ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Генезис понятия «композиционное мышление» 5
1.2. Педагогические возможности техники витраж в развитии
композиционного мышления обучающихся в системе среднего
профессионального образования 12
Выводы по первой главе 13
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Содержание и образовательные задачи факультативного курса
«Пленочный витраж» 15
2.2. Разработка перспективного плана и конспекта занятия факультативного курса «Пленочный витраж» 17
Выводы по второй главе 53
ГЛАВА III. КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ «ПЛЕНОЧНЫЙ ВИТРАЖ»
3.1. Разработка эскизов и описание объектов труда в технике
пленочного витража 54
3.2. Технологическая последовательность изготовления изделий в
технике пленочного витража 56
Выводы по третьей главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Одной из самых важных задач в образовании современного мира, является качественное изменение системы среднего профессионального образования, в которой на передний план должен выдвигаться уровень развития композиционного мышления, который будет соответствовать качеству профессиональной деятельности.
Качественный уровень профессиональной деятельности будущего преподавателя изобразительного искусства или дизайна, обуславливается его теоретическо-научными знаниями, умениями и навыками в области как в изобразительной грамотности, так и в композиции, а так же в степени решения как творческих так и педагогических задач. Поэтому в процессе обучения обучающихся в системе среднего профессионального образования изобразительному и декоративно-прикладному искусству, композиция и композиционное мышление выступает как показатель композиционной грамотности обучающихся, а так же как показатель качества его профессиональной подготовки.
В ходе наблюдения за обучающимися 1 курса среднего профессионального образования, было выявлено, что студенты довольно слабо введут творческий поиск и менее способны на цельный композиционный замысел. Исходя из этого можно сказать, что формирование композиционного мышления у обучающихся среднего профессионального образования приобретает особую актуальность в современном мире.
Цель исследования: раскрыть педагогический потенциал техники пленочный витраж в развитии композиционного мышления у обучающихся в системе среднего профессионального образования.
Объект исследования: процесс обучения в системе среднего
профессионального образования.
Предмет исследования: развитие композиционного мышления
обучающихся в системе среднего профессионального образования в процессе изучения техники пленочный витраж.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме исследования.
2) Рассмотреть генезис понятия «композиционное мышление»
3) Изучить педагогические возможности техники пленочного витража в развитии композиционного мышления обучающихся в системе среднего профессионального образования.
4) Изучить методы и приемы развития композиционного мышления обучающихся на занятиях декоративно-прикладного искусства.
5) Разработать перспективный план и конспект занятия факультативного курса «Пленочный витраж».
Методы исследования: теоретические.
Практическая значимость: заключается в том, что разработанный в дипломной работе факультативный курс можно использовать в образовательном процессе в системе среднего профессионального образования.
В данной выпускной квалификационной работе мы рассматривали и изучали формирование композиционного мышления у обучающихся в системе среднего профессионального образования.
Цель настоящей работы заключается в раскрытии педагогического потенциала техники пленочный витраж в развитии композиционного мышления у обучающихся в системе среднего профессионального образования. Для достижения указанной цели перед работай были поставлены ряд задач.
При решении задачи изучить и проанализировать психолого- педагогическую, научно-методическую литературу по теме исследования, были изучены взгляды педагогических основоположников, выведены средства формирования композиционного мышления в процессе обучения.
При решении задачи рассмотреть генезис понятия «композиционное мышление» в работе нами были изучены понятия «Композиция» и «Мышление», и при анализе этих понятий нами было сформулировано понятие «Композиционное мышление»
При решении задач изучить педагогические возможности техники пленочного витража в развитии композиционного мышления обучающихся в системе среднего профессионального образования и изучить методы и приемы развития композиционного мышления обучающихся на занятиях декоративно¬прикладного искусства в работе приведены и рассмотрены некоторые способы развития композиционного мышления у обучающихся, в которых рассматривается художественное восприятие, законы и правила композиции, а так же педагогический подход к решению проблем.
При решении задачи разработать перспективный план и конспект занятия факультативного курса «Пленочный витраж» в работе показан разработанный нами перспективный план факультативного курса, а так же конспект одного из занятий данного курса.
Таким образом все поставленные задачи перед нами были решены, цель достигнута - мы раскрыли педагогический потенциал техники пленочный витраж в развитии композиционного мышления у обучающихся системы среднего профессионального образования.
1. Алпатов, М.В. Композиция в живописи / М. В. Алпатов. - М.-Л., Искусство, 1940.
2. Аль Нуман, Л. Витраж в архитектуре / Л. Аль Нуман, А. Глазков. — М., 2006.
3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
4. Бесчастнов, Н. П. Черно белая графика: учеб. пособия для вузов / Н. П. Бесчастнов. - М., 2002.
5. Брунер, Д. С. Психология познания за пределами непосредственной информации / Д. С. Брунер. - М., 1977. - С. 131 - 210, С. 211 - 241.
6. Брунер, Д. С. Исследование мышления в советской психологии / Д. С. Брунер.
- М., 1966. - С. 123 - 174, С. 388 - 436.
7. Бэн, А. Психология /А. Бэн. - М.: ООО "Издательство АСТ-ЛАД", 1998. - 209 -519 с.
8. Валери, П. Об искусстве: Сборник. Пер. с фр. / П. Валерин. - М.: Искусство, 1993. - 507 е., 8. л. ил.
9. Волков, Н.Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. -М.: Искусство, 1977. 264 с.
10. Волобаева, Т. В. Петербургский витраж эпохи модерна: эстетика, производство, памятники // 100 лет петербургскому модерну. — СПб., 2000. — С. 187—204.
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СП б.: СОЮЗ, 1997, 96 с.
12. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. - М.: МГУ, 1976.
- 147 с.
13. Даниэль, С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С. М. Даниэль. - Л.: Искусство, 1990. — 223 с.
14. Дункер, К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М., 1981. - 37 с.
15. Джеймс, У. Мышление // В кн. "Психология" / У. Джеймс. - СПб.: 2011. - Гл.
2. - С. 216 - 233
16. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. - Берлин,
Государственное издательство Р.С.Ф.С.Р., 1922. - 196 с.
17. Кибрик, Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве/ Кибрик // Вопросы философии. - 1966. - № 10. - С. 105.
18. Кибрик, Е. А. К вопросу композиции // Е. А. Кибрик / О композиции : сб. ст.
- М., 1959. - С. 49 - 50.
19. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. - М., 1965.
20. Краткий словарь по эстетике. - М., 1983.
21. Ланцетти, А.Г. Изготовление художественного стекла / А.Г.Ланцетти, М.Л.Нестеренко. - М.: Высшая школа, 1987. - 304 с.
22. Лурия, А. Р. Язык и мышление / А. Р. Лурия. - М., 1979.
23. Лясковская, О. А. Французская готика XII—XIV веков: Архитектура. Скульптура. Витраж / О. А. Лясковская. — М., Искусство, 1973. — 144 с.
24. Маркон Ф. Художественное стекло в интерьере: Практическое руководство / Ф. Маркон. - М.: Издательство Ниола-Пресс, 2007. - 80 с.
25. Милорадова, Н. Г. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н. Г. Милорадова. - М.: Гардарики, 2007. - 335 с.
26. Минухин, Е.А. Витражи / Е. А. Минухин. - Рига: Латвийское государственное издательство, 1959. - 193 с.
27. Неменский, Б. М. Методические пути осуществления программы «Изобразительное искусство и художественный труд»: материалы к XII науч.- практ. Семинару «Мастурская Б. М. Неменского» / Б. М. Неменский. - М., 2006.
28. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. Учеб. заведений: В 3 кн.
- 4-е изд. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии - 688с. С. 274 - 311.
29. Пименов, Ю. Необыкновенность обыкновенного / Ю. Пименов. - М.: Искусство, 1964. - 352 с.
30. Полунина В. Н. Искусство и дети / В. Н. Полунина. - М., 1982.
31. Рагин, В. Искусство витража. От истоков к современности / В. Рагин, М. Хиггинс. — М., 2006.
32. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия / Н.Н. Ростовцев [и др.]; -М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
33. Рубинштейн, С.Л. О природе мышлении и его составе // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981.
34. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн
- М., 1958. - 256 с.
35. Столович, Н. Н. Жизнь творчество - человек: функции художественной деятельности / Н. Н. Столович - М., Политиздат, 1985. - 415 с.
36. Тихомиров, O.K. Психология мышления / О. К. Тихомиров - М.: МГУ, 1984.
- 272 с.
37. Теплов, Б. М. Практическое мышление // Христоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981.
38. Ушаков, С. Г. Композиция / С. Г. Ушаков. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 111 с.
39. Фаворский, В. А. Литературно-теоретическое наследие / В. А. Фаворский. - М., 1988.
40. Ферстер, Н.П. Творческая фантазия / Н. П. Ферстер - М.: Русский книжник, 1924. - 100 с.
41. Шорохов, Е.В. Основы композиции / Е. В. Шорохов - М.: Просвещение, 1979. - 304 с.
42. Яглова, Н. Т. Витраж // Русское декоративное искусство. Т.3. — М., 1965.
43. Алпатов, М. В. Композиция в живописи / М. В. Алпатов, В. В. Ванслов // НИИ Российской академии художеств: сб. научных трудов. - М., 1999. - С. 233 - 282.
44. Волков, Н.Н. О понятии композиции / Н. Н. Волков, В. В. Ванслов // НИИ Российской академии художеств: сб. научных трудов. - М., 1999. - С. 7 - 31.
45. Голицын, И. В. Раздумья о композиции / И. В. Голицын, В. В. Ванслов // НИИ Российской академии художеств: сб. научных трудов. - М., 1999. - С.138 - 142.
46. Дехтерев, Б.А. Теория композиции в изобразительном искусстве / Б. А. Дехтерев, В. В. Ванслов // НИИ Российской академии художеств: сб. научных трудов. - М., 1999. - С. 51-79.
47. Книга как художественный предмет. Формат. Цвет. Конструкция. Композиция. Часть 2. / Е.Б. Адамов [и др.]; - М.: Книга, 1990. - 400 с.
48. Живопись: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности» / Н. П. Бесчастной [и др.]; - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 223с., 32 с. Ил.: ил. - (Изобразительное искусство).
49. Википедия [Электронный ресурс] / свободная энциклопедия. - электрон.
дан. - Режим доступа: йИрзГ/ш.’ЩкхреФа.огд/’Щкх/Композиция