Введение 3
1. Теоретические аспекты учета товарооборота в торговле 6
1.1. Сущность и роль товарооборота в торговле 6
1.2. Порядок учета товарооборота в торговле 13
1.3. Нормативное регулирование учета товарооборота в торговле в России
и международной практике 20
2. Особенности учета и контроля товарооборота в ООО «Арис» 26
2.1. Порядок формирования товарооборота в ООО «Арис» 26
2.2. Синтетический и аналитический учет выручки от продажи товаров в
ООО «Арис» 31
2.3. Контроль товарооборота в ООО «Арис» 44
3. Анализ товарооборота в ООО «Арис» 50
3.1. Анализ динамики, выполнения плана, состава и структуры
Товарооборота 50
3.2. Факторный анализ товарооборота 58
3.3. Применение экономико-математических методов в прогнозировании
Товарооборота 66
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Одним из важнейших показателей деятельности торгового предприятия является его товарооборот, т.е. выручка от продажи товаров. Товарооборот представляет собой процесс обмена товаров на деньги. С одной стороны, он характеризует уровень и масштабы деятельности предприятия, от товарооборота зависит величина валового дохода и прибыли. С другой стороны, через товарооборот меняется форма стоимости товаров, в результате чего возмещаются затраты и создаются условия для его развития.
Товарооборот на прямую оказывает влияние на финансовое состояние предприятия, которое, в свою очередь, определяет его инвестиционную привлекательность, конкурентоспособность, потенциал делового сотрудничества. Поэтому правильность определения сущности выручки от продажи товаров, метода ее определения, а также выполнение условий ее признания является важным аспектом в деятельности торгового предприятия.
Как известно, цель любого предпринимателя или организации, которая осуществляет торговую деятельность, - это получение такого уровня выручки от продажи товаров, который бы смог покрыть себестоимость и принести ему прибыль. Можно сказать, что уровень товарооборота оказывает влияние на то, как удачно завершился торговый процесс, и одновременно выручка выступает необходимым условием следующего оборота деятельности предприятия.
В случае если себестоимость товаров выше выручки от их продажи, то прибыли предприниматель или же организация не получит, возникнет убыток. Также же возможно, что выручка и себестоимость будут равны, это значит, что предприниматель или организация не получит прибыли, а лишь окупит себестоимость товаров и расходы на их содержание и транспортировку. Но, следует сказать, что на начальном этапе, тем более в наше время, в период кризисного состояния, этот процесс безубыточности предприятия, мы считаем, вполне приемлемым.
Различные изменения в структуре товарооборота влияют на финансовые результаты деятельности предприятия и на его стабильность. В то же время ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность оборота средств, отсутствие перебоев в работе, удовлетворение потребностей населения и отсутствие тенденции к понижению прибыли. Выручка от продаж является основным источником регулярных доходов для организации из всех возможных поступлений средств, которые в свою очередь необходимы для финансирования его деятельности. В этой связи почти на каждом крупном предприятии создается специализированный финансовый отдел, который осуществляет ежедневный оперативный и перманентный контроль отгрузки и непосредственно реализации товаров.
Тема выбрана не случайно, она особенно актуальна в современных условиях. Кризис в России: падение курса рубля, снижение спроса покупателей, повышение цен, запрет на экспорт и импорт некоторых категорий товаров - все это повлияло на товарооборот предприятий, а как следствие и на их финансовые результаты. В этих условиях экономической нестабильности, чтобы пережить экономический и финансовый кризис, предприятиям тем более необходимо стараться повышать эффективность их работы, чтобы миновать негативные последствия кризиса в России. Основной целью торгового предприятия является максимальное получение прибыли. Получение прибыли без объема товарооборота невозможно. Ввиду того, что торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то для максимального получения прибыли необходимо увеличение объема товарооборота, как основного фактора роста доходов и прибыли. Изучая показатели товарооборота на примере отдельного предприятия, мы выявим резервы, постараемся предложить способы повышения значений этих показателей, а также оценим правильность прогнозирования выручки. Дело в том, что правильность прогнозирования и распределения выручки является ключевым аспектом в успешности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование порядка учета, анализа, а также контроля товарооборота на примере ООО «Арис».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
- определить сущность и роль товарооборота;
- рассмотреть условия признания выручки от продажи товаров, а также методы ее учета;
- изучить особенности формирования выручки от продажи товаров;
- исследовать нормативное регулирование учета выручки от продажи товаров в оптовой и розничной торговле;
- провести анализ состава, структуры и динамики выручки от продажи товаров на примере предприятия «Арис».
В качестве предмета исследования выступает товарооборот.
Объектом исследования выступает ООО «Арис» - предприятие розничной торговли с широким ассортиментом товаров.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, которая содержит три главы, заключения, списка использованных источников и приложения.
Теоретической базой исследования стали нормативные законодательные акты РФ, учебные пособия, научные статьи, а также бухгалтерская отчетность ООО «Арис».
Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является объем выручки от продажи (товарооборота). При этом выручка от продажи соответствует понятию доходы от обычной деятельности.
Своевременное поступление выручки от продажи обеспечивает непрерывность кругооборота средств. Задержки в ее получении приводят к снижению прибыли, нарушению условий договоров, штрафным санкциям. Из полученной суммы товарооборота предприятие оплачивает счета поставщиков за товары и материалы, выплачивает заработную плату работникам предприятия, уплачивает страховые взносы и налоги, а также прочие затраты. Товарооборот является источником дохода и прибыли торговых предприятий. Поэтому они заинтересованы в его увеличении и своевременном поступлении.
В выпускной квалификационной работе были изучены особенности учета и контроля товарооборота в ООО «Арис».
В бухгалтерской отчетности ООО «Арис» сумма товарооборота находит свое отражение в отчете о финансовых результатах по строке 2110 «Выручка». Являясь плательщиком ЕНВД, предприятие НДС не уплачивает.
Согласно учетной политике ООО «Арис», будучи малым предприятием, выручку от продажи товаров отражает в бухгалтерском учет по кассовому методу.
Синтетический учет выручки от продажи товаров на анализируемом предприятии ведется в соответствии с планом счетов на счет 90 «Продажи». Аналитический учет ведется в разрезе каждого вида проданных товаров, фирм, а также по другим направлениям, необходимым для управления организацией. Проведенные исследования показали, что учет выручки от продажи товаров в организации осуществляется в полном соответствии с действующими законодательными актами.
Также в результате проведенного исследования организации учета товарооборота на предприятии «Арис» было выявлено, что используется устаревшая версия специализированной бухгалтерской программы «1С: Предприятие 7.7», которое в настоящее время уже не поддерживается разработчиками, которые не выпускают обновления для нее. В связи с тем, что нужно использовать современные программные средства, а 1С: Предприятие 7.7 достаточно старый программный продукт, необходимо ООО «Арис» осуществить переход на новую бухгалтерскую программу «1С: Предприятие 8.3», что позволит повысить достоверность и оперативность учета.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ товарооборота в ООО «Арис» за 2014-2015 гг.
Товарооборот в 2015 г. снизился по сравнению с 2014 г. в действующих ценах на 3 434 887 руб. и составил 93 723 455 руб. Однако, несмотря на то, что предприятие не смогло выполнить план, и товарооборот в 2015 г. снизился на 3,5% по сравнению с 2014 г., проанализировав динамику товарооборота по месяцам в течение отчетного года, наблюдается явная тенденция к повышению товарооборота к концу года по сравнению с началом 2015 года.
Факторный анализ товарооборота выявил, что в отчетном году были использованы не все возможности для выполнения плана товарооборота. Так, снижение эффективности использования материально - технической базы торговли по сравнения с планом привело к уменьшению размера товарооборота на 9 452 306,88 руб., снижение производительности труда продавцов - к уменьшению на 16 454 246,1 руб., нерациональность использования товарных ресурсов по сравнению с планом - к уменьшению на 5 443 354 руб. Положительно повлияли на товарооборот только количественные факторы: расширение штата сотрудников привело к росту товарооборота на 11 017 756,1 руб., превышение остатков на начало отчетного периода по сравнению с запланированным - к росту на 6 864 руб., расширение торговой площади по сравнению с планом - к росту на 4 015 817 руб.
Проведенный прогноз товарооборота предприятия «Арис» при определенных затратах на рекламу на основе однофакторной модели линейной регрессии на основании регрессионного анализа информации о расходах на рекламу и товарообороте предприятия ООО «Арис» показал, что связь между ними линейна, и полученное уравнение регрессии адекватно описывает данные. Таким образом, при затратах на рекламу в сумме 16, 3 тыс. руб., прогнозный товарооборот с 95-% уровнем надежности будет находиться в пределах от 9 414, 52 тыс. руб. до 10 187, 28тыс. руб. и составит около 9 801 тыс. руб.
По результатам исследования представляется необходимым сделать ряд предложений по увеличению товарооборота в ООО «Арис», которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде:
- уделить достаточное внимание обучению и подготовке кадров, повышению квалификации, особое внимание уделить работе продавцов;
- усовершенствовать структуру управления организации, в частности внедрить в структуру отдел маркетинга, который бы отвечал за повышение продаж, а также разрабатывал эффективную систему планирования доходов на каждый месяц, квартал и год;
- рассмотреть и устранить причины увеличения прочего выбытия товаров;
- выяснить причины непроизводительного использования рабочего времени, установить как организован торговый процесс, особое внимание уделить тому, как происходит взвешивание и упаковка товара, расчеты с покупателями, разгрузка товаров, уборка помещений, после этого применить соответствующие меры по повышению производительности труда, например, обеспечение рациональной организации рабочих мест, создание благоприятных условий труда, внедрение эффективной системы материального стимулирования персонала;
- контролировать своевременность поступления первичных документов, в том числе по учету выручки, в бухгалтерию и наличие на них обязательных реквизитов;
- осуществлять внезапную инвентаризацию товаров несколько раз в год;
- создать на предприятии службу внутреннего контроля и составить программу внутреннего контроля товарооборота на предприятии.
Данные мероприятия, на наш взгляд, в целом и по отдельности позволят обеспечить ООО «Арис» рост товарооборота в будущем периоде.
1. О защите прав потребителей: федеральный закон от 7.02.1992 г., №2300-1 (ред. от 13.07.2015 г.).- Информационно-правовая система «Консультант Плюс».- Версия от 12.05.16 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 г., № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.).- Информационно-правовая система «Консультант Плюс».- Версия от 12.05.16 г.
3. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон от 8.02.1998 г., №14-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.).- Информационно-правовая система «Консультант Плюс».- Версия от 14.05.16 г.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный
закон от 05.08.2000 г., № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016 г.).- Информационно¬
правовая система «Консультант Плюс».- Версия от 12.05.16 г.
5. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 28.12.2009 г., № 381 (ред. от 31.12.2014).- Информационно-правовая система «Консультант Плюс».- Версия от 12.05.16 г.
6.О бухгалтерском учете: федеральный закон от 22.11.2011 г., №402-ФЗ (ред. от 04.11.2014 г.).- Информационно-правовая система «Консультант Плюс».- Версия от 12.05.16 г.
7. Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ: приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г., №34н (ред. от 24.12.2010 г.).- Информационно-правовая система «Консультант Плюс».- Версия от 13.05.16 г.
8. Положение по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации»: приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г., №32н (ред. от 06.04.2015 г.).- Информационно-правовая система «Консультант Плюс».- Версия от 12.05.16 г.
9. Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению:
приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г., № 94н (ред. от 08.11.2010).-
Информационно-правовая система «Консультант Плюс».- Версия от 12.05.16 г.
10. Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов»: приказ Минфина РФ от 9.06.2001 г., №44н (ред. от 25.10.2010 г.).- Информационно-правовая система «Консультант Плюс».- Версия от 12.05.16 г.
11. Положения по бухгалтерскому учету 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»: приказ Минфина РФ от 27.11.2006 г., №154н (ред. от 24.12.2010 г.).- Информационно-правовая система «Гарант».- Версия от 12.05.16 г.
12. Положением по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации»: приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г., № 106н (ред. от 05.04.2015).- Информационно-правовая система «Консультант Плюс».- Версия от 14.05.16 г.
13. Международные стандарт финансовой отчетности 18 «Выручка»: приказ Минфина РФ от 28.12.2015 г., № 217н (ред. от 28.12.2015 г.).- Информационно-правовая система «Консультант Плюс».- Версия от 12.05.16 г.
14. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего
контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: рекомендации Минфина от 25.12.2013 г., № ПЗ-11/2013 (ред. от 25.12.2013 г.).-
Информационно-правовая система «Консультант Плюс».- Версия от 12.05.16 г.
15. Агафонова М.Н. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле и документооборот: учебник - М.: Гросс Медиа Ферлаг: РОС БУХ, 2011. - 720 с.
16. Алексеева Г.И., Богомолец С.Р., Сафонова И.В. Бухгалтерский учет: учебник. - М.: Московский финансово- промышленный университет «Синергия»,
2013. - 720 с.
17. Анущенкова К.А. Финансово - экономический анализ: учебно-практическое пособие. - М.: Дашков и К, 2011. - 57 с.
18. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 510 с.
19. Варламов С. А., Марчук М. В. Бухгалтерский учет в торговле: учебное пособие. - СПБ.: Питер, 2013. - 128 с.
20. Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учебник. - М.: ТК Велби, 2011. - 560 с.
21. Гладковская Е.Н. Финансы: учебное пособие. - СПБ.: Питер, 2013. - 321 с.
22. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: учеб. пособие. - М.: Юрайт, 2014. - 857 с.
23. Гурко В.Б. Бухгалтерский учет, анализ и аудит в торговле и общественном питании: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2012. - 75 с.
24. Жарковская М.А, Юдин А.А. Учет в торговле: справочник. - М.: Издательский дом «Главбух», 2014. - 782 с.
25. Жинков В.П. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебное пособие. - СПБ.: Питер, 2011. - 560 с.
26. Захаров И.В., Калачева О.Н. Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2015. - 424 с.
27. Зотова Н.Н., Зырянова О.Т. Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие. - Курган.: Издательство Курганского государственного университета,
2014. - 225 с.
28. Колмакоров В.В. Совершенствование подходов и методик анализа финансового состояния предприятия: научная статья. - Вестник НГИЭИ, 2015. - 121 с.
29. Коршунов В.В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. - М.: Юрайт, 2014. - 433 с.
30. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Финансы предприятий: учебное пособие. - М.: Альфа-Пресс, 2012. - 320 с.
31. Лытнева Н.А., Малявкина Л.И., Федорова Т.В. Бухгалтерский учет: учебник. - М.:ИД «Форум»: Инфра-М, 2015. - 512 с.
32. Мельник М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 192 с.
33. Николаева Т.А. Бухгалтерский учет в торговле: учебное пособие. - М.: А-Приор, 2011. - 352 с.
34. Невешкина Е.В., Соснаускене О.И., Шредер Е.Г. Бухгалтерский учет в торговле: практическое пособие. - СПБ.: Питер, 2011. - 116 с.
35. Петрова Л.П. Экономика торгового предприятия: Анализ и
планирование розничного товарооборота на предприятиях торговли: учебное пособие. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2012. - 140 с.
36. Полякова А.Е. Сравнение принципов, методов оценки, признание элементов финансовой отчетности согласно РСБУ и МСФО для построения модели обратной трансформации: научная статья. - Вестник Академии знаний, 2013. - 162 с.
37. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 536 с.
38. Терентьева Т.В. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2012. — 208 с.
39. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]:
Оборот розничной и оптовой торговли. - Официальный сайт Федеральной
службы государственной статистики РФ, 2016. - Режим доступа: http://
www.gks.ru