Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Защита прав человека в рамках субрегиональных экономических организаций в Африке

Работа №83229

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
216
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Список сокращений 4
Введение 5
Глава 1. Субрегиональные экономические организации в рамках африканской системы защиты прав человека 9
1. Субрегиональные организации: история создания, учредительные документы 9
1.2 Предпосылки и цели защиты прав человека в рамках субрегиональных
экономических организаций 19
1.3 Защита специфических групп прав человека в рамках субрегиональных
организаций 27
Глава 2. Защита прав человека в рамках субрегиональных экономических организаций на африканском континенте 33
2.1. Африканская хартия прав человека и народов как общий стандарт для
деятельности субрегиональных экономических организаций 33
2.2 Квазисудебная практика субрегиональных экономических организаций в сфере защиты прав человека 39
2.3 Юридическая сила и исполнение решений «судов» субрегиональных
экономических организаций 54
Заключение 57
Список использованной литературы

Актуальность темы магистерской диссертации.
Проблемы защиты прав человека в Африке давно стали предметом изучения как зарубежных, так и отечественных юристов. Но ученые в своем большинстве, проводят анализ региональных международных африканских механизмов защиты и поощрения прав человека, функционирующие в рамках в рамках Африканского союза. Однако в настоящее время представляется возможным констатировать наличие различных африканских субрегиональных механизмов защиты прав человека, к которым относятся суды и трибуналы, функционирующие в рамках африканских интеграционных объединений.
На континентальном уровне главными органами по защите прав человека остаются Африканская комиссия по правам человека и народов (АКПЧН) и Африканский суд по правам человека и народов (АСПЧН).
Однако по ряду причин эти органы по защите прав человека до сих пор не привели к ожидаемым результатам, в частности африканский суд по правам человека после его создания фактически не рассмотрел ни одно дело, затрагивающее по существу острые вопросы прав человека в Африке. В подобной напряженной ситуации субрегионализация оказывается одним из важных путей решения.
Под субрегионализацией понимается интеграционное объединение государств по географическому признаку с целью решения общих задач экономического, социального, культурного, политического, гуманитарного и иного характера.
В настоящее время в Африке существуют десятки субрегиональных организаций, преследующих указанные цели. Самые крупные из них на данные момент включают следующие: Объединение стран арабского Магриба (ОАМ), Межгосударственное управление для развития (IGAD), Экономическое сообщество стран западной Африки (ЭКОВАС), Южное африканское сообщество развития (САДК), Сообщество государств Сахеля-Сахары (SEN- SAD), Сообщество стран восточных Африканских государств (EAC), Единый рынок стран Восточной и Южной Африки (COMESA), Экономическое и валютное сообщество стран центральной Африки (CEMAC) и др.
Основное направление деятельности субрегиональных организаций в Африке имеет экономический характер. Это объясняется последствиями экономического кризиса, в котором находилось и, к сожалению, до сих пор находится большинство этих стран после приобретения независимости. Однако борьба за экономическую независимость не привела к ожидаемым результатам в связи с продолжением ухудшения гуманитарной ситуации на континенте и связанными с ней массовыми и грубыми нарушениями прав человека.
В последние годы многие из этих субрегиональных организаций поняли идею о том, что без защиты прав и свобод человека невозможны национальная стабильность и соответственно экономическое развитие, потому что именно в зависимости от степени защиты прав и свобод человека могут затихать многочисленные войны, в которые вовлечено большинство государств Африки.
Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие в рамках реализации защиты прав человека субрегиональными экономическими организациями на африканском континенте.
Предметом исследования являются субрегиональные экономические организации, их учредительные документы, принципы функционирования, механизмы защиты прав человека, а также нормативно-правовая база, которой руководствуются организации при реализации защиты прав человека.
Цель настоящего исследования состоит во всестороннем комплексном международно-правовом анализе процесса становления и современного состояния системы защиты прав человека на субрегиональном уровне в Африке.
В соответствии с указанной целью исследования в диссертации решаются следующие задачи:
- выявить причины образования интеграционных объединений, возложивших на себя полномочия по защите прав человека и народов на Африканском континенте;
- раскрыть нормативную основу функционирования субрегиональных организаций по защите прав человека и народов на африканском континенте;
- исследовать основные механизмы осуществления полномочий субрегиональных экономических организаций Африканской системы защиты прав человека;
- провести анализ судебной практики субрегиональных экономических организаций Африканской системы защиты прав человека и народов;
- выявить проблемы в организации и функционировании региональных механизмов защиты прав человека и народов и определить пути их преодоления с целью укрепления Африканской системы защиты прав человека и народов.
Методологическая и теоретическая основы исследования. В диссертации применен общенаучный методологический подход, позволяющий определить рамки исследования, уточнить основные понятия и категории, выделить ключевые концептуальные аспекты темы исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы познания, такие как диалектика, анализ и синтез, метод обобщения, системно- структурный метод. Широко использовались специальные научные методы: юридико-технический, исторический, метод прогнозирования.
Структура работы включает в себя: введение; первую главу, в которой комплексно раскрываются основные субрегиональные организации африканского континента, а также цели их деятельности, опосредованные аспектами защиты прав человека; вторую главу, в которой раскрывается место прав человека и народов в региональных экономических сообществах, а также анализируется «судебная» практика субрегиональных объединений. Также работа включает в себя заключение и библиографический список.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первые годы после принятия Африканской Хартии, потребность в инкорпорации и имплементации Хартии в национальные правовые системы вышла на первое место, так как стало очевидно, что Африканская Комиссия, у которой был исключительный мандат продвигать, защищать, а также контролировать защиту гарантируемых Хартией прав, не была способна охватить весь африканский континент. Африканская Комиссия, конечно, не имела ни человеческих, ни материальных ресурсов, чтобы выполнить такую серьезную задачу. Даже появление Африканского Комитета экспертов по Правам Ребенка и начало работы Африканского Суда по правам Человека и Народов не оправдали для африканской системы прав человека, возлагаемых гражданским обществом ожиданий, что гарантируемые Хартией права должны занять главенствующее место, чтобы защитить самые уязвимые слои населения, используя судебные и квазисудебные процедуры, которые существовали в то время.
Ситуация, конечно, стала изменяться, так как африканские субрегиональные экономические организации поняли, что продвижение и защита прав человека станут способами достижения целей региональной экономической интеграции. Гармонизация законодательства является одним шагом к более глубокой региональной интеграции. Таким образом, одна из целей должна состоять в том, чтобы развивать унифицированный стандарт прав человека, применимый во всех государствах-членах одной субрегиональной экономической организации.
На наш взгляд, Африканская хартия приближается к статусу единого стандарта прав человека на африканском континенте. Большинство субрегиональных соглашений ссылаются на «признание, продвижение и защиту прав человека и народов" в соответствии с Африканской Хартией как «фундаментальный принцип», ведущий к достижению их целей. Благодаря работе трибуналов субрегиональных экономических организаций, Африканская Хартия достигла определенных успехов в признании и защите прав человека, какие не были достигнуты десятилетиями. Еще более значительным является тот факт, что распространение сферы влияния Африканской Хартии, продвигаемое в рамках защиты прав человека в субрегиональных экономических организациях осуществляются способами, которые объединяют превентивные неюридические и судебный подходы. Конечно, не все существующие субрегиональные соглашения используют Африканскую Хартию в своих правовых системах, однако, Хартия может служить источником принципов для субрегионального законодательства.
Исследуя механизм функционирования судов и трибуналов субрегиональных экономических организаций, стоит отметить, что если бы учредительные соглашения и протоколы к ним, учреждающие судебные учреждения, исключили индивидуальный доступ лиц, потенциал защиты прав человека в рамках субрегиональных экономических сообществ, по всей вероятности, остался бы неизведанным. К счастью, этого не случилось. Возможность индивидуального доступа лиц в судебные учреждения предусмотрен в EAC, ECOWAS, SADC, и COMESA, открывая доступ заявителям для разрешения вопросов, связанных с правами человека. Данное условие позволило сформировать обширную квазисудебную практику. Следует отметить, что исполнение вынесенных решений субрегиональных экономических организаций зависит от политических настроений в том или ином государстве - участнике, поскольку в одном случае государство безоговорочно поддерживает вынесенное решение, в другом полностью отрицает, установленное нарушение прав человека. Подобные тенденции не позволяют еще утверждать, что судебные органы субрегиональных экономических организаций имеют неумолимый авторитет на африканском континенте.
Также, в связи с отсутствием на африканском континенте судебного единообразия и интеграции, возникают проблемы различного толкования одного и того же нормативного источника, в нашем случае, Африканской хартии, различными судебными органами. Многочисленные субрегиональные суды могут и будут сосуществовать друг с другом и с Африканским Судом по правам Человека Народов. Если бы все эти судебные органы выносили решения на основе Африканской Хартии, можно было бы говорить об интегрирующей юриспруденции, но тогда она не нуждалась бы в развитии. С одной стороны, пересекающиеся юрисдикции могут привести к взаимному развитию и позволят усилить юридическую силу решений обоих учреждений, обратная сторона тоже имеет право на существование, приведя к различному толкованию и пониманию положений Африканской хартии. Вероятность такого результата можно избежать, если субрегиональные суды будут следовать толкованию, которое дает Африканский Суд по правам человека и народов, при условии существования необходимого толкования, или используя систему обращений к Африканскому Суду за разъяснениями.
На данном этапе, мы можем считать, что защита прав человека на африканском континенте играет действительно жизненно важную роль в рамках субрегиональных экономических организаций. Однако, на сегодняшний день, только суд COMESA функционирует как орган, который предоставляет реальную защиту прав человека в соответствии с Африканской Хартией и Соглашением COMESA.



1. The ECOWAS Declaration on the Fight against Trafficking in Person, (21
декабря 2001 года, Дакар, Сенегала) [Электронный ресурс]: URL:
http://www.achpr.org/files/instruments/ecowas-declaration-against-trafficking-persons/ecowas declaration against trafficking persons.pdf (последнее
обращение 16.05.2016.);
2. Protocol A/P.I/7/91 on The community Court of Justice of the Treaty of the
Economic Community of West African States1991/7/06 [Электронный ресурс]:ЦРЕ: http://eacj.org/7page id=748(последнее обращение
10.05.2016г.);
3. Protocol on the Community Court of Justice, amended by the Supplementary Protocol Amending the Protocol relating to the Community Court of Justice, ECOWAS Doc A/SP.1/01/05, 19 January 2005 [Электронный ресурс]:ОВЬ: http: //www.courtecowas .org/site2012/pdf files/supplementary protocol .pdf(последнее обращение 16.05.2016г.);
4. Protocol on Tribunal in Southern African Development Community and Rules of Procedure of the Southern African Development Community Tribunal [Электронный ресурс] // Официальный сайт Сообщества развития Юга Африки :URL: http://www.sadc.int/files/1413/5292/8369/Protocol_on_the_Tribunal_and_Rul es_thereof2000.pdf _ (последнее обращение 01.05.2016г.);
5. SADC Protocol on Gender and Development (17 August 2008)[Электронный ресурс]: URL: http://www.sadc.int/files/8713/5292/8364/Protocol on
Gender and Development 2008.pdf(последнее обращение 10.05.2016г.);
6. Supplementary Protocol A/SP. 1/7/86 on the Second Phase (Right of Residence) on the Protocol on Free Movement of Persons, the Right of Residence and Establishment, (29 May 1979, Dakar, Senegal): [Электронный
ресурс]: http://ecowas.us/files/Suplemantry protocol Asp 1 7 86.pdf
(последнее обращение 25.05.2016г.);
7. Африканская хартия прав человека и народов [Banjul Charter] (Найроби, Кения, 27 июня 1981 года), 21 I.L.M. 59 (1981), вступила в силу 21 октября 1986;
8. Соглашение Сообщества развития Юга Африки [ The Treaty of the Southern African Development Community] (Габорон, Ботсвана, 17 августа 1992 год), вступилов силу 30 сентября 1993 года;
9. Соглашение учреждающее Союз Арабского Магриба [Treaty instituting the Arab Maghreb Union (with declaration)]. (Маракеш, Марокко, 17 февраля 1989 года), вступило в силу 1 июля 1989 года;
10. Соглашение Восточноафриканского Сообщества [ Treaty for the Establishment of the East African Community] (Аруша, Танзания, 30 ноября 1999 года), вступило в силу 7 июля 2000 года;
11. Соглашение общего рынка Восточной и Южной Африки [Treaty establishing the Common Market for Eastern and Southern Africa] (Кампала, Уганда, 5 ноября 1993 года), вступило в силу 8 декабря 1994 года;
12. Соглашение Экономического сообщества Западноафриканских государств [Economic Community of West African States ] (Лагос, Нигерия,28 мая 1975 года), вступило в силу 23 августа 1995 года;
13. Соглашение Экономического сообщества государств Центральной Африки [Treaty Establishing the Economic Community of Central African States] (Либервиль, Габон, 18 актября 1983 года) вступило в силу 18 декабря 1984 года;
14. Соглашение Центральноафриканского экономического и валютного сообщества [Treaty Establishing the Economic and Monetary Community of Central Africa] (Нджамена, Чад, 16 марта 1994 года) вступило в силу 25 июня 1999 года;
15. Соглашение Межправительственного Совета по развитию [Agreement establishing the Inter-Governmental Authority on Development] (Найроби, Кения, 21 марта 1996 года), вступил в силу 21 марта 1996 года;
II. Иные акты:
1. ACHPR/Res.134 (XXXXIIII ) 08: Resolution on the Human Rights Situation
in the Republic of the Gambia//
http://www.africalegalaid.com/news/commission-issues-resolution-on-human-ri ghts-in-the-gambia(последнее обращение 01.05.2016г.);
2. Final Communique of the 14th Session of the Authority of Heads of State and
Government, Abuja, July 1991 [Электронный ресурс]: URL:
http://documentation.ecowas.int/download/en/reports/communiques/ordinary session of the authority of heads of state and government/comfinal.pdf(последнее обращение 02.05.2016г.);
3. Decision on the Moratotium on theRecognition of Regional Economic Communities,AU Doc Assembley/AU/Dec.112(VII)( (31 July 2011) [Электронный ресурс]:http://www.eac.int(последнее обращение 15.05.2016г.);
III. Материалы судебной практики:
1. Karaou v Niger, Judgment ECW/CCJ/JJD/06/08, ECOWAS Court (27 October 2008) [Электронный ресурс]// Официальный сайт Трибунала Экономического сообщества западноафриканских государств: URL : http://www.courtecowas.org(последнее обращение 05.06.2016г.);
2. Manneh v The Gambia, Judgment ECW/CCJ/JJD/03/08, ECOWAS Court; (5 June 2008) [Электронный ресурс]// Официальный сайт Трибунала Экономического сообщества западноафриканских государств: URL : http://www.courtecowas.org(последнее обращение 05.06.2016г.);
3. Olajide Afolabi v Nigeria, Suit no ECW/CCJ/APP/01/03 ECOWAS Court (27 April 2004) [Электронный ресурс]// Официальный сайт Трибунала Экономического сообщества западноафриканских государств: URL : http://www.courtecowas.org(последнее обращение 05.06.2016г.);
4. Parliament of the Community of West African States represented by Chief F O
Offia v Council of Ministers of ECOWAS and another, Suit No ECW/CCJ/APP/03/05, judgment of 4 October 2005[Электронный ресурс]// Официальный сайт Трибунала Экономического сообщества западноафриканских государств: URL : http://www.courtecowas.org
(последнее обращение 05.06.2016г.);
5. Ugokwe v Nigeria and others, Case ECW/CCJ/APP/02/05, ECOWAS Court, (7 October 2005) [Электронный ресурс]// Официальный сайт Трибунала Экономического сообщества западноафриканских государств: URL : http://www.courtecowas.org(последнее обращение 05.06.2016г.);
6. Anyang' Nyong'o and others v Attorney General of Kenya and Others
(2006)[Электронный ресурс]// Официальный сайт Суда
Восточноафриканского сообщества: URL:http://eacj.org/(последнее обращение 05.06.2016г.);
7. Kenya and another v Coastal Aquaculture, reference 3/2001, judgment of 26 April 2002 [Электронный ресурс]// Официальный сайт Суда общего рынка Восточной и Южной Африки: URL:http://comesacourt.org/(послденее обращение 05.06.2016г.);
8. Building Design Enterprise v COMESA, reference 1/2002, order of 18 October 2002; [Электронный ресурс]// Официальный сайт Суда общего рынка Восточной и Южной Африки: URL:http://comesacourt.org/(послденее обращение 05.06.2016г.);
9. Bilika Harry Simamba v COMESA, reference 3/2002, order of 25 October 2002 [Электронный ресурс]// Официальный сайт Суда общего рынка Восточной и Южной Африки: URL:http://comesacourt.org/(послденее обращение 05.06.2016г.);
10. Tembani v Zimbabwe Case No 7/2008 SADC (T), 5 June 2009 [Электронный
ресурс]: URL:
http: //www.worldcourts.com/sadct/eng/decisions/2009.06.04 T embani v Zimbabwe.htm(последнее обращение 05.05.2016г.);
11. Gongo and others v Zimbabwe, Case No 5/2008, SADC 9 December 2010
[Электронный ресурс]: URL:
http: //www.worldcourts.com/sadct/eng/decisions/2010.12.09 Gondo v Zimbabwe.htm(последнее обращение 05.05.2016г.);
12. Campbell v. Zimbabwe, Ruling, Case No. SADCT: 03/2009 (SADC, June 5,
2009) [Электронный ресурс]: URL :
http: //www.worldcourts.com/sadct/eng/decisions/2009.06.05 Campbell v Zimbabwe.htm(последнее обращение 05.05.2016г.)
13. Commercial Farmers Union v Minister of Lands, Agriculture and Rural Resettlement and Others, 2001 (2) SA 925 (ZS) [Электронный ресурс]: URL
http: //www.worldcourts.com/sadct/eng/decisions/2009.06.05 Campbell v Zimbabwe.htm(последнее обращение 05.05.2016г.)
14. Uganda v Edward Katabazi - Criminal Session Case No. 64 of 1997 (Criminal
Session Case No. 64 of 1997) [1998] UGHC 1 (16 October 1998) [
Электронный ресурс]:URL: http://www.ulii.org/ug/judgment/high-
court/1998/1/ (последнее обращение 01.05.2016г.)
IV. Специальная литература:
1. A Scott, 'Theories of Regional Economic Integration and the Global Economy' in J Gower (ed), The European Union Handbook (London: Eitzroy Dearborn, 2002) 103,105;
2. Viljoen F. International Human Rights Law in Africa. Oxford: Oxford University Press. 2012, p.470,475-487;
3. Takura Chamuka. The SADC Gender Protocol: Are the 2015 Objectives
Achievable[Электронный ресурс]: URL: http://
www.ngopulse.org/article/sadc-gender-protocol-are- 2015-objectives-
achievable (последнее обращение 05.03.2016г.);
4. Абашидзе А.Х. Защита прав человека в Трибунале южноафриканского сообщества для развития (САДК/SADC) / А.Х. Абашидзе, Я.Н. Аду // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: юридические науки. - М: РУДН, 2014, №1. - С. 261-265
5. Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Африканская система защиты прав человека// Региональные системы защиты прав человека: учеб пособие/ Отв.ред. А.Х. Абашидзе. - М.: РУДН, 2012.;
6. Мезяев А.Б. Африканская и азиатская системы обеспечения безопасности и защиты прав человека// Универсальные т региональные системы защиты прав человека и интересов государства/Под ред. Проф. Г.И. Курдюкова - Казань: Издательство, 2002.;
7. Никэз Яо Аду «Защита прав человека в рамках африканских
субрегиональных организаций» Актуальные вопросы международного права в Африке: материалы круглого стола X ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные
проблемы современного международного права», посвященной памяти профессора И. П. Блищенко. Москва, 12 октября 2012 г. / отв. ред. А. Х. Абашидзе, Е. В. Киселева, А. М. Солнцев. - М. : РУДН, 2012. - 310 с.
8. Солнцев А.М., Базадзе Б.М. Субрегиональные механизмы защиты прав человека в Африке// Африка в поисках источников мира и развития: Ежегодник-2013: Сб. статей/ Под ред. Н.С. Кирабаева, Л.В. Пономаренко, В.И. Юртаева, Е.А. Долгинова. - М: РУДН, 2013.
9. Эль Нофели Абдаллах Мохамед Отман "Восточноафриканское
сообщество" Актуальные вопросы международного права в Африке: материалы круглого стола X ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного международного права», посвященной памяти профессора И. П. Блищенко. Москва, 12 октября 2012 г. / отв. ред. А. Х. Абашидзе, Е. В. Киселева, А. М. Солнцев. - М. : РУДН, 2012. - 250 с.
V. Электронные ресурсы:
1. Восточноафриканская Интегрированная Сеть Наблюдения Болезней [The East African Integrated Disease Surveillance Network (EAIDSNet)], 
[Электронный ресурс]:
http: //www.cordsnetwork. org/networks/eaidsnet/
28.04.2016г.);
2. Глобальный доклад ЮНЭЙДС [Global report: UNAIDS report on the global
AIDS epidemic 2010] UNAIDS/10.11E / JC1958E, 2010 год [Электронный ресурс]: URL
: http: //www.unaids. org/globalreport/documents/20101123_GlobalReport_full_ ru.pdf (последнее обращение 05.05.2016 г.);
3. Доклад Министров по делам беженцев, возвращенных и внутренне перемещенных
лиц в регионе IGAD, 24 ноября 2011 год [Электронный ресурс]:URL:http://www.unhcr.org/4404579e4.pdf (последнее обращение 06.04.2016г.);
4. Официальный сайт Межправительственного совета по развитию Африки [Электронный ресурс]: URL: http://igad.int(последнее обращение 10.05.2016г.).
5. Официальный сайт Восточноафриканского сообщества [Электронный ресурс]:URL: http://www.eac.int(последнее обращение 11.05.2016г.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ