РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЁРОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МИРОВОЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 6
1.1 Подготовка водителей в Европе 6
1.2 Состояние подготовки водителей в России 18
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЁРОВ В ПОДГОТОВКЕ
ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 28
2.1 Обзор тренажёров для подготовки водителей автотранспортных средств 28
2.2 Разработка тренажёра для отработки первоначальных навыков управления автотранспортным средством 43
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 МИРОВОЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 6
1.1 Подготовка водителей в Европе 6
1.2 Состояние подготовки водителей в России 18
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЁРОВ В ПОДГОТОВКЕ
ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 28
2.1 Обзор тренажёров для подготовки водителей автотранспортных средств 28
2.2 Разработка тренажёра для отработки первоначальных навыков управления автотранспортным средством 43
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность. Проблемы автотранспортной безопасности на дорогах РФ приобрели общегосударственное значение из-за социальных и экономических потерь. По статистике НИЦ МВД РФ в 1998 г. произошло 160300 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, в которых погибли 29021 и получили ранения 183846 человек. Актуальность исследования обусловливается недостаточной разработанностью научно-методических основ подготовки водителей с учетом современного состояния автомобильного движения в мире и, в частности в России, наиболее важная особенность которого - угрожающе высокая аварийность. В качестве мер по снижению опасности дорожных происшествий в последнее время все чаще стали вводить в учебный процесс тренажёры. Действительно, наличие тренажёра в учебном подразделении может повлиять на улучшение процесса усвоения материала, но, как показывает практика применения этих изделий, необходимость в инструкторе при этом не отпадает. Кроме того, нагрузка на инструктора увеличивается, ибо дополнительно к обязательным знаниям по обустройству машины и ПДД, он еще должен иметь знания по информатике, с помощью которых должен выработать свою методику или принцип обучения на тренажёре.
Существующие в настоящее время способы управления автомобилем, общепринятые как основа действующей системы подготовки водителей, узко ориентированы на стандартные, нормальные условия дорожного движения, не рассчитаны на возникновение критических ситуаций и поэтому ненадежны. Построение базового обучения будущих водителей автомобиля на принципах "правильного", безаварийного движения является в настоящею время причиной многочисленных дорожно-транспортных происшествий и, как следствие - большого числа жертв и значительных материальных потерь. Порочность такой системы подготовки водителей стабильно подтверждается статистическими данными, согласно которым 75-80% аварий в ДТП происходит по вине водителей. Однако, научно обоснованная и методически разработанная система подготовки автомобилистов к действиям в критических ситуациях до настоящего времени еще не сложилась. Следствием этого является объективно установленный существенный разрыв в уровнях квалификации автогонщиков и профессиональных водителей, арсенал антиаварийных навыков которых крайне беден и не отвечает требованиям необходимой и достаточной надежности. Последнее говорит о значительных резервах в повышении мастерства водителей разной квалификации и профессиональной специализации, которые могут быть эффективно реализованы на основе внедрения целенаправленно разработанной системы контраварийной подготовки.
Программные компоненты системы интенсивного контраварийного обучения:
В соответствии с разработанной концепцией обучения водителей приемам контраварийного управления автомобилем было выделено три принципиально важных блок-компонента подготовки, позволяющих формировать профилированные программы обучения. Такими компонентами являются тренажерная, базовая автодромная подготовка и специальная подготовка по освоению приемов высшего водительского мастерства.
Тренажерная контраварийная подготовка предназначена для освоения элементов, двигательных действий и приемов управления автомобилем, связанных с проявлением предельных возможностей водителя по критериям силы, быстроты, ловкости и специальной выносливости. В частности, показано, что в отличие от среднестатистических показателей скорости руления (не более 2 дифференцированных движений в секунду), для стабилизации автомобиля в критическом заносе требуется от 4 до б движений. Таким образом, водитель, не имеющий специальной подготовки, попадая в критическую ситуацию, потенциально обречен, т как не только не готов к выполнению соответствующе приема технически, но и не был бы способен, выполни его физически. Вместе с тем, исследования показывают, что спортсмены высшей квалификации в критических ситуациях могут использовать не только широкий арсенал рациональных приемов, но функционально готовы к их исполнению с частотой до 8 действий в секунду.
Объект исследования: обучение студентов вождению автомобиля.
Предмет исследования: использование тренажёров при обучении студентов вождению автомобиля.
Цель работы: изучить и разработать тренажёры для приобретения учащимися первоначальных навыков вождения.
Задачи работы:
1) Изучить опыт подготовки водителей автотранспортных средств в Европе и России.
2) Провести обзор тренажеров для подготовки водителей автотранспортных средств.
3) Разработать тренажёр для отработки первоначальных навыков вождения.
Методы исследования: моделирование, сравнение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный нами тренажёр может быть использован в преподавании дисциплин: «Детали машин», «Автодело», «Устройство автомобиля», «ПДД», «Вождение
автомобиля».
Существующие в настоящее время способы управления автомобилем, общепринятые как основа действующей системы подготовки водителей, узко ориентированы на стандартные, нормальные условия дорожного движения, не рассчитаны на возникновение критических ситуаций и поэтому ненадежны. Построение базового обучения будущих водителей автомобиля на принципах "правильного", безаварийного движения является в настоящею время причиной многочисленных дорожно-транспортных происшествий и, как следствие - большого числа жертв и значительных материальных потерь. Порочность такой системы подготовки водителей стабильно подтверждается статистическими данными, согласно которым 75-80% аварий в ДТП происходит по вине водителей. Однако, научно обоснованная и методически разработанная система подготовки автомобилистов к действиям в критических ситуациях до настоящего времени еще не сложилась. Следствием этого является объективно установленный существенный разрыв в уровнях квалификации автогонщиков и профессиональных водителей, арсенал антиаварийных навыков которых крайне беден и не отвечает требованиям необходимой и достаточной надежности. Последнее говорит о значительных резервах в повышении мастерства водителей разной квалификации и профессиональной специализации, которые могут быть эффективно реализованы на основе внедрения целенаправленно разработанной системы контраварийной подготовки.
Программные компоненты системы интенсивного контраварийного обучения:
В соответствии с разработанной концепцией обучения водителей приемам контраварийного управления автомобилем было выделено три принципиально важных блок-компонента подготовки, позволяющих формировать профилированные программы обучения. Такими компонентами являются тренажерная, базовая автодромная подготовка и специальная подготовка по освоению приемов высшего водительского мастерства.
Тренажерная контраварийная подготовка предназначена для освоения элементов, двигательных действий и приемов управления автомобилем, связанных с проявлением предельных возможностей водителя по критериям силы, быстроты, ловкости и специальной выносливости. В частности, показано, что в отличие от среднестатистических показателей скорости руления (не более 2 дифференцированных движений в секунду), для стабилизации автомобиля в критическом заносе требуется от 4 до б движений. Таким образом, водитель, не имеющий специальной подготовки, попадая в критическую ситуацию, потенциально обречен, т как не только не готов к выполнению соответствующе приема технически, но и не был бы способен, выполни его физически. Вместе с тем, исследования показывают, что спортсмены высшей квалификации в критических ситуациях могут использовать не только широкий арсенал рациональных приемов, но функционально готовы к их исполнению с частотой до 8 действий в секунду.
Объект исследования: обучение студентов вождению автомобиля.
Предмет исследования: использование тренажёров при обучении студентов вождению автомобиля.
Цель работы: изучить и разработать тренажёры для приобретения учащимися первоначальных навыков вождения.
Задачи работы:
1) Изучить опыт подготовки водителей автотранспортных средств в Европе и России.
2) Провести обзор тренажеров для подготовки водителей автотранспортных средств.
3) Разработать тренажёр для отработки первоначальных навыков вождения.
Методы исследования: моделирование, сравнение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный нами тренажёр может быть использован в преподавании дисциплин: «Детали машин», «Автодело», «Устройство автомобиля», «ПДД», «Вождение
автомобиля».
Для отработки практических навыков вождения вполне достаточно занятий с инструктором на площадке и пробных выездов в город. Однако результативность обучения повысится, если на начальном этапе подготовки использовать в качестве учебного оборудования автотренажер.
В первой главе выпускной квалификационной работы мы проанализировали подготовку водителей в Европе. Изучили организацию и регулирования национальных систем подготовки водителей и приёма экзаменов. И в большинстве европейских стран эта система подготовки водителей практически неизменна. Это общее ядро - основа систем допуска водителей к участию в дорожном движении - в европейских государствах выглядит следующим образом:
- единственным органом государственного регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе подготовки водителей и приёма экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, является национальное Министерство транспорта.
- в Швеции функции национального Министерства транспорта выполняет Министерство промышленности, экологии и связи; в Норвегии Минтранс носит название Министерство транспорта и связи.
- подавляющее большинство автошкол (от 80 до 90% по разным странам) объединены в ассоциации как на региональном, так и на национальном уровне.
- подавляющее большинство автошкол (от 70 до 100% по разным странам) квалифицируются национальным законодательством как малые предприятия
- кандидаты в водители, как правило, выбирают автошколы, являющиеся членами какой-либо региональной или общенациональной ассоциации, что является определённой гарантией качества подготовки.
- порядок приёма экзаменов утверждает Минтранс.
- деятельность экзаменационных организаций находится под контролем Минтранса.
- разрешение на сдачу экзамена выдает региональное агентство, уполномоченное Минтрансом (например, в Швеции - это региональные отделения
Национальной дорожной администрации).
- обучение в автошколах осуществляется по программам, утверждаемым Минтрансом (в Германии эти программы были разработаны ассоциацией автошкол).
- лицензирование автошкол и контроль за их деятельностью осуществляет Минтранс.
Также мы посмотрели уровень подготовки водителей в России. Состояние безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте Российской Федерации по-прежнему продолжает оставаться серьезной социально-экономической проблемой. Хотя за последние годы и наметилась тенденция снижения абсолютных показателей аварийности, уровень ее остается высоким. Ежегодно в России проходят подготовку около 2 млн. водителей. Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что одной из причин аварийности среди начинающих водителей является низкий уровень подготовки, который связан с несоответствием материально-технической базы образовательных учреждений предъявляемым требованиям или ее неэффективным использованием, недостаточной квалификацией преподавательского состава, невыполнением в полном объеме программ обучения.
Во второй главе мы выявили сущность применения тренажёров для подготовки водителей автотранспортных средств. Основная задача тренажерного этапа подготовки - выработать у учащегося в безопасных условиях элементарные начальные зрительно-двигательные навыки управления автомобилем и восприятия среды движения. Тренажёр позволяет обучающемуся ознакомиться с особенностями управления в полностью безопасной обстановке кабинета автошколы и является отправной точкой для дальнейшего обучения правилам поведения на дороге. Проведение занятий с использованием тренажеров дает будущему водителю чувствовать себя намного более уверенно, садясь за руль настоящего транспортного средства.
Тренажер по вождению автомобиля может иметь различные конструкции. Для создания реалистичных условий может использоваться оригинальный кузов транспортного средства, панорамные экраны и специализированное программное обеспечение. Но все эти тренажёры весьма дорогие, поэтому мы сконструировали свой автотренажёр для отработки первоначальных навыков вождения. Который будет использоваться в преподавании дисциплин: «Автодело», «ПДД», «Вождение автомобиля». Тренажёр представляет собой полный аналог водительского места реального автомобиля, включая устройства управления, контроля и безопасности, позволяет развить координацию и подвижность стопы обучающегося при работе с педалями, правильным приёмам руления, техники переключения передач.
После проделанной работы можно подвести некоторые итоги и сделать выводы. Во-первых, нами достигнута главная цель выпускной квалификационной работы - изучены тренажёры для приобретения учащимися первоначальных навыков вождения. И, во-вторых разработан тренажёр для подготовки водителей автотранспортных средств, который предназначен для отработки первоначальных навыков вождения.
В первой главе выпускной квалификационной работы мы проанализировали подготовку водителей в Европе. Изучили организацию и регулирования национальных систем подготовки водителей и приёма экзаменов. И в большинстве европейских стран эта система подготовки водителей практически неизменна. Это общее ядро - основа систем допуска водителей к участию в дорожном движении - в европейских государствах выглядит следующим образом:
- единственным органом государственного регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе подготовки водителей и приёма экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, является национальное Министерство транспорта.
- в Швеции функции национального Министерства транспорта выполняет Министерство промышленности, экологии и связи; в Норвегии Минтранс носит название Министерство транспорта и связи.
- подавляющее большинство автошкол (от 80 до 90% по разным странам) объединены в ассоциации как на региональном, так и на национальном уровне.
- подавляющее большинство автошкол (от 70 до 100% по разным странам) квалифицируются национальным законодательством как малые предприятия
- кандидаты в водители, как правило, выбирают автошколы, являющиеся членами какой-либо региональной или общенациональной ассоциации, что является определённой гарантией качества подготовки.
- порядок приёма экзаменов утверждает Минтранс.
- деятельность экзаменационных организаций находится под контролем Минтранса.
- разрешение на сдачу экзамена выдает региональное агентство, уполномоченное Минтрансом (например, в Швеции - это региональные отделения
Национальной дорожной администрации).
- обучение в автошколах осуществляется по программам, утверждаемым Минтрансом (в Германии эти программы были разработаны ассоциацией автошкол).
- лицензирование автошкол и контроль за их деятельностью осуществляет Минтранс.
Также мы посмотрели уровень подготовки водителей в России. Состояние безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте Российской Федерации по-прежнему продолжает оставаться серьезной социально-экономической проблемой. Хотя за последние годы и наметилась тенденция снижения абсолютных показателей аварийности, уровень ее остается высоким. Ежегодно в России проходят подготовку около 2 млн. водителей. Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что одной из причин аварийности среди начинающих водителей является низкий уровень подготовки, который связан с несоответствием материально-технической базы образовательных учреждений предъявляемым требованиям или ее неэффективным использованием, недостаточной квалификацией преподавательского состава, невыполнением в полном объеме программ обучения.
Во второй главе мы выявили сущность применения тренажёров для подготовки водителей автотранспортных средств. Основная задача тренажерного этапа подготовки - выработать у учащегося в безопасных условиях элементарные начальные зрительно-двигательные навыки управления автомобилем и восприятия среды движения. Тренажёр позволяет обучающемуся ознакомиться с особенностями управления в полностью безопасной обстановке кабинета автошколы и является отправной точкой для дальнейшего обучения правилам поведения на дороге. Проведение занятий с использованием тренажеров дает будущему водителю чувствовать себя намного более уверенно, садясь за руль настоящего транспортного средства.
Тренажер по вождению автомобиля может иметь различные конструкции. Для создания реалистичных условий может использоваться оригинальный кузов транспортного средства, панорамные экраны и специализированное программное обеспечение. Но все эти тренажёры весьма дорогие, поэтому мы сконструировали свой автотренажёр для отработки первоначальных навыков вождения. Который будет использоваться в преподавании дисциплин: «Автодело», «ПДД», «Вождение автомобиля». Тренажёр представляет собой полный аналог водительского места реального автомобиля, включая устройства управления, контроля и безопасности, позволяет развить координацию и подвижность стопы обучающегося при работе с педалями, правильным приёмам руления, техники переключения передач.
После проделанной работы можно подвести некоторые итоги и сделать выводы. Во-первых, нами достигнута главная цель выпускной квалификационной работы - изучены тренажёры для приобретения учащимися первоначальных навыков вождения. И, во-вторых разработан тренажёр для подготовки водителей автотранспортных средств, который предназначен для отработки первоначальных навыков вождения.
Подобные работы
- Методы обучения правилам дорожного движения
и основам безопасности дорожного движения в условиях автошколы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



