Проведена опытно-экспериментальная работа.
Выборка: учащиеся 5-6 классов: 20 учащихся 6-го класса составили экспериментальную группу, 20 учащихся 5-го класса составили контрольную группу.
Есть объемные приложения (результаты эксперимента в табличном виде и методические материалы)
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы применения кейс-метода при обучении математике в 5-6 классах 6
1.1 Общая характеристика кейс-метода в научной литературе 6
1.2 Педагогические условия применения кейс-метода на уроках математики в 5-6-х классах 12
Выводы по первой главе 23
Глава 2 Методические аспекты использования кейс-метода при обучении математике в 5-6 классах 24
2.1 Изучение уровня развития интереса учащихся 5-6 классов к урокам математики 24
2.2 Содержание работы по развитию интересов и учебной мотивации учащихся 6-х классов к урокам математики средствами кейс-метода 30
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения 62
Цель исследования – изучить особенности применения кейс-метода при обучении математике в 5-6 классах.
Задачи исследования:
1. Теоретические аспекты изучения проблемы применения кейс-метода при обучении математике в 5-6 классах.
2. Подобрать содержание кейсов с целью их применения на уроках математики в 5-6-х классах.
3. Проверить эффективность применения кейс-метода на уроках математики в 5-6 классов в ходе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования – процесс применения кейс-метода при обучении математике в 5-6 классах.
Предмет исследования – методика применения кейс-метода при обучении математике в 5-6 классах.
Гипотеза: если применять на уроках математики в 5-6-х классах кейс-метод, то можно значительно повысить уровень развития интереса и учебной мотивации учащихся.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, материалов научно-практических конференций; изучение опыта работы педагогов; эмпирические: опытно-поисковая работа, анализ и обобщение опытных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к понятию «кейс-метод» – Е.С. Смирнова, А.А. Черкашина, В.Н. Эверстова и др.;
- методика применения кейс-метода на уроках математики в основной школе – И.А. Лыхина, А.Д. Нахман, Е.В. Сазонова и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные кейсы могут быть использованы учителями основной школы при проведении уроков математики в 5-6 классах.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.
В структуру кейса включают: описание ситуации из реальной жизни; при необходимости концептуальное обоснование; представление контекста ситуации – хронологического, исторического, контекста места, особенности действия или участников ситуации; комментарии автора представленной ситуации; комплекты вопросов и заданий для работы с кейсом; методические рекомендации для работы с кейсом; цели, на достижение которых направлено его использование; указание целевой группы, для которой разработан кейс; необходимые приложения.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа. Анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы позволил установить, что у учащихся 5-6-х классов в основном на среднем и низком уровнях развит интерес к изучению математики, учебная мотивация находится в основном на среднем и низком уровнях.
После того, как было реализовано содержание формирующего этапа, в ходе которого на уроках математики в экспериментальной группе с учащимися применялся кейс-метод, был проведен контрольный этап. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования показал, что у учащихся экспериментальной группы значительно увеличилось количество учащихся с высоким уровнем развития интересов и учебной мотивации к урокам математики, в контрольной группе также прослеживается положительная динамика, однако она незначительна. Следовательно, включение в уроки математики основной школы кейс-метода создает условия для развития интереса и повышения учебной мотивации к урокам математики.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Альмяшкина, И.И. Применение инновационных технологий на уроках математики / И.И. Альмяшкина // В сборнике: Математическое образование в современном мире: теория и практика. Сборник статей. Под ред. О.В. Юсуповой, А.И. Жданова. – Самара, 2018. – С. 8-14.
2. Бабенко, А.С. Выполнение кейсовых заданий по математике обучающимися с использованием электронной рабочей тетради как средство организации дистанционного обучения / А.С. Бабенко // В сборнике: Актуальные проблемы преподавания математических и естественно-научных дисциплин в образовательных организациях высшего образования. Сборник докладов очно-заочной научно-методической конференции. – Кострома, 2021. –С. 75-82.
3. Блинова, Т.Л. Формирование мотивации к учебно-познавательной деятельности на основе использования кейс-метода при обучении математике / Т.Л. Блинова // В сборнике: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2017. – С. 318-323.
4. Бутенко, Н.А. О развитии учебной мотивации учащихся в процессе обучения математике / Н.А. Бутенко // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 3-2 (71). – С. 19-21.
5. Галиуллина, Г.А. Применение кейс-метода на уроках математики / Г.А. Галиуллина // В сборнике: Проблемы и перспективы информатизации физико-математического образования. материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 219-223.
6. Галямова, Э.Х. Методика обучения математике в условиях внедрения новых стандартов / Э.Х. Галямова. – Набережные Челны: Набережночелнинский гос. пед. ун-т, 2016. – 116 c.
7. Гусев, В.А. Теория и методика обучения математике : психолого-педагогические основы / В. А.Гусев. – 3-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2017. – 456 c
8. Денищева, Л.О. Теория и методика обучения математике в школе: учебное пособие / Л.О. Денищева, А.Е. Захарова, М.Н. Кочагина и др. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 247 с.
9. Джура, И.В. Интерактивные формы обучения как средство формирования познавательного интереса учащихся к изучению математики / И.В. Джура // Форум молодых ученых. – 2016. – № 4 (4). – С. 332-337.
10. Дорофеев, Г.В. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунилович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева. – М.: Дрофа, 2014. – 288 с.
11. Дрозина, В.В. Механизм творчества решения нестандартных задач: учебное пособие / В.В. Дрозина. – 4-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2020. – 258 с.
12. Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: кн. для учителя / О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.
13. Золотова, Г.Н. Использование кейс-технологии на уроках математики / Г.Н. Золотова // Источник. – 2018. – № 3. – С. 36-39.
14. Иванова, Е.В. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред. Е.В. Иванова, Л.И .Косовой, Т.Ю. Аветовой. – СПб.: ООО «Полиграф-С», 2004. – 160 с.
15. Калдыбаев, С.К. Применение кейс-задач по математике в развитии мышления учащихся / С.К. Калдыбаев // Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2017. – № 5-2. – С. 111-113.
16. Капкаева, Л.С. Теория и методика обучения математике: частная методика в 2 ч. Ч. 2: учебное пособие для вузов / Л.С. Капкаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 191 с.
17. Климова, Т.Р. О применении кейс-метода на уроках математики / Т.Р. Климова // В сборнике: Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации. Материалы научной конференции, посвященной 79-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета. под общ. ред. О. П. Суриной. – 2019. – С. 94-99.
18. Кругликов, В.Н. Методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругиликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. – СПб.: Знание, 2016. – 369 с.
19. Лебедева, М.В. Применение современных образовательных технологий на уроках математики в школе / М.В. Лебедева, Л.А. Печищева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2016. – №2. – С. 120 – 125.
20. Лыхина, И.А. Психолого-педагогические особенности использования кейс-метода на уроках математики в основной школе / И.А. Лыхина // В сборнике: Молодые ученые в решении актуальных проблем науки. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под общей редакцией Ю.Ю. Логинова. – 2017. –С. 990-991.
21. Муравин, Г.К. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.К. Муравин, О.В. Муравина. - 3-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2014. – 319 с.
22. Муравин, Г.К. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.К. Муравин, К.С. Муравина, О.В. Муравина. - 7-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2014. – 286 с.
23. Нахман, А.Д. Математическое моделирование как инновационная содержательно-методическая линия в курсе математики / А.Д. Нахман // Вестник Тульского государственного университета. Серия: современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. – 2014. – №1 (13). – С. 93-96.
24. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Москва : Академия, 2017. – 217 с.
25. Примерная программа основного общего образования. Литература (5-9 классы) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sh5-krkam.edusite.ru/sveden/files/55a401a9-3e9b-4455-b271-b3aba2c48b73.pdf (Дата обращения: 10.01.2022).
26. Сазонова, Е.В. Применение технологии case-study на уроках физико-математического блока / Е.В. Сазонова //
В сборнике: Актуальные вопросы преподавания технических дисциплин. материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. – 2017. – С. 38-46.
27. Самойлик, Г.А. История математики на уроках. Проценты / Г.А. Самойлик // Математика. – 2016 – № 36 – С. 3-5.
28. Сарайкина, Н.В. Применение кейс-метода на уроках математики / Н.В. Сарайкина // В сборнике: Совершенствование математического образования в школе. сборник научно-методических статей. Под ред. Г.Н. Суминой. – Комсомольск-на-Амуре, 2019. – С. 132-138.
29. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике: методология и теория: учеб. пособие для студентов бакалавриата высших учебных заведений по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Математика») / Г.И. Саранцев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 292 с.
30. Семтина, Е.А. Интерактивные методы обучения на уроках математики / Е.А. Семтина // В сборнике: Актуальные проблемы математического образования школьников и студентов ВУЗА. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Саранск, 2021. – С. 15.
31. Смирнова, Е.С. Использование кейс-технологии на уроках математики и информатики с целью формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся / Е.С. Смирнова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2019. – Т. 25. – № 2. – С. 152-157.
32. Темербекова, А.А. Методика обучения математике: Учебное пособие / А.А. Темербекова, И.В. Чугунова, И.В. Байгонакова – СПБ.: Издательство «Лань», 2015. – 512 с.
33. Тестов, В.А. Обучение на социокультурном опыте как средство повышения мотивации к изучению математики / В.А. Тестов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 1 (январь). – С. 6 – 10.
34. Убылицина, А.А. Эффективность применения кейс-метода с целью повышения успеваемости учащихся на уроках математики / А.А. Убылицина // Вестник научных конференций. – 2019. – № 11-2 (51). – С. 107-109.
35. Чакир, Н.Н. Использование кейс-технологий на уроках физики и математики / Н.Н. Чакир // Молодой ученый. – 2020. – № 7 (297). – С. 257-259.
36. Чапурных, А.А. Использование кейс метода на уроках математики как средство обучения применению математических знаний в жизненных ситуациях / А.А. Чапурных // В сборнике: Актуальные вопросы методики обучения математике и информатике. Материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей математики, информатики школ и вузов. – 2014. – С. 158-162.
37. Чекин, А.Л. Обучение математике в основной школе: алгоритмическая содержательная линия / А.Л. Чекин // Школа будущего. – 2015. – №2. – С. 154-159.
38. Черкашина, А.А. Использование кейс-метода в процессе обучения математике в школе / А.А. Черкашина // В сборнике: Современные условия взаимодействия науки и техники. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 147-152.
39. Храмова, Н.А. Использование интерактивных методов обучения на уроках математики / Н.А. Храмова // Учебный эксперимент в образовании. –2021. – № 3 (99). – С. 70-78.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). – М.: Просвещение, 2016. – 50 с.
41. Шаметова, С.Х. Интерактивный метод как инновационный подход в математике / С.Х. Ш(ахметова // Научные труды ЮКГУ им. М. Ауэзова. – 2016. – № 3 (38). – С. 110-112.
42. Шульга, Р.П. Средство повышения интереса к познавательной деятельности на уроках математики в основной школе / Р.П. Шульга // Педагогические исследования. – №12. – 2016. – С. 9-10.
43. Щербатых, С.В. Теория и практика формирования стохастической культуры учащихся общеобразовательной школы средствами новых инфокоммуникационных технологий: 2019-07-22 / С.В. Щербатых, А. Ю. Рогачева, К. Г. Лыкова. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 184 с.
44. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения: Учебное пособие. 2-е изд. / А.Н. Щукин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 188 с.
45. Эверстова, В.Н. Исследовательские кейсы как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся / Э.Н. Эверстова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2016. – № 8. – С. 208-222.