Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование личностных перспектив у старшеклассников

Работа №8327

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы218стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1094
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


* Введение 3-11
Глава I. Теоретические основы процесса формирования
личностных перспектив у старшеклассников 12-99
1.1. Перспектива как объект изучения гуманитарных наук... 12-34
1.2. Состояние проблемы формирования личностных перспектив у старшеклассников в психолого-педагогической литературе 35-68
1.3. Опыт формирования личностных перспектив у старшеклассников 69-96
Выводы по первой главе 97-99
Глава II. Реализация социально-педагогических условий
формирования личностных перспектив у старшеклассников... 100—179
2. 1. Модель процесса формирования личностных перспектив
у старшеклассников 100 - 130
2.2. Педагогические условия” формирования личностных перспектив у старшеклассников.1... 131-155
2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.. 156 - 177
Выводы по второй главе 178 - 179
Заключение 180—186
Список литературы 187-198
Приложение 199-215




Актуальность исследования. Происходящие в российском обществе социально-экономические преобразования, высокая степень неопределенности в различных сферах жизни, характерная для современного этапа его развития, вызывает большие сдвиги в мироощущении и ценностных ориентациях современной молодежи. Многочисленные социологические и психолого-педагогические исследования свидетельствуют о растерянности, утрате идеалов, пессимистическом восприятии настоящей жизни и будущего некоторыми молодыми людьми, их стремлении уйти от ответственности за собственный выбор или неготовности к нему, несформированности потребности к самостоятельной постановке своих жизненных целей. В силу этого возрастает необходимость в осмыслении таких понятий, как жизненный путь, жизненная цель, жизненные планы и перспективы и, в частности, в более глубоком и разностороннем рассмотрении среди них личностной перспективы, еще не получившей, на наш взгляд, исчерпывающего анализа. Таким образом, изменившиеся жизненные обстоятельства, новый характер отношений между человеком и обществом, рост неопределенности выдвинули новые требования к результатам воспитательной деятельности школы как института социализации и среди них, в условиях профильного обучения, к работе педагогов по формированию личностных перспектив у старшеклассников.
Проблема формирования перспектив индивида существовала всегда, но в научной литературе она чаще рассматривалась в аспекте приспособления человека к социуму, к существующим ценностям (социальные перспективы), в рамках профессионального или личностного самоопределения. Различные ее аспекты в психолого-педагогической литературе изучались К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбургом,
Е.М. Головахой, И.В. Дубровиной, Е.В. Журавлевой, И.В. Зимней, И.С. Коном, Д.Ю. Лебедевым, Е.К. Фоминых, И.И. Штеренбергом. В этих

исследованиях нашли отражение вопросы формирования жизненных стратегий, жизненных планов в деятельности различных сообществ, воспитательных организаций, реализации личностного потенциала и самоопределения разных категорий учащейся молодежи. В то же время во многих работах наблюдается акцентирование внимания на роль коллективного фактора в обеспечении данного явления, в результате чего остаются невыясненными способы и приемы организации воспитательной деятельности, педагогического взаимодействия, стимулирования и коррекции процесса формирования личностных перспектив, невыявленными социально-педагогические условия его успешности в старшем школьном возрасте. Таким образом, в современной педагогической теории и практике сложилось противоречие между социальным заказом на выпускника со сформированными личностными перспективами, индивидуальным опытом их построения и совершенствования и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса, не подготовленностью к решению данной задачи педагогических работников, отсутствием этого направления в деятельности служб психолого-педагогического сопровождения процесса социального становления старших школьников.
Данное противоречие обусловило выбор проблемы нашего исследования: при каких социально-педагогических условиях процесс формирования личностных перспектив у старшеклассников будет протекать успешно?
Цель исследования - выявить и обосновать социально-педагогические условия эффективности процесса формирования личностных перспектив у старшеклассников.
Объект исследования - процесс формирования личностных перспектив у учащихся старших классов.
Предмет исследования - социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процесса.
4

Гипотеза. В ходе исследования мы проверяли предположение о том, что эффективность процесса формирования личностных перспектив в старшем школьном возрасте будет обеспечиваться:
- созданием системы воспитательной деятельности образовательного учреждения, ее сориентированностью на открытость, вовлечение социума, семьи, дополнительного образования в этот процесс;
- реализацией событийного и индивидуально-личностного подходов в организации воспитательной работы со старшеклассниками;
- включением старших школьников в социально полезную деятельность в микрорайоне школы, в решение проблем сверстников, в ходе чего достигается редукция коллективных жизненных перспектив в личностные, происходит их актуализация.
Исходя из поставленной цели и гипотезы, в соответствии с объектом и предметом исследования, были определены следующие задачи:
1. Уточнить понятие «личностная перспектива», охарактеризовать особенности ее формирования у старшеклассников.
2. Разработать модель и апробировать программу формирования личностных перспектив у старшеклассников в воспитательном процессе школы.
3. Обосновать социально-педагогические условия эффективности формирования личностных перспектив у старшеклассников.
4. Раскрыть содержание и формы психолого-педагогического сопровождения учащихся, испытывающих затруднения в формировании личностной перспективы.
Методологической и теоретической основой исследования стали:
- положения о социальной детерминации развития человека как личности; философские и психологические концепции, связанные со смыслом жизни, ролью отношений, деятельности, воспитания в формировании целостного субъекта, единства и взаимосвязи педагогического

воздействия и собственной активности ребенка (К.А. Абульханова-Славская, JI.A. Анциферова, А.Г. Асмолов, Л.Ф. Бурлачук, Л.С. Выготский, А.В. Волохов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Р.С. Немов, М.И. Рожков, С.Л. Рубинштейн и др.);
- системно-структурный подход как общенаучный метод познания (Б.Г. Ананьев, Л. Бенталанфи, Б.В. Ломов, Л.И. Новикова, С.Л. Рубинштейн,
Э.Г. Юдин и др.);
- взгляды на сущность и процесс развития индивидуальности (А.Ф. Лазурский, В.И. Максакова, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе); особенности становления и развития личности в старшем школьном возрасте (А.С. Белкин, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик, X. Ремшмидт и др.);
- идеи событийного и индивидуально-личностного подходов в воспитании, которые, с одной стороны, позволяют представить его как динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, выступающих интегрированным условием личностного развития старшеклассников, пространством смысла жизненного поиска юношества, с другой - путями преодоления препятствий на пути формирования личностных перспектив (Д.В. Григорьев, Ю.В. Громыко, И.С. Кон,
A. С. Макаренко, В.И. Максакова, А.В. Мудрик, В.И. Слободчиков,
B. Франкл, М.В. Шакурова и др.), экзистенциального, в центре внимания которого находятся человек, поиск им смысла жизни, событие, жизненный выбор, персонифицированное пространство (О. Больнов, Т.И. Власова, Л.П. Гайденко, О.С. Гребенюк, Д.Н. Дружинин, М.И. Рожков, Ж.-П. Сартр и др.), личностно-ориентированного, который предусматривает создание условий для накопления ребенком социального опыта через включение в деятельность и общение, развитие социально-значимых качеств в процессе его становления субъектом общественных отношений (Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

-результаты изучения условий успешности социализации учащихся в образовательных учреждениях и воспитательных организациях (А.В. Волохов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, В.А. Фокин, М.В. Шакурова и др.);
- основные положения гуманистической психологии и педагогики (Ш. Амонашвили, А. Маслоу, К. Роджерс и др).
Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался следующий комплекс теоретических (сравнительно-сопоставительный метод, моделирование и реконструкция) и эмпирических (изучение и обобщение педагогического опыта, анализ собственной практической деятельности, биографический метод, анкетирование, ранжирование, сочинение, экспертное оценивание) методов, опытно-экспериментальная работа.
Базой исследования явились спортивное объединение баскетболистов и учащиеся старших классов средней школы № 4 г. Нерехты. Всего в опытно-экспериментальной работе принимало участие 153 человека в возрасте 14-17 лет.
Достоверность и обоснованность результатов исследования


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Анализ философской, социологической, психолого-педагогической научной литературы и исследований свидетельствует о том, что многие аспекты проблемы перспективы в них нашли достаточно широкое освещение. Исходя из различных взглядов на личность, учеными используется ряд понятий (цели, планы, программы, ориентации, перспективы), в которых находит отражение отношение человека к своему будущему, его представление о времени и собственном жизненном пути.
В энциклопедической литературе подчеркивается, что сущность термина «перспектива» имеет свои корни в латинском perspicto (ясно вижу) или французском perspective (смотреть сквозь) и трактуется, во-первых, как системы изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком; во-вторых, как способ изображения пространственных фигур на плоскости; в третьих, вид в даль; в- четвертых, планы, виды на будущее.
В социально-философских исследованиях, посвященных вопросам формирования у подрастающих поколений долговременной картины жизни в будущем (М.М Бахтин, Е.И. Головаха, М.А. Кебина, А.В. Кучеренко,
В.Г. Немировский, JI.B. Сохань и др.), жизненная перспектива, во-первых, рассматривается в контексте смысла жизни, как осознание человеком прошлого, настоящего и будущего; как образ потребного будущего, совокупность целей предстоящей жизнедеятельности личности; как идеальный образ основных целей и результатов жизни и деятельности каждого; как вариант жизненного плана индивида, своеобразные узловые события на его пути к будущему.
Во-вторых, в них доказывается, что близкие, на первый взгляд, понятия «жизненный план», «жизненная программа», «жизненные цели» и «жизненные перспективы» полностью не тождественные, так как последние не являются целостной картиной пути, намеченной личностью, а

представляет собой лишь стремление человека осмыслить отдельные моменты в контексте конечной цели бытия..
В-третьих, применительно к учащейся молодежи в этих работах акцент делается на изучение преимущественно взаимосвязи профессионального выбора, представлений о будущей профессиональной деятельности с жизненными целями и планами в иных сферах человеческого бытия.
С позиции социологии личностная перспектива рассматривается как понятие тождественное жизненным целям и планам человека, поэтому ее исследование бесспорно связывается с анализом планов старшеклассников на ближайшее будущее (с продолжением учебы, выбором профессии, места
] ч
работы, места жительства и т.д.), т.е. с ограниченными временными и узкими содержательными рамками.
В психологии мы встречаемся с большим числом подходов к изучению планирования будущего человеком, которые представлены в публикациях К.А. Абульхановой-Славской, В.Г. Асеева, Я.В. Васильева, М.Р. Гинзбурга, И.А. Деминой, А.А. Кроника и др. Обобщая взгляды этих авторов, можно отметить, во-первых, что «жизненные перспективы» употребляют нередко в том же значении, что и «жизненные планы». Под ними понимают систему образов воображения, представляющие собой мысленную картину (проект), предстоящего жизненного пути.
2. Нам близка точка зрения К.А. Абульхановой-Славской, которая личностную перспективу на любом возрастном этапе трактует как способность человека сознательно, мысленно предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в нем, а также готовность к нему в настоящем и установка на будущее. ,
В педагогике под перспективами принято понимать цели, способные вовлечь личность в совместную деятельность; образ желанной и осознаваемой, как своей возможной будущей жизни, при условии достижения определенной цели (В.А. Мижериков); ведущий метод

педагогического стимулирования, состоящий в постановке перед воспитанниками увлекательных, значимых целей, трансформирующихся в личные стремления, планы, желания (JI.B. Мардахаев); наличие в сознании субъекта конструкции предполагаемого варианта собственного будущего на основе целостного восприятия себя, своих целей, личностно-значимых ценностей и доминантной направленности сознания на ее реализацию (Д.Ю Лебедев); способность индивида осознанно и ответственно относиться к собственному будущему и готовность к реализации поставленных целей в поступках и действиях (Т.В. Кузьменко).
3. Анализ педагогического наследия А.С. Макаренко позволяет констатировать: стремления человека к цели, устремленность его в будущее является важным свойством личности, мощным стимулом его развития и в воспитании нужна система перспектив, которые бы, сменяя одна другую, обеспечивали освоение детьми социального опыта, их движение к достижению поставленных целей, делали бы это постепенно, увлекательно и рационально.
А.С. Макаренко предлагал различать перспективы близкие, средние и далекие, приписывая каждой из них в воспитании свои функции, подразделяя на общественно-значимые, социально-ценные и индивидуалистические (эгоистические).
Близкая перспектива зарождается в повседневности, помогает преодолевать трудности и двигаться вперед, так как, окружая ребенка множеством интересных и радостных дел, привлекая внимание к цели и путям ее достижения, способствует тому, что в корне меняет отношение к делу, вызывая положительную реакцию на его процесс и результат.
Наряду с близкими в воспитательной работе используются и средние перспективы, смысл которых заключается в том, что событие, к которому стремится ребенок, в значительной мере отодвинуто во времени. Ожидание его побуждает детей к активным действиям. На линии средней перспективы

могут располагаться такие дела и события, как участие во всенародных кампаниях, празднование знаменательных дат, дня годовщины открытия детского учреждения, начало и окончание учебного года и др.
Близкие и средние перспективы неразрывно связаны друг с другом, так как первые из них в сознание личности отражаются в виде цепочки событий на линии движения ко второй. Средние перспективы приучают детей, таким образом заглядывать в будущее, планировать его.
Близкие и средние перспективы, чтобы реализовать свой воспитательный потенциал в деле развития личности, должны органично вплетаться в общую ткань далеких перспектив, которые являются тем, к чему стремиться человек в течение длительного периода своей жизни, что составляет социальный смысл его существования.
Формирование личностных перспектив требует их системы, тесной взаимосвязи близких, средних и дальних, одни из которых позволяют конкретизировать удаленные цели, стимулировать их достижение, а другие, напротив, являются их итогом, демонстрируют результаты. Однако, чтобы возможности стали реальностью, как показывает обобщение педагогического опыта разных лет, необходимо, во-первых, чтобы планируемые события были увлекательными, способствовали удовлетворению индивидуальных интересов учащихся, рождали в них стремление к осуществлению намеченных планов; во-вторых, они не должны быть искусственными, специально создаваемыми только для развлечения школьников, нужна их неразрывная связь с жизнью, направляющая все усилия человека на серьезные социально-полезные дела; в-третьих, поставленная перспектива должна быть доведена до логического конца; в-четвертых, должен учитываться возраст детей.
4. Сконструированная нами модель процесса формирования личностных перспектив состоит из нескольких компонентов: целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-аналитического.

V
5. Адаптация модели и анализ полученных результатов показал, что эффективность процесса формирования личностных перспектив у старшеклассников обеспечивается рядом условий: наличием в образовательном учреждении воспитательной системы, которая вносит определенную четкость в жизнь и деятельность учащихся, в которой события прошлого и настоящего выстраиваются в логике, позволяющей школьникам проживать их, создавая позитивный эмоциональный фон для их развития, помогая каждому приобрести опыт реализации своих потенциалов в согласованных видах деятельности, многообразии воспитательных дел.
6. Опора в воспитании на событийный подход способствует поддержке культурного самоопределения старшеклассников и созданию той личной базы, на которой могут строиться представления о будущем. Это, во-первых, будет обеспечивать полемическое взаимодействие взрослых и старших школьников относительно культуры повседневности, взращивание у них, во- вторых, конструктивно-критического отношения к различным текстам с использованием проблематизации как специальной работы взрослого по построению воспитательной проблемной личной ситуации для конкретного ученика.
7. Редукция коллективных жизненных перспектив в личностные происходит также, как показали результаты нашего исследования, более плодотворно в процессе включения старшеклассников, прежде всего, в социально-полезную деятельность микрорайоне школы (в реставрацию памятников старины, благоустройстве территории, работе с младшими учениками по преодолению неудач в учении, общении, организации акций по помощи нуждающимся, в организации общения досуга для детей, выведенных на индивидуальное обучение, в проведении мероприятий для Других).
8. Полученные данные позволяют говорить о том, что основные положения гипотезы подтверждены, возможны следующие выводы:

Анализ социально-философской и психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме свидетельствует о значимости формирования личностных перспектив у старшеклассников в воспитательном процессе школы, которые располагают достаточным потенциалом для решения данной задачи.
Существует множество точек зрения относительно понятия «личностная перспектива». Мы под ней в нашем исследовании понимали способность старшеклассника предвидеть свое будущее, прогнозировать его как цепь разных жизненных событий, представлять свою позицию в нем, быть интеллектуально, мотивационно и в волевом отношении готовым к реализации определенных шагов в настоящем как одном из этапов будущего.
Для формирования личностных перспектив для старшеклассников, как комплекса будущих событий, необходимо наличие в профессиональном сознании педагогов образца процесса - его модели.
В нашем исследовании обосновывается такая модель, которая предполагает целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-аналитический компоненты, опирается на технологичность, дискуссионность, продуктивное открытое общение, особый эмоциональный климат воспитательной среды, который наполнен доброжелательностью, терпимостью, принятием каждого как самоценности.
Эффективность процесса формирования личностных перспектив в старшем школьном возрасте обеспечивается комплексом социально-педагогических условий: реализацией событийного и индивидуально-ценностного подхода в воспитании, наличием воспитательной системы в образовательном учреждении, ориентированной на открытость, социальное партнерство, вовлечение социума, семьи, дополнительного образования в этот процесс, а также включение самих учащихся старших классов в социально-полезную деятельность микрорайоне школы, в решение социальных проблем сверстников.

Формирование личностных перспектив детей, подростков, молодежи ? требует, чтобы семейное, школьное," внешкольное, профессиональное воспитание были направлены на создание условий для приобретения каждым опыта их построения на основе поиска оптимальных жизненных позиций, пробы сил в разных сферах деятельности.



1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. - 299 с.
2. Азбель А.А. Как помочь современному выпускнику выбрать профессию // Психология современного подростка. - СПб., 2005. - С.338-354.
3. Алексина Т.А., Донгенко А.П. Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени // Философия науки. - 1995. - №3. - С. 43-51.
4. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. - Ярославль, 1991. - 111 с.
5. Байбородова JI.B., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. - Псков, 1994. - 94 с.
6. Байкова JI.A. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике // Классный руководитель. - 1998. - №2. - С. 2-11.
7. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников
о будущем как аспект их социализации // Психологическая наука и образование. - 1998. - №1. - С.52-58.
8. Батракова И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе: Автореф. дис. ...д-ра пед. наук.-СПБ., 1995.-37 с.
9. Башкова С.А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - 21 с.
10. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М., 2000. - 192 с.
11. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. — Москва-Воронеж, 1996. - 320 с.
12. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М., 1995. - 120 с.
13. Бобровская А.Н. Профессиональное самоопределение старшеклассников в проектной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2005. - 143 с.

14. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. // Педагогика. - 1997. -№4. - С. 11-17.
15. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. -М., 2001.-160 с.
16. Венгер А.А., Десятникова Ю.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С. 25-33.
17. Верхова А.П. Дидактические и организационные условия развития жизненного самоопределения старшеклассников гимназии: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2003. - 235 с.
18. Винтин И.А., Кадакин В.В. Социальное самоопределение старшеклассников в новых культурных и общественно-экономических условиях. - Саранск, 2003. - 140 с.
19. Вишневский Ю.Р. и др. Практикум по социологии молодежи. - М., 2000.-296 с.
20. Гагин Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии. - СПб., 1998. - 180 с.
21. ГаджиевГ.М. Проектно-учебная деятельность учащихся как средство формирования готовности к преобразованию окружающей действительности: Дис. ... д-ра пед. наук. - Белгород, 2003. - С. 352.
22. Гейжан Н.Ф. Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старших подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-Л., 1984.-С 17.
23. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как педагогическая проблема//Вопросы психологии. - 1988. -№2. - С. 19-26.
24. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб., 2004. - 272 с.
25. ГоловахаЕ.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Киев,

1989.-34 с.
* 26. ГоловахаЕ.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. - Киев, 1988. - 144 с.
27. ГоловахаЕ.И., КроникА.А. Психологическое время личности - Киев, 1994.-207 с.
28. ГоловахаЕ.И. Формирование и развитие жизненных перспектив личности в юности и зрелом возрасте // Жизненный путь личности. — Киев, 1987.-С. 236-255.
29. ГоловахаЕ.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение. - Киев, 1988. - 142 с.
* 30. Гребенюк О.С., ГребенюкТ.Б. Основы педагогики индивидуальности. - Калининград, 2000. - 572 с.
# 31. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. - М.,
2003.- 160 с.
32. Турина Т.П. Представления старшеклассников о ценностях // Педагогика. - 1995. - №4. - С. 45-48.
33. ДемаковаИ.Д. Воспитательная деятельность как фактор гуманизации пространств детства: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000. - 44 с.
* 34. Демиденко М.В. Исследование социально-личностной рефлексии как средство социализации старших школьников: Автореф. дис. ... канд.
ф психол. наук. - Самара, 2000. - 24 с.
35. Демина И.А. Изучение жизненных перспектив старшеклассников в контексте субъективной картины жизненного пути: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 1997. - 20 с.
36. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. - М., 2000. - с. 135.
37. Епифанцева А.И. Перспективы школьников и их формирование в i? процессе обучения и воспитания: Дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск,
189

38. Жадан Е.А. Социально-игровая* контекстность в обучении как средство социализации старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.
- Волгоград, 1997. - 22 с.
39. Журавлева Е.В. Формирование готовности старшеклассников к деловому общению в учебном процессе школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2000. — 21 с.
40. Заикина А.В. Жизненная перспектива сельской молодежи: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Саратов, 1997. - 19 с.
41. Зимняя И.А. Воспитательный потенциал образовательной среды // Проблемы качества образования, его нормирования и управления. - М., 1999. -С. 83-87.
42. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2001. - 3 84 с.
43. Игнатенко Е.С. Особенности отношения подростков к ситуации неопределенности // Совершенствование учебно-воспитательной работы в процессе модернизации общего образования. - Ярославль, 2003. - С. 149— 152.
44. Игнатова В.В., Орлова С.Н. Педагогика духовно-творческого развития личности. - Красноярск, 1997. - 124 с.
45. Идзиковски Б. Формирование ценностных ориентаций, влияющих на жизненную и профессиональную карьеру молодежи в Польше: Автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - Москва, 1997. - 47 с.
46. История социальной педагогики. - М., 2000. - 544 с.
47. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. -М., 1974.-328 с.
48. Каменский А.М., Смирнова ЗЛО. Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях общеобразовательной школы // Школьная технология. - 2000. - № 3. - с. 93 - 104.
49. Карклина С.Э. Перспективы как стимул развития внеурочной

воспитательной деятельности учащихся в школе с продленным днем: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1974. -21 с.
50. Карпова Е.М. Поликультурная среда клуба как средство социального воспитания старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Кострома, 2004.-21 с.
51. КасицинаН Педагогические условия развития способности к самоопределению у старшеклассников // Развитие личности. - 2000. — №1. - С. 97-104.
52. КебинаН.А. Формирование личностных потребностей учащейся молодежи в современных условиях: Дис. ... канд. филос. наук. - Москва, 1996.- 157 с.
53. Кибакин С.В. Управление процессом педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 26 с.
54. Ковалева Л.Ю. Педагогические условия личностного и профессионального самоопределения старшеклассников в процессе планирования карьеры: Дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2000. - 174 с.
55. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. -М., 2000.-176 с.
56. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. - 254 с.
57. Красноруцкая Н.Г. Формирование основ профессионального самосознания старших подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1999.-21 с.
58. Кузьменко Т.В. Социально-педагогический анализ сформированное™ личностных перспектив у учащихся профессиональных училищ // Совершенствование учебно-воспитательной работы в процессе модернизации общего образования. - Ярославль, 2003. - С. 89 - 93.
59. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Т. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. — Москва-

Ростов-н/Д., 2000. - 192 с. '
. f •
60. Кучеренко А.В. Жизненные планы молодежи: структура и
факторы формирования: Автореф. дис. .:. канд. филос. наук. - Киев, 1989. - 16 с.
61. Лебедев B.C. Формирование социально-ориентированной личности в условиях средней образовательной школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-Тюмень, 2001.-23 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ