Введение 3
Глава 1. Становление и развитие институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
§ 1. Значение и место института Уполномоченного по правам человека в 7 государственно-правовой системе Российской Федерации
§ 2. Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
§3. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 17
Глава 2. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан
§ 1. Задачи деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан
§ 2. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан
§ 3. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного 58 по правам человека в Республике Татарстан
Заключение 65
Список используемой литературы
В декабре 1993 года всенародным голосованием была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации, которая отражает существенные изменения отношения государства к человеку, его правам и свободам. Если в предшествующих Конституциях, в приоритете находились государственные интересы, которые ставились выше, чем частные, и не было гарантий обеспечения прав и свобод, что вело к невозможности их реализации и защиты в
целом, то Конституция 1993 года содержит в себе то самое новое отношение
государства к статусу личности, и декларирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина входит в обязанность государства.
Правам и свободам человека и гражданина посвящена целая 2 глава. Так,
статья 17 данной главы гласит, что «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей
Конституцией». А часть 1 статьи 45 говорит о том, что «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».
Одной из таких гарантий уважения, соблюдения и защиты прав, свобод и
законных интересов человека и гражданина призван был стать институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в ее субъектах.
Институт Уполномоченного относится к демократическому правовому
государству, которое наделяет его мандатом на осуществление своей служебной деятельности, так и определяет его как уравновешивающий и контролирующий орган гражданского общества, чьи непосредственные интересы он и
защищает. Его деятельность адекватно отражает существующую в каждом цивилизованном государстве потребность в эффективном и беспристрастном контроле за решениями и действиями (бездействием) органов государственной
власти независимым должностным лицом, наделенным полномочиями следить
за соблюдением прав человека, осуществлять их государственную защиту, со4
действовать жертвам нарушений в восстановлении их правового статуса и возмещении причиненного им вреда.
Гражданское общество и в демократическом правовом государстве продолжает испытывать необходимость в защите от несправедливости, злоупотреблений и произвола чиновников, с которыми человеку приходится сталкиваться в своей повседневной жизни. Институт уполномоченного справедливо
воспринимается в качестве честной, независимой и отвечающей его интересам
государственной службы, а не очередного формально-бюрократического дополнения административного аппарата. Поддержка его гражданским обществом является одним из непременных условий эффективности профессиональной правозащитной деятельности омбудсмена.
Признание и распространение этого института, его моральная сила и общественный авторитет обусловлены гуманной целью его деятельности: быть
простым и доступным средством защиты прав человека от несправедливости и
злоупотреблений чиновников, непродуманных действий должностных лиц, неэффективной политики органов исполнительной власти.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящий момент соблюдение и в целом реализация прав и свобод человека в Российской Федерации
вызывает глубокую озабоченность и волнение. Ценность гарантируемых государством прав и свобод в стране продолжает терять свою позицию в связи с нарушением социальных, экономических, политических и иных прав. И безнаказанность такого рода нарушений никаким образом не способствует формированию правовой культуры общества, повышению уровня правосознания граждан.
Тем самым подрывается вера народа в устойчивость и реальную возможность
действенности демократических институтов государства, наблюдается распространение в народе правового нигилизма.
Целью нашего исследования является изучение института
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в Республике
Татарстан, его правовое положение и основные направления деятельности.5
Объектом исследования выступает непосредственно институт
Уполномоченного по правам человека как институт конституционного права
Российской Федерации.
Предметом исследования является история создания данного института,
правовое положение и деятельность Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации и в Республике Татарстан.
Для осуществления цели исследования нами были решены следующие
задачи:
-проанализирована история создания института Уполномоченного по
правам человека в Российской Федерации;
-рассмотрена правовая база, закрепляющая основы деятельности
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Республике
Татарстан;
-охарактеризованы порядок назначения и освобождения от должности
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Республике
Татарстан;
-рассмотрены компетенции Уполномоченного, обозначенные
федеральным конституционным законом и законодательством Республики
Татарстан;
-охарактеризована деятельность Уполномоченного по правам человека в
субъектах Российской Федерации на примере Республики Татарстан.
Для решения поставленных задач исследования в работе применялись
следующие методы:
-формально-юридический анализ;
-сравнительно-правовой метод;
-исторический метод.
Основными источниками исследования послужили: федеральный
конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в
Российской Федерации»; федеральный закон «О противодействии коррупции»;
федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных6
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации»; закон Республики Татарстан «Об
Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан»; доклад
Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан «О соблюдении
прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан в 2015 году» и
другие.
В работе были использованы труды Мордовцева А.С., Тамбовцева В.В.,
Вершининой И.Ф. и других.
В результате проведенного исследования представляется возможным
прийти к следующим выводам.
Данный институт широко распространен во многих странах мира и впервые был создан более двухсот лет назад, однако для России он является еще
достаточно новым, поскольку первый российский уполномоченный был избран
15 лет назад. За этот период институт Уполномоченного по правам человека
обрел свое законодательное закрепление. Законодателями были определены
процедуры назначения и освобождения от должности, сформулирована компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а самими Уполномоченными была проделана существенная работа по восстановлению нарушенных прав и свобод. Однако, не смотря на 15 летнюю деятельность
данного института, следует отметить, что он до сих пор находится на стадии
развития, становления и совершенствования.
Следует отметить, что наличие подобного института крайне необходимо,
поскольку нарушения прав человека со стороны государственных структур и их
служащих (в особенности это касается правоохранительных органов, которые,
казалось бы, должны стоять на страже закона и прав и свобод граждан) происходят повсеместно.
Особая роль Уполномоченного состоит в том, что он находится между
обществом и властью, поскольку, с одной стороны, это - орган государства, а с
другой - это представитель гражданского общества, призванный реагировать на
нарушения прав человека со стороны государственных структур и должностных лиц и применять предоставленные ему тем же государством меры воздействия.
Не смотря на положительные результаты своей деятельности, и у данного
института существуют определенные недостатки, на решение которых мы обратили внимание в нашей работе.
Федеральный конституционный закон закрепляет, что в соответствии с
Конституцией субъекта Российской Федерации в нем может учреждаться66
должность Уполномоченного по правам человека. Татарстан является одним из
первых субъектов, воспользовавшихся этим правом. Полномочия, порядок избрания Уполномоченного по правам человека в Татарстане в целом дублирует
положения, предъявляемые к Федеральному Уполномоченному. Однако есть и
определенные исключения, связанные, к примеру, с возрастным цензом, субъектами, имеющими право представлять кандидатуру на данную должность и
другие. При этом денежное финансирование накладывается на сам субъект,
создавший у себя данный институт.
Таким образом, несмотря на то, что процесс становления института
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации еще не
завершен, однако уже сейчас, данный институт является одной из важных
гарантий прав и свобод граждан, а сам факт его введения - это важный шаг
России на пути создания правового государства.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 №11 -ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31- Ст. 4398
2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1995. - №67.
3. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конст. закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ [в ред. от 14.12.2015] // Собрание законодательства Рос¬сийской Федерации. - 1994. - №413- Ст. 1447.
4. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федер. конст. закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ [в ред. от 31.01.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №9. - Ст. 1011.
5. О внесении изменения в Федеральный конституционный закон «Об Уполно¬моченном по правам человека в Российской Федерации»: федер. конст. закон от 10 июня 2008 г. №3-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - №24- Ст. 2788.
6. О статусе судей в Российской Федерации: закон РФ от 26 июля 1992 г.№3132-1 [в ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015] // Российская газета. - 1992. - №170.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [ред. от 31.01.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
8. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении пре¬ступлений: федер. закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ [в ред. от 22.12.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №29 - Ст. 2759.
9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 8 января 1997 г. №1-ФЗ [в ред. от 28.11.2015] // Собрание законодательства Рос¬сийской Федерации. - 1997. - №2 - Ст. 198.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ [в ред. от 15.02.2016] // Собрание законодательства Рос¬сийской Федерации. - 1998. - №31- Ст. 3824.
11. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений не-совершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ [в ред. от 23.11.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №26
- Ст. 3177.
12. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде¬рации: федер. закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ [в ред. от 09.03.2016] // Соб¬рание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №42- Ст. 5005.
13. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [в ред. от 02.03.2016] // Собрание законодательст¬ва Российской Федерации. - 2001. - №52 (ч. I) - Ст. 4921.
14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ [в ред. от 09.03.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002. -№1(ч.1) -Ст. 1.
15. О гражданстве Российской Федерации: федер. закон от 31 мая 2002 г. №62- ФЗ [в ред. от 31.12.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации.
- 2002. - №22. - Ст.2031.
16. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ [в ред. от 30.12.2015] // Собрание законодатель¬ства Российской Федерации. - 2002. - №46 - Ст. 4532.
17. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ [в ред. от 15.02.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008 - №52 (ч.1) - Ст. 6228.
18. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах прину¬дительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принуди¬тельного содержания: федер. закон от 10 июня 2008 г. №76-ФЗ [в ред. от 28.11.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - №24- Ст. 2789.
19. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 2015 г. №144-ФЗ [в ред. от 29.06.2015] // Собрание законодательства Российской Феде¬рации. - 1995. - №33 - Ст. 3349.
О Декларации прав и свобод человека и гражданина : постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - №52. - Ст.1865.
20. О назначении Лукина Владимира Петровича на должность Уполномоченно¬го по правам человека в Российской Федерации: постановление Государствен¬ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 февраля 2004 г. №77-IV ГД // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - №8. - Ст.623.
21. О назначении Лукина Владимира Петровича на должность Уполномоченно¬го по правам человека в Российской Федерации: постановление Государствен¬ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. №1729-V ГД // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №8. - Ст.922.
22. О назначении Миронова Олега Орестовича на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 мая 1998 г. №2496 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №21. - Ст.2217.
23. О назначении Памфиловой Эллы Александровны на должность Уполномо¬ченного по правам человека в Российской Федерации: постановление Государ¬ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 марта 2014 г. №3939-6 ГД // Собрание законодательства Российской Федерации. -
2014. - №12. - Ст.1225.
24. О назначении Москальковой Татьяны Николаевны на должность Уполно-моченного по правам человека в Российской Федерации: постановление Госу-дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 апре¬ля 2016 г. №8755-VI ГД // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №17. - Ст.2389.
25. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. №2134-II ГД [в ред. от 26.02.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998 - №7 - Ст. 801.
26. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 [в ред. от 22.06.2010] // Собрание зако¬нодательства Российской Федерации. - 2004. - №11 - Ст. 945.
27. О государственных должностях Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. №32 [в ред. от 31.12.2014] // Рос-сийская газета. - 1995. - №11-12.
28. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Фе-дерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. №1772-Р [в ред. от 23.09.2015] // Собрание законодательства Российской Феде¬рации. - 2010. - №43 - Ст. 5544.
29. О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоражение Правительства РФ от 23 сентября 2015 г. №1877-Р // Собрание законодательства Российской Фе¬дерации. - 2015. - №40 - Ст. 5581.
30. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Дос¬тупная среда» на 2011 - 2020 годы: постановление Правительства РФ от 1 де¬кабря 2015 г. №1297 // Собрание законодательства Российской Федерации. -
2015. - №49- Ст. 6987.
31. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 год от 20.02.2012 // Российская газета. - 2012. - №48.
32. О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федера-ции и уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий го-сударственной защиты прав и свобод граждан: соглашение от 24 июля 1998 г. // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. - М., 1999.
33. Конституция Республики Татарстан: принята на всенародном голосовании 6 ноября 1992 г. [в ред. от 22.06.2012] // Республика Татарстан. - 2002. - №87-88.
34. Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан: закон Республики Татарстан от 3 марта 2000 г. №95 [в ред. от 27.06.2015] // Ведомо¬сти Государственного Совета Татарстана. - 2002. - №3(3)- Ст. 78.
35. Об избрании Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан: постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 8 июля 2010 г. №1036-IV ГС // Республика Татарстан. - 2010. - №138.
36. Об избрании Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан: постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 8 июля 2015 г. №687-V ГС // Ватаным Татарстан. - 2015. - №99.
37. Об утверждении порядка принесения присяги Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан: постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 29 июня 2000 г. №207 [в ред. от 09.06.2014] // Ведо¬мости Государственного Совета Татарстана. - 2000. - №6.
38. О Регламенте Государственного Совета Республики Татарстан: постановле¬ние Государственного Совета Республики Татарстан от 26 февраля 2004 г. №2632 [в ред. от 10.06.2015] // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2004. - №2 (часть I).
39. О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татар-стан в 2014 году: доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан // Республика Татарстан. - 2015. - №31
40. О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татар-стан в 2015 году: доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан / С.Х.Сабурская. - Казань: типография «ЗурКазан». - 2016. - 130 с.
41. Стратегия по правам человека в Республике Татарстан на 2014 - 2018 годы. Библиотека Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан / сост. С. Х. Сабурская. - Казань: типография «ЗурКазан». - 2014. - 127 с.
42. Тезисы выступления Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Сарии Харисовны Сабурской на 14-ой Азиатской конференции Ассоциации омбудсманов , г.Исламбад, ноябрь 2015 г.
43. О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека: указ президента Российской Федерации от 4 сентября 1994 г. № 1587 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №15. - Ст.1713.
II Специальная литература
44. Алексеева С. В ответе за каждого // ЭЖ-Юрист. - 212. - №18. - 8 с.
45. Анисимова Л.В. Особенности статуса и перспективы развития института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации // Ом¬будсмен. - 2014. - № 2. - 18 - 24 с.
46. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В.Баглай. - 6-е изд., изм. и доп.- М.: Норма, 2007. -784 с.
47. Башимов М.С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Журнал российского права. - 1998.
- №7.
48. Брайловская С. Могут накостылять / С.Брайловская // Российская газета. - 2011. - 31 марта.
49. Вершинина И.Ф., Деменева А.В. Комментарий к Федеральному конститу-ционному закону от 26 февраля 1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. Новикова А.Е., Дурнова И.А. - подготовлен для системы КонсультантПлюс. - 2012.
50. Калинина Е.Г. Специализированные уполномоченные по правам человека в Российской Федерации: новый элемент в системе внутригосударственного ме¬ханизма защиты прав человека // Российский юридический журнал. - 2014. - №5. -149-154 с.
51. Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник / Козлова Е.И., Ку¬тафин О.Е - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2009. - 167 с.
52. Колобова Т.В. Современное понимание института омбудсмена в России и зарубежных странах // Омбудсмен. - 2013. - № 1. - 60 - 64 с.
53. Кручинин Ю.С. Вопросы совершенствования законодательства, регламен¬тирующего деятельность региональных омбудсменов // Российская юстиция. - 2015. - №8. - 54-56 с.
54. Лагун И.В., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. Е.Г. Маркеловой. - подго¬товлен для системы КонсультантПлюс. - 2010.
55. Мордовец А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав чело¬века и гражданина / под ред. Матузова Н. И. ; М-во внут. Дел РФ. Сарат. Высш. Шк. Саратов. - 1996. - 287 с.
56. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская акад.наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова, 4-е изд., доп. - М.: А ТЕМП. - 2004. - 944 с.
57. Тамбовцев В.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Россий¬ской Федерации» (постатейный) / Под ред. Тамбовцева В.В. - подготовлен для системы КонсультантПлюс. - 2007.
III Материалы юридической практики
58. «По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 18.1 Ко¬декса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 11 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Фе¬дерации» и статьи 24 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобами Уполномо¬ченного по правам человека в Российской Федерации и гражданина Федератив¬ной Республики Нигерия Х.Э. Увангуе»: постановление Конституционного Су¬да Российской Федерации от 16.02.2016 №4-П // Собрание законодательств Российской Федерации. - 2016. - №9 - Ст. 1307.