Совершенствование форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в регионах России (на примере РТ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ 6
1.1 Малый и средний бизнес: понятие, структура, различия 6
1.2 Этапы развития малого бизнеса в Российской Федерации 10
1.3 Государственное регулирование предпринимательской деятельности в
РФ 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РТ 26
2.1 Институциональная среда малого бизнеса в РТ 26
2.2 Государственные и негосударственные программы поддержки малого и
среднего бизнеса в РТ 34
2.3 Развитие малого и среднего бизнеса в Татарстане 46
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 54
3.1 Проблемы поддержки малого и среднего бизнеса 54
3.2 Совершенствование методов поддержки малого и среднего бизнеса в РТ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ 6
1.1 Малый и средний бизнес: понятие, структура, различия 6
1.2 Этапы развития малого бизнеса в Российской Федерации 10
1.3 Государственное регулирование предпринимательской деятельности в
РФ 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РТ 26
2.1 Институциональная среда малого бизнеса в РТ 26
2.2 Государственные и негосударственные программы поддержки малого и
среднего бизнеса в РТ 34
2.3 Развитие малого и среднего бизнеса в Татарстане 46
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 54
3.1 Проблемы поддержки малого и среднего бизнеса 54
3.2 Совершенствование методов поддержки малого и среднего бизнеса в РТ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
Повышение эффективности предпринимательской деятельности важнейшая задача государства для развития рыночных отношений. В системе экономических отношений произошел переворот еще во времена перестройки. Переход от плановой экономики к рыночной экономике связан именно с появлением института частной собственности.
Безусловно, в современном мире малый бизнес играет огромную роль в экономике страны, и является инструментом регулирования экономических отношений между отраслями экономики и населением. Проанализировав экономическую ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в России, можно сказать, что роль малого предпринимательства повысилась.
В эпоху трансформационных преобразований формирование малого предпринимательства содействует формированию рыночной структуры экономики и конкуренции, увеличения количества производимых продуктов и услуг, сокращения безработицы. Малый и средний бизнес- это перспективный сектор российской, источник устойчивого формирования среднего класса.
В России малый бизнес, по сравнению с другими странами, не слишком развит, ему приходится сталкиваться с такими проблемами, как экономическая нестабильность, недостаточное регулирование бизнеса государством, недостаточная защита, недостаток финансовых средств, отсутствие опыта.
И в первую очередь, развитие малого бизнеса связано с решением именно этих проблем. Поддержка малого бизнеса должна быть одной из главных задач нашего государства. В России развитие малого бизнеса крайне противоречивый и сложный процесс, требующий глубокого анализа его содержания и выявления его закономерностей на всех этапах.
Над этой проблематикой работали множество ученых, авторов. Среди них можно отметить: В.В. Алещенко, В.В. Карпова, советника председателя Совета Федерации, доктора экономических наук, профессора, академика РАЕН Б. Преображенского, заслуженного экономиста РФ Н. Шинкареву, вице-президента РАСН, директора Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, академика И. Ушачёва и др. Исследователи: А. Ф. Самигуллина и В. З. Гатауллин, А. В. Виленский, А.Блинов.
Объектом исследования данной дипломной работы являются предприятия малого и среднего бизнеса в РФ и РТ. Предмет исследования - функционирование, методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РТ и их совершенствование.
Цель данной выпускной квалификационной работы - выяснение и обоснование основных направлений совершенствования и приоритетов развития малого и среднего бизнеса. Для достижения цели, необходимо рассмотрение следующих задач:
- рассмотрение теоретических основ малого и среднего бизнеса;
- проведение анализа государственной политики в реализации основных направлений развития малого и среднего бизнеса в РТ;
- рассмотрение основных направлений совершенствования методов и форм поддержки малого и среднего бизнеса в РТ
Практическая значимость работы - совершенствование форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава данной работы состоит из теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса. Здесь раскрывается само понятие «малый бизнес», его структура, этапы развития в РФ, рассматривается государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ.
Во второй главе на основе изученных данных проведен анализ предпосылок развития, комплекса мер по поддержке малого бизнеса в республике Татарстан.
Третья глава дипломной работы посвящена выявлению проблем в данной сфере, совершенствованию форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в республике Татарстан через решение этих проблем.
Безусловно, в современном мире малый бизнес играет огромную роль в экономике страны, и является инструментом регулирования экономических отношений между отраслями экономики и населением. Проанализировав экономическую ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в России, можно сказать, что роль малого предпринимательства повысилась.
В эпоху трансформационных преобразований формирование малого предпринимательства содействует формированию рыночной структуры экономики и конкуренции, увеличения количества производимых продуктов и услуг, сокращения безработицы. Малый и средний бизнес- это перспективный сектор российской, источник устойчивого формирования среднего класса.
В России малый бизнес, по сравнению с другими странами, не слишком развит, ему приходится сталкиваться с такими проблемами, как экономическая нестабильность, недостаточное регулирование бизнеса государством, недостаточная защита, недостаток финансовых средств, отсутствие опыта.
И в первую очередь, развитие малого бизнеса связано с решением именно этих проблем. Поддержка малого бизнеса должна быть одной из главных задач нашего государства. В России развитие малого бизнеса крайне противоречивый и сложный процесс, требующий глубокого анализа его содержания и выявления его закономерностей на всех этапах.
Над этой проблематикой работали множество ученых, авторов. Среди них можно отметить: В.В. Алещенко, В.В. Карпова, советника председателя Совета Федерации, доктора экономических наук, профессора, академика РАЕН Б. Преображенского, заслуженного экономиста РФ Н. Шинкареву, вице-президента РАСН, директора Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, академика И. Ушачёва и др. Исследователи: А. Ф. Самигуллина и В. З. Гатауллин, А. В. Виленский, А.Блинов.
Объектом исследования данной дипломной работы являются предприятия малого и среднего бизнеса в РФ и РТ. Предмет исследования - функционирование, методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РТ и их совершенствование.
Цель данной выпускной квалификационной работы - выяснение и обоснование основных направлений совершенствования и приоритетов развития малого и среднего бизнеса. Для достижения цели, необходимо рассмотрение следующих задач:
- рассмотрение теоретических основ малого и среднего бизнеса;
- проведение анализа государственной политики в реализации основных направлений развития малого и среднего бизнеса в РТ;
- рассмотрение основных направлений совершенствования методов и форм поддержки малого и среднего бизнеса в РТ
Практическая значимость работы - совершенствование форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава данной работы состоит из теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса. Здесь раскрывается само понятие «малый бизнес», его структура, этапы развития в РФ, рассматривается государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ.
Во второй главе на основе изученных данных проведен анализ предпосылок развития, комплекса мер по поддержке малого бизнеса в республике Татарстан.
Третья глава дипломной работы посвящена выявлению проблем в данной сфере, совершенствованию форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в республике Татарстан через решение этих проблем.
В Республике Татарстан достаточно широкие условия развития малого и среднего бизнеса. В современном мире происходит усиление государственного регулирования и поддержки МСП, также меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с отдельными субъектами частного бизнеса, происходят существенные изменения в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Малый и средний бизнес часто отождествляют и они различаются лишь по численности работников, размерами выручки, и участием в доли юридических лиц. Роль малого и среднего бизнеса в нашем мире очень велико: они создают миллионы новых рабочих мест, особенно это актуально для нашей страны, а также, в принципе, для стран с высоким уровнем безработицы.
Малый бизнес прошел множество этапов, начиная с 1985-года и по настоящее время. Начался он с самых малых предприятий и инициативы самих граждан, когда большинство предприятий считались нелегальными, так как законов регулирующих малое предпринимательство еще не было. Но постепенно государство начало осознавать всю важность малого предпринимательства. Действительно, мировой опыт показал, что малый бизнес - один из главных инструментов для оживления экономики в стране, выхода из кризиса.
Для того, чтобы предпринимательство успешно существовало необходимо государственное регулирование, контроль малого и среднего бизнеса. Государственный контроль предпринимательской деятельности это особая система проверки за соблюдением предпринимателями требованиям нормативных актов. Государственное регулирование включает в себя: антимонопольное регулирование, монопольное регулирование, валютное регулирование, регулирование ценообразования, регулирование цен на продукты, защита прав потребителей, поддержка инициативы молодых предпринимателей и другое.
Рассматривая в особенности Республику Татарстан, развитию малого и среднего бизнеса уделяется достаточно значительное внимание, ведь с ним связано улучшение инвестиционного климата республики, рост ВРП. Малый и средний бизнес - мощный инструмент инновационного развития любой республики, который позволяет привлекать финансовые потоки в экономику. В Республике Татарстан активное развитие предпринимательства началось еще в начале ХХ века, тогда же были приняты первые законы, такие как «О лизинге» , «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другие. Условия для развития малого бизнеса в Республике Татарстан были достаточно широкими, что дало результат в будущем.
В целях поддержки малого и среднего бизнеса предпринимаются такие меры, как:
- с 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне;
- разработана программа развития малого и среднего бизнеса РТ, принятая на 2014-2016 годы;
- создано Агентство по развитию предпринимательства РТ;
- программа "Гарантийный фонд РТ»
- специальные кредитные линейки банков и другое
В особенности важное место занимает программа развития малого и среднего бизнеса РТ, принятая на 2014 -2016 годы. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу о том, что реализация программы проходит вполне успешно: количество субъектов малого предпринимательства
повышается, а значит, растет и численность работников занятых в сфере предпринимательства; среди малых предприятий более 38,9 % - это
предприятия оптовой и розничной торговли; незначительным темпом растет заработная плата работников на малых предприятиях. Также мы попытались спрогнозировать динамику роста субъектов малого бизнеса, но убедились в том, что это явление трудно поддается прогнозированию, вследствие таких факторов внешней среды, как динамизм, сложность, неоднородность.
Республиканская программа развития малого и среднего бизнеса на 2014- 2016 гг. учитывает интересы всех предпринимателей, особенно
направлена на развитие отстающих отраслей и уменьшение основных проблем в сфере МСП.
Агентство стратегических инициатив в основном поддерживает молодых, перспективных предпринимателей, с редкими идеями. АСИ РТ предлагает такие программы, как Лизинг-грант, Социальный бизнес, гарантийный фонд. Названные программы также сильно содействуют развитию МСП в Татарстане.
Основными проблемами, которые присутствуют на данном этапе развития РТ в малом и среднем бизнесе являются:
1. Тяжелое налоговое бремя
2. Недостаточно развитая инфраструктура для малого и среднего бизнеса
3. Административные барьеры, криминал
4. Дефицит кадров и «утечка мозгов»
5. Недостаточное финансирование со стороны государства
Предложенными мерами по совершенствованию малого и среднего бизнеса в Татарстане являются следующие:
- поэтапное решение всех выявленных в МСП проблем, путем принятия отдельных законодательных актов;
- стимулирование и развитие малого предпринимательства созданием фондов взаимопомощи, выделением грантов, выделением финансовых и налоговых льгот в целях преодоления трудностей и т.д.;
- формирование благоприятного климата и инфраструктуры для МСП;
- участие самих бизнесменов в составлении нормативных документов, касающихся МСП;
- создание спроса со стороны государства на малый и средний бизнес;
- создание более лучших финансовых возможностей: создание специальных структур по гарантированию займов для малого бизнеса и их страхованию, безвозвратная финансовая помощь, которая будет предоставляться на некоторые программы (к примеру, научно-технические), займы на льготных условиях и т.д. ;
- учет мнений самих бизнесменов, путем создания различных опросов и проведения конференций
Необходима целевая комплексная программа, которая предусматривает разработку специального законодательства, разностороннюю
государственную поддержку, а также поощрение инициативы и объединения усилий самих малых предприятий, деятельность которых может обеспечить нормальное функционирование рынка многих товаров и услуг.
Малый и средний бизнес часто отождествляют и они различаются лишь по численности работников, размерами выручки, и участием в доли юридических лиц. Роль малого и среднего бизнеса в нашем мире очень велико: они создают миллионы новых рабочих мест, особенно это актуально для нашей страны, а также, в принципе, для стран с высоким уровнем безработицы.
Малый бизнес прошел множество этапов, начиная с 1985-года и по настоящее время. Начался он с самых малых предприятий и инициативы самих граждан, когда большинство предприятий считались нелегальными, так как законов регулирующих малое предпринимательство еще не было. Но постепенно государство начало осознавать всю важность малого предпринимательства. Действительно, мировой опыт показал, что малый бизнес - один из главных инструментов для оживления экономики в стране, выхода из кризиса.
Для того, чтобы предпринимательство успешно существовало необходимо государственное регулирование, контроль малого и среднего бизнеса. Государственный контроль предпринимательской деятельности это особая система проверки за соблюдением предпринимателями требованиям нормативных актов. Государственное регулирование включает в себя: антимонопольное регулирование, монопольное регулирование, валютное регулирование, регулирование ценообразования, регулирование цен на продукты, защита прав потребителей, поддержка инициативы молодых предпринимателей и другое.
Рассматривая в особенности Республику Татарстан, развитию малого и среднего бизнеса уделяется достаточно значительное внимание, ведь с ним связано улучшение инвестиционного климата республики, рост ВРП. Малый и средний бизнес - мощный инструмент инновационного развития любой республики, который позволяет привлекать финансовые потоки в экономику. В Республике Татарстан активное развитие предпринимательства началось еще в начале ХХ века, тогда же были приняты первые законы, такие как «О лизинге» , «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другие. Условия для развития малого бизнеса в Республике Татарстан были достаточно широкими, что дало результат в будущем.
В целях поддержки малого и среднего бизнеса предпринимаются такие меры, как:
- с 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне;
- разработана программа развития малого и среднего бизнеса РТ, принятая на 2014-2016 годы;
- создано Агентство по развитию предпринимательства РТ;
- программа "Гарантийный фонд РТ»
- специальные кредитные линейки банков и другое
В особенности важное место занимает программа развития малого и среднего бизнеса РТ, принятая на 2014 -2016 годы. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу о том, что реализация программы проходит вполне успешно: количество субъектов малого предпринимательства
повышается, а значит, растет и численность работников занятых в сфере предпринимательства; среди малых предприятий более 38,9 % - это
предприятия оптовой и розничной торговли; незначительным темпом растет заработная плата работников на малых предприятиях. Также мы попытались спрогнозировать динамику роста субъектов малого бизнеса, но убедились в том, что это явление трудно поддается прогнозированию, вследствие таких факторов внешней среды, как динамизм, сложность, неоднородность.
Республиканская программа развития малого и среднего бизнеса на 2014- 2016 гг. учитывает интересы всех предпринимателей, особенно
направлена на развитие отстающих отраслей и уменьшение основных проблем в сфере МСП.
Агентство стратегических инициатив в основном поддерживает молодых, перспективных предпринимателей, с редкими идеями. АСИ РТ предлагает такие программы, как Лизинг-грант, Социальный бизнес, гарантийный фонд. Названные программы также сильно содействуют развитию МСП в Татарстане.
Основными проблемами, которые присутствуют на данном этапе развития РТ в малом и среднем бизнесе являются:
1. Тяжелое налоговое бремя
2. Недостаточно развитая инфраструктура для малого и среднего бизнеса
3. Административные барьеры, криминал
4. Дефицит кадров и «утечка мозгов»
5. Недостаточное финансирование со стороны государства
Предложенными мерами по совершенствованию малого и среднего бизнеса в Татарстане являются следующие:
- поэтапное решение всех выявленных в МСП проблем, путем принятия отдельных законодательных актов;
- стимулирование и развитие малого предпринимательства созданием фондов взаимопомощи, выделением грантов, выделением финансовых и налоговых льгот в целях преодоления трудностей и т.д.;
- формирование благоприятного климата и инфраструктуры для МСП;
- участие самих бизнесменов в составлении нормативных документов, касающихся МСП;
- создание спроса со стороны государства на малый и средний бизнес;
- создание более лучших финансовых возможностей: создание специальных структур по гарантированию займов для малого бизнеса и их страхованию, безвозвратная финансовая помощь, которая будет предоставляться на некоторые программы (к примеру, научно-технические), займы на льготных условиях и т.д. ;
- учет мнений самих бизнесменов, путем создания различных опросов и проведения конференций
Необходима целевая комплексная программа, которая предусматривает разработку специального законодательства, разностороннюю
государственную поддержку, а также поощрение инициативы и объединения усилий самих малых предприятий, деятельность которых может обеспечить нормальное функционирование рынка многих товаров и услуг.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВО ФОРА! И МЕТОДОВ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Современные тенденции и проблемы развития малого и среднего
бизнеса в России (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Современные тенденции и проблемы развития малого и среднего бизнеса в России (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан с учетом трансляции мирового опыта и учета региональной специфики
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018



