Педагогические условия подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе
|
Введение
Глава I. Подготовка будущего офицера к военно¬социальной работе как научная проблема
§ 1. Содержание военно-социальной работы в воинских
подразделениях
§ 2. Профессиональные и личностные требования к офицеру, реализующему функции военно-социальной работы в
подразделении
§ 3. Потенциалы воспитательной системы военного вуза
Глава II. Реализация педагогических условий подготовки
будущих офицеров к военно-социальной работе
§ 1. Модель подготовки будущих офицеров к военно¬социальной работе
§ 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе
§ 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий подготовки будущих офицеров
к военно-социальной работе
Заключение
Список литературы
Приложения
Глава I. Подготовка будущего офицера к военно¬социальной работе как научная проблема
§ 1. Содержание военно-социальной работы в воинских
подразделениях
§ 2. Профессиональные и личностные требования к офицеру, реализующему функции военно-социальной работы в
подразделении
§ 3. Потенциалы воспитательной системы военного вуза
Глава II. Реализация педагогических условий подготовки
будущих офицеров к военно-социальной работе
§ 1. Модель подготовки будущих офицеров к военно¬социальной работе
§ 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе
§ 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий подготовки будущих офицеров
к военно-социальной работе
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования обусловлена рядом взаимодополняющих обстоятельств. Вооруженные Силы Российской Федерации являются одной из важнейших основ российской государственности. Их способность выполнять гражданские и боевые задачи напрямую зависит от социальной защищенности военнослужащих, от реализации их прав и гарантий, удовлетворения основных потребностей. Военная профессия предполагает полную отдачу личности задачам государственного служения, исключает возможность других видов деятельности по повышению собственного социального и материального благополучия, поэтому государство обязано гарантировать военнослужащему достойный уровень жизни, создать и деятельно обеспечить его особый социальный и правовой статус.
Ситуация последних десятилетий в сфере реформирования Российской Армии привела к ряду негативных тенденций, среди которых снижение уровня жизни военнослужащих; разрушение положительного образа Российской Армии, ее офицерского и рядового состава; резкое сокращение численности Вооруженных Сил; дефицит высококвалифицированных командных кадров и другие. На сегодняшний день государство предпринимает меры к преодолению этих неблагоприятных тенденций, что находит свое отражение в создании института военно-социальной работы.
В настоящее время в РФ права и социальные гарантии военнослужащим определены пакетом законов, юридически обеспечивающим средний уровень удовлетворения их потребностей. Но если не будет создана кадровая структура, подготовленная к решению задач социальной защиты, то их практическая реализация будет затруднена. В связи с этим перед военным вузом встает актуальная и во многом новая цель поиска средств, форм и методов подготовки будущего офицера к военно¬социальной работе в подразделении.
Однако данная задача часто решается сугубо информационными методами, путем оснащения курсантов знаниями по вопросам социально¬экономических прав и льгот военнослужащих. При этом не учитывается комплексный характер военно-социальной работы, которая включает в себя не только социально-экономическую и социально-правовую, но и социально-педагогическую, социально-психологическую и социально¬бытовую составляющие. Военно-социальная работа ориентирована на поддержание личностного и социального благополучия военнослужащего в условиях специфичной среды Вооруженных Сил, поэтому и подготовка будущего специалиста к данной деятельности должна быть направлена, в первую очередь, на развитие личностных качеств, определяющих эффективность военно-социальной работы, приобретение опыта данной деятельности в среде вуза и его перенос в условия профессиональной практики в подразделении.
В педагогической теории разрабатывается ряд направлений исследований, смежных с заявленной нами проблематикой:
-исследования возможностей и технологий педагогического влияния на становление личности курсанта военного вуза как будущего командира подразделения; предметностью данных работ было формирование командирских качеств курсантов (М.А. Андросенко, В.А. Губин,
А.М. Захаров, В.П. Натаров, В.Ф. Перевалов, Н.Н. Рогожкин), военно-профессиональной направленности личности (Л.Ф. Железняк, А.Н. Лосев,
А.В. Половнев), профессиональной готовности курсантов к службе (Б.А. Агеев, Л.А. Кандыбович, В.Н. Климов), компетентности в общении с подчиненными (В.В. Девятко), мировоззренческих убеждений у курсантов (И.Б. Лебедев);
- исследования процесса подготовки курсанта военного вуза к реализации воспитательных функций в будущей профессиональной деятельности (С.П. Дергачев, И.И. Домбровская, Г.Г. Киселев, Т.В. Маркелова, Н.Г. Мирошниченко, Р.В. Сахаров, Ю.С. Синкевич,
5
В.А. Тахтамиов, P.P. Шарипов), к организаторской деятельности в подразделении (Е.С. Алехнович, П.Е. Ельчанинов); вопросы профессиограммы ротного политработника разрабатывались в исследовании
В.В. Буреича;
-исследования отдельных направлений военно-социальной работы, включающих в себя деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов в подразделении (А.Д. Глоточкин, А.Ю. Куликов), неуставных взаимоотношений военнослужащих (В.М. Крук), суицидального поведения военнослужащих по призыву (А.В. Боенко).
Данные работы создают основу для комплексного исследования проблемы педагогических условий подготовки будущих офицеров к военно¬социальной работе.
В Российской Федерации институт военно-социальной работы функционирует в системе Вооруженных Сил более десяти лет. Накоплен практический опыт данной деятельности, структурировано ее содержание, и в связи с этим определены требования к офицерам, которые будут практически осуществлять военно-социальную работу в подразделении. В военных вузах Российской Федерации ведется разноплановая работа по модернизации существующей воспитательной системы и внедрению новых форм, методов, средств работы для специализированной подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе. Этот опыт нуждается в научно-методическом анализе, обобщении, что позволит обеспечить его универсальность, переносимость на деятельность высших учебных заведений военной направленности и воинских подразделений различных уровней.
Все вышесказанное позволяет зафиксировать ряд противоречий, выявленных в данной сфере:
-между потребностью общества в специализированной социальной защите военнослужащих, наличием правовой и социально-экономической базы для осуществления данной деятельности и неготовностью командного
6
состава Вооруженных Сил к реализации военно-социальных функций в практической работе с подчиненными;
-между изученностью различных аспектов подготовки курсантов к командной работе в подразделении, основ воспитательной деятельности в системе военного вуза, ряда конкретных направлений социальной защиты военнослужащих и отсутствием специальных исследований педагогических условий подготовки курсантов к военно-социальной работе в подразделении;
- между наличием в деятельности воинских подразделений элементов опыта военно-социальной работы, а также элементов опыта подготовки к ней будущих офицеров в деятельности военных вузов и необходимостью его научно-методического анализа и обобщения.
На основании данных противоречий нам удалось сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях подготовка будущих офицеров к военно-социальной работе будет эффективной?
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе.
Объект исследования: процесс подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе.
Ситуация последних десятилетий в сфере реформирования Российской Армии привела к ряду негативных тенденций, среди которых снижение уровня жизни военнослужащих; разрушение положительного образа Российской Армии, ее офицерского и рядового состава; резкое сокращение численности Вооруженных Сил; дефицит высококвалифицированных командных кадров и другие. На сегодняшний день государство предпринимает меры к преодолению этих неблагоприятных тенденций, что находит свое отражение в создании института военно-социальной работы.
В настоящее время в РФ права и социальные гарантии военнослужащим определены пакетом законов, юридически обеспечивающим средний уровень удовлетворения их потребностей. Но если не будет создана кадровая структура, подготовленная к решению задач социальной защиты, то их практическая реализация будет затруднена. В связи с этим перед военным вузом встает актуальная и во многом новая цель поиска средств, форм и методов подготовки будущего офицера к военно¬социальной работе в подразделении.
Однако данная задача часто решается сугубо информационными методами, путем оснащения курсантов знаниями по вопросам социально¬экономических прав и льгот военнослужащих. При этом не учитывается комплексный характер военно-социальной работы, которая включает в себя не только социально-экономическую и социально-правовую, но и социально-педагогическую, социально-психологическую и социально¬бытовую составляющие. Военно-социальная работа ориентирована на поддержание личностного и социального благополучия военнослужащего в условиях специфичной среды Вооруженных Сил, поэтому и подготовка будущего специалиста к данной деятельности должна быть направлена, в первую очередь, на развитие личностных качеств, определяющих эффективность военно-социальной работы, приобретение опыта данной деятельности в среде вуза и его перенос в условия профессиональной практики в подразделении.
В педагогической теории разрабатывается ряд направлений исследований, смежных с заявленной нами проблематикой:
-исследования возможностей и технологий педагогического влияния на становление личности курсанта военного вуза как будущего командира подразделения; предметностью данных работ было формирование командирских качеств курсантов (М.А. Андросенко, В.А. Губин,
А.М. Захаров, В.П. Натаров, В.Ф. Перевалов, Н.Н. Рогожкин), военно-профессиональной направленности личности (Л.Ф. Железняк, А.Н. Лосев,
А.В. Половнев), профессиональной готовности курсантов к службе (Б.А. Агеев, Л.А. Кандыбович, В.Н. Климов), компетентности в общении с подчиненными (В.В. Девятко), мировоззренческих убеждений у курсантов (И.Б. Лебедев);
- исследования процесса подготовки курсанта военного вуза к реализации воспитательных функций в будущей профессиональной деятельности (С.П. Дергачев, И.И. Домбровская, Г.Г. Киселев, Т.В. Маркелова, Н.Г. Мирошниченко, Р.В. Сахаров, Ю.С. Синкевич,
5
В.А. Тахтамиов, P.P. Шарипов), к организаторской деятельности в подразделении (Е.С. Алехнович, П.Е. Ельчанинов); вопросы профессиограммы ротного политработника разрабатывались в исследовании
В.В. Буреича;
-исследования отдельных направлений военно-социальной работы, включающих в себя деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов в подразделении (А.Д. Глоточкин, А.Ю. Куликов), неуставных взаимоотношений военнослужащих (В.М. Крук), суицидального поведения военнослужащих по призыву (А.В. Боенко).
Данные работы создают основу для комплексного исследования проблемы педагогических условий подготовки будущих офицеров к военно¬социальной работе.
В Российской Федерации институт военно-социальной работы функционирует в системе Вооруженных Сил более десяти лет. Накоплен практический опыт данной деятельности, структурировано ее содержание, и в связи с этим определены требования к офицерам, которые будут практически осуществлять военно-социальную работу в подразделении. В военных вузах Российской Федерации ведется разноплановая работа по модернизации существующей воспитательной системы и внедрению новых форм, методов, средств работы для специализированной подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе. Этот опыт нуждается в научно-методическом анализе, обобщении, что позволит обеспечить его универсальность, переносимость на деятельность высших учебных заведений военной направленности и воинских подразделений различных уровней.
Все вышесказанное позволяет зафиксировать ряд противоречий, выявленных в данной сфере:
-между потребностью общества в специализированной социальной защите военнослужащих, наличием правовой и социально-экономической базы для осуществления данной деятельности и неготовностью командного
6
состава Вооруженных Сил к реализации военно-социальных функций в практической работе с подчиненными;
-между изученностью различных аспектов подготовки курсантов к командной работе в подразделении, основ воспитательной деятельности в системе военного вуза, ряда конкретных направлений социальной защиты военнослужащих и отсутствием специальных исследований педагогических условий подготовки курсантов к военно-социальной работе в подразделении;
- между наличием в деятельности воинских подразделений элементов опыта военно-социальной работы, а также элементов опыта подготовки к ней будущих офицеров в деятельности военных вузов и необходимостью его научно-методического анализа и обобщения.
На основании данных противоречий нам удалось сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях подготовка будущих офицеров к военно-социальной работе будет эффективной?
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе.
Объект исследования: процесс подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе.
Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Подготовка будущих офицеров к военно-социальной работе - это педагогическая деятельность, направленная на информирование курсантов по вопросам социальной защиты военнослужащих, стимулирование смыслообразования в данной сфере и приобретение практического опыта помогающих отношений.
2. Подготовка будущих офицеров к военно-социальной работе включает в себя три основных компонента: информационный (информирование курсантов по вопросам социальной защиты военнослужащих); ценностно-мотивационный (стимулирование смыслообразования в данной сфере); праксеологический (приобретение практического опыта реализации социозащитных функций в процессе обучения в вузе).
3. Информационный компонент заключается в актуализации образовательного потенциала военного вуза посредством насыщения обязательных дисциплин учебного плана специальностей элементами информации по вопросам военно-социальной работы (в первую очередь, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также общепрофессиональных дисциплин) и введения дисциплин специализации и факультативов, полностью посвященных вопросам информационного обеспечения военно-социальной работы командира в подразделении.
4. Праксеологический компонент заключается в создании условий для накопления курсантом опыта помогающих отношений в системе взаимодействия «командир - подчиненный», которая развивается на первых этапах обучения в вузе в. имитационных ситуациях и с течением времени все более приобретает характеристики реальной профессиональной деятельности командира подразделения.
110 .
5. Ценностно-мотивационный компонент заключается в обеспечении интериоризации личностью гуманистически-ориентированной системы ценностей, выступающей идеологическим основанием военно-социальной работы, и стимулировании смыслообразования по отношению к ней на этой основе.
6. Потенциалами военного вуза применительно к процессу подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе выступают следующие:
- целевой потенциал, выражающийся в соотносимости декларируемых и закрепленных в ряде нормативных документов целей воспитания будущего офицера и задачи подготовки курсанта к военно-социальной работе в подразделении;
- образовательный потенциал, заключающийся в возможностях организации освоения курсантами знаний по вопросам военно-социальной работы в контексте инвариантной и вариативной частей основных образовательных программ высшего военного образования;
- событийный потенциал, определяющийся возможностью организации подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе, используя традиционную событийную сеть военного вуза и модернизируя ее в соответствии с задачами каждого этапа исследуемого процесса;
-потенциал позиционной динамики, связанный с характером взаимоотношений в социальной структуре военного вуза и возможностями его использования для формирования у курсанта опыта полиролевого поведения, патерналистских отношений и отношений ответственной зависимости.
7. Модель подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе включает в себя целевой, содержательный, процессуальный блоки. Целевой блок содержит цель процесса подготовки будущих офицеров к военно¬социальной работе. Содержательный блок определяет внутреннюю структуру и содержание процесса. Процессуальный блок включает основные требования к исследуемому процессу и внутреннюю логику его организации,
Ill
а также формы, методы, приемы, средства подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе.
8. Педагогическими условиями подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе в подразделении выступают следующие:
- обеспечение приобретения будущим офицером опыта самостоятельного поиска и отбора информации, необходимой для военно¬социальной работы;
- актуализация ценностно-смысловой основы военно-социальной работы;
- включение будущих офицеров в социально-ориентированную деятельность, предполагающую продвижение личности от объекта к субъекту военно-социальной работы в процессе обучения в вузе.
9. Подготовка будущих офицеров к военно-социальной работе включает в себя ряд этапов, выделенных на основании динамики позиции курсанта и содержания деятельности, осуществляемой им:
- на первом этапе курсант младших курсов выступает объектом социальной работы со стороны социальной службы вуза;
- на втором этапе курсант получает опыт социально-ориентированной деятельности в процессе общественной практики;
- на третьем этапе курсант включается в деятельность по социальной защите младших курсов через участие в социальной службе вуза и институт кураторства;
- на четвертом этапе полученный опыт переносится на практическую деятельность в подразделении через систему практик и стажировок.
10. В итоге результаты опытно-экспериментальной работы, полученные с помощью сравнения данных диагностики экспериментальной и контрольной групп, продемонстрировали, что процесс подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе значительно более эффективен при реализации предложенной модели, условий и этапов исследуемого процесса.
1. Подготовка будущих офицеров к военно-социальной работе - это педагогическая деятельность, направленная на информирование курсантов по вопросам социальной защиты военнослужащих, стимулирование смыслообразования в данной сфере и приобретение практического опыта помогающих отношений.
2. Подготовка будущих офицеров к военно-социальной работе включает в себя три основных компонента: информационный (информирование курсантов по вопросам социальной защиты военнослужащих); ценностно-мотивационный (стимулирование смыслообразования в данной сфере); праксеологический (приобретение практического опыта реализации социозащитных функций в процессе обучения в вузе).
3. Информационный компонент заключается в актуализации образовательного потенциала военного вуза посредством насыщения обязательных дисциплин учебного плана специальностей элементами информации по вопросам военно-социальной работы (в первую очередь, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также общепрофессиональных дисциплин) и введения дисциплин специализации и факультативов, полностью посвященных вопросам информационного обеспечения военно-социальной работы командира в подразделении.
4. Праксеологический компонент заключается в создании условий для накопления курсантом опыта помогающих отношений в системе взаимодействия «командир - подчиненный», которая развивается на первых этапах обучения в вузе в. имитационных ситуациях и с течением времени все более приобретает характеристики реальной профессиональной деятельности командира подразделения.
110 .
5. Ценностно-мотивационный компонент заключается в обеспечении интериоризации личностью гуманистически-ориентированной системы ценностей, выступающей идеологическим основанием военно-социальной работы, и стимулировании смыслообразования по отношению к ней на этой основе.
6. Потенциалами военного вуза применительно к процессу подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе выступают следующие:
- целевой потенциал, выражающийся в соотносимости декларируемых и закрепленных в ряде нормативных документов целей воспитания будущего офицера и задачи подготовки курсанта к военно-социальной работе в подразделении;
- образовательный потенциал, заключающийся в возможностях организации освоения курсантами знаний по вопросам военно-социальной работы в контексте инвариантной и вариативной частей основных образовательных программ высшего военного образования;
- событийный потенциал, определяющийся возможностью организации подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе, используя традиционную событийную сеть военного вуза и модернизируя ее в соответствии с задачами каждого этапа исследуемого процесса;
-потенциал позиционной динамики, связанный с характером взаимоотношений в социальной структуре военного вуза и возможностями его использования для формирования у курсанта опыта полиролевого поведения, патерналистских отношений и отношений ответственной зависимости.
7. Модель подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе включает в себя целевой, содержательный, процессуальный блоки. Целевой блок содержит цель процесса подготовки будущих офицеров к военно¬социальной работе. Содержательный блок определяет внутреннюю структуру и содержание процесса. Процессуальный блок включает основные требования к исследуемому процессу и внутреннюю логику его организации,
Ill
а также формы, методы, приемы, средства подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе.
8. Педагогическими условиями подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе в подразделении выступают следующие:
- обеспечение приобретения будущим офицером опыта самостоятельного поиска и отбора информации, необходимой для военно¬социальной работы;
- актуализация ценностно-смысловой основы военно-социальной работы;
- включение будущих офицеров в социально-ориентированную деятельность, предполагающую продвижение личности от объекта к субъекту военно-социальной работы в процессе обучения в вузе.
9. Подготовка будущих офицеров к военно-социальной работе включает в себя ряд этапов, выделенных на основании динамики позиции курсанта и содержания деятельности, осуществляемой им:
- на первом этапе курсант младших курсов выступает объектом социальной работы со стороны социальной службы вуза;
- на втором этапе курсант получает опыт социально-ориентированной деятельности в процессе общественной практики;
- на третьем этапе курсант включается в деятельность по социальной защите младших курсов через участие в социальной службе вуза и институт кураторства;
- на четвертом этапе полученный опыт переносится на практическую деятельность в подразделении через систему практик и стажировок.
10. В итоге результаты опытно-экспериментальной работы, полученные с помощью сравнения данных диагностики экспериментальной и контрольной групп, продемонстрировали, что процесс подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе значительно более эффективен при реализации предложенной модели, условий и этапов исследуемого процесса.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования профессиональной готовности специалистов по социальной работе с военнослужащими и членами их семей (на материалах Ставропольского края)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННО
ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Содержание и организация психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Педагогические условия духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ЛИЧНОСТНО - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПО ВОЕННО-УЧЕТНЫМ
СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СОЛДАТ ЗАПАСА В ВУЗЕ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2017 - Определение педагогических основ подготовки младшего специалиста ВДВ в системе среднего педагогического образования и разработке концептуальных теоретических и прикладных основ совершенствования военно-профессионального образования младшего командного состава ВДВ на основе сопряжения с направлениями и целями подготовки гражданских специалистов среднего звена
Диссертация , прочее. Язык работы: Русский. Цена: 1990 р. Год сдачи: 2012



