Введение 3
1. Теоретические основы организации неналоговых доходов местных
бюджетов 6
1.1. Экономическое содержание и роль неналоговых доходов местных бюджетов 6
1.2. Классификация неналоговых доходов местных бюджетов 16
1.3. Правовые основы формирования неналоговых доходов местных
бюджетов 22
2. Анализ неналоговых доходов местного бюджета 28
2.1. Характеристика социально-экономического положения
муниципального образования 28
2.2. Анализ состава и структуры неналоговых доходов местного бюджета 36
2.3. Анализ исполнения неналоговых доходов местного бюджета 44
3. Перспективы роста неналоговых доходов местного бюджета 53
3.1. Зарубежный опыт формирования неналоговых доходов местных 53
бюджетов и возможности его применения в российской практике
3.2. Пути увеличения неналоговых доходов местного бюджета 58
Заключение 67
Список использованных источников
Приложение
Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии. Для финансирования данных расходов местным органам самоуправления необходим достаточный уровень доходных источников местных бюджетов.
В настоящее время механизм формирования доходов местных бюджетов не обеспечивает в полной мере реализацию законодательно закрепленного принципа их самостоятельности. Достаточно низкая доходная база местных бюджетов и в частности ее неналоговая составляющая, делает муниципальные образования зависимыми от межбюджетных трансфертов. Расширение полномочий местных органов власти при одновременном сокращении собственной доходной базы местных бюджетов не позволяют говорить об их финансовой самостоятельности.
Актуальность исследуемой темы определяется тем, что в бюджетной сфере в сфере формирования доходов местными органами власти назрело множество вопросов, которые требуют своего решения. В их числе вопросы эффективной мобилизации неналоговых доходов и как следствие, отсутствие достаточных финансовых средств на реализацию полномочий, возложенных на местные органы власти, а также необходимость укрепления собственной доходной базы местных бюджетов. Укрепление доходной базы местных бюджетов, в свою очередь, должно опираться на прочную законодательную базу, закрепляющую правовые гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления. Но, как показывает практика в России еще не решен вопрос создания реальных правовых и экономических гарантий независимости, самостоятельности местного самоуправления в плане формирования его финансовой базы.
Учитывая практическую значимость исследуемой темы, возникает необходимость совершенствования формирования и укрепления всех имеющихся у муниципальных образований ресурсов. Особое внимание должно быть уделено именно управлению собственными источниками доходов муниципальных образований, которыми являются неналоговые доходы бюджета, на которых также возложена нагрузка по реализации социальных обязательств по образованию, здравоохранению, жилищно-коммунальному хозяйству. Данные основания указывает на особую актуальность выбранной темы.
Бюджетные вопросы на уровне местного самоуправления в Российской Федерации за период 2009-2015 годов исследовали российские экономисты и специалисты, например: Н. А. Истомина, Л.Ф. Курченко, В.А. Орлов, С.А. Савостьянова, Н.В. Салина, А.Ю. Федорова и другие.
Актуальные вопросы системы финансирования муниципальных образований рассматриваются в работах В.Е. Гладковой, А.М. Година, А.Н. Домбровского, Н.В. Замятиной, А.В. Русавской, И.Ю. Федоровой. Однако в условиях изменения нормативно-правовой базы и с учетом накопленного практического опыта воспользоваться результатами выполненных ранее научных разработок в качестве окончательных и бесспорных рекомендаций не представляется возможным, что определило необходимость дальнейшего исследования в данном направлении.
Объектом исследования является система неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований.
Предметом исследования выступают финансовые отношения, возникающие в процессе развития доходной базы бюджета муниципальных образований.
Целью данной работы является исследование экономической сущности доходов местных бюджетов, проведение анализа особенностей формирования доходов местных бюджетов и разработка рекомендаций по укреплению доходов местных бюджетов.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать теоретические основы организации неналоговых доходов местных бюджетов;
- провести анализ неналоговых доходов местного бюджета;
- показать перспективы роста неналоговых доходов местного бюджета.
Теоретической основой работы является учебная и периодическая литература отечественных и зарубежных авторов (Н.М. Сабитова, Н.А. Ширкевич, Г.Б. Поляк, М.В. Васильева, Л.Л. Игонина, М.В. Романовский, А.С. Нешитой, Д.Г. Черник), нормативно-правовые источники, а также статистические данные о формировании доходов местных бюджетов в Республике Татарстан.
Методология, использованная в работе, основывается на принципах диалектической логики. В работе применяются традиционные методы исследования: логического, системного, экономического, статистического анализа, методы прогнозирования и экспертных оценок, специальные приемы и процедуры: выборка и группировка, сравнение и обобщение, экономические методы (исчисления средних и относительных величин, группировки и др.).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Исследование теоретических основ организации неналоговых доходов местных бюджетов показало, что не все неналоговые доходы обеспечивают финансовую устойчивость местного бюджета и самостоятельность муниципального образования. На наш взгляд, средства самообложения граждан необходимо исключить из состава неналоговых доходов местного бюджета и отнести их к группе безвозмездных поступлений, так как средства самообложения граждан по своей экономической сути тождественны добровольным пожертвования (безвозмездным поступлениям). Оба имеют разовый характер платежа, могут иметь целевое назначение, решение об их мобилизации принимается добровольно индивидуально или коллективно и не зависит от качества муниципального менеджмента.
Исследовав экономическое содержание неналоговых доходов местных бюджетов, можно сказать, что фактически неналоговые доходы означают денежные средства, поступающие в распоряжение органов местного самоуправления через взимание неналоговых платежей. Так же как и другие платежи в местный бюджет, неналоговые доходы устанавливаются высшими органами законодательной власти и органами государственного управления Российской Федерации и направляются на образование финансовой базы бюджета муниципального образования.
Однако, неналоговые доходы бюджета являются комплексным понятием, куда входят несколько доходных платежей в бюджет, имеющих разнообразную природу, в том числе и аналогичную налоговым доходам. Но неналоговые доходы являются дополнением к налоговым доходам местного бюджета и взимаются постольку, поскольку есть возможность их сбора. Кроме того, они могут выполнять три совершенно разные функции для бюджета, при этом по всем функциям возможны свои собственные неналоговые доходы. Этим они отличаются от налоговых доходов, которые объединяют все свои функции практически в одном платеже. В частности, функциями неналоговых доходов являются: фискальная, регулирующая и обеспечительная. Кроме того, в отличие от налоговых доходов, для неналоговых доходов более выражена конкретная функция для конкретного вида дохода.
Также видится, что поступлениями, не обеспечивающими финансовую устойчивость и самостоятельность муниципального образования, необходимо признать доходы от продажи имущества. Так как в результате реализации имущества происходит переход стоимости объекта недвижимости в более ликвидный актив (денежные средства). Кроме того, в ряде муниципальных образований продажа акций, долей в уставных капиталах обществ, объектов недвижимости является фактическим источником покрытия дефицита местного бюджета. Также аргументом в пользу признания неналоговых поступлений доходами, не обеспечивающими самостоятельность местных бюджетов, является то, что, согласно п. 3 ст. 107 БК РФ, предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем налоговых (за исключением поступлений по дополнительным нормативам отчислений) и нена-логовых доходов. То есть, по нашему мнению, муниципальный долг должен быть обеспечен постоянными доходами местного бюджета, однако доходы от продажи имущества носят разовый характер и, следовательно, не могут являться обеспечением будущих платежей. Поэтому, на наш взгляд, доходы от продажи имущества также следует отнести к доходам, не обеспечивающим финансовую устойчивость местного бюджета.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что неналоговые доходы на современном этапе развития их правовой и бюджетной регламентации не имеют особенно важного влияния на обеспечение финансовой устойчивости местных бюджетов и самостоятельности муниципальных образований.
Анализ неналоговых доходов местных бюджетов на примерах Высокогорского, Зеленодольского и Лаишевского районов, позволил прийти к следующим выводам.
За анализируемый период 2013-2015 годов неналоговые доходы бюджетов Зеленодольского и Лаишевского районов в 2014 году уменьшались, а в 2015 году увеличивались, а неналоговые доходы бюджета Высокогорского района стабильно увеличивались.
Наблюдаются следующие обстоятельства формирования доходной базы бюджета Высокогорского, Зеленодольского и Лаишевского муниципальных районов РТ за счет неналоговых доходов:
а) увеличение неналоговых доходов бюджета в 2015 году в Высокогорском районе было связано с продажей различных видов активов, находящихся ранее в муниципальной собственности. Если в 2014 году они составляли 2,2 млн.руб., то в 2015 году они достигли 11,7 млн.руб.;
б) увеличение неналоговых доходов бюджета в 2015 году в Зеленодольском районе связано с увеличением доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности с 31,8 млн.руб. до 550 млн.руб., а также с увеличением доходов от продажи материальных и нематериальных активов;
в) снижение неналоговых доходов бюджета в 2015 году в Лаишевском районе связано в первую очередь с падением доходов от продажи материальных и нематериальных активов с 60,0 млн.руб. до 23,2 млн.руб., а также снижением штрафов, санкций, возмещений ущерба.
Неналоговые доходы местного бюджета не играют существенной количественной роли в формировании доходной базы бюджета. Однако, органам местного самоуправления в связи с дефицитностью их бюджета, требуются меры по увеличению доходов. В этой связи отметим, что возможности увеличения доходов бюджетов Высокогорского, Зеленодольского и Лаишевского муниципальных районов РТ за счет неналоговых доходов есть, но они ограничены. Основной такого увеличения являются доходы от использования муниципального имущества.
Кроме того, в связи с тем, что неналоговые доходы бюджетов Высокогорского, Зеленодольского и Лаишевского муниципальных районов РТ выполняют также и регулирующие функции, требуются меры по сокращению ряда доходов, связанных с платежами за использование природных ресурсов (так как они формируются на основе загрязнения окружающей среды, что неприемлемо) и штрафов (санкций, возмещений ущерба).
Исследование перспектив роста неналоговых поступлений в доходах местных бюджетов показало, что это возможно за счет:
1) совершенствования управления муниципальной собственностью, как важнейшего условия роста неналоговых доходов местных бюджетов;
2) поиска новых путей увеличения доходов от передачи в аренду и продажи земельных участков, доходов от оказания платных услуг.
Исследование направлений совершенствования управления муниципальной собственностью, как важнейшего условия роста неналоговых доходов местных бюджетов показало, что укрепление доходной базы местного бюджета возможно за счет реформирования системы управления неналоговыми доходами путем изменения приоритетов управления. В частности, необходимо изменить подход органов местного самоуправления к объекту управления (конкретная база, формирующая неналоговые доходы). В первую очередь требуется создать комплексный механизм управления всеми неналоговыми доходам местного бюджета, и передать его администрирование только одной муниципальной структуре, аналогично тому, как это сделано для налоговых доходов. Во вторую очередь, требуется выработать для всех видов неналоговых доходов персональные системы управления. По каждому виду неналогового дохода, необходимо провести специальную работу, связанную с формированием программы развития данной части доходных поступлений. Основной принцип при разработке этой программы, должен быть связан с ответом на вопрос о том, какие интересы преследует управление конкретным видом неналогового дохода - либо материальные интересы органов местного самоуправления как собственника, либо интересы муниципальных образований в сфере решения вопросов местного значения. Помощь в данном процессе окажет формирование специального института управления - имущественной казны.
Исследование путей увеличения доходов от передачи в аренду и продажи земельных участков, доходов от оказания платных услуг и иных направлений использования муниципальной собственности и реализации функций местного самоуправления показало, что для большей активизации всех имеющихся у органов местного самоуправления ресурсов особое внимание должно быть уделено повышению доходных поступлений в бюджет за счет собственных источников доходов государства, коими в частности мало учитываемые средства самообложения населении муниципального образования. В настоящее время необходима принципиально новая модель управления средствами самообложения населения, реализация которой позволит добиться эффективного выполнения функций органами местного самоуправления, оптимизации состава имущества, рациональной структуры доходов бюджета. В частности, установление самообложения населения муниципального образования позволит создавать объекты социально-экономической инфраструктуры, которые так или иначе включаются в состав муниципального хозяйства. Следовательно, может наблюдаться двойной рост доходов - сперва, в виде средств самообложения граждан, а потом в виде доходов от аренды муниципального имущества и земли, которые были использованы при создании объектов социально-экономической инфраструктуры.
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) -Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 25.04.16
2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от
13.05.2013 «О бюджетной политике в 2014-2016 годах»: [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://news.kremlin.ru.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015) -Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 21.04.16.
4. Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ (ред. от 29.11.2014) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 21.04.16.
5. Федеральный закон от 22.07.2008 № 158-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах -Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 21.04.16.
6. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» -Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».- Версия от 21.04.16.
7. Архипцева Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений // Налоги и налогообложение. - 2015. - № 7.
8. Березин М.Ю. Развитие системы налогообложения имущества в Российской Федерации: теория, методология и практика: Дис. д-ра экон. наук. - Москва, 2012.
9. Восколович Н.А. Проблемы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Муниципалитет: экономика и управление. -
2013. - № 1.
10. Воронина Л.П. Финансово-экономическое обеспечение полномочий сельских поселений // Муниципалитет: экономика и управление. - 2013. - № 1.
11. Гайзатуллин P.P. Бюджетный процесс в Республике Татарстан в условиях кризиса // Финансы. - 2015. - № 3.
12. Гиляровская С.В. О самостоятельности бюджетов в Российской Федерации // Финансы. - 2015. - № 2.
13. Дементьева О.А. Соответствие ресурсов местных бюджетов
полномочиям местного самоуправления: декларация и реальность //
Законодательство и экономика. - 2013. - № 2.
14. Дементьева О.А. Эффективность правового регулирования бюджетных основ местного самоуправления в России // Федерализм. - 2011. - № 1.
15. Домбровский А.Н. Резервы доходов и эффективность расходов местных бюджетов // Финансы. - 2014. - № 4.
16. Домбровский А.Н. Налоговое администрирование и резервы доходной базы бюджетов муниципальных образований в условиях финансового кризиса // Финансы. - 2009. - № 3.
17. Дорджиева О.Б. Проблемы финансовой независимости местных бюджетов в современных условиях // Финансы и кредит. - 2013. - № 9.
18. Замятина Н.В. Пути повышения устойчивости местных бюджетов // Регион: экономика и социология. - 2010. - № 3.
19. Карасев В. А. Финансово-правовое регулирование неналоговых доходов государственного бюджета Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. - 167 с.
20. Климентьева Н. М. Финансовый потенциал и финансирование инвестиций в развитие муниципального образования: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.10. - Саратов, 2012.
21. Клочкова Н.В., Сидорина И.Ф. Проблемы и перспективы развития региональных и муниципальных финансов // Финансы и кредит. - 2009. - № 11.
22. Коновалова Т.В., Хорохорин М.С. Совершенствование методики формирования доходной базы местных бюджетов // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 1.
23. Коновалюк О.В. Сравнительно-правовой анализ бюджетного законодательства России и США в области местных финансов // Политика, государство и право. - 2014. - № 6.
24. Коротина Н.Ю. Возможности роста доходов муниципальных образований // Муниципалитет: экономика и управление. - 2015. - № 2.
25. Коростелев С.П. Кадастровая оценка недвижимости. - М.: Маросейка, 2010
26. Матвеева Е.В. Проблемы дотационности муниципальных образований Свердловской области // Муниципалитет: экономика и управление. - 2013. - № 1(4).
27. Местное самоуправление и муниципальное управление / Под ред. А.С. Прудникова, М.С. Трофимова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2013. - 459 с.
28. Мнацаканян А.Г., Кохан А.Н. Проблемы формирования доходной части местных бюджетов в свете реформы межбюджетных отношений // Финансы и кредит. - 2013. - № 19. - С. 28-32.
29. Муниципальная реформа в Российской Федерации: правовое и экономическое исследование / Под ред. Т.Я. Хабриевой. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М., 2014.
30. Муниципальное право / Е.С. Шугрина. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
31. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2013.
32. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / Под ред. чл.- корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 2011.
33. Пансков В.Г. К вопросу о самостоятельности бюджетов // Финансы. -
2014. - № 6.
34. Пенюгалова А.В., Чулков А.С. Современные проблемы формирования доходов местных бюджетов и пути их решения // Финансы и кредит. - 2010. - № 10.
35. Пешкова X. В. Неналоговые доходы бюджета // Правовой режим законности. Воронеж. 2013. № 4. С. 92
36. Пронина Л.И. Об укреплении финансовой базы местных бюджетов // Финансы. - 2014. - № 5.
37. Пронина Л.И. Финансы муниципальных образований в условиях кризиса // Финансы. - 2015. - № 7.
38. Серебрякова О.В. Финансовая стабильность муниципальных образований как приоритет в развитии бюджетной и налоговой политики на местном уровне // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 11 (50).
39. Смирнов Д.А. Теория и методология имущественного налогообложения: Автореф. дис. д-ра экон. наук. - М., 2013. - 191 с.
40. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: 1962.
41. Татаркин А. И. Саморазвитие территориальных социально - экономических систем как потребность федеративного обустройства России // Экономика региона. - 2013. - № 4.
42. Тепляков Д.О. Развитие конституционного принципа финансовой самостоятельности органов местного самоуправления в международном и отраслевом законодательстве // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 3.
43. Тургель И.Д. межмуниципальное сотрудничество в РФ: опыт экономико-статистического анализа // Муниципалитет: экономика и управление. - 2014. - № 1(6).
44. Чалая Ю.Ю. Муниципальные особенности мониторинга и оценки качества управления местными финансами // Финансы. - 2012. - № 2.
45. Ярцева И.Ю. Оценка изменений законодательства по укреплению финансовой самостоятельности местных бюджетов // Финансы. - 2013. - № 10.
46. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2015 году. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennoe-upravlenie- v-sfere- ispolzovaniya-i-okhrany-zemel/gosudarstvennyy-monitoring - zemel/sostoyanie -zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o- sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel- v-rossiyskoy-federatsii/.
47. Проблемы применения кадастровой стоимости объектов недвижимости в налогообложении. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. imperia-a. ru/columnist/article/219.
48. Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.minregion.ru.
49. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www. minfin.ru
50. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: /www.gsk.ru.