РОЛЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ БАНКОВСКОГО
СЕКТОРА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Предпринимательская деятельность: основные признаки и виды 7
1.2 Система государственной поддержки развития малого
предпринимательства 15
1.3 Роль банков в развитии предпринимательской деятельности 26
2. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА И
СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ АО «ТАТСОЦБАНК» 32
2.1 Характеристика деятельности АО «Татсоцбанк» на рынке
банковских услуг 32
2.2 Особенности банковского обслуживания малого и среднего
предпринимательства 44
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
3.1 Развитие взаимодействия банковского сектора и субъектов
предпринимательства 53
3.2 Рекомендации по совершенствованию обслуживания субъектов
предпринимательства в АО «Татсоцбанк» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ БАНКОВСКОГО
СЕКТОРА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Предпринимательская деятельность: основные признаки и виды 7
1.2 Система государственной поддержки развития малого
предпринимательства 15
1.3 Роль банков в развитии предпринимательской деятельности 26
2. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА И
СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ АО «ТАТСОЦБАНК» 32
2.1 Характеристика деятельности АО «Татсоцбанк» на рынке
банковских услуг 32
2.2 Особенности банковского обслуживания малого и среднего
предпринимательства 44
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
3.1 Развитие взаимодействия банковского сектора и субъектов
предпринимательства 53
3.2 Рекомендации по совершенствованию обслуживания субъектов
предпринимательства в АО «Татсоцбанк» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Предпринимательская деятельность - необходимый и неотъемлемый элемент любой рыночной экономики, позволяющий обеспечить конкурентную среду, создать необходимые рабочие места.
Малый и средний бизнес имеет неоспоримые преимущества перед крупным бизнесом в нашей стране. К таким преимуществам, в частности, относятся большая мобильность, возможность дифференциации условий труда, приспособляемость к конъюнктурным потребностям рынка. Однако малые предприятия и индивидуальные предприниматели не конкурентоспособны на рынках с высоким уровнем монополизации экономической деятельности.
Это привело к тому, что во всех развитых странах одним из основных направлений государственной экономической политики является поддержка малого и среднего предпринимательства.
Актуальность темы, проведенного исследования определена тем, что в масштабах страны роль малых и средних предприятий, в настоящее время, крайне велика. Предприятия на сегодняшний день являются залогом стабильного развития экономики и решения социальных вопросов, особенно при кризисных явлениях в экономической системе, ухудшении качественного состояния отдельных секторов экономики, снижении конкурентоспособности.
Любой рост производства продукции влечет за собой создание дополнительных рабочих мест, увеличение объема реализации продукции, рост налоговых и неналоговых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды. Современная организация механизма кредитования малого и среднего предпринимательства обеспечит приток денежных средств в реальный сектор экономики. В российских условиях механизм кредитования должен учитывать юридические, экономические, политические особенности ведения малого предпринимательства, при этом должны строго соблюдаться международные требования и соглашения в части банковской деятельности.
Механизм кредитования малого и среднего предпринимательства должен быть максимально понятным для заемщиков, простым для реализации сотрудниками кредитных учреждений. В механизме кредитования предпринимателей, в зависимости от категории заемщика и объема кредитных средств, необходимо применять различные адекватные подходы к оценке кредитоспособности заемщиков. Экспресс - кредитование, так называемый скоринговый подход в оценке кредитоспособности, не должен быть единым для всех категорий заемщиков. Требуется особое внимание к кредитованию инвестиционных проектов, предприятий наукоемких отраслей и отраслей сельского хозяйства. Нельзя использовать общий механизм кредитования к разным категориям заемщиков, к целевому использованию кредитных средств, определению сроков кредитования. Компетенция банковских работников должна быть на достаточно высоком уровне с точки зрения индивидуального подхода к каждому заемщику для качественного структурирования кредитной сделки.
В условиях нестабильной экономики в разные периоды предпринимательства сталкивался с серьезными проблемами, которые проявлялись в наступлении трудных периодов для заемщиков. На данный момент основные крупные банки научились работать с проблемными активами. В случае, когда наблюдается возможность реанимировать бизнес, проводят реструктуризацию задолженности. Также возможно заключение мирового соглашения без наложения взыскания на предметы залога. В этих условиях совершенствование механизма банковского обслуживания малого и среднего предпринимательства приобретает особую актуальность.
В выпускной квалификационной работе излагаются вопросы, касающиеся детального рассмотрения процесса банковского обслуживания малых и средних предприятий.
Объектом исследования являются коммерческие банки, осуществляющие обслуживание субъектов малого и среднего предпринимательства, и сами субъекты малого и среднего предпринимательства как специфическая категория банковских заемщиков.
Предметом исследования являются отношения между коммерческими банками и субъектами малого и среднего предпринимательства.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и анализе перспектив развития взаимодействия банковского сектора и субъектов предпринимательства.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретическое обоснование роли банковского сектора в развитии предпринимательской деятельности;
- изучить основные признаки и виды предпринимательской деятельности;
- проанализировать систему государственной поддержки развития малого предпринимательства и выявить роль банков в развитии предпринимательской деятельности;
- проанализировать основы взаимодействия банковского сектора и субъектов предпринимательства на примере конкретного банка;
- выявить особенности банковского обслуживания малого и среднего предпринимательства;
- исследовать современные тенденции развития взаимодействия
банковского сектора и субъектов предпринимательства;
- предложить рекомендации по совершенствованию обслуживания субъектов предпринимательства в АО «Татсоцбанк».
Теоретической базой исследования послужили научные работы российских и зарубежных экономистов, посвященные вопросам кредитования как одного из важнейших условий становления и развития малого и среднего предпринимательства в условиях рыночной экономики, а также работы,
посвященные проблемам развития взаимодействия банковского сектора и субъектов предпринимательства на примере конкретного банка.
Информационная база работы была скомпонована из законодательных и иных нормативных документов по регулированию деятельности кредитных организаций, государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, информационно-аналитических и статистических материалов Центрального банка РФ, Федеральной службы государственной статистики, аналитических материалов рейтинговых агентств, отчетов конференций, посвященных проблемам кредитования субъектов предпринимательского сектора.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Малый и средний бизнес имеет неоспоримые преимущества перед крупным бизнесом в нашей стране. К таким преимуществам, в частности, относятся большая мобильность, возможность дифференциации условий труда, приспособляемость к конъюнктурным потребностям рынка. Однако малые предприятия и индивидуальные предприниматели не конкурентоспособны на рынках с высоким уровнем монополизации экономической деятельности.
Это привело к тому, что во всех развитых странах одним из основных направлений государственной экономической политики является поддержка малого и среднего предпринимательства.
Актуальность темы, проведенного исследования определена тем, что в масштабах страны роль малых и средних предприятий, в настоящее время, крайне велика. Предприятия на сегодняшний день являются залогом стабильного развития экономики и решения социальных вопросов, особенно при кризисных явлениях в экономической системе, ухудшении качественного состояния отдельных секторов экономики, снижении конкурентоспособности.
Любой рост производства продукции влечет за собой создание дополнительных рабочих мест, увеличение объема реализации продукции, рост налоговых и неналоговых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды. Современная организация механизма кредитования малого и среднего предпринимательства обеспечит приток денежных средств в реальный сектор экономики. В российских условиях механизм кредитования должен учитывать юридические, экономические, политические особенности ведения малого предпринимательства, при этом должны строго соблюдаться международные требования и соглашения в части банковской деятельности.
Механизм кредитования малого и среднего предпринимательства должен быть максимально понятным для заемщиков, простым для реализации сотрудниками кредитных учреждений. В механизме кредитования предпринимателей, в зависимости от категории заемщика и объема кредитных средств, необходимо применять различные адекватные подходы к оценке кредитоспособности заемщиков. Экспресс - кредитование, так называемый скоринговый подход в оценке кредитоспособности, не должен быть единым для всех категорий заемщиков. Требуется особое внимание к кредитованию инвестиционных проектов, предприятий наукоемких отраслей и отраслей сельского хозяйства. Нельзя использовать общий механизм кредитования к разным категориям заемщиков, к целевому использованию кредитных средств, определению сроков кредитования. Компетенция банковских работников должна быть на достаточно высоком уровне с точки зрения индивидуального подхода к каждому заемщику для качественного структурирования кредитной сделки.
В условиях нестабильной экономики в разные периоды предпринимательства сталкивался с серьезными проблемами, которые проявлялись в наступлении трудных периодов для заемщиков. На данный момент основные крупные банки научились работать с проблемными активами. В случае, когда наблюдается возможность реанимировать бизнес, проводят реструктуризацию задолженности. Также возможно заключение мирового соглашения без наложения взыскания на предметы залога. В этих условиях совершенствование механизма банковского обслуживания малого и среднего предпринимательства приобретает особую актуальность.
В выпускной квалификационной работе излагаются вопросы, касающиеся детального рассмотрения процесса банковского обслуживания малых и средних предприятий.
Объектом исследования являются коммерческие банки, осуществляющие обслуживание субъектов малого и среднего предпринимательства, и сами субъекты малого и среднего предпринимательства как специфическая категория банковских заемщиков.
Предметом исследования являются отношения между коммерческими банками и субъектами малого и среднего предпринимательства.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и анализе перспектив развития взаимодействия банковского сектора и субъектов предпринимательства.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретическое обоснование роли банковского сектора в развитии предпринимательской деятельности;
- изучить основные признаки и виды предпринимательской деятельности;
- проанализировать систему государственной поддержки развития малого предпринимательства и выявить роль банков в развитии предпринимательской деятельности;
- проанализировать основы взаимодействия банковского сектора и субъектов предпринимательства на примере конкретного банка;
- выявить особенности банковского обслуживания малого и среднего предпринимательства;
- исследовать современные тенденции развития взаимодействия
банковского сектора и субъектов предпринимательства;
- предложить рекомендации по совершенствованию обслуживания субъектов предпринимательства в АО «Татсоцбанк».
Теоретической базой исследования послужили научные работы российских и зарубежных экономистов, посвященные вопросам кредитования как одного из важнейших условий становления и развития малого и среднего предпринимательства в условиях рыночной экономики, а также работы,
посвященные проблемам развития взаимодействия банковского сектора и субъектов предпринимательства на примере конкретного банка.
Информационная база работы была скомпонована из законодательных и иных нормативных документов по регулированию деятельности кредитных организаций, государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, информационно-аналитических и статистических материалов Центрального банка РФ, Федеральной службы государственной статистики, аналитических материалов рейтинговых агентств, отчетов конференций, посвященных проблемам кредитования субъектов предпринимательского сектора.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе проведенного исследования, рассмотрены теоретические основы предпринимательской деятельности, а также значение банковской системы в развитии предпринимательской деятельности в России. На основе анализа научных данных был выявлен ряд особенностей малого и среднего предпринимательства в России, а также основные виды взаимодействия банков с малым и средним предпринимательством, такие как: расчетно-кассовое обслуживание, депозиты и кредитование. В результате исследования взаимодействия банков с малым и средним предпринимательством, было подтверждено, что в развитии такого стратегически важного сектора любой национальной экономики рыночного типа, как малое и среднее предпринимательство, наравне с государством, важна роль и банковского сектора.
Вторая глава данной работы посвящена исследованию практических аспектов взаимодействия банковского сектора и субъектов
предпринимательства. Анализ был проведен по материалам АО «Татсоцбанк». АО «Татсоцбанк» сохраняет в течение длительного времени стабильное положение на рынке банковских услуг региона, работая с постоянным кругом клиентов. Основным критерием функционирования банка является достижение максимального уровня надежности и эффективное управление банковскими рисками.
Надежность банка подтверждена рейтинговым агентством «Эксперт РА» на уровне «А+» («Очень высокий уровень кредитоспособности»).
В соответствии с поставленными задачами в работе была представлена характеристика деятельности АО «Татсоцбанк» на рынке банковских услуг, в том числе изучены:
- география присутствия АО «Татсоцбанк» на территории Республики Татарстан;
- спектр банковских услуг юридическим и физическим лицам, а также финансовым организациям;
- применяемые в банке принципы и методы управления рисками;
- динамика собственных средств;
- динамика чистой ссудной задолженности банка;
- структура ссудной задолженности клиентов;
- состав и структура средств клиентов;
- динамика прибыли.
Деятельность АО «Татсоцбанк» за анализируемый период можно охарактеризовать следующими моментами:
- наблюдалось снижение активов на 2,5% за 2014 год, в основном, за счет оттока средств с расчетных счетов юридических лиц, а также снижения объема вкладов физических лиц и увеличения размера основных средств для приобретения помещений дополнительных офисов анализируемого банка; в 2015 году наблюдалось значительное увеличение активов банка;
- в 2014 году имело место снижение объема кредитного портфеля на 69,8% за счет сокращения остатка задолженности по кредитам банкам. В 2015 году величина кредитного портфеля увеличилась вдвое;
- за 2014 год увеличился объем предоставленных ссуд юридическим лицам на 38,2% в результате проводимой банком политики в области корпоративного кредитования и более тщательного подхода к оценке рисков в процессе кредитования юридических лиц. Аналогичные тенденции сохранились и в 2015 году;
- в 2014 году наблюдался рост объемов кредитного портфеля физических лиц; в 2015 году - снижение объемов кредитования (с 749211 тыс. руб. на 1 января 2014 года до 703229 тыс. руб. по состоянию на 1 января 2016 года).
Детально в работе изучены особенности банковского обслуживания малого и среднего предпринимательства.
В работе представлен обзор кредитных продуктов для субъектов малого и среднего предпринимательства и их ценовые характеристики. Кроме того, проанализирована структура кредитного портфеля АО «Татсоцбанк» по
клиентам малого и среднего предпринимательства, динамика доходов по этим операциям.
Важное место в работе занимает анализ операций по расчетно-кассовому обслуживанию субъектов малого и среднего бизнеса: изучена динамика остатков средств на счетах клиентов данного сегмента, а также проанализирована динамика доходов от открытия и ведения банковских счетов, расчетного и кассового обслуживания клиентов в АО «Татсоцбанк».
Результаты анализа практики обслуживания субъектов
предпринимательства в АО «Татсоцбанк» в работе представлены в виде SWOT- матрицы.
В целом, можно отметить, что обслуживание субъектов предпринимательства является одним из наиболее перспективных направлений деятельности АО «Татсоцбанк». Банк осуществляет кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет целевых ресурсов акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства». Спектр банковских услуг для субъектов предпринимательства постоянно расширяется. В сфере взаимодействия с субъектами предпринимательства банк и дальше будет строго придерживаться принципов надежности, ликвидности и независимости, оставаясь максимально прозрачным как для клиентов и контрагентов, так и для акционеров, потенциальных инвесторов и регулятора.
В третьей главе данной работы представлены результаты исследования системы кредитования субъектов предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа. Поскольку в настоящее время продолжают оставаться актуальными вопросы развития системы банковского кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, нами дана сравнительная оценка уровня развития кредитования данного сектора экономики в регионах.
В соответствии с примененным в работе подходом, были рассчитаны показатели оценки уровня развития системы кредитования малого и среднего предпринимательства в регионах ПФО, а также комплексный показатель, характеризующий уровень развития системы кредитования в регионах ПФО.
В результате проведенных расчетов вся совокупность регионов ПФО была разбита на три класса в зависимости от уровня развития системы кредитования малого и среднего предпринимательства в регионе. Вся длина ряда была разделена на три равных промежутка:
- к первому классу отнесены регионы ПФО с наиболее высоким уровнем развития системы кредитования малого и среднего предпринимательства (интервал от 3,93 до 7,80);
- ко второму классу отнесены регионы ПФО со средним уровнем развития системы кредитования малого и среднего предпринимательства (интервал от 7,81 до 16,78);
- к третьему классу отнесены регионы ПФО с низким уровнем развития системы кредитования малого и среднего предпринимательства (интервал значений комплексного показателя составил от 16,79 до 28,67).
Результаты проведенного анализа и комплексной оценки уровня развития системы кредитования малого и среднего предпринимательства в регионах ПФО следует использовать при реализации политики развития филиальной сети АО «Татсоцбанк» в Республике Татарстан и расширения его присутствия в других регионах, что закреплено в качестве перспективы в утвержденной долгосрочной стратегии развития банка.
В третьей главе представлен ряд рекомендаций для анализируемого банка, направленных на развитие взаимодействия банка с потенциальными и действующими клиентами - субъектами предпринимательства.
На основе проведенного анализа были выявлены слабые места в практике обслуживания предпринимательских структур в АО «Татсоцбанк», а именно:
- слабое развитие операционных площадок: география присутствия охватывает четыре города Республики Татарстан;
- потребность в диверсификации клиентской базы;
- низкое качество кредитного портфеля;
- отсутствие инноваций в работе с клиентами;
- необходимость оптимизации доходов и расходов, совершенствования автоматизированной банковской системы, доработки дополнительных модулей, позволяющих повысить качество учета отдельных банковских операций и прочее.
Для активизации взаимодействия АО «Татсоцбанк» с субъектами малого и среднего предпринимательства нами формулирован ряд рекомендаций:
1. Предлагается проводить корректировку клиентской политики банка в сегменте малого и среднего предпринимательства с учетом изменений механизмов и мер государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Татарстане и в России в целом. Сегодня для многих коммерческих банков становится актуальным участие в партнерских программах и мероприятиях, которые организованы для предприятий малого и среднего предпринимательства, органов региональной власти, организаций инфраструктуры поддержки МСП.
2. В АО «Татсоцбанк» необходимо продолжить развитие продуктовой линейки для субъектов предпринимательской деятельности. Разработка новых продуктов должна основываться на комплексной оценке затрат и рисков.
3. При формировании продуктового ряда в АО «Татсоцбанк» необходимо учитывать такие характеристики предпринимательства, как виды предпринимательского риска, модели поведения клиентов, стадия жизненного цикла компании, образовательный уровень менеджеров, приоритетные информационные каналы и иное.
4. Следует уделять внимание банковским инновациям, к которым относятся не только абсолютно новые характеристики продуктов, сервисы или технологии будущего, но и новые подходы, бизнес-процессы. Необходимо сменить акцент с кредитования МСП на расширение линейки расчетных продуктов и предложение нефинансовых сервисов (предложение МСП различных нефинансовых услуг, юридическое и налоговое сопровождение, сервисы по ведению бухучета и иное).
5. Наладить взаимодействие с крупнейшими площадками Российской венчурной компании в рамках проекта GenerationS и акселератором Высшей школы экономики. Это дает возможность увидеть значительное количество стартапов, в том числе, предлагающие интересные решения Fintech.
6. Банку следует придерживаться стратегии ценообразования с применением среднерыночных цен, учитывая результаты мониторинга ценовой политики банков-конкурентов, с элементами дифференциации цены.
7. Необходимо усилить неценовые условия предлагаемых продуктов, что позволит обеспечить возможность максимального удовлетворения различных потребностей клиентов-субъектов предпринимательства.
На наш взгляд, среди первоочередных задач, стоящих перед АО «Татсоцбанк» в сфере обслуживания предпринимательских структур можно выделить следующие:
- развитие взаимоотношений с малыми и средними предприятиями как приоритетное направление кредитной политики банка. Определяющими факторами при принятии решений о кредитовании будут оставаться эффективность бизнеса заемщика, рентабельность финансируемого проекта, а также поддержание стабильных оборотов по счетам в Банке и обеспеченность кредита;
- повышение конкурентоспособности кредитных продуктов банка за счет повышения гибкости условий кредитования, расширения продуктового ряда, учета индивидуальных потребностей клиента;
- диверсификация кредитного портфеля, расширения кредитования эффективно работающих средних и малых предприятий, улучшения качества обеспечения, что позволит обеспечить снижение кредитных рисков;
- проведение процентной политики, основанной на экономической эффективности и целесообразности кредитных операций, поддержании необходимого уровня процентной маржи, рыночной конъюнктуры, взаимной выгоды банка и клиента;
- развитие инновационности и оптимизация бизнес-процессов в рамках стратегии развития информационных технологий.
Предложенные рекомендации, по нашему мнению, позволят АО «Татсоцбанк» выйти на новый уровень в сфере обслуживания своих клиентов и поддержать их в условиях непростой рыночной ситуации в регионе.
Вторая глава данной работы посвящена исследованию практических аспектов взаимодействия банковского сектора и субъектов
предпринимательства. Анализ был проведен по материалам АО «Татсоцбанк». АО «Татсоцбанк» сохраняет в течение длительного времени стабильное положение на рынке банковских услуг региона, работая с постоянным кругом клиентов. Основным критерием функционирования банка является достижение максимального уровня надежности и эффективное управление банковскими рисками.
Надежность банка подтверждена рейтинговым агентством «Эксперт РА» на уровне «А+» («Очень высокий уровень кредитоспособности»).
В соответствии с поставленными задачами в работе была представлена характеристика деятельности АО «Татсоцбанк» на рынке банковских услуг, в том числе изучены:
- география присутствия АО «Татсоцбанк» на территории Республики Татарстан;
- спектр банковских услуг юридическим и физическим лицам, а также финансовым организациям;
- применяемые в банке принципы и методы управления рисками;
- динамика собственных средств;
- динамика чистой ссудной задолженности банка;
- структура ссудной задолженности клиентов;
- состав и структура средств клиентов;
- динамика прибыли.
Деятельность АО «Татсоцбанк» за анализируемый период можно охарактеризовать следующими моментами:
- наблюдалось снижение активов на 2,5% за 2014 год, в основном, за счет оттока средств с расчетных счетов юридических лиц, а также снижения объема вкладов физических лиц и увеличения размера основных средств для приобретения помещений дополнительных офисов анализируемого банка; в 2015 году наблюдалось значительное увеличение активов банка;
- в 2014 году имело место снижение объема кредитного портфеля на 69,8% за счет сокращения остатка задолженности по кредитам банкам. В 2015 году величина кредитного портфеля увеличилась вдвое;
- за 2014 год увеличился объем предоставленных ссуд юридическим лицам на 38,2% в результате проводимой банком политики в области корпоративного кредитования и более тщательного подхода к оценке рисков в процессе кредитования юридических лиц. Аналогичные тенденции сохранились и в 2015 году;
- в 2014 году наблюдался рост объемов кредитного портфеля физических лиц; в 2015 году - снижение объемов кредитования (с 749211 тыс. руб. на 1 января 2014 года до 703229 тыс. руб. по состоянию на 1 января 2016 года).
Детально в работе изучены особенности банковского обслуживания малого и среднего предпринимательства.
В работе представлен обзор кредитных продуктов для субъектов малого и среднего предпринимательства и их ценовые характеристики. Кроме того, проанализирована структура кредитного портфеля АО «Татсоцбанк» по
клиентам малого и среднего предпринимательства, динамика доходов по этим операциям.
Важное место в работе занимает анализ операций по расчетно-кассовому обслуживанию субъектов малого и среднего бизнеса: изучена динамика остатков средств на счетах клиентов данного сегмента, а также проанализирована динамика доходов от открытия и ведения банковских счетов, расчетного и кассового обслуживания клиентов в АО «Татсоцбанк».
Результаты анализа практики обслуживания субъектов
предпринимательства в АО «Татсоцбанк» в работе представлены в виде SWOT- матрицы.
В целом, можно отметить, что обслуживание субъектов предпринимательства является одним из наиболее перспективных направлений деятельности АО «Татсоцбанк». Банк осуществляет кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет целевых ресурсов акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства». Спектр банковских услуг для субъектов предпринимательства постоянно расширяется. В сфере взаимодействия с субъектами предпринимательства банк и дальше будет строго придерживаться принципов надежности, ликвидности и независимости, оставаясь максимально прозрачным как для клиентов и контрагентов, так и для акционеров, потенциальных инвесторов и регулятора.
В третьей главе данной работы представлены результаты исследования системы кредитования субъектов предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа. Поскольку в настоящее время продолжают оставаться актуальными вопросы развития системы банковского кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, нами дана сравнительная оценка уровня развития кредитования данного сектора экономики в регионах.
В соответствии с примененным в работе подходом, были рассчитаны показатели оценки уровня развития системы кредитования малого и среднего предпринимательства в регионах ПФО, а также комплексный показатель, характеризующий уровень развития системы кредитования в регионах ПФО.
В результате проведенных расчетов вся совокупность регионов ПФО была разбита на три класса в зависимости от уровня развития системы кредитования малого и среднего предпринимательства в регионе. Вся длина ряда была разделена на три равных промежутка:
- к первому классу отнесены регионы ПФО с наиболее высоким уровнем развития системы кредитования малого и среднего предпринимательства (интервал от 3,93 до 7,80);
- ко второму классу отнесены регионы ПФО со средним уровнем развития системы кредитования малого и среднего предпринимательства (интервал от 7,81 до 16,78);
- к третьему классу отнесены регионы ПФО с низким уровнем развития системы кредитования малого и среднего предпринимательства (интервал значений комплексного показателя составил от 16,79 до 28,67).
Результаты проведенного анализа и комплексной оценки уровня развития системы кредитования малого и среднего предпринимательства в регионах ПФО следует использовать при реализации политики развития филиальной сети АО «Татсоцбанк» в Республике Татарстан и расширения его присутствия в других регионах, что закреплено в качестве перспективы в утвержденной долгосрочной стратегии развития банка.
В третьей главе представлен ряд рекомендаций для анализируемого банка, направленных на развитие взаимодействия банка с потенциальными и действующими клиентами - субъектами предпринимательства.
На основе проведенного анализа были выявлены слабые места в практике обслуживания предпринимательских структур в АО «Татсоцбанк», а именно:
- слабое развитие операционных площадок: география присутствия охватывает четыре города Республики Татарстан;
- потребность в диверсификации клиентской базы;
- низкое качество кредитного портфеля;
- отсутствие инноваций в работе с клиентами;
- необходимость оптимизации доходов и расходов, совершенствования автоматизированной банковской системы, доработки дополнительных модулей, позволяющих повысить качество учета отдельных банковских операций и прочее.
Для активизации взаимодействия АО «Татсоцбанк» с субъектами малого и среднего предпринимательства нами формулирован ряд рекомендаций:
1. Предлагается проводить корректировку клиентской политики банка в сегменте малого и среднего предпринимательства с учетом изменений механизмов и мер государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Татарстане и в России в целом. Сегодня для многих коммерческих банков становится актуальным участие в партнерских программах и мероприятиях, которые организованы для предприятий малого и среднего предпринимательства, органов региональной власти, организаций инфраструктуры поддержки МСП.
2. В АО «Татсоцбанк» необходимо продолжить развитие продуктовой линейки для субъектов предпринимательской деятельности. Разработка новых продуктов должна основываться на комплексной оценке затрат и рисков.
3. При формировании продуктового ряда в АО «Татсоцбанк» необходимо учитывать такие характеристики предпринимательства, как виды предпринимательского риска, модели поведения клиентов, стадия жизненного цикла компании, образовательный уровень менеджеров, приоритетные информационные каналы и иное.
4. Следует уделять внимание банковским инновациям, к которым относятся не только абсолютно новые характеристики продуктов, сервисы или технологии будущего, но и новые подходы, бизнес-процессы. Необходимо сменить акцент с кредитования МСП на расширение линейки расчетных продуктов и предложение нефинансовых сервисов (предложение МСП различных нефинансовых услуг, юридическое и налоговое сопровождение, сервисы по ведению бухучета и иное).
5. Наладить взаимодействие с крупнейшими площадками Российской венчурной компании в рамках проекта GenerationS и акселератором Высшей школы экономики. Это дает возможность увидеть значительное количество стартапов, в том числе, предлагающие интересные решения Fintech.
6. Банку следует придерживаться стратегии ценообразования с применением среднерыночных цен, учитывая результаты мониторинга ценовой политики банков-конкурентов, с элементами дифференциации цены.
7. Необходимо усилить неценовые условия предлагаемых продуктов, что позволит обеспечить возможность максимального удовлетворения различных потребностей клиентов-субъектов предпринимательства.
На наш взгляд, среди первоочередных задач, стоящих перед АО «Татсоцбанк» в сфере обслуживания предпринимательских структур можно выделить следующие:
- развитие взаимоотношений с малыми и средними предприятиями как приоритетное направление кредитной политики банка. Определяющими факторами при принятии решений о кредитовании будут оставаться эффективность бизнеса заемщика, рентабельность финансируемого проекта, а также поддержание стабильных оборотов по счетам в Банке и обеспеченность кредита;
- повышение конкурентоспособности кредитных продуктов банка за счет повышения гибкости условий кредитования, расширения продуктового ряда, учета индивидуальных потребностей клиента;
- диверсификация кредитного портфеля, расширения кредитования эффективно работающих средних и малых предприятий, улучшения качества обеспечения, что позволит обеспечить снижение кредитных рисков;
- проведение процентной политики, основанной на экономической эффективности и целесообразности кредитных операций, поддержании необходимого уровня процентной маржи, рыночной конъюнктуры, взаимной выгоды банка и клиента;
- развитие инновационности и оптимизация бизнес-процессов в рамках стратегии развития информационных технологий.
Предложенные рекомендации, по нашему мнению, позволят АО «Татсоцбанк» выйти на новый уровень в сфере обслуживания своих клиентов и поддержать их в условиях непростой рыночной ситуации в регионе.
Подобные работы
- Роль банковского сектора в развитии предпринимательской деятельности (на примере Приволжского федерального округа)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ БАНКОВСКОГО
СЕКТОРА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Налоговое регулирование предпринимательской деятельности домашних хозяйств
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2016 - Финансово-кредитные инструменты развития транспортных систем
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Оценка развития банковского сектора с позиций обеспечения экономической безопасности
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ РИСКА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - Нормативно-правовые основы предпринимательской деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БАНКОВСКОГО И РЕАЛЬНОГО СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



