ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «ИНТЕРЬЕРНАЯ КУКЛА» В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВ МАСТЕРСТВА ИЗГОТОВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ ИНТЕРЬЕРНОЙ КУКЛЫ 6
1.1 Исторические предпосылки становления и развития
мастерства изготовления авторской интерьерной куклы 6
1.2 Материалы, приемы и инструментарий, применяе¬мый в изготовлении авторской интерьерной куклы 10
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА
«ИНТЕРЬЕРНАЯ КУКЛА» 14
2.1 Сравнительный анализ программ
по художественному проектированию куклы 14
2.2 Разработка дидактического сопровождения курса
«Интерьерная кукла» 20
2.3 Апробация дидактического сопровождения курса
«Интерьерная кукла» 25
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА 3. ПРАКТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗГОТОВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ ИНТЕРЬЕРНОЙ КУКЛЫ 34
3.1 Разработка эскизного проекта авторской
интерьерной куклы 34
3.2 Технологическая последовательность изготовления
авторской интерьерной куклы 39
Выводы по третьей главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВ МАСТЕРСТВА ИЗГОТОВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ ИНТЕРЬЕРНОЙ КУКЛЫ 6
1.1 Исторические предпосылки становления и развития
мастерства изготовления авторской интерьерной куклы 6
1.2 Материалы, приемы и инструментарий, применяе¬мый в изготовлении авторской интерьерной куклы 10
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА
«ИНТЕРЬЕРНАЯ КУКЛА» 14
2.1 Сравнительный анализ программ
по художественному проектированию куклы 14
2.2 Разработка дидактического сопровождения курса
«Интерьерная кукла» 20
2.3 Апробация дидактического сопровождения курса
«Интерьерная кукла» 25
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА 3. ПРАКТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗГОТОВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ ИНТЕРЬЕРНОЙ КУКЛЫ 34
3.1 Разработка эскизного проекта авторской
интерьерной куклы 34
3.2 Технологическая последовательность изготовления
авторской интерьерной куклы 39
Выводы по третьей главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
Кукла - одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры - близка и понятна каждому. За многие тысячелетия кукла прошла долгий путь развития от ритуального символа до арт-объекта. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать различные куклы. Интерьерная кукла, является украшением. К интерьерным куклам относятся текстильные куклы, куклы Тильды, куклы Снежки, Чердачные игрушки, примитивные куклы и прочие, но особым видом считается авторская кукла. Именно этот вид интерьерной куклы мы будем рассматривать в данной работе.
Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определённым человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы. Такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.
Авторская кукла предназначена скорее для созерцания. Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики. Сообщества любителей Авторской куклы в интернете насчитывают тысячи человек.
Авторские куклы подразделяются на множество жанров (например, характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, «кукла без куклы» и т.д.), техник исполнения (например, горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы) и по назначению (коллекционные, интерьерные и прочие).
В последние годы современное искусство авторской куклы породило спрос не только среди коллекционеров, но и искусствоведов, дизайнеров интерьеров, одежды и даже архитекторов. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса обладателей. Во всем мире ежегодно проводятся сотни крупных вы-ставок, посвященных искусству куклы, но к сожалению очень мало самой методики и возможности обучению кукольному мастерству. Все это натолкнуло нас на выбор темы исследования «Дидактическое обеспечение курса «Интерьерная кукла» в дизайн-образовании».
Цель: разработать и определить эффективность дидактического со-провождения курса «Интерьерная кукла» в дизайн-образовании».
Объект: дизайн-образование в профессиональном обучении.
Предмет: дидактическое обеспечение курса «Интерьерная кукла» в дизайн-образовании.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить современные тенденции развития техники кукольного мастерства.
3. Разработать методику и дидактическое сопровождение обучения кукольному мастерству.
4. Апробировать дидактическое обеспечение курса «Интерьерная кукла».
5. Разработать конструкторскую документацию и изготовить авторскую куклу.
Гипотеза исследования: разработанное нами дидактическое обеспечение курса «Интерьерная кукла» в дизайн-образовании будет эффективным, если его содержание будет отвечать современным требованиям профессионального обучения и будет ориентировано на обучающихся с художественно-эстетическим направлением подготовки.
Методы исследования: теоретические (анализ, изучение объектов творческой деятельности), эмпирические (проектирование, педагогический эксперимент) и математические (статистическая обработка результатов эксперимента).
Практическая значимость: разработанная нами методика и дидактическое сопровождение обучения кукольному мастерству может быть положено в основу совершенствования дизайн-образования, а также использоваться педагогами дополнительного образования и мастерами профессионального обучения в профессиональной деятельности.
Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определённым человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы. Такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.
Авторская кукла предназначена скорее для созерцания. Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики. Сообщества любителей Авторской куклы в интернете насчитывают тысячи человек.
Авторские куклы подразделяются на множество жанров (например, характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, «кукла без куклы» и т.д.), техник исполнения (например, горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы) и по назначению (коллекционные, интерьерные и прочие).
В последние годы современное искусство авторской куклы породило спрос не только среди коллекционеров, но и искусствоведов, дизайнеров интерьеров, одежды и даже архитекторов. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса обладателей. Во всем мире ежегодно проводятся сотни крупных вы-ставок, посвященных искусству куклы, но к сожалению очень мало самой методики и возможности обучению кукольному мастерству. Все это натолкнуло нас на выбор темы исследования «Дидактическое обеспечение курса «Интерьерная кукла» в дизайн-образовании».
Цель: разработать и определить эффективность дидактического со-провождения курса «Интерьерная кукла» в дизайн-образовании».
Объект: дизайн-образование в профессиональном обучении.
Предмет: дидактическое обеспечение курса «Интерьерная кукла» в дизайн-образовании.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить современные тенденции развития техники кукольного мастерства.
3. Разработать методику и дидактическое сопровождение обучения кукольному мастерству.
4. Апробировать дидактическое обеспечение курса «Интерьерная кукла».
5. Разработать конструкторскую документацию и изготовить авторскую куклу.
Гипотеза исследования: разработанное нами дидактическое обеспечение курса «Интерьерная кукла» в дизайн-образовании будет эффективным, если его содержание будет отвечать современным требованиям профессионального обучения и будет ориентировано на обучающихся с художественно-эстетическим направлением подготовки.
Методы исследования: теоретические (анализ, изучение объектов творческой деятельности), эмпирические (проектирование, педагогический эксперимент) и математические (статистическая обработка результатов эксперимента).
Практическая значимость: разработанная нами методика и дидактическое сопровождение обучения кукольному мастерству может быть положено в основу совершенствования дизайн-образования, а также использоваться педагогами дополнительного образования и мастерами профессионального обучения в профессиональной деятельности.
Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом. Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Не секрет, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой. Яркими представительницами таких самодельных кукол является авторская кукла, сделанная с любовью. Наше исследование раскрыло секреты кукольного мастерства. В теоретическом анализе изучаемой проблемы мы:
1) рассмотрели авторскую куклу как вид декоративно-прикладного искусства: первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, постепенно превращались в кукол. Первые куклы, сделанные мастерами были обнаружены в Египте в XX в. до н.э
2) определили классификацию видов кукол по различным параметрам (технологии изготовления, конструктивных особенностей, назначения и прочие);
3) изучили особенности художественного проектирования авторских кукол из пластика (плоскостных и каркасных);
4) провели анализ программ по проектированию кукол, который позволили определить содержательное наполнение курса по выбору «Интерьерная кукла».
5) подтвердили эффективность разработанного нами курса по выбору «Интерьерная кукла» на базе СПО среди студентов обучающихся на 3 курсе по специальности «Дизайн» квалификация Дизайнер, преподаватель Елабужского колледжа культуры и искусств.
Результаты проведенного исследования методики обучения студентов художественному проектированию авторских кукол свидетельствуют о достижении поставленной в исследовании цели и позволяют сделать следующие основные выводы.
Целостно оценивая данные, полученные в ходе исследования, мы полагаем, что они пополняют и систематизируют наши представления об авторской кукле, средствах и методах обучения студентов ее проектированию и изготовлению. Эти данные и их обобщение могут быть использованы в процессе подготовки дизайнеров, педагогов СПО.
Надеемся, что результаты нашего исследования будут положены в основу совершенствования обучающихся по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) углубленной подготовки.
1) рассмотрели авторскую куклу как вид декоративно-прикладного искусства: первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, постепенно превращались в кукол. Первые куклы, сделанные мастерами были обнаружены в Египте в XX в. до н.э
2) определили классификацию видов кукол по различным параметрам (технологии изготовления, конструктивных особенностей, назначения и прочие);
3) изучили особенности художественного проектирования авторских кукол из пластика (плоскостных и каркасных);
4) провели анализ программ по проектированию кукол, который позволили определить содержательное наполнение курса по выбору «Интерьерная кукла».
5) подтвердили эффективность разработанного нами курса по выбору «Интерьерная кукла» на базе СПО среди студентов обучающихся на 3 курсе по специальности «Дизайн» квалификация Дизайнер, преподаватель Елабужского колледжа культуры и искусств.
Результаты проведенного исследования методики обучения студентов художественному проектированию авторских кукол свидетельствуют о достижении поставленной в исследовании цели и позволяют сделать следующие основные выводы.
Целостно оценивая данные, полученные в ходе исследования, мы полагаем, что они пополняют и систематизируют наши представления об авторской кукле, средствах и методах обучения студентов ее проектированию и изготовлению. Эти данные и их обобщение могут быть использованы в процессе подготовки дизайнеров, педагогов СПО.
Надеемся, что результаты нашего исследования будут положены в основу совершенствования обучающихся по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) углубленной подготовки.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНИКЕ КУКЛОДЕЛИЯ В СИСТЕМЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



