ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
|
Введение 3
Глава 1. Понятие и классификация принципов государственного управления 7
Глава 2. Сущность политико-юридических принципов 28
Глава 3. Организационные принципы государственного управления 42
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Глава 1. Понятие и классификация принципов государственного управления 7
Глава 2. Сущность политико-юридических принципов 28
Глава 3. Организационные принципы государственного управления 42
Заключение 58
Список использованной литературы 62
В последние годы в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Не обошли они стороной и сферу управления. Проблемы государственного управления всегда находились в центре внимания юридической науки. Это обусловлено тем, что государственное управление - это большая сфера общественных отношений, касающихся исполнительной деятельности государства. Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления . Эффективная
государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения.
В современном мире заметны тенденции нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. В результате этого в ряде стран возникла необходимость проведения административных реформ. Их опыт показывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества и, что важно, открытости власти для диалога с ними. В то же время поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям.
Для выполнения своей основной функции - защиты прав и свобод граждан - правовое государство должно иметь систему механизмов, институтов, процедур, гарантирующих субъективные права на основе объективного, правового порядка государственной деятельности. Эти механизмы, институты, процедуры не являются неизменными, они находятся в динамике, совершенствуются, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни общества.
Проблемы государственного управления освещались в трудах ученых- юристов XIX - начала XX в., широко рассматривались в советской юридической литературе, исследуются и в настоящее время. Получили свое отражение вопросы государственного управления в работах зарубежных юристов. Общие проблемы государственного управления в достаточной степени исследованы юридической наукой.
Проблема определения и детализации принципов государственного управления не является в науке новой. Большой объем научной литературы посвящен доказательству того, что государственное управление не может сколько-нибудь эффективно функционировать и стать жизнеспособной без четко сформулированных политико-юридических и организационных принципов. Они нуждаются друг в друге и дополняют друг друга. Однако их взаимосвязь может носить самый различный характер, особенности которого определяются множеством факторов. Именно поэтому особенно интересным представляется попытка проследить, как в условиях радикальных социально-экономических и общественно-политических преобразований меняется их система .
Принципы государственного управления указывают на его основополагающие черты, сущностные характеристики. Они позволяют определить основания, содержание и значение самого государственного управления, а также юридические характеристики данного вида государственной деятельности.
Так, одной из проблем является тот факт, что на сегодняшний день происходит расширение судебной практики применения конституционных норм в единстве с общими принципами права, не закрепленными в Конституции . Несмотря на отсутствие формального признака их прямого
конституционного закрепления, данные принципы считаются
конституционными, что обосновывается косвенным путем: суды обнаруживают их присутствие путем толкования смысла определенных конституционных положений. К таковым все чаще суды относят принципы справедливости, правовой определенности, пропорциональности (соразмерности,
сбалансированности), разумности, субсидиарности и др.
Не все закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления сегодня познаны и описаны посредством принципов. Поэтому необходима активная исследовательская работа над актуализацией научного понимания принципов.
Процесс выявления и обоснования принципов государственного управления должен отвечать следующим требованиям: отражать наиболее существенные, объективно-необходимые закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления; характеризовать устойчивые закономерности, отношения и взаимосвязи в государственном управлении; охватывать преимущественно такие закономерности, отношения и взаимосвязи, которые присущи государственному управлению как целостному социальному явлению; отражать специфику государственного управления, его отличие от других видов управления.
Объектом исследования являются принципы государственного управления.
Предметом исследования является содержание политико-юридических и организационных принципов государственного управления.
Целью данной работы является комплексная характеристика принципов государственного управления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие принципов государственного управления.
2. Проанализировать классификацию принципов государственного управления.
3. Охарактеризовать политико-юридические принципы
государственного управления.
4. Определить организационные принципы государственного управления.
Методологическую основу дипломной работы, помимо всеобщих и общенаучных эмпирических методов, составят следующие частно-научные методы: системно-структурный, формально-логический и сравнительный
методы.
государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения.
В современном мире заметны тенденции нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. В результате этого в ряде стран возникла необходимость проведения административных реформ. Их опыт показывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества и, что важно, открытости власти для диалога с ними. В то же время поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям.
Для выполнения своей основной функции - защиты прав и свобод граждан - правовое государство должно иметь систему механизмов, институтов, процедур, гарантирующих субъективные права на основе объективного, правового порядка государственной деятельности. Эти механизмы, институты, процедуры не являются неизменными, они находятся в динамике, совершенствуются, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни общества.
Проблемы государственного управления освещались в трудах ученых- юристов XIX - начала XX в., широко рассматривались в советской юридической литературе, исследуются и в настоящее время. Получили свое отражение вопросы государственного управления в работах зарубежных юристов. Общие проблемы государственного управления в достаточной степени исследованы юридической наукой.
Проблема определения и детализации принципов государственного управления не является в науке новой. Большой объем научной литературы посвящен доказательству того, что государственное управление не может сколько-нибудь эффективно функционировать и стать жизнеспособной без четко сформулированных политико-юридических и организационных принципов. Они нуждаются друг в друге и дополняют друг друга. Однако их взаимосвязь может носить самый различный характер, особенности которого определяются множеством факторов. Именно поэтому особенно интересным представляется попытка проследить, как в условиях радикальных социально-экономических и общественно-политических преобразований меняется их система .
Принципы государственного управления указывают на его основополагающие черты, сущностные характеристики. Они позволяют определить основания, содержание и значение самого государственного управления, а также юридические характеристики данного вида государственной деятельности.
Так, одной из проблем является тот факт, что на сегодняшний день происходит расширение судебной практики применения конституционных норм в единстве с общими принципами права, не закрепленными в Конституции . Несмотря на отсутствие формального признака их прямого
конституционного закрепления, данные принципы считаются
конституционными, что обосновывается косвенным путем: суды обнаруживают их присутствие путем толкования смысла определенных конституционных положений. К таковым все чаще суды относят принципы справедливости, правовой определенности, пропорциональности (соразмерности,
сбалансированности), разумности, субсидиарности и др.
Не все закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления сегодня познаны и описаны посредством принципов. Поэтому необходима активная исследовательская работа над актуализацией научного понимания принципов.
Процесс выявления и обоснования принципов государственного управления должен отвечать следующим требованиям: отражать наиболее существенные, объективно-необходимые закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления; характеризовать устойчивые закономерности, отношения и взаимосвязи в государственном управлении; охватывать преимущественно такие закономерности, отношения и взаимосвязи, которые присущи государственному управлению как целостному социальному явлению; отражать специфику государственного управления, его отличие от других видов управления.
Объектом исследования являются принципы государственного управления.
Предметом исследования является содержание политико-юридических и организационных принципов государственного управления.
Целью данной работы является комплексная характеристика принципов государственного управления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие принципов государственного управления.
2. Проанализировать классификацию принципов государственного управления.
3. Охарактеризовать политико-юридические принципы
государственного управления.
4. Определить организационные принципы государственного управления.
Методологическую основу дипломной работы, помимо всеобщих и общенаучных эмпирических методов, составят следующие частно-научные методы: системно-структурный, формально-логический и сравнительный
методы.
Перед современным государственным управлением стоит множество целей и задач. Необходимо достигнуть оптимального соответствия между государством и гражданами, государственными и общественными структурами, между государственно-правовой действительностью и реалиями сложной, многообразной жизни. Требуется социализация государственного управления, в результате чего оно сблизится и сольется с обществом, станет частью по- настоящему демократического государства.
Научная обоснованность государственного управления будет зависеть как от уровня развития научного знания, так и от готовности впитывать эти знания государственным управлением.
Важную роль играет гуманизация государственного управления, поиск различных связей людей между собой, людей с природой и т.д. при внимательном учете философских, педагогических, социологических знаний.
Государственное управление - универсальный процесс в любом государстве, который подлежит правовому регулированию. Однако нюансы такого регулирования могут существенно различаться в зависимости от страны. В современный период большинство государств подвергается существенному реформированию, и практически одновременно проводятся административные реформы.
Термин «государственное управление» имеет практический организационно-юридический смысл. Государственное управление - это форма осуществления исполнительной власти, т.е. деятельность по осуществлению исполнительной власти (также ее можно назвать исполнительно¬распорядительной деятельностью). Государственное управление - это государственная деятельность, обеспечивающая надежную и слаженную работу государственного механизма. Необходимыми атрибутами государственного управления являются нормотворчество, реализация властных полномочий и мер государственного принуждения, регулирование и т.д.
Принципы государственного управления указывают на его основополагающие черты, сущностные характеристики. Они позволяют определить основания, содержание и значение самого государственного управления, а также юридические характеристики данного вида государственной деятельности.
Принципы государственного управления представляют собой объективные закономерности и отношения, вытекающие из экономической и социально-политической природы, содержания, организационной структуры государственного управления, выраженные в виде определенных научных положений, закрепленных в большинстве своем правом и применяемых в теоретической и практической деятельности людей по управлению.
В соответствии с рассмотренными требованиями систему принципов государственного управления можно выразить в следующем виде: социально¬правовые (общие) принципы, сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития; организационные принципы, отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления (главным образом системы его органов) и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-управляющих воздействий .
К общим принципам относятся исходные положения, имеющие общесоциальный характер. Они реализуются независимо от статуса субъекта государственно-управленческой деятельности. Такими принципами являются:
1. Законность, т.е. строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми субъектами и объектами государственного управления действующих на территории России правовых предписаний.
2. Объективность. Содержанием принципа является изучение имевших место закономерностей общественного развития и на их основе научное определение путей и способов дальнейшего совершенствования процесса государственного управления. Этот принцип противопоставляется субъективизму и волюнтаризму.
3. Конкретность, т.е. осуществление государственного управления применительно к конкретным жизненным обс тоятельствам с учетом разнообразных форм проявления действий объективных законов общественного развития на основе достоверной информации о истинном состоянии объекта управления.
4. Эффективность, т.е. стремление к достижению целей государственного управления с применением минимальных затрат сил, средств и времени.
5. Сочетание централизации и децентрализации имеет особое значение в государствах с федеративным устройством. Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственного управления и органами власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе Конституции (статьи 71 и 72), Федеративного договора и иных актов о разграничении компетенции между указанными субъектами.
Организационные принципы определяют систему государственного управления, компетенцию и порядок взаимодействия ее звеньев: отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную власть; территориальный принцип, лежащий в основе формирования аппарата государственной (в большей степени исполнительной) власти в соответствии с административно-территориальным делением страны; линейный принцип. При его осуществлении каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления; функциональный принцип обуславливает развитие межотраслевых связей; принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов Российской Федерации, региональных органов исполнительной власти.
Выделяют также внутриорганизационные принципы.
Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом и работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности.
Ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы тесно связана с принципом рационального распределения полномочий.
Сочетание единоначалия и коллегиальности выражается в решении важнейших вопросов государственного управления коллегиальными органами. Вопросы текущего (оперативного) характера решаются единолично компетентным должностным лицом. Это обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителя, повышает его персональную ответственность.
Важной проблемой административного права является проведение реформ государственного управления. Это обусловлено тем, что такие реформы связаны с изменением административного законодательства, касающегося деятельности исполнительных органов государства, их системы и структуры, компетенции, аппарата, форм и методов деятельности. Изучение опыта административных реформ в России чрезвычайно важно и для учета их положительных и отрицательных сторон в современном реформировании органов исполнительной власти.
Таким образом, необходимо построение социально эффективной системы государственного управления, в котором важную роль сыграет начало, основанное на объективном знании, способное удерживать субъективное начало и эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества.
Научная обоснованность государственного управления будет зависеть как от уровня развития научного знания, так и от готовности впитывать эти знания государственным управлением.
Важную роль играет гуманизация государственного управления, поиск различных связей людей между собой, людей с природой и т.д. при внимательном учете философских, педагогических, социологических знаний.
Государственное управление - универсальный процесс в любом государстве, который подлежит правовому регулированию. Однако нюансы такого регулирования могут существенно различаться в зависимости от страны. В современный период большинство государств подвергается существенному реформированию, и практически одновременно проводятся административные реформы.
Термин «государственное управление» имеет практический организационно-юридический смысл. Государственное управление - это форма осуществления исполнительной власти, т.е. деятельность по осуществлению исполнительной власти (также ее можно назвать исполнительно¬распорядительной деятельностью). Государственное управление - это государственная деятельность, обеспечивающая надежную и слаженную работу государственного механизма. Необходимыми атрибутами государственного управления являются нормотворчество, реализация властных полномочий и мер государственного принуждения, регулирование и т.д.
Принципы государственного управления указывают на его основополагающие черты, сущностные характеристики. Они позволяют определить основания, содержание и значение самого государственного управления, а также юридические характеристики данного вида государственной деятельности.
Принципы государственного управления представляют собой объективные закономерности и отношения, вытекающие из экономической и социально-политической природы, содержания, организационной структуры государственного управления, выраженные в виде определенных научных положений, закрепленных в большинстве своем правом и применяемых в теоретической и практической деятельности людей по управлению.
В соответствии с рассмотренными требованиями систему принципов государственного управления можно выразить в следующем виде: социально¬правовые (общие) принципы, сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития; организационные принципы, отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления (главным образом системы его органов) и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-управляющих воздействий .
К общим принципам относятся исходные положения, имеющие общесоциальный характер. Они реализуются независимо от статуса субъекта государственно-управленческой деятельности. Такими принципами являются:
1. Законность, т.е. строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми субъектами и объектами государственного управления действующих на территории России правовых предписаний.
2. Объективность. Содержанием принципа является изучение имевших место закономерностей общественного развития и на их основе научное определение путей и способов дальнейшего совершенствования процесса государственного управления. Этот принцип противопоставляется субъективизму и волюнтаризму.
3. Конкретность, т.е. осуществление государственного управления применительно к конкретным жизненным обс тоятельствам с учетом разнообразных форм проявления действий объективных законов общественного развития на основе достоверной информации о истинном состоянии объекта управления.
4. Эффективность, т.е. стремление к достижению целей государственного управления с применением минимальных затрат сил, средств и времени.
5. Сочетание централизации и децентрализации имеет особое значение в государствах с федеративным устройством. Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственного управления и органами власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе Конституции (статьи 71 и 72), Федеративного договора и иных актов о разграничении компетенции между указанными субъектами.
Организационные принципы определяют систему государственного управления, компетенцию и порядок взаимодействия ее звеньев: отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную власть; территориальный принцип, лежащий в основе формирования аппарата государственной (в большей степени исполнительной) власти в соответствии с административно-территориальным делением страны; линейный принцип. При его осуществлении каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления; функциональный принцип обуславливает развитие межотраслевых связей; принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов Российской Федерации, региональных органов исполнительной власти.
Выделяют также внутриорганизационные принципы.
Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом и работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности.
Ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы тесно связана с принципом рационального распределения полномочий.
Сочетание единоначалия и коллегиальности выражается в решении важнейших вопросов государственного управления коллегиальными органами. Вопросы текущего (оперативного) характера решаются единолично компетентным должностным лицом. Это обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителя, повышает его персональную ответственность.
Важной проблемой административного права является проведение реформ государственного управления. Это обусловлено тем, что такие реформы связаны с изменением административного законодательства, касающегося деятельности исполнительных органов государства, их системы и структуры, компетенции, аппарата, форм и методов деятельности. Изучение опыта административных реформ в России чрезвычайно важно и для учета их положительных и отрицательных сторон в современном реформировании органов исполнительной власти.
Таким образом, необходимо построение социально эффективной системы государственного управления, в котором важную роль сыграет начало, основанное на объективном знании, способное удерживать субъективное начало и эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ
КОМПЛЕКСОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Судебный контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Контроль как важный элемент государственного управления
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2006 - Понятие сущность и виды коррупции современной России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Система государственного управления в Российской Федерации (Система местного самоуправления, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Организация внутренних коммуникаций в системе муниципального управления ( на примере администрации Индустриального района города Барнаула)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2022 - МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИКИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2020 - Оптимизация системы государственного управления в Российской Федерации с учётом опыта других государств федеративного типа
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021 - Принципы государственного управления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021



