Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные компоненты психической регуляции художественно-творческой деятельности подростка

Работа №8325

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы203стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
604
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА К ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14
1.1. Психологические особенности художественно-творческой деятельности
1.2. Проблема отношения человека к деятельности в отечественной и зарубежной психологии
1.3. Личностно-деятельностный подход к анализу отношения человека к деятельности
1.4. Психолою-акмеологические особенности развития личности ^ подростка.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ МЕХАНИЗМА САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 60
2.1 Организация и методы исследования 60
2.2 Описание психолого-акмеологических характеристик отношения подростков к художественному творчеству, обеспечивающих её ^ психическую регуляцию
2.2.1. Исследование психолого-акмеолошческих характеристик yj отношения учащихся к художественно-творческой деятельности
2.2.2. Исследование самооценочных характеристик отношения учащихся к художественно-творческой деятельности
2.3 Структура психорегуляции художественно-творческой деятельности подростками
2.4 Типология отношения подростков к художественно-творческой ^ деятельности
2.4.1 Исследование психолого-акмеологических характеристик подростков с различными типами отношения к художественно-творческой деятельности.
2.4.2 Исследование субъективно-психологических характеристик подростков с различными типами отношения к художественно-творческой деятельности.
ГЛАВА 3. ФСЖМИРУЮЩИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ Ю8 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Обоснование формирующего эксперимента 106
3.2 Программа психолог о-акмеологических средств по развитию активно-положительного отношения подростков к художественно-творческой деятельности и результаты формирующего эксперимента.... “
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 125
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 131
ПРИЛОЖЕНИЯ. 153



Актуальность исследования
Стремительное развитие общества влечёт за собой изменения в области науки, техники, культурной жизни. Одна из актуальных проблем современного общества - формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. На первый план выходят определённые требования к такой личноести - творческой, активной, социально ответственной, обладающей высоко развитой внутренней культ) рой и духовностью, высокообразованной, профессионально грамотной.
Современная система образования уделяет преимущественное внимание формированию научного (чаще всего, технократического, по В.П. Зинченко) мышления, которое, по существу ведет к одностороннему развитию личности.
Значительным потенциалом развития личности обладает художественно-творческая деятельность, приобщение к которой способствует формированию важных качеств человека, о недостатке которых сегодня с беспокойством говорят многие ученые. Речь идет об эмоциональности, художественной выразительности, эстетической восприимчивости, художественного мышления, эмпатии, воображения и других. Многообразие названных способностей может быть развито через «встраивание» ребёнка» в систему художественной культуры. Трудность формирования этих качеств заключается в специфике художественного творчества как формы постижения действительности и тех психологических механизмов, которые обеспечивают личностное развитие человека.
Художественно-творческая деятельность - это вид деятельности, результативность ко юрой определяется уровнем общего развития личности, и, что следует особо подчеркнуть, степенью эмоционально-художественной восприимчивости, «творческости», готовностью и способностью к художественному восприятию, самостоятельному созданию и воплощению произведения искусства.
В психологической, педагогической литературе широко освещается вопрос о психическом механизме, обеспечивающем регуляцию и саморегуляцию деятельности (Е.Г. Алиева, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.А. Деркач, А.В. Запорожец, В.А. Зобков,
О.А. Конопкин, А.К. Маркова, В.И. Моросанова, И.С. Якиманская и другие). При лом содержание вышеперечисленных работ не затрагивает художественно-творческую деятельность - как особый вид деятельности, отличающийся от учебной, игровой, трудовой и других.
Между тем, художественная культура, а также гуманитарные науки - это «01 крытый пласт» формирования собственно человеческого в человеке, которое в век НГР оказалось по ряду причин на периферии психолого-педагогического развития школьника. Говоря словами Л.С. Выготского, искусство является «социальной техникой чувств». Поэтому художественно-творческая деятельность является для людей «организацией их поведения на будущее».
В этом смысле художественно-творческая деятельность становится средством и «полем» личностного саморазвития ученика и педагога, развития творческих потенциалов их самосознания (Н.В. Кузьмина), а также творческого начала во всех видах деятельности и жизнестроительства в целом.
В контексте нашего исследования актуальным становится изучение вершин личностною саморазвития подростков, достшнутых ими в художественно-творческой деятельности. «Акме» означает не конечный пункт жизненною движения и развития, а ту вершину, с которой открываются новые юриюнты движения» (Афонина А.В.).
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Личностные компоненты психической регуляции художественно-творческой деятельности подростка».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность нашего исследования определяется общественно-политической ситуацией в стране и потребностью в творческих, нестандартно мыслящих людях. Значительным потенциалом развития личности обладает художественно-творческая деятельность, приобщение к которой способствует формированию важных качеств человека, о недостатке которых сегодня с беспокойством говорят многие ученые. Речь идет об эмоциональности, художественно-образной выразительности, эстетической восприимчивости, художественною мышления, эмпатии, воображения и других. Многообразие названных способностей может быть развито через «встраивание» ребёнка» в систему художественной культуры. Трудность формирования этих качеств заключается в специфике художественного творчества как формы постижения действительности и тех психологических механизмов, которые обеспечивают личностное развитие человека.
Художественно-творческая деятельность - это вид деятельности, результативность которой определяется уровнем общего развития личности, и, что следует особо подчеркнуть, степенью эмоционально-художественной восприимчивости, «творческости», готовностью и способностью к художественному восприятию, самостоятельному созданию и воплощению произведения искусства.
В этом смысле художественно-творческая деятельность становится средством и «полем» личностного саморазвития ученика и педагога, развития творческих потенциалов их самосознания (Н.В. Кузьмина), а также творческого начала во всех видах деятельности и жизнестроительства в целом.
В контексте нашего исследования актуальным становится изучение вершин личностного саморазвития подростков, достигнутых ими в художественно-творческой деятельности. «Акме» означает не конечный пункт жизненного движения и развития, а ту вершину, с которой открываются новые юризонты движения» (Афонина А.В.).
В рассмотрении художественно-творческой деятельности и личности подростка, включённого в неё одна из значимых проблем - изучение механизмов психической регуляции художественно-творческой деятельности. Решение данной проблемы поможет реализовать задачу формирования творческой активности подростков, включённых в данный вид деятельности.
Изучение психолого-акмеологической литературы позволило определить пути решения оптимизации учебной деятельности одаренного подростка.



1. Аболин Л. М. Методики изучения эмоций в спорте Учебное пособие. - Вол-гоград изд. Волгоградский ГИФК, 1985. - 100 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М. 1980.-334 с
3. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. - М., 1977. - 224 с.
4. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юноше-ского возраста: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. — М., 1985. —19 с.
5. Алиева Е.Г. Творческая одарённость и условия её развития // Психологиче-ский анализ учебной деятельности. - М.: ИП РАН, 1991. - С.7 - 17.
6. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Из¬бранные психологические труды: В 2 т.— М.: Педагогика, 1980.— Т. 2.— С. 103—128.
7. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. - М., 1960. - 486 с.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.— Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1969.—340 с.
9. Андреев А. Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искус¬ства. - М., 1981. - 192 с.
10. Антипова И.Г. Отношение к учебной деятельности старшеклассников и сту¬дентов как субъективная реальность: Авторе, дис.... канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 2000. - 24 с.
11. Арнаудов М. Психология литературного творчества. - М.: Прогресс, 1970.
12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -- М.: Искусство, 1974. - 392 с.
13. Артемьева ЕЛО. Психология субъективной семантики. - М.: Изд-во МГУ, 1980.-126 с.
14. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: 1976. — 158 с.
131

15. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 432 с.
16. Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1990. - 176с.
17. Афонина А.В. Акмеологические факторы продуктивного взаимодействия в системе «учитель- ученик». Автореферат дис.... канд. психол. наук (специальность
19.0. 13).-Шуя, 2004.-23с.
18. Базылевич Т. Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. - М.: ИПРАН, 1999.-248 с.
19. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. - М., 1968. - 468 с.
20. Батракова С.II. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика
- 2002 - №4. - С.27-33.
21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - Составитель С.Г.Бочаров; Текст подготовлен Г.С. Бернштейн и JI.B. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверин¬цева и С.Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1979. - 424с. - (Из истории советской эстетики и теории искусства).
22. Белоус В. В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, персиекти- вы//Психологический журнал.— 1996. — Т. 17, №1. - С. 44-52.
23. Берхин II. Б. Специфика искусства. - М., 1984. - 62 с.
24. Бехтерев В. М., Объективное исследование нервно-психической деятель-ности. — «Обозрение психиатрия и неврологии», 1907, № 9, стр. 515.
25. Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // «Во¬просы психологии», 1999. — №2. — С. 35-41.
26. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.
- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1983.
27. Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной актив¬ности//«Вопросы психологии», 1971.-№ 1.-С. 144-146.
28. Богоявленская Д.Б. О предмете и месте исследования творческих способно¬стей // Психологический журнал. -1995. - Т. 16, №5. - С.49-58.
132

29. Бодалев А.А., Рудкевич JI.A. О субъективных факторах творческой деятель¬ности человека // Педагогика. - 1995. - №3. - С. 19-28.
30. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изуче-ние мотивации поведения детей и подростков.— М.: Педагогика, 1972.— С. 7-44.
31. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психолог и- ческое исследование. - М.: Просвещение, АП11 СССР, 1968. - 464 с.
32. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Изда-тельство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК",
1996. -392с.
33. Букин В. Р. Психология искусства // Ученые записки Ленинградского пед. ин-та. - Л.: ЛГГ1И, 1971. - 444 с.
34. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2001.-328 с.: ил.
35. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. - М.: Академический Проект,
ОППЛ, 2000-719 с.
36. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей и культурных символов в индивидуальном сознании. // Вопросы психологии. -
1997. - №5. - С.44 - 56.
37. Вахметса А. Л., Плотников С. II. Человек и искусство. - М., 1968. - 196 с.
38. Вильчек В. М. Алюритмы истории. - М.: Прометей, 1989. - С. 20.
39. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / [И.С. Якиманская, B.C. Столетнев, И.Я. Каплунович и др.] Под ред. И.С.Якиманской. - М.: Педагогика, 1989. - 221с.: ил. - (ОПН: Образование. Педагогические науки. Педагогическая психология).
40. Волков В. И. Ценностный аспект искусства как предмет конкретно- социоло! ическо1 о исследования (к постановке вопроса)//Художественное восприятие / Под ред. Б. С.Мейлаха. - Л., 1971. — С. 93—98.
41 .Волков И.П. Индивидуальное и групповое в лидерстве у подростков // Соци¬ально-психологические проблемы взаимоотношений. — М., 1970.—С. 52-53.
133

42. Волынкин В.И. Формирование художественных потребностей старшекласс-ников в процессе внеклассных занятий по искусству. - Автореф. дис. ...канд. пед. наук (специальность 13.00.01). - М., 1989. - 16с.
43. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологи-ческий очерк: Кн. для учителя. / Послесловие В.В.Давыдова, 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 92с.: ил.
44. Выютский JI.C. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 220с.
45. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536с. - (Психология: классические труды).
46. Выготский JI.C. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 572 с.
47. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры: Под ред. М.Г.Ярошевского/Вступ. ст. М.Г.Ярошевского. - М.: Издательство "Инсти-тут практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 512 с.
48. Выханду Л.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем. —В сб.: Применение математических методов в биологии. —Ленинград: ЛТУ. —Вып.№3.- С. 19-23.
49. Гаврилова А.А. Психологические особенности самореализации учащихся старших классов детских музыкальных школ в музыкально-исполнительской деятельности: Авторе, дис.... канд. психол. наук. - Кострома, 2005. - 22 с.
50. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных дей-ствий // Психологическая наука в СССР. - М.: АГПI СССР, 1959. - Т. 1. - С. 441-469.
51. Гиндилис Н.Л. Процесс индивидуализации как "путь к себе". // Психологи-ческий журнал. - 1996. - Т. 17, №1. - С. 52 - 60.
52. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. - Дис. ...д-ра пси¬хол. наук (специальность 19.00.13). - М., 1996. - 286с.
53. Гирш В. Гениальность и вырождение. - Одесса, 1895.
54. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. - М.: Искусство, 1991.
55. Горшкова В.В. Межс)бъектные отношения в педагогическом процессе. - Автореф. дис. ...д-ра пед. наук (специальность 13.00.01). - СПб., 1992. - 37с.
134

56. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. -СПб.: OMS, 1994.-192 с.
57. Грибов Ю.Л. Психолого-педагогические условия развития творческого са-мовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. - 1989 - №2. - С.57 - 62.
58. Гройсман А.Л., Савостьянов А.Н. Психотерапевтические методы оптимиза¬ции творческой работоспособности актёра. // Психологический журнал. -
1990. -T.il, №6.-С. 94-104.
59. Грузенберг С.О. Психология творчества. - Минск, 1923.
60. Гуружанов В. А. Отношение младших школьников к содержанию произведе¬ний искусств// Психология формирования личности и проблемы обучения: Сб. науч. тр. /АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания. — М., 1980. — С. 33-38
61. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие челове¬ка. Книга 1: Методолого-прикладные основы акмеологических исследова¬ний. - М., 2000 - 536 с.
62. Джидарьяп И. А. Эстетическая потребность. - М., 1976. - 191 с.
63. Диденко С.В. Формирование творческой активности в условиях организации эстетически-оценочной деятельности. - Автореф. дис. ...канд. пед. наук (специальность 13.00.01). - Киев, 1987. - 24с.
64. Дмитриева М.А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 1999. - 21 с.
65. Драгунова Т.В. Подросток.— М.: Знание, 1976. — 94с.
66. Дружинин В.Н., Хазратова II. В. Экспериментальное наследование форми-рующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал.
1994.-№4.
67. Евдокимова Е.Г. Осмысление студентами субъектного отношения к педаго¬гической деятельности как фактор становления гуманистической направлен-
135

ности педагога. - Дис. ...канд. пед. наук (специальность 13.00.01). - М., 1995.
- 167с.
68. Евин И.А. Проблема самоорганизации в искусстве. - Автореф. дис. ...канд. филос. наук (специальность 09.00.04). - М., 1992. - 19с.
69. Евсеева Т.Г. Деятельностная концепция творчества в образовании. - Авто-реф. дис. ...канд. филос. наук (специальность 09.00.01). - Алма-Ата, 1993. - 21 с.
70. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб.: «Питер», 2000. - 560 с.: ил. - (Серия «Практикум по психологии»)


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ