Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Рецепция мифа о Вавилонском столпотворении в романе Д. Рубиной «На солнечной стороне улицы»

Работа №83342

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы42
Год сдачи2016
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Роль мифа в современном литературном произведении 6
1.1 Понятие миф и мифология 6
1.2 Мифология и символика в литературном произведении 10
Глава 2. Мифопоэтическая основа романа Д. Рубиной «На солнечной стороне улицы» 17
2.1 Мифологическая символика в романе 17
2.2 Особенности рецепции мифа о Вавилонском столпотворении 28
Заключение 37
Список литературы

В современной литературе, культурологии «миф» является совокупностью не абстрактных, а реально переживаемых категорий мысли и жизни, которые обладают своей собственной истинностью, достоверностью, которые организованы в соответствии с определенной закономерностью и структурированы особым образом.
Миф в литературе соединяет в себе как рациональное, так и иррациональное в природе человека. Рациональное начало мифа в литературе заключено в том, что человек пытается достичь понимания ясной картины окружающего мира, а в мифе он находит определенное успокоение, так как его структура относительно проста и понятна, но только на первый взгляд. Иррациональное начало проявляется в том, что все мифологическое не проверяется, так как ему нет соответствия в действительности. Парадоксом в этой ситуации является то, что эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, повторение чего-то уже случавшегося ранее. В этом смысле большой интерес представляет такое явление как рецепция, которая вносит мифологическое сознание из сферы иррационального в рациональное. Таким образом, рецепция связывает два этих начала между собой очень прочными связями, при этом сопровождая иррациональные доводы вполне рациональными аргументами, которые основаны на фактах.
Актуальность темы исследования обусловлена увеличением внимания к сопоставительному изучению проблем употребления и воспроизводимости рецептивных включений в современных художественных текстах. Без понимания явления интертекстуальности и рецепции невозможно полно и объективно проанализировать сложные полисемантические тексты, в которых определенное отношение автора к тому или иному явлению или к личности может быть выражено в форме включений.
Целью данной работы является выявление мифологической основы романа Д.Рубиной «На солнечной стороне улицы».
Объектом исследования является роман Д.Рубиной «На солнечной стороне улицы» .
Предметом исследования является использование рецепции мифа о Вавилонском столпотворении в романе Д. Рубиной «На солнечной стороне улицы».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить роль мифа в создании литературного произведения.
2. Рассмотреть типологию мифологических персонажей как трактовку образов.
3. Определить роль мифологии и символики в литературном произведении.
4. Выявить мифологическую символику в романе.
5. Проанализировать особенности рецепции мифа о Вавилонском столпотворении в романе Д. Рубиной «На солнечной стороне улицы».
В работе использованы сравнительно-исторический, генетический и типологический методы исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведенное исследование позволяет уточнить возможные тактики и приёмы употребления включений в художественных текстах, установить степень универсальности и специфичности их использования в современной литературе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в практике преподавания литературы. Кроме того, полученные результаты исследования могут служить базой для дальнейшего анализа рецептивных включений в современной литературе.
Структура работы: данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматривается Миф в современном литературном произведении. Во второй главе анализируется мифопоэтическая основа романа Д.Рубиной «На солнечной стороне улицы». В заключении представлены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рецепция древних мифологических сюжетов, которые интерпретируются с долей определенного осовременивания приводят к тому, что происходит ведение мифологических мотивов в ткань реалистического повествования, что приводит к обогащению конкретно-исторических образов универсальными смыслами и аналогиями. Воспроизведение такого рода фольклорных и этнических пластов бытия и сознания, где еще живы элементы мифологического миросозерцания придают произведению притчеобразность, лирико-философскую мотивацию медитации, которые ориентируют читателя на архетипические константы человеческого бытия: дом, хлеб, дорога, вода, очаг, гора, детство, старость, любовь, болезнь, смерть и т.п.
Дина Рубина в своем романе «На солнечной стороне улицы» непосредственно «погружает» общеизвестную информацию в тему символического дискурса, а в результате этого процесса устраняется референтная неоднозначность, определяется своеобразная коммуникативная цель произведения, в котором после заголовка шаг за шагом выясняется драматургия всего авторского замысла.
В ходе данной интерпретации воссоздается чувственный и мысленный мир автора, в котором, автор конструировал мир, и где описываются как реальное, так и желаемое, нереальное положение дел. В этой связи рецепция мифа о Вавилонском столпотворении упорядочивает представления автора о мире и его самых сокровенных тайнах, связанных с человеком.
При помощи этих скрытых смыслов, читателем постепенно определяются характеристики действующих лиц, объектов, времени, обстоятельств событий (в частности, поступков действующих лиц) согласно первоначальному замыслу, который был в концентрированном виде представлен в интертекстуальном или прецедентном включении.
Следовательно, мысленный мир читателя в ходе знакомства с произведением включает также домысливаемые интерпретатором детали и оценки непосредственно с его неповторимым жизненным опытом.
Данным обстоятельством пользуется автор романа, в данной форме с первых строк подсказывая свое мнение адресату, так как пытаясь понять дискурс, читатель переселяется в чужой мысленный мир автора.
Опытный автор, предваряет такое речевое внушение подготовительной обработкой чужого сознания через интертекстуальное или прецедентное включение, с тем, чтобы необходимое отношение к предмету публикации гармонизировало с устоявшимися представлениями - как осознанными, так и неосознанными.
Таким образом, расплывчатая семантика языка данного произведения способствует гибкому внедрению в чужое сознание: новый взгляд модифицируется под влиянием системы устоявшихся мнений интерпретатора, а заодно и меняет эту систему.
При освещении ситуации исследованных в данных текстах можно было наблюдать следующие тенденции:
Во-первых, упрощение аргументов.
Во-вторых, обострение угла зрения.
С этой точки зрения особый интерес представляет собой использование интертекстуальных и прецедентных включений для сжатия информации, и определения тональности публикации уже в самом начале на уровне заголовка.
Данные включения используются автора для того, чтобы выразить свою личную позицию с первых строк текста, таким образом оказывая речевое воздействие на читателя.
Внутрилитературное значение включения заключается в ее способности формировать новый знак на основе уже существующего, связи между которыми носят имплицитный характер. Оно подтверждает существование семантических связей между протословом и текстом включения, особого соотношения семантических компонентов.



1. Д.Рубина // На солнечной стороне улицы.- Москва: Эксмо,2015-512 с.
2. Аверинцев С. С. Символ // Краткая лит. энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1971. — Т. 6 СПб. - 980 с.
3. Аверинцев С. С. Заметки к будущей классификации типов символа/ / Проблемы изучения культурного наследия. -М.: Наука, 1985. - 380 с.
4. Андреева, E. Ю. Все и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века / Е. Ю. Андреева. - СПб.: Издательство, 2004. - 280 с.
5. Барт Р. Мифология. - М., 1996. - 320 с.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1986. - 280 с.
7. Большакова А. Ю. Литературный архетип // Литературная учёба. — 2001. — № 6.- С.171
8. Бореев Ю. Б. Теория художественного восприятия и рецептивная эстетика, методология критики и герменевтика // Художественная рецепция и герменевтика.- М.: Наука, 1985. - 180 с.
9. Влaдимирoвa Н.Г. Услoвнoсть, сoзидaющaя мир.- В.Нoвгoрoд, 2001. - 220 с.
10. Велишский, Ф.Ф. Быт и нравы древних греков и римлян.- М., 2000. - 320 с.
11. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. — М: Искусство. — 1991. - 180 с.
12. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. -2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995. - 280 с.
13. Гудков Д.Б. Прецедентное имя и проблемы рецепции. -М., 1999. - 230 с.
14. Делез Ж. Различие и повторение. — СПб.: Петрополис, 1998. - 280 с.
15. Ильев С.П. Русский символистский роман. - М: изд. Искусство 1990. - 280 с.
16. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.- М., 1987. - 320 с.
17. Кузьмина Н.Л. Интсртскст и его рель в прoцeссaх эволюции пoэтичeскoгo языка.- Изд. 4 2007. - 180 с.
18. Курбатов В. Время жизни // Дружба народов. 2007. №11. С. 199¬
204.
19. Лазарева К.В. Поэтика заглавия романа Д. Рубиной «На солнечной стороне улицы»// —2007 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://science.rggu.ru /article.html?id=66066
20. Лосев А. Ф. Вещь и имя // Бытие, имя. космос. — М.: Мысль, 1993., с. 802—880
21. Лотман. Ю О мифологическом коде сюжетных текстов: Сборник статей по вторичным моделирующим системам. - Тарту, 1973.- 280 с.
22. Литературный энциклопедический словарь. / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987.С. 64-65
23. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. - 180 с.
24. Микешина Л.Л. Трансцендентальное измерение гуманитарного знания // Вопросы философии. - 2006. - № 1. - С. 49-66.
25. Музычук Т.Л Организация неязыковых средств выражения эмоциональной речи в диалоге художественной прозы/ Русский язык: вопросы теории и инновационные методы преподавания. -В 3 ч. - Ч. 1 - Иркутск. 2001г.- С. 120-124.
26. Муратханов В. Диктанты памяти // Октябрь. 2008. № 2. С. 177-179
27. Потебня А.А. О доле и сродных с нею существах // Потебня А.А. Слово и миф.-М., 1989 - 180 с.
28. Пригожий И.П Стенгере И. Время, хаос, квант. - М.: Прогресс. 1999. - 180 с.
29. Проблема сознания в современной западной философии. — М.: Наука, 1989. - 210 с.
30. Пятигорский А. М. Мифологические размышления. - М.: Языки русской культуры. 1996. - 180 с.
31. Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века). -СПб, 2002. - 120 с.
32. Трансформация таланта в романе Д. Рубиной «На солнечной стороне улицы»// [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://text.tt200.biz/referat_zarubejnaja_literatura/7referatM83218
33. Тухарели М. Аллюзия в системе художественного произведения- Тбилиси, 1984. - 180 с.
34. Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов. -М., 2000. - 210 с.
35. Хализев В.Е. Теория литературы. -М., 1999. - 220 с.
36. Хюбнер К. Истина мифа: Пер. с нем.- М.: Республика, 1996. - 450 с.
37. Черняк М.А. Отечественная проза XXI века: предварительные итоги первого десятилетия: учебное пособие. -СПб.; -М.: САГА: ФОРУМ, 2009. - 180 с.
38. Шелогурова Г. Об интерпретации мифа в литературе русского символизма // Из истории русского реализма конца XIX - начала XX веков: Сб. статей / Под ред. А.Г. Соколова - М., 1986. - 210 с.
39. Эдельштейн Михаил «Вокруг Дины Рубиной»// [Электронный
ресурс]. — 2010. — Режим доступа. — URL:
http: //www. lechaim. ru/ARHIV/215/edelshteyn.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ