ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ С
ПЕРСОНАЛОМ ПО ПРОЧИМ ОПЕРАЦИЯМ 7
1.1. Сущность и правовые аспекты расчетов с персоналом по прочим
операциям 7
1.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по прочим
операциям 15
1.3. Контрольные аспекты расчетов с персоналом по прочим операциям.... 20
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЬ РАСЧЕТОВ С
ПЕРСОНАЛОМ ПО ПРОЧИМ ОПЕРАЦИЯМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «КРИСТАЛЛ» 31
2.1. Краткая характеристика предприятия и анализ основных финансовых
показателей деятельности 31
2.2. Учёт расчётов по прочим операциям в ООО «Кристалл» 36
2.3. Особенности внутреннего контроля расчетов с персоналом по прочим
операциям и пути его совершенствования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В современных условиях проблема данного исследования носит актуальный характер. Актуальность темы состоит в исследовании вопросов организации учета и контроля расчетов с персоналом по прочим операциям в финансово-хозяйственной жизни предприятия как возможность снижения ошибок и налоговых рисков для улучшения работы бухгалтерских служб. Кроме того актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме учета расчетов с персоналом по прочим операциям в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Тема учета расчетов с персоналом по прочим операциям изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин: экономических и правовых. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы учета расчетов с персоналом по прочим операциям. Однако необходимо учитывать современные условия при исследовании расчетов по прочим операциям.
Рыночные отношения вызвали к жизни новые источники получения денежных доходов в виде денежных средств, начисленных к выплате по акциям и вкладов членов трудового коллектива в имущество предприятия (дивиденды, проценты), а так же выдача займов и кредитов своим работникам для приобретения и строительства жилья, квартир по социальной ипотеке. Таким образом, одним из элементов стимулирования кадров в организациях служит выдача работникам беспроцентных займов.
Так же одним из элементов стимулирования дисциплинарной и материальной ответственности работников существует проверки, в ходе которой возникают вопросы, относящиеся к принятию мер по недостачам, выявленным в ходе проведенных инвентаризаций, при этом необходимо обратить внимание на правильность документального оформления результатов произведенного зачета недостач имеющимися их излишками. Правовое регулирование, которое связанно с возмещением материального ущерба, причиненного работником предприятию, имеет большое значение, так как, с одной стороны, необходимо обеспечить охрану собственности предприятия, а с другой - защитить работника от возможных излишних или неправомерных удержаний в счет возмещения материального ущерба.
Уставной юридической формой регулирования трудовых отношений, в том числе в области оплаты труда работников, становится коллективный договор предприятия или трудовой контракт, в котором фиксируются все условия расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, входящие в компетенцию предприятия. В том числе достаточно большая доля бухгалтерской работы приходится на организацию учета расчетов с персоналом по прочим операциям. Поэтому организация грамотного учета расчетов с персоналом в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий.
Ввиду постоянно изменяющейся законодательной базы в этой области, а также целого ряда особенностей расчетов с персоналом существуют различные трудности и проблемы в бухгалтерском и налоговом учете расчетов с персоналом по прочим операциям. В связи с введением понятия материальная выгода и все чаще встречающейся практике взаимоотношений заемщик заимодавец между сотрудником и работодателем, следует заметить, что суммы предоставленных займов стали попадать под все более пристальное внимание налоговых органов. Таким образом, следует уделить достаточное внимание расчетам с персоналом по прочим операциям изучить вопросы, касающиеся налоговой базы, законодательной информации по материальной выгоде. Изучить договора займов, предполагающие удержания материальной выгоды, произвести расчеты суммы и процентов материальной выгоды.
В рамках данного исследования, изучая проблемы учета расчетов по прочим операциям, считаем необходимым рассмотреть учет и контроль расчетов с персоналом по прочим операциям на примере предприятия,
имеющего разнообразную учётную практику в разрезе субсчетов, определить внутренний и внешний контроль расчетов и провести анализ связанных с этой проблемой особенностей учёта в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных проблем.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы учета расчетов с персоналом по прочим операциям определяют несомненную новизну данного исследования.
Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Целью настоящей работы является всестороннее исследование организации бухгалтерского, налогового учета и контроля расчетов с персоналом по прочим операциям и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- выявить основы организации расчетов с персоналом по прочим операциям;
- определить понятие и учет расчетов с персоналом по прочим операциям;
- отразить правовые аспекты регулирования учета расчетов с персоналом;
- рассмотреть общие принципы и постановку бухгалтерского и налогового учета расчетов с персоналом по прочим операциям на предприятии ООО «Кристалл»;
- проанализировать внутренний и внешний контроль расчетов с персоналом по прочим операциям;
- исследовать особенности и практику организации бухгалтерского учета расчетов с персоналом по прочим операциям в ООО «Кристалл»;
- разработать предложения по улучшению организации и ведению бухгалтерского учета и расчетов с персоналом по прочим операциям.
Объектом данного исследования является ООО «Кристалл».
Теоретическое значение изучения проблемы учета расчетов с персоналом по прочим операциям заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке нескольких научных дисциплин: учётных, экономических и правовых.
Теоретической и методической основой послужили постановления правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам организации бухгалтерского учета расчетов с персоналом по прочим операциям. При проведении исследования использовались отчетные материалы ООО «Кристалл».
В работе применялись общие методы исследования системный подход, сопоставительный, экономический анализ, статистические группировки, а также выборочные статистические обследования.
Источниками информации для изучения и написания работы послужили федеральные законы, нормативные акты, постановления Правительства РФ, письма Минфина РФ и ГНС РФ, базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, интернет - ресурсы для бухгалтеров и юристов, справочная литература, нормативно-правовая база в области бухгалтерского и налогового учета , труды российских экономистов, изучающих данную проблему, а также материалы периодической печати, данные внутренней и внешней отчетности ООО «Кристалл» за 2013-2014г.г.
По результатам выполненной работы были сделаны следующие выводы. Актуальность темы состоит в исследовании вопросов организации учета и контроля расчетов с персоналом по прочим операциям в финансово-хозяйственной жизни предприятия как возможность снижения ошибок и налоговых рисков для улучшения работы бухгалтерских служб. Ввиду постоянно изменяющейся законодательной базы в этой области, а также целого ряда особенностей расчетов с персоналом существуют различные трудности и проблемы в бухгалтерском и налоговом учете расчетов с персоналом по прочим операциям. Изучение теории вопроса показало, что учет расчетов с персоналом по прочим операциям изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин: экономических и правовых. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии, поскольку связан с расчётными отношениями с персоналом и большим количеством ошибок, влекущих за собой санкции налоговых органов.
Задачи учета и контроля расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям заключаются в том, чтобы создавать экономически обоснованную и достоверную информацию расчетах с персоналом по прочим операциям, производить точный и своевременный учет расчетов с персоналом предприятия, следить за законченностью операций, связанных с расчетами по прочим операциям и контролировать бухгалтерский и налоговый учет расчетов, устраняя возможные ошибки учета в организации.
Для обобщения информации обо всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами, предназначен счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Планом счетов предусмотрено открытие к счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчетов:
73-1 «Расчеты по предоставленным займам»;
73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и др.
Практика показывает, что в организациях к счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» могут быть открыты дополнительные субсчета:
73.03 «Расчеты по проездным билетам»
73.04 «Расчеты по НПФ( негосударственные пенсионные фонды)»
73.05 «Расчеты по профвзносам»
73.06 «Расчеты по исполнительным листам»
Аналитический учет по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» как правило, ведется по каждому работнику организации.
При выполнении данной дипломной работы была поставлена цель - осветить как можно больше проблемных вопросов в отношении бухгалтерского и налогового учета расчетов с персоналом по прочим операциям, рассмотреть контрольно-аналитические аспекты расчетов, выявить особенности учета расчетов с персоналом по прочим операциям.
Вопросы расчётов с персоналом по прочим операциям были рассмотрены на примере ООО «Кристалл». ООО «Кристалл» является коммерческой организацией, целью создания Общества является получение прибыли. Основным видом деятельности Общества являются строительные работы в г. Набережные Челны.
Удержания из заработной платы работника производится только в случаях предусмотренных Трудовым кодексом. Поэтому была изучена нормативно- правовая база расчётов с персоналом по прочим операциям и правильность отражения в учёте расчетов с персоналом по прочим операциям: расчеты по возмещению материального ущерба, расчеты по удержанию и выплате алиментов по исполнительным листам, расчёты по предоставленным услугам на примере конкретного предприятия. Кроме того была изучена правоприменительная практика по вопросам расчётов с персоналом.
Контроль расчётов с персоналом по прочим операциям в организациях может быть внешним и внутренним. Внешний контроль коммерческих организаций включает налоговый контроль и аудиторские проверки.
Внутренний контроль осуществляется главным бухгалтером, начальником юридической и кадровой службы предприятия и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию его ресурсов с целью максимизации прибыли и рентабельности.
Аудиторская проверка относится к внешнему контролю. Аудиторская проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов, как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда и выплат социального характера.
Аудит расчетов с персоналом по прочим операциям как самостоятельный практически не производится, он проводится в рамках общего аудита на предприятии. В рамках общего аудита были выделены основные этапы проверки расчетов по прочим операциям.
При проверке расчётов с персоналом по прочим операциям, необходимо проверить наличие договоров по отдельным прочим операциям с персоналом (пример: предоставление займа); достоверность и реальность задолженностей по этим расчетам. Для этих целей необходимо проверить акты инвентаризации расчетов, расчетно-платежных ведомостей и др. Проверяя расчетные операции по предоставлению займов, необходимо установить: реальность задолженностей по предоставленным займам работникам; имеются ли договоры на выдачу займа (кредита) на индивидуальное жилищное строительство или строительство садовых домиков; за счет каких источников выдавались ссуды, займы работникам, имеются ли решения акционеров, собственников, учредителей (совета директоров) о предоставлении займов конкретным работникам. Необходимо проверить правильность начисления процентов по займам, соответствуют ли они ставкам, предусмотренным договором; удерживается ли с работника налог на доходы с физических лиц, за материальную выгоду (на остаток кредита на конец года), в случае, когда налогоплательщик уполномочил организацию, выдавшую заемные (кредитные) средства, участвовать в уплате налога на доходы с материальной выгоды.
В ходе аудиторской проверки в первую очередь необходимо установить причины образования задолженности работников предприятию по непогашенным в установленный срок суммам:
- по предоставленным займам;
- по возмещению материального ущерба;
- удержанным из заработной платы работников предприятия в пользу отдельных лиц на основании первичных документов или постановлений судебных органов;
- по недостачам, хищениям или порче материальных ценностей и денежных средств.
Также позволяет проверить, - какие меры принимались руководством предприятия по своевременному взысканию задолженности, а также проверить законность удержаний из заработной платы работников задолженности в пользу предприятия или других лиц. Важным элементом аудиторской проверки относят оценку системы внутреннего контроля на предприятии. Позволяет проверить подлинность первичных документов, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы; наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ; нет ли в документах не оговоренных исправлений и подчисток.
Нами была проанализирована система внутреннего контроля на исследуемом предприятии: бухгалтерии ООО «Кристалл» необходимо продолжать быть более внимательными; следовать всем изменениям, происходящим в законодательстве; в работе использовать более новые разработки учета; использование 1С Бухгалтерии версии 8.3., чтобы уменьшить долю ошибок и обеспечить быстроту выполнения работ проводить арифметические проверки правильности бухгалтерских записей; проведение сверок расчета. Все эти рекомендации будут способствовать повышению эффективности системы внутреннего контроля.
Нам представляется важным изучение работниками ситуаций возникновения типичных случаев, которые предполагают использовать операции по расчетам с персоналом по прочим операциям и осуществления контроля над правильностью и своевременностью учета расчетов с персоналом по прочим операциям. Это требует постоянного повышения квалификации работников бухгалтерии, юридической и кадровой службой, а также постоянное взаимодействие отделов по обмену опытом - таким образом, станет возможным вести качественный внутренний контроль в организации.
По нашему мнению, совершенствование внутреннего контроля поможет предприятию решить сложные вопросы по учету расчетов с персоналом по прочим операциям и избежать серьезных налоговых рисков.
Надеемся, что предложенные рекомендации принесут практическую пользу и помогут обеспечить объективное отражение бухгалтерской и налоговой учетной информации, а также снизят трудоемкость работы бухгалтерии ООО «Кристалл».