ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы правового статуса главы муниципального образования в РФ 5
Глава II. Порядок замещения должности главы муниципального образования и прекращение полномочий 18
§1. Порядок замещения должности главы муниципального образования 18
§2. Порядок прекращения полномочий главы муниципального образования 30 Глава III. Полномочия и гарантии деятельности главы муниципального
образования 47
§ 1. Полномочия главы муниципального образования 47
§2. Гарантии, предоставляемые главе муниципального образования 58
Глава IV. Ответственность главы муниципального образования 77
Заключение 88
Список использованной литературы:
Глава I. Теоретические основы правового статуса главы муниципального образования в РФ 5
Глава II. Порядок замещения должности главы муниципального образования и прекращение полномочий 18
§1. Порядок замещения должности главы муниципального образования 18
§2. Порядок прекращения полномочий главы муниципального образования 30 Глава III. Полномочия и гарантии деятельности главы муниципального
образования 47
§ 1. Полномочия главы муниципального образования 47
§2. Гарантии, предоставляемые главе муниципального образования 58
Глава IV. Ответственность главы муниципального образования 77
Заключение 88
Список использованной литературы:
В настоящее время изучение правового статуса главы муниципального образования представляет несомненный интерес в научном плане и является предметом многочисленных споров, как среди практических работников, так и среди ученых, специализирующихся в области муниципального права.
Актуальность рассматриваемой теме придает так же и то обстоятельство, что в РФ недостаточно урегулировано законодательство, регламентирующее правовой статус главы муниципального образования. Поэтому нестабильность правового положения глав муниципальных образований в системе органов местного самоуправления снижает эффективность их практической деятельности.
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием, организацией и деятельностью главы муниципального образования. Особое внимание уделяется вопросам теории и практики деятельности главы муниципального образования, исследованию его правового статуса.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие закрепление правового статуса главы муниципального образования; теоретико-правовые взгляды по вопросам усовершенствования деятельности глав на уровне муниципального образования; нормы права, закрепляющие и регулирующие основы статуса глав муниципальных образований в РФ.
При написании данной работы были использованы различные общенаучные методы, а также формально-юридический и сравнительный.
Целью дипломной работы является раскрытие правового статуса главы муниципального образования на современном этапе в РФ, а также определение перспективных направлений совершенствования правового статуса главы муниципального образования.
Достижение цели исследования реализуется через решение комплекса взаимосвязанных задач, в ряду которых наиболее значимыми являются следующие:
1. Раскрыть понятие и юридическую природу правового статуса главы муниципального образования и определить его место в структуре органов местного самоуправления.
2. Проанализировать порядок замещения должности и порядок прекращения полномочий главы муниципального образования.
3. Исследовать полномочия и гарантии, предоставляемые главе муниципального образования на основе федерального и регионального законодательств, уставов муниципальных образований.
4. Изучить установленную федеральным законодательством и уставами муниципальных образований ответственность главы муниципального образования.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматривается понятие и юридическая природа правового статуса главы муниципального образования, а также его место в структуре органов местного самоуправления. Во второй главе раскрываются особенности порядка замещения и прекращения полномочий главы муниципального образования. В третьей главе исследуются полномочия и гарантии, предоставляемые главе муниципального образования. В четвертой главе рассматривается ответственность главы муниципального образования.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Актуальность рассматриваемой теме придает так же и то обстоятельство, что в РФ недостаточно урегулировано законодательство, регламентирующее правовой статус главы муниципального образования. Поэтому нестабильность правового положения глав муниципальных образований в системе органов местного самоуправления снижает эффективность их практической деятельности.
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием, организацией и деятельностью главы муниципального образования. Особое внимание уделяется вопросам теории и практики деятельности главы муниципального образования, исследованию его правового статуса.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие закрепление правового статуса главы муниципального образования; теоретико-правовые взгляды по вопросам усовершенствования деятельности глав на уровне муниципального образования; нормы права, закрепляющие и регулирующие основы статуса глав муниципальных образований в РФ.
При написании данной работы были использованы различные общенаучные методы, а также формально-юридический и сравнительный.
Целью дипломной работы является раскрытие правового статуса главы муниципального образования на современном этапе в РФ, а также определение перспективных направлений совершенствования правового статуса главы муниципального образования.
Достижение цели исследования реализуется через решение комплекса взаимосвязанных задач, в ряду которых наиболее значимыми являются следующие:
1. Раскрыть понятие и юридическую природу правового статуса главы муниципального образования и определить его место в структуре органов местного самоуправления.
2. Проанализировать порядок замещения должности и порядок прекращения полномочий главы муниципального образования.
3. Исследовать полномочия и гарантии, предоставляемые главе муниципального образования на основе федерального и регионального законодательств, уставов муниципальных образований.
4. Изучить установленную федеральным законодательством и уставами муниципальных образований ответственность главы муниципального образования.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматривается понятие и юридическая природа правового статуса главы муниципального образования, а также его место в структуре органов местного самоуправления. Во второй главе раскрываются особенности порядка замещения и прекращения полномочий главы муниципального образования. В третьей главе исследуются полномочия и гарантии, предоставляемые главе муниципального образования. В четвертой главе рассматривается ответственность главы муниципального образования.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ наличие должности главы муниципального образования в структуре органов местного самоуправления является обязательным.
Глава муниципального образования может избираться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В системе действующего законодательства глава муниципального образования обладает особым правовым статусом, специфика которого выражается в следующих характеристиках:
1) глава муниципального образования совмещает в статусе одного властного субъекта признаки единоличного муниципального органа и выборного должностного лица;
2) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования;
3) глава муниципального образования не относится к муниципальным служащим, поскольку, в частности, получает свою должность в результате выборов (то есть в иной процедуре, чем та, что предусмотрена для муниципальных служащих); имеет специфические права и обязанности; не может быть уволен со своей должности, но имеет только ему присущий порядок отстранения от должности;
4) глава муниципального образования является самостоятельным муниципальным должностным лицом, обладающим отдельными правами юридического лица и осуществляющим публично-властные полномочия в интересах муниципального образования.
Анализируя статус главы муниципального образования, стоит отметить важную особенность. Специфика статуса сопряжена с замещаемой должностью главы муниципального образования - либо должностью главы местной администрации, или же должностью председателя представительного органа. При этом в некоторых муниципальных образованиях глава может являться одновременно и главой местной администрации и председателем представительного органа.
Представляется целесообразным дополнить Федеральный закон № 131- ФЗ нормами, регулирующими вопросы временного исполнения полномочий главы муниципального образования в случае временного отстранения его от должности, а также в случаях временного отсутствия главы муниципального образования.
Регулирование начала и окончания сроков полномочий главы муниципального образования также нуждается в определенном совершенствовании.
Гарантии осуществления полномочий главы муниципального образования на сегодняшний день являются наименее изученным элементом статуса указанного субъекта в теории. При этом на практике с ними возникают наибольшие проблемы, связанные, прежде всего, с их нормативным закреплением.
В Федеральном законе № 131-ФЗ закреплены только гарантии прав выборных должностных лиц местного самоуправления, к категории которых относится и глава муниципального образования, в случае их привлечения к административной и уголовной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий.
По смыслу статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ выборному
должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий, однако сами условия законодателем не раскрываются.
Также очевидно, что необходим правовой акт, где определялись бы основы трудовых гарантий выборных должностных лиц местного самоуправления, поскольку действующее законодательство необходимого ответа не дает.
В соответствии со статьей 70 Федерального закона №131-ФЗ глава муниципального образования несет ответственность перед населением, физическими и юридическими лицами, государством.
Ответственность глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления реализуется:
во-первых, как позитивная ответственность, т.е. ответственная
деятельность по решению вопросов местного значения;
во-вторых, как негативная ответственность - ответственность перед населением в результате утраты доверия, а также перед государством - в случае нарушения действующего законодательства, перед физическими и юридическими лицами - в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
При этом порядок привлечения к ответственности регулируется нормами разных правовых отраслей.
Вопрос ответственности главы муниципального образования требует его совершенствования, а именно в том аспекте, что на данный момент существует противоречие в содержании терминов, содержащихся в текстах законов.
На наш взгляд, данный пробел в законодательстве должен быть устранен следующим образом:
во-первых, последовательное сближение норм муниципального права с нормами других отраслей права необходимо проводить на этапе подготовки законопроектов;
во-вторых, при дублировании одних и тех же терминов в различных законодательных актах специалистами смежных отраслей права некоторые одинаковые термины оказываются нетождественными. Поэтому необходимо усиление координации между субъектами права законодательной инициативы.
Глава муниципального образования может избираться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В системе действующего законодательства глава муниципального образования обладает особым правовым статусом, специфика которого выражается в следующих характеристиках:
1) глава муниципального образования совмещает в статусе одного властного субъекта признаки единоличного муниципального органа и выборного должностного лица;
2) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования;
3) глава муниципального образования не относится к муниципальным служащим, поскольку, в частности, получает свою должность в результате выборов (то есть в иной процедуре, чем та, что предусмотрена для муниципальных служащих); имеет специфические права и обязанности; не может быть уволен со своей должности, но имеет только ему присущий порядок отстранения от должности;
4) глава муниципального образования является самостоятельным муниципальным должностным лицом, обладающим отдельными правами юридического лица и осуществляющим публично-властные полномочия в интересах муниципального образования.
Анализируя статус главы муниципального образования, стоит отметить важную особенность. Специфика статуса сопряжена с замещаемой должностью главы муниципального образования - либо должностью главы местной администрации, или же должностью председателя представительного органа. При этом в некоторых муниципальных образованиях глава может являться одновременно и главой местной администрации и председателем представительного органа.
Представляется целесообразным дополнить Федеральный закон № 131- ФЗ нормами, регулирующими вопросы временного исполнения полномочий главы муниципального образования в случае временного отстранения его от должности, а также в случаях временного отсутствия главы муниципального образования.
Регулирование начала и окончания сроков полномочий главы муниципального образования также нуждается в определенном совершенствовании.
Гарантии осуществления полномочий главы муниципального образования на сегодняшний день являются наименее изученным элементом статуса указанного субъекта в теории. При этом на практике с ними возникают наибольшие проблемы, связанные, прежде всего, с их нормативным закреплением.
В Федеральном законе № 131-ФЗ закреплены только гарантии прав выборных должностных лиц местного самоуправления, к категории которых относится и глава муниципального образования, в случае их привлечения к административной и уголовной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий.
По смыслу статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ выборному
должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий, однако сами условия законодателем не раскрываются.
Также очевидно, что необходим правовой акт, где определялись бы основы трудовых гарантий выборных должностных лиц местного самоуправления, поскольку действующее законодательство необходимого ответа не дает.
В соответствии со статьей 70 Федерального закона №131-ФЗ глава муниципального образования несет ответственность перед населением, физическими и юридическими лицами, государством.
Ответственность глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления реализуется:
во-первых, как позитивная ответственность, т.е. ответственная
деятельность по решению вопросов местного значения;
во-вторых, как негативная ответственность - ответственность перед населением в результате утраты доверия, а также перед государством - в случае нарушения действующего законодательства, перед физическими и юридическими лицами - в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
При этом порядок привлечения к ответственности регулируется нормами разных правовых отраслей.
Вопрос ответственности главы муниципального образования требует его совершенствования, а именно в том аспекте, что на данный момент существует противоречие в содержании терминов, содержащихся в текстах законов.
На наш взгляд, данный пробел в законодательстве должен быть устранен следующим образом:
во-первых, последовательное сближение норм муниципального права с нормами других отраслей права необходимо проводить на этапе подготовки законопроектов;
во-вторых, при дублировании одних и тех же терминов в различных законодательных актах специалистами смежных отраслей права некоторые одинаковые термины оказываются нетождественными. Поэтому необходимо усиление координации между субъектами права законодательной инициативы.
Подобные работы
- Нормативно-правовая регламентация деятельности глав муниципальных образований
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Правовой статус главы местного самоуправления
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Эволюция статуса главы муниципального образования в России в 2000-2020 гг
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022 - Правовой статус главы муниципального образования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)
Магистерская диссертация, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 5910 р. Год сдачи: 2018 - Правовой статус главы муниципального образования
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Конституционная обязанность по уплате налогов и сборов: понятие, содержание, проблемы обеспечения выполнения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Глава муниципального образования и местная администрация
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



