Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы гражданства и миграции 5
1.1. Понятие и сущность гражданства и миграции 5
1.2. Законодательные основы гражданства и миграции в РФ 10
ГЛАВА 2. Правовое положение иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ 17
2.1. Понятие и классификация иностранных граждан и лиц без гражданства в
РФ 17
2.2. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в
системе законодательства РФ 28
2.3. Особенности применения административной ответственности к
иностранным гражданам и лицам без гражданства 40
Заключение 49
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что международное сотрудничество Российской Федерации с целым рядом иностранных государств с каждым годом увеличивается в своем объеме. Отсюда и возникает необходимость исследования проблемы правового регулирования отношений, участниками которых являются иностранцы. По своей природе такие отношения являются трансграничными, поскольку иностранец подчиняется двум правопорядкам: государства, гражданином которого он является, и того государства, на территории которого он находится. Свобода
внешнеэкономической деятельности для предпринимателей, открытость российской экономики для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в Россию и пребывание на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства, развитие туризма - все это является предпосылкой к резкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране. Согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики РФ с 2010 года по сегодняшний день идет активный рост международной миграции. Так, в 2010 году в Российскую Федерацию прибыло 191656 иностранных граждан со всего мира, а к 2014 году это число уже увеличилось до 578511 человек. Данный показатель имеет тенденцию к ежегодному росту. Поэтому с развитием международных отношений проблема правовой регламентации пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории нашей страны приобретает все большую значимость, что делает тему моей работы актуальной.
Объект выпускной квалификационной работы - общественные отношения, связанные с правовым положением иностранных граждан иапатридов в РФ. Под предметом будут рассматриваться нормы действующего законодательства, которые регулируют связанные с иностранными гражданами и лицами без гражданства отношения.
Цель исследования - анализ особенностей правового положения иностранных граждан и апатридов на территории Российской Федерации в сравнении с гражданами России. Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• исследовать природу таких понятий, как гражданство и миграция;
• изучить понятия иностранный гражданин и лицо без гражданства и произвести их классификацию;
• выделить особенности пребывания этих лиц на территории РФ;
• проанализировать законодательство, которое регулирует отношения, связанные с данными лицами;
• определить права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;
• выявить особенности применения к указанным лицам мер административной ответственности;
• обобщить изученное и сделать выводы.
Стоит отметить, что проблема определения административно-правового статуса иностранных граждан и апатридов не раз затрагивалась в литературе, как в общих курсах изучения административного права, так и в отдельных исследованиях. Данная тема была затронута такими учеными, как А.Б. Агапов, А.П.Алехин, Д.Н.Бахрах, А.А. Кармолицкий, Л.Л. Попов, А.П.Корнеев, Н.В.Макарейко, Д.М. Овсянко и другими. Также при исследовании темы большое внимание было уделено нормам международного и отечественного законодательства. Все эти материалы в дальнейшем составили теоретическую базу исследования.
Но, несмотря на то, что исследуемая тема в настоящее время является актуальной и имеет большую разработанность в науке, она по сей день остается
5 недостаточно исследованной, что и явилось толчком для написания данной работы.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, объединяющие в себе пять параграфов, заключение и список использованных источников литературы.
Исследование административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства позволило сделать следующие выводы.
Во-первых, определение административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства напрямую связано с такими понятиями, как гражданство и миграция. Ведь именно гражданство является предпосылкой к появлению у человека правового статуса, а миграция к появлению самого понятия иностранный гражданин и лицо без гражданства.
Во-вторых, законодательными основами административно-правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ являют международные договоры России, Конституция РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовыми актами иных федеральных органов исполнительной власти, принятые в порядке исполнения законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, которые не противоречат федеральным законам.
В-третьих, по законодательству РФ понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, которые отличаются от правил, установленных для иностранных граждан. Поэтому для этих двух категорий по общему правилу в России установлен единый правовой режим. Основное различие между иностранными гражданами и лицами без гражданства заключается в том, что иностранные граждане имеют юридическую связь с отечественным государством, которое несет определенную ответственность за своего гражданина и обязано в случае необходимости прийти к нему на помощь, а что же касается лиц без гражданства, то единственным защитником их прав и свобод является государство места их пребывания.
В-четвёртых, законодательство Российской Федерации определяет иностранного гражданина, как физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства, как физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
В-пятых, иностранные граждане и лица без гражданства могут пребывать на территории РФ как временно пребывающие иностранные граждане и лица без гражданства, как временно проживающие, постоянно проживающие и как транзитные иностранные граждане и лица без гражданства. Каждый из этих видов пребывания требует наличие у иностранных граждан и лиц без гражданства определенных документов, дающих им право находиться на территории РФ, и определяет объем их прав и обязанностей.
В-шестых, административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства складывается из трех основных элементов: права, обязанности и ответственность. Иностранные граждане и лица без гражданства обладают правами и обязанностями наравне с гражданами Российской Федерации, но законом в отношении них могут вводиться определенные ограничения, которые служат интересам России и интересам граждан РФ, а также не нарушают права и законные интересы иностранных граждан и лиц без гражданства. Следует подчеркнуть, что права иностранных граждан и лиц без гражданства в России не могут быть ограничены по мотивам расовой принадлежности, языка, социального и имущественного положения, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям. Административную ответственность иностранные граждане и лица без гражданства также несут на общих основаниях, однако в отношении указанных лиц существуют специфические меры административного воздействия, которые не могут быть предприняты в отношении российских граждан. К ним относится аннулирование выданного разрешения на временное проживание или вида на жительство, сокращения срока пребывания в РФ, аннулирование разрешения на работу, депортация. Также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применен такой вид административного наказания, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, который также не может быть применён в отношении российских граждан. Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.
В-седьмых, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на приобретение в полном объёме статуса гражданина Российской Федерации. Для этого в общем порядке дееспособные иностранные граждане и лица без гражданства, которые достигли восемнадцатилетнего возраста вправе обратиться с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации.
В заключение, хотелось бы отметить, что в целях всестороннего обеспечения прав и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, неуклонно должны соблюдаться как международные договоры и соглашения, так и нормы, которые содержатся в национальном законодательстве Российской Федерации. Ведь не смотря на то, что в России существует проблема незаконной миграции, есть и другая сторона этой медали, которая заключается в получении Российской Федерацией прибыли от иностранных граждан и лиц без гражданства в виде налогообложения, прибыли от туристических визитов данных лиц, более дешевой рабочей силы, иностранных специалистов и так далее. Институт административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства имеет немалую правовую значимость для государства, так как развитие данного института необходимо для нормального существования государства, обеспечения его национальной безопасности и защиты иных национальных интересов государства, защиты прав и свобод его граждан, а так же для развития и поддержания его авторитета как правового государства на международной арене.
1. Венская конвенция о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.). Вступила в силу для СССР 14 апреля 1989 г. - Сборник международных договоров СССР, М., 1991 г., вып. XLV, с. 124, в сборнике «Действующее международное право» т. 1.
2. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. Принята 13.12.1985 Резолюцией 40/144 на 116-ом пленарном заседании 40-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН //СПС КонсультантПлюс.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст.4398.
4. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 08.03.2015) //"Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // "Российская газета", N 256,
31.12.2001.
6. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О гражданстве Российской Федерации" // «Собрание законодательства РФ», 03.06.2002, N 22, ст. 2031.
7. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс // "Парламентская газета", N 140-141, 31.07.2004
8. Федеральный закон от 28.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // «Собрание законодательства РФ», 24.07.2006, N 30, ст. 3285.
9. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3032.
10. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // «Собрание законодательства РФ», 19.081996, N 34, ст. 4029.
11. Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 г. N 754т (ред. от 14.07.2006 г.) «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» // "Собрание законодательства РФ", 14.10.2002, N 41, ст. 3995.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 1.11.2002 г. № 794 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство» // «Российская газета»,
13.11.2002, № 196.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 1.11.2002 г. № 789 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание» // «Российская газета», 13.11.2002, № 215
14. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2002 года № 769 (ред. от
21.03.2012) «Об утверждении Правил расходования средств
федерального бюджета на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны» //"Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, N 43, ст. 4275.
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 2197-р // Правительство России: [сайт]. Режим доступа:
http://government.ru/(дата обращения 12.04.2016 г.).
Учебная литература:
1. Агапов А.Б. Административная ответственность : учебник для магистров / А.Б. Агапов, - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012.
- 435 с. - Серия : Магистр.
2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. Первая часть: Учебник. - М.: Издательство «Зерцало», 2009. - 528 с. (Классический университетский учебник).
3. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: Издатеьство НОРМА - ( Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М), 2001. - 640 с.
4. Витрук.Н.В. Гражданство как правовая связь личности с государством. - В кн.: Проблемы государства и права. - М., 1976. - С.16.
5. Головко А.А. Человек, личность, гражданин. - Минск, 1982. - С.19.
6. Кикотя В.Я., Н.М. Смородина. Российское гражданство: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С.87. - (Серия «Высшее профессиональное образование: Юриспруденция»).
7. Козлов Ю.М., Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л.Попова. - М.: Юристь, 2004. - 697 с.
8. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. - М.: МА МВД России. Изд-во « Щит-М », 2001. - 308 с.
9. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. - Изд. 3-е, перераб. И доп. - М.: Юристь, 2000. - 468 с.
Материалы судебной практики:
1. Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации №4 (2015) (утв.Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 г.) // СПС Консультант Плюс.
2. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. по делу N 86-ад05-2 об административном правонарушении // СПС Консультант Плюс.
3. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. по делу N 11-АД11-1 об административном правонарушении // СПС Консультант Плюс.
4. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2010 г. по делу № 53-АД10-5об административном правонарушении // СПС Консультант Плюс.
Электронные ресурсы:
1. Официальная статистика международной миграции Федеральной службы государственной статистики к 2014 г. // ФСГС - Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. Режим доступа:
http: //www.gks.ru/(дата обращения: 12.04.2016).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 2197-р [Электронный ресурс] // Правительство России: [сайт]. Режим доступа:http://government.ru/(дата обращения 12.04.2016 г.).