ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕКСТ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В ОБУЧЕНИИ
1.1 Текст как объект изучения на уроках русского языка 7
1.2 Текст синкретического характера как объект филологических исследований 12
1.3 Интегративный подход при работе с текстом на уроках русского языка..16
Выводы по I главе 19
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО
ТИПА КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
2.1 Изучение изобразительно-выразительных средств в контексте интегративного подхода в обучении русскому языку 21
2.2 Использование художественного текста в контексте интегративного
подхода в обучении русскому языку 25
2.3 Методика преподавания текста синкретического характера на уроках русского языка в контексте интегративного подхода 34
Выводы по II главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Данное исследование посвящено изучению особенностей использования текста как основы современного урока в контексте интегративного подхода в обучении.
Переход на новый ФГОС предполагает особый подход к обучению тому или иному школьному предмету. Новая методика интерпретирует процесс образования как обучение жизни в обществе, как получение учащимся не только тех знаний, которые ему пригодятся только в контексте того или иного предмета, но формирование у учащегося тех или иных компетенций, способствующих развитию его как полноценной личности, приспособленной к жизни в условиях жизни.
Ученик не только должен отучиться в школе, но и научиться приобретать новые знания, чтобы уметь эффективно работать в современном быстро меняющемся обществе, для этого требуется формирование у него универсальных учебных действий (УУД), выводящих процесс образования на метапредметный уровень.
В данном контексте на уроках русского языка необходимо не только изучение правил орфографии и пунктуации, умение определять частеречную принадлежность слов или делать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический и другие виды разбора конкретных слов, но и работа с текстом и высказыванием как с единым целым, рассмотрение языкового материала не в теоретическом, а в прикладном контексте. Изучение русского языка должно предполагать выход за пределы занятий в практическое применение знаний в повседневной жизни, для этого необходимо изучать русский язык через текст. Этим и объясняется актуальность настоящего исследования.
Объектом исследования является текст как средство обучения русскому языку в средней школе, а предметом - особенности использования художественного и научного текстов в контексте интегративного подхода в обучении русскому языку.
Цель данной работы - проследить особенности различных видов текста на уроках русского языка в средней школе в рамках интегративного подхода. Для того чтобы достичь данной цели, поставлены следующие задачи:
1) изучить феномен текста и основные подходы к его анализу;
2) определить особенности работы с текстом в контексте школьного обучения русскому языку;
3) провести эксперимент по применению интегративного подхода при изучении художественного текста на уроках русского языка;
4) проследить, каким образом результаты нашего исследования могут быть использованы в практике учителя-словесника в средней школе.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: метод выборки, метод описания, эксперимент, метод интерпретации.
Методологическую основу нашего исследования составили работы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Д. Э. Розенталя, Р. Б. Сабаткоева, Т. М. Воителевой, А. В. Текучёва в области изучения текста как основного дидактического материала в обучении русскому языку, а также труды по изучению интегративного подхода А. А. Харунжева, Г. А. Монаховой, И. Д. Зверева, которые описывали межпредметные связи в современной школе.
Научная новизна заключается в том, что впервые в практику школьного преподавания вводятся тексты синкретического характера.
Теоретическая значимость состоит в обогащении теории методики преподавания посредством введения текста синкретического характера в качестве объекта изучения в школе.
Практическая значимость определяется возможностью использования полученных результатов при разработке материалов и преподавании дисциплины «Методика преподавания русского языка».
Результаты исследования могут преподавателям- словесникам в школе.
Апробация работы.
Основные положения исследования были представлены в виде:
А) доклада;
1) «Текст как основа современного урока в контексте интегративного подхода» на ежегодной итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального Университета 21 апреля 2016 года.
Б) научных статей;
1) « Развитие коммуникативной компетенции при работе с текстом на интегрированных уроках русского языка и литературы» (в соав. с Закировой О. В.):
Материалы Международной студенческой заочной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия», Новосибирск, Сибирская ассоциация консультантов (СибАК), 19 апреля 2016 года.
Последовательность решения поставленной проблемы обусловила структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 50 источников.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, отмечаются научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, формулируются цель работы и ее задачи, указываются объект и предмет исследования, называются источники и методы исследования.
Первая глава посвящена изучению особенностей текста на уроках русского языка, его использования как основного дидактического материала.
Во второй главе мы исследовали интегративный подход, который использовался при работе с текстом на уроках русского языка.
В конце каждой главы представлены выводы.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования в соответствии с поставленной целью и задачами, намечаются перспективы дальнейшего исследования. К работе прилагается список использованной литературы, включающий 50 источников.
Современному обществу на данном этапе его развития необходимы высококвалифицированные кадры, умеющие работать согласно требованиям нашего быстроразвивающегося мира, осваивать новые знания, умения и навыки.
Такого выпускника требует государство и общество от современной школы. Как утверждают специалисты, сейчас наблюдается крах основ традиционного способа обучения, многие учёные пересматривают своё отношение к тем или иным его положениям. Многие из них отмечают неэффективность старых методов обучения.
Одной из наиболее успешных инновационных технологий обучения является интегративное обучение предполагающий достижение метапредметных результатов.
В данном исследовании была рассмотрена интеграция преподавания русского языка и литературы в школе. В рамках исследования интегративный подход использовался при работе с текстом, а именно при изучении изобразительно-выразительных средств художественного текста.
С целью изучения эффективности интегративного подхода при работе с текстом был проведен эксперимент, состоящий в определении уровня усвоения новых знаний в двух классах, один из которых контрольный, второй - экспериментальный. Анализ проведенных уроков показал, что уровень формирования коммуникативной компетенции и качества знаний на занятиях различны. На уроке с применением интегрированного подхода в ходе изучения материала активно участвовали дети, вели диалоги, обсуждали вопросы, аргументировали свою позицию, а учитель больше направлял беседу в нужное русло. На уроке с использованием традиционного похода роль учителя была главенствующая. Это значит, что в первом случае учащиеся в большей степени задействованы в живой коммуникации, что способствует формированию обозначенной компетенции.
Результаты контрольной работы показали, что усвоили материал лучше и качество знаний по русскому языку выше в том классе, где урок повторения и знакомства с темой «Устаревшие слова» был проведён с помощью изучения текста в контексте интегративного подхода.
На основании данных нашего исследования мы можем сказать, что такой подход играет положительную роль в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Он очень эффективен с точки зрения современных критериев оценивания.
Основная задача интеграции указанных предметов - овладение учащимися языковыми единицами, необходимыми для коммуникативных целей: для выражения мыслей, пробуждения у учащихся потенциала языкового творчества, поиска своих собственных языковых форм, конструирования текста. Уроки словесности вместо или вместе с уроками развития речи дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроке русского языка, и углублять мотивацию к учению. В основе такого урока - интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и при возможности актуальный на момент использования.
Отметим, что наравне с художественным текстом прочно вошли в жизнь современного общества тексты синкретического характера. Схема проезда или таблица с правилами русского языка, рекламное объявление или афиша нового блокбастера - примеры поликодового текста можно встретить в любой сфере общественной жизни. По этой причине неудивительно, что он стал объектом исследования многих учёных во всём мире. Изучение данного вида текста в интегративном подходе имеет также большое значение, помогая создавать новые школьные программы, учитывающие индивидуальные особенности учащихся.
Учителю-словеснику необходимо регулярно использовать в своей практике интегрированные уроки, основанные на анализе текста. Новый метод повысит качество усвоения и расширит знания учащихся по многим дисциплинам, что на сегодняшний день играет большую роль и значение во всеобщей образовательной системе.
1. Бабайцева В. В. Русский язык: Теория. - М.: Просвещение, 1993.
- 255с.
2. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Практикум: учеб. пособие для вузов . - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 400с.
3. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. - М.: Академия, 2001. - 368с.
4. Бойко М. А. Функциональный анализ средств создания образа страны на материале креолизованных текстов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени филологических наук - Воронеж - 2006.
5. Быстрова Е. А. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. -М.: Дрофа, 2004. -237 с.
6. Валгина Н. С. Теория текста: учеб. пособие. - М.: Логос, 2003. - 126с.
7. Виноградов В. В. Избранные труды. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. - 360с.
8. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики; сост., авторы предисл. и коммент. В. Г. Костомаров и Ю. А. Бельчиков. - М.: Высшая школа, 1981. - 320с.
9. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Гошезо
- М.: Просвещение, 1991.
10. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: 2006.
11. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981.
12. Голуб И. Б. Стилистика русского языка: учеб. пособие для вузов.
- М.: Айрис-пресс, 2003. - 448с.
13. Залевская А. А. Текст и его понимание. - Тверь ТГУ, 2001. 9с.
14. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. - М., 1981. - 159 с.
15. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения / Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. - М.: Линка-Пресс, 1994. - 196с.
16. Каримова И. Р. Типология текстов: учебно-методическое
пособие. - Набережные Челны, 2008. - 48с.
17. Кобозева И. М. Вступительная статья // Новое в зарубежной лингвистике: сборник статей. - М.: 1986. - Вып. 17. - С. 7-21.
18. Кукушин В. С. Педагогические технологии. Ростов н / Д., 2008.
- С. 121 - 132. - (Серия «Педагогическое образование»).
19. Ладыженская Т. А. Методика развития речи на уроках русскогоязыка: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.
20. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М., 1975. - 356 с.
21. Львов М. Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983.
22. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений; под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
23. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений; под ред. М. Т. Баранова. - М.: Просвещение, 2000. -245 с.
24. Монахова Г. А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 52 - 55.
25. Обучение русскому языку / под ред. И. И. Кулибабы, Т. А. Ладыженской, А. В. Текучёва. - М.: Просвещение, 1970. - 247 с.
26. Пахнова Т. М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.// РЯШ. -2000. -№4. - с. 3-11.
27. Поповская Л. В. Лингвистический анализ художественного текста в вузе: учеб. пособие для вузов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. - 512 с.
28. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. 3-е изд., дораб. - М: Просвещение, 2011. 112 с.
29. Реформатский А. А. Введение в языковедение Текст. М. : Аспект Пресс, 1999. - 536 с.
30. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. - М.: Дрофа, 2012. - 317 с.
31. Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. - М.: Дрофа, 2010. - 324 с.
32. Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. - М.: Дрофа, 2013. - 335 с.
33. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Караулов Ю. Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. - 721 с.
34. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. - М.: Высш. шк., 1991.
35. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка: учеб для вузов. - М.: Высшая школа, 1987. - 399 с.
36. Сабаткоев Р. Б. Теория и практика обучения русскому языку. - М.: Академия, 2005. - 320 с.
37. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник/Н. С. Валгина.
- 4-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2003 - 416 с.
38. Сорокин Ю. А. Текст: цельность, связность, эмотивность // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. - М., 1982. - С. 61-74.
39. Текучёв А. В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1970. - 606 с.
40. Теория и практика обучения русскому языку / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.; под ред. Р. Б. Сабаткоева. - М., 2005.
41. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. вузов «Русский язык и литература» /под ред. Р. Б. Сабаткоева. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2007. 336 с.
42. Филимонюк Л. А., Удод Д. А. Креолизованный текст в учебном пособии как фактор развития социокультурной компетенции обучающегося // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 27-30.
43. Харунжев А. А. Интегрированный урок как один из способов формирования информационной культуры/ Интеграция образования. - 2009.
- № 3. - 189 с.
44. Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста: учеб. пособие для вузов. - Л.: Просвещение, 1990. - 415 с.
45. Эффективные синкретические мультимедийные тексты. Сборник упражнений. Пильгун М. А. -М.:АПК и НПРО, 2012.
46. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: учеб. для вузов . - М.: Издательский центр «Академия», 2013 - 448 с.
II. Справочная литература
47. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 607 с.
48. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. Ярцевой В. Н. - М.: Советская Энциклопедия, 1990. - 685 с.
49. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов; под ред. Н. Ю. Шведовой. - 19-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1987. - 750 с.
III. Источники
50. Пушкин А. С. Сочинения в трёх томах. Том 1. Стихотворения. Сказки. Руслан и Людмила: поэма. - М.: Художественная литература, 1985. - 735с.