ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ГРАЖДАНСКОМ И СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения о правосубъектности несовершеннолетних.
§ 1. Понятие и структура правосубъектности несовершеннолетних 8
§ 2. Понятие и содержание правоспособности несовершеннолетних 12
§ 3. Дееспособность несовершеннолетних в гражданском
и семейном праве 17
Глава 2. Особенности реализации правосубъектности несовершеннолетних в гражданских правоотношениях.
§ 1. Правоотношения собственности с участием несовершеннолетних 26
§ 2. Наследственные правоотношения с участием несовершеннолетних 33
§ 3. Особенности жилищных правоотношений с участием
несовершеннолетних 36
§ 4. Деликтные обязательства с участием несовершеннолетних 49
Глава 3. Особенности реализации правосубъектности несовершеннолетних в семейных правоотношениях.
§ 1. Участие несовершеннолетних в личных неимущественных отношениях в
семье 54
§ 2. Участие несовершеннолетних в семейных имущественных
отношениях 59
Заключение 65
Список использованных источников 72
Глава 1. Общие положения о правосубъектности несовершеннолетних.
§ 1. Понятие и структура правосубъектности несовершеннолетних 8
§ 2. Понятие и содержание правоспособности несовершеннолетних 12
§ 3. Дееспособность несовершеннолетних в гражданском
и семейном праве 17
Глава 2. Особенности реализации правосубъектности несовершеннолетних в гражданских правоотношениях.
§ 1. Правоотношения собственности с участием несовершеннолетних 26
§ 2. Наследственные правоотношения с участием несовершеннолетних 33
§ 3. Особенности жилищных правоотношений с участием
несовершеннолетних 36
§ 4. Деликтные обязательства с участием несовершеннолетних 49
Глава 3. Особенности реализации правосубъектности несовершеннолетних в семейных правоотношениях.
§ 1. Участие несовершеннолетних в личных неимущественных отношениях в
семье 54
§ 2. Участие несовершеннолетних в семейных имущественных
отношениях 59
Заключение 65
Список использованных источников 72
Формирование нового поколения, воспитание его духовного, нравственного, культурного и физического развития должно быть главной целью любого цивилизованного общества, ибо без достойной смены, наделенной лучшими человеческими качествами, обладающей высокой нравственной культурой и правосознанием, не может быть и речи о прогрессивном построении правового государства.
Как показывает опыт истории, любое, даже самое процветающее государство, ограниченное лишь рамками развития своего экономического, материального благополучия, занимающееся накоплением капиталов и относящее на задний план вопросы духовно-нравственного, идеологического воспитания молодежи, рано или поздно обрекает себя на гибель, у такого общества нет будущего.
Эффективная политика в интересах детей и подростков в каждой стране основывается на точном знании и понимании настоящего положения детей, их потребностей и способов решения существующих проблем.
Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, т.е. формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и общественных органов, должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращением граждан, обеспечивает его государственным принуждением, вследствие чего данное право становится регулируемым законом, т.е. юридическим правом.
Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ) (ст. 2) закрепляет, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Причем данная обязанность возникает у государства с момента рождения ее граждан (момента возникновения правоспособности). Главным инструментом реализации указанной обязанности, безусловно, выступают нормы права (закон) как изначальный и универсальный гарант личных прав граждан.
Принятие Конвенции о правах ребенка (1989 г.) стала весьма
серьезной заявкой в международном масштабе в обеспечении защиты прав несовершеннолетних. В Конвенции ребенок впервые был представлен и рассматривался в качестве субъекта права, которому необходим весь спектр прав человека. В соответствии с Международной Хартии Прозрачности ОБСЕ (1999 г.) проблемы детей и подростков в принципе отличаются от проблем взрослых, и в этом случае требуются отдельные механизмы, которые способны обеспечить соблюдение прав и защиту законных интересов детей. Увы, положения, которые были рекомендованы ООН, по реализации Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации по сей день носят декларативный характер, кроме введения института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка . К подобным рекомендованным положениям можно отнести, например, ювенальную юстицию, активное развитие альтернативных форм ухода за детьми, которые заменяют уход в интернатных учреждениях, разработку механизмов для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними, а также оказание поддержки неправительственным организациям в целях активизации их работы в сфере прав детей.
Наиболее актуальными для исследования являются вопросы реализации гражданской правосубъектности несовершеннолетних, так как именно несовершеннолетние являются базовой, социально-демографической группой российского общества, нуждающейся в силу умственной и физической незрелости в специальной заботе государства и общества.
Теоретическое и практическое решение многих проблемных вопросов применения и развития категории гражданской правосубъектности несовершеннолетних осложнено различными обстоятельствами, и прежде всего недостаточной разработанностью норм гражданского и семейного законодательства, которое не обеспечивает в полной мере правовую защищенность детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом сложившейся обстановки в современном обществе, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав ребенка, неприменением отдельных положений законов в области прав детей.
Таким образом, теоретическая разработка проблем категории гражданской правосубъектности несовершеннолетних оказывается актуальной для науки права, и она призвана стимулировать законодательную деятельность в нужном направлении.
Степень разработанности темы. Категория общего понятия гражданской правоспособности, в частности гражданской правосубъектности (гражданско-правового положения) несовершеннолетних, входит в круг научных интересов ряда отечественных ученых. Вопросы, посвященные данной проблеме, исследовались в работах М.М. Агаркова, С.С. Алексеева, Е.П. Андреева, Б.К. Бегичева, С.Н. Братуся, Я.Р. Веберса, A.B. Бенедиктова, Е.М. Ворожейкина, А.Г. Гойхбарга, В.П. Грибанова, О.С. Иоффе, С.Ф. Кечекьяна, O.A. Красавчикова, Л.Г. Кузнецовой, Н.С. Малеина, A.B. Мицкевича, А.И. Пергамент, Ю.К. Толстого, H.A. Чечиной, Я.Н. Шевченко, Г.Ф. Шершеневича, Л.Г. Кузнецовой и др.
Целью дипломной работы является формирование комплексного научного представления о правосубъектности несовершеннолетних в гражданском и семейном праве. Для достижения поставленной цели поставлены задачи:
- определить правовую форму и структуру правосубъектности;
- выявить особенности правосубъектности несовершеннолетних (правоспособность, дееспособность);
- исследовать механизм содействия в реализации прав несовершеннолетних в конкретных правоотношениях с участием детей;
- разработать и внести предложения по совершенствованию механизма участия детей в гражданских правоотношениях и защиты их прав и законных интересов путём реформирования нормативно-правовых актов;
- выявить существующие проблемы участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях и перспективы их решения.
Задачами исследования являются:
- раскрыть понятие и структуру правосубъектности
несовершеннолетних;
- обобщить понятие и содержание правоспособности
несовершеннолетних;
- изучить содержание дееспособности несовершеннолетних в гражданском и семейном праве;
- дать характеристику правоотношениям собственности с участием несовершеннолетних, наследственных, жилищных правоотношений с участием несовершеннолетних, а также деликтных обязательств с участием несовершеннолетних;
- определить сущность участия несовершеннолетних в личных неимущественных отношениях в семье и в семейных имущественных отношениях.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации имущественных и личных неимущественных интересов несовершеннолетних.
Предметом исследования являются законы и иные правовые акты, охватывающие правовое регулирование и определяющие юридическую природу гражданской правосубъектности несовершеннолетних
Структурно работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Как показывает опыт истории, любое, даже самое процветающее государство, ограниченное лишь рамками развития своего экономического, материального благополучия, занимающееся накоплением капиталов и относящее на задний план вопросы духовно-нравственного, идеологического воспитания молодежи, рано или поздно обрекает себя на гибель, у такого общества нет будущего.
Эффективная политика в интересах детей и подростков в каждой стране основывается на точном знании и понимании настоящего положения детей, их потребностей и способов решения существующих проблем.
Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, т.е. формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и общественных органов, должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращением граждан, обеспечивает его государственным принуждением, вследствие чего данное право становится регулируемым законом, т.е. юридическим правом.
Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ) (ст. 2) закрепляет, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Причем данная обязанность возникает у государства с момента рождения ее граждан (момента возникновения правоспособности). Главным инструментом реализации указанной обязанности, безусловно, выступают нормы права (закон) как изначальный и универсальный гарант личных прав граждан.
Принятие Конвенции о правах ребенка (1989 г.) стала весьма
серьезной заявкой в международном масштабе в обеспечении защиты прав несовершеннолетних. В Конвенции ребенок впервые был представлен и рассматривался в качестве субъекта права, которому необходим весь спектр прав человека. В соответствии с Международной Хартии Прозрачности ОБСЕ (1999 г.) проблемы детей и подростков в принципе отличаются от проблем взрослых, и в этом случае требуются отдельные механизмы, которые способны обеспечить соблюдение прав и защиту законных интересов детей. Увы, положения, которые были рекомендованы ООН, по реализации Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации по сей день носят декларативный характер, кроме введения института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка . К подобным рекомендованным положениям можно отнести, например, ювенальную юстицию, активное развитие альтернативных форм ухода за детьми, которые заменяют уход в интернатных учреждениях, разработку механизмов для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними, а также оказание поддержки неправительственным организациям в целях активизации их работы в сфере прав детей.
Наиболее актуальными для исследования являются вопросы реализации гражданской правосубъектности несовершеннолетних, так как именно несовершеннолетние являются базовой, социально-демографической группой российского общества, нуждающейся в силу умственной и физической незрелости в специальной заботе государства и общества.
Теоретическое и практическое решение многих проблемных вопросов применения и развития категории гражданской правосубъектности несовершеннолетних осложнено различными обстоятельствами, и прежде всего недостаточной разработанностью норм гражданского и семейного законодательства, которое не обеспечивает в полной мере правовую защищенность детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом сложившейся обстановки в современном обществе, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав ребенка, неприменением отдельных положений законов в области прав детей.
Таким образом, теоретическая разработка проблем категории гражданской правосубъектности несовершеннолетних оказывается актуальной для науки права, и она призвана стимулировать законодательную деятельность в нужном направлении.
Степень разработанности темы. Категория общего понятия гражданской правоспособности, в частности гражданской правосубъектности (гражданско-правового положения) несовершеннолетних, входит в круг научных интересов ряда отечественных ученых. Вопросы, посвященные данной проблеме, исследовались в работах М.М. Агаркова, С.С. Алексеева, Е.П. Андреева, Б.К. Бегичева, С.Н. Братуся, Я.Р. Веберса, A.B. Бенедиктова, Е.М. Ворожейкина, А.Г. Гойхбарга, В.П. Грибанова, О.С. Иоффе, С.Ф. Кечекьяна, O.A. Красавчикова, Л.Г. Кузнецовой, Н.С. Малеина, A.B. Мицкевича, А.И. Пергамент, Ю.К. Толстого, H.A. Чечиной, Я.Н. Шевченко, Г.Ф. Шершеневича, Л.Г. Кузнецовой и др.
Целью дипломной работы является формирование комплексного научного представления о правосубъектности несовершеннолетних в гражданском и семейном праве. Для достижения поставленной цели поставлены задачи:
- определить правовую форму и структуру правосубъектности;
- выявить особенности правосубъектности несовершеннолетних (правоспособность, дееспособность);
- исследовать механизм содействия в реализации прав несовершеннолетних в конкретных правоотношениях с участием детей;
- разработать и внести предложения по совершенствованию механизма участия детей в гражданских правоотношениях и защиты их прав и законных интересов путём реформирования нормативно-правовых актов;
- выявить существующие проблемы участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях и перспективы их решения.
Задачами исследования являются:
- раскрыть понятие и структуру правосубъектности
несовершеннолетних;
- обобщить понятие и содержание правоспособности
несовершеннолетних;
- изучить содержание дееспособности несовершеннолетних в гражданском и семейном праве;
- дать характеристику правоотношениям собственности с участием несовершеннолетних, наследственных, жилищных правоотношений с участием несовершеннолетних, а также деликтных обязательств с участием несовершеннолетних;
- определить сущность участия несовершеннолетних в личных неимущественных отношениях в семье и в семейных имущественных отношениях.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации имущественных и личных неимущественных интересов несовершеннолетних.
Предметом исследования являются законы и иные правовые акты, охватывающие правовое регулирование и определяющие юридическую природу гражданской правосубъектности несовершеннолетних
Структурно работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Отношение к детям - это один из признаков культурного развития общества. Частью культуры является и правовая культура, которая заключается в создании и применении специальных механизмов защиты и обеспечения прав лиц, остро нуждающихся в содействии.
Правосубъектность лиц, не достигших 18 лет, имеет свои нюансы, они заключаются в том, что состояние ребенка в виде субъекта права обеспечено особым механизмом содействия в осуществлении и защите прав. Данный механизм должен восполнить недостающую дееспособность
несовершеннолетних, по этой причине его следует включить в структуру правосубъектности несовершеннолетних. Действия родителей,
усыновителей, опекунов и попечителей несовершеннолетних лиц, равно как деятельность органов опеки и попечительства обеспечивают механизм содействия в реализации и защите прав лиц, не достигших совершеннолетия. В конечном счете, специфика правосубъектности несовершеннолетнего приводит к одинаковому состоянию правосубъектности взрослого человека и ребенка.
1. Рекомендуется более широкий подход к содержанию дееспособности граждан, позволяющий в полной мере раскрыть состояние дееспособности лиц, не достигших возраста 18 лет. В нормах ст. ст. 26 и 28 Гражданского кодекса РФ следует зафиксировать способность несовершеннолетнего к совершению правомерных юридических действий кроме сделок (юридические поступки, иные, помимо сделок, правомерные юридические действия).
Определение в структуре дееспособности способности совершать правомерные юридические действия, которые не ограничиваются сделками, дало возможность прийти к выводу о невозможности применения к остальным юридическим действиям несовершеннолетних правил о совершении сделок. Таким образом, лица в возрасте от 6 до 14 лет имеют
право самостоятельно совершать другие юридические действия,
разрешенные для них законом (создание авторских произведений, выражение согласия на изменение имени и фамилии, определение места жительства с одним из родителей и т.п.). Что касается несовершеннолетних, которые достигли 14 лет, то они имеют право на совершение любых правомерных юридических действий, не относящихся к сделкам, совершенно самостоятельно, кроме случаев предусмотренных законом.
2. В механизм реализации прав ребенка вместе с действиями законных представителей и содействующих лиц включается деятельность органы опеки и попечительства по контролю над сделками, которые влекут уменьшение имущества лица, не достигшего возраста 18 лет. Вместе с тем, органы опеки и попечительства прямо участвуют в реализации субъективных гражданских прав подопечных (право собственности, право на жилище, право на выбор места жительства и пр.).
В связи с этим, нормы, которые регулируют отношения, участником которых выступает орган опеки и попечительства, согласно ст. 71 Конституции РФ не могут быть закреплены в законодательстве субъектов РФ. Статус указанных ранее органов местного самоуправления
противоречит характеру их деятельности по осуществлению гражданских прав несовершеннолетних. Чтобы устранить указанное противоречие рекомендуется создать единую федеральную систему органов опеки и попечительства и обеспечить единым финансированием. Данная система должна управляться и быть подконтрольной одному федеральному органу исполнительной власти. Также необходимо установить единообразный порядок деятельности органов опеки и попечительства в федеральном законодательстве, следует установить ответственность органов опеки и попечительства за ненадлежащее осуществление своей деятельности и закрепить в актах гражданского, семейного и жилищного законодательства согласованный механизм реализации прав лиц, не достигших 18 лет, с участием органы опеки и попечительства.
3. Преследуя цель обеспечить права и законные интересы детей,
нужно дополнить п.3 ст.37 Гражданского Кодекса РФ следующим
положением: "органы опеки и попечительства не должны давать разрешение на сделки с жилыми помещениями, которые влекут уменьшение прав несовершеннолетнего, не сопровождаются встречным эквивалентным предоставлением в виде приобретения иного жилого помещения, обеспечивающего жилищные права несовершеннолетнего в прежнем объеме. Наряду с этим факт обеспечение жилищных прав несовершеннолетнего лица является главным условием получения согласия органов опеки и попечительства и должно быть произведено до свершения сделки, на которую требуется разрешение органов опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства вправе отказать в даче подобного согласия, если сделки с имуществом несовершеннолетних лиц нарушают права либо законные интересы указанных лиц. Сделки, которые совершены с нарушением положений настоящей статьи, а также хотя и с разрешения органов опеки и попечительства, но с нарушением прав или законных интересов лиц, не достигших возраста 18 лет, являются ничтожными и влекут последствия ничтожности сделки, которые распространяются и на добросовестного приобретателя".
4. В законодательство в части обеспечения места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, следует внести изменения и дополнения. Потому как имеющееся в законе деление места жительства и места пребывания дает возможность сделать вывод, что ребенок, который остался без попечения родителей и оказался без закрепленного за ним жилья, считается лицом без определенного места жительства. В п.2 ст.8 ФЗ №159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» сказано, что «место жительства» следует определить подобным образом: «жилое помещение, которое закреплено за ребенком и в котором несовершеннолетний постоянно или преимущественно проживал до момента определения ему формы устройства, предусмотренной законодательством; если такое помещение отсутствует, местом жительства ребенка считается место его преимущественного проживания согласно с избранной формой устройства: у опекуна, попечителя, в приемной семье, в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.п.». Это положение позволит обеспечить место жительства несовершеннолетнего в целях осуществления других связанных с ним прав, когда он длительное время находится под надзором назначенных ему законных представителей.
5. Установленный ч.4 ст.31 ЖК РФ механизм обеспечения жилым помещением несовершеннолетнего, который является членом семьи собственника, представляется малоэффективным. С целью практической реализации ребенком права на жилое помещение следует дополнить ч.4 ст.31 ЖК РФ следующими положениями: " Если семейные правоотношения между родителями лица, не достигшего возраста 18 лет, прекращаются, то право пользования жилым помещением собственника, который является одним из родителей, сохраняется за ребенком и вторым родителем до момента решения вопроса об обеспечении несовершеннолетнего лица иным жилым помещением на постоянной основе. Данное право сохраняется за несовершеннолетним лицом до момента решения вопроса об обеспечении его собственником жилым помещением в соответствии с настоящим кодексом и в иных случаях. Вместе с тем имущественное положение несовершеннолетнего лица не должно влиять на обязанность собственника обеспечить его жилым помещением. Право пользования жилым помещением сохраняется за несовершеннолетним лицом и вторым родителем до момента решения вопроса об обеспечении ребенка иным жилым помещением, а также в случае отчуждения собственником жилого помещения". Такое дополнение, как я считаю, сможет обеспечить действие механизма, который заложен в ч.4 ст.31 ЖК РФ, на практике.
6. Чтобы обеспечить не эмансипированному несовершеннолетнему свободу предпринимательской деятельности, необходимо установить в
Гражданском Кодексе РФ режим доходов и имущества, получаемого в результате такой деятельности, а также распространить на все предпринимательские сделки лиц в возрасте от 14 до 18 лет режим свободного, то есть самостоятельного заключения, который не требует получения на каждую сделку согласия содействующих лиц. Следовательно, молодому предпринимателю нужно разрешить не только свободно распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности, но и другим имуществом, приобретенным в результате предпринимательской деятельности. Наряду с этим, распоряжение имуществом, приобретенным на доходы от предпринимательской деятельности, должно осуществляться только в целях предпринимательской деятельности несовершеннолетнего лица. Остальные сделки несовершеннолетнего должны соответствовать правилам, которые установлены в Гражданском кодексе РФ. При этом необходимо ввести в Гражданский Кодекс РФ статью 26.1. «Предпринимательская деятельность несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет» подобного содержания:
"1. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет имеет право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в установленном законом порядке. Законом или постановлением Правительства РФ устанавливается перечень видов деятельности, которыми несовершеннолетний заниматься не вправе.
2. Разрешение законных представителей на занятие несовершеннолетним предпринимательской деятельностью должно выражаться путем предоставления нотариально удостоверенного согласия указанных лиц в регистрирующий орган для государственной регистрации несовершеннолетнего в качестве индивидуального предпринимателя.
3. Если соблюдены условия, предусмотренные п. I и п. 2 настоящей статьи, лицо, не достигшее возраста 18 лет, правомочен совершать сделки, самостоятельно, без согласия законных представителей.
4. Если имеются достаточные основания, суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства вправе прекратить предпринимательскую деятельность несовершеннолетнего, отменив действие государственной регистрации несовершеннолетнего в качестве индивидуального предпринимателя.
Без предоставления несовершеннолетнему относительно свободного режима предпринимательской деятельности, который приближает к общему режиму предпринимательства, подобная деятельность не может являться условием эмансипации, так как не отвечает всем необходимым ее признакам и значительно ограничивается контролем содействующих лиц".
7. Необходимо точно установить нижний возрастной предел с 16 лет при приобретении полной дееспособности в момент вступления в брак и внести соответствующий изменения в гражданское и семейное законодательство. Семейный кодекс предусматривает возможность вступления в брак с более раннего возраста при особых условиях, которые установлены законами субъектов. На сегодняшний день данная статья не отвечает интересам не только гражданско-правовой охраны несовершеннолетних, но и нередко уголовно-правовой.
8. До настоящего времени не принят так необходимый закон «Об органах ювенальной юстиции». Довольно формализованный гражданский процесс не может способствовать достижению целей правосудия по делам несовершеннолетних. Есть необходимость регламентировать рассмотрение дел о нарушениях прав несовершеннолетних особым законом с упрощенным порядком правосудия, так как речь идет о детях.
Несмотря на тот факт, что в семейном и гражданском законодательстве РФ реализуются ключевые требования Конвенции о правах ребенка, есть настоятельная необходимость последующего совершенствования правовых основ, обеспечивающих защиту прав и безопасность детей.
Правосубъектность лиц, не достигших 18 лет, имеет свои нюансы, они заключаются в том, что состояние ребенка в виде субъекта права обеспечено особым механизмом содействия в осуществлении и защите прав. Данный механизм должен восполнить недостающую дееспособность
несовершеннолетних, по этой причине его следует включить в структуру правосубъектности несовершеннолетних. Действия родителей,
усыновителей, опекунов и попечителей несовершеннолетних лиц, равно как деятельность органов опеки и попечительства обеспечивают механизм содействия в реализации и защите прав лиц, не достигших совершеннолетия. В конечном счете, специфика правосубъектности несовершеннолетнего приводит к одинаковому состоянию правосубъектности взрослого человека и ребенка.
1. Рекомендуется более широкий подход к содержанию дееспособности граждан, позволяющий в полной мере раскрыть состояние дееспособности лиц, не достигших возраста 18 лет. В нормах ст. ст. 26 и 28 Гражданского кодекса РФ следует зафиксировать способность несовершеннолетнего к совершению правомерных юридических действий кроме сделок (юридические поступки, иные, помимо сделок, правомерные юридические действия).
Определение в структуре дееспособности способности совершать правомерные юридические действия, которые не ограничиваются сделками, дало возможность прийти к выводу о невозможности применения к остальным юридическим действиям несовершеннолетних правил о совершении сделок. Таким образом, лица в возрасте от 6 до 14 лет имеют
право самостоятельно совершать другие юридические действия,
разрешенные для них законом (создание авторских произведений, выражение согласия на изменение имени и фамилии, определение места жительства с одним из родителей и т.п.). Что касается несовершеннолетних, которые достигли 14 лет, то они имеют право на совершение любых правомерных юридических действий, не относящихся к сделкам, совершенно самостоятельно, кроме случаев предусмотренных законом.
2. В механизм реализации прав ребенка вместе с действиями законных представителей и содействующих лиц включается деятельность органы опеки и попечительства по контролю над сделками, которые влекут уменьшение имущества лица, не достигшего возраста 18 лет. Вместе с тем, органы опеки и попечительства прямо участвуют в реализации субъективных гражданских прав подопечных (право собственности, право на жилище, право на выбор места жительства и пр.).
В связи с этим, нормы, которые регулируют отношения, участником которых выступает орган опеки и попечительства, согласно ст. 71 Конституции РФ не могут быть закреплены в законодательстве субъектов РФ. Статус указанных ранее органов местного самоуправления
противоречит характеру их деятельности по осуществлению гражданских прав несовершеннолетних. Чтобы устранить указанное противоречие рекомендуется создать единую федеральную систему органов опеки и попечительства и обеспечить единым финансированием. Данная система должна управляться и быть подконтрольной одному федеральному органу исполнительной власти. Также необходимо установить единообразный порядок деятельности органов опеки и попечительства в федеральном законодательстве, следует установить ответственность органов опеки и попечительства за ненадлежащее осуществление своей деятельности и закрепить в актах гражданского, семейного и жилищного законодательства согласованный механизм реализации прав лиц, не достигших 18 лет, с участием органы опеки и попечительства.
3. Преследуя цель обеспечить права и законные интересы детей,
нужно дополнить п.3 ст.37 Гражданского Кодекса РФ следующим
положением: "органы опеки и попечительства не должны давать разрешение на сделки с жилыми помещениями, которые влекут уменьшение прав несовершеннолетнего, не сопровождаются встречным эквивалентным предоставлением в виде приобретения иного жилого помещения, обеспечивающего жилищные права несовершеннолетнего в прежнем объеме. Наряду с этим факт обеспечение жилищных прав несовершеннолетнего лица является главным условием получения согласия органов опеки и попечительства и должно быть произведено до свершения сделки, на которую требуется разрешение органов опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства вправе отказать в даче подобного согласия, если сделки с имуществом несовершеннолетних лиц нарушают права либо законные интересы указанных лиц. Сделки, которые совершены с нарушением положений настоящей статьи, а также хотя и с разрешения органов опеки и попечительства, но с нарушением прав или законных интересов лиц, не достигших возраста 18 лет, являются ничтожными и влекут последствия ничтожности сделки, которые распространяются и на добросовестного приобретателя".
4. В законодательство в части обеспечения места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, следует внести изменения и дополнения. Потому как имеющееся в законе деление места жительства и места пребывания дает возможность сделать вывод, что ребенок, который остался без попечения родителей и оказался без закрепленного за ним жилья, считается лицом без определенного места жительства. В п.2 ст.8 ФЗ №159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» сказано, что «место жительства» следует определить подобным образом: «жилое помещение, которое закреплено за ребенком и в котором несовершеннолетний постоянно или преимущественно проживал до момента определения ему формы устройства, предусмотренной законодательством; если такое помещение отсутствует, местом жительства ребенка считается место его преимущественного проживания согласно с избранной формой устройства: у опекуна, попечителя, в приемной семье, в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.п.». Это положение позволит обеспечить место жительства несовершеннолетнего в целях осуществления других связанных с ним прав, когда он длительное время находится под надзором назначенных ему законных представителей.
5. Установленный ч.4 ст.31 ЖК РФ механизм обеспечения жилым помещением несовершеннолетнего, который является членом семьи собственника, представляется малоэффективным. С целью практической реализации ребенком права на жилое помещение следует дополнить ч.4 ст.31 ЖК РФ следующими положениями: " Если семейные правоотношения между родителями лица, не достигшего возраста 18 лет, прекращаются, то право пользования жилым помещением собственника, который является одним из родителей, сохраняется за ребенком и вторым родителем до момента решения вопроса об обеспечении несовершеннолетнего лица иным жилым помещением на постоянной основе. Данное право сохраняется за несовершеннолетним лицом до момента решения вопроса об обеспечении его собственником жилым помещением в соответствии с настоящим кодексом и в иных случаях. Вместе с тем имущественное положение несовершеннолетнего лица не должно влиять на обязанность собственника обеспечить его жилым помещением. Право пользования жилым помещением сохраняется за несовершеннолетним лицом и вторым родителем до момента решения вопроса об обеспечении ребенка иным жилым помещением, а также в случае отчуждения собственником жилого помещения". Такое дополнение, как я считаю, сможет обеспечить действие механизма, который заложен в ч.4 ст.31 ЖК РФ, на практике.
6. Чтобы обеспечить не эмансипированному несовершеннолетнему свободу предпринимательской деятельности, необходимо установить в
Гражданском Кодексе РФ режим доходов и имущества, получаемого в результате такой деятельности, а также распространить на все предпринимательские сделки лиц в возрасте от 14 до 18 лет режим свободного, то есть самостоятельного заключения, который не требует получения на каждую сделку согласия содействующих лиц. Следовательно, молодому предпринимателю нужно разрешить не только свободно распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности, но и другим имуществом, приобретенным в результате предпринимательской деятельности. Наряду с этим, распоряжение имуществом, приобретенным на доходы от предпринимательской деятельности, должно осуществляться только в целях предпринимательской деятельности несовершеннолетнего лица. Остальные сделки несовершеннолетнего должны соответствовать правилам, которые установлены в Гражданском кодексе РФ. При этом необходимо ввести в Гражданский Кодекс РФ статью 26.1. «Предпринимательская деятельность несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет» подобного содержания:
"1. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет имеет право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в установленном законом порядке. Законом или постановлением Правительства РФ устанавливается перечень видов деятельности, которыми несовершеннолетний заниматься не вправе.
2. Разрешение законных представителей на занятие несовершеннолетним предпринимательской деятельностью должно выражаться путем предоставления нотариально удостоверенного согласия указанных лиц в регистрирующий орган для государственной регистрации несовершеннолетнего в качестве индивидуального предпринимателя.
3. Если соблюдены условия, предусмотренные п. I и п. 2 настоящей статьи, лицо, не достигшее возраста 18 лет, правомочен совершать сделки, самостоятельно, без согласия законных представителей.
4. Если имеются достаточные основания, суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства вправе прекратить предпринимательскую деятельность несовершеннолетнего, отменив действие государственной регистрации несовершеннолетнего в качестве индивидуального предпринимателя.
Без предоставления несовершеннолетнему относительно свободного режима предпринимательской деятельности, который приближает к общему режиму предпринимательства, подобная деятельность не может являться условием эмансипации, так как не отвечает всем необходимым ее признакам и значительно ограничивается контролем содействующих лиц".
7. Необходимо точно установить нижний возрастной предел с 16 лет при приобретении полной дееспособности в момент вступления в брак и внести соответствующий изменения в гражданское и семейное законодательство. Семейный кодекс предусматривает возможность вступления в брак с более раннего возраста при особых условиях, которые установлены законами субъектов. На сегодняшний день данная статья не отвечает интересам не только гражданско-правовой охраны несовершеннолетних, но и нередко уголовно-правовой.
8. До настоящего времени не принят так необходимый закон «Об органах ювенальной юстиции». Довольно формализованный гражданский процесс не может способствовать достижению целей правосудия по делам несовершеннолетних. Есть необходимость регламентировать рассмотрение дел о нарушениях прав несовершеннолетних особым законом с упрощенным порядком правосудия, так как речь идет о детях.
Несмотря на тот факт, что в семейном и гражданском законодательстве РФ реализуются ключевые требования Конвенции о правах ребенка, есть настоятельная необходимость последующего совершенствования правовых основ, обеспечивающих защиту прав и безопасность детей.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО И СЕМЕЙНОГО ПРАВА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ГРАЖДАНСКОГО И СЕМЕЙНОГО ПРАВА
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2018 - Гражданская правосубъектность физических лиц
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2019 - Семейное право в системе права Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Участие несовершеннолетних лиц в договорных
отношениях
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование семейных прав
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы реализации прав несовершеннолетних в гражданских
правоотношениях
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Некоторые проблемные вопросы участия несовершеннолетних в гражданских отношениях
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



