ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МОДИФИКАЦИЯ ФОЛЬКЛОРНОЙ СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.Л. ШВАРЦА 6
1.1. Волшебная сказка и её традиции в творчестве Е.Л. Шварца 6
1.2. Драматургическая организация сказочных мотивов в пьесах
Е.Л. Шварца 12
ГЛАВА II. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ В ПЬЕСАХ Е.Л.
ШВАРЦА 20
2.1. Фольклорные архетипы в пьесе-сказке Е.Л. Шварца
«Два клена» 20
2.2. Мотив оборотничества в пьесе-сказке Е.Л. Шварца
«Обыкновенное чудо» 29
2.3. Змееборческие мотивы в пьесе-сказке «Дракон» 34
2.4. Фольклорный сюжет поиска жены в пьесах Е.Л. Шварца
«Обыкновенное чудо» и «Дракон» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Евгений Львович Шварц стал одним из знаковых драматургов второй половины XX века. Особое место в его творчестве занимают пьесы-сказки, адресованные как детям, так и взрослым. Именно в этих произведениях Шварц выступил как новатор-драматург: начинал свою литературную деятельность в группе ОБЭРИУ, где заинтересовался детской литературой, однако в то время к ней относились достаточно холодно. Исключение составляло творчество К.И. Чуковского, Д.И. Хармса и некоторых других авторов. В первых драматургических произведениях Шварца, основанных на сказочных сюжетах, и в более поздних его пьесах-сказках часто сюжет раскрывается в различных планах для детского и для взрослого понимания, поэтому сказочные события имеют глубокую философскую подоплёку. В его сказочной драматургии особым образом соединились реалии действительности, окружающей автора, и особая сказочная философия восприятия мира. Все это обусловило актуальность данной работы, так как через сказочные мотивы автор обличает повседневную реальность и исторический момент.
Новизна работы заключается в том, что мы обратились к анализу пьес- сказок Е.Л. Шварца с точки зрения архетипичности образов, предприняли попытку выявить мотивы славянского фольклора в данных пьесах.
Предмет исследования - интерпретация сказочных сюжетов в пьесах- сказках Е.Л. Шварца «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Два клёна».
Объект исследования - пьесы-сказки Е.Л. Шварца «Дракон», «Обыкновенное чудо» «Два клёна».
Цель работы - проанализировать особенности интерпретации сказочных сюжетов в пьесах Шварца.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть особенности волшебной сказки и их отражение в творчестве Е.Л. Шварца;
2) проанализировать драматургическую организацию сказочных мотивов в пьесах Шварца;
3) исследовать фольклорные архетипы в пьесе-сказке «Два клёна»;
4) проанализировать особенности мотива оборотничества в сказочной пьесе «Обыкновенное чудо»;
5) рассмотреть змееборческие мотивы в пьесе-сказке «Дракон»;
6) выявить фольклорный сюжет поиска жены в пьесах Е.Л. Шварца «Обыкновенное чудо» и «Дракон».
Для достижения поставленной цели и реализации основных задач работы мы использовали такие методы, как описательно-аналитический, предполагающий анализ научной литературы по теме исследования; метод интерпретации художественного текста.
Теоретико-методологической основой исследования стали работы Л.Д. Болотовой, В.Е. Головинчер, Е.Г. Еременко, Ю. Кристевой, Д.С. Лихачёва, Е.М. Мелитинского, О.В. Нагорной, В.Я. Проппа, А.И. Сафауновой, Г.Х. Сейткалиевой и других.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, состоящего из 51 наименования.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, актуальность, определяются цели и задачи, теоретическая основа работы, определяется практическая значимость дипломной работы.
В первой главе «Модификация фольклорной сказки в творчестве Е.Л. Шварца» рассматриваются особенности процесса модификации фольклорной сказки в творчестве Е.Л. Шварца. Определяются основные особенности волшебной сказки отражение и преображение сказочных мотивов в пьесах Е.Л. Шварца.
Вторая глава «Интерпретация сказочных сюжетов в пьесах Е.Л. Шварца» посвящена интерпретации сказочных сюжетов в пьесах Е.Л. Шварца, на основе таких произведений, как: «Два клёна», «Обыкновенное чудо», «Дракон».
В заключении подводятся итоги проведённого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что её результаты могут послужить основой для дальнейших исследований драматургического творчества Е.Л. Шварца, а также могут быть применены при чтении спецкурсов, разработанных по данной проблематике, при чтении лекций по курсу «Русская литература ХХ века».
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования освещены в материалах III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук в России и за рубежом» (10 февраля, 2016г., г. Новосибирск). В сборнике докладов III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук в России и за рубежом» была опубликована статья на тему: «Мотив оборотничества в пьесе-сказке Е.Л. «Обыкновенное чудо»» (РИНЦ). Выступление с докладом на итоговой студенческой научно-образовательной конференции секции «Русская литература XIX-XX веков» (II место).
В истории отечественной литературы трудно найти писателя, который был бы столь же верен сказке и предан жизненной правде, как Е.Л. Шварц. Созданные Шварцем сказки-пьесы имеют в основе своей необычайно конкретное жизненное содержание, включенные в них фольклорные мотивы позволяют иначе интерпретировать уже сложившиеся сюжеты.
В результате анализа пьес-сказок Е.Л. Шварца мы пришли к выводу, что писатель часто переосмысливает и переписывает сюжет уже готовой сказки, наполняя ее новым содержанием. Именно поэтому в его пьесах- сказках сочетаются принципы фольклорной волшебной сказки и литературной.
В пьесах-сказках Шварца явно прослеживается интертекстуальность: он заимствует единообразные мотивы, сюжеты и персонажи как из фольклорных волшебных сказок, былин и литературных сказок Г. Андерсена («Тень»), А. Шамиссо («Удивительная история Петера Шлемиля»), Ш. Перро («Золушка») и других.
Заимствованные сказочные сюжеты претерпевают ряд трансформаций: в пьесах неизменно присутствуют реалии действительности, наличие субъективного взгляда автора, элемент игры. Главным отличаем, становится то, что Шварц затрагивает общечеловеческие вопросы о вечных ценностях, о взаимоотношениях власти, денег, честолюбия, страхов человека. Все заимствованные сказки у Шварца получают новое звучание. Например, в киносценарии «Золушка» образная система существенно отличается от литературного первоисточника. Огромное значение отводится образу Мачехи, которая в сказке работает «как лошадь». Она только и делает, что бегает, хлопочет, ходатайствует, требует. Е.Шварц бережно переносит мотив злой Мачехи, притесняющей падчерицу и мужа, однако семейный конфликт превращает в социальный: Мачехе мало властвовать в собственном доме, ей хочется управлять всем королевством. У Мачехи Шварца явно выражены Диктаторские замашки. Так в старую сказку входит обновленная тема - тема власти и деспотизма.
С точки зрения жанра у Е.Л. Шварца можно выделить:
• сатирические комедии («Приключения Гогенштауфена» и «Голый
король»);
• сатирические трагикомедии («Тень» и «Дракон»);
•лирико-философские драмы («Обыкновенное чудо»).
На композиционное построение произведений Шварца влияет драматургическая обработка:
• афиша. Автор часто не указывает имени героя, заменяя их на
определение роли в жизни (Хозяин, Хозяйка, Медведь, Король, Принцесса), имена героев также могут обозначать функциональное назначение (Ланцелот - обобщённый рыцарский образ);
• хронотоп в пьесах-сказках Шварца отличается от хронотопа
волшебной сказки. Предыстория в пьесах автора логически и психологически обосновывает дальнейшие действия героев (в пьесе «Два клёна» опускается история с тем, как Баба Яга заколдовывает Фёдора и Егорушку, в «Драконе» опускается предыстория о том, как Эльза избирается в качестве новой жертвы Дракона);
• психологизм. В пьесах Шварца особая роль отводится портрету
(портрет передает важные черты внутреннего мира героя, его психологическое состояние: например, в пьесе «Тень» герой плохо видит, но это не только плохое зрение, но и внутренняя «слепота») и интерьеру (интерьерные описания призваны обозначать место действия и дальнейшую логику передвижений героев: например, «Тень»). Все описания (портрета, интерьера, места действия) у Шварца конкретны, что передаёт и эмоциональное состояние героев («Тень», «Дракон»);
• конфликт. Напряжённость конфликта создаётся с помощью
усложнения сказочного сюжета психологическими аспектами, поэтому читателю до конца не ясно кто же все-таки одержит победу («Дракон», «Обыкновенное чудо»);
• у Шварца прослеживается традиционное деление на положительных и
отрицательных персонажей (в пьесе «Дракон» Ланцелот является положительным персонажем, а Дракон традиционно отрицательным);
• в сказках Шварца нравственное начало всегда одерживает победу над злом («Два Клёна»).
Интерпретируя фольклорные сюжеты Е.Л. Шварц обращается к:
• фольклорным архетипам («Два клена», «Обыкновенное чудо»).
Например, в пьесе «Два клёна» присутствуют архетипические образы, заимствованные из фольклора. Например, Василиса- работница, которая выполняет одновременно две функции: любящей матери и богатырши-воительницы. Образ Бабы-Яги не несёт в себе функции посредника между миром живых и мёртвых, как в сюжетах об инициации, однако она олицетворяет зло, с которым необходимо бороться, тем самым начинает существовать по законам былинного эпоса;
• мотив оборотничества («Обыкновенное чудо»). Главный герой пьесы-сказки «Обыкновенное чудо» - юноша-красавец, превращенный в Медведя (возникает тотемический культ). Трактовка обортничества у Шварца необычна: зверь превращен в человека без его ведома, а ни в результате преступления или проклятия. Медведь Шварца лишен звериного начала, он носит внешне человеческий облик, однако внутренне остаётся медведем, который страшится любви и ответственности и ведёт себя как медведь, как зверь, убегающий без оглядки. Для того чтобы вновь стать человеком, Медведь должен переступить через страх и поцеловать возлюбленную;
• змееборческим мотивам («Дракон»). Данный мотив у Шварца
трактуется иначе, чем в фольклоре. Дракон - это обычный человек, который держит в страхе весь город. Сам же город и не думает избавиться от него, жителям комфортно находится под его властью. Дракон писателя - это дитя войны и разрушения. В произведении Шварца Дракон живет в каждом человеке. Этот внутренний дракон убивает в человеке чувство собственного достоинства, освобождает его от чувства ответственности за свои поступки, развязывает руки тем, кто стремится к самоутверждению любой ценой. Однако Ланцелот показал пример людям и в некоторых из них проснулись такие понятия как Честь, Правда и Справедливость. А значит для этих людей еще не все потеряно;
• фольклорному сюжету поиска жены («Обыкновенное чудо» и
«Дракон»). В пьесе «Обыкновенное чудо» представлены в преобразованном виде два «брачных мотива»: мотив «женитьбы на царевне» и мотив «звериной (тотемной) жены (мужа)». «Звериным» супругом в пьесе является Медведь. Для того чтобы вновь стать человеком, ему необходимо нарушить табу - поцеловать Принцессу. В интерпретации Шварца жениху и невесте не нужно сражаться с внешними злыми силами или чарами. Они сражаются с собой, со своим неверием в любовь, и бесстрашно отдавшись своим чувствам, обретают счастье. В пьесе «Дракон» в основе сюжета лежит мотив спасения пленницы от дракона. После победы героя, который на время исчезает, невеста (Эльза) проходит испытание «ложного героя» и до конца оставшись верна Ланцелоту, обретает счастье вместе со своим истинным супругом. В целом, архетипический сюжет поиска невесты обретает у Шварца иное, философское звучание, в связи с этим, трансформируются привычные свадебные мотивы.
Таким образом, мы видим, что основу сказок-пьес Шварца составляют традиционные сюжеты, однако автор их переосмысливает и наполняет новым содержанием. Сказки-пьесы Шварца становятся глубоко психологическими и максимально приближаются к извечным человеческим проблемам и вопросам.
1. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. - М.: Альфа-книга, 2014. -
1088 с.
2. Русские былины / Сост. Н. Надеждин. - СПб.: Белый город, 2009. - 176 с.
3. Шварц Е. Из дневников // Звезда. - 1989. - №12. - С. 152-184.
4. Шварц Е. Превратности характера // Вопросы литературы. - М., 1987. - №2. - С. 192-214.
5. Шварц Е. Предчувствие счастья. Дневники. Произведения 20-30-х годов. Стихи и письма. - М., 1999. - 491 с.
6. Шварц Е.Л. Все произведения. Проза. Пьесы. - М.: Астрель, 2012. - 1024 с.
7. Шварц Е.Л. Пьесы: в 2-х т. Т. 1. - М.: Флюид, 2008. — 440 с.
8. Шварц Е.Л. Пьесы: в 2-х т. Т. 2. - М.: Флюид, 2008. — 496 с.
9. Шварц Е.Л. Тень. Сказка в трех действиях. - М.: Детская литература, 2001. - 180 с.
II. Научно-критическая литература
10. Головинчер В.Е. Эпический театр Е. Шварца. - Томск: Издательство Томского университета, 1992. - 542 с.
11. Вундт В. Миф и религия. - СПб.: Эксмо, 2002. - 864 с.
12. Еременко Е.Г. Интертекстуальность, интертекст и основные интертекстуальные формы в литературе // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. - 2012. - №6. - С. 130-140.
13. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М.: Наука, 1999. - 248 с.
14. Калугин В.И. Герои русского эпоса: Очерки о русском фольклоре. - М.: Современник, 1983. - 352 с.
15. Колесова Л.Н., Шалагина М.В. Образ сказочника в пьесах-сказках Е. Шварца // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера. - Петрозаводск, ПТУ, 2000. - С. 107-113.
16. Комлева Г.А. Пространственный мир литературной сказки // Проблемы детской литературы. - Петрозаводск: ПТУ, 1992. - С. 68-76.
17. Кривокрысенко А. О некоторых аспектах современного изучения творчества Е. JI. Шварца // Вестн. Ставропол. гос. пед. ун-та. - Ставрополь, 2002. - Вып. 30. - С. 139-142.
18. Кривоусова 3. Г. «Дракон» Е. Шварца: к проблеме интерпретации // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста. - Бийск, 2002. - Вып. 7. - Ч. 1. - С. 117-119.
19. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к поструктурализму - М.: ИГ Прогресс, 2000. - С. 27¬36.
20. Левицкий Л. Евгений Шварц: тогда и потом // Вопросы литературы. - М., 1997. - Вып. 3. - С. 291-313.
21. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979. - 430 с.
22. Малярова Т. Три типа условной драмы в советской драматургии 1920 - 30 х годов (В. Маяковский, М. Булгаков, Е. Шварц) // Проблемы типологии литературного процесса. - Пермь: Пермский гос. ун-т., 1980. - С. 88-101.
23. Молдавский Д. Поэтический и сказочный мир Е. Шварца // Наш современник. - 1967. - №3. - С. 106-110.
24. Нагорная О.В. К вопросу о поэтике литературной сказки (в сопоставлении с поэтикой фольклорной сказки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - №3. - С. 116¬121.
25. Павлович И. «Сказочник-подвижник» Е. Л. Шварц и культурная политика государства // Экран и сцена. - 1998. - №17-18 (май). - С. 7.
26. Поликовская Л.В. «Люди так и говорят»: (о риторических приемах создания комического в пьесах-сказках Шварца) // Русская речь. - 1998. - №2. - С. 34-40.
27. Проблемы славянской этнографии (к 100-летию со дня рождения члена- корреспондента АН СССР Д.К. Зеленина) - Л.: Наука, 1979. - 240 с.
28. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. - М.: Лабиринт, 1998. - 512 с.
29. Путилова Т.Б. О скрытой фольклорной основе литературной сказки (Сюжет «Тени») // Фольклор и этнография: проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1990. - С. 76-82.
30. Рудник Н. Черное и белое: Е. Шварц // Вестник Еврейского университета. - 2000. - №4. - С. 117-150.
31. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1988. - 784 с.
32. Сафуанова А.И. Русская драматическая сказка 1930-1940-х гг. В свете фольклористических концепций В.Я. Проппа и Е.М. Мелетинского // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 5 (47): в 2-х ч. - Ч. II. - C. 168-171.
33. Сейткалиева Г.Х. Интертекст в произведениях Е.Л. Шварца // Язык и культура. - 2009. - №5. - С. 125-129.
34. Сивоконь С. Наш современник Е. Шварц (к 90-летию) // Семья и школа. - 1986. - №10. - С. 46-47.
35. Сивоконь С. «Верую в рыцарское благородство!»: к 25-летию со дня смерти Е. Шварца // Семья и школа. - 1983. - №1. - С. 47-48.
36. Синельников М. О красоте человеческих лиц // Шварц Е. Обыкновенное чудо: Пьесы. - СПб.: Лимбус Пресс, 1998. - С. 369-372.
37. Слонимский С.М. Как Е. Шварц сделал дракона современным (к 45- летию со дня смерти) // Российская газета. - 2003. - 17-24 января. - С. 21.
38. Слонимский С.М. Молодость души (О.Форш). Вместе и рядом (Е. Шварц) (литературные портреты) // Звезда. - 1965. - №7. - С. 158-168.
39. Смирнов И.П. Порождение интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака. - СПб.: СПБГУ, 1995. - 236 с.
40. Смирнова В. Современный портрет. Статьи. - М., 1964. - С. 241-281.
41. Таборисская Е. М. Мастерство Е. Шварца в пьесе «Тень» // Революция. Жизнь, писатель. Вопросы истории и теории советской литературы. - Воронеж, 1969. - С. 179-195.
42. Фантазия и реальность (из архива Е. Шварца) // Вопросы литературы. - 1967. -№9. - С. 158-181.
43. Федотов О.И. Интертекстуальность // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - №1. - С. 244-245.
44. Чупасов В. Б. Тексты в текстах и реальность в реальностях (к проблеме «сцены на сцене) // Драма и театр. - Тверь, 2001. - Вып. 2. - С. 24-37.
45. Цимбал С. Добрый сказочник советской сцены (к 60-летию Е. Шварца) // Театр. - 1957. - №1. - С. 163-178.
46. Цимбал С. Счастливый удел сказочника // Театр. - 1972. - №4. - С. 104¬110.
47. Цимбал С. Шварц Евгений Львович. - Л.: Сов. Писатель, 1972. - С. 5-40.
48. Якубовский А. «Тень» Е.Шварца. Проблема двойника в художественном сознании и в социальной психологии // Театр во времени и пространстве. - М., 2002. - С. 300-306.
III. Интернет-источники
49. Абрамович Р. Жанровые особенности драматургии Е.Л. Шварца и пьеса «Тень» - [Электронный источник] - Режим доступа: https://www.stihi.ru/2012/11/23/1492 (дата обращения: 11.12.2015).
50. Сказка. Литературная энциклопедия - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-7681.htm (дата
обращения: 10.01.2016).