Введение 4
Глава 1. Сущность особых экономических зон, их классификация и особенности налогообложения в РФ и за рубежом 6
1.1. Понятие, сущность и условия размещения особых экономических
зон 6
1.2. Виды особых экономических зон 9
1.3. Особенности налогообложения в особых экономических зонах за
рубежом 15
1.4. Механизм управления особыми экономическими зонами 23
Глава 2.Анализ налогообложения и в особых экономических зонах на
территории РФ 31
2.1. Порядок налогообложения в особых экономических зонах на
территории РФ 31
2.2. Налогообложение в ОЭЗ на примере Республики Крым и города
федерального значения Севастополя, ОЭЗ «Алабуга» 40
Глава З. Оффшорные зоны и их роль в международных операциях
компании 46
3.1 Теоретические аспекты деятельности оффшорных зон 46
3.2 Оффшорные компании и механизмы их функционирования 52
3.3. Проблемы функционирования оффшорных зон и пути их решения 62
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 74
Приложение 1 «Перечень особых экономических зон»
Актуальность темы исследования. Наличие кризисной ситуации и выведение ее из этого состояния в нашей стране является первоочередным направлением для финансовой политики государства. Для решения этой задачи, перехода на новый этап развития экономики формируются особые механизмы, которые предусматривают особенности как природного характера, так и научного, и экономического. С этими проблемами призван справляться институт особых экономических зон (далее по тексту ОЭЗ). Но стоит отметить, что там, где есть налоги, появляются и способы их избежать. И этот способ - оффшорные зоны. По многим причинам данная тема является актуальной. Одна из них - глобализация экономики. Многие компании при ведении бизнеса стали выходить за пределы своей страны. Другая причина - большая роль в мировой экономике. По некоторым данным около половины всех международных финансовых потоков, так или иначе, проходят через оффшорные зоны, что говорит об их огромном значении для международного бизнеса.
Помимо низкого налогообложения особые экономические зоны имеют ряд других преимуществ. Для самих стран - это привлечение дополнительных инвестиций, так как большинство из них имеют неблагоприятные условия для ведения бизнеса и только льготные условия для иностранных компаний способствуют притоку капитала и квалифицированной рабочей силы.
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование функционирования ОЭЗ, связанного с финансово-правовыми основами, анализ налогообложения ОЭЗ на территории РФ и за рубежом, выработка предложений для совершенствования правового регулирования территорий, имеющих отличный от иных территорий юридический статус, рассмотрение проблем, связанных с незаконным функционированием «налоговых гаваней», выработка рекомендаций для пресечения незаконной деятельности в сфере экономических преступлений.
Для достижения данных целей исследования нужно решить следующие задачи:
- анализ сущности ОЭЗ как объекта финансово-правового регулирования, определить понятие особой экономической зоны;
- провести комплексное исследование правового регулирования мероприятий и способов создания и функционирования особых экономических зон в субъектах Российской Федерации;
- выявить специфику правового регулирования финансирования особых экономических зон в России и обозначить отличительные черты государственной поддержки резидентов ОЭЗ как субъектов предпринимательской деятельности;
- уточнить сущность понятия оффшорная зона и ее основные признаки;
- выявить роль оффшорных зон в международных экономических отношениях;
- рассмотреть проблему нелегального «отмывания» денег.
Предметом моего исследование являются правовые нормы, функционирующие для создания ОЭЗ.
Объект исследования составляют общественные отношения, связанные с предоставлением налоговых, таможенных льгот, особых условий для осуществления коммерческой деятельности.
Совершенствование коммерческой деятельности организации является особо актуальной задачей, решение которой выступает важным условием увеличения объема продаж. В современных условиях конкурентного рынка компания должна развивать свою деятельность и экономический потенциал, так это дает шанс на получение прибыли в будущем.
Компания должна вырабатывать долгосрочную линию поведения, которая позволила бы ей поспевать за изменениями происходящими в его окружении. При рассмотрении вопросов совершенствования деятельности компании одним из основных инструментом является планирование у управление ресурсами компании.
Получение такого преимущества, которое дает ОЭЗ, помогает быстрее и проще развить свое производство предприятию, что позволит быстрее стать конкурентноспособным и начать приносить прибыль.
Также создание ОЭЗ положительно влияет на экономические показатели страны, т.к. развивается промышленность и в страну приходят иностранные капиталы.
Таким образом, в настоящее время свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.
Под «свободной экономической зоной» (СЭЗ) понимается часть национального экономического пространства, на которой используются специальные льготы и стимулы, не применяемые на остальной части территории, - особый таможенный, налоговый, инвестиционный режим. В СЭЗ государство сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы. СЭЗ приобретают важное значение в международной хозяйственной деятельности.
Оффшорные зоны - это небольшие государства или территории, привлекающие иностранные капиталы посредством предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций с иностранными резидентами и иностранной валюте.
Работая в оффшорных зонах коммерческие компании, реализуют свое право выбрать любые допустимые законом методы и средства для уменьшения налоговых обязательств, освобождения от таможенных тарифов, валютного контроля, экспортных и импортных квот.
Однако благодаря порядку простой регистрации, конфиденциальности сведений о лицах, зарегистрировавших такую компанию, множеству налоговых и других льгот криминальные структуры используют оффшорные зоны, в качестве плацдарма в деле отмывания денег. Следует отметить, что данная проблема носит международный характер и расценивается как преступление. Странами «Большой семерки» была создана Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег (FATF). Правительства многих стран ищут пути и методы борьбы с «бегством» капитала из страны, используя налоговые и другие нормативно-правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №32. - Ст. 3340.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 07.06.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3824.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3823.
5. Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ (ред. от 23.04.2012) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №3. - Ст. 280.
6. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - №30 (ч. II). - Ст. 3127.
7. Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №23. - Ст. 2807.
8. Постановление ГД ФС РФ от 04.10.2000 № 664-III ГД «О Федеральном законе «О свободных экономических зонах» // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №42. - Ст. 4124.
9. Указ Президента РФ от 05.10.2009 № 1107 (ред. от 21.05.2012) «Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №41. - Ст. 4731.
10. Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 N 398 (ред. от 27.03.2013) «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №19. - Ст. 2423.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Андрюшова И. А. Пензенский государственный университет им. В. Г. Белинского «Эволюционный процесс образования свободных экономических зон» - 2003г.
2. Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны. — Магистр: ИНФРА-М. — М., 2013.
3. Бахтин С.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах России и оффшорных зонах: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
4. Бекряшев А.К., Белозеров И.П., Бекряшева Н.С.. Теневая экономика и экономическая преступность. Омский государственный университет,. - 459 стр., 2000
5. Вишняков В. Правовые вопросы развития экономических зон в России // Диалог. 2002, №11.
6. Воронина А.М. Место и роль офшорного бизнеса в современной мировой экономике: Дис. канд. экон. наук. - М., 2008.
7. Гуцериев М.С. Свободные экономические зоны (опыт, проблемы,
перспективы). - М.: Статут, 2012.
8. Данилов Р.В. Перспективы оффшорных зон как инструмента
международного налогового планирования//Финансовая жизнь. №2, 2010.
9. Королев Ю.А. Развитие особых экономических зон в Российской Федерации как инструмента повышения инновационного потенциала: противоречия, тенденции и перспективы // Экономические науки. Финансы, денежное обращение и кредит. 2009.
10. Королева Л.П., Васяева Е.С. Проблемы правового регулирования налогообложения резидентов особых экономических зон в России // Финансовое право. - 2011. - № 8.
11. Костюнина Г.М., Буглай В.Б., Платонова И.Н., Баронов В.И. Офшорный бизнес во внешнеэкономической деятельности. — НИЦ Инфра-М. — М., 2014.
12. Лебединец И.Н. Международно-правовые гарантии иностранных инвестиций: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 1997.
13. Молчанов, С.С. Налоги Расчет и Оптимизация 5-е издание: учебное пособие/ С.С. Молчанов. - Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2013.
14. Пинская М.Р. Налоговое регулирование развития особых экономических зон: Монография. - М.: Статут, 2008
15. Поляков Вадим, Туник Игорь. Офшоры: пособие по увеличению прибыли. — Питер, 2008.
16. Савин В.А. Мировые налоговые гавани сегодня//Российский внешнеэкономический вестник. №8, 2006.
17. Соболев М. Новые тенденции офшоров // Новое законодательство и юридическая практика. - 2009. - №1.
18. Финансовые центры Карибского бассейна. Борьба за инвестиции // Offshore Express. - 2009. - № 11.
19. Хейфец Б.А. Оффшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике/Б.А. Хейфец. - М.:ЗАО «Издательство «Экономика» , 2008.
20. Чашин А.Н. Офшорные зоны: правовое регулирование. - М.: Дело и сервис, 2010.
21. Шумаев В.А. «Опыт Китая по привлечению иностранных инвестиций путем организации особых экономических зон»: дисс., д.ю.н.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. «Вести экономика» [Электронный ресурс] - URL:
http://www.vestifinance.ru/articles/55521 (дата обращения 16.03.2016)
2. Russian China [Интернет ресурс] -
URL: http://russian. china. org.cn/china/txt/2008-10/27/content_16669648.htm (дата обращения 16.03.2016)
3. Интернет-газета. Интервью с бывшим послом России в Китае и членом
комитета Совета Федерации по международным делам Игорем Рогачёвым - URL: http: //www.fontanka.ru/2011/10/19/087/print.html (дата обращения
16.03.2016)
4. Официальный сайт FinCEN [Электронный ресурс]. URL: https://www.fincen.gov/(дата обращения 16.04.2016)
5. Официальный сайт ЕАГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiangroup.org/ru/eag/fatf.php(дата обращения 16.04.2016)
6. Официальный сайт Министерства Экономического развития РФ .
[Интернет ресурс] URL:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences/taxconcession+(дата обращения 25.03.2016)
7. Официальный сайт Министерства Экономического развития РФ .
[Интернет ресурс] URL:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/becomeinvestor/news/20160406(дата обращения 25.03.2016)
8. Официальный сайт Министерства Экономического развития Российской
Федерации. Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон. - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences/taxconcession.
(дата обращения 04.03.2016)
9. Официальный сайт Правительства Республики Крым. [Интернет-ресурс]
URL: http://rk.gov.ru/rus/index.html/news/292731 .htm(дата обращения
25.03.2016)
10. Официальный сайт ФАТФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.fatf- gafi.org/publications/high-riskandnon-cooperativejurisdictions/documents/public- statement-june-2013.html(дата обращения 16.04.2016)
11. Факультет международного бизнеса ОмГУ «Особенности развития СЭЗ в Испании». [Электронный ресурс]. URL: http://catalog.fmb.ru/spain9.shtml(дата обращения 16.03.2015)