 2015. - №7.
- С. 16 - 21.
45. Умнова И.А. О тенденции расширения судебной практики применения норм Конституции РФ в единстве с общими принципами права / И.А. Умнова // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - №6. - С. 29
- 34.
46. Устюжанинова Е.А. Модели делегирования полномочий: опыт Великобритании / Е.А. Устюжанина // Lex russica. - 2015. - №9. - С. 9 - 13.
47. Черногоров Д.А. Публичная служба и должностное лицо / Д.А. Черногоров // Административное и муниципальное право. - 2015. - №8. - С. 19
- 20.
48. Чепрасов К.В. Административная реформа и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти России / К.В. Чепрасов // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - №7. - С. 78 - 98.
исполнительной власти в России и странах Европы / А.В. Чепус // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - №10. - С. 10 - 17.
50. Шайдуров С.А. Функция по оказанию государственных услуг: особенности и место среди иных функций государственных органов исполнительной власти / С.А. Шайдуров // Журнал российского права. - 2015. - № 9. - С. 122 - 130.
51. Шевелева А.А. О некоторых вопросах понятия законности в государственном управлении / А.А. Шевелева // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - №12. - С. 11 - 18.
52. Шишкина А.В. Сравнительная характеристика административно-надзорных органов в субъектах РФ / А.В. Шишкина // Административное и муниципальное право. - 2014. -№9. - С. 10 - 16.
53. Шмалий О.В. Правовое обеспечение эффективности исполнительной власти (теоретико-методологические аспекты) / О.В. Шмалий. - Ростов н/Д, 2011. - 345 с.
54. Штурцев Ю.Ю. Принципы права: уточнение понятия / Ю.Ю. Штурцев // История государства и права. - 2015. - №5. - С. 18 - 21.
Материалы юридической практики
1. По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации: постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. № 2 -П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации . - 1999. - № 3.