ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Творчество как необходимый компонент развития личности в
современном обществе 6
1.2 Психолого-педагогическое обоснование творческих способностей 8
1.3 Особенности развития творческих способностей в процессе
организации кружковых занятий по вышивке 12
1.4 Разработка рабочей программы кружковой работы по славянской обережной вышивке в учреждениях среднего специального образования 17
Выводы по второй главе 21
ГЛАВА 2. СЛАВЯНСКАЯ ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА 22
2.1 Особенности выполнения обережной вышивки 22
2.2 Последовательность изготовления обережного изделия 24
2.3 Инструментарий и последовательность выполнения работы 28
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНОГО ИЗДЕЛИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ
СЛАВЯНСКОЙ ОБЕРЕЖНОЙ ВЫШИВКИ 32
3.1 Выбор изделия для его выполнения в технике славянской обережной вышивки 32
3.2 Выбор рисунка и описание значений символов 33
3.3 Этапы изготовления наглядного изделия в технике славянской
обережной вышивки 35
Выводы по третьей главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Всё, что происходит вокруг нас, изменяется на каждом историческом этапе развития общества, не может развиваться без непосредственного участия людей, которые способны мыслить нестандартно, образно, непосредственно подходить творчески к решению поставленных задач.
В наше нестабильное время творческая деятельность выходит на первый план. Центральной задачей образования является развитие творческих способностей, воспитать личность активной, мыслящей, которая способна решать нестандартные задачи и проблемы, возможность преобразовать окружающий мир и себя.
Проблемы развития творческой личности и творчества изучали такие ученые как И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Б.П. Никитин, С.М. Шалютин, И.П. Волков, Л.С. Выготский.
Творческая активность — это поиск нестандартных решений в любой сфере деятельности, является не только приоритетным требованием к работнику любой из сфер деятельности, но вместе с тем основное необходимое условие для воспитания всесторонне развитой личности.
На данный момент одной из приоритетных задач педагогики, является создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития творческих способностей будущего специалиста, который займет активную жизненную позицию в любой сфере деятельности.
Именно в процессе развития творческих способностей у студента пробуждается самостоятельность к принятию решений, способности к образному воображению и аналогии, к интуиции и обобщению.
Любой человек обладает творческим потенциалом, необходимо лишь создать необходимые условия для его раскрытия и развития.
Как говорил Сократ: «В каждом человеке есть солнце. Главное суметь зажечь его», и я полностью согласна с его словами.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточно разработать проблемы обусловили выбор темы «Развитие творческих способностей обучающихся в учреждениях среднего специального образования в процессе изучения славянской обережной вышивки.»
Объект: развитие творческих способностей студентов среднего специального образования.
Предмет: славянская обережная вышивка как средство развития творческих способностей студентов среднего специального образования.
Цель: формирование творческих способностей обучающихся на
кружковых занятиях по славянской обережной вышивке.
В нашей выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме выпускной квалификационной работы.
2. Развить творческие способности обучающихся по средствам изучения на кружковых занятиях славянской обережной вышивкой.
3. Раскрыть особенности развития, исполнения и изготовления изделий в технике славянской обережной вышивки.
4. Выполнить наглядное изделие в технике славянской
обережной вышивки.
5. Разработать рабочую программу кружковых занятий
«Славянская обережная вышивка».
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных ученых по вопросам развития творческих способностей Теплов Б. М, Немов Р. С., Лернер И.Я., Менчинская Н.А., Никитин Б.П., Шалютин С.М., Волков И.П., Выготский Л.С. и другие, а также материалы периодической печати, учебной и методической литературы по проблемам развития творческих способностей обучающихся.
Поставленные задачи решались с использованием различных методов научно-педагогического исследования, основными из которых являлись следующие: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования; анализ научных статей, наблюдение, беседа, опрос.
Практическая значимость исследования заключается в разработке кружковой рабочей программы «Славянская обережная вышивка», которую можно использовать в обучении студентов среднего специального образования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
При написании выпускной квалификационной работы мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую и специальную литературу. Выявили сущность понятий «способности» и «творческие способности».
Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности.
Творческие способности - синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности.
Так же определили условия благоприятствующие развитию интереса и творческих способностей на кружковых занятиях по вышивке.
Поэтому творчество является неотъемлемой частью предметной области и профессии, так как практически в любой профессии присутствует творческая составляющая.
В нашей работе, направленной на ознакомление и изучение обучающимися славянской обережной вышивки, которая развивает творческие способности обучающихся, а так же мелкую моторику, внимание, способствует развитию способности анализировать и самостоятельно принимать решения, наблюдательности, организованности, аккуратности и внимательности.
Опытно-практическая выпускной квалификационной работы показывает, что одним из эффективных средств формирования индивидуальных особенностей у детей являются кружковые занятия по вышивке. В процессе которых, тесно переплетаются формирование индивидуальных трудовых навыков и художественное развитие обучающихся. Работа в кружке по вышивке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает интерес к труду, жажду к творчеству. В ходе написания работы было проведено несколько занятий с обучающимися, по созданию эскизов для вышивки с элементами славянской обережной вышивки. С заданием все дети справились хорошо и в каждой работе была своя особенность. Поэтому мы считаем, что актуальность нашей выпускной квалификационной работы доказана, поставленные задачи решены.
1. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учебное пособие. - Казань: Центр
инновационных технологий, 2005. - 500с.
2. Амброз А.К. - О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. / А.К. Амброз. - М.: Академия, 1966. - 98 с.
3. Арутюнов, Ю.С. О классификации активных методов обучения: V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения. - Рига, 1983. - 243с.
4. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 304с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская. - М.: Просвещение, 2006. - 368 с.
6. Главатских, В. А. Методы активного обучения : учеб.пособие для вузов / В.А. Главатских, В.Ф. Глушков. - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2006. - 167 с.
7. Грузенберг С.О. Психология творчества. / С.О. Грузенберг. - Минск.: Искра, 2007. - 267 с.
8. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988.— 560 с.
9. Дружинин Б.В. Психология общих способностей. / Б.В. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 2006.- 368 с.
10. Ивановская В.И. Русские орнаменты. / В.И. Ивановская - М.: Издательство «В. Шевчук», - 2006. - 224 с.
11. Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.
12. Крысько, В. Г. Психология и педагогика : учеб.пособие / В.Г. Крысько. - М. : Омега-Л, 2007. - 368 с.
13. Маркова А.К. Психология профессионализма. / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, - 2007. - 324 с.
14. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как исторический источник. / Г.С. Маслова. - М.: Издательство «Наука», - 1975. -208 с.
15. Новожилова Н.М. - Старинная тверская вышивка и народный костюм. / Н.М. Новожилова. - Тверь.: Издательство М. Леонтьевой, - 2005. - 98 с.
16. Овчинникова, И.В. Использование активных методов обучения в вузе / И.В. Овчинникова// Успехи современного естествознания. - 2009. - № 10 - С. 59-60.
17. Немов Р. С. Психология. 4-е изд. / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, - 2003, - 150с.
18. Прохоров, В.А. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной. / В.А. Прохоров. - СПб.: Императорская Академия Наук, 1881.- 236с.
19. Работнова, И.П. Русская народная одежда. / И.П. Работнова. - М.: Легкая индустрия, 1964. -75 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.
21. Стасов, В.В. Русский народный орнамент. Шитье, ткани,
кружева. / В.В. Стасов. - СПб.: Типография Товарищества
Общественная Польза, 1872. - 129 с.
22. Смирнов, В.И. Русское узорное тканьё. / В.И. Смирнов. - М-Л.: Издательство академии наук СССР, 1940. — 10 с.
23. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. / Б.М. Теплов. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР. - 1961. - 536 с.
24. Схемы для вышивок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://maminsite.ru/forum/viewtopic.php?f=397&t=4041
25. Славянские орнаменты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vk.com/club47730261
26. Обережная вышивка славян схемы символов
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bereginya-
doma.io.ua/album654259
27. Обережные орнаменты [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.pinterest.com/kraskovera