Введение 4
1. Теоретические аспекты учета коммерческих расходов 8
1.1. Понятие и сущность коммерческих расходов 8
1.2. Классификация коммерческих расходов 16
1.3. Нормативно-правовое регулирование учета коммерческих расходов в РФ 22
2. Особенности бухгалтерского учета и контроля коммерческих расходов на предприятии 31
2.1. Экономическая характеристика деятельности предприятия 31
2.2. Учет коммерческих расходов 36
2.3. Организация контроля коммерческих расходов организации 47
3. Анализ коммерческих расходов 55
3.1. Анализ состава, структуры и динамики коммерческих расходов на
предприятии 55
3.2. Пути совершенствования учета, анализа и контроля коммерческих расходов в организации 63
Заключение 69
Список использованных источников 74
Приложения
Коммерческие расходы являются одним из важнейших объектов бухгалтерского учета торговых организаций. Динамика коммерческих расходов оказывает влияние на бухгалтерскую и налогооблагаемую прибыль, формирование отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.
Одним из важнейших финансовых показателей хозяйственной деятельности организаций торговли является сумма выручки от реализации товарной продукции. За счет выручки от реализации товарной продукции возмещаются затраты торговли на покупку товаров и создаются источники финансирования издержек обращения и формирования прибыли. Чем успешнее выполняет организация план реализации продукции, тем больше выручка и валовой доход, ниже уровень издержек обращения и выше рентабельность, тем устойчивее его финансовое состояние.
В связи с этим каждое торговое предприятие обязано использовать все резервы для выполнения плана товарооборота, снижения расходов, для увеличения валового дохода и прибыли. С развитием товарооборота улучшается финансовое состояние торговой организации, что в свою очередь, способствует укреплению финансовой системы всей страны.
Экономический анализ коммерческих расходов позволяет выявить возможности более эффективного использования материальных, трудовых, денежных ресурсов и тем самым повысить эффективность торговой деятельности для укрепления конкурентоспособности предприятия.
Изучение коммерческих расходов в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня затрат.
Ошибки в формировании себестоимости продукции (работ, услуг) в конечном итоге приводят к неверному формированию финансового результата, а значит и налогооблагаемой прибыли. Расходы на продажу (коммерческие расходы) включаются в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) и непосредственно влияют на формирование финансового результата деятельности экономического субъекта. Необходимо четко представлять состав и специфику расходов на продажу, правильно организовывать их синтетический и аналитический учет, определять порядок списания и распределения, учитывать влияние особенностей вида экономической деятельности.
Правильная же организация учета коммерческих расходов дает возможность выявить резервы их снижения. Учет позволяет своевременно отражать затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Чтобы усилить контроль за коммерческими расходами торгового предприятия необходимо проанализировать каждую статью коммерческих расходов. Такой анализ помогает полнее вскрыть резервы сокращения издержек обращения, способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов, труда, основных фондов, топлива, энергии и материалов. Совершенствование учета издержек обращения ведет к более правильному отражению и в свою очередь отысканию дополнительных резервов их сокращения.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что возможности неценовой конкуренции в значительном числе отраслей экономики России практически исчерпаны. Это, кстати, тенденция и мировой экономики. Поэтому задача снижения себестоимости продукции (работ, услуг), решение которой позволяет соответственно снижать рыночные цены, выходит на первый план.
Коммерческие расходы являются одним из важнейших оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности как торговых, так и производственных организаций. Он позволяет определить качество и эффективность работы всего коллектива, а внедрение режима экономии затрат способствует росту производительности труда, рентабельности.
В деятельности организаций сферы товарного обращения ведущую роль играют обеспечение своевременного, достоверного и полного учета и анализа фактических расходов, осуществление действенного контроля над использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
При этом большое значение имеет организация бухгалтерского учета, поскольку именно в системе бухгалтерского учета формируется большая часть информации о затратах, необходимой для принятия управленческих решений.
Основной целью дипломной работы является изучение бухгалтерского учета, контроля и анализа коммерческих расходов в организации.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- раскрыта экономическая сущность коммерческих расходов организации;
- рассмотрена классификация коммерческих расходов;
- изучена организация бухгалтерского учета коммерческих расходов на предприятии;
- рассмотрена методика анализа и контроля коммерческих расходов на предприятии;
- выявлены пути совершенствования учета, анализа и контроля коммерческих расходов в организации.
Информационную базу исследования составляют учебники и монографии в области финансового учета и экономики предприятия, материалы периодической печати, данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия.
Объектом исследования данной курсовой работы было выбрано конкретное торговое предприятие, а именно ООО «ТД Лухский», его финансово-хозяйственная деятельность и особенности бухгалтерского учета.
Предметом исследования является совершенствование учета, контроля и анализа коммерческих расходов организации.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе настоящей работы раскрывается экономическая сущность и классификация коммерческих расходов, их нормативно-правовое регулирование. Вторая глава содержит общие сведения об Обществе с ограниченной ответственностью «ТД Лухский»: краткая характеристика предприятия, а также раскрываются особенности ведения учета коммерческих расходов на предприятии. В третьей главе проводится анализ состава, структуры и динамики коммерческих расходов, разрабатываются пути по совершенствованию учета, анализа и контроля расходов организации.
Коммерческие расходы являются одним из важнейших оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности как торговых, так и производственных организаций. Он позволяет определить качество и эффективность работы всего коллектива, а внедрение режима экономии издержек способствует росту производительности труда, повышению уровня рентабельности.
В деятельности организаций сферы товарного обращения ведущую роль играют обеспечение своевременного, достоверного и полного учета и анализа фактических расходов, осуществление действенного контроля над использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
При этом большое значение имеет организация бухгалтерского учета, поскольку именно в системе бухгалтерского учета формируется большая часть информации о затратах, необходимой для принятия управленческих решений.
Ошибки в формировании себестоимости продукции (работ, услуг) в конечном итоге приводят к неверному формированию финансового результата, а значит и налогооблагаемой прибыли. Расходы на продажу (коммерческие расходы) включаются в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) и непосредственно влияют на формирование финансового результата деятельности экономического субъекта. Необходимо четко представлять состав и специфику расходов на продажу, правильно организовывать их синтетический и аналитический учет, определять порядок списания и распределения, учитывать влияние особенностей вида экономической деятельности.
Коммерческие расходы участвуют в формировании финансового результата деятельности торговой организации. Поэтому для обеспечения достоверности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, организации должны вести учет затрат в строгом соответствии с нормативными документами. Основным документом, который определяет порядок учета расходов, в целях бухгалтерского учета является ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Объектом дипломного исследования выбрано Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом Лухский». Основным предметом деятельности ООО «ТД Лухский» является оптовая торговля молочными продуктами. Для ООО «ТД Лухский» перепродажа товаров является основным видом деятельности. Для учета доходов и расходов по обычным видам деятельности предназначен счет 90 «Продажи». Расходы по обычным видам деятельности в ООО «ТД Лухский» формируются из расходов, связанных с приобретением товаров, и расходов, возникающих непосредственно в процессе продажи (перепродажи) товаров.
В ООО «ТД Лухский» стоимость приобретения покупных товаров формируется с учетом расходов, связанных с их приобретением. Это значит, что ООО «ТД Лухский» включает в стоимость приобретения товара не только цену этого товара, установленную в договоре с поставщиком, но также и сумму расходов на его доставку, хранение, погрузку и разгрузку, суммы различных пошлин, сборов и вознаграждений посредникам и иные аналогичные расходы, понесенные при покупке данного товара. Данный выбор зафиксирован в учетной политике ООО «ТД Лухский» для целей налогообложения.
По окончании каждого месяца сумму прямых расходов за этот месяц ООО «ТД Лухский» распределяет между товарами, реализованными в течение данного месяца, и остатком нереализованных товаров на конец месяца. Однако распределению подлежат не все прямые расходы, а только расходы на доставку покупных товаров до склада ООО «ТД Лухский» (транспортные расходы).
ООО «ТД Лухский» включает в расходы текущего месяца только ту часть расходов на доставку покупных товаров до ее склада, которая относится к товарам, реализованным в данном месяце.
Для учета расходов, которые связаны с приобретением и продажей товаров, в ООО «ТД Лухский» используется счет 44. К коммерческим расходам ООО «ТД Лухский» относятся транспортные расходы, расходу на оплату труда работников предприятия, аренда и содержание помещений, расходы на рекламу и т.д.
ООО «ТД Лухский» в конце каждого месяца расходы, которые накоплены по дебету счета 44, списывает в дебет счета 90 «Продажи» частично. При таком 70 способе списания коммерческих расходов у ООО «ТД Лухский» подлежат распределению транспортные расходы. Остальные расходы, связанные с продажей товаров, ежемесячно относятся на себестоимость проданных товаров.
Каждая коммерческая организация, в том числе и ООО «ТД Лухский», заинтересована в своем финансовом процветании. Максимизация показателей прибыли, обеспечение необходимого уровня рентабельности активов, обеспечение текущей платежеспособности и ликвидности являются приоритетными задачами в системе финансового и экономического анализа результатов деятельности ООО «ТД Лухский».
Коммерческие расходы в ООО «ТД Лухский» в текущем отчетном периоде увеличились 9261 тыс. руб. или на 109,55%. Уровень коммерческих расходов в ООО «ТД Лухский» увеличился на 1,22%, что оценивается отрицательно, так как сумма коммерческих расходов увеличивается большими темпами по сравнению с объемом товарооборота. При абсолютном увеличении суммы коммерческих расходов в ООО «ТД Лухский» на 9261 тыс. руб., или 109,55%, произошел их относительный перерасход на 1746,12 тыс. руб., что оценивается отрицательно.
Коммерческие расходы ООО «ТД Лухский» в 2014 году по сравнению с 2012 годом увеличились с 6694 до 17715 тыс. руб., т.е. на 11021 тыс. руб. Значительное увеличение затрат произошло за счет роста прочих затрат на 8559 тыс. руб. (с 1690 тыс. руб. в 2012 году до 10249 тыс. руб. в 2014 году) и амортизационных отчислений на 1159 тыс. руб.
Основную долю в составе коммерческих расходов ООО «ТД Лухский» за 2013-2014 гг. составляют:
- транспортные расходы - 7,83% и 15,25%;
- затраты на оплату труда - 25,69% и 14,79%;
- амортизационные отчисления - 8,14% и 7,68%;
- прочие услуги - 36,48% и 41,41%.
Статья «Транспортные услуги» представлена в ООО «ТД Лухский» расходами по оплате услуг сторонних организаций за перевозку товаров от производителя. В текущем году произошел рост данных расходов с 662 до 2702 тыс. руб., т.е. на 2040 тыс. руб. Их доля в составе затрат также увеличилась на 7,42% и на конец 2014 года составила 15,25%. Увеличение темпов роста данных расходов, привело к относительному перерасходу коммерческих расходов в ООО «ТД Лухский».
По строкам «Оплата труда» и «Страховые взносы» произошли несущественные изменения. Затраты на оплату труда работников ООО «ТД Лухский» увеличились на 448 тыс. руб. и составили на конец года 2620 тыс. руб., а отчисления на социальные нужды увеличились на 134 тыс. руб. и составили к концу году 784 тыс.руб. Несмотря на абсолютное увеличение данных затрат, их доля в составе коммерческих расходов сократилась на 10,90% и 3,26% соответственно. Снижение доли произошло за счет роста прочих затрат.
На статью расходов «Амортизация ОС» относятся суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, рассчитанные линейным способом. Расходы по данной статье в ООО «ТД Лухский» в 2013 году составили 688 тыс. руб., а в 2014 году - 1360 тыс. руб. Двойное увеличение данных затрат привело к перерасходу издержек обращения на 672 тыс.руб.
Анализируя затраты по статье «Расходы на содержание и аренду зданий, сооружений, оборудования и инвентаря» мы видим увеличение расходов на содержание оборудование, это связано с тем, что ООО «ТД Лухский» не проводятся мероприятия по модернизации и обновлению основных фондов, а имеющиеся средства требуют уже больших затрат на техническое обслуживание и ремонт торгового оборудования.
В составе коммерческих расходов ООО «ТД Лухский» значительную долю составляют затраты на прочие услуги. Эти затраты по сравнению с 2013 годом увеличились на 4251 тыс. руб. и составили на конец 2014 года 7335 тыс. руб. Их доля в структуре издержек обращения также увеличилась с 36,48 до 41,41%, т.е. на 4,93%. Прирост данных затрат произошел за счет увеличения расходов на услуги сторонних организаций, а именно маркетинговые услуги; услуги по предоставлению информации о динамике товарооборота на предприятии; услуги по прогнозированию объема продаж товаров; прочие услуги.
В ходе дипломного исследования установлено, что основными резервами снижения коммерческих расходов ООО «ТД Лухский» могут являться:
• рост объема реализации товаров;
• повышение производительности труда;
• снижение себестоимости;
• улучшение качества продукции;
• рациональное использование всех ресурсов (основных фондов, денежных средств, сырья);
• опережение темпа роста товарооборота над темпом роста издержек;
• рациональное использование расходов по каждой статье;
• применение прогрессивных форм торговли;
• совершенствование условий закупа и завоза товара;
• сокращение транспортных расходов, закупка товаров у местных производителей и др.
В заключение следует отметить, что данные о коммерческих расходах, представленные в бухгалтерской отчетности, используются, прежде всего, для анализа коммерческих расходов с целью их обоснованного прогнозирования и разработки мероприятий по ликвидации недостатков в деятельности торговой организации. Такая информация необходима как для внутренних, так и для внешних пользователей (инвесторов, аудиторов, налоговых органов и др.).
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011г.
2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008.
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
6. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
7. Акатьева М.Д. Учет расходов на продажу: теоретические и практические аспекты / Акатьева М.Д. // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2015. - №2.
8. Андреева А.А. По каким правилам списывать коммерческие расходы в бухгалтерском учете / Андреева А.А. // Упрощенка. - 2013. - №1.
9. Аудит / под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 607 с.
10. Башкатова Т.А., Богатырев И.А. Особенности управленческого учета и отчетности в торговых организациях // Башкатова Т.А., Богатырев И.А. // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - №35.
11. Берг О. Учетная политика организации / Берг О. // Российский бухгалтер. - 2014. - №11.
12. Бурсулая Т. Все о транспортных расходах / Бурсулая Т. // Расчет. - 2012. - №10.
13. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник / Д.В. Лысенко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 477 с.
14. Бухгалтерский учет: Практикум: Учебное пособие / Ю.Н. Самохвалова.
- 6-e изд., испр. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 232 с.
15. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий):
Учебник/Кондраков Н. П., 5-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 584 с.
16. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник / Д.В. Лысенко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 477 с.
17. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий):
Учебник/Кондраков Н. П., 5-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 584 с.
18. Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие / Ю.И. Сигидов, М.Ф. Сафонова, Г.Н. Ясменко и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 407 с.
19. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие/ Бахолдина И. В., Голышева Н. И. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
20. Бухгалтерский (финансовый) учет: Теория и практика: Учебное пособие / Погорелова М.Я. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 331 с.
21. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник/ М.Д.Акатьева, В.А.Бирюков - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 252 с.
22. Вайтман Е.В. Прямые и косвенные расходы в торговой деятельности / Вайтман Е.В. // Российский налоговый курьер. - 2011. - №8.
23. Вайтман Е.В. ТОП-10 способов максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет / Вайтман Е.В. // Российский налоговый курьер. - 2014. - №6.
24. Галенко В. Учет рекламных расходов / Галенко В. // Новая бухгалтерия.
- 2015. - выпуск 9.
25. Давыдова О.В. Управленческие расходы торговой организации / Давыдова О.В. // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2012. - №2.
26. Денисова М.О. О расходах на доставку реализуемого товара в учете поставщика / Денисова М.О. // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение.
- 2015. - №6.
'll.Дружиловская Т.Ю. Характеристика «расходов» и «затрат» для бухгалтерского финансового учета / Дружиловская Т.Ю. // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - №2.
28. Дружинин А.В. Об экономически обоснованных расходах / Дружинин А.В. // Бухгалтерский учет. - 2015. - №4.
29. Дружиловская Т.Ю., Ромашова С.М. Показатели доходов, расходов и финансовых результатов в учете и отчетности: теоретический и практический аспекты / Дружиловская Т.Ю., Ромашова С.М. // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - №31.
30. Ерофеева В.Д. Аудит / В.Д. Ерофеева, В.А. Пискунов, Т.А. Битюкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт; Высшее образование, 2010. - 638 с.
31. Елин А. Транспортные расходы: прямые или косвенные? / Елин А. // Актуальная бухгалтерия. - 2011. - №5.
32. Ефремова А.А. Учет расходов на продажу товаров в оптовой торговле / Ефремова А.А. // Консультант бухгалтера. - 2010. - №5.
33. Жуков В.Н. Порядок признания в бухгалтерском учете издержек обращения: документальное оформление / Жуков В.Н. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2014. - №2.
34. Клементьева И., Кириченко А. Как правильно отразить в налоговом и бухгалтерском учете подготовку товара к продаже / Клементьева И., Кириченко А. // Российский налоговый курьер. - 2014. - №23.
35. Коське М.С., Воюцкая И.В., Мишучкова Ю.Г. Информация о затратах экономического субъекта в финансовом и управленческом учете / Коське М.С., Воюцкая И.В., Мишучкова Ю.Г. // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - №4-1.
36. Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А. Признание расходов организации: типичные ошибки, выявляемые в процессе аудита / Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А. // Аудиторские ведомости. - 2010. - №10.
37. Митина Н. Учет расходов на рекламу в торговой организации / Митина Н. // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2010. - №44.
38. Митина Н. Учет расходов на рекламу в торговой организации / Митина Н. // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2010. - №45.
39. Никандрова Л.К. Понятие доходов и расходов, их классификация и отражение в учете / Никандрова Л.К. // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2011. - №8.
40. Новикова Н.Е., Новиков В.А. Показатели доходов и расходов в бухгалтерском учете и отчетности / Новикова Н.Е., Новиков В.А. // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - №30.
41. Пласкова, Н.С. Анализ финансовой отчетности, составленной по МСФО: Учебник / Н.С. Пласкова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 331 с.
42. Подольский В.И. Аудит: учебник для бакалавров: учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 587 с.
43. Пфеффер А. Нюансы учета товаров / Пфеффер А. // Российский бухгалтер. - 2013. - №12.
44. Савельева О., Меских К. Компании доказывают правомерность учета расходов на рекламу чужих товаров / Савельева О., Меских К. // Российский налоговый курьер. - 2014. - №11.
45. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. 5-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 125.
46. Сафонова М.Ф., Щербакова Е.А. Подходы к организации аудита налога на прибыль торговых организаций / Сафонова М.Ф., Щербакова Е.А. // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - №35.
47. Семенихин В.В. 2013 год: расходы и доходы / Семенихин В.В. // Аудит и налогообложение. - 2012. - №12.
48. Семенихин В. Формирование базовой цены товара. Затратный метод ценообразования: плюсы и минусы / Семенихин В. // Финансовая газета. - 2013. - №47.
49. Сибиряков Н. Обоснование перечня прямых расходов / Сибиряков Н. // Аудит и налогообложение. - 2013. - №12.
50. Слуцкин М.Л., Блохин Д.В. Управленческий анализ на российских
предприятиях: становление и перспективы / Слуцкин М.Л., Блохин Д.В. // Аудитор. - 2014. - №7.
51. Стародубцева И. Учет расходов по доставке товаров / Стародубцева И. // Новая бухгалтерия. - 2015. - выпуск 9.
52. Учётная политика предприятия для целей бухгалтерского учёта на 2015 год (под редакцией А.В. Брызгалина). - «Налоги и финансовое право», 2015 г.
53. Харитонов С.А. Учет операций реализации услуг в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) / Харитонов С.А. // БУХ. 1С. - 2013. - №4.
54. Чернов С.А. Уценка товаров / Чернов С.А. // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2014. - №12.
55. Чувикова, В.В. Бухгалтерский учет и анализ [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / В.В. Чувикова, Т.Б. Иззука. — М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 248 с.