ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 АРТ-ПРОСТРАНСТВО КАК ОСОБЫЙ ОБЪЕКТ ДИЗАЙНА
ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ 6
1.1 Дизайн городской среды в структуре средового дизайна 6
1.2 Понятие и типология арт-пространства 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИЗАЙНА СРЕДЫ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ 18
2.1 Обзор компьютерных программ для создания дизайна городской
среды 18
2.2 Проектирование городской среды в программе «Coral Drow» 24
Выводы по второй главе 36
Глава 3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО АРТ-ПРОСТРАНСТВА 37
3.1 Разработка художественной концепции объекта
проектирования 37
3.2 Разработка конструкции объекта проектирования 41
Выводы по третьей главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
В государственной программе «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы», целью которой является обеспечение развертывания преемственной системы развития интеллектуально-творческого потенциала детей, молодежи и стратегическое управление талантами в интересах инновационного развития РТ, выделены ряд серьезных задач, среди которых - популяризация возможностей интеллектуально-творческого развития детей и молодежи РТ, формирование ценностных ориентаций, неформальное дуальное, проектное, тренерское обучение и др. [38]. В связи с этим актуализируется проблема создания студенческого арт- пространства - пространства творческой реализации студентов, площадки для их коммуникативного общения, место отдыха, вдохновения.
Проектирование студенческого арт-пространства является задачей ландшафтного дизайна - сферы деятельности, направленной на формирование комфортной архитектурной среды с использованием средств озеленения, геопластики, водных устройств, малых архитектурных форм, декоративного покрытия, элементов освещения. Основной задачей ландшафтного дизайна является создание комфортной среды для жизнедеятельности человека по экологическим, функциональным и эстетическим показателям. Центром такой архитектурной среды чаще всего становится арт-объект[35,с.102].
Традиционно под арт-объектом понимается некое пространственное тело, архитектурный образ, художественное решение того или иного объекта. Так как это понятие крайне широкое, в общем и целом можно сказать, что это - некий необычный предмет. Настолько необычный или красивый, что его можно назвать произведением искусства. С помощью арт-объектов можно создать такую атмосферу, которая бы в одно и тоже время могла бы воздействовать на каждого из нас по-разному. Например, место уединения, или место встречи, а так же место для отдыха[27,с. 12].
Формирование конкурентоспособного выпускника зависит не только от умелой организации учебного процесса, но и от условий коммуникативного общения между студентами и педагогами, формирующего компетенции будущего выпускника. Комфортная обстановка для обмена профессиональной информацией позволит сочетать различные виды деятельности и вырабатывать креативные идеи.
Это обуславливает актуальность проблемы проектирования студенческого арт-пространства средствами декоративно-прикладного искусства и дизайна. Мы предполагаем, что создание такого пространства позволит повысить заинтересованность студентов в процессе обучения и создаст для них творческую рабочую атмосферу. Новое креативное пространство станет визитной карточкой факультета и будет привлекательным для абитуриентов, студентов из других вузов и преподавателей.
Объект исследования: подготовка студентов в области декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Предмет исследования: методика проектирования студенческого арт-пространства средствами декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Цель исследования: выявление особенностей проектирования студенческого арт-пространства средствами декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Проанализировать дизайн городской среды в структуре средового дизайна, понятие и типологию арт-пространства.
3. Провести обзор компьютерных программ для создания дизайна городской среды.
4. Разработать последовательность проектирования городской среды в программе CorelDRAW.
5. Разработать проект студенческого арт- пространства «КФУ».
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы), эмпирические (моделирование, проектирование, наблюдение, изучение педагогического опыта).
Практическая значимость исследования заключается в разработке последовательности и проектировании студенческого арт-пространства в программе CorelDRAW. Результаты исследования могут быть использованы педагогами профессионального обучения на занятиях по проектированию ландшафтного дизайна.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав и выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе исследования мы выяснили, что проектирование арт- пространства является одной из задач ландшафтного дизайна - сферы деятельности, направленной на формирование комфортной архитектурной среды с использованием средств озеленения, геопластики, водных устройств, малых архитектурных форм, декоративного покрытия, элементов освещения.
Основной задачей ландшафтного дизайна является создание комфортной среды для жизнедеятельности человека по экологическим, функциональным и эстетическим показателям. Центром такой архитектурной среды чаще всего становится арт-объект.
Мы предполагали, что создание такого пространства на территории учебного заведения позволит повысить заинтересованность студентов в процессе обучения и создаст для них творческую рабочую атмосферу.
Новое креативное пространство станет визитной карточкой факультета и будет привлекательным для абитуриентов, студентов из других вузов и преподавателей. Это и обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования: методика проектирования студенческого арт-пространства средствами декоративно-прикладного искусства и дизайна.
В ходе пред проектных исследований нами были: изучены исходные данные для проектирования; был произведен обзор аналогов и прототипов объекта проектирования - арт- объекты дизайнеров- «LIVE и LOVE» Тимура Просто и «ВИ8»,Эмилио Аларкон.
Так же нами был проведен анализ модных тенденций, который позволил нам спроектировать арт-объект, отвечающий всем тенденциям моды.
В ходе художественно-аналитических исследований нами были проведены: поиск художественного образа объекта проектирования, который позволил нам определиться с художественным образом модульного панно; поиск формы объекта проектирования и его фрагментов, в результате которого мы выбрали форму арт- объекта; поиск стилевого и цветового решения объекта проектирования, который позволил выбрать стиль стиль и цвет арт- объекта.
Был произведен поиск фактуры материалов для объекта проектирования, в результате которого мы определились с примерными материалами для изготовления арт- объекта.
Разработали итог художественной концепции объекта проектирования и его фрагментов, в результате чего мы сформулировали итоговую художественную концепцию арт - пространства.
Определившись с видом, размером арт- объекта мы начали сам процесс создания.
Проектируемый объект получился красивым, оригинальным и хорошо вписывающим в наш интерьер.
Таким образом, мы доказали, что спроектированное студенческое арт-пространство средствами декоративно-прикладного искусства и дизайна- это особый объект дизайна городской среды, который позволяет свободно самовыражаться, обмениваться идеями, демонстрировать другим результаты своего творчества и коммуницировать с другими не в роли потребителя товаров или работника компании, а в роли создателя, разработчика, творца уникального продукта своей личности.
1 СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения ( с изм.от 14 августа 2014 года)- Режим доступа: http://base.garant.ru/70249640/
2 Абоимова И.С. Дизайн - проектирование интерьера общественной среды. Офис: учебно-методическое пособие/ И.С. Абоимова. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. - 80 с.
3 Аронов В. Р. Дизайн и искусство / Аронов В.Р. - М. : Знание, 1984. - 64 с.
4 Архитектурное проектирование общественных зданий и
сооружений: Учебник для вузов/ Адамович В.В., Бархин Б.Г., Варежкин
B. А. [и др.]; под ред. Рогожина И.Е., Урбаха А. И.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1984.-543с.
5 Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования / Б.Г. Бархин. - М.: Стройиздат, 1993. - 438 с.
6 Благова Т.Ю. Креативные методы дизайна в проектировании объектов ДПИ. Учеб.-метод. Пособие / Т.Ю. Благова; АмГУ, - Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун.та, 2013. - 60 с.
7 Благова Т.Ю. Теория и методология дизайна:учеб. пособие: рек. ДВ РУМЦ/ Т.Ю. Благова; АмГУ, - Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун.та, 2011. - 92 с.
8 Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, прак- тика: учеб. пособие: рек. УМО/ Е. Г. Вакуленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. -382 с
9 Гельфонд, А. Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений : учеб.пособие / А. Л. Гельфонд. - М. : Архитектура-
C, 2013. - 280 с. : ил.
10 Графический дизайн:стилевая эволюция: Монография/ И.Г.Пендикова, Л.М.Дмитриева - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.
11 Грашин А.А. Методология дизайн - проектирования элементов предметной среды. / А.А. Грашин, Учеб.пос. М.: Архитектура - С, 2012. - 232 с.
12 Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды (дизайн унифицированных и агрегативных объектов). Уч. пос. - М., 2012. - 230 с.
13 Ефимов, А.В. Дизайн архитектурной среды / Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшев.: Учеб.для вузов. - М.: Архитектура-С, 2013. - 504 с., ил.
14 Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. - М.: Омега-Л, 2013. - 224 с.
15 Курушин, В. Д. Графический дизайн и реклама / В. Д. Курушин. - М.: ДМК Пресс, 2010. - 272 с.
16 Ландшафтная архитектура и дизайн: Учебное
пособие/Г.А.Потаев - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 400 с.
17 Ланцов А. Л. Компьютерное проектирование в архитектуре. ArchiCAD 11. /А.Л. Ланцов. — СПб: «ДМК-Пресс», 2013. — С. 800.
18 Лебедева Г.В. Архитектура школьных зданий: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2013. - 124 с.
19 Миненко, Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири : учебное пособие / Л.В. Миненко. - Кемерово : КемГУКИ, 2013. - 111 с.
20 Минервин, Г.Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования / Г.Б. Минервин. М.: Архитектура - С, 2011. - 96 с.
21 Михайлов С., Кулеева Л. Основы дизайна. Казань: Новое знание, 2011. — 240 с.
22 Михайлов, С.М., Михайлова, А.С. История дизайна. Краткий курс: Учеб.для вузов / С.М. Михайлов, А.С. Михайлова. - М.: Союз дизайнеров России, 2014. - 289 с., ил.
23 Молчанов, В.М.Основы архитектурного проектирования: социально-функциональные аспекты. Учебное пособие/ Серия «Высшее профессиональное образование».-Ростов нД: Феникс, 2014.-160с.
24 Моросова Н.Н. Философия дизайна: социально¬
антропологические проблемы/ Н.Н. Моросова - Екатеринбург: МЗ - Пресс, 2011. - 328 с.
25 Новикова, Е.Б.Интерьер общественных зданий:
художественные проблемы.-М.: Стойиздат, 1984.-272 с.:ил.
26 Овчинникова, Р. Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 070601 «Дизайн». - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 132 с.
27 Основы фитодизайна: Учебное пособие / А.В. Грачева. - М.: Форум, 2012. - 200 с.
28 Покатаев, В.П. Конструирование оборудования интерьера: Учебное пособие. Изд-е 2-е, переработанное.- Ростов н/Д: Феникс,2013.- 352с.
29 Проектирование дизайна среды. 3D Studio Max + VRay: Учебное пособие / Д.А. Хворостов. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с.
Реклама. / Р. Ю. Овчинникова; под ред. Л. М. Дмитриевой. - М.
: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 239 с.
31 Рунге В. Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды: Учебное пособие.-М.:Архитектура-С, 2011.-328с.
32 Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера: Учебное пособие.-М.:Архитектура-С, 2014.-160с.
33 Рунге, В. Ф., Сеньковский, В. В. Основы теории и методологии дизайна: Учебн. пособие / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский — М.: МЗ-Пресс, 2013. - 570 с.
34 Рунге, В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера: Учеб.пособие./ В.Ф. Рунге. - М.: «Архитектура-С», 2011. - 160 с.
35 Ткачёв В.Н. Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования): Учеб. Пособие-М.: Архитектура-С, 2011.-352 с.
36 Цветоведение и колористика: учебное пособие / Е.В. Омельяненко. - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2012. - 184 с.
37 Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование / В.Т. Шимко.: Уч. пособие. - М.: «Архитектура-С», 2011. - 160 с.
38 Государственная программа «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы».-Режим доступа: http: //mert .tatarstan.ru/rus/index.htm/news/415473.htm
39 Уроки Corel Draw. - Режим доступа: http://www.interface. ru/home.asp?artId=21504
40 О программе Autodesk 3ds Max- Режим доступа: https://3dplugs.wordpress.com
41 Google SketchUp. - Режим доступа: http://nnm.me/ blogs/0009/ 11/03/page26/