Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление производством общественных благ

Работа №8320

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы299стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
970
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ КАК ОБЪЕКТ
УПРАВЛЕНИЯ 15
1.1. Природа общественных благ и их характеристика 15
1.2. Роль общественных благ в производстве человеческого капитала 45
1.3. Публичные и социальные блага 65
ГЛАВА II. СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ 95
2.1. Государство и гражданское общество в управлении производством общественных благ 95
2.2. Коммерческий и некоммерческий секторы в управлении производством общественных благ 112
2. 3. Креативные сети в управлении производством общественных
благ 137
ГЛАВА III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В УПРАВЛЕНИИ
ПРОИЗВОДСТВОМ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ 158
3.1. Экономический потенциал региона в производстве общественных благ... 158
3. 2. Специфика системы регионального управления 178
3.3. Пути совершенствования регионального управления 202
ГЛАВА IV. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - СОЦИАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВО 217
4.1. Общая характеристика социального государства 217
4. 2. Взаимосвязь экономических и социальных процессов 237
4.3. Принципы формирования социального государства как предпосылки
роста производства общественных благ 252
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 268
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 279



Актуальность темы исследования. Особое место в социально-экономических процессах хозяйствования современной России занимает процесс производства общественных благ, имеющий своим экономическим и социальным назначением удовлетворение человеческих потребностей сверх объема оплаты его труда в обществе, а также предоставление человеку общественных благ в форме конституционно гарантированных государством бесплатных услуг образования, здравоохранения, культуры и т.п. Роль общественных благ в удовлетворении человеческих потребностей возрастает по мере социально-экономического прогресса и вместе с тем возрастает значение эффективности управления производством этих благ.
Научная и практическая значимость обращения к исследованию динамично изменяющегося процесса производства общественных благ определяяется тем, что в российском государстве итогом проводимых реформ стало появление новой государственной системы, новой многоукладной экономики, новой системы социальных ценностей, новой стратификации общества и т. п., которые, как ни странно, но формировались в условиях кризиса государственности, спада общественного производства, социальной эрозии общественных отношений, падения уровня и качества жизни населения и роста его бедности. В этих условиях социальные формы защиты и поддержки населения, осуществляемые ранее в значительной степени через общественные фонды потребления, практически исчезли из хозяйственной и политической практики, а также из современной научной терминологии. В этой связи правомерно поставить вопрос, а что же заменит этот важнейший социальный институт в условиях утверждения рыночных форм хозяйствования, пришедших на смену административно-плановым методам управления? Для ответа на данный вопрос в настоящем исследовании определяются необходимость и возможность создания механизма управления производством общественных благ как составной и социально-значимой части экономических благ, выявляются источники их производства и механизмы
3

распределения, а также место и роль общественных благ в социальной политике современного государства и его трансформационной экономики. Возрастающая роль производства общественных благ актуализирует проблемы совершенствования управления этим производством (на основе применения общих принципов теории управления экономическими системами) к специфике производства общественных благ с учетом особенностей объекта управления, множественностью субъектов управления, информационных обменов, объективной ограниченности индивидуального контроля потребителей и других свойств, присущих этому важному сектору экономики.
Состояние научной разработанности проблемы. Разработанность проблемы связана с теоретическими вопросами управления производством общественных благ, которые являются основой формирования современной концепции на теорию социально-рыночной экономики. Вопросы о сущности и значении общественных благ рассмотрены в работах Ламберта X., МаслоуА., Назаренко И., Норта Д., ПантэмаР., Скаржинского М., Соболева И., Сорокина Д., СтиглицаДж., СубеттоА., Федотовой В., Хольцмана Э., Чекмарева В., Юрьевой Т. и др. В тоже время вне поля зрения исследователей осталась необходимость выявления природы общественных благ и их социально-экономической характеристики в новой парадигме развития в период перехода к постиндустриальному обществу.
Общие вопросы трансформации экономических систем получили теоретическое освещение в фундаментальных исследованиях, представленных в классических и современных работах. В формировании авторской концепции особую роль сыграли работы как отечественных так и зарубежных ученых: Аганбегяна А., Бабаева Б., Брю С., Гибало Н., Гутмана Г., Джери Д., Жильцова Е., Журавлевой Г., Кейнса Дж., Клоувога Ф., Коха В., Крозье М., Ламберта X., Линвуда Т., Лиона В., Макконнелла К., Маршалла А., Нельсона Р., Парфеновой Л., Пефтиева В., Пиндайка Р., Ракитского Б., Рубина Ю., Самуэльсона П., Свиридова Н., Скаржинской Е., Скаржинского
4

М., Стиглица Дж., Танци В., Чекмарева В., Эткало О., Яковца Ю., Яновского К. и др.
В то же время нам не известны работы, в которых формирование социальной рыночной экономики определялась бы как стратегическая цель в управлении производством общественных благ.
Теоретические основы и принципы управления разносторонне проанализированы в работах Акоффа Р., Виханского О., Герчиковой И., Друкера П., Занковского А., Карлофа Б., Короткова Э., Кузнецова Ю., Маслоу А., Мескона М., Мильнера Б., Наумова А., Оуэна Р., Подлесных В., Пригожина
А., Радугина А., Смирнова Г., Смита А., Тейлора Ф., Форда Г., Чоудхари С., Шепеля В., Якокка JI. и др.
Однако в трудах этих ученых теоретические основы принципов управления не конкретизируются применительно к управлению производством общественных благ с учетом специфических свойств объекта управления - производства и распределения общественных благ, их социально-экономической характеристики и роли в жизни общества, а так же с учетом множественности и социально-экономических различий субъектов управления, производителя общественных благ: государства, гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций общенационального, регионального и муниципального уровней.
Исследование двух основных свойств общественных благ (неисключаемости и неконкурентности) в научной литературе проведено такими авторами как: Алексеев А., Балабанова Е., Берендеева А., Герцог И., Гибало Н., Гутман Г., Дементьев А., Демин А., Дигилина О., Дрогобыцкий И., Ермишина А., Иванова В., Кравченко Н., Латов Ю., Малкина М., Миляева Л., Розмаинский И., Рунов А., Петрова Л., Попова И., Пороховский А., Поршнев А., Скаржинская Е., Скаржинский М., Тамбовцев В., Темницкий А., Федосова Р., Чекмарев В., Черемисина Т., Шабанова М., Шульгин С.и др. Но в работах этих авторов не достаточно анализируются и такое свойство как контроль со стороны совокупности потребителей за качеством общественных
5

благ. По нашему мнению, контроль не может осуществляться только индивидуальным потребителем, его должно осуществлять общество, так как производство общественных благ адресовано не отдельному потребителю, а совокупности потребителей. Это касается всех общественных благ в разной степени (как и свойства неисключаемости и неконкурентное™): для одних общественные блага абсолютны, для других - частичны. Поэтому необходим государственный и общественный контроль над производством общественных благ. Более того, на наш взгляд, возрастание роли человеческого капитала требует обоснования роли общественных благ в формировании человеческого капитала. При достаточно большом объеме научной литературы, посвященной различным аспектам поставленной проблемы остаются недостаточно изученными вопросы разработки, стратегии и контроля со стороны общества за производством общественных благ, вариативность сетевых взаимодействий на примере креативных сетей в управлении производством общественных благ; взаимодействие процессов управления производством общественных благ на общенациональном, региональном и муниципальном уровнях; стратегическая ориентация управления производством общественных благ на формирование социальной рыночной экономики и значимость такой ориентации, взаимосвязь экономических, социальных и управленческих процессов. Наличие нерешенных вопросов позволило сформулировать гипотезу и цель работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Среди достаточно большого перечня социально-экономических проблем современной России особое место занимает проблема производства общественных благ, имеющих своим социальным назначением удовлетворение человеческих потребностей сверх объема оплаты его труда в обществе, а также предоставление человеку общественных благ в форме конституционно гарантированных государством бесплатных услуг образования, здравоохранения, культуры и другие.
Научная и практическая значимость решения данной проблемы усиливается тем, что в российском государстве итогом проводимых реформ стало появление новой государственной системы, новой многоукладной экономики, новой системы социальных ценностей, новой стратификации общества, которые, как ни странно, но формировались в условиях кризиса государственности, спада общественного производства, социальной эрозии общественных отношений, падения уровня и качества жизни населения и роста его бедности. В этих условиях социальные формы защиты и поддержки населения, осуществляемые ранее в значительной степени через общественные фонды потребления, практически исчезли из хозяйственной и политической практики, а также из современного научного лексикона.
В настоящем исследовании были определены необходимость и истоки возникновения общественных благ как составной и социально-значимой части благ экономических, выявлены • источники их производства и механизмы распределения, а также место и роль общественных благ в социальной политике современного государства и его трансформационной экономики. В ходе решения поставленных перед исследованием задач, мы пришли к следующим выводам:
1. Особенности процессов производства общественных благ обусловливают специфику теоретических проблем управления этими процессами.
268

Во-первых, общественные блага разнообразны. Приоритет в распределении ресурсов на их производство (например, выбор в пропорциях распределения ресурсов на производство благ обороны и правоохранительной безопасности, с одной стороны, и благ образования и здравоохранения - с другой) осуществляется под влиянием групп экономических интересов. Это, а также роль государства и его органов в производстве общественных благ предполагает в системе управления особое значение контроля со стороны гражданского общества.
Во-вторых, общественные блага производятся государством, различными коммерческими и некоммерческими организациями. Множественность производителей общественных благ определяет необходимость координации и особую роль координации в системе управления.
В-третьих, специфика процессов производства общественных благ такова, что в теоретических проблемах управления этими процессами важное место принадлежит поиску оптимального сочетания и взаимодополнения рыночных и административных методов управления.
В-четвертых, в производстве общественных благ общефедеральные формы управления органически сочетаются с производством общественных благ и управление им на региональном и муниципальном уровнях. Тем самым проблема рационального управления значительно усложняется.
В-пятых, эволюция производства общественных благ отражает стратегическую направленность на формирование социального государства. Стратегическая характеристика процесса управления производством общественных благ занимает особое место среди теоретических проблем этого управления.
Трансформация российской экономики несет как положительные, так и отрицательные черты. К положительным мы можем отнести повышение степени самостоятельности, появление разнообразных организационно¬правовых форм, возможности реализовать инициативу любого субъекта
269

экономических отношений. К отрицательным следует отнести уменьшение степени управляемости хозяйствующего субъекта, а также дискретность обратных связей. С точки зрения теории управления отсутствует информация (или дискретность ее получения) об объекте управления, которая резко понижает эффективность управления или вообще приводит к разбалансировке управляемой системы. Следовательно, возникает вопрос об организации обратной связи в новых условиях хозяйствования, который является проблемой как практической, так и теоретической.
2. В работе были разработаны новые принципы и практические меры социальной политики, которые связаны со следующими основными причинами: во-первых, с традиционным преувеличением роли государственного сектора в решении проблем социальной защиты населения; во-вторых, с односторонней оценкой системы мер социальной защиты, рассматриваемой лишь как затраты и издержки, но не учитывающей их потенциальных возможностей для экономического развития; в-третьих, с существующим делением мер социальной защиты населения на отдельные целевые программы, не связанные между собой, что затрудняет выявление присущих им общих характеристик и необходимую координацию; в- четвертых, что наиболее важно, традиционный подход не позволяет выработать стратегию для действенного сокращения бедности.
Социальная направленность общественных благ состоит не только в служении всем и каждому, но они должны быть и равнодоступными члену общества независимо от его социального статуса и финансового положения.
Нами предложено определение гражданского общества как системы экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы и корпорации для удовлетворения своих материальных, духовных и социальных потребностей и интересов.
Таким образом, во-первых, гражданское общество - это предпосылка эффективности, стабильности и защиты всего общества и потому
, 270

являющееся необходимым его атрибутом. Во-вторых, гражданское общество функционально выступает и как фактор общественного прогресса. И, в- третьих, наличие у гражданского общества функций «эффективности», «стабильности», «защиты» позволяет выделить объекты, на которые оно воздействует. По логике, это «рынок» и «государственная власть».
Некоммерческий сектор, представленный в многоуровневой экономике государственными или общественными организациями, в зависимости от их местонахождения в иерархии экономических отношений, имеет различные виды общественных благ, различные объемы их производства, что обусловливает специфику их участия в производстве общественных благ. Более того, многомерность экономического пространства нашей страны определяет множество субъектов общественных благ. Специфика потребления определенного производства и управления производством общественных благ в различных регионах страны. Следовательно, управление столь разнообразными организациями, территориально разобщенными, с разными учредителями, требует координации.
Коммерческий и некоммерческий секторы требуют сами по себе координации их дел, и с учетом аналогично слаженной иерархии структуры вопросы координации становятся значимыми и по горизонтали и по вертикали. Следовательно, требуются органы, осуществляющие процесс координации, как неотъемлемая составная часть производства общественных благ. На наш взгляд, таким органом должна являться законодательная власть.
Мы также отметили значимость такого элемента управления, каковым является контроль за принимаемыми решениями, даже если эти решения приняты законодательной властью. Все вышеотмеченное позволило нам сделать вывод о том, что в управлении производством общественных благ участвуют наряду с государством и обществом коммерческие и некоммерческие секторы экономики, требующие координации и контроля.
3. Производство общественных благ традиционно относится к компетенции государства, однако процесс регионализации (без оценки их
271

положительных и отрицательных эффектов) предопределил дифференциализацию управления по вертикали (в рамках макроэкономического подхода).
Анализ экономических явлений, характеризующих региональные аспекты в управлении производством общественных благ, позволяет утверждать, что наряду с традиционными экономическими процессами и явлениями, описываемыми макроэкономической теорией, появились совершенно новые экономические феномены, через которые подробно проведен анализ, что позволило нам констатировать нижеследующие положения.
1) Объективные процессы регионализации привели к дифференциации общенационального экономического потенциала.
2) Оценка экономического потенциала региона в настоящее время не имеет ни методологических, ни статистических, ни теоретических характеристик. Следовательно, осуществленные нами постановки проблемы оценки экономического потенциала региона являются теоретическим движением в обосновании явлений региональной и реальной экономической жизни общества.
3) Нельзя не констатировать, хотя и с определенной долей условности, что вопросы региональных аспектов не только производства, не только управления производством, но и потребления общественных благ требуют дополнительной аргументации.



1. Абалкин Л.И., Компания или стратегия? // ЭКО, 2004. - № 6.
2. Аганбегян А.Г., Реформы надо продолжать // ЭКО 2004. - №8.
3. Анализ динамики экономических показателей промышленности, инвестиционной деятельности и строительства во Владимирской области за 1991-2002 годы. -Владимирский областной комитет государственной статистики, 2003г.
4. Ансофф И. Стратегическое управление. Сокр. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
5. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории
• государственного сектора: Учебник / Пер. с англ., под ред. Л.Л.
Любимова. - М.: Аспект Пресс, 1995.
6. Аузан В., Африн Д. Технологии против сетей // Эксперт. - 2001. - № 38.
7. Афанасьев В. Г. Системность и общество. - М., 1980.
8. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом, М., 1977
9. Базелер У., Сабов 3., Хайнрих И., Кох В. Основы экономической теории. - СПб, 2000.
Ю.Байгереев М. анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета // Человек и труд, 2001. № 8.
: П.Балацкий Е., Конышев В. Глобализация мировой экономики и «корпоративная модель» формирования государственного сектора // Общество и экономика. - 2003. - № 9.
12. Балацкий Е., Конышев В. Роль государственного сектора в национальной экономике: общемировые тенденции // Общество и экономика. - 2003. - №7-8.
13. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. - Новосибирск, 1996.
14. Бальцерович Л. Социализм, капитализм, трансформация: Очерки на рубеже эпох. - М.: Наука, 1999.
’ 15.Бедность - порок власти. 2 августа 2000 г. // Internet: BizTime.ru.
279

16. Бедность в России: Государственная политика и реакция населения. Под ред. Д. Каугмана. - Вашингтон, 1998.
17. Бедность в России: меняются ли тенденции? (Материалы аналитического доклада «Социальный кризис в РФ») // Человек и труд.
2001. №7.
18. Берендеева А.Б. Социальная политика: Учебное пособие, Иваново: ИГУ, 2002.
19. Берестов Л.И. основные этапы и принципиальные схемы подготовки организаций социального хозяйства на рынке социальных благ и услуг. В сб.: Социальные аспекты конкурентоспособности человека, общества, государства. - М. Проспект, 2004.
20. Бильчак B.C.. Захаров В.Ф. Региональная экономика. - Калининград,
1998.
21. Биологический энциклопедический словарь. / Гл.ред. М.С.Гиляров. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.
22. Блехман Б.А. Социальные реформы - реальность и возможности. В сб.: Актуальные проблемы усиления социальной направленности в экономике России. Под общей ред. Волгина Н.А. - М., 1999.
23. Болдов О.Н., Иванов В.Н., Розенфельд Б.А., Суворов А.В. Ресурсный отенциал социальной сферы в 90-е годы // Проблемы прогнозирования.
2002. №1.
24. Большая российская юридическая энциклопедия. Интернет ресурсы: http://www.kodeks.net.
25. Большой энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1994.
26. Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. - М.: Луч, 1997.
27. Бояринцев Б.И. Рынок и здравоохранение // Экономика дравоохранения - № 2 - 1996. ’
280

28. Булганина С.Н. Собственность и основные экономические субъекты // Собственность в XX столетии. Сборник. - М.: РОССПЭН, 2001.
29. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов / Бурдье П. Социология политики. - М., 1993.
30. Быченко Ю. Культурный капитал // Человеческие ресурсы. -№3. -
2001.
31. Вегер JI.JI. Соотношение форм собственности // Собственность в XX столетии. Сборник. - М.: РОССПЭН, 2001.
32. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991.-№ 16.
33. Виленский А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. 1999. № 2.
34. Виноградов В.Д., Головин Н.А. Политическая социология. - СПб.: Изд.СПбГУ, 1997.
35. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. -М.: Гардарика, 1998.
36. Владимирова Е. Подарит ли Россия странам третьего мира оружие массового уничтожения? http//www.ritro.ru, 21.03.2000г.
37. Владимирская область в 2001 г. Статистический ежегодник. - Владимир, 2002.
38. Власова М.В. Право собственности в России: возникновение, юридическое содержание, пути развития. - М.: МЗ-Пресс, 2002.
39. Власть, бизнес и гражданское общество. Материалы дискуссий. - М.: ОГИ, 2003.
40. Воронов А., Буряк А. Кластерный анализ - база управления конкурентоспособностью на макроуровне // Маркетинг, 2003. - №1.
41. Высшее образование в России - 1999. М., ЦИСН, 1999.
42. ГавриловаН.М. Пономаренко Е.В. Третий сектор: механизм некоммерческого хозяйствования. - М., 1999.
43. Гайдар Е.Т. Государственная нагрузка на экономику. И Вопросы экономики. - 2004, - №9.
281

44. Гибало Н.П. Идеи Дж. Кейнса о командно-административной системе в - России и их актуально-адекватное созвучие современности. // Вестник
Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова,
2001. -№ 1.
45. Гибало Н.П. и др. Проблемы институционализации экономики России.
- Кострома, 2002.
46. Гибало Н.П., Свиридов Н.Н., Скаржинский М.И., Чекмарев В.В. Институты и экономические отношения. - Кострома, 2003.
47. Гидденс Э. Социология образования. -М .: Эдиториал УРСС , 1999.
48. Голосов О.В. Информатика в системе общественного разделения труда // Прикладная информатика. Вып.1. М.: Финансы и статистика, 1987.
49. Горшенина Е.В. Социально-экономическое состояние региона. - Тверь, ТГСХА, 1999.
50. Горшенина Е.В,, Приоритеты, механизмы и модели экономического развития региона. Докторская диссертация. - Тверь, 2000.
51. Граждан В. Д. Деятельностная теория управления. - М.: РАГС, 1997.
52. Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. -М., 2001.
53. Гребнев J1.C. Экономика. Курс основ / Гребнев Л.С., Нуреев P.M. - М.,
• 2000.
54. Гутман Г., Дигилина О., Звягинцева О. Взаимодействие процессов социализации и капитализации в рыночной экономике: монография / Г.Гутман, О.Дигилина, О.Звягинцева. - М., 2005.
55. Гутман Г.В., Дигилина О.Б., Звягинцева О.П. Общественные блага в транзитивной экономике. - М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004.
56. Гутман Г.В., Звягинцева О.П., Мироедов А.А. Регион в формировании социального государства. - М.: Финансы и статистика, 2005.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ