ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 9
1.1 Семьи, находящиеся в социально опасном положении как
объект социальной работы 9
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с семьями,
находящимися в социально опасном положении 14
1.3 Основы социального обслуживания семей, находящихся в
социально опасном положении, в Российской Федерации 19
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (НА ПРИМЕРЕ ГАУСО КЦСОН «ДОВЕРИЕ» ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ) 30
2.1 Особенности социального обслуживания семей, находящихся в
социально опасном положении в Республике Татарстан 30
2.2 Социальное обслуживание семей, находящихся в социально
опасном положении, в ГАУСО КЦСОН «Доверие» Елабужского муниципального района РТ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
В настоящее время, при переходе общества в статус демократического, а государства - на статус социального, прежде всего, необходимо уделить внимание тому факту, что в Российской Федерации большой процент семей, находящихся в социально опасном положении. Ответственность за данное явление лежит как на государстве, так и на обществе в целом, так как понятие «социальное государство» предусматривает создание общества, которое грамотно в правовом аспекте, неравнодушно к общественным болезням и обладает средствами исцеления от этих болезней.
По определению А.Г. Харчева, «Семья - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности» [46, с. 7]. Во все времена семья постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается свыше 40 млн. семей.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - это семья, в которой есть дети, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Следует отметить, что в современном обществе сложилась парадоксальная ситуация, когда семья, стремится к достижению благополучия для каждого своего члена, в ущерб целостности семьи. Снижение внимания общества к проблемам воспитания молодого поколения привело к неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это является следствием неблагополучия в семье [53].
Именно поэтому в работу с семьей следует включаться на самых ранних стадиях развития кризиса. Комплексная система государственной социальной поддержки семьи включает в себя диагностические, профилактические и социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в социально опасном положении, осуществление профилактики девиантного поведения и организации индивидуальной работы с семьями данной категории.
Актуальность темы. Сегодня в России отмечается устойчивая тенденция падения уровня психологического здоровья семьи и соответственно её воспитательных возможностей. Новые задачи, которые возникают в практике социальной работы, неизбежно требуют совершенствования методов и форм их реализации на научной основе. Именно в семье человек получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок. Отношения в семье влияют не только на карьерный рост, но и на весь жизненный путь человека.
В последние годы понятие «семья, находящаяся в социально опасном положении» обрело в России острую популярность, неблагополучие превратилось в атрибутивную характеристику института семьи в целом. Это отражается на состоянии всего общества, неблагополучие в семьях генерирует неблагополучие в социальном масштабе и на уровне всего государства.
Мы считаем, что обращение к исследованию семьи, находящейся в социально опасном положении как социального феномена, определяется потребностью его осмысления и отражения в обществе негативных процессов, которые связаны с кризисом семьи. Семейное неблагополучие является зеркалом неблагополучия социального. Исследуя его в социологическом ключе, можно получить адекватную картину состояния современного общества в целом.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема неблагополучных семей по характеру является междисциплинарной, и поэтому охватывает интересы разных научных дисциплин: психологии, педагогики, социальной работы, социологии, правоведения, философии и демографии.
В первую очередь необходимо отметить вклад выдающегося социолога П. Сорокина в разработку методологической парадигмы изучения института семьи как важнейшей социальной группы, которая лежит в основании всех структур современного общества. В его трудах глубоко проанализированы функции семьи как социального института, необходимость и незаменимость семейных механизмов наследования детьми социального статуса родителей, воспитания и образования молодого поколения. Согласно его идеям, семья является качественно особой, неделимой, элементарной и невосстановимой социальной группой [54].
Исследования неблагополучных семей, технологий социальной работы с ними связаны, прежде всего, с изучением факторов дестабилизации семейных отношений. В частности, развод как основную причину неблагополучия семей рассматривали такие ученые, как К. Аронс, С. Сидельникова и др. В этих исследованиях основной акцент делается на изучение причин распада семей, в том числе с привлечением статистических данных, сравнительном анализе российских и западных семей. Проблемы, связанные с неблагополучной семьей как с агентом деформирования социализации, что является одной из причин девиаций в поведении молодого поколения, анализируют в своих работах такие ученые, как Г.А. Аванесов, И.Ф. Дементьева, А.И. Долгова. Тема жестокости в семье как фактора неблагополучия семьи нашла отражение в работах таких ученых, как Т. Забелина, Э. Мартынова, Г. Демьянов и др.
Большое значение для исследования проблем семей, находящихся в социально опасном положении и разработки эффективных технологий социальной работы с ними имеет проведение различных научно - практических конференций на специализированную тематику.
Несмотря на это, проблематика семейного неблагополучия в современной России пока не получила должного отражения в отечественной научной литературе. Более того, можно смело констатировать нехватку комплексных работ, специально посвященных неблагополучным семьям и технологиям социальной работы с ними. В данной работе мы решили восполнить этот пробел, и дать некоторые рекомендации для усовершенствования технологий социальной работы с неблагополучными семьями. В ходе работы мы покажем, как именно специалисты по социальной работе помогают осознать и преодолеть возникшие в семьях проблемы, постараемся раскрыть значимость межведомственного взаимодействия в работе семьями, находящимися в социально опасном положении.
Объект исследования: деятельность учреждений социального обслуживания по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Предмет исследования: содержание и технологии социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в учреждениях социального обслуживания населения.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить содержание, формы, методы и технологии социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в условиях учреждений социального обслуживания, выявить условия повышения эффективности деятельность данных учреждений.
Исходя из цели выпускной квалификационной работы, были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятия «семья, находящаяся в социально опасном положении», изучить особенности таких семей.
2. Выявить основные причины такого явления, как социально опасное положение.
3. Проанализировать нормативно-правовое обеспечение
социальной работы с семьями указанной категории.
4. Изучить содержание социальной работы с такими семьями в учреждениях социального обслуживания на территории Российской Федерации.
5. Проанализировать опыт социальной работы с данной категорией семей в Республике Татарстан, конкретно в условиях отделения социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания «Доверие» Елабужского муниципального района РТ.
6. Сформулировать условия, соблюдение которых приведет к повышению эффективности работы с указанной категорией семей в учреждениях социального обслуживания.
Гипотеза исследования. Решение проблем семей, находящихся в социально опасном положении, возможно, при глубоком изучении методических основ содержания социальной работы с семьями данной категории и при применении соответствующих технологий.
Методы исследования: изучение научной литературы, обзор статистических данных, изучение интернет - источников, анализ деятельности отделения социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания «Доверие» Елабужского муниципального района РТ.
Экспериментальной базой проведенного исследования является отделение социальной помощи семье и детям ГАУСО КЦСОН «Доверие» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что обобщена информация о семьях, находящихся в социально опасном положении, рассмотрены основные причины их неблагополучия, обработаны статистические данные, выявлены основные направления, формы и технологии социальной работы с ними.
Практическая значимость: проведенная нами работа позволила несколько систематизировать, обобщить уже существующие данные по данной тематике, конкретизировать технологии социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, применяемые в учреждениях социального обслуживания. Данная работа может быть полезна для специалистов по социальной работе, работающих с данной категорией семей, явиться методическим пособием.
Апробация исследования была проведена на занятиях по предмету «Технологии социальной работы», научно-образовательной конференции студентов КФУ, проведенной в апреле 2016 года, Х Всероссийской (с международным участием) научно-практической студенческой конференции «Человек. Общество. Культура. Социализация», проведенной в 2014 году в г. Уфа.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 54 источника, приложений. Работа изложена на 67 страницах машинописного текста.
На сегодняшний день в науке среди множества проблем, которые находятся на стыке философских, демографических, психологических и педагогических исследований, проблемы неблагополучных семей являются одними из наиболее актуальных. В связи с этим, проблемы наиболее уязвимых категорий семей, а именно семей, находящихся в социально опасном положении, обращают на себя внимание специалистов всех областей научного знания.
На основе теоретического изучения научной литературы нами было определено, что семья, находящаяся в социально опасном положении - это семья, которая представляет угрозу для жизни и здоровья детей вследствие невыполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, а также нарушенной структуры семейных взаимоотношений. Данное положение семьи ставит под угрозу сам факт ее существования, и выдвигает на первый план проблему отчуждения детей от родителей, что впоследствии находит свое выражение в феномене «социальное сиротство».
Наиболее острые социальные проблемы семей выражаются в настоящее время в резком социально-экономическом расслоении общества, в постоянном дефиците государственного бюджета, в миграции, ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, которая проявляется в естественной убыли населения, росте количества неполных семей, иждивенчестве, насилии в семье и во многом другом.
Развитие системы социального обслуживания семей является необходимым звеном в целостной системе мер, которые направлены на улучшение положения семьи и детей в России. В последние годы семьи получают более широкие возможности пользоваться услугами развивающейся системы социальных служб, которые направлены на учет особенностей семьи как естественной среды жизнедеятельности личности и жизнеобеспечения детей. К сожалению, система социальных служб, оказывающих помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, достаточно развита не во всех регионах России. Информация, представленная в нашей работе, подтверждает, что на фоне расстройства экономики и финансовой системы в Российской Федерации, семья является наиболее уязвимой и нуждающейся в мерах социальной защиты категорией населения.
Одна из форм наиболее реальной и полноценной помощи семьям, находящимся в социально опасном положении - открытие Центров социального обслуживания населения. Несмотря на то, что при их открытии возникает множество проблем (формирование штата, подбор кадров, нехватка помещений, финансовых ресурсов, автотранспорта и т.д.), такие центры реально помогают решению проблем, связанных с организацией социального обслуживания населения на территориальном уровне. Территориальные центры социального обслуживания служат надежным аппаратом выявления наиболее нуждающихся в социальной защите категорий населения и проводником передовых методов и приемов в работе служб социальной защиты семьи и детей.
В ходе исследовательской работы на тему социального обслуживания семей, находящихся в социально опасном положении, нами была проанализирована литература, посвященная данной проблематике, изучены нормативно-правовые акты, применяемые в работе с семьями указанной категории, проведен опытно-экспериментальный анализ эффективности работы отделения социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания «Доверие» Елабужского муниципального района.
По нашему мнению, основной итог данной работы сводится к тому, что, в социальном обслуживании семей, находящихся в социально опасном положении, важную роль играет государственная семейная политика, так как исторические процессы трансформации семьи, которые сами по себе протекают болезненно и противоречиво, переплетаются с острейшими проблемами, вызванными социально-экономическим кризисом. Необходимость сильной государственной семейной политики обусловлена, прежде всего, общественными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его проблем. На сегодняшний день обществу необходима активно действующая семья, способная выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только ее выживание, но и дальнейшее развитие.
Таким образом, мы считаем, что цель исследования была достигнута, поставленные задачи были выполнены.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons doc law 120805/(Дата обращения: 18.02.2016)
2. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=9959(Дата обращения: 18.02.2016)
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.-[Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/(Дата обращения: 18.02.2016)
4. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 39570/(Дата обращения: 18.02.2016)
5. Кодекс об административных правонарушениях Российской
Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2016) [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34661/(Дата обращения: 18.02.2016)
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-
ФЗ (ред. о 30.12.2015) [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons doc law 8982/CnaTa обращения:
18.02.2016)
7. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-
ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ш/document/cons doc LAW 10699/(Дата обращения: 18.02.2016)
8. ФЗ от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons doc law 6659/(Дата
обращения: 18.02.2016)
9. ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных
гарантиях прав ребенка» [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ш/document/cons doc LAW 19558/(Дата обращения: 18.02.2016)
10. ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от
29.12.2015) «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс] http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 23735/(Дата
обращения: 18.02.2016)
11. ФЗ от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 64872/(Дата обращения: 18.02.2016)
12. Бабушкин А.В. Социальная работа : теория и практика:учебное пособие. - М.:Инфра-М, 2003. - 425 с.
13. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Н.Ф.Басова. - 3-е изд., испр. - М.:Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.
14. Большакова И.А. «Академия досуга» в лагере «Янтарь»: социальный педагог учреждения социального обслуживания: содержание и организация труда // Работник социальной службы. - 2008. - №1. - С. 67-74.
15. Бурдина Г.С. Новая модель работы с семьей // Социальная работа. -2007. - №4. - С.44-45
16. Быкова В.Г. Проблемы детского и семейного неблагополучия // Классный руководитель. - 2011. - № 4. - С. 3-4.
17. Валиева Ф.А. Место и роль семейно-бытовых отношений в социализации личности // Учитель Башкирии. - 2004. - № 6. - С.88-91
18. Варга А.Я. Предпосылки девиантного материнского поведения // Психологический журнал. - 2000. - № 2. - С.38-44.
19. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Academia. - 2001 - 208 c.
20. Гончарова Т.Н. Неблагополучные семьи и работа с ними
//Народное образование. - 2002. - № 6 - С 34.
21. Грибоедова Т.П. Семья как воспитательное пространство // СОТИС. - 2006. - № 4. - С.17-24.
22. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания :Руководство для педагогов. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. - 2000. - 36 с.
23. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. - Ростов на Дону: Феникс, 2005. -288 с.
24. Донцов Д.А. Неблагополучные семьи с позиций специалистов по социальной работе//Школа здоровья. - 2008. - N 4. - С. 17-25.
25. Землянухина Н.А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка // Социальная педагогика. - 2005. - № 1. - С.81-83.
26. Зикратов В.В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики // Социальная педагогика. - 2006. - №
1. - С.41-50.
27. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства.
- М.: Академия, 2003. - 192 с.
28. Лозовская Е.Г., Фалалеева Ю.В.Теоретические основы организации работы с семьями, оказавшимися в социально- опасном положении:Учебное пособие. - Волгоград. - 2005.- 47 с.
29. Макаренкова И.В, А.В.Мисько. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы). - М.: АРГУС, 2004. - 267 с.
30. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка:Методическое пособие/ Е.А.Журавлева, Е.Б.Филиппова, З.Н.Анипович, О.В.Бойкова, В.Ю.Кассий, С.И.Кротова, А.А.Беляева. - М.: МГУ, 2003. - 195с.
31. Мудрик А.В.Социальнаяпедагогика:Учеб. для студ. пед. вузов.
- М.:Издательский центр «Академия», 2005. -200 с.
32. Назарова С.А. Работа с неблагополучными семьями // Социальная работа. - 2007. - № 1. - С.25-31.
33. Новикова Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С.804-806
34. Основы социальной работы: учеб. пособие /под. ред. Е.В.Ханжина. - М.:Академия, 2001г. - 144 с.
35. Павленок П.Д. Основы социальной работы. - М.:Инфра-М. - 400с.
36. Пивоварова Н.В. Комплексная помощь семьям с детьми // Социальная работа. - 2003. - № 3. - С. 14-16.
37. Работа специалистов с неблагополучной семьёй. Социально- педагогическая поддержка детей "группы риска»: Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева - М.:Академия, 2002. - 325с.
38. Смирнова Е.О, Структура и динамикародительского отношения // Вопросы психологии. - 2000. - № 3 - C. 47-48
39. Социальная педагогика:Курс лекций / под общей ред. М.А.Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 416 с.
40. Социальная работа: теория и практика:учеб. пособие / под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 427 с.
41. Социальная работа:учеб. пособие / под ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д:Феникс, 2003. - 480 с.
42. Социология семьи:учебник / под. ред. А. И. Антонова. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 304 с.
43. СухогузоваИ.Г. Социально-педагогическое сопровождение неблагополучных и проблемных семей. // Социальный педагог в школе. - Волгоград: Учитель, 2010. - 254 с.
44. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М.:Гном, 2000. - 160 с.
45. Харичкин Е.А. Социальные приюты и пути решения проблемы
социального сиротства. // Работник социальной службы. - 2001. - № 2. -
С.54-67.
46. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. - М.:Академия, 2003. - 344 с.
47. Храмова Т.А. Семейная воспитательная группа:
трудности и проблемы // Работник социальной службы. 2002. - № 2. - С.
41-45.
48. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов н/Д.:Феникс, 2004. - 283 с.
49. Шакурова М.В. Методика и технология работы специалистов социальной работы: учебное пособие. - М.:Академия, 2002. - 470с.
50. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций.
- М.:Апрель-Пресс, 2000. - 512 с.
51. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей:учеб. пособие.
- М.:Дрофа, 2005. - 254 с.
52. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В.Добряков, И.Н. Никольская. - СПб: МАПО, 2003. - 269 с.
53. Юсупова Х. Г. Семья как важнейший социальный институт // Начальная школа. - 2009. - № 7. - С. 17-19
54. Сорокин П.А. Кризис современной семьи, социологический очерк. [Электронный ресурс] / П.А Сорокин. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0418/1 0418-260.shtml(Дата обращения: 23.01.2016)