ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ ПРЕДМЕТНОГО МИРА В РУССКОЙ И
ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Вещь в художественном изображении 7
1.2 Функционирование вещи в литературе 13
ГЛАВА II. ВЕЩЬ КАК ПРЕДМЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПРОЗЕ А. А. ФЕТА 19
2.1. Предметный мир и бытовые вещи в рассказе «Семейство
Гольц» 19
2.2. Функционирование вещей в рассказах «Вне моды» и «Дядюшка и
двоюродный братец» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Анализ произведений традиционно затрагивает описание личности персонажей, речи и поступков героев художественного произведения. Конкретные вопросы, касающиеся описания мира вещей, рассматриваются попутно, ограничиваясь оценочными характеристиками языковых единиц. В последнее время усиливается интерес к конкретным вопросам художественного мастерства в прозе, а в частности к проблеме вещного мира в художественном тексте (исследования В. Е. Хализева [16], Ю. М. Лотмана [16], Е. С. Добина [16], Е. Р. Коточиговой [16], А. Б. Есина [20], Л. В. Чернец [16], Е. Фарино [47]). Стоит отметить, что изображение предметов материальной культуры эволюционирует, и это отражает изменение в отношениях человека к миру вещей.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что проблема художественного предмета относится к важнейшим аспектам поэтики любого писателя. Вещь (предмет) - один из компонентов мира литературного произведения, который воссоздает внутреннюю среду по отношению к человеку. Любое исследование литературного произведения представляет собой обращение к предметным формам реальности.
Объектом изучения является проза А. А. Фета.
Предметом исследования стал предметный мир в прозаических произведениях А. А. Фета.
Целью настоящей работы является исследование предметного мира рассказов А. А. Фета как одной из важнейших сторон художественной действительности мира.
Для достижения обозначенной цели предполагается решение следующих задач:
1. Изучить, систематизировать теоретический материал по исследуемой проблеме;
2. Рассмотреть понятия «предметный мир», «вещь», «предмет»;
3. Определить основные функции мира вещей и их влияние на внутренний мир героев;
4. Провести анализ особенностей восприятия предметного мира в прозаических произведениях А. А. Фета;
5. Выявить элементы текста, включающие описания интерьера, предметов быта, одежды;
6. Проанализировать функции вещей в рассказах «Семейство Гольц», «Вне моды», «Дядюшка и двоюродный братец».
Для достижения цели и решения задач были определены методы исследования:
1. Теоретический метод - при изучении научной литературы по теме исследования;
2. Описательный метод - при обработке фактического материала;
3. Аналитический метод - при непосредственном анализе произведений.
Материалом для анализа послужили рассказы «Семейство Гольц», «Вне моды, «Дядюшка и двоюродный братец».
В процессе изучения и описания обозначенной проблемы мы опирались на предшествующий опыт исследования предметного мира в литературных произведениях. Особенно значимыми для нас стали работы Е. Фарино [47], В. Е. Хализева [49], А. Г. Цейтлин [16], А. П. Чудакова [52], которые составили теоретико-методологическую базу исследования.
Степень разработанности проблемы. Прозаическое наследие А. А. Фета нуждается в дополнительном изучении. Исследований малых жанров писателя немного. Большой вклад в изучение фетовской малой прозы внесли Б. Садовский, Б. Я. Бухштаб, Г. Д. Асланова, А. Е. Тархов.
Первую статью о прозе Фета, уже после смерти писателя, опубликовал Б. Садовский в небольшом фрагменте из книги «Ледоход: Статьи и заметки» (1916), где последовательно рассмотрел почти все рассказы Фета, уделяя особое внимание мировоззрению и биографии автора, а также сделал ценные замечания о своеобразии способа повествования в них [58, с. 204].
Б. Я. Бухштаб в статье «Судьба литературного наследства А. А. Фета» (1935) отмечает, что фетовская проза, известная по прижизненным публикациям, разбросанным по разным журналам, давно стала библиографической редкостью [15].
Важным этапом на пути научного освоения фетовской прозы стало издание в 1982 году двухтомного собрания сочинений Фета, осуществленное А. Е. Тарховым [60]. Д. Асланова, как и А. Е. Тархов - рассматривают в своих монографиях автобиографизм прозаических сочинений Фета [10].
Несмотря на интерес к прозаическим сочинениям Фета в современной науке, многие проблемы «фетоведения» находятся пока на стадии постановки и выработки подходов к их решению.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые для анализа выбран предметный мир в рассказах А. А. Фета, чье прозаическое творчество до сих пор остается малоизученным.
Практическая ценность настоящего исследования состоит в том, что материалы и результаты могут быть использованы в работах по литературоведению, при разработке курса «История русской литературы XIX века» на филологическом факультете.
Последовательность решения поставленной проблемы обусловила структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во «Введении» обосновывается актуальность выбранной темы, отмечаются научная новизна, практическая значимость проведённого исследования, формулируется цель работы и её задачи, указываются объект и предмет исследования, обозначаются методы исследования.
Первая глава: «Роль предметного мира в русской литературе» посвящена рассмотрению разных точек зрения на понятие «предметный мир».
Во второй главе: «Вещь как предмет изображения в прозе А. А. Фета» анализируются особенности восприятия мира в прозаических произведениях А. А. Фета на примере рассказов «Семейство Гольц», «Вне моды», «Дядюшка и двоюродный братец».
В «Заключении» подводятся итоги проведённого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами.
Список использованной литературы содержит 62 источника, в состав которых вошли научные статьи, словари, теоретическая и художественная литература.
Апробация работы. По материалам настоящего исследования были подготовлены доклады:
- на ежегодную XLV итоговую научную конференцию студентов КФУ,
- на Елабужские филологические чтения;
также были опубликованы статьи:
У «Функции образов предметного мира в рассказе А. А. Фета “Семейство Гольц”» // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2015 (РИНЦ).
У «Мода середины XIX века и ее отражение в рассказе А.А. Фета «“Семейство Гольц”» // Елабужские филологические чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Россия, Республика Татарстан, г. Елабуга, 28 октября - 2 ноября 2015 года / науч. Ред. Д. А. Салимова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2015. 232 с.
Предметный мир играет важную роль в художественной литературе. Вещи и предметные группы могут повествовать о занятиях человека, его социальной принадлежности, помогать раскрывать характеры литературных персонажей. С помощью вещей автор изображает обстановку действия, рассказывает о своих героях. А иногда, наоборот, писатели создают такие убедительные образы героев, что мы живо представляем себе предметный мир, окружающий их.
Основной целью работы стало проникновение в тайны внутреннего мира героев Фета через окружающие их предметы быта, интерьера, вещи.
Поэзия 50-60-х годов оказалась расколотой на два враждующих друг с другом течения. Н. А. Некрасов вступает в спор с поэтами «чистого искусства», которые объявили себя наследниками А. С. Пушкина. Они были убеждены, что поэзия должна остаться «песней души», а не слагаться для житейского волненья. Поэты «чистого искусства» считали своим призванием передать цельность, полноту и непосредственность восприятия, далёкую гражданским бурям, они стремились сохранить гармонию в условиях дисгармонии. Удивительно, но проза Афанасия Афанасиевича словно противоречит его убеждениям, поэт предвещает перемены: проза - отражение реальной действительности, которая далека от идеала и, как ни странно, вещи и предметы в некоторых рассказах («Семейство Гольц», «Вне моды», «Дядюшка и двоюродный братец») становятся деятельнее самих героев (данное явление в ХХ веке получит термин «вещизм», «шозизм»), хотя поэзия Афанасия Афанасьевича остаётся лишённой всего вещного и приближается к жизни души. Предметный мир прозы А. А. Фета является одной из важнейших сторон отображения его художественного мира.
Мы классифицировали вещи в рассказах А. А. Фета «Семейство Гольц», «Вне моды», «Дядюшка и двоюродный братец» выделив:
>предметы быта, интерьера.
В рассказе «Семейство Гольц» писатель знакомит читателя с несколькими семьями, и предметы интерьера их домов помогают понять уклад жизни героев. В отчем доме Луизы всегда чисто, удивляют белизна занавесок, пышно цветущие растения, но основным становится описание самовара. Самовар - символ семейных традиций, единения и материального благополучия, обвенчавшись с Гольцем, героиня не могла восстановить данную традицию, самовар исчез со стола. В новой семье автора привлекает интересная вещная деталь - хронометр - это символ точности, постоянства, и, одновременно, неумолимого бега времени. В созданной Луизой и Гольцем семье нет душевности, чувственности и понимания, они живут чётко по расписанию, виновником в создании данной модели семьи стал Гольц, понять личность которого позволяет чрезмерная любовь к трёхкопеечной сигаре и чтению книги «Мессиада» Клопштока: герой педантичный, точный, что свойственно немцу, с другой стороны, остановившийся в своем духовном развитии, не стремящийся ни к материальному благополучию, ни к успехам в работе. Все вещи окружающие быт Гольца мертвы, а у Луизы всё наоборот: оживают даже вещи, так появляется понятие одухотворённая вещь - это салфетка, связанная из небелёных нитей, которая передаётся в семье героини из поколения в поколение и становится залогом семейного благополучия. Появляется и противоположное понятие - овеществленный человек - Гольц, которого автор сравнивает с каучуковой головкой, а нос иронично называет «пуговицей».
В рассказе «Вне моды» особый интерес вызывают подзорная труба, карты, мыло, многочисленная ручная кладь, которые наиболее ярко показывают помещичий уклад жизни. Подзорная труба и карты смогут скрасить досуг, а мыло поможет всегда выглядеть безупречно его немногочисленным обладателям, отправившимся в соседнее имение, но умело с помощью подзорной трубы наблюдающим за тем, что происходит дома.
В рассказе «Дядюшка и двоюродный братец» описанию предметов быта уделено незначительное внимание автора он подробно описывает лишь журнал, что духовно обедняет героев, зато «вещизм» и излишнее внимание к одежде стали болезнью персонажей.
>Элементы одежды. Стоит обратить внимание на то, что перед читателем появляется история моды второй половины Х1Х века.
Костюм во все времена - одно из важнейших средств характеристики литературных персонажей. Он определяет не только их эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки. Гольц на протяжении многих лет отдаёт предпочтение коричневой камлотовой шинели и грязной блинообразной фуражке. Камлот - самая дешёвая ткань. Именно одежда позволяет понять скупость, статичность героя-немца. Противопоставлена Гольцу воздушная, милая Луиза, которая внимательна к моде: она шьёт себе бельё по особым выкройкам, отдаёт предпочтение узкому платью, выбирает белый воздушный материал. Однако стоит отметить тот факт, что в середине Х1Х века большую роль в женском туалете играли детали. Платья дополнялись шалями, тюлями, муфтами, накладными воротничками, боа из перьев меха, веточками растений. Героиня отдаёт предпочтение ветке плюща, данная портретная деталь становится символом постоянного возрождения.
Описание одежды практически отсутствует в рассказе «Вне моды», за исключением легкой походной шляпки с вуалеткой, парусинового пальто Пульхерии Ивановны, серой шляпы с широкими полями и светло-серой накидки Афанасия Ивановича.
В рассказе «Дядюшка и двоюродный братец» также преобладают такие вещные сегменты как элементы одежды. Многофункциональность вещи в художественном мире произведения проявляется в ее естественном включении, в воссоздании материальной культуры изображаемого мира, в способности «веществовать» в «духовном пространстве» и в соотнесении с концепциями героя и мира. Одежда раскрывает характеры персонажей, сообщает об их социальном статусе, причем важную роль в их описании играет цвет: главные герои - люди, имеющие материальный достаток, но совершенно не стремящиеся к духовному преобразованию, поэтому так часто А. А. Фет сравнивает их с клоунами, шутами и куклами. Так в постоянно меняющихся образах Аполлона Шмакова неизменным становится многоцветье, несочетаемость стилей в одежде (красная косоворотка, блестящая шляпа, желтые перчатки, зеленые шаровары), несмотря на то, что имя героя символизирует свет, гармонию и предполагает природное чувство вкуса, даже белый цвет (безукоризненные белые перчатки, манишка) становится символом хитрости и позерства Шмакова. В образе его жены - княжны Софьи - цвета также играют важную роль: преобладают нежные, пастельные тона (белый, розовый, голубой), которые сообщают нам о ее женственности, молодости, чистоте (белый пеньюар, белая шляпка, платье, белые атласные башмаки). И как ни старается замарать, испортить наряды Сонечки Аполлон, она по-прежнему выглядит в своих недорогих и простых вещах мило и грациозно. Особое внимание при характеристике героев Афанасий Афанасьевич уделяет шляпам.
Аксессуары и головные уборы. Шляпа - наиболее важный элемент как мужской, так и женской одежды XIX века. Именно он показывает некое классовое разделение (широкополая шляпа Афанасия Ивановича и «щегольская» шляпа слуги Василия), походная шляпка с вуалеткой Пульхерии Ивановны как обязательный атрибут путешествующей дамы. Интересен тот факт, что незамужняя Луиза украшала свои волосы веткой плюща, о значении которой мы уже упомянули выше, а выйдя замуж надевает белый тюлевый чепец - знак моды дам начала Х1Х века.
Лиза - юная дочь Луизы, не могла выносить излишних нагромождений на голове, поэтому её причёска совершенно естественна, она даже не всегда прибегала к помощи гребня: в «Перуджиновском стиле» - сообщает автор. Это несомненный знак появления «новой» женщины, бросающей вызов общественным нормам.
Исходя из вышесказанного нами было выявлено, что вещи в рассказах выполняют следующие функции:
•характерологическую (в костюме и интерьере): личные вещи помогают определить не только эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки персонажа (камлотовая шинель, фуражка, чепец, хронометр, амазонка в рассказе «Семейство Гольц» и мундир, косоворотка, перчатки (в рассказе «Дядюшка и двоюродный братец») позволяют лучше увидеть характер героев;
•культурологическая функция: вещи интересны сами по себе, независимо от их связей с конкретным персонажем. Они отражают уклад жизни, то, как понимает его автор, знаменуют причастность к времени, эпохе, культуре. Самовар, бричка (в рассказе «Семейство Гольц»), мыло Ралле, карты (в рассказе «Вне моды»), костюм Аполлона «от Занфлебена», журнал для оценок (в рассказе «Дядюшка и двоюродный братец») - являются важными составляющими жизни, культуры России XIX века. Самовар символизирует семейную гармонию. Мыло выступает в качестве мерила благосостояния, доброкачественное туалетное мыло, которое ранее было в обиходе только у людей высшего сословия, в эпоху XIX века начинает становится атрибутом помещичьего быта. Свадебный костюм Аполлона «от Занфлебена» говорит нам о том, что вся мода «равнялась» на Париж, и не важно, какой будет костюм, какого фасона, цвета, главное, что по французским меркам;
•вещи выражают авторское отношение к персонажу. Преобладание белого цвета одежды у Лизы, Луизы («Семейство Гольц»), Сони («Дядюшка и двоюродный братец»), и несочетаемость цветов в одежде дядюшки, Аполлона («Дядюшка и двоюродный братец»), бесспорно, становятся знаками авторского предпочтения. Одежду Павла Ильича, как и Аполлона, неизменно характеризует слово «щегольский», несущий отрицательную коннотацию. Несмотря на то, что у дядюшки круглая широкополая шляпа, которая говорит о его высоком положении в обществе, автор показывает нам, как она совершенно нелепо смотрится с огромной манишкой, напоминающей цветную капусту. Вся одежда Аполлона, даже из дорогих и качественных материалов смотрится нелепо, вычурно, в то время, как уместна и мила становится недорогая, но подобранная со вкусом одежда Сонечки.
•Социальную функцию выполняют мыло Рале, широкополая шляпа («Вне моды»). Мыло помимо культурологической функции выполняет еще и социальную, ведь оно было в обиходе только у людей высшего сословия, в то время, как у крестьян мыло заменялось более дешевым или отсутствовало вовсе.
Историко-географические, этнографические экскурсы дают нам множество примеров того, как именно головные уборы подчеркивали сословные различия. Как было сказано ранее, шляпа в XIX веке является важным показателем классовой и социальной принадлежности: ширина полей, то, из какого материала она сделана и даже этикетка, сообщающая фирму и мастерскую, все это имело важное значение, говорило о месте в классовом ранге. По ярлычку определялся статус и место в социальном ложе ее владельца, то есть шляпа - это своего рода удостоверение, по которому устанавливается мера внимания к посетителю. Социальную функцию выполняет также и одежда Аполлона, которая определяет его место в обществе. Так, надев очки в золотой оправе, он примеряет на себя статус взрослого, а надев костюм от Занфлебена, обретает статус жениха;
•психологическую функцию, раскрывающую внутреннее состояние героев, выполняют салфетка из небеленых ниток, берет «набекрень» у Настасьи Михайловны («Семейство Гольц»). О волнении и одновременной уверенности в своем поступке (героиня решается на самоубийство), сообщает нам бережное перекладывание Луизой вещичек детей, у читателя создается впечатление, что она своим уходом желает отвести все беды от любимых чад.
В рассказе «Дядюшка и двоюродный братец» плащ с широко развернутыми бархатными отворотами передаёт внутреннюю уверенность Аполлона в себя.
Таким образом, художественные предметы быта, интерьера, вещи - важнейшие составляющие во всех сегментах прозаических произведений А. А. Фета. Это скрещение и сплав всех авторских интонаций, в том числе не осознанных до конца ни самим автором, ни его современниками. В этом главная онтологическая тайна прозы писателя, предназначенная к разгадке временем.
1. Островский А.Н. Гроза. Бесприданница: Пьесы. - Л.: Детская литература, 1982. - 174 с.
2. Полное собрание стихотворений А. А. Фета. / под ред. Б. В. Никольского т. I. - СПб.: изд. А.Ф. Маркса - 1910, с. 334.
3. Пушкин А.С. Сочинения в 3 томах. Т.1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. - М.: Худож. лит., 1985. - 735 с.
4. Толстой Л.Н. Анна Каренина. Роман в восьми частях. Части 1-4 - Ленинград: Худож. лит., 1982. - 445 с.
5. Тургенев И. С. Затишье / Собрание сочинений в десяти томах. Т. 3 - М.: Гослитиздат, 1961. - 480 с.
6. Фет А. А. Сочинения: в 2-х томах. Т. 1. - М.: Худож. лит., 1982.- 575 с.
7. Фет А. А. Улыбка красоты. Избранная лирика и проза. - М.: «Школа- Пресс, 1995. - 736 с.
8. Фет А. А. Стихотворения. - М.: Художественная литература, 1970. -560 с.
9. Шефнер В. Стихотворения - М: Лениздат, 1972. - 288с.
II. Научно-критическая литература
10. Асланова Г. «Еще ты на миг моей покорна воле...» (О смерти А.А. Фета) // Вопросы литературы. - 2008. - №3. - С. 307-320.
11. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. - М.: Высшая школа, 1989. - 210 с.
12. Благой Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета. - М: «Художественная литература», 1975. - 112 с.
13. Божкова Г.Н., Фролова Г.А. Введение в литературоведение и теория литературы: Учебное пособие для одаренных школьников и студентов. - Елабуга, 2013. -172 с.
14. Буровик К.А. Родословная вещей. - 2-е изд., перераб. - М.: Знание, 1991. - 232с.
15. Бухштаб Б.Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. - Л: Наука, 1990. -
144 с.
16. Введение в литературоведение: учеб. пособие / под ред. Л. В. Чернец. - М.: Высш. шк., 2004. - 680 с.
17. Гапоненко П.А. О поэтике А.А. Фета // Литература в школе. - 2000. - № 8. - С. 2-6.
18. Григорьева А.Д., Иванова Н.Н. Язык поэзии XIX - XX вв. Фет. Современная лирика. - М: Наука, 1985. - 230 с.
19. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2003. - 232с.
20. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учеб пособие - М.: Флинта: Наука, 2010 - 246 с.
21.Зацаринская И.А. Деревенские посиделки «Одежда на Руси» // Классный руководитель. - 2008. - №3. - С. 131-142.
22. История Русской Литературы в 4 томах. Т.3. Расцвет реализма. - Ленинград.: Наука, 1982. - 880 с.
23. История русской литературы второй половины XIX века. Поэзия: Практикум; Хрестоматия / Редактор-составитель Н.Н. Старыгина. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 440 с.
24. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 - первой половины 20 вв.: опыт энциклопедии - М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. - 383 с.
25. Колмакова В.В. Семантика одежды в контексте художественного произведения (на примере романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») // Иновации в образовании. - 2008. - №1. - С. 42-51.
26. Лейбова Е.К. Одежда как источник для изучения истории повседневности ХХв. // Преподавание истории и обществознания в школе. -2012. - № 9 - С.61-66.
27. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1989. - 159 с.
28. Минералов Ю.И. История русской литературы 19 века (40-60-е годы): Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2003. - 367 с.
29. Нечкина М.В. Функция художественного образа в историческом процессе. - М: Наука, 1982. - 320 с.
30. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления: Учеб. Пособие для студ. учрежд. сред. проф. обр. Под ред. Э.Б. Плаксиной. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.
31. Пронин В.А. История мировой литературы и искусства - М.: МИЭМП, 2010, 407 с.
32. Разживина А.А «Мода середины XIX века и ее отражение в рассказе А.А. Фета «“Семейство Гольц”» // Елабужские филологические чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Россия, Республика Татарстан, г. Елабуга, 28 октября - 2 ноября 2015 года / науч. Ред. Д. А. Салимова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2015. 232 с.
33. Разживина А.А., Божкова Г.Н. «Функции образов предметного мира в рассказе А. А. Фета “Семейство Гольц”» // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2015 (РИНЦ)
34. Ранчин А.М. «Обыкновенное чудо» Афанасия Фета // Литература: приложение к газете «Первое сентября». - 2008. - № 14. - С. 35-38.
35. Русские писатели: библиографический словарь: в 2-х ч. Ч. 2. М - Я / под ред. П. А. Николаева. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
36. Руфова Е.М. Мода как феномен социокультурного развития// Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2007. - № 1 (1). - C. 212-214.
37. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 361 с.
38. Савельева Л.И. Словарь-справочник по литературе для слушателей подготовительных отделений и поступающих в вузы. - Казань: Издательство Казанского Университета, 1983. - 207 с.
39. Скатов Н.Н. История русской литературы XIX века: (Вторая половина): Учеб. Для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение, 1991. - 512 с.
40. Скатов Н.Н. Литературные очерки. - М.: Современник, 1985. - 366 с.
41. Слинько А.А., Свительский В.А. Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие. - Воронеж: Родная речь, 2003. - 426 с.
42. Соловей Т.Г. Изучение лирики А.А. Фета X класс // Литература в школе. - 2012. № 3 - С. 24-28.
43. Страхов Н.Н. Литературная критика: Сборник статей / Вступительная статья и составление Н. Н. Скатова, комментарий В. А. Котельникова. - СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2000. - 464 с.
44. Сухова Н.П. Лирика Афанасия Фета: в помощь преп., старшеклассникам и абитуриентам. - М.: изд. МГУ, 2000 - 77 с.
45. Теория литературы: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. Высш. Учебн. Заведений: В 2 т./под ред. Н.Д. Тамарченко. - Т.2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. - М.: Издательский центр Академия, 2004. - 368с.
46. Третьякова Л.Н. Из истории названий военной одежды // Русский язык в школе. - 2012. - №6 - С.96-98.
47. Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. - СПб.: 2004. - 375 с.
48. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Основы теории литературы: учебник - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 316 с.
49. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999. - 398 с.
50. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд. 4-е. - М.: Художественная литература, 1977. - 450 с.
51.Чернейко Л.О., Башкатова Д.А. Философско-лингвистический аспект изучения моды // Филологические науки. - 2008. -№2 - С. 86-98.
52.Чудаков А.П. Слово - вещь - мир. От Пушкина до Толстого: очерки поэтики русских классиков. - М.: Современный писатель, 1992. - 317 с.
53.Чуковский К. Люди и книги шестидесятых годов. - Л., 1934 - 272 с.
54. Шаталов С.Е. Литература - вид искусства. - М.: Знание, 1981. - 160 с.
55. Шкроба Н. Из красной свитки - в шинель. Одежда в раннем творчестве
Н. В. Гоголя // Литература (приложение к газ. «Первое сентября») - 2010. - № 7. - С. 35-39.
56.Энциклопедический словарь юного литературоведа. Сост. В. И.
Новиков. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с.
III. Интернет-источники
57. Достоевского Ф.М. «Братья Карамазовы» [Электронный ресурс]. -
URL:http://www.klassika.ru/read.html?proza/dostoevskrj/karams.txt&page=78(дата обращения: 29.01.15)
58. Козубовская Г.П. Поэзия А. Фета и мифология [Электронный ресурс].
- URL:
https://books.google.ru/books?id=HNQPAwAAQBAJ&pg=PA204&dq=%D0%91.+%D0%A1%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81 %D0%
BA%D0%BE%D0%B9+%D0%BE+%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%B5&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjDk -
Azr7MAhXFWSwKHW96Ab8Q6AEIKzAD#v=onepage&q=%D0%91.%20%D0%A1%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%20%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%B5&f=false(дата обращения: 29.01.15)
59. Потемина Е. «Мир женщины» [Электронный ресурс]. - URL: http://afield.org.ua/mod3/mod62 1.html(дата обращения: 29.01.15)
60. Тархов А. Проза Фета-Шеншина. - М.: Художественная литература,
1982 [Электронный ресурс]. URL:
http://az.lib.ru/f/fet_a_a/text_0180.shtml(дата обращения: 3.09.15)
61. Тресиддер Д. Словарь символов [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. booksite. ru/localtxt/tre/sid/der/tresidder_d/slovar_sim/16. htm (дата обращения: 07.02.2015).
62. Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века - М.: Флинта, Наука, 2001. - 264 с. [Электронный ресурс]. -
URL: http://krotov.info/lib_sec/21 _f/fed/osyuk_00.htm (дата обращения: 2.02.16)