Формирование социальной ответственности у курсантов военного вуза
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза 12
® 1.1. Состояние проблемы формирования социальной ответственности личности в психолого-педагогической литературе 12
1.2. Опыт формирования социальной ответственности у учащейся молодежи 38
1.3. Особенности формирования социальной ответственности
у курсантов военного вуза 69
ГЛАВА II. Реализация педагогических условий формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза 93
2.1. Модель процесса формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза 93
2.2. Педагогические условия формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза 118
2.3. Характеристика базы, программы и анализ результатов
опытно-экспериментальной работы 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 158
ПРИЛОЖЕНИЯ 168
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза 12
® 1.1. Состояние проблемы формирования социальной ответственности личности в психолого-педагогической литературе 12
1.2. Опыт формирования социальной ответственности у учащейся молодежи 38
1.3. Особенности формирования социальной ответственности
у курсантов военного вуза 69
ГЛАВА II. Реализация педагогических условий формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза 93
2.1. Модель процесса формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза 93
2.2. Педагогические условия формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза 118
2.3. Характеристика базы, программы и анализ результатов
опытно-экспериментальной работы 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 158
ПРИЛОЖЕНИЯ 168
Актуальность исследования обусловлена теми существенными изменениями, которые происходят в жизни российского общества за последние десятилетия и которые требуют от выпускников любого образовательного учреждения ответственного отношения к собственному выбору, его последствиям, умения принимать осознанные решения, действовать с учетом интересов окружающих. Следовательно, и общеобразовательная, и профессиональная школа призваны готовить молодых людей к социально ответственным действиям.
Особенно остро данная проблема стоит перед военными учебными заведениями, выпускников которых ориентируют на решение сложных за¬дач обеспечения безопасности страны, мирного населения, защиты их интересов в нестабильной социально-политической обстановке. Это ставит военные вузы перед необходимостью обобщения сложившегося опыта ра¬боты по формированию социальной ответственности у курсантов, осмысления путей и средств ее совершенствования в меняющихся социально¬экономических условиях.
Проблема воспитания ответственности у детей, подростков, молодежи волновала многих отечественных и зарубежных педагогов (К.Н. Вентцель, И.Ф. Гербарт, С.И. Гессен, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци,
В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, JI.H. Толстой и др.). Ее раз¬личные аспекты, в свое время, изучали С.Ф. Анисимов, Т.Г. Гаевая,
А.И. Голубева, Н.И. Дубинин, Н.Б. Елисеева, Т.Г. Иваненко, Г.В. Ковале¬ва, К. Муздыбаева, JI.C. Славина, В.Д. Хрум и некоторые другие.
Результаты исследования современного состояния ответственности и процесса ее формирования на различных возрастных этапа нашли отражение в научных публикациях Е.Н. Бобковой, JI.C. Каменской, Л.А. Косолаповой, А.А. Реана, В.Г. Сахаровой, О.А. Юровой и др. В то же время
изучение вопросов формирования ответственности у студенческой молодежи представлено незначительным числом работ (Л.П. Барановская, Е.Ю. Богатская, И.В. Валеева, Е.В. Гнидан, И.А. Зимняя, К.С. Пахомова,
О.А. Шушерина). Что же касается курсантов военного вуза, то она рас¬смотрена недостаточно.
Таким образом, проведенный нами анализ социально-педагогической литературы позволяет сформулировать ряд противоречий:
- между признанием необходимости осмысления процесса формирования социальной ответственности у школьников, студентов, курсантов, молодых специалистов и его недостаточной изученностью в психолого¬педагогической и социально-педагогической науке;
- между накопленными в социально-педагогической теории знаниями о феномене воспитания социально ответственного поведения на этапе получения молодыми людьми профессионального образования и отсутствием научно обоснованного методического сопровождения этого процесса;
- между требованием современного общества к образовательным учреждениям по подготовке социально устойчивого, мобильного, деятельного выпускника и отсутствием системы работы в военных вузах по формированию у курсантов социальной ответственности;
- между потребностью современных Вооруженных Сил страны в специалистах со сформированной социальной ответственностью и неподготовленностью профессорско-преподавательского и командного составов военных вузов к использованию потенциалов образовательного процесса, воспитательной работы, военно-служебной деятельности для ее формирования.
Актуальность темы, ее недостаточная разработанность в военной и социальной педагогике, сложившиеся противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза будет эффективным?
Цель исследования: выявить и обосновать совокупность педагогических условий эффективности процесса формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза.
Объект исследования: процесс формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза.
Предмет исследования: педагогические условия эффективности
процесса формирования социальной ответственности у курсантов военно¬го вуза.
В ходе опытно-экспериментальной работы проверялась следующая гипотеза: процесс формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза будет эффективным, если он рассматривается как один из ведущих элементов их профессиональной компетентности, сориентирован на развитие самостоятельности личности, ее способности к саморегуляции, базируется на всесторонней диагностике личностных изменений, предполагает использование социально-профессиональных проб и психолого¬педагогическую поддержку будущих военных специалистов.
Исходя из цели и гипотезы.
Особенно остро данная проблема стоит перед военными учебными заведениями, выпускников которых ориентируют на решение сложных за¬дач обеспечения безопасности страны, мирного населения, защиты их интересов в нестабильной социально-политической обстановке. Это ставит военные вузы перед необходимостью обобщения сложившегося опыта ра¬боты по формированию социальной ответственности у курсантов, осмысления путей и средств ее совершенствования в меняющихся социально¬экономических условиях.
Проблема воспитания ответственности у детей, подростков, молодежи волновала многих отечественных и зарубежных педагогов (К.Н. Вентцель, И.Ф. Гербарт, С.И. Гессен, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци,
В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, JI.H. Толстой и др.). Ее раз¬личные аспекты, в свое время, изучали С.Ф. Анисимов, Т.Г. Гаевая,
А.И. Голубева, Н.И. Дубинин, Н.Б. Елисеева, Т.Г. Иваненко, Г.В. Ковале¬ва, К. Муздыбаева, JI.C. Славина, В.Д. Хрум и некоторые другие.
Результаты исследования современного состояния ответственности и процесса ее формирования на различных возрастных этапа нашли отражение в научных публикациях Е.Н. Бобковой, JI.C. Каменской, Л.А. Косолаповой, А.А. Реана, В.Г. Сахаровой, О.А. Юровой и др. В то же время
изучение вопросов формирования ответственности у студенческой молодежи представлено незначительным числом работ (Л.П. Барановская, Е.Ю. Богатская, И.В. Валеева, Е.В. Гнидан, И.А. Зимняя, К.С. Пахомова,
О.А. Шушерина). Что же касается курсантов военного вуза, то она рас¬смотрена недостаточно.
Таким образом, проведенный нами анализ социально-педагогической литературы позволяет сформулировать ряд противоречий:
- между признанием необходимости осмысления процесса формирования социальной ответственности у школьников, студентов, курсантов, молодых специалистов и его недостаточной изученностью в психолого¬педагогической и социально-педагогической науке;
- между накопленными в социально-педагогической теории знаниями о феномене воспитания социально ответственного поведения на этапе получения молодыми людьми профессионального образования и отсутствием научно обоснованного методического сопровождения этого процесса;
- между требованием современного общества к образовательным учреждениям по подготовке социально устойчивого, мобильного, деятельного выпускника и отсутствием системы работы в военных вузах по формированию у курсантов социальной ответственности;
- между потребностью современных Вооруженных Сил страны в специалистах со сформированной социальной ответственностью и неподготовленностью профессорско-преподавательского и командного составов военных вузов к использованию потенциалов образовательного процесса, воспитательной работы, военно-служебной деятельности для ее формирования.
Актуальность темы, ее недостаточная разработанность в военной и социальной педагогике, сложившиеся противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза будет эффективным?
Цель исследования: выявить и обосновать совокупность педагогических условий эффективности процесса формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза.
Объект исследования: процесс формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза.
Предмет исследования: педагогические условия эффективности
процесса формирования социальной ответственности у курсантов военно¬го вуза.
В ходе опытно-экспериментальной работы проверялась следующая гипотеза: процесс формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза будет эффективным, если он рассматривается как один из ведущих элементов их профессиональной компетентности, сориентирован на развитие самостоятельности личности, ее способности к саморегуляции, базируется на всесторонней диагностике личностных изменений, предполагает использование социально-профессиональных проб и психолого¬педагогическую поддержку будущих военных специалистов.
Исходя из цели и гипотезы.
Проведенное нами исследование позволяет сделать ряд выводов и, прежде всего о том, что проблема воспитания ответственности у детей, подростков, молодежи волновала многих отечественных и зарубежных педагогов (К.Н. Вентцель, И.Ф. Гербарт, С.И. Гессен, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Тол¬стой и др.). Ее различные аспекты, в свое время, изучали С.Ф. Анисимов, Т.Г. Гаевая, А.И. Голубева, Н.И. Дубинин, Н.Б. Елисеева, Т.Г. Иваненко, Г.В. Ковалева, К. Муздыбаева, Л.С. Славина, В.Д. Хрум и некоторые дру¬гие. Результаты исследования современного состояния ответственности и процесса ее формирования на различных возрастных этапа нашли отраже¬ние в научных публикациях Е.Н. Бобковой, Л.С. Каменской, Л.А. Косо¬лаповой, А.А. Реана, В.Г. Сахаровой, О.А. Юровой и др. В то же время во¬просы формирования социальной ответственности у студенческой моло¬дежи представлены незначительным числом работ (Л.П. Барановская, Е.Ю. Богатская, И.В. Валеева, Е.В. Гнидан, И.А. Зимняя, К.С. Пахомова,
О.А. Шушерина), относительно курсантов военного вуза она рассмотрена недостаточно.
Анализ научных публикаций в области гуманитарных наук позволя¬ет нам сделать вывод о том, что ответственность - явление многоаспект¬ное, которое раскрывается на междисциплинарном уровне.
Несмотря на существующие различия в трактовке данного понятия, в науках о человеке этот термин присутствует в тезаурусе практически всех гуманитарных дисциплин, изучается в них с разных позиций, чаще всего трактуется как качество личности, отвечающее за принятие на себя или добровольное выполнение возложенных на нее определенных обяза¬тельств, основанных на требованиях, предъявляемых обществом. Структу¬ра ответственности представляет собой взаимосвязь когнитивного, эмо¬
ционального и поведенческого компонентов и служит средством внутрен¬него контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности, которая выполняет должное по своему усмотре¬нию, сознательно и добровольно.
Под социальной ответственностью в психолого-педагогической ли-тературе понимается объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, группой и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований в интересах и на благо каждого субъекта этого взаимодействия.
Признаками ее сформированности являются: личностная мотивация принятия возлагаемых сообществом обязанностей; понимание их содержа¬ния, нравственного аспекта требуемых действий; подготовленность к при¬нятию самостоятельных решений и выполнению действий в соответствии с ситуацией, поставленными целями, просчитанными последствиями.
Проведенный анализ состояния проблемы, опыта ее решения позво¬ляет нам также определиться с пониманием социальной ответственности как интегративного качества личности, выступающего показателем ее со¬циальной зрелости и определяющего ее поведение на основе осознания социальных норм, ценностей и самоограничения собственных действий в социуме, как добровольно принятое человеком личное обязательство вы¬полнять конкретное дело и обеспечивать его удовлетворительное заверше¬ние. Мы будем исходить из того, что ответственность тесно связана со свободой принятия решений, обязанностями и правами.
Структура социальной ответственности включает четыре компонен¬та:
- когнитивный, состоящий из систем усвоенных личностью знаний о сущности прав и обязанностей, о нормах и правилах поведения человека в социуме, о способах регулирования отношений между людьми, с инстан¬циями и институтами общества, который активно формируется в юноше¬
ском возрасте в процессе преподавания учебных дисциплин, участия в со-циальной практике;
- мотивационный, для которого характерна иерархия мотивов соци¬ально ответственного поведения, складывающаяся в общественно¬полезной деятельности, в процессе социального взаимодействия;
- волевой, который предполагает систему поступков и побуждений к сознательной регулировке собственной деятельности;
- деятельностный, который выражается в готовности человека к осуществлению осознанного выбора определенной линии поведения, в его способности принимать решения, оценивать их последствия, определять необходимые ограничения в поведении, опираться на сформированное жизненное кредо и развитое самосознание.
Такое понимание социальной ответственности позволяет говорить о том, что процесс ее формирования у курсантов военного вуза будет стро¬иться на общекультурной, предметной, психолого-педагогической основах содержания профессионального образования и мировоззренческой, аксио¬логической составляющих содержания профессионального воспитания. В силу этого предлагаемая модель ее формирования включает ряд компонен¬тов: целевой, содержательный, технологический.
Реализация данной модели, как показали результаты исследования, связана с осуществлением на практике совокупности педагогических усло¬вий: признании необходимости формирования социальной ответственно¬сти у курсантов как важнейшего элемента их профессиональной компе¬тентности, сориентированности воспитательного процесса на развитие у них самостоятельности и способности к саморегуляции своего поведения, при опоре на всестороннюю диагностику личностных изменений, исполь¬зование социально-профессиональных проб и психолого-педагогической поддержки каждого при затруднениях.
157
Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные об изменениях в личности и уровнях развития ее ответственности позволяют предупреждать возникновение и создавать условия для преодоления труд¬ностей, которые возникают на пути формирования социальной ответствен¬ности у курсантов. Действенными средствами такой поддержки явилась система занятий, разработанных автором в рамках программы помощи «Быть, действовать, отвечать».
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы было по¬лучено подтверждение, что выделенные педагогические условия являются эффективными для формирования социальной ответственности курсантов.
Дальнейшее исследование может быть направлено на разработку технологий формирования социальной ответственности у курсантов раз¬личных военных специальностей.
О.А. Шушерина), относительно курсантов военного вуза она рассмотрена недостаточно.
Анализ научных публикаций в области гуманитарных наук позволя¬ет нам сделать вывод о том, что ответственность - явление многоаспект¬ное, которое раскрывается на междисциплинарном уровне.
Несмотря на существующие различия в трактовке данного понятия, в науках о человеке этот термин присутствует в тезаурусе практически всех гуманитарных дисциплин, изучается в них с разных позиций, чаще всего трактуется как качество личности, отвечающее за принятие на себя или добровольное выполнение возложенных на нее определенных обяза¬тельств, основанных на требованиях, предъявляемых обществом. Структу¬ра ответственности представляет собой взаимосвязь когнитивного, эмо¬
ционального и поведенческого компонентов и служит средством внутрен¬него контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности, которая выполняет должное по своему усмотре¬нию, сознательно и добровольно.
Под социальной ответственностью в психолого-педагогической ли-тературе понимается объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, группой и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований в интересах и на благо каждого субъекта этого взаимодействия.
Признаками ее сформированности являются: личностная мотивация принятия возлагаемых сообществом обязанностей; понимание их содержа¬ния, нравственного аспекта требуемых действий; подготовленность к при¬нятию самостоятельных решений и выполнению действий в соответствии с ситуацией, поставленными целями, просчитанными последствиями.
Проведенный анализ состояния проблемы, опыта ее решения позво¬ляет нам также определиться с пониманием социальной ответственности как интегративного качества личности, выступающего показателем ее со¬циальной зрелости и определяющего ее поведение на основе осознания социальных норм, ценностей и самоограничения собственных действий в социуме, как добровольно принятое человеком личное обязательство вы¬полнять конкретное дело и обеспечивать его удовлетворительное заверше¬ние. Мы будем исходить из того, что ответственность тесно связана со свободой принятия решений, обязанностями и правами.
Структура социальной ответственности включает четыре компонен¬та:
- когнитивный, состоящий из систем усвоенных личностью знаний о сущности прав и обязанностей, о нормах и правилах поведения человека в социуме, о способах регулирования отношений между людьми, с инстан¬циями и институтами общества, который активно формируется в юноше¬
ском возрасте в процессе преподавания учебных дисциплин, участия в со-циальной практике;
- мотивационный, для которого характерна иерархия мотивов соци¬ально ответственного поведения, складывающаяся в общественно¬полезной деятельности, в процессе социального взаимодействия;
- волевой, который предполагает систему поступков и побуждений к сознательной регулировке собственной деятельности;
- деятельностный, который выражается в готовности человека к осуществлению осознанного выбора определенной линии поведения, в его способности принимать решения, оценивать их последствия, определять необходимые ограничения в поведении, опираться на сформированное жизненное кредо и развитое самосознание.
Такое понимание социальной ответственности позволяет говорить о том, что процесс ее формирования у курсантов военного вуза будет стро¬иться на общекультурной, предметной, психолого-педагогической основах содержания профессионального образования и мировоззренческой, аксио¬логической составляющих содержания профессионального воспитания. В силу этого предлагаемая модель ее формирования включает ряд компонен¬тов: целевой, содержательный, технологический.
Реализация данной модели, как показали результаты исследования, связана с осуществлением на практике совокупности педагогических усло¬вий: признании необходимости формирования социальной ответственно¬сти у курсантов как важнейшего элемента их профессиональной компе¬тентности, сориентированности воспитательного процесса на развитие у них самостоятельности и способности к саморегуляции своего поведения, при опоре на всестороннюю диагностику личностных изменений, исполь¬зование социально-профессиональных проб и психолого-педагогической поддержки каждого при затруднениях.
157
Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные об изменениях в личности и уровнях развития ее ответственности позволяют предупреждать возникновение и создавать условия для преодоления труд¬ностей, которые возникают на пути формирования социальной ответствен¬ности у курсантов. Действенными средствами такой поддержки явилась система занятий, разработанных автором в рамках программы помощи «Быть, действовать, отвечать».
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы было по¬лучено подтверждение, что выделенные педагогические условия являются эффективными для формирования социальной ответственности курсантов.
Дальнейшее исследование может быть направлено на разработку технологий формирования социальной ответственности у курсантов раз¬личных военных специальностей.
Подобные работы
- Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ЛИЧНОСТНО - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННО
ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВОЕННОГО АВИАЦИОННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Содержание и организация психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Личностно-профессиональное развитие курсантов высших военных учебных заведений
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2000 - Педагогические условия подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Диссертация , физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Формирование здорового образа жизни курсантов учебных заведений МВД средствами физической культуры и спорта
Диссертации (РГБ), физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998



