Анализ финансово-хозяйственной деятельности ПАО «КАМАЗ» и разработка рекомендаций по совершенствованию механизма обеспечения экономической безопасности предприятия
Введение 7
1 Теоретические основы управления экономической безопасностью .. 12
1.1 Содержание основных понятий 12
1.1.1 Уровни экономической безопасности 15
1.1.2 Угрозы экономической безопасности 20
1.2 Методы управления экономической безопасностью 29
1.3 Оценка эффективности управления экономической безопасностью . 37
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ПАО «КАМАЗ» 48
2.1 Характеристика предприятия как объекта анализа 48
2.1.1 Краткая характеристика предприятия 48
2.1.2 Учетная политика предприятия 49
2.2 Анализ использования основных ресурсов 51
2.2.1 Анализ технического уровня развития предприятия (анализ динамики и структуры основных фондов, движения и технического состояния ОПФ, обеспеченности предприятия ОПФ) 51
2.2.2 Анализ эффективности использования основных фондов 53
2.2.3 Анализ использования производственной мощности предприятия 58
2.3 Анализ использования материальных ресурсов 60
2.3.1 Анализ выполнения плана материально-технического снабжения
и обеспеченности материальными ресурсами 60
2.4 Анализ использования материальных ресурсов 61
2.5 Комплексная оценка финансового состояния предприятия 65
2.6 Анализ финансового состояния предприятия 68
2.6.1 Анализ имущественного состояния предприятия 68
2.6.2 Анализ капитала, вложенного в имущество предприятия 69
2.6.3 Анализ ликвидности предприятия 69
2.6.4 Анализ показателей финансовой устойчивости 72
2.6.5 Анализ показателей деловой активности (оборачиваемости) 77
2.7 Анализ экономической безопасности методом профелей 80
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы экономической безопасности ПАО «КАМАЗ» 85
3.1 Рекомендации по совершенствованию анализа контрагентов 85
3.2 Рекомендации по совершенствованию организации борьбы систем аудита «серого рынка» 89
3.3 Рекомендации по совершенствованию организации борьбы с
коммерческими подкупами 95
3.4 Расчет влияния предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы экономической безопасности на показатели ПАО «КАМАЗ». ... 103
Заключение 107
Список использованной литературы 110
Приложение 115
Последнее десятилетие ХХ века ознаменовано всплеском интереса отечественных авторов к проблематике экономической безопасности. В мировом масштабе это связано с усложнением развития человечества, увеличением предметов материального мира, распространением ядерного и другого оружия массового уничтожения, появлением новых опасных заболеваний, международным терроризмом. Применение компьютеров, высоких технологий, глобализация финансовых рынков привели к ускорению товарно-денежного обращения, увеличению масштабов перелива мирового капитала. Эти процессы, способствуя экономическому росту, в то же время повышают значимость фактора риска и расширяют зону опасности не только в бизнесе, но и в функционировании государства. В случае кризиса в одном регионе планеты он быстро перемещается в другие, как это было, например, в конце 1997 года, когда финансовый кризис в Юго-Восточной Азии подстегнул кризис в России, а затем через российский дефолт затронул и экономику развитых стран [4. с.6]. Поэтому не случайно многие страны разрабатывают стратегии национальной безопасности.
Экономическая безопасность страны является одним из основных необходимых принципов поддержания устойчивости экономического и социального положения, сохранения конституционного строя России, повышения обороноспособности, исключения возможности возникновения социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, угрожающих безопасности государства.
В России исторически сложилось, что нашей стране практически на всем протяжении ее развития приходилось догонять другие более развитые в промышленном и научно-техническом плане страны.
Выделяют три основных этапа по обеспечению экономической безопасности страны. Первый этап - от Ивана Грозного до октября 1917 года, второй - советский, третий этап - с декабря 1991 года по настоящее время [3, с.12].
Естественно, что при Иване Грозном, который в 1549 году учредил Посольский приказ - первую российскую спецслужбу, и Алексее Михайловиче Романове, который в 1654 году создал Приказ тайных дел, не были известны такие категории, как «национальная безопасность» или «экономическая безопасность». Но можно с уверенностью утверждать, что продуманная политика этих царей заложила основы того, что мы сегодня называем экономической безопасностью.
Особенно велик вклад в обеспечение экономической безопасности России Петра Великого, который, с одной стороны, придавал большое значение развитию производительных сил, постоянно вникал в нужды промышленности и торговли, а с другой - активно расширял практику приглашения иностранных специалистов в страну, что становится одним из элементов развития российской промышленности. Петр I превыше всего ставил национальные интересы России, поэтому именно при нем резко повысился уровень обеспечения экономической безопасности России, многие российские товары, благодаря своему качеству и дешевизне стали конкурентоспособными и пользовались устойчивым спросом на внешних рынках.
На протяжении практически 200 лет российские императоры (и императрицы) постоянно и целенаправленно способствовали развитию национальных и производительных сил, территориальному и стоимостному расширению внутреннего рынка, созданию особого доверительного климата в среде купцов и предпринимателей. Это стимулировало рост числа фабрик и производительности труда. Так, за период 1765-1896 гг. число фабрик выросло в 146,5 раза, производительность труда - в 549 раз. В результате этого в конце XIX века Российская империя занимала первое место в мире по размеру государственного бюджета. Кроме того, Россия демонстрировала самые высокие темпы прироста государственных расходов. Это позволяло финансировать на достаточном уровне армию и флот, образование и науку, строить железные дороги. Денежная реформа, провиденная С.Ю. Витте, укрепила финансовое положение страны и поставила Россию в финансовом отношении наряду с ведущими странами мира [3, с.15].
Американские профессора, исследуя проблемы экономической безопасности в 80-е годы ХХ века сделали вывод: три взаимосвязанных фактора определяют уровень экономической безопасности страны - структура товаропотоков, платежный баланс и валютный курс. Перед первой мировой войной состояние российских финансов было устойчивым. Золотой запас, по размерам которого Россия занимала второе место в мире - 1,2 тыс. тонн (в США - 1,5 тыс. тонн), надежно обеспечивали денежную массу. По покупательной способности золотой рубль был примерно равен 25-30 долларам. Доходы государственного бюджета стабильно превышали расходы [3, с.16].
В период между двумя революциями, который характеризовался небывалой коррупцией, продажностью и активизацией враждебных для Российской империи сил, началось ослабление системы обеспечения экономической безопасности страны.
В системе безопасности СССР безопасность государства занимала центральное место. Считалось, что она является гарантией безопасности граждан, основу которой составляли:
- единый народнохозяйственный комплекс с общественной собственностью, позволявший, как считалось, в чрезвычайных ситуациях концентрировать ресурсы на преодолении последствий кризисов;
- армия и оборонная промышленность, способные противостоять военной угрозе;
- силовая организация, способная обеспечить в глобальном масштабе безопасность государства;
- единая национальная политика, экономическое выравнивание и помощь отстающим странам, регионам.
Все указанные элементы глобальной безопасности государства оказались неспособными обеспечить сохранение и развитие СССР. Система обеспечения национальной безопасности оказалась неэффективной. В ней неправильно были расставлены приоритеты и допускались ошибки в оценке значимости отдельных компонентов. Недооценивалось сильное влияние внешних факторов и враждебных Советскому Союзу сил. Открытая борьба за уничтожение СССР в годы Второй мировой войны перешла в более изощренные формы холодной войны, но цели ослабления и разрушения страны оставались как приоритеты внешней политики США и других стран [4, с.11].
После распада СССР перед новой Россией стала задача самоиндификации и защиты национальных интересов. Особая актуальность рассматриваемой проблемы в России обусловлена именно системным кризисом экономики и началом экономических преобразований, когда все большее значение приобретают обеспечение экономической безопасности России, разработка ее критериев и предъявляемых к ней требований, что в свою очередь дало мощный импульс к разработке таких категорий, как «безопасность» и «национальная безопасность».
Обеспечение экономической безопасности РФ и ее приоритетов является краеугольным камнем при интеграции России в мировую экономику. Только при четкой выработке и неукоснительном следовании стратегии экономической безопасности Россия может занять подобающее место в системе глобального экономического пространства. Данная мысль проходит красной нитью в Концепции национальной безопасности. Конец ХХ - начало XXI века ознаменовались возрождением внимания государственных структур и общественности к проблемам экономической безопасности как наиболее важной составляющей национальной безопасности страны. Острейший кризис, поразивший страну в начале 90 -х годов, привел к появлению первых серьезных работ по экономической и социальной безопасности.
В результате экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности вместе с такими ее компонентами, как обеспечение обороноспособности страны, поддержание стабильного мира в обществе, защита от экономических бедствий, внешних и внутренних угроз. Понятие экономической безопасности вошло в нормативные документы, оно заняло прочное место в парламентских дискуссиях по экономическим вопросам. В 1992 году был принят закон о безопасности, в 1996 году Президент утвердил Концепцию национальной безопасности, в январе 2000 года новый Президент России В.В. Путин утвердил скорректированную Концепцию национальной безопасности. В 1996 году указом Президента утверждена Государственная стратегия экономической безопасности. С учетом сложившейся политической и экономической ситуации в России уже сформировался интерес к проблеме обеспечения защиты объектов экономики от устремлений организованной преступности, промышленного шпионажа и иных правонарушений, сохранности коммерческой тайны, а также функционирования негосударственных служб безопасности.
Вместе с тем, как отмечается в литературе, до настоящего времени не сложилась единая точка зрения по вопросам комплексного, системного подхода к рассмотрению данной проблемы. Так, например, мало внимания уделяется обеспечению безопасности негосударственных объектов экономики, (к ним, в частности, относятся акционерные и коммерческие банки, частные и совместные предприятия, компании, фирмы), механизма и принципов создания и функционирования служб безопасности объектов, их взаимодействия между собой и правоохранительными органами. У значительного числа руководителей не сформировано понимание принципа обеспечения безопасности как одного из базовых в экономической деятельности, в силу чего на практике проблема безопасности считается второстепенной, либо не решается вообще.
Наша страна длительное время стояла в стороне от многих процессов в сфере безопасности, происходивших в странах Запада. Процесс приватизации в России привел к изменению форм собственности у многих хозяйствующих субъектов экономики. Приобретая экономическую свободу, предприятия, фирмы, компании получили в наследство заботы по организации и управлению системы обеспечения безопасности, о которой многие из них не имели ясного представления. Однако можно с высокой степенью достоверности утверждать, что если не научиться ответственно подходить к решению обеспечения безопасности своей деятельности, то предприятие, компания или фирма будет нести серьезные потери, как от недобросовестных конкурентов, так и от преступных посягательств на их собственность.
Вопрос обеспечения экономической безопасности в настоящее время становится все более актуальным и требует безотлагательного решения, создания на предприятиях, компаниях, фирмах подразделений, служб, отделов, занимающихся эффективной защитой их бизнеса. При этом необходимо учитывать, что созданием и управлением системы обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов должны заниматься не узкие специалисты в той или иной сфере обеспечения безопасности, а менеджеры, знающие все особенности обеспечения безопасности субъектов предпринимательской деятельности.
В настоящее время требования к уровню подготовки руководителей и специалистов служб безопасности предприятий и фирм постоянно растут. И если еще вчера возглавляющие эти службы отставные офицеры силовых структур, имеющие специальное образование, удовлетворяли требованиям, предъявляемым к деятельности этих служб, которая была направлена лишь на охрану личности и имущества субъектов, то сегодня этого не достаточно. Для осуществления работ по всему комплексу проблем обеспечения безопасности фирмы эти специалисты должны обладать необходимыми знаниями в области обеспечения экономической, социальной и информационной безопасности фирмы.
Это не значит, что нужно создавать громоздкие структуры по обеспечению безопасности, речь идет о применении в каждом конкретном случае наиболее эффективных для данных условий средств и способов защиты, о рациональном сочетании, так называемого, человеческого фактора и технических средств.
Стабильность предприятия, его финансового и экономического развития в соответствии с намеченными планами и решаемыми задачами, является главным показателем эффективного и качественного обеспечения его безопасности.
При разработке, формировании и эффективном управлении системы обеспечения безопасности компании необходимо соблюдение следующих принципов:
- законности и обеспечения прав и свобод граждан;
- координации и взаимодействия с правоохранительными органами;
- самостоятельности и ответственности за обеспечение безопасности;
- соответствия внешним и внутренним угрозам безопасности;
- разумной достаточности;
- передовой материально-технической оснащенности;
- компетенции и конфиденциальности;
- комплексного использования сил и средств.
И в заключении хотелось бы привести ряд аксиом, характеризующих суть экономической безопасности [46, с.57]:
- безопасность - это наука, которую надо изучать и развивать, это искусство, которое надо постигать, это культура, которую надо воспитывать у руководителей;
- всякий бизнес только тогда чего-нибудь стоит, когда он надежно защищен;
- опасность легче предупредить, чем с ней бороться;
- основа успеха в бизнесе - своевременно полученная, правильно понятая и умело использованная информация;
- кто не предпримет средств и методов борьбы с угрозами безопасности, должен ждать больших бед.
1. Концепция национальной безопасности: Утв. Указом
Президента Рос. Федерации от 17 декабря 1997 г., № 1300 (в ред. Указа Президента Рос. Федерации от 10 января 2000 г., № 24) // Информационная правовая система «Консультант
Плюс».
2. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров: Федер. Закон Рос. Федерации от 23 сентября 2009 г., № 3520-1 // Российская газета. - 2012. №228.
3. О защите прав потребителей: Федер. Закон Рос. Федерации от 07 февраля 2008 г. № 2300-1 // Собрание законодательства РФ. - 2013. №3.
4. Об ограничении конкуренции и монополистической
деятельности на товарных рынках: Федер. Закон Рос. Федерации от 22 марта 2009 г. № 948-1 // Бюллетень
нормативных актов. - 2011. №2-3.
5. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федер.
Закон Рос. Федерации от 08 августа 2010 г., № 128 //
Российская газета. - 2011. №153-154.
6. О коррупции: проект федерального закона // Информационная правовая система «Консультант Плюс».
7. О борьбе с коррупцией в системе государственной службы: Указ президента Рос. Федерации от 04 апреля 2010 г., № 361 // Российская газета. - 2011. № 80.
8. Уголовный Кодекс от 13 июня 2012г. № 63-ФЗ //
Информационная правовая система «Консультант Плюс».
9. Гражданский кодекс от 26 января 2012 № 14-ФЗ //
Информационная правовая система «Консультант Плюс».
10. Агапова Т.Н. Методика и инструментарий для мониторинга экономической безопасности региона / Т.Н. Агапова // Вопросы статистики. - 2008. - № 2.
11. Абалкин Л.А. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л.А. Абалкин // Вопросы экономики - 2006. № - 12.
12. Балыкина Т. Итоги-2013:выход из кризиса /Автобизнес 2013. - № 45.
13. Балыкина Т. Подводим итоги - прогресс очевиден / Автобизнес - 2013. - № 49-50.
14. Васильев В. Российский автопром глазами специалистов // Автомобильный транспорт. - 2013. - № 6.
15. Вишняков Я.Д. Управление обеспечениемп безопасности предприятий: экономические подходы / Я.Д. Вишняков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 5.
16. Гарипова Н. Бизнес-план на 2015 год принят // Вести КАМАЗа. - 2014. - 24 декабря.
17. Гафина Е. Автопром в разрезе: перспективы развития автомобильного рынка в России // Карьера. - 2014. - № 12.
18. Горелов Я. Агрессивное поглощение: методы защиты / Я. Горелов // Финансовый директор. - 2012. - № 1.
19. Год «КАМАЗа» в зеркале цифр / Вести КАМАЗа - 2015. - № 4.
20. Демидова Л. Быть или не быть российскому автомобилестроению / Автобизнес - 2014. - № 49-50.
21. Демин В. От Ивана Грозного до Владимира Путина: Деятельность российских спецслужб по обеспечению экономической безопасности страны / В. Демин // Безопасность. Достоверность. Информация. - 2013. - № 5-6.
22. Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности / Р. Дронов // Экономист. - 2011. -№ 2.
23. Завидов Б.Д. «Пиратство» в России: состояние, причины, условия / Б.Д. Завидов // Менеджмент в России и за рубежом.
- 2012. - № 2.
24. Захаров А.Н. Конкурентоспособность и экономическая безопасность России / А.Н. Захаров // Бизнес и банки. - 2014. - № 26, июнь.
25. Захаров А.Н. Актуальные аспекты международной экономической безопасности России / А.Н. Захаров // Внешнеэкономический бюллетень. - 2014. - № 8.
26. Иванов А.В., Шлыков В.В. Экономическая безопасность предприятий / Иванов А.В., Шлыков В.В. - М.: Вираж-Центр,
2005.
27. Коротков Э.М. Управление экономической безопасностью общества / Э.М. Коротков, А.А. Беляев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 6.
28. Лунин В. Можно ли эффективно бороться с воровством?: мошенничество с использованием служебного положения / В. Лунин // Управление компанией. - 2013. - № 3.
29. Моржаретто И. 2015-год обновления: перспективы автопрома // За рулем. - 2014. - № 12.
30. Мухаметзянов А. Коррупция как форма сознания // Татарстан.
- 2012. - № 7.
31. Омаров А. Коммерческий подкуп: уголовно-правовые и криминологические проблемы // Уголовное право. - 2013. № 2.
32. Попов И. Уголовно-правовая характеристика преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях // Законодательство и экономика. - 2012. - № 5.
33. Рынок грузовых автомобилей / Вести КАМАЗа - 2015. - № 9.
34. Справочник директора предприятия. Под ред. М.Г. Лапусты - М.:ИНФА-М, 2013.
35. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - Минск: ООО «Новое знание», 2012.
36. Сусанов Д. Рейтинг и коррупция: скрытое противостояние / Д. Сусанов // Рынок ценных бумаг. - 2012. - № 12.
37. Тропин С.А. Экономическая безопасность России / С.А. Тропин // Законодательство и экономика. - 2014. - № 5.
38. Управление системой безопасности фирмы: Справочное пособие / Пучков С.И., Кузнецов С.А. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2011.
39. Чаадаева Л. О понятии экономической безопасности компании / Л. Чаадаева // Финансы и кредит. - 2011. - № 3.
40. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: ИКЦ «Маркетинг», 2012.
41. Шакирова С. Об оценке экономической эффективности управления промышленной организацией / Экономический вестник РТ. - 2013. - № 1, март.
42. Швецов В. Прогнозы развития российского автомобильного рынка / Автобизнес - 2014. - № 47.
43. Шибаков В.Г. Оценка конкурентных возможностей предприятия // Автомобильная промышленность. - 2013. - № 4.
44. Шлыков В.В. Экономическая безопасность предприятия / В. Шлыков // ЭКО. - 2012. - № 11.
45. Шмелев А. К вопросу об актуальности автомобилестроения в
машиностроительном комплексе России // Вопросы
управления предприятием. - 2014. - № 1.
46. Экономика: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. - М.: Проспект, 2011.
47. Экономическая безопасность предприятий. Методическое пособие для руководителей предприятий - М.: Вираж-Центр,
2006.
48. Юрьев М. Банкротство по заказу / М. Юрьев // БОСС. - 2012. - №6.
49. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. - М.: Перспектива.
2007.
50. Стражева В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. - Минск, 2007;
51. Балабанов Т.И Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2008;
52. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2007;
53. Интернет ресурс: Официальный сайт ПАО «КАМАЗ»- http: //www.kamaz.ru/
54. Бухгалтерский баланс ОАО «КАМАЗ» за 2012, 2013, 2014 гг.
55. Г одовые отчеты ОАО «КАМАЗ» за 2013, 2014 г.
56. Положение об условиях и порядке проведения тендеров в группе организаций ОАО «КАМАЗ»
57. Положение о Департаменте правовой работы ОАО «КАМАЗ»
58. Положение о Департаменте экономической безопасности ОАО «КАМАЗ»
59. Приказ от 28.03.02 г. № 118 «Инструкция о договорной работе в ОАО «КАМАЗ»
60. Приказ от 07.07.00 г. № 254 «О работе с поставщиками продукции ОАО «КАМАЗ»