ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
1.1. Сущность особых экономических зон и их роль в экономике 6
1.2. Разновидности особых экономических зон 12
1.3. Технологии, используемые в развитии особых экономических зон 19
2. ОСОБЫЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ 23
2.1. Современное состояние особых экономических зон 23
2.2. Анализ финансово-кредитных технологии развития особых экономических зон
2.3 АО <<ОЭЗ ПИТ <<Алабуга>> и её влияние на Республику Татарстан 48
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
3.1 Решение проблем функционирования особых экономических зон 55
3.2 Перспективы развития особых экономических зон 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
В утвержденном распоряжении Правительства РФ от 27.01.2015 г. № 98-р в плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. предполагается (наряду с другими мероприятиями) обеспечить за счет созданных инструментов промышленной политики, включающих механизм государственно-частного партнерства, приток частных инвестиций. В России использование механизма ГЧП наиболее полно отработано в особых экономических зонах.
На современном этапе в условиях глобализации мирохозяйственных связей функционирование особых экономических зон (ОЭЗ) оказывает значительное влияние на экономическую безопасность за счет активного развития и внедрения в производство передовых технологий, достижений науки и техники. Стремление к безопасности - характерная черта всех функционирующих систем, включая экономическую. Сущность безопасности системы проявляется в сбалансированности внутренних и внешних условий ее существования, позволяющих системе реализовывать интересы текущего и будущего ее развития.
Актуальность данной темы можно аргументировать рядом факторов.
Во-первых, в условиях растущей конкуренции в мировой экономике и соответствующего поиска новых инструментов развития создание особых экономических зон различных видов способствует формированию полюсов роста экономики не только в экспорте и импорте продукции, но и в создании промышленно-производственных комплексов и инновационных секторов развития.
Во-вторых, за последние десятилетия можно было наблюдать процесс активизации использования механизма особых экономических зон для развития экономики той или иной страны. И если раньше он был нацелен на развитие экспортных отраслей и стимулирование импорта и экспорта, то на сегодняшний день происходить процесс интеграции особых экономических зон во все сектора экономики. Таким образом, можно выделить 3 волны развития особых экономических зон: зоны, нацеленные на стимулирование внешней торговли, зоны, нацеленные на привлечение инвестиций и капитала для промышленного производства, и зоны, нацеленные на развитие инновационного потенциала.
Ну и, наконец, можно отметить тот фактор, что именно в последние два десятилетия в России происходило освоение серьезное теории и внедрение практики использования особых экономических зон. При этом государство стало выделять больше средств на соответствующие программы и проекты.
В современных условиях становления в мире шестого технологического уклада экономическая безопасность России будет определяться ее активизацией в модернизации и инновационном развитии производства с целью обеспечения конкурентоспособности производимых товаров на мировом рынке. В этом плане исключительную роль может сыграть широкое развитие в России особых экономических зон, особенно промышленно-производственного и технико-внедренческого направления, позволяющих привлекать частные инвестиции, развивать современные производства, вести исследования и аккумулировать мировой опыт с целью творческого его использования с учетом специфических российских условий.
Актуальность настоящего научного исследования определяется его системным подходом к анализу опыта функционирования ОЭЗ в России и в развитых странах, выявлении факторов, тормозящих их развитие, в выработке конкретных предложений по повышению эффективности привлечения и использования государственных и частных инвестиций за счет использования стимулов, заложенных в механизме государственно-частного партнерства.
Объектом данного исследования являются финансово-кредитные технологии развития особых экономических зон.
Предметом данного исследования является изучение особых экономических зон в Российской Федерации.
Основная цель данной работы заключается в том, чтобы изучить особенности особых экономических зон в России и рассмотреть финансово-кредитные технологии развития экономических зон.
Для достижения поставленной цели определен круг задач:
- Изучить сущность особых экономических зон и их роль в экономике;
- Рассмотреть разновидности особых экономических зон;
- Изучить современное состояние развития особых экономических зон в России;
- Провести анализ финансово-кредитных технологий развития особых экономических зон;
- Изучить проблемы функционирования особых экономических зон в России;
- Рассмотреть перспективы развития особых экономических зон в России.
Данная работа состоит введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
При исследовании особых экономических зон в Российской Федерации использованы методы сравнительного анализа. Этот подход является ключевым в данной работе, так как именно с его помощью можно сравнить не только стадии развития особых экономических зон, но и выявить возможные шаги для улучшения функционирования этого инструмента экономической политики в России.
Для приведения статистических показателей в работе были использованы данные с официального сайта Государственной службы статистики.
Особые экономические зоны - это один из наиболее современных, успешных и эффективных инструментов экономической политики, чья деятельность нацелена на улучшение не только экономических показателей регионов и страны в целом, но и на улучшение социальных условий.
В России особые экономические зоны имеют сравнительно небольшую историю и опыт развития. Однако, уже сейчас можно говорить о положительной динамике. В особенности это касается промышленно-производственных зон, которые считаются наиболее успешными особыми экономическими зонами в России.
В ходе выполнения работы была определена классификация особых экономических зон. В России существуют пять видов ОЭЗ: портовые, промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные особые экономические зоны. В США же существуют только три типа ОЭЗ: зоны свободной торговли, предпринимательские зоны и технопарки (то есть технико-внедренческие особые экономические зоны).
Особые экономические зоны и в США и в России имеют огромное влияние на социально-экономическое положение регионов. Однако, в России особые экономические зоны как правило создаются в наиболее экономически и социальной благоприятных регионах, то есть там, где инвестиционный климат за-ранее располагает к тому, чтобы туда вкладывали деньги, создавали производства, приглашали иностранных специалистов. В тоже время, в Соединенных Штатах Америки, создание особых экономических зон было изначально направлено на создание благоприятных условий для торговли, на улучшение социально-экономических показателей регионов. Исключение составляют только технико-внедренческие особые экономические зоны, технопарки. Они создавались уже с учетом наличия научной базы и соответствующих условий для развития бизнеса.
Процесс создания особых экономических зон довольно труден. И сегодня эта политика Министерства экономического развития имеет свои недостатки. Нельзя сказать, что и американские особые экономические зоны лишены недостатков. Однако их гораздо меньше, чем в России.
У российских особых экономических зон есть серьезный недостаток, который не наблюдается в Соединенных Штатах Америки. Это слабость нормативно-правовой базы, что создает серьезные препятствия для эффективного и нормального функционирования особых экономических зон. То есть недостатки федерального и регионального законодательства в этом вопросе привели к тому, что Федеральное агентство не имеет полномочий по координации предпринимательской и инвестиционной деятельности. Требования по раскрытию информации, недостатки системы администрации - эти факторы также способствуют тому, что инвесторы не спешат вкладывать свои деньги.
Помимо этого, многие международные эксперты отмечают такие недостатки, как коррупция, политическая нестабильность, слабо развитая инфраструктура.
В США государство и инвесторы сталкиваются с проблемами другого рода, связанными с недополучениями в федеральный и региональные бюджеты, с созданием неправомерных условий для предприятий и т.д.
Можно сказать, что для России характерны проблемы периода становления этого инструмента экономической политики, тогда как для США, проблемы связаны в основном с каждодневным функционированием особых экономических зон.
Однако, тот факт, что российские особые экономические зоны сталкиваются с различными проблемами, не означает, что у них нет перспектив. В данном случае можно сказать, что у них еще все впереди, что они на начальных стадиях своего развития. В отличие от американских особых экономических зон, которые в своей массе находятся на пике.
Правительство России активно занимается оптимизацией системы администрирования и восполнением пробелов в законодательстве особых экономических зон. Помимо этого, идет процесс внедрения в экономику региональных особых экономических зон, которые по классу наиболее близки американским предпринимательским зонам, чья деятельность будет направлена именно на улучшение социально-экономического положения того или иного региона.
Помимо этого, идет активная работа по развитию технико-внедренческих особых экономических зон. Приглашаются иностранные специалисты, создаются филиалы крупнейших международных и российских научно-исследовательских институтов. Все это способствует тому, что российские технопарки постепенно становятся одними из самых эффективных научных центров в мире.
Российские особые экономические зоны имеют огромный потенциал. Создание кластерной системы поспособствует тому, что достижения технико-внедренческих зон, промышленно-производственных зон, создадут крупный и эффективный инновационный центр, где очень хорошо налажена система коммерциализации и промышленного производства товаров высокого качества.
Однако, в качестве еще одного наиболее перспективного пути развития особых экономических зон в Российской Федерации, можно отметить тот тип зон, который не был рассмотрен в этой работе - туристско-рекреационные особые экономические зоны. Они создаются и активно поддерживаются государством в нашей стране. В России существует множество мест с уникальным природным комплексом, где при создании благоприятных условий можно было бы сделать места для отдыха мирового класса. Россия - уникальная страна, на территории которой есть практически все природные зоны.
Еще необходимо проделать огромную работу, для того, чтобы особые экономические зоны в России стали эффективным инструментом экономической политики. Пока же, в отличие от США, российские особые экономические зоны больше являются политическим инструментом влияния на экономику регионов.
Необходимо учитывать ошибки прошлого, перспективы на будущее и опыт тех, кто прошел этот путь до нас. Но нужно помнить, что у российского экономико-политического климата своя специфика и свои особенности. Нужно помнить, что инвестиции в такие проекты, особенно в технико-внедренческие зоны, окупаются не сразу, не нужно рассчитывать на сверхприбыли. И тогда, через определенный промежуток времени, особые экономические зоны принесут свои плоды.
1. Об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Приложение F1 «О свободных зонах» [Электронный ресурс]: Международная конвенция от 18.05.1973 года. // - Информ.-правое. система «Консультант Плюс».
2. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22.07.2005 года, № 116-ФЗ (ред. от 13.07. 2015 года) // - Информ.-правов. система «ГАРАНТ».
3. О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.11.2014года, 377- ФЗ (ред. от 5.04.2016 года ) // - Информ.-правов. система «ГАРАНТ».
4. О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и Соглашения о свободных складах и таможенной процедуре таможенного склада [Электронный ресурс]: Постановление правительства РФ от 17.06.2010 года, № 447 // - Информ.-правов. система «ГАРАНТ».
5. Об утверждении критериев создания особой экономической зоны [Электронный ресурс]: Постановление правительства РФ от 26.04.2012 года,№398 (ред. от 27.03.2013 года)// - Информ.-правов. система «ГАРАНТ»..19
Однотомная книга одного автора:
6. Глазьев С.Ю. Возможности инновационного развития Росси в контексте глобальных перемен. В монографии «Инновационное развитие экономики: международный опыт и проблемы России» -М. СПб: Нестор- история. 2012. С. 19./8
7. Дюмулен И. Н. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2011. - 518 с./9
8. Зельднер А.Г. «Условия функционирования и эффективность использования инвестиционно-инновационных возможностей особых технико-внедренческих зон России. М. ИЭ РАН. 2012./12
9. Климова М.В. Государство и частный капитал: от теории к практике взаимодействия в европейских странах. - М.: Магистр. 2011./16
10. Михеев О.Л. Частно-государственное партнерство в условиях смешанной экономики: теория и практика становления и функционирования. - М.: «Анкил». - С. 156-166./28
11. Мочальников В.Н. Государственно-частное партнерство: опыт, тенденции. Вектор развития для России. -М. Экономика. 2012./29
12. Пороховский А.Л. Вектор экономического развития. -М.: Смена, 2002. С. 116./36
13. Портер М. Международная конкуренция. М.: Вильямс, 2000. С.
45. /38
14. Рыбалкина В.Е. Международные экономические отношения - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008./25
Однотомная книга двух и более авторов:
15. Приходько С. В., Воловик Н. П. Особые экономические зоны. Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований. -М.: ИЭПП, 2007. - 268 с./39
16. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. - М. ИНФРА-М, 2008./42
17. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. -М.: Бином-Кнорус. 2000./44
Переводная книга:
18. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калининой. — М.: «Альпина Паблишер». 2008./37
Статья в периодическом издании:
19. Вертакова Ю.В., Ватутина О.О. Региональные венчурные кластеры как основа инновационного развития производственного сектора российской экономики // Вестник ОрелГИЭТ. 2012. № 1(19). С. 16-21./6
20. Глазьев С., Фетисов Г. О стратегии устойчивого развития экономики России. // Экономист. 2013. №1. С. 7 /7
21. Зельднер А., Козлова С. Система показателей для оценки функционирования и мониторинга особых экономических зон. // Вопросы экономики и права. 2013. №2./11
22. Зельднер А.Г. Место стратегирования в понятийно-категориальной системе прогнозирования // Экономические науки № 8(93) 2012./13
23. Кириллова Т. В. Таможенные процедуры: особенности и практика применения // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики, № 12, 2013 г., с. 85-88./15
24. Королев Ю.А. Развитие особых экономических зон в Российской
Федерации как инструмента повышения инновационного потенциала: противоречия, тенденции и перспективы //Экономические науки, 2009 г.,
№ 5 (54)/17
25. Костенко Е.В. Особые экономические зоны в контексте устойчивого регионального развития //Международный журнал Устойчивое развитие: наука и практика, 2012 г., № 2 (9), стр.52/18
26. Курбанов А. Х., Пахомов В. И., Плотников В. А. Интеграция экономики Крыма в российскую экономическую систему: состояние и перспективы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2014. - № 4. - С. 29-37./21
21. Лапин А.Е., Коробейникова А.В. Формирование и правовое регулирование портовых особых экономических зон // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование, № 5, том 4, 2011. 22
28. Майсак О. С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2013. — № 1 (21). — С. 151—151./23
29. Новаков А.Ю. Особые экономические зоны российские оффшоры? (на примере ОЭЗ «Алабуга») // Налоговая политика и практика №4, 2007./30
30. Павлов П. В. Особые экономические зоны как механизм эффективного развития международной инвестиционной и инновационной деятельности // NB: Международные отношения. — 2013. - № 1. - С.51-144. /33
31. Платонова Н.Л. Свободные экономические зоны в Российской Федерации: правовые проблемы создания и функционирования// «Гражданин и право». 2001. №№ 5, 6./34
32. Полтерович В. Экономических чудес не бывает // Прямые инвестиции. №4 (72), 2008./35
33. Райнхардт Р.О. Офшоры: «острова сокровищ» или геополитические ловушки // Финансовый бизнес - № 4. 2013. - С. 57-60./40
34. Рац А.А. Особая экономическая зона Дубна: планируем развитие //Вестник ОЭЗ, 2009 г., № 1
35. Селезнев А.З. Проблемы совершенствования кредитно-банковской системы// Экономист. №8. 2009. С.18.//45
36. Харченко Е.В., Венделев Д.Г. Стратегия инновационного развития Курской области - методологический фундамент обеспечения устойчивого роста мезоэкономики // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 5 (44), ч. 2. С. 313-325./41
31. Чернявская Ю.А., Рубцова Л.Н. Механизм создания особых экономических зон в современных условиях. //Проблемы современной экономики, 2009 г., № 3/50
38. Чернявская Ю.А. Совершенствование условий формирования маркетинговой среды предприятий особых экономических зон // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 1. С. 113-119./49
Статья в сборнике:
39. Михеев В.А. Государственно-частное партнерство в реализации приоритетных национальных проектов // Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации: сб. науч. работ / отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М.: 2007. С. 37-41./27
Работа в материалах конференции:
40. Медведев Д.А. на конференции «Актуальные вопросы развития оборонно-промышленного комплекса РФ» 20 марта 2013 г. В.В.Путин на Меж-региональной конференции партии «Единая Россия» в г. Екатеринбург 30 июня 2011 г./24
41. Сухорукова О.А., Барбина А.М. Создание особой экономической зоны как способ стимулирования региональной экономики // Управление социально- экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения: материалы III-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2013. Т. 1. С. 37-40./46
Электронные ресурсы удаленного доступа:
42. Издательский дом Коммерсантъ [Электронный ресурс]: ЕС перекрыл дорогу в Крым для европейских товаров и инвестиций - Официальный сайт издательского дома Коммерсантъ-Режим доступа:
http: //www.kommersant .ru/10
43. Информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]: Чем обернутся санкции ЕС в отношении Крыма- Официальный сайт информационно-аналитического портала - Режим доступа: http://www.szona.org/48
44. Информационно-аналитический портал по индустриально-технической недвижимости [Электронный ресурс]: Обзор особых экономических зон России промышленно-производственного типа май 2014- Официальный сайт информационно-аналитического портала - Режим доступа: http: //hubprom.ru/32
45. Информационно-аналитического портал по индустриально¬
технической недвижимости [Электронный ресурс]: Как потенциальному резиденту правильно выбрать особую экономическую зону в России -Официальный сайт информационно-аналитического портала- Режим доступа:
http: //hubprom.ru/14
46. Министерство экономического развития Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Официальный сайт. - Режим доступа: http://
www.economy.gov.ru/26
47. Российская Газета [Электронный ресурс]: Крыму и Севастополе создана свободная экономическая зона-Официальный сайт Российской газеты- Режим доступа: http://www.rg.ru/20
48. Россия. Особые экономические зоны [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа: http://www.russez.ru/43
49. Росстат [Электронный ресурс]: Инвестиции - Официальный сайт Росстата, 2016. Режим доступаhttp: //www.gks.ru/54
50. Росстат [Электронный ресурс]: Национальные счета - Официальный сайт Росстата, 2016. Режим доступаhttp://www.gks.ru/51
51. Росстат [Электронный ресурс]: Промышленное производство - Официальный сайт Росстата, 2016. Режим доступаhttp://www.gks.ru/53
52. Росстат [Электронный ресурс]: Трудовые ресурсы - Официальный сайт Росстата, 2016. Режим доступаhttp: //www.gks.ru/52