Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологические параметры качества жизни в различных социальных группах

Работа №8309

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы302стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
810
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основания социально-психологического контекста
качества жизни 15
1.1. Генезис методологических оснований и классификация
понятий качества 15
1.2. Общеметодологические характеристики современного
4 квалитативизма 22
1.3. Концептуальные подходы к определению социально¬психологической сущности качества жизни 35
1.4. Социально-психологические направления в исследованиях проблем качества жизни 45
Глава II. Социально-психологические параметры и методы
измерения качества жизни 57
• 2.1. Структура социально-психологических факторов
качества жизни 57
» 2.2. Социально-психологические критерии качества жизни 81
2.3. Методология и методы социально-психологического
исследования качества жизни 97
Глава III. Эмпирическое исследование социально-психоло-гических параметров качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества 120
3.1. Организация и методическое обеспечение '
эмпирического исследования 120
3.2. Исследование социально-психологических парциальных параметров качества жизни в различных
* социальных группах 123
3.3. Социально-психологическое качество жизни
в различных социальных группах 125
3.4. Проявление парциальных параметров социально¬личностного качества жизни в социальных группах 129
3.5. Социально-экономическое качество жизни 136
3.6. Направленность и ограничения качества личной
свободы в социальных группах .' 142
3.7. Качество средовых условий жизнедеятельности
в социальных группах 148

3.8. Изучение качества здоровья в социальных группах 156
*
3.9. Качество потребностно-мотивационной сферы
в социальных группах 164
ЗЛО. Качество жизненных ценностей в социальных группах 171
3.11. Социально-психологические особенности качества
жизни на уровне эпохи и общества 189
3.12. Исследование проявлений качества самореализации
. в социальных группах 201
# 3.13. Исследование парциально-параметрических проявлений
качества жизни на макрорегионалыюм уровне в российском обществе 209
3.14. Социально-психологические основания доктрины
управления качеством жизни 222
Список литературы 230
Приложения 252



Актуальность исследования. Российское общество переживает сегодня важный этап своего развития: .происходит осмысление, корректировка, а в ряде случаев кардинальное изменение государственной стратегии, которая переориентируется на обеспечение возможностей перехода к принципиально лучшему качеству жизни людей. Определяются приоритеты, намечаются новые цели, выбираются наиболее результативные и эффективные технологии их достижения.
Качество жизни становится главной целью социально-экономической политики страны, критерием успешности деятельности всех сфер и уровней управления, а его последовательное улучшение провозглашается общенацио-нальной идеей, способной существенно изменить весь ход развития России в XXI веке.
Вместе с тем общеизвестно, что проблема качества жизни актуальна в тех обществах, уровень жизни которых находится в целом на удовлетворительном уровне, когда проблема физического выживания не стоит для населения столь остро. Одновременное сочетание данных состояний общества, как правило, снимает значимость изучения данной проблемы в том или ином социуме. Имеется несколько точек зрения на то, к какому типу общества относится Россия. Наиболее распространенные две из них являются противоположными. Первая - для нашей страны в настоящее время применима скорее стратегия кризисного управления, нежели стратегия качества жизни, т.к. перед большинством населения стоит проблема выживания. Поэтому на современном этапе, прежде чем внедрять концепцию управления, необходимо подготовить к этому общество. Вторая, противоположная первой, - за последние годы несколько улучшена экономическая ситуация, в стране, достигнута некоторая стабильность (A.JI. Журавлев, Г.М. Зараковский, Г.М. Головина, Т.П. Савченко, В.А. Хащенко и др.). В своей работе мы руководствовались второй позицией, подкрепленной не только наблюдающимся ростом социально-
3 '

экономического развития российского общества, но и внедрением приоритетных государственных проектов, направленных на существенное улучшение качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества в целом. Вследствие этого решение социально-психологических проблем качества жизни в настоящий момент является приоритетными. Без явной и конкретной их «прописке» в очередной среднесрочной, а затем и в долгосрочной правительственных программах, Российскому обществу вряд ли удастся наладить действенную работу по повышению качества жизни населения.
Однако этот процесс происходит слишком медленно и противоречиво. Ход реформ и реализация государственных проектов пока не обеспечивает поддержание высоких и устойчивых темпов социально-экономического роста, повышение конкурентоспособности российской экономики, реальное увеличение качества жизни большинства населения.
На наш взгляд комплексное изучение социально-психологических параметров качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества дает возможность глубже проникнуть в структуры потребностно- мотивационного, ценностно-целевого, социально-личностного, социально-психологического пространства личности, семьи, средовых условий жизнедеятельности и общества в целом. И такой подход позволит расширить научные знания о взаимосвязи инвариантных и специфических индикаторов качества жизни в различных социальных группах, а также прогнозировать и корректировать процесс государственного регулирования качества жизни населения России. Данное исследование актуально и в том отношении, что процесс взаимодействия личности, социальных групп и общества в целом характеризуется все возрастающими тенденциями автономизации и социальной дифференциации и, тем самым, дает основание предполагать, что парциально-параметрические индикаторы качества жизни детерминируются не только социально-экономическим благополучием, как объективным критерием качества жизни, но и субъективными условиями, т.е. изменением
4

ценностных систем в различных социальных группах (молодежи, рабочих/служащих, пенсионеров. Таким образом, актуальность исследования обусловлена социальной значимостью изучения психологических особенностей качества жизни, недостаточной разработанностью методологических оснований измерения качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества, структуры парциальных социально-психологических параметров качества жизни, а также слабой изученностью его проявлений в различных социальных группах. •
Состояние и степень разработанности проблемы. Несмотря на давность изучения данной проблемы, как в зарубежной, так и отечественной психологии, до сих пор не удалось конкретизировать само понятие «качество жизни» и тем самым эффективно использовать его индикаторы и парциальные параметры в практике государственной статистики. Отсутствие единой трактовки «качества жизни» существенно отражается как на выделении операциональных индикаторов и парциальных параметров, лак и на методах его оценки. На практике это выражается в том, что некоторые авторы определяют качество жизни либо с позиции объективного характера его показателей (Дж. Форрестер, Д. Белл), либо через субъективные ощущения людей (А. Мишелл, Дж. Логотетти, Р. Кантор). Многие исследователи применяют для оценки одновременно как объективные, так и субъективные показатели (К. Терюн, С. Маккол, Ф. Конверс, А. Кэмбелл, В.Роджерс, B.C. Янтарев, С. И. Попов).
Ряд авторов (В.А. .Хащенко, А.В. Баранова) к «единицам» анализа структуры качества жизни относят осознаваемые элементы психологического отношения личности к среде: когнитивные (представления, знания), конативные (мотивационно-потребностные состояния сознания), эмотивные (переживания, оценки, чувства). В настоящее время акцент больше делается на изучении и операционализации психологических факторов качества жизни, определяемом с одной точки зрения как интегральное свойство жизнедеятельности людей, как уровень
5

соответствия характеристик жизненных процессов, ценностей и их текущих результатов позитивным потребностям индивидов или их социумов (Г.М. Зараковский, О.Т. Балуев, Б.И. Давыдов, В.И. Кулайкин, В.А. Паномаренко, П.В. Ушаков и др.). .
Данные авторы, следуя операциональному подходу к изучению качества жизни, рассматривали ее как совокупность жизненных ценностей, характеризующих созидательную деятельность, удовлетворение потребностей и развитие человека, удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой.
Эффективность исследований качества жизни во многом зависит и от определения валидности критериев и надежности используемых методик. Так, несмотря на содержательное сходство в критериальной основе качества жизни, наблюдается достаточный разброс в. его количественном диапазоне. Одни авторы выделяют в структуре качества жизни три блока: здоровье, благосостояние и социально-личностное благополучие (Г.М. Зараковский), другие - шесть компонентов: экономическое, социально-психологическое и личностное благополучие, личная свобода, безопасность и комфорт условий жизни (В.А. Хащенко, А.В. Баранова), третьи - два типа кластеров (Г.М. Головина, Т.Н. Савченко), четвертые качество жизни рассматривают как совокупность показателей уровня жизни, качества среды, качества здравоохранения, включая индикаторы здоровьесберегающей культуры населения и уровень профилактики здоровья населения, качество населения, качество системы образования (А.И. Субетто).
Вместе с тем следует отметить, что полиструктурные проявления парциальных параметров качества жизни и их индикаторов на уровне личности,. социальных групп и общества изучены недостаточно глубоко. Поэтому нередко возникает противоречие между формальными, количественными и содержательными показателями, духовными и гедонистическими мотивами и ценностями, неравнозначностью проявления
6

доминирующих парциальных параметров качества не только в различных социальных группах, но и между уровнями личности и общества.
Все это определило цель, задачи и логику диссертационного исследования. •
Объект исследования. Проявления парциальных социально-психологических параметров качества жизни в' различных социальных группах.
Предмет исследования. Социально-психологические параметры качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Социально-психологическую структуру качества жизни составили следующие парциальные параметры: социально-психологическое качество (0,52); социально-личностное качество (0,64); социально-экономическое качество (0,71); качество личной свободы (0,43); качество среды жизнедеятельности (0,42); качество здоровья (0,83); качество потребпостпо- мотивационной сферы (0,69); качество жизненных ценностей и целей (0,65); качество самореализации (0,54); качество эпохи и общества (0,40).
2. На личностном уровне проявления социально-психологических ' параметров качества жизни по широте диапазона и количественной выраженности оказались, на статистически значимом уровне, выше по сравнению с парциальными индикаторами групп учащихся (0,65); рабочих/служащих (0,60); пенсионеров (0,88) и уровне общества (0,76).
3. Проявления социально-психологических параметров на уровне социальных отличались меньшей широтой диапазона интраинварнаитных индикаторов (0,37), т.е. большей специфичностью и количественной выраженностью парциальных показателей качества жизни. Наибольшие различия были характерны для групп учащихся и пенсионеров по отношению к уровням личности (0,57 и 0,82), общества (0,78 и 0,64), рабочих и пенсионеров (0,53).
4. Социально-психологические параметры качества жизни на уровне общества характеризовались меньшим количественным диапазоном и большим разбросом в выраженности их величин. Параметрическая инвариантность показателей качества жизни общества с другими представителями социальных групп наблюдалась по парциальным индикаторам, социально-экономического благополучия семьи и социального успеха. Доминирующими специфическими парциальными индикаторами • качества жизни для общества оказались: социальная защищенность (0,38),
228

правовая защищенность (0,54), общественная деятельность (0,49), традиционализм (0,55) и безопасность (0,57).
5. В исследуемых группах наряду с высокими и средними опенками индикаторов качества жизни, ориентированных на экономическое благосостояние, успех, здоровье, семью, безопасность, социальную поддержку и профессиональный успех отмечались и низкие значения таких индикаторов качества жизни как самореализация, духовно-нравственная жизнь, самосовершенствование, социальная активность.
6. Косвенное влияние качества эпохи и общества на качество жизнч социальных групп выразилось в инвариантных позитивных проявлениях уверенности в улучшении жизни (60 %), проектировании жизни на ближайшее время (60 %).и отдаленное будущее (50 %), направленность на достижение успеха (3,4 балла) и деятельностной включенности в реализацию жизненных планов (45-64 %). Негативные воздействия параметров качества эпохи и общества выразились в неудовлетворенности резким расслоением общества на богатых и бедных (3,6-4,1 балла), высокие показатели напряженности в стране (28-60 %), незащищенность (3,5 балла).
7. Социально-демографические факторы не оказали спецпфическс_' влияние на качество жизни социальных групп и имели инвариантные ориентации, связанные с достижительной направленностью, качеством семьи, экономическим благополучием и минимальной выраженностью индикаторов политической и социальной активности.
8. Парциальные индикаторы, составляющие структуру социально-психологических параметров качества жизни, послужили основанием для разработки Доктрины управления качеством жизни населения России.
229




1. Аврамова К, Логинов Д. Адаптационные ресурсы населения: попытка количественной оценки // Мониторинг общественного мнения. Информация, анализ, экономические и социальные перемены. - 2002. - № 3. -С. 13-17. .
2. Авторское свидетельство № 1809455. Способ оценки психологической совместимости испытуемых. Международная классификация изобретений G09B7/07. Описание изобретения к патенту. - М.: ВНИИГПЭ, 1993. - 16 с.
3 .Агаева Ф.Н. Тенденции развития управленческих отношений в условиях выхода из кризиса: Автореф. дис.... канд. филос. наук. - М., 1993.
4. Агеев В. С. Социальная идентичность личности // Социальная психология. Хрестоматия. Составители: Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М., 1999.-С. 349-356.
5. Айвазян С.А. Анализ синтетических категорий качества жизни населения' субъектов Российской Федерации: их измерение, динамика, основные тенденции // Уровень жизни населения регионов России. - М.,2002.
- № 11. - с. 5 .
6. Акопов Г.В., Быкова H.J1. Исследование динамики смысложизненных ориентаций / Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни / Под ред. В. Э. Чудновского и др. - М.: Ось-89, 2001.
7. Александрова Г.А., Аистова М.Д., Бокичева Л.Г. и др. Антикризисное управление предприятием: концепция, реструктурирование, инфраст руктура: Учебное пособие. - Тверь, 2000.
8. Антикризисное управление. Материалы региональной научно-практи-ческой конференции. - Тверь, 2000.
9. Антикризисное управление: от банкротства - к финансовому оздоров-лению / Под ред. Г.П. Иванова. - М.: Закон и право; Юнити, 1995.
10. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2003. •
11. Антология русского качества / Под. ред. Б.В. Бойцова, Ю.В. Крянева. -

М: Редакционно-информационное агентство «Стандарты и качество», 2000. - 432 с. •
12. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. - М.: 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-19.
13. Аргайл М. Психология счастья. - М.: Прогресс, 1990.
14. Басов А. В. Здоровье человека: очерк современного состояния вопроса.// Проблемы психологии и эргономики. - Тверь-Ярославль, 1999. - № 3 1. - С. 75¬
77. '
15. Баранова А. В., Хащенко В. А. Восприятие и оценка качества жизни // Экономическая психология: современные проблемы и перспектива развития / Материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Издательство СПГУ экономики и финансов, 2002. - С. 36-39. .
16. Баранова А. В., Хащенко В. А. Восприятие и оценка качества ЖИЗНИ молодежью в современном российском обществе. //Ежегодник Российского психологического общества. Т. 9. Вып. 7. Психология и экономика. Труды 2-й Всероссийской конференции по экономической психологии (книга 1). - М.; Калуга. 2002. - С. 328-330.
17. Бобков В., Масловский-Мстиславский П.С. Качество жизни: сущность и показатели. Человек и труд. - М., 1996. - №6.
18. Бобков В. Н., Масловский-Мстиславский П. С. Качество жизни: концепция и измерение. - М. 1998. - 20 с. '
19. Большаков В. Ю. Эволюционная теория поведения. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 2001.
20. Бондаренко Наталья. Типология личного потребления России //Мониторинг общественного мнения. Статья вторая. - 2002. -№ 4 (60). - С. 40-49.
21. Бочкарева В.К. Интегральный показатель качества жизни // Народонаселение. -2001. — №3. -С. 102.
231

22. Бруитипский А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - № 3. - С. 30 - 37.
23. БуееаЛ. П. Человек, деятельность, общение. - М.: Мысль, 1978.
24. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер-Ком, 1999. - 528 с.
25. Бущик В. В. Человек и общество в условиях социально-политических преобразований. - Минск, НАН Беларуси. Институт социологии, 1999. 262 с.
26. Бызова В. М. Жизненные ценности молодежи республики Коми на рубеже веков: кросскультурный аспект // Психологический журнал. - М.,
2002. - Т. 23. -№ 1. - С. 101-112.
27. Вечерняя Москва, 2002, 5 сентября.
28. Вшюнас В.К. Эмпирические характеристики эмоциональной жизни.// Психологический журнал. - М., 1997. - Т. 18. № 3, с. 26-35.
29. Волоеикова М. И. Первая книга о счастье в отечественной психологии // Психологический журнал. -2002. - Т. 23. -№ 3. -.С. 136 -138.
30. Волоеикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. - М.,
2003. -311 с.
31. Гарина М.Г. и др. Квалиметрия жизни (Проблемы измерения качества жизни и направления их решения). Материалы краткосрочного семинара. - JI., 1991.-с. 67-73.
32. Головина Г. М. Удовлетворенность жизнью и стили поьедешы //Материалы Всероссийского съезда Российского психологического общества. -СПб: Российское психологическое общество, 2003.
33. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Качество жизни. - СПб., 2001. - 198 с.
34. Гордон Л. и др. Опыт многомерного описания материально-экономической дифференциации населения // Мониторинг общест минного мнения: Экономические и социальные перемены - М., 1998. - № 1.
35. Гудков Л. Мониторинг общественного мнения. - М., 1999. - № 6.
36. Давыдов Е. Е., Давыдова А. А. Измерение качества жизни. - М.: Изд-

37. Давыдов Б. И., Пономарей ко В. А., Балуев О. Т., Ушаков Г.Б. Радиационный риск, здоровье, качество жизни: медико-психологические и социально-экологические аспекты // Авиакосмическая и экологическая медицина. Т. 27, № 12. - М., 1993.
38. Деев А. А., Ложкин Г. В., Спасенников В.В: Автоматизация процедуры обследования при использовании 16-факторного личностного опросника Кеттелла//Психологический журнал,-М., 1984.-Т. 5.-№6. -С. 106-110.
39. Дейнека О. С. Экономическая психология. Учебное пособие. - СПб. 1999. 98 с.
40. Денисов Н.А. качество жизни населения различных регионов России // Уровень жизни населения регионов России. - М., 2002. -№ 2. - С. 23.
41. Джидарьяп И. А. Представление о счастье в российском менталитете.
- СПб, Алетейя, 2001.
42. Джидарьяп И. А. Счастье и удовлетворенность жизныо в русском обществе. // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. Под ред. А.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М., Изд-во РАН, 1997.-С. 187-223.
43. Диттмар X. Экономические представления подростков // Иностранная психология. 1997. № 9. - С. 25-36.
44. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Год 1998 / Программа развития ООН. / Под общей ред. проф. 10.Н. Федорова. - М.: Права человека, 1998.
45. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М: Издательский дом «Вильяме», 2001.
46. Дубинин Н. П. Человек и его место в истории жизни // Биология человека и социальный прогресс. - Пермь: Пермский гос. ун-т, 1982.
47. Ершов П. М. Потребности человека. - М.: Мысль, 1990.
48. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. Дисс. в виде научного доклада ... докт. психол. наук. - М., 1999. - 132 с.

49. Журавлев А.Л., Купрейчепко А.Б. Исследование нравственных отношений в современном российском обществе // Психология и экономика. Труды 1-й Все¬российской конференции по экономической психологии. - Москва - Калуга, РГНФ, РПО, КФ МГТУ, КГГТУ, КФ МГЭИ, том 1, под ред. О.Г. Посыпапова, В.В. Спасенникова, 2000. - С. 276-280.
50. Заболотин Г. А. Формирбвание готовности детей-сирот к труду :■ условиях профессионально-технического лицея. Автореферат дисс. канд. психол. наук. — Тверь, ТВГУ, 2002. - 24 с.
51 .Зараковский Г. М. Критерии качества жизни как ориентиры социально-экономического развития российского общества. - М.: ВНИИТЭ, 2000.
52. Зараковский Г. М. Психологический аспект разработки показателей и критериев качества жизни населения России // Современная психология: состояние, и перспектива исследования. Часть 1. Под ред. А. В. Брушлинского, A. JI. Журавлева. - М.: Изд-во «ИП РАН», 2002. С. 96-109.
53. Зараковский Г. М. Социально-личностное благополучие - деятельностный компонент структуры качества жизни // Качество жизни и российское предпринимательство. Труды ВНИИТЭ, серия «Качество жизни», вып, 1.-М.: ВНИИТЭ, 2002. - С. 23г34.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ