ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВ ДИЗАЙНА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
|
Введение
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Категориальные основы работы с детьми дошкольного
возраста 6
1.2 Методические приемы и работа с детьми дошкольного возраста
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНЫЙ ДИЗАЙН» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 19
2.1 Содержание и образовательные задачи программы
«Волшебный дизайн» 19
2.2 Апробация программы «Волшебный дизайн» в детском саду 24
Выводы по второй главе 28
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ ХОЛОДНЫЙ БАТИК 29
3.1 Разработка эскизов 29
3.2 Технологическая последовательность выполнения картины 32
Выводы по третьей главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Категориальные основы работы с детьми дошкольного
возраста 6
1.2 Методические приемы и работа с детьми дошкольного возраста
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНЫЙ ДИЗАЙН» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 19
2.1 Содержание и образовательные задачи программы
«Волшебный дизайн» 19
2.2 Апробация программы «Волшебный дизайн» в детском саду 24
Выводы по второй главе 28
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ ХОЛОДНЫЙ БАТИК 29
3.1 Разработка эскизов 29
3.2 Технологическая последовательность выполнения картины 32
Выводы по третьей главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
В современной системе образования одним из основных требований общества является формирование и воспитание ответственной, инициатив-ной, всесторонне развитой личности, способной находить нестандартные решения в сложных ситуациях, мыслить творчески и учиться на протяжении всей жизни. В ходе получения образования на различных уровнях обучения в Российской Федерации (РФ) с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения системы образования практически каждый обучающиеся сталкиваются с проблемными ситуациями, которые направлены на нахождение оптимального и рационального способа разрешения задачи и выхода из порой искусственно созданной ситуации. Поэтому они должны уметь максимально самостоятельно работать в период своего обучения и развития в том числе и в области искусства, дизайна. В условиях реформирования всей системы образования большое внимание стало уделяться проблеме детства, как одной из самой первой ступени уровня образования в РФ, являющимся отправной и базовой точкой в системе образования наряду с начальным, средней и высшей школами.
В современном мире требуется применение самого широкого спектра способностей. Потребность в развитии системы образования приводит к созданию новых типов образовательных педагогических систем. Один из примеров которого является «Дизайн-образование». Под базовым термином «дизайн-образование» в нашем исследовании мы будем понимать особую область дошкольной педагогики, которая позволяет распространять проектно-творческую культуру в сферу образования, Основная задача дизайн-образования - воспитание такой личности, которая способна к инновационным процессам во благо человека, общества и всей страны в целом.
Детей дошкольного возраста привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности: направленность на получение результата у детей складывается постепенно, которая способствует формированию у них эстетических переживаний и творческих способностей. При этом возможности получить дизайн-образование у детей в возрасте от 3 до 6-7 лет множество. Это могут быть занятия, проводимые согласно Обязательной образовательной программе и программам дополнительного образования детей, организованными на базе дошкольного учреждения или творческих студий, школ искусства и этим только оно не ограничивается. Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов. К сожалению в условиях реализации ФГОС ДО наблюдается дефицит и нехватка методических разработок в области дизайн-образования, что собственно и определило тему нашего исследования: «Дидактическое обеспечение основ дизайна в дошкольном образовательном учреждении».
Цель: определить эффективность внедрения программы работы с детьми дошкольного возраста по дизайн-образованию.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовании.
Предмет исследования: дидактическое обеспечение основ дизайна в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: разработанная нами программа «Волшебный дизайн» для детей дошкольного возраста будет эффективной, если её содержание будет не только отвечать требованиям ФГОС ДО, но и дополнять и расширять область художественно-эстетического развития детей и реализовываться как одно из средств дополнительного образования на базе дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Изучить теоретические особенности организации дополнительного образования детей в дошкольных образовательных организациях.
3. Определить содержание и образовательные задачи кружка «Волшебный дизайн».
4. Апробировать программу кружка «Волшебный дизайн».
5. Изготовить изделия декоративно-прикладного искусства вконтексте деятельности кружка.
Методы исследования: теоретические (изучение, анализ, беседа), эмпирические (проектирование, педагогический эксперимент) и математические (статистическая обработка результатов анкетного опроса и педагогического эксперимента, шкалирование).
Практическая значимость: разработанная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Волшебный дизайн», может быть положена в основу совершенствования дизайн-образования и до-школьной подготовительной деятельности ребенка, а так же полезной педагогам дошкольного образования в организации художественно-эстетической деятельности детей.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы и выводы по ним, заключение, список использованных источников и приложения. Общий объем работы 41 страница машинописного текста, 4 таблицы и 11 рисунков, 34 использованных источников информации.
В современном мире требуется применение самого широкого спектра способностей. Потребность в развитии системы образования приводит к созданию новых типов образовательных педагогических систем. Один из примеров которого является «Дизайн-образование». Под базовым термином «дизайн-образование» в нашем исследовании мы будем понимать особую область дошкольной педагогики, которая позволяет распространять проектно-творческую культуру в сферу образования, Основная задача дизайн-образования - воспитание такой личности, которая способна к инновационным процессам во благо человека, общества и всей страны в целом.
Детей дошкольного возраста привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности: направленность на получение результата у детей складывается постепенно, которая способствует формированию у них эстетических переживаний и творческих способностей. При этом возможности получить дизайн-образование у детей в возрасте от 3 до 6-7 лет множество. Это могут быть занятия, проводимые согласно Обязательной образовательной программе и программам дополнительного образования детей, организованными на базе дошкольного учреждения или творческих студий, школ искусства и этим только оно не ограничивается. Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов. К сожалению в условиях реализации ФГОС ДО наблюдается дефицит и нехватка методических разработок в области дизайн-образования, что собственно и определило тему нашего исследования: «Дидактическое обеспечение основ дизайна в дошкольном образовательном учреждении».
Цель: определить эффективность внедрения программы работы с детьми дошкольного возраста по дизайн-образованию.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовании.
Предмет исследования: дидактическое обеспечение основ дизайна в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: разработанная нами программа «Волшебный дизайн» для детей дошкольного возраста будет эффективной, если её содержание будет не только отвечать требованиям ФГОС ДО, но и дополнять и расширять область художественно-эстетического развития детей и реализовываться как одно из средств дополнительного образования на базе дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Изучить теоретические особенности организации дополнительного образования детей в дошкольных образовательных организациях.
3. Определить содержание и образовательные задачи кружка «Волшебный дизайн».
4. Апробировать программу кружка «Волшебный дизайн».
5. Изготовить изделия декоративно-прикладного искусства вконтексте деятельности кружка.
Методы исследования: теоретические (изучение, анализ, беседа), эмпирические (проектирование, педагогический эксперимент) и математические (статистическая обработка результатов анкетного опроса и педагогического эксперимента, шкалирование).
Практическая значимость: разработанная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Волшебный дизайн», может быть положена в основу совершенствования дизайн-образования и до-школьной подготовительной деятельности ребенка, а так же полезной педагогам дошкольного образования в организации художественно-эстетической деятельности детей.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы и выводы по ним, заключение, список использованных источников и приложения. Общий объем работы 41 страница машинописного текста, 4 таблицы и 11 рисунков, 34 использованных источников информации.
В условии перехода на новые стандарты вся система образования претерпевает различные реформы, в том числе и дошкольная. Согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 2013 года дошкольное образование является первой ступенью образования в России.
Содержание дошкольного образования регламентируется ФГОС ДО, вступившего в силу 17 октября 2013 года. ФГОС ДО - нормативно-правовой документ, определяющий содержание (на федеральном региональном уровнях), нагрузку (в том числе и недельную), которые все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать, находящихся на территории Российской Федерации. Данный документ позволяет дошкольным образовательным организациям самостоятельно проектировать и/или корректировать содержания образовательных программ, с учетом региональных особенностях в условии реализации компетентностного подхода. При этом должны учитываться основные компоненты образовательных областей для детей дошкольного возраста: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развития. В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Дошкольный возраст - это период, характеризующихся становлением художественно-эстетического развития, совершенствующего под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности. Большая возможность по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста заложена в дополнительном образовании, как одной из форм организации образования в России.
В ходе нашего исследования мы определили основные приоритеты развития художественно-эстетической деятельности детей ДО, который дает широкий простор детскому творчеству и дизайну, художественно-декоративному творчеству, украшению окружающей среды, одежды, интерьера и прочие; разработали образовательную программу «Волшебный дизайн» для детей дошкольного возраста рассчитанную на 34 часа, которая является первой ступенью в дизайн-образовании, так как дошкольное образование признано первым уровнем всей системы образования. Кружок «Волшебный дизайн» формирует у детей 5-7 лет дизайнерское восприятие формы, цвета, ритма, композиции и другие немаловажные составляющие элементы, его содержание выходит за рамки Обязательной образовательной программы художественно-эстетического развития детей, реализующей требования ФГОС ДО. При определении содержании и условий организации и проведения занятий с детьми дошкольного возраста мы учитывали мнение родителей и педагогического состава МБДОУ «Детский сад №20». В ходе педагогического эксперимента, мы подтвердили эффективность нашей программы «Волшебный дизайн».
Надеемся, что разработанная нами образовательная программа дополнительного образования «Волшебный дизайн» для детей дошкольного возраста найдет свое применение и будет полезна педагогам-воспитателям в совершенствовании художественно-эстетического развития детей и подготовки их к школе.
Содержание дошкольного образования регламентируется ФГОС ДО, вступившего в силу 17 октября 2013 года. ФГОС ДО - нормативно-правовой документ, определяющий содержание (на федеральном региональном уровнях), нагрузку (в том числе и недельную), которые все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать, находящихся на территории Российской Федерации. Данный документ позволяет дошкольным образовательным организациям самостоятельно проектировать и/или корректировать содержания образовательных программ, с учетом региональных особенностях в условии реализации компетентностного подхода. При этом должны учитываться основные компоненты образовательных областей для детей дошкольного возраста: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развития. В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Дошкольный возраст - это период, характеризующихся становлением художественно-эстетического развития, совершенствующего под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности. Большая возможность по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста заложена в дополнительном образовании, как одной из форм организации образования в России.
В ходе нашего исследования мы определили основные приоритеты развития художественно-эстетической деятельности детей ДО, который дает широкий простор детскому творчеству и дизайну, художественно-декоративному творчеству, украшению окружающей среды, одежды, интерьера и прочие; разработали образовательную программу «Волшебный дизайн» для детей дошкольного возраста рассчитанную на 34 часа, которая является первой ступенью в дизайн-образовании, так как дошкольное образование признано первым уровнем всей системы образования. Кружок «Волшебный дизайн» формирует у детей 5-7 лет дизайнерское восприятие формы, цвета, ритма, композиции и другие немаловажные составляющие элементы, его содержание выходит за рамки Обязательной образовательной программы художественно-эстетического развития детей, реализующей требования ФГОС ДО. При определении содержании и условий организации и проведения занятий с детьми дошкольного возраста мы учитывали мнение родителей и педагогического состава МБДОУ «Детский сад №20». В ходе педагогического эксперимента, мы подтвердили эффективность нашей программы «Волшебный дизайн».
Надеемся, что разработанная нами образовательная программа дополнительного образования «Волшебный дизайн» для детей дошкольного возраста найдет свое применение и будет полезна педагогам-воспитателям в совершенствовании художественно-эстетического развития детей и подготовки их к школе.
Подобные работы
- ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВАМ ДИЗАЙНА
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЮ ДИЗАЙНУ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Информационно-образовательная среда как условие оптимизации процесса ознакомления детей с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Проектирование безопасной и психологически комфортной образовательной среды дошкольной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования эколого-эстетических знаний у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Электронный курс как средство правового самообразования магистрантов программы «Образовательный менеджмент»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ «МАМАДЫШСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5050 р. Год сдачи: 2017 - ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019



