СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 9
1.1 Семьи, находящиеся в социально опасном положении как
объект социальной работы 9
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с семьями,
находящимися в социально опасном положении 14
1.3 Основы социального обслуживания семей, находящихся в
социально опасном положении, в Российской Федерации 19
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (НА ПРИМЕРЕ ГАУСО КЦСОН «ДОВЕРИЕ» ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ) 30
2.1 Особенности социального обслуживания семей, находящихся в
социально опасном положении в Республике Татарстан 30
2.2 Социальное обслуживание семей, находящихся в социально
опасном положении, в ГАУСО КЦСОН «Доверие» Елабужского муниципального района РТ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 9
1.1 Семьи, находящиеся в социально опасном положении как
объект социальной работы 9
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с семьями,
находящимися в социально опасном положении 14
1.3 Основы социального обслуживания семей, находящихся в
социально опасном положении, в Российской Федерации 19
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (НА ПРИМЕРЕ ГАУСО КЦСОН «ДОВЕРИЕ» ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ) 30
2.1 Особенности социального обслуживания семей, находящихся в
социально опасном положении в Республике Татарстан 30
2.2 Социальное обслуживание семей, находящихся в социально
опасном положении, в ГАУСО КЦСОН «Доверие» Елабужского муниципального района РТ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
В настоящее время, при переходе общества в статус демократического, а государства - на статус социального, прежде всего, необходимо уделить внимание тому факту, что в Российской Федерации большой процент семей, находящихся в социально опасном положении. Ответственность за данное явление лежит как на государстве, так и на обществе в целом, так как понятие «социальное государство» предусматривает создание общества, которое грамотно в правовом аспекте, неравнодушно к общественным болезням и обладает средствами исцеления от этих болезней.
По определению А.Г. Харчева, «Семья - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности» [46, с. 7]. Во все времена семья постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается свыше 40 млн. семей.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - это семья, в которой есть дети, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Следует отметить, что в современном обществе сложилась парадоксальная ситуация, когда семья, стремится к достижению благополучия для каждого своего члена, в ущерб целостности семьи. Снижение внимания общества к проблемам воспитания молодого поколения привело к неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это является следствием неблагополучия в семье [53].
Именно поэтому в работу с семьей следует включаться на самых ранних стадиях развития кризиса. Комплексная система государственной социальной поддержки семьи включает в себя диагностические, профилактические и социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в социально опасном положении, осуществление профилактики девиантного поведения и организации индивидуальной работы с семьями данной категории.
Актуальность темы. Сегодня в России отмечается устойчивая тенденция падения уровня психологического здоровья семьи и соответственно её воспитательных возможностей. Новые задачи, которые возникают в практике социальной работы, неизбежно требуют совершенствования методов и форм их реализации на научной основе. Именно в семье человек получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок. Отношения в семье влияют не только на карьерный рост, но и на весь жизненный путь человека.
В последние годы понятие «семья, находящаяся в социально опасном положении» обрело в России острую популярность, неблагополучие превратилось в атрибутивную характеристику института семьи в целом. Это отражается на состоянии всего общества, неблагополучие в семьях генерирует неблагополучие в социальном масштабе и на уровне всего государства.
Мы считаем, что обращение к исследованию семьи, находящейся в социально опасном положении как социального феномена, определяется потребностью его осмысления и отражения в обществе негативных процессов, которые связаны с кризисом семьи. Семейное неблагополучие является зеркалом неблагополучия социального. Исследуя его в социологическом ключе, можно получить адекватную картину состояния современного общества в целом.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема неблагополучных семей по характеру является междисциплинарной, и поэтому охватывает интересы разных научных дисциплин: психологии, педагогики, социальной работы, социологии, правоведения, философии и демографии.
В первую очередь необходимо отметить вклад выдающегося социолога П. Сорокина в разработку методологической парадигмы изучения института семьи как важнейшей социальной группы, которая лежит в основании всех структур современного общества. В его трудах глубоко проанализированы функции семьи как социального института, необходимость и незаменимость семейных механизмов наследования детьми социального статуса родителей, воспитания и образования молодого поколения. Согласно его идеям, семья является качественно особой, неделимой, элементарной и невосстановимой социальной группой [54].
Исследования неблагополучных семей, технологий социальной работы с ними связаны, прежде всего, с изучением факторов дестабилизации семейных отношений. В частности, развод как основную причину неблагополучия семей рассматривали такие ученые, как К. Аронс, С. Сидельникова и др. В этих исследованиях основной акцент делается на изучение причин распада семей, в том числе с привлечением статистических данных, сравнительном анализе российских и западных семей. Проблемы, связанные с неблагополучной семьей как с агентом деформирования социализации, что является одной из причин девиаций в поведении молодого поколения, анализируют в своих работах такие ученые, как Г.А. Аванесов, И.Ф. Дементьева, А.И. Долгова. Тема жестокости в семье как фактора неблагополучия семьи нашла отражение в работах таких ученых, как Т. Забелина, Э. Мартынова, Г. Демьянов и др.
Большое значение для исследования проблем семей, находящихся в социально опасном положении и разработки эффективных технологий социальной работы с ними имеет проведение различных научно - практических конференций на специализированную тематику.
Несмотря на это, проблематика семейного неблагополучия в современной России пока не получила должного отражения в отечественной научной литературе. Более того, можно смело констатировать нехватку комплексных работ, специально посвященных неблагополучным семьям и технологиям социальной работы с ними. В данной работе мы решили восполнить этот пробел, и дать некоторые рекомендации для усовершенствования технологий социальной работы с неблагополучными семьями. В ходе работы мы покажем, как именно специалисты по социальной работе помогают осознать и преодолеть возникшие в семьях проблемы, постараемся раскрыть значимость межведомственного взаимодействия в работе семьями, находящимися в социально опасном положении.
Объект исследования: деятельность учреждений социального обслуживания по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Предмет исследования: содержание и технологии социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в учреждениях социального обслуживания населения.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить содержание, формы, методы и технологии социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в условиях учреждений социального обслуживания, выявить условия повышения эффективности деятельность данных учреждений.
Исходя из цели выпускной квалификационной работы, были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятия «семья, находящаяся в социально опасном положении», изучить особенности таких семей.
2. Выявить основные причины такого явления, как социально опасное положение.
3. Проанализировать нормативно-правовое обеспечение
социальной работы с семьями указанной категории.
4. Изучить содержание социальной работы с такими семьями в учреждениях социального обслуживания на территории Российской Федерации.
5. Проанализировать опыт социальной работы с данной категорией семей в Республике Татарстан, конкретно в условиях отделения социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания «Доверие» Елабужского муниципального района РТ.
6. Сформулировать условия, соблюдение которых приведет к повышению эффективности работы с указанной категорией семей в учреждениях социального обслуживания.
Гипотеза исследования. Решение проблем семей, находящихся в социально опасном положении, возможно, при глубоком изучении методических основ содержания социальной работы с семьями данной категории и при применении соответствующих технологий.
Методы исследования: изучение научной литературы, обзор статистических данных, изучение интернет - источников, анализ деятельности отделения социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания «Доверие» Елабужского муниципального района РТ.
Экспериментальной базой проведенного исследования является отделение социальной помощи семье и детям ГАУСО КЦСОН «Доверие» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что обобщена информация о семьях, находящихся в социально опасном положении, рассмотрены основные причины их неблагополучия, обработаны статистические данные, выявлены основные направления, формы и технологии социальной работы с ними.
Практическая значимость: проведенная нами работа позволила несколько систематизировать, обобщить уже существующие данные по данной тематике, конкретизировать технологии социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, применяемые в учреждениях социального обслуживания. Данная работа может быть полезна для специалистов по социальной работе, работающих с данной категорией семей, явиться методическим пособием.
Апробация исследования была проведена на занятиях по предмету «Технологии социальной работы», научно-образовательной конференции студентов КФУ, проведенной в апреле 2016 года, Х Всероссийской (с международным участием) научно-практической студенческой конференции «Человек. Общество. Культура. Социализация», проведенной в 2014 году в г. Уфа.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 54 источника, приложений. Работа изложена на 67 страницах машинописного текста.
По определению А.Г. Харчева, «Семья - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности» [46, с. 7]. Во все времена семья постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается свыше 40 млн. семей.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - это семья, в которой есть дети, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Следует отметить, что в современном обществе сложилась парадоксальная ситуация, когда семья, стремится к достижению благополучия для каждого своего члена, в ущерб целостности семьи. Снижение внимания общества к проблемам воспитания молодого поколения привело к неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это является следствием неблагополучия в семье [53].
Именно поэтому в работу с семьей следует включаться на самых ранних стадиях развития кризиса. Комплексная система государственной социальной поддержки семьи включает в себя диагностические, профилактические и социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в социально опасном положении, осуществление профилактики девиантного поведения и организации индивидуальной работы с семьями данной категории.
Актуальность темы. Сегодня в России отмечается устойчивая тенденция падения уровня психологического здоровья семьи и соответственно её воспитательных возможностей. Новые задачи, которые возникают в практике социальной работы, неизбежно требуют совершенствования методов и форм их реализации на научной основе. Именно в семье человек получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок. Отношения в семье влияют не только на карьерный рост, но и на весь жизненный путь человека.
В последние годы понятие «семья, находящаяся в социально опасном положении» обрело в России острую популярность, неблагополучие превратилось в атрибутивную характеристику института семьи в целом. Это отражается на состоянии всего общества, неблагополучие в семьях генерирует неблагополучие в социальном масштабе и на уровне всего государства.
Мы считаем, что обращение к исследованию семьи, находящейся в социально опасном положении как социального феномена, определяется потребностью его осмысления и отражения в обществе негативных процессов, которые связаны с кризисом семьи. Семейное неблагополучие является зеркалом неблагополучия социального. Исследуя его в социологическом ключе, можно получить адекватную картину состояния современного общества в целом.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема неблагополучных семей по характеру является междисциплинарной, и поэтому охватывает интересы разных научных дисциплин: психологии, педагогики, социальной работы, социологии, правоведения, философии и демографии.
В первую очередь необходимо отметить вклад выдающегося социолога П. Сорокина в разработку методологической парадигмы изучения института семьи как важнейшей социальной группы, которая лежит в основании всех структур современного общества. В его трудах глубоко проанализированы функции семьи как социального института, необходимость и незаменимость семейных механизмов наследования детьми социального статуса родителей, воспитания и образования молодого поколения. Согласно его идеям, семья является качественно особой, неделимой, элементарной и невосстановимой социальной группой [54].
Исследования неблагополучных семей, технологий социальной работы с ними связаны, прежде всего, с изучением факторов дестабилизации семейных отношений. В частности, развод как основную причину неблагополучия семей рассматривали такие ученые, как К. Аронс, С. Сидельникова и др. В этих исследованиях основной акцент делается на изучение причин распада семей, в том числе с привлечением статистических данных, сравнительном анализе российских и западных семей. Проблемы, связанные с неблагополучной семьей как с агентом деформирования социализации, что является одной из причин девиаций в поведении молодого поколения, анализируют в своих работах такие ученые, как Г.А. Аванесов, И.Ф. Дементьева, А.И. Долгова. Тема жестокости в семье как фактора неблагополучия семьи нашла отражение в работах таких ученых, как Т. Забелина, Э. Мартынова, Г. Демьянов и др.
Большое значение для исследования проблем семей, находящихся в социально опасном положении и разработки эффективных технологий социальной работы с ними имеет проведение различных научно - практических конференций на специализированную тематику.
Несмотря на это, проблематика семейного неблагополучия в современной России пока не получила должного отражения в отечественной научной литературе. Более того, можно смело констатировать нехватку комплексных работ, специально посвященных неблагополучным семьям и технологиям социальной работы с ними. В данной работе мы решили восполнить этот пробел, и дать некоторые рекомендации для усовершенствования технологий социальной работы с неблагополучными семьями. В ходе работы мы покажем, как именно специалисты по социальной работе помогают осознать и преодолеть возникшие в семьях проблемы, постараемся раскрыть значимость межведомственного взаимодействия в работе семьями, находящимися в социально опасном положении.
Объект исследования: деятельность учреждений социального обслуживания по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Предмет исследования: содержание и технологии социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в учреждениях социального обслуживания населения.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить содержание, формы, методы и технологии социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в условиях учреждений социального обслуживания, выявить условия повышения эффективности деятельность данных учреждений.
Исходя из цели выпускной квалификационной работы, были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятия «семья, находящаяся в социально опасном положении», изучить особенности таких семей.
2. Выявить основные причины такого явления, как социально опасное положение.
3. Проанализировать нормативно-правовое обеспечение
социальной работы с семьями указанной категории.
4. Изучить содержание социальной работы с такими семьями в учреждениях социального обслуживания на территории Российской Федерации.
5. Проанализировать опыт социальной работы с данной категорией семей в Республике Татарстан, конкретно в условиях отделения социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания «Доверие» Елабужского муниципального района РТ.
6. Сформулировать условия, соблюдение которых приведет к повышению эффективности работы с указанной категорией семей в учреждениях социального обслуживания.
Гипотеза исследования. Решение проблем семей, находящихся в социально опасном положении, возможно, при глубоком изучении методических основ содержания социальной работы с семьями данной категории и при применении соответствующих технологий.
Методы исследования: изучение научной литературы, обзор статистических данных, изучение интернет - источников, анализ деятельности отделения социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания «Доверие» Елабужского муниципального района РТ.
Экспериментальной базой проведенного исследования является отделение социальной помощи семье и детям ГАУСО КЦСОН «Доверие» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что обобщена информация о семьях, находящихся в социально опасном положении, рассмотрены основные причины их неблагополучия, обработаны статистические данные, выявлены основные направления, формы и технологии социальной работы с ними.
Практическая значимость: проведенная нами работа позволила несколько систематизировать, обобщить уже существующие данные по данной тематике, конкретизировать технологии социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, применяемые в учреждениях социального обслуживания. Данная работа может быть полезна для специалистов по социальной работе, работающих с данной категорией семей, явиться методическим пособием.
Апробация исследования была проведена на занятиях по предмету «Технологии социальной работы», научно-образовательной конференции студентов КФУ, проведенной в апреле 2016 года, Х Всероссийской (с международным участием) научно-практической студенческой конференции «Человек. Общество. Культура. Социализация», проведенной в 2014 году в г. Уфа.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 54 источника, приложений. Работа изложена на 67 страницах машинописного текста.
На сегодняшний день в науке среди множества проблем, которые находятся на стыке философских, демографических, психологических и педагогических исследований, проблемы неблагополучных семей являются одними из наиболее актуальных. В связи с этим, проблемы наиболее уязвимых категорий семей, а именно семей, находящихся в социально опасном положении, обращают на себя внимание специалистов всех областей научного знания.
На основе теоретического изучения научной литературы нами было определено, что семья, находящаяся в социально опасном положении - это семья, которая представляет угрозу для жизни и здоровья детей вследствие невыполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, а также нарушенной структуры семейных взаимоотношений. Данное положение семьи ставит под угрозу сам факт ее существования, и выдвигает на первый план проблему отчуждения детей от родителей, что впоследствии находит свое выражение в феномене «социальное сиротство».
Наиболее острые социальные проблемы семей выражаются в настоящее время в резком социально-экономическом расслоении общества, в постоянном дефиците государственного бюджета, в миграции, ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, которая проявляется в естественной убыли населения, росте количества неполных семей, иждивенчестве, насилии в семье и во многом другом.
Развитие системы социального обслуживания семей является необходимым звеном в целостной системе мер, которые направлены на улучшение положения семьи и детей в России. В последние годы семьи получают более широкие возможности пользоваться услугами развивающейся системы социальных служб, которые направлены на учет особенностей семьи как естественной среды жизнедеятельности личности и жизнеобеспечения детей. К сожалению, система социальных служб, оказывающих помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, достаточно развита не во всех регионах России. Информация, представленная в нашей работе, подтверждает, что на фоне расстройства экономики и финансовой системы в Российской Федерации, семья является наиболее уязвимой и нуждающейся в мерах социальной защиты категорией населения.
Одна из форм наиболее реальной и полноценной помощи семьям, находящимся в социально опасном положении - открытие Центров социального обслуживания населения. Несмотря на то, что при их открытии возникает множество проблем (формирование штата, подбор кадров, нехватка помещений, финансовых ресурсов, автотранспорта и т.д.), такие центры реально помогают решению проблем, связанных с организацией социального обслуживания населения на территориальном уровне. Территориальные центры социального обслуживания служат надежным аппаратом выявления наиболее нуждающихся в социальной защите категорий населения и проводником передовых методов и приемов в работе служб социальной защиты семьи и детей.
В ходе исследовательской работы на тему социального обслуживания семей, находящихся в социально опасном положении, нами была проанализирована литература, посвященная данной проблематике, изучены нормативно-правовые акты, применяемые в работе с семьями указанной категории, проведен опытно-экспериментальный анализ эффективности работы отделения социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания «Доверие» Елабужского муниципального района.
По нашему мнению, основной итог данной работы сводится к тому, что, в социальном обслуживании семей, находящихся в социально опасном положении, важную роль играет государственная семейная политика, так как исторические процессы трансформации семьи, которые сами по себе протекают болезненно и противоречиво, переплетаются с острейшими проблемами, вызванными социально-экономическим кризисом. Необходимость сильной государственной семейной политики обусловлена, прежде всего, общественными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его проблем. На сегодняшний день обществу необходима активно действующая семья, способная выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только ее выживание, но и дальнейшее развитие.
Таким образом, мы считаем, что цель исследования была достигнута, поставленные задачи были выполнены.
На основе теоретического изучения научной литературы нами было определено, что семья, находящаяся в социально опасном положении - это семья, которая представляет угрозу для жизни и здоровья детей вследствие невыполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, а также нарушенной структуры семейных взаимоотношений. Данное положение семьи ставит под угрозу сам факт ее существования, и выдвигает на первый план проблему отчуждения детей от родителей, что впоследствии находит свое выражение в феномене «социальное сиротство».
Наиболее острые социальные проблемы семей выражаются в настоящее время в резком социально-экономическом расслоении общества, в постоянном дефиците государственного бюджета, в миграции, ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, которая проявляется в естественной убыли населения, росте количества неполных семей, иждивенчестве, насилии в семье и во многом другом.
Развитие системы социального обслуживания семей является необходимым звеном в целостной системе мер, которые направлены на улучшение положения семьи и детей в России. В последние годы семьи получают более широкие возможности пользоваться услугами развивающейся системы социальных служб, которые направлены на учет особенностей семьи как естественной среды жизнедеятельности личности и жизнеобеспечения детей. К сожалению, система социальных служб, оказывающих помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, достаточно развита не во всех регионах России. Информация, представленная в нашей работе, подтверждает, что на фоне расстройства экономики и финансовой системы в Российской Федерации, семья является наиболее уязвимой и нуждающейся в мерах социальной защиты категорией населения.
Одна из форм наиболее реальной и полноценной помощи семьям, находящимся в социально опасном положении - открытие Центров социального обслуживания населения. Несмотря на то, что при их открытии возникает множество проблем (формирование штата, подбор кадров, нехватка помещений, финансовых ресурсов, автотранспорта и т.д.), такие центры реально помогают решению проблем, связанных с организацией социального обслуживания населения на территориальном уровне. Территориальные центры социального обслуживания служат надежным аппаратом выявления наиболее нуждающихся в социальной защите категорий населения и проводником передовых методов и приемов в работе служб социальной защиты семьи и детей.
В ходе исследовательской работы на тему социального обслуживания семей, находящихся в социально опасном положении, нами была проанализирована литература, посвященная данной проблематике, изучены нормативно-правовые акты, применяемые в работе с семьями указанной категории, проведен опытно-экспериментальный анализ эффективности работы отделения социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания «Доверие» Елабужского муниципального района.
По нашему мнению, основной итог данной работы сводится к тому, что, в социальном обслуживании семей, находящихся в социально опасном положении, важную роль играет государственная семейная политика, так как исторические процессы трансформации семьи, которые сами по себе протекают болезненно и противоречиво, переплетаются с острейшими проблемами, вызванными социально-экономическим кризисом. Необходимость сильной государственной семейной политики обусловлена, прежде всего, общественными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его проблем. На сегодняшний день обществу необходима активно действующая семья, способная выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только ее выживание, но и дальнейшее развитие.
Таким образом, мы считаем, что цель исследования была достигнута, поставленные задачи были выполнены.
Подобные работы
- Организация межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (на примере Индустриального района города Барнаула)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - Оптимизация детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, средствами семейного клуба
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМЫ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ, ПУТИ ИХ ИСКОРЕНЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Семейная конференция как инновационная технология социальной работы с семьями в ситуации развода
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Социальная адаптация семей, находящихся в социально-опасном положении (по результатам опроса специалистов, работающих по программе «Точка опоры» КГБУСО «Краевой кризисный центр для мужчин»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Социальная работа семьями, находящимися в социально опасном положении в Каменском районе Алтайского края: организационные аспекты
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Социально-педагогическое сопровождение семьи, находящейся в социально-опасном положении, в учреждении социального обслуживания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Организация совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении, в рамках проекта «Вместе с детьми»
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020



