ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 12
В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 12
1.1 Малый бизнес как объект управления 12
1.2 Отраслевая и территориальная специфика управления малым бизнесом 28
1.3 Региональные приоритеты в управлении малым бизнесом 49
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ В РЕГИОНЕ 67
2.1 Управление конкурентоспособностью малого бизнеса 67
2.2 Малый бизнес в системе управления постиндустриальной экономики 82
2.3 Сетевые формы координации и управления малым бизнесом 110
2.4 Институциональное обеспечение системы управления малым бизнесом и его координация 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 141
Актуальность темы исследования определяется существенной необходимостью созданием экзогенных и эндогенных условий для развития организационной структуры малого бизнеса в России, которые пока не отвечают интересам хозяйствующих субъектов, потребителям их продукции. Высокий уровень развития малого предпринимательства - важная составляющая социально-экономической системы развитых рыночных стран, в которых малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Этот сектор способствует поддержанию конкуренции в экономике, создает социальную опору общественному устройству, формирует новый социальный слой общества. Несмотря на возрастающее внимание к малому предпринимательству, этот сектор имеет недостаточно совершенное гражданское и налоговое законодательство, слабые материально - техническую базу и финансово - кредитную поддержку. Причиной такого состояния в немалой степени является недостаточная разработка теоретических и методологических основ управления малым предпринимательством, отсутствие эффективного механизма управления им. В данной связи изучение управления организационной структурой малого бизнеса, разработка механизма модели управления им в современных условиях характеризуется высокой значимостью, поскольку его воспроизводственный потенциал далеко не исчерпан. Актуальность темы исследования обусловлена той ролью малого предпринимательства, которую оно должно играть в достижении более высоких показателей базовых отраслей экономики России, с одной стороны, и недостаточной его эффективностью - с другой.
Степень разработанности проблемы. Теоретико-методологические основы анализа предпринимательства заложены в трудах таких экономистов как Л. Брентано, М. Вебер, В. Зомбарт, А. Маршалл, Ф. Найт, А. Смит, Ж.-Б.Сэй, И. Тюнен, И. Шумпетер. В современной экономической литературе, представленной работами Р.Бруксбэнка, Х.Вели, Ван Хорна, преимущественно изучается организационно-экономическая сторона деятельности малого бизнеса. Отечественные исследователи экономическое содержание малого бизнеса и его место в российской рыночной экономике по-настоящему стали рассматривать лишь во второй половине 80-х годов, что подтверждают работы В. Афанасьева, Н. Ивановой, М. Лапусты, В. Рубе, Ф. Русинова, В. Савченко, А. Цыганова и др. Значительный вклад в исследование современных проблем малого бизнеса вносят ученые Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Работы Б. К. Злобина, Л.А. Колесниковой, И.Ф. Суслова и других авторов освещают широкий круг вопросов, связанных с развитием малого бизнеса и определением его роли в современном российском государстве. В последние годы сокращение числа фирм малого бизнеса, сужение сферы их деятельности и выполняемых функций сместили акценты в исследовании от анализа сущности малого бизнеса к изучению факторов, сдерживающих его развитие и поиску эффективных форм его поддержки. Среди наиболее важных результатов в этом направлении обращают на себя внимание работы Е. Бухвальда, А. Виленского, М. Еваленко, О.Оганян, А. Орлова, В. Тореева, Н. Юсупова и др. Начиная с Ф. Тейлора, М. Вебера и теоретиков классической школы управления, практически все исследования в области теории управления способствовали развитию методологии проектирования организационных структур. Значительный вклад в развитие данного раздела теории внесли И. Ансофф, X. Виссема, П. Дракер, Д. Лорш, Г. Минцберг, А. Чандлер и др. В отечественной управленческой науке проектированию организационных структур посвящены исследования А. Аганбегяна, А. Богданова, О. Виханского, Л. Евенко, Б. Мильнера, А. Наумова, Т. Попова, В. Шорина и др. Важный вклад в развитие теории управления экономической организацией вносят работы, выполненные В.А.Беспаловым, О.С. Виханским, И.Н.Герчиковой, В.В.Глущенко, Г.Я.Горговцовым, Л.Г. Евлановым, В.С.Кабаковым, Н.И.Кабушкиным, Н.Л. Карданской, В.И.Кноррингом, Б.Г. Литваком, Б.З.Мильнером, А.И. Наумовым, А.Г.Поршневым, МЛ.Разу, В.Б. Ременниковым, З.П.Румянцевой,
Н.А.Саломатиным, Э.А.Смирновым, Р.А.Фатхутдиновым, Ю.В. Якутиным и др. Существенный вклад в разработку проблем совершенствования управления малым бизнесом внесли костромские ученые-экономисты (Н.П. Гибало, З.В. Брагина, М.И. Скаржинский, Е.М. Скаржинская, В.В. Чекмарев, Н.Н. Свиридов), ивановские ученые (Б. Д. Бабаев, В. Л. Максимов, Е.Е. Иродова, А.М. Карякин, А.Г. Кайгородов), ярославские ученые (Л.Б. Парфенова, В.И. Пефтиев, В.М. Мелиховский, О.К. Платов, И.М. Майоров), владимирские ученые (Г.В. Гутман, Ю.Н. Лапыгин). Изучение научных трудов по рассматриваемой проблематике показывает её неоднозначность. Несмотря на широкое освещение в научной литературе проблем совершенствования организационных структур и систем управления российских предприятий, не создан механизм их системного взаимодействия; теоретические подходы, рассматривающие механические и органические типы структур, остаются дискуссионными; потенциал новых подходов (сетевые структуры, реинжиниринг бизнес-процессов и т.п.), не используемый в полной мере, рассматривается как устаревший.
Повышение эффективности функционирования малого бизнеса не достигается автоматически посредством смены типа организационной структуры и совершенствования системы управления, а созданием механизма их системного взаимодействия.
Все известные типы организационных структур малого бизнеса используются за рубежом и в России, но в различных условиях и особенных системах управления. Необходимость совершенствования организационных структур большинства российских предприятий вызвана кардинальным изменением условий хозяйствования, переходом от командно¬административных к новым рыночным методам организации экономической деятельности. Одной из отличительных особенностей бывших государственных предприятий являлась излишне затратная организационная структура, оставшаяся в наследство от плановой удовлетворение потребностей потребителей, их требований, что само по себе должно предусматривать большую организационную гибкость.
Организационные структуры, сложившиеся на большинстве отечественных предприятий, представляют собой полиструктуры, в которых в различных сочетаниях и взаимосвязях в модифицированных формах присутствуют линейные, функциональные, матричные и другие типы структур, что объективно сохраняет положительные свойства этих структур.
В условиях изменений в экономических системах существует необходимость использования предлагаемой автором блочной структуры организации методами совершенствования управления в блочной структуре организации для российских предприятий являются реинжиниринг бизнес- процессов и аутсорсинг. В результате их применения структура становится более горизонтальной, устраняются избыточные уровни управления, что позволяет ориентировать организацию не на функции отдельных подразделений, а на процессы, определяемые целями предприятия.
В силу системного взаимодействия системы управления и организационной структуры предприятия они оцениваются единой системой показателей, в которой выделены наиболее значимые для системы управления. К ним относятся показатели, характеризующие эффективность состава системы (коэффициенты актуализации и концентрации функций, актуализации и концентрации элементов); целесообразность и направленность изменений (с помощью оценки степени сопротивления к изменениям со стороны работников предприятия); уровень согласованности действий работников предприятия; распределение ответственности (посредством объема полномочий и области ответственности решений); организацию управленческих процессов (длительность управленческого цикла; коэффициент плотности, непрерывности управленческого цикла; коэффициент ритмичности управления; оперативности принимаемых решений; экономичность системы управления в целом и отдельных подразделений аппарата управления; уровень исполнительности аппарата управления; уровень качества подготовки управленческих решений; уровень использования рабочего времени в аппарате управления и др.).
1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., Наука, 1991. - 112с.
2. Андрес Ослунд, директор Евразийских программ, Фонд Карнеги // Условия развития малого предпринимательства. Человек и труд. №12,
2005. - с.72.
3. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. №4, 2005. - с.78-79.
4. Академия менеджмента и рынка // Морозовский проект. М.: февраль 1996. - с117-118.
5. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. - СПб.: Питер, 2005. - 368с.
6. Батурин Ф.А. Кому нужно это малое предпринимательство ? // ЭКО.№7, 2оо5. - с.160-168.
7. Базалер У. и другие. Основы экономической теории. Питер, 2000. - с.46.
8. Безгодов А.Ф. Формирование механизма реализации стратегии устойчивого развития. СПб, 2003. - с.42-43, с.4.
9. Борисов С. Коррупционные издержки увеличиваются с каждым годом в геометрической прогрессии // Коммерсант. 2005, 28 сентября. - с.20.
10. Бек У. Что такое глобализация: // Пер. с нем. А.Григорьева и В.Седельника: Общая редакция и послесловие А.Филиппова. - М.: Прогресс. - Традиция,2001. - с.27.
11. Большой философский словарь // http // www Krugosvet. Ru.
12. Бухвальд Е. М. и др. Принципы и механизмы интеграции малого и среднего бизнеса // сборник: Взаимодействие малого и крупного бизнеса. - М., 2003.
13. Бэст М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. - М.: ТЕИС,2002. - с.155.
141
14. Батурин Ф.А. Кому нужно это малое предпринимательство ? // ЭКО (Всероссийский экономический журнал), №7, 2005. - с.160-168.
15. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 544с. (с.124-131).
16. Большие средства для малого бизнеса // Эксперт, №15(509), 2006.
17. Быть ли в России малому бизнесу ? Из сообщений пресс-службы Совета Федерации // Российская федерация сегодня, №14, 2005.
18. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Дух предпринимательства в современной России: цикл статей // Ведомости НШ ПЭ, вып. 7-10, Тюмень, 1997-1998.
19. Виленский А. Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства // Федерализм. №2,2005. - с.39-66.
20. Ващекин Н.П. и др. Безопасность предпринимательской деятельности // М.: «Экономика», 2002. - с227.
21. Воронина Г.О., Глисин Ф. О конкурентоспособности промышленных предприятий // Экономист, 2004, №6. - с.66.
22. Воскресенский М. Аутсорсинг бизнес-процессов - основа управления дистанционными продажами // Проблемы теории и практики управления. №1, 2005. - с.67.
23. Веселкин Е.Понятие социальной сети в Британской социальной антропологии // Концепции зарубежной энтологии: Сб.пр.. - М, 1976. - с.125-152.
24. Винокурова М.В. Конкурентоспособность и потенциал кластеризации отраслей экономики Иркутской области // ЭКО (Всероссийский экономический журнал), №12, 2006. - с.73-114.
25. Веревкин Л., Мокрецов К. Малый бизнес и теневая экономика // Государственная служба, №3(35), 2005.
26. Выхохулева Е. Бизнес будут преследовать по-немецки // Профиль, №21,2005.
142
27. Вышегородцев М.М. Еще раз о направлении дискуссии: социальная ответственность государства и бизнеса в России // Управление персоналом, №1,2005. - с.47-49.
28. Виноградов В.В. Экономика России. - учебное пособие. - М.: Юристъ, 2003. - 320с.
29. Гегель Г.Ф. Работы разных лет // М., 1971. - Т.1. - с.230.
30. Гегель Г.Ф. Философия права. - М., 1990. - с.108-109.
31. Гацалов З.К. Система государственной поддержки малого предпринимательства в России. РАГС. Структурная перестройка и экономический рост. Материалы научной конференции, апрель 1998 год. - под. ред. Фоломьева. М., 1999.
32. Гутман Г.В. Николаев А.П. Малый бизнес в системе конкурентной и организационной экономики. - Собор. Владимир,2005. - с.117.
33. Гутман Г.В. Дигилина О.Б. Звягинцева О. Взаимодействие процессов социализации и капитализации в рыночной экономике. - М.: 2005.
34. Голик Н.И. Экономические связи и их модернизация в современных условиях хозяйствования // Современные проблемы экономической теории. В 2-х частях; отв. за выпуск В.П.Третьяк. - М.: Парад. - Часть 1. - с.26-27.
35. Гибало Н.П. и др. Институты и экономические отношения, КГУ, Кострома,2003. - с.8.
36. Горбачев А.В. Институционализация корпоративных интересов в условиях трансформирующейся экономики // Дисс. на соиск. уч. степени канд. эк. наук. Ярославль, 2003. - с.32-33.
37. Галайда В. Власть и бизнес в сетевой экономике // Государственная служба, № 5(37), 2005. - с.42-46.
38. Губин Е.Н. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. - М.: Юристъ, 2005. - 314с.
39. Гринберг Р. Экономическая эффективность предпринимательства и социальная ответственность фирмы // Общество и экономика, №9,2006.
143
40. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практики и принципы. Пер. с анл.. - М.: 1998.
41. Дынкин А., Барановский В. Россия и мир, прогноз // Россия и мир, №1(16), 2006.
42. Грасмик К.И. Малые высокотехнологичные предприятия в экономике России // ЭКО, №8, 2005. - с. 145-161.
43. Гутман Г.В., Николаев А.П. Институционализация малого и среднего бизнеса в регионе // Изд-во МАРКАРТ, Владимир, 2005. - 96с.
44. Градов А.П., Кузин Б.И. и др. Региональная экономика // Уч. пособие. Издат. ПИТЕР, 2003.
45. Даль В.И. Токовый словарь живого великорусского языка: в 4т.. - Русский яз.. 1982. т.3. - 555 с.
46. Дзиабаева А. Льготное кредитование малого бизнеса // Государственная служба. №4,2005.
47. Делягин М. Власть, бизнес и население - три составляющих современного общества // Проблемы теории и практики управления, №3, 2005.
48. Дагаев А. Государственные гарантии для малого инновационного бизнеса // Проблемы теории и практики управления, №2,2006. - с.81-
88.
49. Ермилова Г. Горст М. Ключ к успеху или упущенные возможности. - Инвестиции и управление. - №1(13), февраль,2005. - с.30-31.
50. Егоров Е.В. Малое предпринимательство: достигнутое не предел // Региональная экономика, №8(23), 2005. - с.21-28.
51. Евстюхов С. Управление экономическим взаимодействием бизнеса и государства // Государственная служба, №5(37), 2005. - с.46-49.
52. Егерев И.А. Стоимость бизнеса: искусство управления. - учебное пособие. - М.: Дело,2003. - 480с.
53. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», №445-1 от25.12.1990 г. (в ред.от 30.11.90).
144
54. Загнеева С,Б. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы развития // Региональная экономика, №8,2005. - с.4-15.
55. Игнатов В.И. Бородина О.Ю. Малое предпринимательство и его государственная поддержка в России. Ростов- на Дону, 1997. - с.3.
56. История болезни // Деньги, 2005. №39. - с.26.
57. Институт частной собственности и императивный курс. - Кострома,КГУ,2004. - с.11-12.
58. Ильин В.Н. Подарок как социальный феномен // Рубеж (Альманах социальных исследований), 2001. №16-17.
59. Ивачев И. Л. Малый бизнес. Юридически-правовой справочник. - М.: Гросс-медиа, 2005.
60. Кант И. Сочинения: в т.6. - М.,1964. т.2. - с.134.
61. Кондрачук В.В. Государственное влияние на развитие малого бизнеса: во зло или во благо ? // Политические исследования. №3,2005. - с.131- 135.
62. Кретинин В. А., Омарова Т.Д., Чайковская Н.В. Управление региональной экономикой Механизмы перехода от антикризисного к устойчивому развитию: Монография. - Муром: Издат. полиграфический центр. МИ ВлГУ, 2005. - с.17, 5о-51.
63. Комарова О.В. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы. РАГС. Под общ. ред. Мельникова С.Б. Стратегия ускоренного развития: методология, теория и практика // М.: издательство РАГС, 2000.
64. Каминка А.И. Очерки торгового права // М., 2002. - с.270-271.
65. Краснов П. Что такое сетевая организация ? // Интернет против телеэкрана. - 2005. - w.w.w.cont-tv/ru.
66. Капелюшников Р. Где начало нового конца ? // Вопросы экономики. №1, 2005. - с.140.
67. Курбатова М.В., Левин С.Н. Социальная ответственность российского бизнеса // ЭКО, №4, 2005. - с.58-73.
145
68. Кондрачук В.В. Государственное влияние на развитие малого бизнеса: во зло или во благо? // Политические исследования, №3, 2005. -с .131¬
135.
69. Комаров Д. О совершенствовании мотивации регионов к развитию собственной доходной базы // Федерализм, №4(44),2006. - с.187-199.
70. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб: Питер Ком, 1999. - 896с.: ил.
71. Кошарная Г. Мотивационная структура российского предпринимателя // Проблемы теории и практики управления, №4, 2006.
72. Кулаковский Р. Власть и бизнес: Социальный диалог в региональном направлении // Проблемы теории и практики управления, №6,2004.
73. Коротецкий Ю. Малый бизнес - большая политика. Поправки на ветер // Эксперт, №28, 2005. - с.17-25.
74. Карачаровский В.В. Развитие малого высокотехнологичного бизнеса в России // ЭКО, №9, 2004. - с.68-77.