Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе

Работа №8329

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы185стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
829
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Подготовка будущего офицера к военно¬социальной работе как научная проблема
§ 1. Содержание военно-социальной работы в воинских
подразделениях
§ 2. Профессиональные и личностные требования к офицеру, реализующему функции военно-социальной работы в
подразделении
§ 3. Потенциалы воспитательной системы военного вуза
Глава II. Реализация педагогических условий подготовки
будущих офицеров к военно-социальной работе
§ 1. Модель подготовки будущих офицеров к военно¬социальной работе
§ 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе
§ 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий подготовки будущих офицеров
к военно-социальной работе
Заключение
Список литературы
Приложения


Актуальность исследования обусловлена рядом взаимодополняющих обстоятельств. Вооруженные Силы Российской Федерации являются одной из важнейших основ российской государственности. Их способность выполнять гражданские и боевые задачи напрямую зависит от социальной защищенности военнослужащих, от реализации их прав и гарантий, удовлетворения основных потребностей. Военная профессия предполагает полную отдачу личности задачам государственного служения, исключает возможность других видов деятельности по повышению собственного социального и материального благополучия, поэтому государство обязано гарантировать военнослужащему достойный уровень жизни, создать и деятельно обеспечить его особый социальный и правовой статус.
Ситуация последних десятилетий в сфере реформирования Российской Армии привела к ряду негативных тенденций, среди которых снижение уровня жизни военнослужащих; разрушение положительного образа Российской Армии, ее офицерского и рядового состава; резкое сокращение численности Вооруженных Сил; дефицит высококвалифицированных командных кадров и другие. На сегодняшний день государство предпринимает меры к преодолению этих неблагоприятных тенденций, что находит свое отражение в создании института военно-социальной работы.
В настоящее время в РФ права и социальные гарантии военнослужащим определены пакетом законов, юридически обеспечивающим средний уровень удовлетворения их потребностей. Но если не будет создана кадровая структура, подготовленная к решению задач социальной защиты, то их практическая реализация будет затруднена. В связи с этим перед военным вузом встает актуальная и во многом новая цель поиска средств, форм и методов подготовки будущего офицера к военно¬социальной работе в подразделении.

Однако данная задача часто решается сугубо информационными методами, путем оснащения курсантов знаниями по вопросам социально¬экономических прав и льгот военнослужащих. При этом не учитывается комплексный характер военно-социальной работы, которая включает в себя не только социально-экономическую и социально-правовую, но и социально-педагогическую, социально-психологическую и социально¬бытовую составляющие. Военно-социальная работа ориентирована на поддержание личностного и социального благополучия военнослужащего в условиях специфичной среды Вооруженных Сил, поэтому и подготовка будущего специалиста к данной деятельности должна быть направлена, в первую очередь, на развитие личностных качеств, определяющих эффективность военно-социальной работы, приобретение опыта данной деятельности в среде вуза и его перенос в условия профессиональной практики в подразделении.
В педагогической теории разрабатывается ряд направлений исследований, смежных с заявленной нами проблематикой:
-исследования возможностей и технологий педагогического влияния на становление личности курсанта военного вуза как будущего командира подразделения; предметностью данных работ было формирование командирских качеств курсантов (М.А. Андросенко, В.А. Губин,
А.М. Захаров, В.П. Натаров, В.Ф. Перевалов, Н.Н. Рогожкин), военно-профессиональной направленности личности (Л.Ф. Железняк, А.Н. Лосев,
А.В. Половнев), профессиональной готовности курсантов к службе (Б.А. Агеев, Л.А. Кандыбович, В.Н. Климов), компетентности в общении с подчиненными (В.В. Девятко), мировоззренческих убеждений у курсантов (И.Б. Лебедев);
- исследования процесса подготовки курсанта военного вуза к реализации воспитательных функций в будущей профессиональной деятельности (С.П. Дергачев, И.И. Домбровская, Г.Г. Киселев, Т.В. Маркелова, Н.Г. Мирошниченко, Р.В. Сахаров, Ю.С. Синкевич,

5
В.А. Тахтамиов, P.P. Шарипов), к организаторской деятельности в подразделении (Е.С. Алехнович, П.Е. Ельчанинов); вопросы профессиограммы ротного политработника разрабатывались в исследовании
В.В. Буреича;
-исследования отдельных направлений военно-социальной работы, включающих в себя деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов в подразделении (А.Д. Глоточкин, А.Ю. Куликов), неуставных взаимоотношений военнослужащих (В.М. Крук), суицидального поведения военнослужащих по призыву (А.В. Боенко).
Данные работы создают основу для комплексного исследования проблемы педагогических условий подготовки будущих офицеров к военно¬социальной работе.
В Российской Федерации институт военно-социальной работы функционирует в системе Вооруженных Сил более десяти лет. Накоплен практический опыт данной деятельности, структурировано ее содержание, и в связи с этим определены требования к офицерам, которые будут практически осуществлять военно-социальную работу в подразделении. В военных вузах Российской Федерации ведется разноплановая работа по модернизации существующей воспитательной системы и внедрению новых форм, методов, средств работы для специализированной подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе. Этот опыт нуждается в научно-методическом анализе, обобщении, что позволит обеспечить его универсальность, переносимость на деятельность высших учебных заведений военной направленности и воинских подразделений различных уровней.
Все вышесказанное позволяет зафиксировать ряд противоречий, выявленных в данной сфере:
-между потребностью общества в специализированной социальной защите военнослужащих, наличием правовой и социально-экономической базы для осуществления данной деятельности и неготовностью командного

6
состава Вооруженных Сил к реализации военно-социальных функций в практической работе с подчиненными;
-между изученностью различных аспектов подготовки курсантов к командной работе в подразделении, основ воспитательной деятельности в системе военного вуза, ряда конкретных направлений социальной защиты военнослужащих и отсутствием специальных исследований педагогических условий подготовки курсантов к военно-социальной работе в подразделении;
- между наличием в деятельности воинских подразделений элементов опыта военно-социальной работы, а также элементов опыта подготовки к ней будущих офицеров в деятельности военных вузов и необходимостью его научно-методического анализа и обобщения.
На основании данных противоречий нам удалось сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях подготовка будущих офицеров к военно-социальной работе будет эффективной?
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе.
Объект исследования: процесс подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Подготовка будущих офицеров к военно-социальной работе - это педагогическая деятельность, направленная на информирование курсантов по вопросам социальной защиты военнослужащих, стимулирование смыслообразования в данной сфере и приобретение практического опыта помогающих отношений.
2. Подготовка будущих офицеров к военно-социальной работе включает в себя три основных компонента: информационный (информирование курсантов по вопросам социальной защиты военнослужащих); ценностно-мотивационный (стимулирование смыслообразования в данной сфере); праксеологический (приобретение практического опыта реализации социозащитных функций в процессе обучения в вузе).
3. Информационный компонент заключается в актуализации образовательного потенциала военного вуза посредством насыщения обязательных дисциплин учебного плана специальностей элементами информации по вопросам военно-социальной работы (в первую очередь, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также общепрофессиональных дисциплин) и введения дисциплин специализации и факультативов, полностью посвященных вопросам информационного обеспечения военно-социальной работы командира в подразделении.
4. Праксеологический компонент заключается в создании условий для накопления курсантом опыта помогающих отношений в системе взаимодействия «командир - подчиненный», которая развивается на первых этапах обучения в вузе в. имитационных ситуациях и с течением времени все более приобретает характеристики реальной профессиональной деятельности командира подразделения.

110 .
5. Ценностно-мотивационный компонент заключается в обеспечении интериоризации личностью гуманистически-ориентированной системы ценностей, выступающей идеологическим основанием военно-социальной работы, и стимулировании смыслообразования по отношению к ней на этой основе.
6. Потенциалами военного вуза применительно к процессу подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе выступают следующие:
- целевой потенциал, выражающийся в соотносимости декларируемых и закрепленных в ряде нормативных документов целей воспитания будущего офицера и задачи подготовки курсанта к военно-социальной работе в подразделении;
- образовательный потенциал, заключающийся в возможностях организации освоения курсантами знаний по вопросам военно-социальной работы в контексте инвариантной и вариативной частей основных образовательных программ высшего военного образования;
- событийный потенциал, определяющийся возможностью организации подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе, используя традиционную событийную сеть военного вуза и модернизируя ее в соответствии с задачами каждого этапа исследуемого процесса;
-потенциал позиционной динамики, связанный с характером взаимоотношений в социальной структуре военного вуза и возможностями его использования для формирования у курсанта опыта полиролевого поведения, патерналистских отношений и отношений ответственной зависимости.
7. Модель подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе включает в себя целевой, содержательный, процессуальный блоки. Целевой блок содержит цель процесса подготовки будущих офицеров к военно¬социальной работе. Содержательный блок определяет внутреннюю структуру и содержание процесса. Процессуальный блок включает основные требования к исследуемому процессу и внутреннюю логику его организации,

Ill
а также формы, методы, приемы, средства подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе.
8. Педагогическими условиями подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе в подразделении выступают следующие:
- обеспечение приобретения будущим офицером опыта самостоятельного поиска и отбора информации, необходимой для военно¬социальной работы;
- актуализация ценностно-смысловой основы военно-социальной работы;
- включение будущих офицеров в социально-ориентированную деятельность, предполагающую продвижение личности от объекта к субъекту военно-социальной работы в процессе обучения в вузе.
9. Подготовка будущих офицеров к военно-социальной работе включает в себя ряд этапов, выделенных на основании динамики позиции курсанта и содержания деятельности, осуществляемой им:
- на первом этапе курсант младших курсов выступает объектом социальной работы со стороны социальной службы вуза;
- на втором этапе курсант получает опыт социально-ориентированной деятельности в процессе общественной практики;
- на третьем этапе курсант включается в деятельность по социальной защите младших курсов через участие в социальной службе вуза и институт кураторства;
- на четвертом этапе полученный опыт переносится на практическую деятельность в подразделении через систему практик и стажировок.
10. В итоге результаты опытно-экспериментальной работы, полученные с помощью сравнения данных диагностики экспериментальной и контрольной групп, продемонстрировали, что процесс подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе значительно более эффективен при реализации предложенной модели, условий и этапов исследуемого процесса.



1. Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 1989. - 18 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.-335 с.
3. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. - М.: Наука, 1973.-304 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. - 299 с.
5. Агапов Е.П. Социальная работа как феномен культуры: Автореф. Дисс. ... д-ра филос. наук. - Ростов н/Д, 1999. - 39 с.
6. Акопов Г.В. Социальная психология высшего образования / Под ред. A.J1. Свеницкого - Самара: Изд-во Самарского педагогического института, 1993 .-212с.
7. Актуальные вопросы развития военно-гражданских отношений / Под общ. ред. Н.А. Чалдымова. - М. - Ковентри, 2001. - 208 с.
8. Актуальные проблемы методологии педагогики / Н.Д. Никандров, Б.С. Гершунский. - М: НИИ ОП АПН СССР, 1984. - С. 7-15.
9. Актуальные проблемы подготовки кадров социальной сферы: Материалы Респ. науч.-практ. конф., Казань, 12 марта 1998 г. - Казань, 1998. -95 с.
10. Александрович П.И. Психологическое состояние курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе вуза: Автореф. Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1987. - 22 с.
11. Алякин А.А. Управление занятостью офицеров запаса, уволенных в ходе реформирования Вооруженных Сил: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук-М., 1998.-21 с.
12. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1995.-496 с.

113
13. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х тт. - Т. II. - М.: Педагогика, 1980.
14. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.-380 с.
15. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - JL, 1968. - 339 с.
16. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996. -567 с.
17. Андреев Ю.В. Формирование творческого стиля деятельности командира-воспитателя в условиях реформирования Вооруженных Сил/ Пед. исслед. на материалах Войск ПВО. - Харьков, 1994. - 254 с.
18. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 376 с.
19. Анисимов В.И. Социальная справедливость как фактор повышения эффективности деятельности военных кадров: (Философско- социологический анализ): Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - М., 1991. - 20 с.
20. Аннотационный сборник основных нормативных и правовых документов по вопросам социальной защиты военнослужащих, ветеранов военной службы и членов их семей. - М., 2005. - 48 с.
21. Антология социальной работы. В 5 тт. - Т. 3. - М.: Сварогь. - 1994. -278 с.
22. Антышев В.Ю. Из армейских рядов - в ряды предпринимателей // Информационный бюллетень «Социальная адаптация». - 2001. - № 3-4. - С. 9.
23. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. школа, 1980. - 368 с.
24. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Философия самоорганизации. Новые горизонты // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3.
25. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. - 158 с.

114
26. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 234 с.
27. Ахлибинский Б.В. Диалектика как основа интеграции научного знания. - Л., 1984. - 160 с.
28. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М., 1989. -
560 с.
29. Багрецов С.А. Структурный анализ описания социальных ситуаций.
- С-Петербург: Гуманитарное образование, 2000. - 97 с.
30. Барабанщиков А.В. Методика исследования проблем военной психологии и педагогики. - М., 1987. - 156 с.
31. Барабанщиков А.В. Формирование у советских воинов активной жизненной позиции. - М., 1981. - 134 с.
32. Барсуков И.И. Социальное общение как фактор повышения эффективности деятельности воинских коллективов. - М., 1980. - 203 с.
33. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. - СПб, 1996. - 231 с.
34. Басов Н.Ф., Басова В.М. История социальной работы и социальной педагогики в России. - Кострома, КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000. - 314 с.
35. Батышев А.С. Педагогика высшей школы МВД. - М., 1995. - 213 с.
36. Бахтин В.К. Формирование у курсантов высших военно¬политических училищ навыков и умений организации воспитательной работы в подразделении. - М., 1980. - 187 с.
37. Березовец В.В. Социальная защита и социально-психологическая реабилитация ветеранов локальных войн. - М., 1997. - 110 с.
38. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. - 320 с.
39. Берталанфи Л. Общая теория систем - критический обзор // Исследования по общей теории систем / Общ. редакция В.Н. Садовского и
Э.Г. Юдина. - М.: Прогресс, 1969.
40. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

115
41. Биочинский И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах сухопутных войск. Автореф. дисс. ... доктора пед. наук. - Казань, 1992. - 31 с.
42. Биочинский И.В. Педагогика подготовки офицера в военном училище. - Самара, 1994. - 125 с.
43. Биочинский И.В. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки специалистов в вузах МВД России. - Н. Новгород, 1997. - 254 с.
44. Богатырев Е.Д. Научные основы и принципы управления процессом формирования личности в военном коллективе. - М., 1980. - 324 с.
45. Бодалев А.А. Формирование личности - актуальная проблема комплексного психолого-педагогического исследования // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося. - М.: Педагогика, 1980. - С. 6-9.
46. Бондаренко Н.Ф. Комплексный подход к воспитанию дисциплинированности у курсантов военных училищ: Автореф. Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1987. - 22 с.
47. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994. -
208 с.
48. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореферат дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1991. - 20 с.
49. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. - М.: Знание, 1985. -
234 с.
50. Брычева Л.И. Социальная защита военнослужащих - участников боевых действий и членов их семей: Сборник нормативно-правовых актов о льготах, гарантиях и компенсациях, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, выполняющих (выполнявших) задачи по обеспечению законности и правопорядка на территории Северо-Кавказского региона Российской

116
Федерации, и членов их семей. - М.: Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, 2001.
51. Бурлака Г.Ю. Социальная работа в России: Проблемы формирования профессиональной культуры: Дисс. ... канд. социол. наук. - М., 1997.- 183 с.
52. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
53. Бурыкин А.Д. Регулирование системы удовлетворения социально-экономических потребностей военнослужащих Российской Армии в условиях рынка: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - Ярославль, 1996. - 24 с.
54. Буслова М.К. Моделирование в процессе познания (на материалах химии). - Минск: Наука и техника, 1975. - 160 с.
55. Быков В.В Научный эксперимент. - М.: Наука, 1989. - 174 с.
56. Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: Автореф. Дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1983. - 34 с.
57. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод, пособие. - М.: Высш. школа, 1991. - 207 с.
58. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в системе подготовки социальных работников // Теоретические основы подготовки социальных работников / Под ред. И.А. Зимней. - М., 1992. - 156 с.
59. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Рамон. - М.: Аспект-пресс, 1997. - 253 с.
60. Военная педагогика и психология. Учебник. - М., 1986. - 345 с.
61. Военная педагогика. Учебник. - М., 1973. - 356 с.
62. Военно-гражданские отношения в России: история и современность / Под общ. ред. С.Г. Маслюка. - М., 2001. - 72 с.
63. Волков Н.Т. Личностно-ориентированное обучение курсантов вуза: Дисс. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2000. - 20 с.

117
64. Волошина И.А., Жидунова Л.Г., Кузнецова Л.Г. и др. Психологическая поддержка военнослужащих. - Москва, 2001. - 118 с.
65. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях/ Под ред. Шкадова И.Н. - М.: Воениздат, 1976. - 523 с.
66. Воспитательная работа в вооруженных силах Российской Федерации. Учебно-методическое пособие / Под ред. Липского И.А.. - М.: Изд-во военного университета, 1995. - 244 с.
67. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995.- 112 с.
68. Гаврилин А.В. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике: Автореф. Дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1997 г. - 35 с.
69. Гарбер Е.И. Введение в психологию труда. - Саратов, 1980. - 452 с.
70. Гатвинский А.Н. Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в запас. - Саратов: Поволжский межрегиональный учебный центр, 2000. - 33 с.
71. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х тт. / Отв. ред. Е.П. Ситковский. - М.: Мысль, 1974-77. - Т. 3: Философия духа. - 1977. -471 с.
72. ГершунскийБ.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.
73. Глинский Б.А., ГрязновБ.С., ДынинБ.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного познания (гносеологический анализ). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - 248 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ