ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТЕХНОПАРКОВ КАК ФАКТОРА
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 7
1.1. Понятие, функции и задачи технопарков 7
1.2. Становление и развитие технопарков в Российской Федерации 16
1.3. Зарубежный опыт управления деятельностью технопарков 28
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛНОСТИ ТЕХНОПАРКА «ИДЕЯ» 33
2.1. Общая характеристика технопарка «Идея» 33
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности технопарка «Идея» 42
2.3. Влияние технопарка «Идея» на процессы инновационного развития
экономики Республики Татарстан 48
ГЛАВА 3. ПЕРСЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОПАРКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 54
3.1. Прогноз развития технопарка «Идея» 54
3.2. От технопарков к городам науки 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблем исследования и становления системы управления инновационной деятельностью в технопарках в современных условиях обусловлена тем, что в текущее время все наибольшее внимание страны уделяется инновационному развитию экономики России и Республики Татарстан в частности.
В современном экономическом мире инновации выступают одним из главных причин, характеризующих возможности общественного и экономического становления общества. Сейчас конкурентоспособность на российском и мировом рынках больше находится в зависимости от той продукции, в основе которой лежит свежее знание. В настоящее время вся обязанность по осуществлению инноваций легла на плечи управляющих отдельных хозяйствующих субъектов. Однако сейчас не только верная оценка и выбор, но и удачнаяреализация инновационных проектов позволяют организациям занимать фаворитные позиции в секторе экономики и гарантируют размеренную основу для предстоящего подъема.
Особую роль посреди структур, поддерживающих становление инновационной деятельности, играют технопарки, которые преобразуют входные ресурсы (основные и оборотные фонды, вложения, интеллектуальные ресурсы) в выходные инновационные услуги. Технопарки могут существенно различаться по структуре и размеру входных ресурсов и выходных услуг. Данные свойства меняются в широком промежутке и характеризуют форму - от простейших структур на подобии научных «отелей», которые могут располагаться в одном маленьком здании и оказывать 2-3 вида услуг, до технополисов либо регионов науки, занимающих существенное пространство и представляющих собой сложные региональные экономические комплексы с инновационной ориентацией.
Верно спроектированные и возведённые технопарки считаются действенными очагами возникновения и подъема новых отраслей промышленности, центрами
становления технологий XXI века. Что чрезвычайно важно - технопарки, в которых концентрируются интересы институтов, научных центров, промышленности, региональных и местных властей, порождает синергетический эффект, так как они считаются местом общения людей, чьи интересы совпали в каких-либо направлениях становления
науки и технологий и их коммерциализации.
Технопарк как пространственная среда представляет собой динамично развивающийся научно-производственный территориальный комплекс, который поделен на модули, сдаваемые в аренду и адаптируемые под требования определенных инновационных предприятий, и имеет систему обслуживания, предоставляющую сложный и простой сервис .
Значимый взнос в исследование разных аспектов функционирования
технопарков внесли такие современные ученые, как Тишкова Ю.И., Гакашев М.М., Николаев В., Павлов Э., Петров О.В., Рыков К.Н. и др.
Но внимание большинства обозначенных исследователей концентрировалось, сначала, на вопросах социально-экономической проблематики
функционирования технопарков и практически не затрагивались особенности ведения инновационной деятельности. Эту проблему оценивали следующие российские ученые Баткилина Ю.М., Борисов В.В., Соколов Д.В., Иванова Н.И., Диамант О., Мингалева Ж.А. и др.
В зарубежной литературе концептуальные взгляды что касается управления инновационной деятельности в технопарках отчасти нашли отражение в работах Ф. Алехандро, Р. Коуза, Т. Питерса, Р. Уотермана, И. Шумпетера, Р. Эйреса, Л. Эрхарда и др.
Объектом работы является - технопарк «Идея».Предметом работы - деятельность технопарка. Цель работы - разработка предложений по совершенствованию деятельности технопарков в Республике Татарстан.
Задачи, поставленные в работе для достижения намеченной цели: -раскрыть понятие, функции и задачи технопарков;
-рассмотреть развитие и становление технопарков в России;
-изучить зарубежный навык управления деятельностью технопарков;
- рассмотреть предпосылки создания в Республике Татарстан технопарка «Идея»;
- изучить финансово-хозяйственную деятельность технопарка «Идея»;
- оценить воздействие технопарка «Идея» на процессы инновационного становления экономики Республики Татарстан;
- рассмотреть перспективные направления улучшения деятельности технопарков в Республике Татарстан.
Информационной базой исследования послужили статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, Минэкономразвития и Минфина, также данные Республики Татарстан и Технопарка «Идея».
Методологическую базу исследования составляют общенаучные способы познания и анализа научной литературы, методы системного и статистического анализа, сравнение.
Технопарки призваны обеспечивать условия для ускоренного осуществления инновационного процесса - от поиска и разработки новшества до выпуска образца нового товарного продукта (услуги) и его реализации. Технопарк является центром сотрудничества государства, науки и образования, инвесторов и общества. Каждый из участников этих отношений вносит свой вклад в развитие Технопарка и получает определенную выгоду при реализации его проектов.
В период с 1990 по 2015 год в Российской Федерации было создано 179 технопарков. Наибольшее количество технопарков было зарегистрировано в 2013-м - 200. Развитие технопарков имело непоследовательный характер, а эпизодический, с точками бурного роста и угасания.
Как свидетельствует международный опыт, требуется 6-10 лет, чтобы запустить проект создания технопарка. Признанный успех приходит через 30 - 40 лет. В России более 97% технопарков находится на стадии создания или развития (в т.ч. можно предполагать, что многие из них находятся в зоне риска ликвидации).
В основе услуг российских технопарков лежит предоставление площадей технопарка в аренду. Это было характерно для первых технопарков США, однако впоследствии при создании технопарков такая услуга, как аренда помещений, становилась дополнительной за счет увеличения услуг, направленных на коммерциализацию проектов резидентов. Основная ценность технопарков заключается не в наличии офисных и производственных площадей, а в услугах, направленных на снижение издержек при внедрении результатов научно-технических разработок в экономику.
В работе было рассмотрено Закрытое акционерное общество «Инновационно-производственный Технопарк «Идея» (ЗАО «ИПТ «Идея»), которое было создано в соответствии с решением Правительства Республики
Татарстан и зарегистрировано 11 декабря 2002 г., 5 февраля 2004 года
Технопарк начал свою работу.
ЗАО «ИПТ «Идея» помимо содействия инновационному развитию Республики Татарстан и культивации бизнес ценностей, наличие развитой инфраструктуры парка позволяет оказывать инновационным предприятиям, находящимся на территории Технопарка «Идея», полный комплекс услуг, необходимых для становления и развития наукоемкого бизнеса.
Цель создания Технопарка - Построение системы коммерциализации наукоемких идей.
В Бизнес-парк привлекаются высокотехнологические компании, в том числе, крупные международные технологические компании, локализации которых в Технопарке обусловлена не столько необходимостью в помещениях, сколько необходимостью в доступе к квалифицированным кадрам. Для Технопарка компании-резиденты Бизнес-парка являются своеобразным магнитом, притягивающим молодых специалистов. Совместная локализация на территории одного имущественного комплекса малых компаний и крупных технологических компаний с развитой корпоративной культурой дает положительный синергетический эффект.
Якорные резиденты обеспечивают площадке Технопарка «Идея» устойчивое развитие, несут в себе пример корпоративной культуры высокотехнологичных международных компаний, обеспечивают приток на площадку молодых кадров из университетов, а также взаимодействуя с малыми компаниями на территории Технопарка, обеспечивают синергетический эффект. Якорные резиденты являются носителями и проводниками на рынок современных технологических решений международного уровня. Для Технопарка и его резидентов представляют интерес как возможные постановщики задач для проведения совместных работ.
Технопарк «Идея» является примером реализации частно-государственного партнерства в области развития инфраструктуры инноваций,
ориентированной на малый и средний, в том числе высокотехнологичный бизнес.
Соседство на одной территории малого бизнеса с крупным технологическим, имеющим высокую корпоративную культуру, задает высокую планку и положительно влияет на качество растущих молодых малых компаний.
В рамках направления деятельности по организации международного сотрудничества, Технопарк «Идея» планирует повысить
конкурентоспособность российских компаний за счет вовлечения их в процесс международного сотрудничества через механизмы, обеспечивающие взаимовыгодный обмен знаниями, доступ к релевантным источникам деловой информации и использование уникальных научных компетенций для совместного создания и развития продуктов или услуг.
Дальнейшее развитие международного направления деятельности Технопарка «Идея» позволит развивать инвестиционную привлекательность Республики Татарстан.
ЗАО «ИПТ «Идея» стремится повышать эффективность движения в направлении выбранной стратегии путем применения современных управленческих подходов, которые помогают выстроить ясное понимание целей, приоритетов и принятие решений.
Перспектива развития - это увеличение количества услуг для резидентов, связанных с обеспечением доступа к высокотехнологичному оборудованию и сопутствующих сервисов, а также услуг по управлению интеллектуальной собственностью. Кроме того, к перспективам развития ЗАО «ИПТ «Идея» относит повышение качества услуг по инкубированию малых компаний на основе лучших мировых практик.
Моделью быстрого роста отрасли нанотехнологий в республике является реализация кластерного сценария стратегического развития Технопарка «Идея», ориентированного на приоритетные отрасли экономики Республики Татарстан, такие как нефтехимия, машиностроение и новые материалы, автоматизация и приборостроение, медицина и фармацевтика, а также авиация и космическая сфера, с целью интенсивного продвижения нанотехнологичной и высокотехнологичной продукции и реализации инвестиционных проектов в данных областях.
В работе были сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, касающегося вопросов создания, функционирования и развития технопарков:
Иннополис является основным примером «умного города для умных городов» в России. Экономика города основана на высокотехнологичных индустриях. В Иннополисе создана уникальная городская среда с современной жилой инфраструктурой, экологией, безопасной средой, широкими возможностями для образования и профессионального развития. Чтобы привлечь в Иннополис самые крупные и перспективные технологичные компании, на территории города создана Особая экономическая зона.
1. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О науке и государственной научно-технической политике» / Консультант Плюс - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507
2. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной
политике в Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ) / Система ГАРАНТ - режим доступа:
http: //base.garant.ru/57507270/#help#ixzz45bXWuAqJ
3. Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 (ред. от 26.05.2014) «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (утратил силу) / Консультант Плюс - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_85598
4. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 N219 (ред. от
03.06.2011) «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (вместе с «Положением о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования») / Консультант Плюс - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99357
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 328 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» / Консультант Плюс - режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162176
6. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 2014 года № 916 «Об
утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) в 2013-2016 годах на капитальное строительство объектов инфраструктуры и промышленности индустриальных парков» / Консультант Плюс - режим доступа:
http: //www.consultant .ru/do cument/cons_doc_LAW_168515
7. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая (фермерские) хозяйства» / Консультант Плюс - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_173683
8. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 N 328-р (ред. от 29.11.2014) «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» / Консультант Плюс - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58962/
9. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ - режим лоступа: http://base.garant.ru/194365/#ixzz45b36LNRx
10. Закон Республики Татарстан 26 ноября 2014 года принят «О
преобразовании поселка ИннополисВерхнеуслонского района, изменении границ территорий отдельных муниципальных образований и преобразовании Введенско-Слободского сельского поселения
Верхнеуслонскогомуниципального района, а также внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Верхнеуслонский муниципальный район» и муниципальных образований в его составе» / Электронный фонд правовой и
нормативно-технической документации - режим доступа:
http: //docs.cntd.ru/document/423921736
11. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 ноября 2002 г. N 640 «О мерах по созданию республиканского инновационно¬производственного технопарка «Идея» (с изменениями от 18 апреля 2003 г.) / Электронный фонд правовой и нормативно -технической документации - режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/917011513
Литература
12. Бабашкина А М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 362 с.
13. Баткилина Ю.М. Совершенствование механизмов и инструментов инновационной деятельности в регионах Российской Федерации. - М.: Центр, 2014. - 92 с.
14. Борисов В.В., Соколов Д.В. Инновационная политика: европейский опыт. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 128 с.
15. Гребенюк И.И., Голубцов Н.В., Кожин В.А., Чехов К.О., Чехова С.Э., Фёдоров О.В. Анализ инновационной деятельность высших учебных заведений России: монография. / под. ред. И.И. Гребенюк - М.: Академия Естествознания, 2012. - 136 с.
16. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. - М.: Наука, 2012. - 236 с.
17. Николаев В.Е. Инновационная инфраструктура. - М.: Центр, 2013. - 301 с.
18. Технопарк. Описание элемента инфраструктуры инновационной деятельности. - М.: Изд-во фгунииринкцэ, 2012. - 48 с.
19. Тишкова Ю.И. Технопарки в России - Новосибирск: Изд-во
СибГУТИ, 2014. - 106 с.
20. Трунова Н.А. Управление социально-экономичным развитием
крупных городских агломераций в России - М.: Центр, 2012. - 351 с.
Статьи из периодических изданий
21. Береснева Е. Умные города: как изменят нашу жизнь технологии // Научная России. - 2015. - №1. - С. 56-58.
22. Гакашев М.М. Модели организации региональных промышленных кластеров: обзор международного опыта // Вектор науки ТГУ. - 2013. - №4. - С. 86-89.
23. Горбатенко Е.Ю. Стратегия инновационного развития ЕС до 2020 года // Дискуссия. - 2015. - №3. - С. 52-55.
24. Диамант О. Инновационная политика // Инновации. - 2014. - №2. - С. 51-54.
25. Козлов В.В. Без технологических и институциональных инноваций импортозамещение вряд ли осуществимо // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. - № 2. - С. 37-40.
26. Котлярова С.Н. Практика формирования кластеров в регионах России // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 24. - С. 29-39.
27. Лепский В.Е. Методологические основы совершенствования стратегии инновационного развития России // Экономические стратегии. - 2016. - № 1. - С. 6-15.
28. Мингалева Ж.А. Формирование комплексной системы
государственных мер стимулирования инновационной деятельности в России // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2013. - № 99. - С. 12¬19.
29. Николаев В. Технопарки. Российский и зарубежный опыт // БИТ. - 2015 - №6. - С. 17-23.
30. Павлов Э. Технопарки - важный элемент современной инновационной экономики // Умное производство. - 2014. - №3. - С. 61-65.
31. Пастухов М.В. Математическое моделирование финансово-хозяйственной деятельности технопарка // Материалы Международной студенческой школы-семинара «Новые информационные технологии». - Судак, 2014. - С. 29-36.
32. Петров О.В. Особенности развития технопарков // Инновации. - 2014. - №7. - С. 36-40.
33. Рыков К.Н. Особенности архитектурной организации структур технопарков // Архитектон: известия вузов. - 2013. - №2. - С. 27-31.
34. Свириденок А.И. Роль науки и образования в обеспечении научно-технологической безопасности государства // Инновации. - 2015. - № 3. - С. 6-16.
35. Шалманов С. Когда наступит время российских технопарков // Инновации. - 2012. - №8. - С. 40-44.
36. Щурина С.В., Прокофьева Е.В. Инновационная активность компаний стран-участниц ВТО: сравнительный анализ // Российский экономический вестник. - 2014. - №9. - С. 15-19.
37. Ярковая С.В. Инновационные процессы в системе местного управления и самоуправления как основа развития гражданского общества // Проблемы управления. - 2016. - № 1. - С. 114-117..
Интернет-ресурсы
38. Ассоциация «Технопарк» / Официальный сайт - режим доступа: http: //www.tpark.ru
39. В Иннополисе пройдет крупнейшая в России конференция по электронике / Деловые новости - режим доступа: http://telecomblog.ru/delovie- novosti/v-innopolise-projdet-krupnejshaya-v-rossii-konferentsiya-po-elektronike
40. В Татарстане планируется создать инновационный территориальный
кластер в области нанотехнологий / Бизнес-новигатор. Хроника деловой жизни России и Татарстана - режим доступа: http://business.tatar-
inform.ru/news/2014/8/3/31656/
41. Величко В.В. Особенности создания технопарка в сфере высоких технологий - режим доступа: http://slidesharo.com/documents/17411/osobennosti-
42. Годовой отчет ЗАО «ИПТ «Идея» за 2015 год - режим доступа: http: //www.tpidea.ru/
43. Город высоких технологий Иннополис / Официальный сайт - режим доступа: http://innopolis.ru/
44. Долгих Е. «Умные» города. Перспективы развития в России - режим доступа: http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=34007
45. ЗАО «ИПТ «Идея» / Официальный сайт - режим доступа: http: //www.tpidea.ru
46. Периодический обзор инновационной деятельности стран-лидеров инновационного развития в Европе, Северной Америке и Азии №1 / Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ. - режим доступа: http://www.ved.gov.ru/
47. Перспективная модель финансирования инноваций в России /
Федеральный портал PROTOVN.RU - режим доступа:
http: //www.protown.ru/information/hide/4498.html
48. Положение о присвоении статуса технопарка в рамках НП «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий»- режим доступа: http: //itpark-kazan.ru/ru/2656
49. Устав ЗАО «ИПТ «Идея» / Официальный сайт ЗАО «ИПТ «Идея» - режим доступа: http://www.tpidea.ru/page39
50. SmartCity - концепция «идеального города» - режим доступа: http://city-smart.ru/info/121 .html