ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза 12
® 1.1. Состояние проблемы формирования социальной ответственности личности в психолого-педагогической литературе 12
1.2. Опыт формирования социальной ответственности у учащейся молодежи 38
1.3. Особенности формирования социальной ответственности
у курсантов военного вуза 69
ГЛАВА II. Реализация педагогических условий формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза 93
2.1. Модель процесса формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза 93
2.2. Педагогические условия формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза 118
2.3. Характеристика базы, программы и анализ результатов
опытно-экспериментальной работы 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 158
ПРИЛОЖЕНИЯ 168
Актуальность исследования обусловлена теми существенными изменениями, которые происходят в жизни российского общества за последние десятилетия и которые требуют от выпускников любого образовательного учреждения ответственного отношения к собственному выбору, его последствиям, умения принимать осознанные решения, действовать с учетом интересов окружающих. Следовательно, и общеобразовательная, и профессиональная школа призваны готовить молодых людей к социально ответственным действиям.
Особенно остро данная проблема стоит перед военными учебными заведениями, выпускников которых ориентируют на решение сложных за¬дач обеспечения безопасности страны, мирного населения, защиты их интересов в нестабильной социально-политической обстановке. Это ставит военные вузы перед необходимостью обобщения сложившегося опыта ра¬боты по формированию социальной ответственности у курсантов, осмысления путей и средств ее совершенствования в меняющихся социально¬экономических условиях.
Проблема воспитания ответственности у детей, подростков, молодежи волновала многих отечественных и зарубежных педагогов (К.Н. Вентцель, И.Ф. Гербарт, С.И. Гессен, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци,
В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, JI.H. Толстой и др.). Ее раз¬личные аспекты, в свое время, изучали С.Ф. Анисимов, Т.Г. Гаевая,
А.И. Голубева, Н.И. Дубинин, Н.Б. Елисеева, Т.Г. Иваненко, Г.В. Ковале¬ва, К. Муздыбаева, JI.C. Славина, В.Д. Хрум и некоторые другие.
Результаты исследования современного состояния ответственности и процесса ее формирования на различных возрастных этапа нашли отражение в научных публикациях Е.Н. Бобковой, JI.C. Каменской, Л.А. Косолаповой, А.А. Реана, В.Г. Сахаровой, О.А. Юровой и др. В то же время
изучение вопросов формирования ответственности у студенческой молодежи представлено незначительным числом работ (Л.П. Барановская, Е.Ю. Богатская, И.В. Валеева, Е.В. Гнидан, И.А. Зимняя, К.С. Пахомова,
О.А. Шушерина). Что же касается курсантов военного вуза, то она рас¬смотрена недостаточно.
Таким образом, проведенный нами анализ социально-педагогической литературы позволяет сформулировать ряд противоречий:
- между признанием необходимости осмысления процесса формирования социальной ответственности у школьников, студентов, курсантов, молодых специалистов и его недостаточной изученностью в психолого¬педагогической и социально-педагогической науке;
- между накопленными в социально-педагогической теории знаниями о феномене воспитания социально ответственного поведения на этапе получения молодыми людьми профессионального образования и отсутствием научно обоснованного методического сопровождения этого процесса;
- между требованием современного общества к образовательным учреждениям по подготовке социально устойчивого, мобильного, деятельного выпускника и отсутствием системы работы в военных вузах по формированию у курсантов социальной ответственности;
- между потребностью современных Вооруженных Сил страны в специалистах со сформированной социальной ответственностью и неподготовленностью профессорско-преподавательского и командного составов военных вузов к использованию потенциалов образовательного процесса, воспитательной работы, военно-служебной деятельности для ее формирования.
Актуальность темы, ее недостаточная разработанность в военной и социальной педагогике, сложившиеся противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза будет эффективным?
Цель исследования: выявить и обосновать совокупность педагогических условий эффективности процесса формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза.
Объект исследования: процесс формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза.
Предмет исследования: педагогические условия эффективности
процесса формирования социальной ответственности у курсантов военно¬го вуза.
В ходе опытно-экспериментальной работы проверялась следующая гипотеза: процесс формирования социальной ответственности у курсантов военного вуза будет эффективным, если он рассматривается как один из ведущих элементов их профессиональной компетентности, сориентирован на развитие самостоятельности личности, ее способности к саморегуляции, базируется на всесторонней диагностике личностных изменений, предполагает использование социально-профессиональных проб и психолого¬педагогическую поддержку будущих военных специалистов.
Исходя из цели и гипотезы.
Проведенное нами исследование позволяет сделать ряд выводов и, прежде всего о том, что проблема воспитания ответственности у детей, подростков, молодежи волновала многих отечественных и зарубежных педагогов (К.Н. Вентцель, И.Ф. Гербарт, С.И. Гессен, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Тол¬стой и др.). Ее различные аспекты, в свое время, изучали С.Ф. Анисимов, Т.Г. Гаевая, А.И. Голубева, Н.И. Дубинин, Н.Б. Елисеева, Т.Г. Иваненко, Г.В. Ковалева, К. Муздыбаева, Л.С. Славина, В.Д. Хрум и некоторые дру¬гие. Результаты исследования современного состояния ответственности и процесса ее формирования на различных возрастных этапа нашли отраже¬ние в научных публикациях Е.Н. Бобковой, Л.С. Каменской, Л.А. Косо¬лаповой, А.А. Реана, В.Г. Сахаровой, О.А. Юровой и др. В то же время во¬просы формирования социальной ответственности у студенческой моло¬дежи представлены незначительным числом работ (Л.П. Барановская, Е.Ю. Богатская, И.В. Валеева, Е.В. Гнидан, И.А. Зимняя, К.С. Пахомова,
О.А. Шушерина), относительно курсантов военного вуза она рассмотрена недостаточно.
Анализ научных публикаций в области гуманитарных наук позволя¬ет нам сделать вывод о том, что ответственность - явление многоаспект¬ное, которое раскрывается на междисциплинарном уровне.
Несмотря на существующие различия в трактовке данного понятия, в науках о человеке этот термин присутствует в тезаурусе практически всех гуманитарных дисциплин, изучается в них с разных позиций, чаще всего трактуется как качество личности, отвечающее за принятие на себя или добровольное выполнение возложенных на нее определенных обяза¬тельств, основанных на требованиях, предъявляемых обществом. Структу¬ра ответственности представляет собой взаимосвязь когнитивного, эмо¬
ционального и поведенческого компонентов и служит средством внутрен¬него контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности, которая выполняет должное по своему усмотре¬нию, сознательно и добровольно.
Под социальной ответственностью в психолого-педагогической ли-тературе понимается объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, группой и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований в интересах и на благо каждого субъекта этого взаимодействия.
Признаками ее сформированности являются: личностная мотивация принятия возлагаемых сообществом обязанностей; понимание их содержа¬ния, нравственного аспекта требуемых действий; подготовленность к при¬нятию самостоятельных решений и выполнению действий в соответствии с ситуацией, поставленными целями, просчитанными последствиями.
Проведенный анализ состояния проблемы, опыта ее решения позво¬ляет нам также определиться с пониманием социальной ответственности как интегративного качества личности, выступающего показателем ее со¬циальной зрелости и определяющего ее поведение на основе осознания социальных норм, ценностей и самоограничения собственных действий в социуме, как добровольно принятое человеком личное обязательство вы¬полнять конкретное дело и обеспечивать его удовлетворительное заверше¬ние. Мы будем исходить из того, что ответственность тесно связана со свободой принятия решений, обязанностями и правами.
Структура социальной ответственности включает четыре компонен¬та:
- когнитивный, состоящий из систем усвоенных личностью знаний о сущности прав и обязанностей, о нормах и правилах поведения человека в социуме, о способах регулирования отношений между людьми, с инстан¬циями и институтами общества, который активно формируется в юноше¬
ском возрасте в процессе преподавания учебных дисциплин, участия в со-циальной практике;
- мотивационный, для которого характерна иерархия мотивов соци¬ально ответственного поведения, складывающаяся в общественно¬полезной деятельности, в процессе социального взаимодействия;
- волевой, который предполагает систему поступков и побуждений к сознательной регулировке собственной деятельности;
- деятельностный, который выражается в готовности человека к осуществлению осознанного выбора определенной линии поведения, в его способности принимать решения, оценивать их последствия, определять необходимые ограничения в поведении, опираться на сформированное жизненное кредо и развитое самосознание.
Такое понимание социальной ответственности позволяет говорить о том, что процесс ее формирования у курсантов военного вуза будет стро¬иться на общекультурной, предметной, психолого-педагогической основах содержания профессионального образования и мировоззренческой, аксио¬логической составляющих содержания профессионального воспитания. В силу этого предлагаемая модель ее формирования включает ряд компонен¬тов: целевой, содержательный, технологический.
Реализация данной модели, как показали результаты исследования, связана с осуществлением на практике совокупности педагогических усло¬вий: признании необходимости формирования социальной ответственно¬сти у курсантов как важнейшего элемента их профессиональной компе¬тентности, сориентированности воспитательного процесса на развитие у них самостоятельности и способности к саморегуляции своего поведения, при опоре на всестороннюю диагностику личностных изменений, исполь¬зование социально-профессиональных проб и психолого-педагогической поддержки каждого при затруднениях.
157
Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные об изменениях в личности и уровнях развития ее ответственности позволяют предупреждать возникновение и создавать условия для преодоления труд¬ностей, которые возникают на пути формирования социальной ответствен¬ности у курсантов. Действенными средствами такой поддержки явилась система занятий, разработанных автором в рамках программы помощи «Быть, действовать, отвечать».
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы было по¬лучено подтверждение, что выделенные педагогические условия являются эффективными для формирования социальной ответственности курсантов.
Дальнейшее исследование может быть направлено на разработку технологий формирования социальной ответственности у курсантов раз¬личных военных специальностей.
1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии // Психологический журнал. - 1994. - № 4. - С. 12-15.
2. Александров Б. Об ответственности взрослых // Семья и школа. - 1948.-№ 11.-С.34-3 8.
3. Антология мировой правовой мысли: В 5-ти т. - М., 1999. - 750 с.
4. Анцупов А.Я., Фетодов В.В. Психология взаимоотношений в во¬инском коллективе. - М., 1993. - 64 с.
5. Афонин И.Д. Теория и практика индивидуальной деятельности командира подразделения в современных условиях: Дис. ... канд. пед. на¬ук. - М., 1993.- 167с.
6. Байбородова Л.В. Формирование субъектной позиции учащихся в учебном процессе на этапе целеполагания // Совершенствование учебно-воспитательной работы в процессе модернизации общего образования. - Ярославль, 2003.-С. 157-161.
7. Бакриев А.А. Проблемы повышения ответственности взрослых за нравственное воспитание учащихся: Дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 1972-180 с.
8. Барабанщиков А.В., Муцинов С.С. Педагогическая культура офи¬цера. - М., 1985. - 159 с.
9. Басова Е.П. Формирование нравственной ответственности у сель¬ских школьников: Дис.... канд. пед. наук. - М., 1998.- 258 с.
10. Бек Ю., Хучтер Э.-У. Социальная ответственность в переходный период (основы мониторинга социального развития) / Анализ социально-экономической ситуации в регионе. - Вологда, 2001.-С. 5-23.
11. Биочинский И.В. Психолого-педагогическое обеспечение про¬цесса формирования личности в вузе. - Казань, 1988. - 187 с.
12. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М., 1995. - 64 с.
13. Бобкова Е.Н. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у старших школьников: Дис.... канд. пед. наук. - Костро¬ма, 2004.-157с.
М.Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1978.-381 с.
15. Богатская Е.Ю. Педагогические условия воспитания у студентов технического университета ответственности как компонента их профес-сиональной компетентности: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Ростов-на- Дону, 2005.- 27 с.
16. Большой юридический словарь // Под ред. А .Я. Сухарева. - М., 2000.- 704.
17. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гу-манистических теориях и системах воспитания. - Ростов-на-Дону 1996. - 560 с.
18. Бондарь В.В. Профессиональное становление курсантов военно-экономического вуза: Дис.... канд. пед. наук. - Ярославль, 1998. - 168 с.
19. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2004. - 300 с.
20. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994. - 208 с.
21. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1988. -
431 с.
22. Бусурин С.В., Токарев А.Ф. Право и ответственность. - М., 2000.
-136с.
23. Варваров В.И., Мерзляк Л.Е. Командир и подчиненные. - М., 1996.- 128 с.
24. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педа¬гога. - М., 2001.-160 с.
25. Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания. - М., 1924.-279 с.
26. Волков Б.С. Психология ранней юности. - М., 2001. - 96 с.
160
27. Волков Н.Т. Личностно-ориентированное обучение курсан¬тов высшего военно-учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2000. - 23 с.
28. Вяликова Г.С. Студенческий коллектив как ценностный ориентир в процессе формирования профессиональной компетентности учителя // Формирование ценностной ориентации личности в теории и истории оте-чественной и зарубежной педагогики (к. XX - н. XXI в.). - М., 2005.- С. 198-193.
29. Гапонец Е.Г., Барановский Д.В. Социально-психологические предпосылки конфликтов в курсантских подразделениях // Социальная пе-дагогика: диалог теории и практики. - Саратов, 2006. - С. 227-232.
30. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную фи¬лософию. - М., 1995. - 448 с.
31. Гнидан Е.В., Шушерина О.А. Ответственность современного спе-циалиста: историко-педагогический аспект // Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетие: итоги, проблемы, перспективы. - М., 2005. - С. 67-69.
32. Голубев Н.К. Методология и методы социально-педагогической диагностики. - СПб., 2001. - 188 с.
33. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Педагогика индивидуальности. - Калининград, 2000. - 572 с.
34. Груздов А.Я. проектирование образовательного процесса в воен¬ном вузе: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Ярославль, 2006. - 23 с.
35. Гурлева Т.С. Психологические резервы формирования учителем ответственности у подростков. - М., 1989. - 151 с.
36. Давыдов В.П., Мороз И.Н. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения. - М., 1983. - 94 с.
37. Давыдов Г.А. Социальная и военная психология. - М., 1988. -
217 с.
38. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведе¬ние, ответственность.- М., 1989.-351 с.
39. Дульнев В. Преемственность воспитательной работе как фактор социально-профессиональной адаптации: Дис. ... канд. пед. наук.- Костро¬ма, 2001.- 210 с.
40. Духно Н.А., Ивакин В.Н. Понятие и виды юридической ответст-венности // Государство и право. - 2000. - №6. - С. 12-17.
41. Дьяченко М.И. Дисциплина и дисциплированность воина // Во¬енная мысль. - 1986. - № 9. - С. 30-38.
42. Еникеев М.И., Кочетков O.J1. Общая, социальная и юридическая психология: Краткий энциклопедический словарь. - М., 1997. - 448 с.
43. Жаворонков А.И. О воспитании ответственности у школьников //Советская педагогика. - 1960. - №3. - С. 62-71.
44. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., 1996. - 70 с.
45. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2001. - 384 с.
46. Иваненко Т.Г. Динамика формирования ответственности у буду¬щих педагогов: Дис.... канд. пед. наук - JL, 1987. - 202 с.
47. Иващенко Ф.И. Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 87-93.
48. Ильин А.Ф. Влияние личности преподавателя военного училища на курсантов в педагогическом общении. - М., 1991. - 220 с.
49. Лазуткин А.Д. Педагогические основы формирования авторитета преподавателя военного училища: Дис.... канд. пед. наук. - 1998. - 207 с.
50. Как воспитывать у детей чувство ответственности? // Добсон Дж.
Ч. Не бойтесь быть строгим. - М., 1996. - С. 176-192.
51. Капица С. Долг и ответственность в вопросах войны и мира - проблема культуры мира // Культура мира. - М., 1997. - С. 80-90.
52. Карпухин С.В. Социальная ответственность личности как фило-софская проблема: Автореф. дис.... канд. пед. наук — СПб., 2000. - 40 с.
53. Ковалева Г. Педагогика миротворчества, социальная ответст¬венность, сотрудничество // Приоритеты современной педагогики. - М.,
1993. -С. 109-125.
54. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - 1984. -
335с.
55. Кон И.С. Психология ранней юности.- М., 1989.-175 с.
56. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967. - 387 с.
57. Коровин В.М., Свиридов В.А. Подготовка преподавате¬лей российских военно-учебных заведений // Педагогика. - 2004. - №1. - С. 75-84.
58. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. - М., 1986. -
346 с.
59. Лаврова О. В. Социальная ответственность бизнеса в социаль¬ном государстве // Социальная политика государства. - Н. Новгород,
2002. - С. 59- 63.
60. Левченко Е.В. Социальная ответственность и ее анализ как обще-социальной категории наук: Дис. ... канд. филос. наук - Харьков, 1976. - 177с.
61. Лексикон социальной работы. - Вологда, 2001 . - 296 с.
62. Лекторская Е.В. Ролевой конфликт как условие формирова¬ния ответственной социальной позиции // Психологические условия фор¬мирования социальной ответственности школьников. - М., 1987. - С. 55¬
59.
63. Леончукова Л.Н. Воспитания чувства ответственности у уча¬щихся старших классов // Советская педагогика. - 1948. - № 8. - С. 62-74.
64. Липский И.А. Прогнозирование в военной педагогике (теорети¬ко-методологические проблемы). - М., 1993. - 216 с.
163
65. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М., 1992. - 528 с.
66. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. - М., 1988.- 304 с.
67. Марьенко И.С. Ответственность школьников: пути воспитания // Советская педагогика. - 1989. - № 5. - С. 15-18.
68. Между иллюзией развода и ответственностью за вину // Фи- гдор Г. Психоаналитическая педагогика. - М., 2000. - С. 161-176.
69. Методика воспитательного процесса: Лекции по педагогике. - М., 1969. -335с.