ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МИР ЖИВОТНЫХ И САМОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ XIX НАЧАЛА ХХ ВВ 7
1.1. Понятие «анимализм» в русской литературе 7
1.2. Эволюция изображения образов животных в русской литературе от XVIII к ХХ веку 8
ГЛАВА II. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ЛИРИКЕ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ 28
2.1. Концепция анимализма в поэме М. И. Цветаевой «Егорушка... .28
2.2. Образ быка в поэме «Красный бычок» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
Литература периода XIX-XX веков рассматривалась исследователями как явление противоречивое, трагическое, многие произведения выходили самиздатом, за некоторые из них, писателям и поэтам даже пришлось заплатить жизнью. Но, несмотря на это, авторы продолжали отражать реальную действительность в своих произведения.
Так и Марина Ивановна Цветаева, которая не приняла ни революции, ни идеологии большевиков, стала одним из самых значимых и уникальнейших поэтов Серебряного века.
Именно XX век потребовал от творческих личностей иных взглядов на культуру и общество, необходимы были новые решения для обозначившихся проблем. Традиционное видение проблем было уже неприемлемым.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в течение двух десятилетий число научных работ по исследованию творчества М. И. Цветаевой резко возросло, что, несомненно, связано с интересом к личности поэта, её поэтическому наследию. Накоплен значительный материал, который нуждается в детальном анализе.
Степень разработанности данного исследования. Среди первых работ, связанных с изучением анималистических образов М. И. Цветаевой необходимо назвать А. А. Саакянц «Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества» [34], а также Веронику Лосскую «Марина Цветаева в жизни. Воспоминания современников» [32]. Эти исследователи признают факт необходимости пересмотра значения образов животных в лирике М. И. Цветаевой, так как эпоха, в которой творила поэтесса признавала несостоятельность традиционных анималистических образов.
На современном этапе изучением творчества М. И. Цветаевой занимается Р С. Войтехович. Он тщательно рассматривает один из типов анималистических образов - образ Психеи. В использовании образа Психеи Цветаева следует обширной литературной традиции. Психея - портрет лирической героини в творчестве Цветаевой, безусловно, связанной с художественной и литературной традицией изображения образов животных. Образ Психеи как объект для самоидентификации творческой личности «известен по творчеству Беттины фон Армин» [27, с. 107].
Таким образом, научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые для анализа выбраны анималистические образы в поэмах М. И. Цветаевой «Егорушка», «Красный бычок».
Целью данной исследовательской работы является изучение анималистических образов в поэмах М. И. Цветаевой «Егорушка» и «Красный бычок», которые позволят более полно охарактеризовать лирического героя поэтического наследия.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить причину зарождения такого феномена как «анимализм».
2. Рассмотреть основные точки зрения писателей ХУШ, XIX и начала XX веков на значение анималистических образов в литературе.
3. Изучить особенности анималистических образов в контексте творчества М. И. Цветаевой.
4. Определить основные анималистические образы в поэмах М. И. Цветаевой.
Объектом исследования являются поэмы М. И. Цветаевой.
Предметом исследования выступает анализ анималистических образов в поэмах М. И. Цветаевой «Егорушка», «Красный бычок».
Исследование базируется на следующих методах:
1. Теоретический метод - при изучении научной литературы по теме исследования.
2. Описательный метод - при обработке фактического материала.
3. Аналитический метод - при непосредственном анализе лиро-эпических произведений.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов выпускной квалификационной работы в школьном и вузовском преподавании: как на уроках литературы, так и при филологическом анализе художественного текста.
Апробация работы. Основные положения и выводы дипломной работы нашли отражение в докладе на образовательно-научной итоговой конференции студентов КФУ 2015, диплом 2 степени, а также в статьях:
1) филологические науки (ВАК);
2) Итоговая Научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года.
Структура дипломной работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во «Введении» обосновывается актуальность выбранной темы, отмечаются научная новизна, практическая значимость проведённого исследования, формулируется цель работы и её задачи, указываются объект и предмет исследования, обозначаются методы исследования.
Первая глава: «Мир животных и самосознание человека в лирических произведениях Х1Х века» посвящена рассмотрению понятия «анимализм» и разных точек зрения писателей с ХУШ по начало ХХ века на значение животных в самоопределении человека.
Во второй главе: «Анималистические образы в поэмах М. И. Цветаевой» мы рассмотрели виды анималистических образов в поэмах поэтессы, дали их классификацию и охарактеризовали внутреннюю составляющую лирического «я» М. И. Цветаевой.
В «Заключении» подводятся итоги проведённого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами.
Список использованной литературы составляет 40 источников, в состав которых вошли научные статьи, словари, теоретическая и художественная литература.
Образы животных в литературе являются чем-то большим, нежели просто способом изобразить окружающую действительность. Во все времена поэты вводили анималистические образы для раскрытия внутреннего мира лирического героя и для лучшего его понимания. Гегель говорил о том, что стремление использовать в литературе образы животных - это попытка человека отождествить себя с природой, такие образы служат неким зеркалом гуманистического самосознания человека, который не может самореализоваться и постичь бытие без познания животного царства.
Анимализм как творчески осмысленное отношение человека к животным - один из важнейших резервов и импульсов развития современного гуманизма, все более выходящего из наивной своей стадии «человекопоклонства» к зрелому сотрудничеству и взаимодействию со всеми формами жизни на Земле.
Все общекультурные проблемы наглядно выражаются в поэтическом творчестве. Так, поэты ХУШ века в своих произведениях часто использовали образы животных. В творчестве таких поэтов как: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин широко распространены образы коня, волка, змеи. У этих поэтов данные животные вызывают восторг перед необузданной мощью и яростью божественных созданий, который близок к ветхозаветной традиции их изображения.
Такие же образы можно выявить и в произведениях писателей Х1Х века. А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Н. А. Некрасов преимущественно пишут о домашних животных: лошадь, собака, кошка, корова. Это связано с тем, что именно эти животные всегда были рядом с человеком, служили ему, поэтому не было необходимости познавать экзотических, диких животных, так как эпоха была мирная и относительно спокойная.
Совсем другая концепция прослеживается в лирике ХХ века. А. А. Блок, Н. М. Рубцов, В. В. Маяковский в своём поэтическом наследии особое внимание уделяют образу коня. Для них это животное, на котором они готовы покорить просторы родной земли. Конь - выражение активного, страстного характера лирического героя, ищущего утверждения своей личности над миром, того раздолья, в котором мог бы воплотиться его внутренний порыв. Именно поэтому в это время многие великие поэты изображали образ коня.
Самая заметная черта нового анимализма - вытеснение образов домашних животных дикими и при том экзотическими. Так в стихотворениях В. Брюсова появляются ящеры, удавы, лев, гиппопотам, зебра. У К. Бальмонта леопард, пантера, даже сфинкс - скрещение животного и человека. И. Бунин рассматривает образ пантеры, птицы Сапсана, Н. Гумилев - леопарда.
Выбор таких экзотических животных не случаен, это связанно с тем, что XX век - время войн, революций, братоубийства, поэтому через хищническую сущность диких животных поэты хотели познать причины столь страшных событий.
Темная звериная душа открывает человеку забытую, требующую восстановления часть самого себя.
Поэзия Марины Ивановны Цветаевой движется между полюсами природного и человеческого, сопрягая их в своей образности и вдохновляясь «далекостью» сближаемых миров. Между тем животные в поэме «Егорушка» не подлежат «оприродниванию», поскольку сами являются частью природы, и лишь в дидактическом плане поддаются «одухотворению», обладая собственной духовностью. Занимая место как раз между человеком и всей остальной природой, животные оказываются словно в «мертвой зоне» поэтической образности. Духовное и природное непосредственно слиты в их бытии и чуждаются образного опосредования.
Наконец, М. И. Цветаева одна из первых в русской поэзии, соединяет с образами животных утопические представления. Достаточно вспомнить героя поэмы «Егорушка» - сверхчеловек (сын орла и человека, вскормленный волком), образ, соединяющий в себе и ангельское и дьявольское. Прототипом Егория многие исследователи считают и Георгия Победоносца и красноармейца Б. А. Бессарабова. Так появляется новый анималистический образ сказочного сверхзверя, он и не человек, и не зверь.
Ведущее место в поэмах Марины Ивановны занимают хищные животные, которые почти во всех мифологических традициях являются символом избытка, благоденствия, райской, справедливой жизни, к которой всегда стремилась сама поэтесса (орёл, волчица в поэме «Егорушка»). Сущность высших животных как «млекопитающих» нагляднее всего воплощена в волчице, в ее набухшем вымени. Так появляется своеобразная Божья Матерь, нет, не благообразная Дева, а защитница своего потомства, кровавая мстительница, родившая Бога - странного сверхчеловека (Егория). Стоит отметить, что, изображая волчицу, Цветаева перенимает некоторые традиции Н. А. Некрасова. Стоит вспомнить хищную волчицу-мать, которую пожалел Федотушка - герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».
В 20-хначале 30-х годов в поэмах Цветаевой на первый план в изображении животных выходят физическая непосредственность, стихийность их бытия.
В поэме «Красный бычок» Цветаева также раскрывает ряд характерных и актуальных проблем, рассуждает о судьбе, смерти, человеке и эпохе. Сюжет был продиктован жизнью и стал важной обличительной основой политики большевиков. В поэме присутствуют ирония и сарказм над большевиками, поэтесса высмеивает их, называя быками. Примечательно, что у слова бык много ассоциативных значений. Бык ассоциируется с силой, свирепостью, страстью, мощью, энергией, но также это и слепота, дикая ярость, лишение рассудка. Эти создания так ужасны, как и прекрасны. Именно поэтому Цветаева вводит данный многогранный образ. Но в то же время нельзя не заметить мотив безысходности: образ быка в поэме «Красный бычок» становится символом смерти, которая придет за всеми, все почувствуют бешеную силу быков, выхода нет, и даже мистический мотив сна воплощается в жизнь, как знамение её конечности и бессмысленности.
Итак, вновь в поэме Марины Ивановны появляется хищное животное. Многогранные образы хищников (волчица, орёл (поэма «Егорушка»); бык (поэма «Красный бычок»)) помогают охарактеризовать современную автору действительность и выполняют несколько функций:
• Суггестивная (информационная) функция помогает лучше раскрыть образ лирического героя, дополнив его поведение фактами извне: Егорушка - герой поэмы «Егорушка» (человек- орёл) - близок святому Иоану Богослову, олицетворяющему созерцание и духовное познание. Нельзя не вспомнить сходство со сверхчеловеком. Размышляя о быке («Красный бычок»), М. И. Цветаева вспоминает прогулку с Мандельштамом, смерть брата Заводской и, конечно, сложную эпоху большевиков.
• Психологическая функция помогает раскрыть духовный мир лирических образов: через сон ребенка в поэме «Красный бычок» М. И. Цветаева передала весь ужас надвигающейся трагедии, борьбу жизни и смерти. Во сне ребенок видит красного быка, который гонится за ним, герой бредит, а утром умирает. Цветаева использует этот прием для обличения правящей партии, от большевиков исходит только смерть.
• В поэмах можно выделить и экзистенциальную функцию автобиографической памяти. Обращаясь к рефлексии и самопознанию лирической героини, мы получаем её идентичность. Основой поэмы «Егорушка» стала встреча Марины Ивановны Цветаевой с Б. А. Бессарабовым, молодым красноармейцем. Его черты можно узнать в образе Орла-сверхчеловека. Стоит отметить и Георгия Победоносца, который тоже является возможным прототипом Егорушки - это один из почитаемых Цветаевой святых. Все эти случаи из жизни Марины Ивановны легли в основу поэмы «Красный бычок». Имеет место и воспоминание о беседах с Мандельштамом и их прогулке с детьми, о чём мы упомянули выше. Впечатления от погони быка поэтесса изложила в поэме. Нельзя не вспомнить и страшный сон о красном быке, которого видит умирающий подросток - близкий человек подруги Марины Ивановны.
• Символическая функция. В поэме «Егорушка» орел символизирует силу, гордость, ум, бунтарство, величие, могущество. Волчица, которая предстаёт в образе кормящей матери - плодородие. В поэме «Красный бычок» основной образ быка, вмещающий в себя как всех большевиков в целом, весь их исполнительный аппарат, который как, свирепый бык, гонится за идеологическими противниками, так и символ смерти, мужской власти, дикости, ярости.
Таким образом, общий смысл анимализма в поэзии М. И. Цветаевой начала века осознание первенствующей и наставнической роли животных по отношению к человеку: у них как у пращуров, первых возлюбленных жизни, слитых с нею нутром, есть чему поучиться. Хищные животные позволяют увидеть истинный лик лирической героини, а через неё самого автора, очертив отсутствие брезгливости в прикосновении к животному. Нельзя не заметить и психологических проблем автора, связанных с прошлым, пророчествующих будущее. Цветаевский анимализм достигает, пожалуй, большего разнообразия и глубины, поскольку не замкнут домашней идиллией, а вмещает и трагедию бездомности.
1. Афанасьев А. Н.Древо жизни.-М.: Флинта, 1997. -162 с.
2. Бальмонт К. К. Стихотворения. - М.: КНИГА, 1989. -594 с.
3. Блок А. А. Избранное. - М.: Астрель, 2003. - 528 с.
4. Бунин А. И. Стихотворения. - М.: Терра, 2004. -464 с.
5. Васильев П. Н. Избранные произведения. - М: Советский писатель,1956.- 143 с
6. Есенин С.А. Стихотворения. - М.: Советский писатель, 1953. - 270 с.
7. Державин Г. Р. Стихотворения. - М.: ГОСЛИТИЗДАТ, 1958. - 350 с.
8. Заболоцкий Н. А. Стихотворения и поэмы. - М.: Советский писатель,1965.- 350 с.
9. Зенкевич М. А.Сто стихотворений. - М: Прогресс-Плеяда, 2013. -
156 с.
10. Корнилов Б. П. Стихотворения и поэмы. - М: Советский писатель,
1966. - 544 с.
11. Лермонтов М. Ю. Сборник стихотворений. - М.: Художественная литература, 1980. - 223 с.
12. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. - М: Издательство Академии наук СССР, 1950. - 340 с.
13. Майков А. Н. Избранные произведения. - М.: Советский писатель,
1957. -482 с.
14. Маяковский В.В. Детям. - М.: Детгиз, 1941. - 72 с.
15. Некрасов Н. А. Поэмы и стихи. - М.: Искобель, 2015. - 63 с.
16. Пушкин А. С. Собрание сочинений. - М.: Художественная Литература, 1959. - 600 с.
17. Рубцов Н. М. Последняя осень. - М.: Эксмо-пресс, 2000. - 500 с.
18. Сельвинский И. Л. Избранные произведения. - СПб: Библиотека поэта, 1972. - 168 с
19. Случевский К.К. Белеет утренник, сверкая. - М.: Лань, 2013. - 89 с.
20. Старкина С. В.Велимир Хлебников. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 203 с.
21. Фет А. А. Шепот, робкое дыхание. - М.: Эксмо, 2012. - 160 с.
22. Цветаева М. И Сочинения. - М.: Художественная литература, 1988. - 719 с.
23. Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы. - М.: Сов. писатель, 1990. - 800 с.
II. Научно-критические работы:
24. Божкова Г. Н., Шабалина Н. Н. Лицо и маска в лирике
М. И. Цветаевой. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2014. № 5. Ч. 1. С. 34-37.
25. Блок А.А. Крушение гуманизма. - М.: Знамя, 1921. - 114 с.
26. Волошин М. А. Женская поэзия. // Утро России. №323. 11 дек. Воспоминания о Марине Цветаевой. - М.: МГИМО - Университет, 1992. - 14 - 16 с.
27. Войтехович Р. С. Диссертация «Психея в творчестве М. И. Цветаевой: эволюция образа и сюжета». - Tartu, Эстония, 2005. - 164 с.
28. Волков В. В. Антропоцентризм. - М.: Флинта, 2014. - 148 с.
29. Волков В. В.Зооморфизм. - М.:Флинта, 2012. - 164 с.
30. Гегель Г. В.Ф. Эстетика. - М.: «Искусство», 1969. - 165 с.
31. Есенин С. А. Сборник сочинений. - М.: Художественная литература, 1967.- 184 с.
32. Лосская В. К. Марина Цветаева в жизни. Воспоминания современников.- М.: ПрозаиК, 2011. - 400 с.
33. Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т., т.1. // под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. 1-е издание; испр.и доп. - М.: ГУМАНИТ. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 496 с.
34. Саакянц А. А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества. - М.: Советский писатель, 1986. - 453 с.
35. Сучков М. Е. Хрестоматия по новейшей истории 1917-1945. подред. Яковлева Н. Н. - М.: Просвещение, 1987. - 288 с.
36. Трессидер Дж. Словарь Символов. - М.: Фаир-Пресс, 1999. - 448 с.
37. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. - М.: «Guinness»,
1997. - 340 с.
38. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М.: «Guinness», 1999. - 430 с.
39. Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. - М.: «Guinness».:
1998. - 280 с.
40. Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - М.: Гиппократ, 1999. - 128 с.