Экономический эффект, получаемый от эксплуатации автомобилей, при всем многообразии его показателей определяется, главным образом, рентабельностью грузоперевозок с учетом максимального использования технических возможностей автомобиля.
В условиях нарастания интенсивности транспортных потоков, и разнообразия динамических характеристик и конструкций автомобилей, повышается значимость проблемы обеспечения надёжной управляемости и устойчивости движения. Обеспечение таких эксплуатационных свойств автомобиля, как управляемость, устойчивость, маневренность, безопасность, эргономичность, во многом определяет эффективность использования автомобилей.
Возрастающие требования к эксплуатационным свойствам автомобилей обусловливают необходимость дальнейшего совершенствования рулевых управлений - одного из каналов взаимодействия водителя и автомобиля - применением различных способов управления, разнообразных схем и конструкций рулевых управлений. Во время движения автомобиля водитель управляет сцеплением, коробкой передач, системой тормозов и сигнализацией (звуковой и световой) периодически, а рулевым колесом непрерывно. Водитель должен постоянно и внимательно наблюдать за дорогой и приводить в действие рулевое управление, что связано с затратой физической силы. Таким образом, рулевое управление является наиболее сложным и утомительным видом управления. В отношении безопасности движения автомобиля рулевое управление - один из наиболее ответственных механизмов.
Основные требования, которым должно отвечать рулевое управление: легкость управления, правильность и точность поворота колес, способность возвращаться в исходное положение и сохранять заданное направление движения автомобиля, минимальная передача обратных ударов на рулевое колесо, полная надежность механизмов рулевого управления в работе, долговечность и безотказность действия в течение всего срока службы автомобиля, удобство в эксплуатации.
В дипломном проекте был спроектирован грузовой автомобиль категории N3 c разработкой рулевого управления.
При разработке автомобиля категории N3, предназначенного для перевозки грузов, основной упор делался на снижении эксплуатационных затрат и увеличении производительности.
Разработанный гидроусилитель рулевого управления позволил улучшить динамические характеристики автомобиля, повысить комфортность поездки для пассажиров, улучшить условия труда водителя, и увеличить среднюю эксплуатационную скорость. Что, в итоге, сказалось на улучшении экономических показателей, таких, как чистая текущая стоимость, удельные дисконтированные чистые расходы, рентабельность инвестиций, и бюджетный эффект, а также позволило повысить конкурентоспособность автомобиля.
Разработанный гидроусилитель рулевого управления отличается от существующего аналога более высокой точностью, и быстротой срабатывания, а также лучшими массогабаритными показателями, что позволяет устанавливать систему на автобусах, грузовых автомобилях, и других транспортных средствах аналогичного,
или низшего классов.