Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЛЬФАКТОРНЫЙ КОД В РАССКАЗАХ Л.Н. АНДРЕЕВА

Работа №83057

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
303
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОЛЬФАКТОРНЫЙ КОД РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА 6
1.1. Категория «запах» в русской литературе: поэтика ольфакторной
образности 6
1.2. Мифопоэтика ольфакторных кодов в прозе Л.Н. Андреева 11
ГЛАВА II. ОЛЬФАКТОРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОЗЫ Л.Н. АНДРЕЕВА 14
2.1. Роль и функция запаха в раскрытии образа главного героя в рассказах
«Ангелочек», «Валя» 15
2.2. Запах как метафора нравственного перерождения в пасхальных рассказах «Баргамот и Гараська», «Гостинец» 21
2.3. Запах как экзистенциальная категория в рассказах Л.Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского», «Весной», «Молчание», «Ложь» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Запахи занимают особое место в творчестве русских писателей, которые используют ольфакторные коды не столько как значимое средство выражения мысли, сколько как приём изображения чувств и эмоций. Палитра используемых запахов позволяет глубже раскрыть образы главных героев и их внутреннее состояние. В последнее время появляется все больше работ, в которых литературное произведение анализируется в аспекте присутствия в них различных запахов.
В произведениях Л.Н. Андреев вводит всевозможные запахи, которые позволяют воссоздать целостный портрет героя. Важная роль запахов состоит в том, что они порой скрывают глубокий смысл, изобилие ассоциативных связей.
Актуальность настоящего исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, возросшим за последние годы читательским и научным интересом к анализу не только лексических особенностей и стиля текста, но и определенных художественных деталей, приемов, средств, которые придают произведению особый характер и несут за собой определенный смысл. Во-вторых, понятие «ольфакторный код» в русской литературе недостаточно исследовано, а в прозаических произведениях он обозначен в общих чертах.
Объектом изучения явились рассказы Л.Н. Андреева, в которых встречаются запахи.
Предметом исследования стала роль и функция различных запахов в рассказах Л.Н. Андреева.
Цель исследования: выявление, описание и анализ в произведениях Л.Н. Андреева запахов, которые помогают раскрыть специфику психологизма.
Для достижения обозначенной цели предполагается решение следующих задач:
1) изучить, систематизировать теоретический материал по исследуемой проблеме;
2) используя данные различного рода словарей символов, рассмотреть основные значения запахов;
3) выявить своеобразие интерпретации ольфакторных кодов в произведениях Л.Н. Андреева и установить их функцию.
Для достижения цели и решения задач были определены методы исследования:
1) теоретический метод - при изучении научной литературы по теме исследования;
2) описательный метод - при обработке фактического материала;
3) аналитический метод - при непосредственном анализе произведений.
Материалом для анализа послужили рассказы Л.Н. Андреева: «Ангелочек», «Валя», «Баргамот и Гараська», «Гостинец», «Жизнь Василия Фивейского», «Весной», «Молчание», «Ложь».
В процессе изучения и описания обозначенной проблемы мы опирались на предшествующий опыт исследования роли и функции запахов в литературных произведениях, а именно на труды, раскрывающие поэтику и функцию запахов: диссертации Н.А. Рогачевой «Русская лирика рубежа XIX-XX веков: поэтика запаха», М.А. Епанешниковой «Феномен запаха в культуре: особенности функционирования в сакральной и профанной сферах», статьи К.Н. Галай, А.В. Хлыстовой «Психологическая функция запахов в творчестве И.А. Бунина» и др. Эти работы составили теоретико-методологическую базу исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что предложенная тема ещё не получила специального освещения, хотя изучение аспектов данной проблемы уже имеет в науке о литературе свою историю.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении знаний об особенностях творческого метода писателя при изображении им внутреннего и внешнего мира героев.
Практическая ценность настоящего исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы при разработке курсов по истории русской литературы XX века, истории и теории литературной критики, а также в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству Л.Н. Андреева.
Последовательность решения поставленной проблемы обусловила структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении характеризуется актуальность выбранной темы, цель и задачи, объект и предмет исследования, методы исследования, применяемые в работе, обоснование выбора использованных научных источников и другой литературы, а также описание структуры работы.
В первой главе «Ольфакторный код в русской литературе: поэтика ольфакторной образности» рассматривается категория «запах» в ее историческом развитии, характеризуются основные срезы поэтики ольфакторной образности, выявляются три направления репрезентации обонятельных восприятий.
Во второй главе «Ольфакторное пространство прозы Л.Н. Андреева» мы анализируем рассказы Л.Н. Андреева, в которых встречаются запахи, и выявляем их роль в произведениях.
В заключении представлены основные выводы, полученные в ходе исследования в соответствии с целью и задачами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В русской литературе начала ХХ века, в частности, и во всей мировой литературе в целом, преобладают визуальные и акустические образы. Вместе с ними, огромное значение имеют образы и мотивы, которые основаны на иных (тактильных, температурных, моторных, вкусовых и одорических) восприятиях.
Категория «запах» занимает значительное место в русской литературе. Л.Н. Андреев продолжил ряд писателей, использующих запахи, в качестве художественного средства.
Поэтому основной целью работы стало выявление, описание и анализ в произведениях Л.Н. Андреева запахов, которые помогают раскрыть специфику психологизма.
Более всего прозаика интересует не то, что запахи придают тексту таинственность, некую загадочность, а то, что они несут дополнительный оттенок, который еще более открывает перед читателем замысел автора. Работа знакомит с ролью функциями запахов в рассказах Л.Н. Андреева.
Данное исследование проводилось в соответствии с поставленными целью и задачами, которые и определили направление работы. В связи с этим можно отметить, что в результате:
1. Изучен и систематизирован теоретический материал по исследуемой проблеме.
2. Определены основные значения запахов исходя из традиционной символики.
3. Выявлены и проанализированы особенности использования ольфакторных кодов писателем при изображении им как внутреннего мира, чувств, эмоций и мыслей героев, так и окружающего мира, общества.
Невооруженным глазом можно заметить огромное количество запахов в прозе Л.Н. Андреева. Причем поражает их разнообразие. И на первый взгляд, выделение центрального, наиболее значимого или любимого запаха, а также выявление определенной закономерности их использования кажется невозможным. Но, так или иначе, можно отметить, что доминирующими в рассказах Л.Н. Андреева являются «тяжёлые» запахи, которые показывают жизненное пространство героев, в котором нормальный человек не может существовать, «задыхается» в прямом и переносном смысле.
Например, «тлетворный воздух» в рассказе «Жизнь Василия Фивейского» с самого начала «предупреждает» нас о тяжелой судьбе главного героя.
Наряду с запахами болезни и смерти можно выделить и другие конкретные запахи, такие как запахи цивилизации, «церковные» запахи, ароматы любви и природные запахи. Каждый запах помогает выразить целую гамму чувств: либо это тоска и отчаяние, либо надежда и радость.
Таким образом, роль запахов в рассказах Л.Н. Андреева разнопланова и многогранна.
Во-первых, функция запаха в рассказах подчинена раскрытию образа главного героя произведения. Запахи указывают на социальную принадлежность, тем самым выполняя социально-разграничительную функцию. Тот или иной запах служит в рассказах Л.Н. Андреева постоянной характеристикой обозначаемой среды, социальной группы и отдельного героя. Людей бедных, опустившихся, писатель характеризует с помощью отрицательных запахов: запах водки, пота, сырости, гнили и т.д.
Людей живущих в достатке автор не стремится описать приятными запахами. Это скорее запахи, которые скрывают их естественность (например, запах духов).
Во-вторых, запахи не только указывают на социальное положение, но и являются символами. Например, запах рождественской ели символизирует семейный очаг, тепло и уют в доме; запах воска - духовное возрождение.
В-третьих, запахи раскрывают душевные переживания героев. Например, градация запахов в рассказе «Ангелочек» показывает нарастающую душевную боль, тяжесть положения Сашки; а воздух, наполненный «человеческой кровью», «мертвыми белыми головами», «гневными и таинственными призраками» описывает страх ребенка перед действительностью.
В-четвертых, в рассказах Л.Н. Андреева запахи характеризуют не только конкретные предметы и явления, но и выступают абстрактной категорией. Пахнет в рассказах молчание, ложь, от которых герои хотят избавиться, убегают. Данные запахи подвергают главных героев мучениям и страданиям и становятся своеобразным наказанием для них, помогают понять их страшную муку.
Таким образом, в прозе Л.Н. Андреева запахи становятся своеобразным средством, выразителем эмоциональных, социальных, этических оценок персонажей и повествователя, которые проходят через все произведение и помогают понять скрытый подтекст.



1. Андреев Л.Н. Рассказы: 1898-1903. Собрание сочинений. Том первый.
- М.: Худож. лит., 1990. - 638 с.
2. Андреев Л.Н. Собрание сочинений. В 6-ти тт. - М.: Худож. лит., 1994.
- 765 с.
3. Бунин И.А. Легкое дыхание. Русская классика. - М.: Эксмо, 2001. - 332 с.
4. Лесков Н.С. Повести и рассказы. - М.: Никея, 2014. - 448 с.
II. Научно-критическая литература
5. Анненский И.Ф. Вторая книга отражений. Иуда, новый символ. - М.: Наука, 1979. - 229 с.
6. Бердяев Н. Самопознание. Опыт философской биографии. - М.: Советская энциклопедия , 1991. - 125 с.
7. Богданов А.В. Между стеной и бездной // Андреев Л. Избранное. - М.: Худож. лит., 1990. - 659 с.
8. Бродский М.А. Последний аргумент Иуды. - М.: Русская словесность. 2001. - С. 23-30.
9. Бугров Б.С. Леонид Андреев: Проза и драматургия: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: МГУ, 1992.
- 112 с.
10. Вайнштейн О.Б. Ароматы и запахи в культуре. Книга 2. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 672 с.
11. Виноградов Ю.М. Леонид Андреев - драматург // В кн.: Русский драматический театр. - М., 1976. - С. 356-358.
12. Воронин В.А. Запахи в жизни и жизнь без запахов. Обоняние и химическая опасность. - СПб.: Питер, 2003. - 72 с.
13. Горький М. Леонид Андреев // Литературное наследство. - М., 1965. - С. 280.
14. Григорьева О.Н. Цвет и запах власти. Лексика чувственного восприятия. - М.: Флинта, 2004. - 248 с.
15. Дымшиц А. Пьесы Л. Андреева // В кн.: Дымшиц А. Избранные работы. В 2-х т. Т1. - М., 1983. - С. 43-68.
16. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. - М.: Круг, 2004. - 224 с.
17. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учеб пособие - М.: Флинта: Наука, 2010 - 246 с.
18. Захаров В.Н. Пасхальный рассказ как жанр русской
литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII-ХХ веков. - Петрозаводск, 1994 - 76 с.
19. Иванов В. Новая повесть Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского». - М.: Весы, 1904. - С. 46 - 47.
20. Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева. - М.: Издательство ленинградского университета, 1976. - С. 106 - 151.
21. Иллюстрированная энциклопедия символов / сост. Егазаров А. - М.: Астрель, АСТ, 2007. - 723 с.
22. Кабаков Г.И. Запахи в русской традиционной культуре // Живая старина. - 1997. - № 2. - С. 36-38.
23. Келдыш В.А. Повесть Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского» и духовные искания времени. - М.: Русская литература. 1998. - С. 35 - 43.
24. Киреев Р. Леонид Андреев. «Пойдем с тобою к солнцу» // Наука и религия. - 2002. №10. С. 40-43.
25. Козловский Л.С. Леонид Андреев // Русская литература ХХ в. Кн.2. - М.: Флинта, 2000. - С. 43-68.
26. Колупаева А.А. Концепт «запах» и способы его репрезентации в русском языке (автореферат). - Тамбов: ОПС, 2009. - 622 с.
27. Костяев А.И. Ароматы и запахи в истории русской культуры: знаки и символы. - М.: Либроком, 2014. - 144 с.
28. Котенкова Е.В. Запахи и их значение в жизни человека // Первое сентября, 2001. - С. 5-10
29. Ланщиков А. Леонид Андреев. // В кн.: Ланщиков А. Чувство пути. - М.: Советская Россия, 1983. - С. 91-107.
30. Минералов Ю.И. История русской литературы ХХ в. - М.: Высшая школа, 2004. - 400 с.
31. Миф о человеке в повести Л.И. Андреева «Мои записки»// Актуальные проблемы социальных и гуманитарных исследований. - Саратов, 1999. - 232 с.
32. Мифопоэтический аспект трагедии Л. Андреева «Самсон в оковах» // Проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и школе: XXI век. - 2000. - С. 132-135.
33. Монасова А.Ж. Изучение эмоциональной сферы методом оценки запахов // Вопросы психологии. - 1993. - С. 100-106.
34. Муратова К.Д. Леонид Андреев // История русской литературы: в 4-х томах. Т4. - Л., 1983. - 400 с.
35. Николина Н.А. Мир запахов в художественной прозе А.П. Чехова // Русский язык в школе. - 2004. - С. 68-74.
36. Николина Н.А. Способы обозначения запахов в современном русском языке // Русский язык в школе. - 1998. - С. 77-84.
37. Овсяннико-Куликовский Д.Н. // В кн.: Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика 19 - нач. 20в. Учебник для студентов педагогических вузов и университетов. - М., 1993. - 320 с.
38. Павлова Н.С. Запах города: вчера и сегодня (функционирование ольфафакторной лексики в тексте). - М.: РУДН, 2006. - 256 с.
39. Соколинский Е.К. О гротеске у Л.Н. Андреева // Русская литература. - 1998. №2. - С 75-83.
40. Теория литературы: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. Высш. Учебн. Заведений: В 2 т./под ред. Н.Д. Тамарченко. - Т.2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. - М.: Издательский центр Академия, 2004. - 368 с.
41. Тресиддер Джек. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 448 с.
42. Фарино. Введение в литературоведение: Учебное пособие. - СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 639 с.
43. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999. - 398 с.
III Интернет-источники
44. Библейская энциклопедия Брокгауза [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //slovno .com. ua/bibleyskayaentsiklopediyabrokgauza/page/pot.3317 (дата обращения: 2.02.16).
45. Мифопоэтика творчества Леонида Андреева [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://dissertation.com.ua/node/946533 (дата
обращения: 26. 03.2016).
46. Экзистенциальные мотивы в творчестве Л. Андреева и М. де Унамуно. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://libed.ru/knigitipologicheskie- svyazi.php (дата обращения 8.02. 2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ