МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА РОСПИСИ ПО СТЕКЛУ НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦКУРСА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО¬ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
1.1 История росписи по стеклу 5
1.2 Виды росписи по стеклу 11
1.3 Материалы и инструменты для росписи по стеклу 21
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА СПЕЦКУРСОВ ДЛЯ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Требования к разработке спецкурсов 26
2.2 Разработка программы спецкурса «Роспись по стеклу» 29
Выводы по второй главе 36
ГЛАВА 3 КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИЗДЕЛИЯ В ТЕХНИКЕ «ВИТРАЖ» 37
3.1 Разработка эскизов и описание изделия 37
3.2 Технологическая последовательность изготовления ширмы 41
Выводы по третьей главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО¬ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
1.1 История росписи по стеклу 5
1.2 Виды росписи по стеклу 11
1.3 Материалы и инструменты для росписи по стеклу 21
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА СПЕЦКУРСОВ ДЛЯ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Требования к разработке спецкурсов 26
2.2 Разработка программы спецкурса «Роспись по стеклу» 29
Выводы по второй главе 36
ГЛАВА 3 КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИЗДЕЛИЯ В ТЕХНИКЕ «ВИТРАЖ» 37
3.1 Разработка эскизов и описание изделия 37
3.2 Технологическая последовательность изготовления ширмы 41
Выводы по третьей главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Художественный витраж является особым видом монументально-декоративного искусства. Он становится по-настоящему выразительным в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно если рассматривать его наряду с архитектурой. История и прошлое росписи по стеклу богато и безгранично.
С давних времен умелые мастера ремесленники расписывали и украшали множество стеклянных предметов утвари, изображая на них витиеватые геометрические и цветочные узоры, интересные и необычные сценки из жизни. Они использовали краски, которые изготавливали самостоятельно, славясь в смешивании различных типов глин и масел. Сегодня этот материал находится на пике моды и играет немаловажную роль в дизайне интерьеров.
Стекло вокруг нас используется обычное и матовое, с узорами и полностью цветное. Снова возвращается популярность к витражу, а современные технологии дают возможность облегчить работу для любительского исполнения дома.
Роспись по стеклу снова обретает популярность как среди ценителей профессионального искусства, так и у простых обывателей. Причиной тому является, скорее всего, малое количество используемых материалов и инструментов для данного вида декоративно-прикладного творчества. Расписные изделия из стекла легко изготовить дома и они, несомненно, отлично смотрятся в любом виде его использования. Освоить эту технику можно как посещая специальные курсы и мастер-классы, так и самостоятельно, используя различную литературу и интернет-источники по этому виду искусства. Обучающиеся в учреждениях среднего профессионального образования и учреждениях дополнительного образования могут научиться росписи по стеклу, посещая различные кружки, спецкурсы, факультативы и элективные курсы. Однако, к сожалению, на данном этапе разработки учебных программ и различных курсов в методике профессионального образования существуют пробелы. Методических разработок по спецкурсам для средних профессиональных учреждений в данное время немного. Это и определило тему нашего исследования - «Методика обучения студентов колледжа росписи по стеклу на спецкурсах».
Объект исследования: процесс обучения студентов профильных художественных колледжей различным видам декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования: методика обучения студентов росписи по стеклу.
Цель исследования: разработка методики обучения студентов росписи по стеклу на специальных курсах в профессиональных учебных заведениях.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Изучить техники и виды росписи по стеклу.
3. Определить требования, предъявляемые к разработке спецкурсов.
4. Разработать программу спецкурса для студентов колледжа «Роспись по стеклу».
5. Разработать изделие в технике «Витраж».
Методы исследования:
• теоретические - анализ документов и литературных источников;
• эмпирические - наблюдение за деятельностью учеников, преподавателей; проектирование.
Практическая значимость: разработанная нами программа спецкурса курса «Роспись по стеклу» может быть использована в практике работы педагогов средних профессиональных учебных заведений и учреждений дополнительного образования.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и выводов к ним, заключения, списка использованных источников и приложений.
С давних времен умелые мастера ремесленники расписывали и украшали множество стеклянных предметов утвари, изображая на них витиеватые геометрические и цветочные узоры, интересные и необычные сценки из жизни. Они использовали краски, которые изготавливали самостоятельно, славясь в смешивании различных типов глин и масел. Сегодня этот материал находится на пике моды и играет немаловажную роль в дизайне интерьеров.
Стекло вокруг нас используется обычное и матовое, с узорами и полностью цветное. Снова возвращается популярность к витражу, а современные технологии дают возможность облегчить работу для любительского исполнения дома.
Роспись по стеклу снова обретает популярность как среди ценителей профессионального искусства, так и у простых обывателей. Причиной тому является, скорее всего, малое количество используемых материалов и инструментов для данного вида декоративно-прикладного творчества. Расписные изделия из стекла легко изготовить дома и они, несомненно, отлично смотрятся в любом виде его использования. Освоить эту технику можно как посещая специальные курсы и мастер-классы, так и самостоятельно, используя различную литературу и интернет-источники по этому виду искусства. Обучающиеся в учреждениях среднего профессионального образования и учреждениях дополнительного образования могут научиться росписи по стеклу, посещая различные кружки, спецкурсы, факультативы и элективные курсы. Однако, к сожалению, на данном этапе разработки учебных программ и различных курсов в методике профессионального образования существуют пробелы. Методических разработок по спецкурсам для средних профессиональных учреждений в данное время немного. Это и определило тему нашего исследования - «Методика обучения студентов колледжа росписи по стеклу на спецкурсах».
Объект исследования: процесс обучения студентов профильных художественных колледжей различным видам декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования: методика обучения студентов росписи по стеклу.
Цель исследования: разработка методики обучения студентов росписи по стеклу на специальных курсах в профессиональных учебных заведениях.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Изучить техники и виды росписи по стеклу.
3. Определить требования, предъявляемые к разработке спецкурсов.
4. Разработать программу спецкурса для студентов колледжа «Роспись по стеклу».
5. Разработать изделие в технике «Витраж».
Методы исследования:
• теоретические - анализ документов и литературных источников;
• эмпирические - наблюдение за деятельностью учеников, преподавателей; проектирование.
Практическая значимость: разработанная нами программа спецкурса курса «Роспись по стеклу» может быть использована в практике работы педагогов средних профессиональных учебных заведений и учреждений дополнительного образования.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и выводов к ним, заключения, списка использованных источников и приложений.
Роспись по стеклу является особым неповторимым сочетанием художественности и декоративности в современном направлении искусства. В ней содержится не только сама роспись, но и некоторые химические способы обработки стекла. Это оригинальный способ преобразить картины, разнообразить экстерьер и интерьер, придавая новым вещам живописности и цвета. Любые работы в технике витража, матирования или других техник, «играют» по-новому в сочетании с некоторыми иными видами декоративно- прикладного и изобразительного искусства. К примеру, витражи вэлементах мебели становится ярчайшим дополнением в домах и зданиях, который превратит интерьер в картинку, полную смысла и чувств. Роспись по стеклу может быть замечательным дополнением при оформлении интерьеров различных мест, для декорирования зеркальных поверхностей, подарков в дом, вроде ваз и бокалов. При этом домашняя обстановка наполняется спокойствием и романтизмом. Вот почему была выбрана тема, связанная именно с росписью по стеклу, как с новым современным направлением в искусстве.
В процессе исследования мы изучили историческую особенность росписи на стекле, витражей, которые позволили нам раскрыть богатейшее прошлое стекла и витражного искусства. Она прошло через многовековую историю, сменяя страны и события, и от украшений церквей дошла до использования простыми людьми в быту.
Также, мы рассмотрели все современные техники и направления, разновидности росписи по стеклу, такие как: точечная роспись, матирование и мраморирование стекла, истинный витраж и псевдовитраж. Можно отметить, что появилось также много новых различных техник выполнения витража: пленочный псевдовитраж, заливной витраж, Фьюзинг, Тиффани и другие. В ходе исследования был изучен необходимый перечень материалов и инструментов, нужных для работы по стеклу в различных техниках. Это и объемные контуры, и свинцовые ленты, и краски по стеклу, кисти и прочий инструментарий.
Исследования по теме «Методика обучения росписи по стеклу студентов колледжа на занятиях спецкурса» дали нам представление о некоторой сложности в организациях и проведениях занятий спецкурсов для студентов СПО. Мы рассмотрели необходимые требования, предъявляемые к составлению и проведению спецкурсов, были также определены их разновидности. На основании этого составлена авторская методическая работа по обучению студентов работ по стеклу на занятиях спецкурсов, которые в последствии может быть использована в практике работы педагогов СПО и учреждений дополнительного образования.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами были выполнены все поставленные ранее задачи, что подкрепилось практической работой в витражной технике. Творческая работа выполнена из различных материалов, были соблюдены все правила техник безопасности при работе. На основе практического задания составлена технологическая последовательность выполнения изделия ширмы в технике пленочный витраж.
Технология росписи по стеклу интересная и увлекательная вещь, которая требует аккуратного исполнения, декоративного решения композиции, чтобы учитывалась физическая и эмоциональная составляющая выполняемых работ. Исследования по выбранной теме дало необходимые знания, умения и навыки, применительно в области декоративно-прикладного искусства.
В процессе исследования мы изучили историческую особенность росписи на стекле, витражей, которые позволили нам раскрыть богатейшее прошлое стекла и витражного искусства. Она прошло через многовековую историю, сменяя страны и события, и от украшений церквей дошла до использования простыми людьми в быту.
Также, мы рассмотрели все современные техники и направления, разновидности росписи по стеклу, такие как: точечная роспись, матирование и мраморирование стекла, истинный витраж и псевдовитраж. Можно отметить, что появилось также много новых различных техник выполнения витража: пленочный псевдовитраж, заливной витраж, Фьюзинг, Тиффани и другие. В ходе исследования был изучен необходимый перечень материалов и инструментов, нужных для работы по стеклу в различных техниках. Это и объемные контуры, и свинцовые ленты, и краски по стеклу, кисти и прочий инструментарий.
Исследования по теме «Методика обучения росписи по стеклу студентов колледжа на занятиях спецкурса» дали нам представление о некоторой сложности в организациях и проведениях занятий спецкурсов для студентов СПО. Мы рассмотрели необходимые требования, предъявляемые к составлению и проведению спецкурсов, были также определены их разновидности. На основании этого составлена авторская методическая работа по обучению студентов работ по стеклу на занятиях спецкурсов, которые в последствии может быть использована в практике работы педагогов СПО и учреждений дополнительного образования.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами были выполнены все поставленные ранее задачи, что подкрепилось практической работой в витражной технике. Творческая работа выполнена из различных материалов, были соблюдены все правила техник безопасности при работе. На основе практического задания составлена технологическая последовательность выполнения изделия ширмы в технике пленочный витраж.
Технология росписи по стеклу интересная и увлекательная вещь, которая требует аккуратного исполнения, декоративного решения композиции, чтобы учитывалась физическая и эмоциональная составляющая выполняемых работ. Исследования по выбранной теме дало необходимые знания, умения и навыки, применительно в области декоративно-прикладного искусства.



